Что влияет на время двигательной реакции

Методика воспитания быстроты двигательной реакции.

В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с,

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно уве личивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Источник

Факторы, влияющие на проявление быстроты и скорости движений спортсмена.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Источник

Развитие быстроты двигательной реакции

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Развитие быстроты двигательной реакции

Развитие быстроты двигательной реакции

Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значениепрактически для любой профессиональной деятельности, связанной с выполнением каких-либо двигательных действий. В ходе решения таких профессиональных задач встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой времени. Современные технические системы, операторская деятельность, например, нередко предъявляют высокие требования к быстроте реагирования. Быстрота реакции имеет большое значение и для различных единоборств, используемых в прикладной подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, различных служб охраны. В условиях поединка может быть одно или несколько одновременных или последовательных действий противника, ответ на них требует мгновенной защиты, ухода от удара или захвата, быстрого перемещения на выгодную позицию, неуловимых ответных ударов и т. п. Исследования показывают, что и в спринтерском беге, то есть, в беге с максимальной скоростью, преимущество имеют те спортсмены, у кого выше быстрота реакции и подвижность нервных процессов.

В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов, в связи с перевозбуждением ЦНС. Такое состояние, как правило, сопровождается нарушением тонких двигательных дифференцировок и снижает эффективность выполняемой работы.

В быту, спортивной и профессиональной деятельности во многих случаях не возникает необходимости специальной тренировки быстроты простой двигательной реакции. Для ее совершенствования бывает достаточно того улучшения времени реакции, которое происходит путем переноса при тренировке в скоростных упражнениях. Особую ценность в этом отношении представляют подвижные и спортивные игры.

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакциинаиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.
Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

Расчлененный метод сводится к аналитической тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений. Например, при совершенствовании старта в спринтерском беге, возможна следующая схема использования расчлененного метода тренировки быстроты реакции на стартовый сигнал:
1. Сначала выполняется бег со старта под команду с контролем времени в облегченных условиях (со специальных колодок, под уклон или с помощью тяги растянутого вперед резинового амортизатора).
2. Затем выполняется бег со старта на 10-20 м самостоятельно, без команды, но с контролем времени бега, для отработки стартового ускорения.
3. В заключение выполняется групповой старт на 20-50 м, реагируя по движению одного из участников забега. «Лидер» меняется по очереди в каждом забеге.

Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:
1. На первом этапе занимающиеся выполняют двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.
2. На втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения. Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений совершенствует точность восприятия времени.
3. На третьем этапе предлагается выполнять задание с различной, заранее определенной скоростью. Результат контролируется и сравнивается. При этом происходит обучение свободному управлению быстротой реагирования.
Сложность расчлененного и сенсорного методов тренировки быстроты реакции состоит в том, что для их реализации необходимы определенные технические средства: электронные секундомеры с автоматической регистрацией начала и конца выполнения задания под команду и без команды.

В повседневной жизни чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо:
1. Адекватно оценить ситуацию.
2. Принять необходимое двигательное решение.
3. Оптимально выполнить это решение. При этом необходимо помнить, что чем
больше имеется вариантов решения двигательной задачи, тем более затруднено принятие решения и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при совершенствовании ее моторного компонента.

С другой стороны, чем менее трудным и более автоматизированным является само тренируемое движение, тем меньшее напряжение при его реализации испытывает нервная система, короче реакция и быстрее ответное действие. Отрабатывая технику спортивных или профессиональных действий в различных «стандартных» ситуациях, Вы как раз и решаете проблему ускорения оценки ситуации и принятия решения.

Гипоксия, а также сильное и продолжительное нервное напряжение могут привести к увеличению времени сложной реакции. Под влиянием утомления ухудшается и точность мышечно-суставного чувства.

Сложные реакции на движущийся объект (РДО) встречаются не только в спортивных играх, единоборствах, стрельбе по движущимся мишеням, но и во многих видах профессиональной деятельности. Время реакции может составлять от 0,25 до 3,0-4,0 секунд. На сенсорную фазу уходит примерно 0,05 секунды.

