Что влияет на общество
Какие факторы способствуют развитию общества?
Человечество находится в постоянном цивилизационном развитии и тесном взаимодействии индивидов, образующих социальную среду. Разнообразные процессы во всех сферах жизнедеятельности и существования индивидов в совокупности образуют общество, и представляют систему, которая способна изменяться и двигаться. Но жизнеспособность системы зависит от ряда условий, которые называются факторами. Чтобы социум полноценно развивался, он опирается на различные виды факторов. Как это происходит, какое влияние и действие они оказывают, предлагаем узнать из данной статьи.
Общая характеристика факторов
Согласно научным мнениям и обобщениям, факторами социального развития называют определенные условия (обстоятельства), которые способствуют возникновению новых и отмиранию устаревших элементов, составлявших основу общества:
Социум – это целостный организм всех взаимосвязанных элементов. Стойкость связи напрямую зависит от внутреннего восприятия процессов, обусловленных окружающей средой (обитание и взаимодействие с другими индивидами).
При этом ведущими сферами общества являются такие среды как:
Представленные среды, с уточнениями, можно отнести к обстоятельствам, определяющим современную эволюцию социума.
Различают такие факторы развития общества:
Социальная политика государства прежде всего направлена на повышение благополучия. Определенным категориям людей предоставляются льготы, оказывается материальная помощь, ежемесячные выплаты (пособия), в том числе и по болезни, родам и беременности, для детей до 3-х лет, продуктовая помощь, предоставление помощи работников служб социального обеспечения (уход за тяжелобольными, инвалидами, пожилыми одинокими людьми и т.д.). Также социальный фактор воздействия на общество определяет уровни борьбы с безработицей, ищет пути трудоустройства и занятости граждан. Особое внимание уделяется институту материнства и детства. Ведется наблюдение за детьми из неблагополучных семей, многодетными и нерадивыми родителями.
Любые виды социальных факторов всегда действуют в тесном взаимодействии друг с другом, так как по сути вытекают из одного условия в другое. Но каждый из них имеет большое значение для жизни индивида и государства в целом, формируя положительное или отрицательное отношение человека к происходящим цивилизационным процессам.
Поэтому на их основе могут возникнуть и другие разновидности факторов, например, социально-экономические, где моральная и финансовая заинтересованность индивидов проявляется в их общей деятельности. Также стойко формируется отношение к труду, инициативность, корпоративные отношения, правовая защищенность, общее здоровье, степень образованности, интеллект, внутренние убеждения, нормы поведенческой морали, профессиональная квалификация и уровень благосостояния.
Разнообразие дополнительных факторов
Любые условия и признаки, при которых развивается социум, прямо влияют на цивилизационные процессы. Они способны вызвать как прогресс, так и регресс социума. В связи с этим, особо обращают внимание на существующие объективные и субъективные факторы.
Первые (объективные) могут не зависеть от сознания, восприятия и воли человека. На них оказывает влияние политические, экономические, психологические и социальные условия. Вторые (субъективные), имеют прямую зависимость от целенаправленной сознательной деятельности индивида или любой социальной группы, его воли, желания, выбранных функций и действий.
К объективным факторам в первую очередь относят действие окружающей природы. Имеет значение регион, местность, географическое расположение, влияющие на урбанизацию, миграцию и расселение людей. Природный фактор имеет огромное значение для существования цивилизации. Именно расселение древних людей около рек, на равнинах и в благоприятных климатических условиях способствовало развитию земледелия, зарождению экономического начала и обособлений государств.
Влияние природы имеет значение и в наше время. Так, например, Японию постоянно накрывают тайфуны и цунами, и некоторые города и поселения постоянно разрушаются и требуют восстановления. Это способствует поиску японцами новых конструктивных решений, развития технологий, а также особого ведения экономики, для образования отдельного денежного счета, откуда можно будет брать средства для ремонта поврежденных коммуникационных сетей и разрушенных объектов инфраструктуры, вызванных стихиями.