Значит, основное значение для быстроты реагирования имеют способность увидеть перемещающийся с высокой скоростью объект и моторная фаза реакции. На это и должна быть направлена тренировка.

Для тренировки используют упражнения с реакцией на движущийся объект. В тех случаях, когда объект зафиксирован взглядом уже до начала движения, время реагирования существенно уменьшается. Тренировочные требования должны постоянно усложняться:
1. Постепенным увеличением скорости перемещения.
2. Внезапностью появления объекта.
3. Сокращением дистанции реагирования. Точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты реагирования.
Для развития быстроты реакции на движущийся объект можно использовать подвижные игры с небольшим (например, с теннисным) мячом и спортивные игры, но основными средствами тренировки все-таки являются упражнения, специфичные для каждого конкретного вида профессиональной (или спортивной) деятельности.

Развитие и совершенствование реакции выбора связано с принятием необходимого двигательного решения из нескольких возможных вариантов. Сложность осуществления реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки. Например, в рукопашной схватке противник может атаковать любой рукой или ногой в самой неожиданной последовательности. Аналогичная ситуация может сложиться и при атакующих действиях в волейболе, футболе и в других играх.

При тренировке реакции выбора необходимо идти по пути постепенного увеличения числа возможных вариантов изменения обстановки.
В ряде случаев большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции играет фактор предвосхищения ситуации (это так называемая антиципирующая реакция). Достигается такое предвосхищение событий и опережение действий противника тем, что опытный мастер-профессионал реагирует не только на само движение, но и на подготовительные действия к нему. Возможно это потому, что в каждом движении есть две фазы:
1. Позно-тоническая выражающаяся в трудноуловимом для дилетанта изменении позы и перераспределении мышечного тонуса атакующим.
2. Моторная, или собственно движение.

Опытные мастера в единоборствах, спортивных играх, а также в некоторых видах профессиональной деятельности, умеют реагировать уже на первую, подготовительную фазу движения. В боевых и спортивных единоборствах этим, например, можно объяснить уход от ударов противника на ближней и средней дистанции, то есть, тогда, когда само время удара меньше времени принятия защиты.

Для совершенствования антиципирующей реакции сначала необходимо учиться реагировать на сознательно утрируемую напарником первую, подготовительную фазу движения, и постепенно тренировать выполнение упражнения максимально быстро.

Список использованной литературы:

Методика воспитания быстроты двигательной реакции.

Воспитание быстроты простой двигательной реакции

В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с,

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно уве личивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Источник

Скорость реакции в спорте

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ В СПОРТЕ

Что влияет на время двигательной реакции. image001. Что влияет на время двигательной реакции фото. Что влияет на время двигательной реакции-image001. картинка Что влияет на время двигательной реакции. картинка image001.

II. Глава 1. Что такое реакция? Основные понятия. 5

1.1 Простая сенсомоторная реакция. 7

1.2 Сложная сенсомоторная реакция. 8

III. Глава 2. Факторы, влияющие на скорость реакции. 9

2.1 Воспитание быстроты ПСР. 11

2.2 Воспитание быстроты ССР. 12

IV. Глава 3. Результаты исследований. 13

VI. Список литературы. 18

1. Изучение механизма моторной реакции (скорости реакции).

2. Обстоятельства, от которых зависит максимум моторной реакции.

3. Сформировать понятия и рекомендации в увеличении скорости динамических движений в практике учебной и тренировочной работы, по вырабатыванию у юных спортсменов способности к оптимальной требуемой данным действием энергии.

Реакции – это одно из проявлений физического качества быстроты. Быстрота реакции в спорте имеет огромное значение. Важность скорости реагирования не может быть недооценена, так как во многих видах спорта это один из ведущих факторов, определяющих успешность выступления. Поэтому знать об этом больше и применять информацию с целью улучшения своих навыков и результативности будет полезно каждому спортсмену. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует спортсмен на изменения в соревновательной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие.