Природа может как создать, так и уничтожить. Например, в мире есть такие государства (Южная Корея и Малайзия), в которых круглый год климат и почва остаются теплыми и благоприятными для роста растений. Поэтому это позволяет странам выращивать урожай 2 раза в год, самостоятельно обеспечивая себя зерновыми культурами, фруктами и овощами, тем самым развивая собственное фермерское (сельское) хозяйство, и помогая другим странам, и прежде всего – себе (экспорт).
Поэтому большинство современных исследователей считают, что природа относится к важнейшему объективному фактору. Гибель от извержения вулкана, наводнения, сейсмические колебания, торнадо, цунами и т. д. свидетельствуют о слабости человека перед природными стихиями, побуждая его к поиску лучших способов защиты, развития техники и расселения в более благоприятные условия, где будет развиваться экономика, на основе которой построятся все остальные сферы жизнедеятельности человека.
От природного напрямую зависит и технологический фактор, способствующий НТР человечества, росту демографических показателей, развитию социальной и культурной среды. Новые разработки во всех сферах деятельности человека приводят к стабильности положения индивидов, ускорению цивилизационных процессов. Компьютерные и цифровые технологии в последние годы вышли на высокий уровень, способствуя наилучшему обобщению и систематизации научных данных, которые накопились у человечества за последние тысячелетия.
Это способствует возникновению новых разработок в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, производстве лекарственных препаратов, автоматизации, строительстве, дизайне, самолетостроении и других сферах. Современная наука социология придерживается мнения, что любой исторический процесс всегда связан с модернизацией, благодаря которой традиционный вид социума трансформируется в индустриальный, стремясь затем к постиндустриальному типу.
Условия для факторов
Несмотря на то, что понятие «социальные факторы» само по себе считается обстоятельствами, для его всестороннего воздействия на жизнь индивида тоже необходимы условия, и таким образом, социологические процессы оказываются взаимосвязанными, развиваясь по кругу. Так, например, двигателем прогресса факторов в обществе считают степень свободы, которая предоставляется индивиду для максимального развития ее способностей и возможностей.
Понятие свободы в РФ закреплено в Конституции. Оно включает в себя большое количество разнообразных прав, относящихся к разряду демократических. Индивид может свободно передвигаться по своей стране, менять место жительства (регион), выбирать ООУ, ВУЗ, место работы, формировать род своих занятий, предпочтений, хобби и взаимодействия с индивидами, группами и уполномоченными государственными органами.
Человек имеет свободу выбора во всех сферах своего существования, включая манеру поведения и коммуникации, но существующие рамки дозволенного не влияют на понятие свободы в общем, они лишь призваны обеспечивать порядок в обществе, определяя социальные и нравственные нормы.
Еще одним условием считают наличие в социуме регресса определенной сферы. Традиционно считается, что регресс является двигателем прогресса. Любые катаклизмы, проблемы с сырьем и экологией, в глобальном масштабе, способствуют поиску новых конструктивных технологических решений, способных привести социум к успеху и движениям вперед. При этом временной остановкой развития обозначается такое понятие, как стагнация.
Прогресс, основанный на модернизации, способствует продолжению общественной жизни, выбору определенного образа жизни индивидов, духовной жизни, проведения реформ (экономических, политических, культурных), революций, противоречий в социуме, деятельности граждан, групп и народных масс.
Роль любого фактора для жизни социума является важной. Общественные процессы невозможны без определенных условий, обстоятельств, внешних, внутренних и исторических факторов. Поэтому они активно изучаются современными исследователями, для поиска конструктивных решений и выработки положительного направления их влияния.
Факторы развития общества
Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.
Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.
Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.
Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.
Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе окончательно оформилось в трудах французских просветителей (Анн Робер Жак Тюрго, Мари Жан Антуан де Кондорсе и др.). В качестве критерия прогресса они выделяли развитие человеческого разума, распространение просвещения. Ряд мыслителей XIX века (например, Анри Сен–Симон, Франсуа Мари Шарль Фурье) в качестве критерия прогресса выделяли развитие общественной нравственности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм в качестве основного критерия прогресса выделял развитие производительных сил.
В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что основным критерием прогресса является степень свободы, которую общество предоставляет личности для максимального развития ее возможностей.
Однако, движение вперед не исключает возвратных движений, регресса. Так, развитие орудий труда, высокая производительность труда — очевидное свидетельство прогресса, но они породили глобальные экологические и сырьевые проблемы. Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Прогресс противоречив. Противоречивость прогресса в том, что прогресс в одной сфере общественной жизни может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой сфере общественной жизни.
(Дополнительная справка) Развитие общества, его источники и движущие силы:
Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.
Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.
Стагнация – временная остановка развития.
1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.
2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.
3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.
4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.
5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.
6) В современных условиях прогресс – это:
– продолжительность жизни общества;
Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).
Виды реформ: – экономические,
– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).
Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.
Модернизация – приспособление к новым условиям.
Что движет человеческой историей (?):
1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.
2) Историю творят великие люди.
3) Общество развивается по объективным законам.
а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.
б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.
С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.
Что означает термин социальные факторы: какие виды понятия сильно влияют на общество
О таком понятии, как социальные факторы слышали многие граждане страны, термин может использоваться в различных сферах деятельности населения. При знакомстве со значением возникают самые разнообразные вопросы, как понимать данное выражение, что оно дает людям и где применяется, для подробного рассмотрения предусмотрены наглядные примеры, которые помогут выделить важные моменты. Интереснее всего в первую очередь рассмотреть социальные факторы, максимально влияющие на российскую реальность начиная с финансовой обстановки и заканчивая здравоохранением. Термин воспринимается по большей части как экономическая составляющая, благодаря ему получится намного лучше ориентироваться в происходящем, чтобы правильно вести бизнес, а также получать большую прибыль.
Подробное описание понятия
Эксперты в один голос твердят, что социальный фактор – это процесс или явление, которое впоследствии станет причиной возникновения изменений в социальной среде и способно влиять на разнообразные сферы деятельности. Своего рода движущая сила общества изучается очень пристально с одной целью, чтобы иметь представление о реальной обстановке в государстве, причем учитываются масштабы города и всей необъятной страны. Для знакомства с термином стоит отдать предпочтение не только разновидностям понятия, но и тем областям, которые на данный момент способны отразиться на состоянии Российской Федерации. Некоторые социальные факторы в зависимости от времени создают большее влияние на общество страны, а также на взаимоотношение отраслей или экономики с общественностью.
Фактор старения населения
Этот показатель сильно влияет на общее развитие государства, поэтому эксперты составляют целые пирамиды с учетом исследований и проверок, помогающих проследить тенденцию возрастов. Термин, по сути, из области демографических особенностей РФ, но отношение к социальным факторам отвергать глупо, ведь данные, собранные по людям, оказывают влияние на развитие общества.
Если в стране наблюдается прирост более зрелых личностей, такие особенности вызывают спрос на постройки, характерные возрастному составу населения, а также выпуску соответствующих продуктов для пожилых людей в больших, оптовых поставках. Нельзя не отметить спрос на услуги здравоохранения, влияние на общество стоит назвать внушительным и разносторонним, отличный пример для того, чтобы понять суть термина.
Уровень доходов граждан
Этот социальный фактор не менее значимый для России, дифференциация по уровню зарплат означает то, что пропасть образовавшаяся между богатыми слоями населения и бедными людьми максимально растет. В свою очередь, такой показатель будет оказывать влияние на некоторые сферы деятельности, востребованные в данный момент. Повсеместно открываются компании, способные предложить отдых по низким ценам, бюджетные товары или предоставление услуг по доступной стоимости, что упрощает жизнь и открывает возможность для формирования нового бизнеса.