Скорость реакции определяется многими обстоятельствами, главным образом умением быстро сообразить, быстро воспринять, быстро подготовить соответствующие двигательные импульсы. Там, где приходится задерживать течение этих психических процессов, реакция будет медленная.

Сила движения при реакции определяется количеством энергии, которая на него затрачивается, т. е. либо количеством тех нервных центров, которые возбуждаются, либо количеством тех мышечных групп или мускулов, которые приводятся в действие. Быстрота реакций поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений. А также её можно улучшать и увеличивать с раннего возраста.

1. Изучить обстоятельства скорости реакции.

2. Понять на какие из них можно влиять и каким образом.

4. Сформулировать практические рекомендации по практическим упражнениям для спортсменов, желающих повысить скорость реакции.

Глава 1. Что такое реакция? Основные понятия.

Реакция – это осознаваемое ответное действие на определенный сигнал.

Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (сенсорная фаза); осознание сигнала (латентный период, премоторная фаза); ответное действие (исполнительный период, моторная фаза).

Что влияет на время двигательной реакции. image002. Что влияет на время двигательной реакции фото. Что влияет на время двигательной реакции-image002. картинка Что влияет на время двигательной реакции. картинка image002.

Латентный и двигательные компоненты времени реак­ции имеют на оси времени общий участок (он обозначен штриховкой). Это означа­ет, что в данное время начинают работать несколько параллельных уровней регуля­ции.

Сокращение целостного времени простой двигатель­ной реакции в результате тренировки происходит, главным образом, за счет её мо­торного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы яв­ляются относительно независимыми, причем индивидуальные различия времени латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный пе­риод реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями.

Согласно физиологическим представлениям латентное время реакции склады­вается из пяти составляющих:

2. Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС.

3. Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сиг­нала.

4. Передача возбуждения от ЦНС к мышце.

5. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности.

Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе во многом зави­сит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей вос­принимающего рецептора, а время передачи воз­буждения по центростремительному нерву в ЦНС зависит от подвижности нервных процессов.

В различных видах спорта используется преимущественно один из двух типов реакции:

1. Простая сенсомоторная реакция

2. Сложная сенсомоторная реакция

1.1 Простая сенсомоторная реакция (ПСР).

Простой сенсомоторной реакцией в психологии называют реакцию, которая осуществляется в условиях предъявления одного заранее известного сигнала и получения одного определённого ответа. Например, в ответ на звуковой, световой, тактильный и т. д. сигналы человек должен как можно быстрее осуществить определённое действие – нажать на ключ или произнести определённый слог. Исследования показывают, что при надпороговой интенсивности раздражителя время простой реакции определяется в основном физической природой раздражителя и особенностями воспринимающего рецептора.

Измерение параметров времени простой сенсомоторной реакции (ПСР) позволяет определить быстроту и стабильность моторного-сенсорного реагирования. В качестве стимулов используются световые и звуковые стимулы, различной интенсивности (обычно это слабый и сильный сигналы).

Процедура экперимента послужит нам примером простой сенсомоторной реакции: испытуемый удерживает в нажатом положении «стартовую» кнопку. В момент предъявления стимула (звукового или светового) ему необходимо как можно быстрее нажать «финишную» кнопку.

1.2 Сложная сенсомоторная реакция (ССР).

Измерение параметров сложной сенсомоторной реакции позволяет определить: быстроту, стабильность моторного и сенсорного (светового) реагирования, соотношение быстроты моторного и сенсорного реагирования (моторность) в условиях выбора.

Таким образом, в ССР усложняется процесс идентификации сигнала, переработки информации и также усложняется процесс пространственной координации. Это, в сравнении с ПСР, может приводить к увеличению как латентного (ЛП), так и моторного (МП) периодов ССР.

Глава 2. Факторы, влияющие на скорость реакции.

Скорость реакции в общем обусловлена:

1. Деятельность ю нейромоторного механизма.

2. Способностью к быстрейшей мобилизации состава двигательного действия.

Первый фактор во многом обусловлен генетически и совершенствуется очень незначительно.