Принимая во внимание дифференциацию, стоит помнить, что вкусы у разных слоев граждан приблизительно будут одинаковыми, также дело обстоит и с интересами людей. Деятельность компании зачастую ориентируют как на высший класс, так и на средний для получения максимальной выгоды.
Безработица и частные фирмы
Социально-экономический фактор способен существенно повлиять на общество, являясь главной движущей силой в развитии народа, в понятие входят два важных элемента, такие как:
Беря во внимание РФ, показатели страны будут сильно зависеть от наличия частных предпринимателей. Вспомнив времена 10-15 лет назад, все моменты станут намного понятней, не так давно попытки начать самостоятельную деятельность моментально пресекались, сегодня дело обстоит иначе. При желании любой человек без проблем сможет попробовать себя в бизнесе, достаточно лишь накопить стартовый капитал.
Безработица менее приятный фактор, но его не следует отбрасывать в сторону, данные такого плана неустанно растут, оказывая огромное влияние на общественность. Семьи неспособны получать достаточно средств, чтобы иметь все для счастливого существования, учащаются приступы паники, стресса, итогом которых становятся заболевания. Безработица плотно связана с дифференциацией уровня доходов, хотя заработные платы продолжают расти, некоторые личности попросту не могут найти рабочее место. Важно вовремя отреагировать на проявление этого социального фактора и создать достаточное количество рабочих мест, прибегая к открытию новых вакансий на заводах или фабриках.
Изменения в семьях
По мнению людей, в семейной жизни нет ничего особенного, способного существенно повлиять на общественность, но эти суждения опровергает наличие социального фактора. Увеличение количества разводов никак не подталкивает граждан заводить новую семью, отчего страдает рождаемость в стране. Одиноких людей становится больше, эта группа общества помимо личных переживаний вызывает беспокойство у родственников, друзей и коллег по работе.
Популярность гражданских браков не осталась в стороне, стиль жизни людей отличается от приянтой молодежью, которая видит создание семьи только после посещения ЗАГСа, что оказывает моральное воздействие на общество. Пара с неузаконенными отношениями может запросто заводить детей и снимать жилье, а после нескольких сор просто разойтись, увеличивая тем самым число одиноких людей.
Влияние общества на человека
Сущность понятий «общество», «человек», их взаимосвязь и взаимозависимость. Роль биологических и социальных закономерностей в жизни человека и общества. Предназначение общественного мнения, его влияние на процесс социализации и формирования личности.
Глава 1. Общество и человек
1.1 Определение термина «Общество»
1.2 Определение термина «человек» и формирование личности
Глава 2. Влияние общества на человека
2.1. Способы влияния общества на человека
2.3 Люди, зависимые и независимые от общества
Глава 3. Положительное и отрицательное влияние общества на человека
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В.И. Ленин
Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью, которая выражена тем, что общество в любой период времени влияет на человека. Оно загоняет нас в определенные рамки. И у нас тут же возникает вопрос: почему же? А ответ очень прост: человек, вне зависимости от времени, будет задумываться, а что же о нём думают люди, что будет, если он поступит так, как он хочет, а не так как ему говорят.
Так же общество может изменить человека, как личность. Например, когда он вступает в определенную группу, то он начинает вести себя в соответствии с участниками этой группы, может быть, он исключит общение с некоторыми людьми, или станет слушать музыку определенного жанра, может изменить свое мнение на определенные вещи. В итоге человек может измениться до не узнаваемости. Так же для примера можно взять и курение, ведь многие начинают курить только потому, что его друзья курят. Это тоже своеобразное давление на человека, он не хочет отделяться чем-то от своих друзей, быть своего рода изгоем, а хочет быть наравне с ними.
Я выбрала данную тему из-за того, что она мне интересна, и при этом она актуальна, потому что человек каждый день подвергается влиянию общества. И, наверное, каждый человек задумывался: почему же он так зависит от мнения окружающих. В данной работе я хочу разобраться, как общество влияет на человека.
Глава 1. Общество и человек
1.1 Определение термина «Общество»
Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами. Никто не будет спорить, что сами эти связи далеко не всегда желательны для человека. Тем не менее, он обслуживает их. На чем же держится эта зависимость? Мы уже говорили, что односторонней зависимости быть не может. Если бы это было так, современное общество распалось, все его части (люди) разошлись бы в разные стороны. Значит кроме зависимости человека от общества, существует обратная ей зависимость общества от человека. Что же это за зависимость? Думаю, никто в серьез не будет утверждать, что современное общество зависит от конкретного человека, лично от Вас, от меня или кого другого. В условиях что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства. Но мы уже знаем, что для устойчивости объекта общество-человек нужна взаимосвязь между ними. Откуда же она берется? Некие намеки дают нам персоналии типа Наполеона, Ленина, Сталина… Они оказывали реальное воздействие на общества и на его изменение. Но может быть это исключение? Не может это воздействие быть исключением. Если бы это было так, общество в принципе не могло бы и сформироваться. Оно не было бы устойчивым. Следовательно, связь есть, человек как активный, не зависимый элемент закачивает в нее свою энергию (предмет связи), а общество, как зависимый элемент ее принимает. Но где же тогда результат этого воздействия. Итак, чтобы разобраться, как общество может влиять на человека, нужно сначала узнать, что же такое общество и кто такой человек.
1.2 Определение термина «человек» и формирование личности
Личность-человек занимающий активную жизненную позицию и ведущий общество за собой. Обладает рядом лидерских качеств.
· В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
· Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга.
· Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству.
· Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы.
· Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которые он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.
Глава 2. Влияние общества на человека
2.1 Способы влияния общества на человека
К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, образ жизни и физического здоровья. Помимо того, что общество влияет непосредственно на человека, так и на природу. А причем тут влияние, оказываемое на природу, спросите вы. Общество влияет на природу, а она оказывает непосредственное влияние на условие жизни человека, на здоровье и на развитие.
Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.
Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Весь процесс развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:
· Дошкольное и школьное детство (4-11)
Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности:
· адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);
· индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);
· интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).
Самое огромное влияние на личность человека является мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Ребенок хочет, чтобы его уважали сверстники, чтобы у него было много друзей. В детском саду он может получить жизненный опыт, т.к. он общается с детьми своего возраста, что-то берет от них, пытаясь подражать так, сказать «популярным» детям. Ребенок изменяется, чтобы быть наравне со своими друзьями, он может изменить свой характер, свои привычки.
В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.
К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.
На человека может также влиять и СМИ. Например, реклама побуждает купить определенный товар.
2.3 Люди, зависимые и независимые от общества
Жизнь созависимых людей полна длительных стрессов. По сути дела, именно стрессы, в том числе, сильные переживания за другого человека и создали у них данный тип личности. Эти люди способны сильно переживать, но, как правило, не способны действовать в нужном направлении, поскольку отрицательные эмоции отбирают у них всю энергию. Созависимые люди настолько втянуты в чужую жизнь, что чувствуют себя ничтожными без взаимоотношений с кем-либо. При этом они, разумеется, стараются и другого втянуть в собственную жизнь, в том числе, в свои негативные переживания. Происходит как бы взаимное «отравление» друг друга отрицательными эмоциями. Созависимые люди настолько привыкают «заботиться» о другом, что нередко предлагают навязчивую помощь даже тогда, когда другой человек в ней не нуждается, или тогда, когда эта помощь абсолютно бесполезна. Такие люди тратят много энергии на поддержание тесных взаимоотношений ради чувства безопасности.
Каждый воспринимает проблемы другого как собственные. Особенно это заметно у женщин в семьях с алкоголиком. Сам больной зависим от алкоголя или наркотиков, а близкий человек, вместе с ним проживающий, зависит от состояния больного.
Созависимость, как комплексная и многомерная защитная реакция, делится на четыре типа:
1. Созависимость, смыслом которой является избегание тревоги, связанной с отвержением. Такие созависимые «прилипчивы» и покорны. Их главной целью является не допустить чувства одиночества, поэтому они ни в коем случае не позволяют своим партнерам и близким становиться самостоятельными.
2. Созависимость, созданная для того, чтобы справляться со страхом созависимого о потери контроля. Симулируя беспомощность и нужду, такие созависимые принуждают свое окружение заботиться о них, удовлетворять их потребности и желания. Эти созависимые отказываются от роста и вынуждают своих близких относится к себе как к эмоциональным и физическим инвалидам.
3. Компенсаторная созависимость. Такие созависимые живут во имя других. Они жертвуют собой. У них нет «своего пути», потому что они всегда удовлетворяют чьи-то желания, мечты и просьбы.
4. Контрзависимые отрицают близость, считают себя сильными и всегда правыми, ориентированы на себя или на какую-то деятельность, ведущую к успеху, агрессивны.
Созависимый как правило:
· Чувствует себя «вынужденным» помогать другому решать его проблемы (предлагает непрошенные советы, делает умозаключения вместо партнера или пытается «угадать» чувства другого).
· Не умеет говорить «нет», и чтобы угодить партнеру, делает то, что не хочет делать, или делает больше чем должен делать, или делает за других то, что они могут сделать сами.
· Легко выражает негодование по поводу несправедливости, совершенной по отношению к другому, но не способен отстаивать свои собственные права.
· Привязан к нуждающимся в помощи людям.
· Часто испытывает злость и гнев, чувствует себя непринятым и использованным.
· Чувствует себя жертвой или марионеткой.
· Воспитывается в проблемной семье.
· Винит себя во всем, в чем только можно.
· Отклоняет комплименты и похвалу.
· Всегда считает себя «недостаточно хорошим».
Признаки независимого человека:
· Ответственный. Надо осознать свою ответственность за свою жизнь, за свои поступки, за своих близких. Часто люди боятся ответственности и избегают принимать решения. Потому что удобнее переложить принятие решения на кого-нибудь другого: родителей, мужа или жену, общество, или государство. Кто принимает решение, тот и отвечает.
· Материальная независимость. Чтобы быть независимым человеком, нужно стать независимым материально. Потому что когда вы финансово зависите от кого-то, он может решать за вас и управлять вами. Например, можно ли назвать домохозяйку независимым человеком? Осознает она это или нет, но ей приходится угождать главе семьи, от которого она материально зависит. Даже если ее муж богат, ее жизнь может превратиться в «золотую клетку».
· Самодостаточность. Самодостаточный человек не ищет опору в других, он имеет опору в себе. Самодостаточный и независимый человек не зависит от чужого мнения и оценки. Это значит, нужно иметь мужество не быть «как все». Это означает быть самим собой.
· Живет своей жизнью.
биологический социальный общественный личность
Глава 3. Положительное и отрицательное влияние общества на человека
Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.
Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Когда мы говорим о знании психологии людей, то имеем в виду следующее. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.
Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.
В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.
Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.
Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.
Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что общество очень сильно влияет на человека. Оно влияет на нас как положительно, так и отрицательно. Итак, можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Как показывает проведенный мною тест, почти каждый человек находиться в средней зависимости от общества, т.е. человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали. И можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных групп.
1. Андреева И.Л «Социальная психология» М., 1994 г.
2. Бодалев А.А. «Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М., 1996.
3. Здравомыслов А.Г. « Социология конфликтов». М., 1995.
4. Сорокин П. «Человек, цивилизация, общество». М., 1992.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Человек-Разумный
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Общество
7. В.А. Горянина «Психология общения», Академия, 2002 г.
Тест по теме: «Влияние общества на человека»
1. Ты лидер какой-либо группы. Её участникам не нравиться решение, которое ты принимаешь. Изменишь ли ты его?
1) Нет, настою на своем (1)
2) Да, последую мнению большинства (2)
2. Твой лучший друг попросил помочь ему прибраться после праздника, но все твои друзья отказались и позвали тебя гулять. Что ты выберешь?
1) Конечно же, я пойду гулять с друзьями, их мнение для меня важнее. (2)
2) Помогу убраться лучшему другу (1)
3. Учитель оставил класс на дополнительный урок. Большинство твоих одноклассников ушли домой. Как поступишь ты? (2)
1) Останусь на дополнительный урок (1)
2) Конечно, пойду домой, я же не хочу подставить свой класс
4. Ты один(а) сделал(а) домашнюю работу из своего класса. Учитель забыл про него, но тебе нужно получить хорошую оценку. Напомнишь ли ты учителю про домашнюю работу?
1)Да, конечно, мне ведь нужно исправить оценку (1)
2) Нет, я не хочу подставить свой класс (2)
5. Прежде чем сказать что-то ты:
1) Подумаешь как отреагируют на это другие (2)
2) Просто скажешь все, как есть. (1)
6. Пошла мода на определенную одежду. Все твои друзья ходят в ней, кроме тебя. Будешь ли ты носить ее?
1)Да, конечно, буду, не хочу отделяться от друзей. (2)
2) Нет, меня и свой стиль устраивает (1)
7. Часто ли ты задумываешься, что о тебе думают окружающие тебя люди?
1) Да, мне очень важно их мнение (2)
2) Нет, меня не волнует их мнение (1)
8. Замечал(а) ли ты когда-нибудь, что после посещения какого-либо кружка/группы, что твои взгляды на вещи менялись?
9. Чтобы добиться успеха в компании, ты
1) Прислушиваешься к их мнению (2)
2) Делаешь, как считаешь нужным (1)
Низкая зависимость от мнения общества.
Средняя зависимость от мнения общества.
Высокая зависимость от мнения общества
Подобные документы
Значение биологического, социального и духовного аспектов в историческом развитии человека. Влияние физического здоровья и умственных способностей на эволюцию homo sapiens, зависимость человека от общества. Факторы социализации и формирования личности.
реферат [24,5 K], добавлен 18.07.2011
Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.
реферат [21,5 K], добавлен 10.12.2011
реферат [24,5 K], добавлен 25.02.2014
Понятие человеческого развития и его основные цели. Характеристика главных составляющих концепции развития личности: наделение возможностями, сотрудничество, справедливость, устойчивость, безопасность. Взаимосвязь психики человека и специфики общества.
реферат [20,3 K], добавлен 10.03.2012
Социализация как процесс формирования личности в определенных социальных условиях, усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует данный опыт в собственные ценности и ориентации. Стадии социализации и его проблемы в обществе.
реферат [25,6 K], добавлен 07.10.2013
Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.
реферат [34,5 K], добавлен 06.08.2014
Влияние музыки на человека с точки зрения философов Античности, в Средние века, на современном этапе развития. Влияние музыки на развитие ребенка и становление его личности. Положительное и негативное влияние музыки на человека (на примере рок-музыки).
курсовая работа [76,1 K], добавлен 05.01.2017
Сенсорные системы человека, степень их развития, роль и место в формировании поведения человека. Свойства сенсорных систем и регуляция их деятельности. Эмоции как элемент жизни человека, их психологическая сущность и влияние на поведение личности.
контрольная работа [26,3 K], добавлен 14.08.2009
Личность в политической жизни. Причины участия личности в политической жизни. Влияние образования на личность. Роль воспитания в формировании личности. Роль личности в политике, как её субъекта, огромна. Формирование демократического общества.
реферат [20,1 K], добавлен 08.05.2004
Понятие и сущность агрессии; ее функции и формы проявления у того или иного вида или отдельного живого организма. Влияние агрессии одной личности на окружающую среду и общество. Сходства и различия этого психологического состояния у человека и животного.
дипломная работа [30,2 K], добавлен 07.05.2011