Второй поддается тренировки и представляет основной резерв в воспитании элементарных форм быстроты. Их совершенствование обеспечивают главным образом за счет приспособления моторного аппарата к заданным условиям решения двигательной задачи и овладения рациональной техникой.

Наибольшие сдвиги отмечаются в развитии двигательной реакции, время которой в период от 10 до 13 лет уменьшается у девочек на 3,4%, у мальчиков на 6,6%. Далее этот показатель стабилизируется. Таким образом, наиболее благоприятной период воспитания двигательной реакции у юных спортсменов отмечается в период 10-13 лет.

Также стоит учитывать такие факторы как:

1. Выраженное нервно-психическое напряжение.

Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

2. Постоянная и высокая степень готовности.

Если в период снижения внимания появится момент, требующий немедленного реагирования, то скорость восприятия и ответа на раздражитель будет низкой.

Снижается координация, притупляются чувства, расшатывается нервная система. В таком состоянии человек не может правильно воспринимать окружающую его среду и верно на неё реагировать.

5. Медицинские препараты.

Значительно растягивать время реакции способны даже безобидные, на первый взгляд, средства от простуды и обезболивающие. Ниже представлены лекарственные средства, влияющие на скорость реагирования:

замедление реакции и искажение зрения при переменном освещении;

— сердечные и болеутоляющие средства (аспирин, анальгин, препараты,

используемые для снижения повышенного давления при ишемической болезни сердца

и гипертонии и др.) могут стать причиной заторможенной реакции;

— лекарства для желудка тоже вызывают расширение зрачков и делают

6. Недомогания и болезненность.

Реакции простуженного человека замедляются примерно так же, как ис человеком после обильного алкогольного застолья. С выраженными симптомами гриппа ухудшается способность концентрироваться, а время реакции увеличивается на 11% по сравнению со здоровым состоянием. При гриппе состояние можно сравнить с опьянением при концентрации алкоголя в крови около 0,5–0,65 промилле.

2.1 Воспитание быстроты простой реакции.

Основой методики воспитания быстроты реакции являются повторное реагирование на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Примером упражнений для воспитания простой реакции могут быть: старты из различных исходных положений, по сигналу изменение направления движения, выполнения определенного технического приёма по сигналу тренера и т.д. Причем в этом случае целесообразно использовать различные по силе звука сигналы, т.е. отличающиеся по величине от стандартного (очень тихие или очень громкие), а также световые, тактильные сигналы и т.д.

Тренировка быстроты простой реакции по этому методу проводится в три этапа: на первом этапе спортсмен выполняет действие (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает спортсмену фактическое время реакции; на втором этапе реакция и последующие движения также выполняются с максимальной ско­ростью. Но преподаватель спрашивает у спортсмена, за какое время он, по его мне­нию, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своих ощущений времени с тем, что фактически показано, совершенствует точность восприятия времени; на третьем этапе спортсмену предла ­гают выполнять задания с различной заранее обусловленной скоростью реагиро­вания.

2.2 Воспитание быстроты сложной реакции.

Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0.18-1.00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и может достигать 300 мс.

Основная доля латентного времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уделять особое внимание. Для этого используются упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:

• постепенно увеличивать скорость движения объекта;

• сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;

• уменьшать размеры движущегося объекта.

Так как это гораздо более сложный тип реакции. Здесь время реак­ции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных.

Глава 3. Результаты исследований.

Что влияет на время двигательной реакции. image003. Что влияет на время двигательной реакции фото. Что влияет на время двигательной реакции-image003. картинка Что влияет на время двигательной реакции. картинка image003. Что влияет на время двигательной реакции. image004. Что влияет на время двигательной реакции фото. Что влияет на время двигательной реакции-image004. картинка Что влияет на время двигательной реакции. картинка image004.

Что влияет на время двигательной реакции. image005. Что влияет на время двигательной реакции фото. Что влияет на время двигательной реакции-image005. картинка Что влияет на время двигательной реакции. картинка image005.

Испытуемый садится на стул лицом к спинке, вытягивает прямую ведущую руку перед собой, а другую руку кладёт за спинку стула. Тестирующий держит на весу линейку таким образом, чтобы она располагалась отметкой «О см» между большим и указательным пальцами испытуемого. Когда спортсмен готов к выполнению теста, испытатель отпускает линейку. Задача испытуемого как можно быстрее сжать пальцы в кулак. Оценка скорости реакции осуществляется по длине преодолённого линейкой расстояния в сантиметрах.

А также было проведено анкетирование. При обработке данных по выявлению скоростных качеств реагирования спортсменов мной были получены результаты, которые я привожу в диаграмме (средние показатели).

Что влияет на время двигательной реакции. image006. Что влияет на время двигательной реакции фото. Что влияет на время двигательной реакции-image006. картинка Что влияет на время двигательной реакции. картинка image006.

Самой быстрым испытуемым оказалась спортсменка (17 лет) по пляжному волейболу, а самыми медленными спортсмены (15 и 17 лет) по классическому волейболу.

Для развития быстроты реакции следует:

• Развивать способность предугадывать действия противника, как бы опережать их начало, т.е. реагировать не столько на противника или партнера, сколько на ма­лозаметные подготовительные движения и внешний вид (осанку, мимику, эмоцио­нальное состояние и пр.). К примеру, большинство боксеров отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выражению лица и глаз, по поступательно­му движению ног, повороту туловища, по вращению таза, по положению рук.

• Повторно реагировать на различные раздражители, менять стартовое положение, характер движения для развития быстроты простой реакции.

А также рекомендовать следующие упражнения и методы, которые помогут профессиональным юным спортсменам улучшить результаты по выработке высокой скоростной реакции:

2. Бег или плавание с гандикапом (шансы на победу уравновешивают на старте расстановкой участников забега на определенном расстоянии один от другого в соответствии с уровнем развития быстроты).

3. Бег с отягощением (шансы на победу уравновешиваются на старте, где для каждого спортсмена устанавливается свое отягощение в соответствии с его уровнем развития скоростных способностей).

4. Имитация движений руками или ногами при беге, плавании с максимальной или вариативной частотой и из разных исходных положений (стоя, лежа, сидя) и с разным дополнительным отягощением.

5. Бег, плавание “с хода” – преодоление короткого отрезка (продолжительностью 2–4 с) с максимальной скоростью после предшествующего разгона. Отягощение составляет 10-30% от максимального.

6. Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения.

7. Скоростные упражнения в усложненных относительно обычных условиях (бег в гору, гребля с гидротормозом и т.п.). Усложнение не должно нарушать структуру движений основного упражнения.

8. Выполнение скоростных циклических упражнений с применением звуко-лидеров темпа движений.

9. Скоростно-силовые упражнения: прыжки с ноги на ногу; скачки на одной ноге; прыжки через набивные мячи, установленные на разном расстоянии; прыжки (влево–вправо) через гимнастическую скамейку с продвижением вперед; выпрыгивание из полуприседа; прыжки через скакалку и т.п.

10. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий для увеличения амплитуды движений.

В итоге следует, что для развития скоростных способностей необходимо:

1. Применять разнообразные средства и упражнения;

2. Учитывая специфичность проявления скоростных способностей, следует подбирать адекватные упражнения относительно конкретного вида упражнения или комплекса в целом, структуры и условий выполнения движения.

3. Развивать скоростные способности в комплексном сочетании с другими физическими качествами.

К конкретным методам развития скоростных способностей средствами силовых упражнений относится:

— методы строго регламентированного силового упражнения;

группой, в то время как элитные спортсмены, к сожалению, не всегда могут быть вовлечены в масштабное исследование.

Проведённую теоретико-эмпирическую работу следует считать своего рода заделом для дальнейшего сбора и уточнения данных, а также ориентировочной информацией для тренера или спортивного врача, а также тех спортсменов, кто заинтересован в изучении скорости реакции и увеличении её показателей для новых побед.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *