Что влияет на формирование двигательного навыка

Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения

Что влияет на формирование двигательного навыка. 4bf50d27673bb1aa9455055373f7b8cf. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-4bf50d27673bb1aa9455055373f7b8cf. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка 4bf50d27673bb1aa9455055373f7b8cf. ирина юрова
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения

Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения.

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.

Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании, улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.

Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание, связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока.

Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности, также положительные эмоции на занятиях.

Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения двигательных упражнений, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. Формирование двигательных навыков у детей требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретения двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков.

Таким образом, процесс формирования двигательных навыков у дошкольников имеет определенную закономерность и педагогу необходимо соблюдать ряд условий на каждой стадии формирования навыка.

Этапы обучения двигательным навыкам:

В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем с преобладающим значением 2-й сигнальной системы.

Процесс обучения двигательным навыкам проходит в определенной последовательности и системе. Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой, И. В. Полтавской и другими педагогами. Ими выделено 3 этапа обучения двигательным навыкам 1) первоначальное разучивание; 2) углубленное разучивание; 3) закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформированность умения выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдается излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действий, использует словесные поощрения, обращает внимание ребенка на его ошибки. Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком, он подходит к ним дает указания, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению движений.

На втором этапе обучения движениям ребенок уже знаком, педагог предлагает изменить исходное положение. Просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи.

Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения. При этом ребенку дается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание правильно и красиво выполнять движения.

На третьем этапе обучения движений ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточенно на качестве движений. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Педагог на этом этапе может использовать счет, творческие задания. Для совершенствования двигательных навыков на III этапе обучения детям предлагают выполнить отработанные физические упражнения в форме соревнования. Соревнования используют и как прием, который помогает вызывать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, и как метод совершенствования двигательных навыков физических способностей, и как средство воспитания морально-волевых качеств.

3. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В.Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М. : Просвещение, 1985.

5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М. : Издательский центр «Академия» 2001.

7. Коряковский И. М.Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт», 1998.

8. Леонтьев А. Н. Современная психология. М., 1983.

10. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. – Мн. : Ураджай, 2000.

11. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования, часть 1. – М. : 1985.

Презентация «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу!» В этой презентации показана наша работа по укреплению и сохранению здоровья наших детей. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного.

Источник

Что влияет на формирование двигательного навыка

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Двигательный навык в физкультуре. Что это такое, развитие умений, фазы формирования

Человек обладает широким арсеналом врожденных двигательных навыков: сосание и глотание, сгибание и разгибание, моргание и другие. Этими функциями он владеет с рождения. Еще большее количество навыков он приобретает в течение жизни. Двигательная активность помогает сохранять работоспособность и жизненный тонус. У людей, занимающихся физкультурой и спортом морфологические и функциональные показатели здоровья значительно выше, чем у остальной части населения.

Физиология человека

Овладеть новыми формами движений, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизнедеятельности, позволяет пластичность нервной системы. В процессе формирования двигательных навыков имеют значение как врожденные, так и средовые факторы. В структуру навыка входят двигательный, вегетативный и сенсорный компоненты. В зависимости от вида деятельности их соотношения меняются.

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797cdc703. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797cdc703. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797cdc703.

Так, для стайера или тяжелоатлета важнейшими будут двигательный и вегетативный компоненты, а теннисисту и хоккеисту в той же степени важен еще и сенсорный компонент. Двигательные процессы протекают при непосредственном участии центральной нервной системы (ЦНС). Именно в коре больших полушарий образуются кратко- и долговременные связи, составляющие двигательную память.

ЦНС формирует механизм обратных связей с помощью которого организм создает и корректирует программу двигательных действий, решая поставленные задачи.

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797e47b81. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797e47b81. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797e47b81.

Использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности:

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797eea73a. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797eea73a. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797eea73a.

При организации физкультурных занятий очень важно учитывать фазовые колебания работоспособности человека:

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797fc2b26. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797fc2b26. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015797fc2b26.

С учетом этих физиологических фаз выделяют 3 режима двигательной активности:

Что такое двигательный навык в физкультуре?

Двигательный навык в физкультуре – это степень владения техникой действий по перемещению или изменению положения тела, характеризующаяся надежностью и автоматизмом.

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 60157980b579e. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 60157980b579e. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 60157980b579e.

Формирование двигательных навыков подчиняется определенным законам:

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 60157981a4a2c. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 60157981a4a2c. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 60157981a4a2c.

Причины, возникающих задержек в овладении навыком:

Для повышения эффективности спортивных и физкультурных занятий важно учитывать данные закономерности.

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015798278a30. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015798278a30. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 6015798278a30.

Двигательный навык в физкультуре – это правильно сформированные реакции и действия, имеющие характерные признаки:

Условия и формирования двигательного навыка

Основными понятиями физической активности являются двигательные умения и навыки. Движение составляет основу физической активности человека. Освоение двигательных действий требует первоначального умения его выполнять, которое по мере освоения переходит в навык.

Двигательное умение представляет собой степень овладения действием, имеющую следующие характерные признаки:

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 601579836f910. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 601579836f910. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 601579836f910.

Переход умения в навык достигается путем многократных повторений двигательных действий, приводящих к автоматизации координационных механизмов.

Двигательный навык представляет собой доведенное до автоматизма выполнение не только простых операций, но и сложных, требующих согласованности и скоординированности в действиях. Все это крайне необходимо при занятиях физической культурой.

Процесс трансформации умений в навыки включает 3 этапа:

Стадии формирования двигательных навыков

Двигательный навык в физкультуре – это процесс, в котором можно выделить 3 стадии формирования:

Длительность стадий зависит от:

Этапы обучения двигательным навыкам

Обучение двигательным навыкам представляет собой многоэтапный процесс, направленный на усложнение навыка, доведение его до автоматизма, формирование устойчивости к отвлекающим факторам.

Этапы обучения:

Освоенные двигательные навыки становятся ступенью для формирования новых, более сложных движений.

Способности

Двигательные способности заключаются в индивидуальных качествах, обуславливающих уровень возможностей человека. Они сугубо индивидуальны, в их основе лежат анатомо-физиологические задатки, а на их развитие и проявление оказывают влияние внешняя среда (условия, нагрузки, раздражающие факторы) и психологические особенности (темперамент, тип восприятия, скорость мышления).

Двигательные способности:

СпособностиВидыОписание
СиловыеСпособность противостоять внешнему сопротивлению, преодолевая его за счет усилий мышц.
Собственно-силовыеХарактерно напряжение мышц в статическом и преодолевающем режиме работы. Зависят от строения мышц и функциональных возможностей костно-мышечного аппарата.
Скоростно-силовыеХарактерно напряжение мышц, проявляемое одновременно со скоростью. К разновидностям данных способностей относят «взрывную» силу и быструю силу. Эти способности важны для прыгунов в высоту и длину, при метании спортивных снарядов.
СкоростныеСпособности, обеспечивающие максимальную скорость выполнения двигательных действий за определенный отрезок времени.
Координационные способностиГотовность к управлению и регуляции различными по сложности и срокам возникновения двигательными действиями.
ЭлементарныеКоординирование действий в ходьбе, беге.
СложныеИгры, технические виды спорта.
ВыносливостьСпособность противодействовать утомлению при длительной двигательной деятельности.
ОбщаяХарактеризует выносливость при умеренной интенсивности.
СпециальнаяСоответствует поставленным задачам: силовая, скоростная, координационная.
ГибкостьСпособность, обуславливающая подвижность частей человеческого тела относительно друг друга. По локализации различают общую (все суставы) и специальную (конкретные суставы: тазобедренный, плечевой и другие).
АктивнаяПриложение самостоятельных мышечных усилий.
ПассивнаяПриложение внешних сил.

Развитие умений

Двигательный навык в физкультуре – это не просто раздел в программе обучения. Жизнь человека невозможно представить без движений. Поэтому так важно знать закономерности развития, становления и совершенствования физических умений и навыков.

Диапазон разнообразных двигательных действий формируется в течение человеческой жизни и зависит от внешних (окружающая среда) и внутренних (задатки) факторов. Формирование двигательного навыка проходит в последовательности с ранее описанными стадиями: иррадиации, концентрации, стабилизации.

Что влияет на формирование двигательного навыка. d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 601579867d198. Что влияет на формирование двигательного навыка фото. Что влияет на формирование двигательного навыка-d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 601579867d198. картинка Что влияет на формирование двигательного навыка. картинка d0b4d0b2d0b8d0b3d0b0d182d0b5d0bbd18cd0bdd18bd0b9 d0bdd0b0d0b2d18bd0ba d0b2 d184d0b8d0b7d0bad183d0bbd18cd182d183d180d0b5 d187d182d0be 601579867d198.

Продолжительность образования нового двигательного навыка зависит от:

В процессе формирования двигательных навыков необходимо учитывать физиологические закономерности, в соответствии с ранее описанными стадиями:

1-я стадия характеризуется широкой иррадиацией процессов возбуждения при недостаточности процессов торможения. Во 2-й стадии отмечается стабилизация двигательных рефлексов. 3-я стадия отличается стабилизацией навыка, уточнением динамического стереотипа. Формирование двигательных навыков происходит одновременно с развитием физических качеств.

Часто невысокие результаты в игровых видах спорта, легкой и тяжелой атлетике связаны не с недостаточной освоенностью навыка, а с неудовлетворительным развитием двигательных качеств: силы, координации, скорости, гибкости, выносливости.

Поэтому при обучении новым двигательным навыкам нельзя забывать о развитии и совершенствовании физических способностей. Наибольшую эффективность работа по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств имеет при учитывании возрастных и половых особенностей.

Значение двигательных навыков в жизни человека огромно. Занятия физической культурой повышают скорость реагирования в нестандартных ситуациях, позволяют избегать травмирования и, все это вместе взятое, способствует активному долголетию.

Видео о двигательных навыках в физкультуре

Развитие двигательных навыков школьников:

Источник

Формирование двигательных навыков у юных спортсменов

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В учебно-тренировочном про­цессе юные спортсмены изу­чают технику избранного спорта на определенном уровне, ха­рактеризующем степень освоеннос­ти действия. Двигательное умение и навык отражают уровень владения техническими действиями в из­бранном виде спорта. Формирова­ние двигательного умения, а затем и навыка требует от юных спортсме­нов активного участия в учебно-тре­нировочном процессе, приучает анализировать сущность поставлен­ных задач, условия выполнения действия, а также формирует у них основы управления движениями.

Признаки, что техника освоена юными спортсменами на уровне двигательного умения: постоянная концентрация внимания на состав­ляющих действие операциях, неста­бильность результата действия, из­менчивость техники действия, воз­никновение нарушении в технике исполнения под влиянием сбиваю­щих факторов, низкая слаженность движений, — приводят к относи­тельно невысокой скорости выпол­нения технического действия.

Несмотря на то что юные спортс­мены могут успешно освоить доста­точно много технических действий на стадии умения, двигательный на­вык сформировать у них достаточно сложно. По П.Я. Гальперину (2005), если мы повышаем требования к действию, то приходится переучи­ваться, потому что многие действия усваиваются в таком качестве, кото­рое повышенных требований не вы­держивает.

По мере многократного повто­рения действия юными спортсмена­ми оно становится отлаженным и привычным (иногда на это уходят месяцы и годы). Связи между двига­тельными операциями становятся прочными, гарантирующими их слитность, тогда у спортсменов от­падает необходимость в постоянной концентрации внимания. Это при­водит к тому, что двигательное уме­ние автоматизируется и превраща­ется в двигательный навык.

Факторы, влияющие на формирование двигательных навыков

Основными факторами, усили­вающими эффективность формиро­вания двигательных навыков, явля­ются:

б) прошлый двигательный опыт (или ранее выработанная коорди­нация) предполагает опору на уже имеющиеся у юных спортсменов двигательные навыки в виде врож­денных движений или двигатель­ные навыки, образованные в ре­зультате специального обучения на протяжении индивидуальной жиз­ни (бег, кувырки и др.);

Тренеры-преподаватели в про­цессе формирования у воспитанни­ков двигательных навыков должны учитывать, что формирование од­них двигательных навыков может оказывать определенное влияние, как положительное, так и отрица­тельное, на усвоение других навы­ков. Это так называемый перенос навыков. В практике выделяют его разновидности.

Положительный перенос на­выков определяет взаимодействие навыков, при котором ранее сфор­мированный навык облегчает про­цесс формирования последующего.

Отрицательный перенос на­выков предполагает такое взаимо­действие навыков, при котором ра­нее сформированный навык затруд­няет процесс формирования после­дующего.

Перенос навыка в тренировке юных спортсменов может иметь различный характер.

• Односторонний перенос воз­никает в тех случаях, когда форми­рование одного навыка содействует образованию у юных спортсменов другого, а обратного влияния не об­наруживается.

• Взаимный перенос навыков наблюдается с одного двигательно­го действия на другие и обратно.

• Прямой перенос характеризу­ется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в конкретном упражнении.

• Косвенный (опосредованный) перенос основывается на том, что ранее сформированный у спортсме­нов навык создает только благопри­ятные предпосылки для приобрете­ния нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подго­товки в целях увеличения фонда не­специфических двигательных уме­ний и навыков в избранном виде спорта.

• Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых дейст­вий имеет большое сходство. На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движе­ний планируется система специаль­но-подготовительных упражнений.

• Обобщенный перенос наблю­дается, если ранее освоенный навык влияет на формирование целого ря­да движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним.

Тренерам-преподавателям, рабо­тающим с юными спортсменами, не­обходимо учитывать характер взаи­модействия навыков: при планирова­нии учебно-тренировочного процес­са — в рамках одного или серии заня­тий; при подборе систем специально подготовительных упражнений.

Этапы формирования двигательных навыков

Процесс обучения техническому действию (в основе которого лежит формирование двигательного на­выка) условно делится на три этапа.

Этап начального разучивания

(у юных спортсменов формируется предумение, изучаемое действие выполняется ими в общих чертах). Методические особенности изуче­ния новых технических действий: обучение необходимо осуществлять при хорошем психофизиологиче­ском самочувствии занимающихся; по возможности исключить воздей­ствие на обучаемых сбивающих факторов; необходимо прекращать повторение действия при возникно­вении утомления, при снижении ка­чества выполнения; интервалы от­дыха должны быть достаточными для восстановления; в структуре од­ного занятия обучение новому дви­гательному действию необходимо планировать в начале основной час­ти, пока не снизилась работоспо­собность у занимающихся.

Этап закрепления и дальней­шего совершенствования (фор­мируется двигательный навык). Ме­тодические особенности: обучае­мым необходимо стремиться к стабильности и автоматизму выполня­емых действий; важно довести до необходимой степени совершенства индивидуальные особенности тех­ники; добиться выполнения технического действия с максимальными усилиями и скоростью, точностью и экономичностью, допускается вы­полнение на фоне утомления, могу! использоваться «сбивающие» фак­торы.

При ознакомлении обучаемых с новым двигательным действием главной задачей является создание у них представлений, необходимых для правильного выполнения технического действия и побуждение за­нимающихся к сознательному и активному освоению.

Обучение технике у юных спортс­менов начинается с осознания ими учебной задачи и формирования представлений о способе ее реше­ния. Формировать представление об изучаемом действии очень важно в обучении новичков, оно является чувственно-наглядным образом двигательного действия, возни­кает на основе того, что обучаемый видит, слышит и чувствует, опира­ясь при этом на свои знания. Чем точнее поймет воспитанник значе­ние и сущность двигательного дей­ствия, тем точнее будут его пред­ставления о нем. Тренер-преподаватель при формировании у юных спортсменов представления о тех­ническом действии условно акцен­тирует их внимание на три звена:

а) осмысливание задачи обуче­ния (обучаемые должны понять ос­нову техники);

б) составление проекта решения двигательной задачи (логика вы­полнения изучаемого действия);

в) попытка выполнения техниче­ского действия по образцу (позво­ляет расширить ориентировочную основу действия, полученную от тренера-преподавателя).

Обучение новому техническому действию необходимо начинать при наличии у воспитанников го­товности к практическому разучи­ванию двигательного действия. Она имеет несколько компонентов проявления.

Собственно физическая го­товность к разучиванию двигатель­ного действия определяется уров­нем развития физических качеств (ловкости скоростно-силовых, вы­носливости, гибкости).

Автоматизация исполнения двигательного действия

В процессе формирования дви­гательного навыка автоматизация подразумевает исполнение двига­тельного действия практически без контроля сознания. Это определяет такие характеристики двигательно­го действия, как стандартность и ва­риативность, проявляющиеся в на­дежности выполнения.

Несомненно, что совершенное владение навыком иногда приводит к возникновению своеобразного комплексного ощущения, которое является результатом тончайших мышечных дифференцировок и синтеза показателей всех анализа­торов.

Интегральное целостное ощу­щение, например, в единоборствах можно рассматривать как способ­ность спортсмена быстро и точно выполнять наиболее рациональные двигательные действия и техниче­ские приемы с учетом ситуации по­единка, условий противоборства, технико-тактических действий со­перника. Формирование этих спе­цифических чувств происходит по мере автоматизации двигательного навыка. При этом в процессе ста­новления навыка контроль сознания ведется по отдельным параметрам двигательного действия, а когда на­вык сформирован, сознание широ­ко охватывает обобщенные интег­ральные характеристики двигатель­ного действия.

Способность к интегральным ощущениям в большинстве случаев обнаруживается как результат пред­варительной тренировки спортсме­на в выполнении двигательного действия. Зачастую признаком ода­ренности к избранному виду спорта является наличие у юного спортсмен изначально (не имея опыта спор-зной деятельности) интегральных мщений при выполнении двигательных действий.

Для формирования интегральных целостных ощущений не достаточно только двигательной активности и значительного стажа занятий спортом. Важно целенаправленно давать спортсменам условия для их формирования:

• двигательное действие должно быть автоматизировано;

• совместно с тренером (или самостоятельно) необходимо провести синтез условий успешного выпол­зня двигательного действия;

• спортсмен должен стремиться выполнить действие с максимальной эффективностью;

В практике спортивной подго­ни реальный процесс формирования двигательного навыка обычно не имеет выраженных этапов. Не редко у обучаемых наблюдается появление уже исправленных ошибок или отмечается общее ухудшение техники. Иногда двигательное действие, выполняемое автоматически, осуществляемое непроизвольно или неосознаваемо, подвергается деавтоматизации (следствие снижения эффективности самоконтроля за ис­полнением двигательного действия).

Можно также выделить времен­ную непреднамеренную деавтоматизацию у юных спортсменов. Ее проявление может наблюдаться при недостаточном соревновательном опыте, общая причина возникнове­ния может заключаться в излишних объемах выполнения специально подготовительных (подводящих) упражнений.

Тренеру необходимо проводить профилактику возникновения деавтоматизации двигательного навыка с учетом рекомендаций:

• не допускать значительных пе­рерывов в повторении ранее сфор­мированного навыка (особенно ак­туально для единоборств и спортив­ных игр);

• учить юных спортсменов ана­лизировать движение, обращать внимание на условия выполнения, не допускать подражания при вы­полнении упражнений, а осмысли­вать движение;

• не допускать излишней моти­вации спортсменов, иначе «перемо­тивация» может привести к вовлече­нию в работу больших усилий учас­тия в движении мышц, нужных и не­нужных.

Иногда деавтоматизация навыка даже полезна для технического со­вершенствования. Например, если неверно сформирован навык, требу­ется время, чтобы разучить движе­ние заново. Наиболее важна деавто­матизация в случае изменения ант­ропометрии спортсмена (если про­изошел «ростовой скачок», то пара­метры техники также должны перест­раиваться) или в случае повышения уровня физической подготовленнос­ти спортсмена, влияющей на технику соревновательных упражнений.

Формирование двигательных навыков в учебно-тренировочном процессе

Освоение новых форм и вариан­тов техники, их закрепление и со­вершенствование происходят у спортсменов в зависимости от зако­номерностей приобретения, сохра­нения и дальнейшего развития спортивной формы в рамках боль­ших циклов тренировки (годичных или полугодичных). Этапы техниче­ской подготовки должны соответст­вовать общей структуре годичных циклов. В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно условно выделить три этапа технической подготовки.

I этап. Совпадает с первой поло­виной подготовительного периода, когда вся подготовка спортсменов подчинена необходимости станов­ления спортивной формы, создания модели новой техники соревнова­тельных движений (ее улучшения, практического освоения, разучива­ния отдельных элементов, входя­щих в состав соревновательных действий) и формирования их об­щей координационной основы. На этом этапе у занимающихся под­росткового и юношеского возраста идет «приспособление» техники к измененным параметрам физиче­ского развития и подготовленности.

II этап. Техническая подготовка спортсменов направлена на углуб­ленное освоение и закрепление це­лостных навыков соревновательных действий как компонентов спортив­ной формы. Этап охватывает боль­шую часть второй половины подго­товительного периода больших тре­нировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательные этапы).

III этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредствен­ной предсоревновательной подго­товки и направлена на совершенст­вование приобретенных навыков, моделирование соревновательных ситуаций, увеличение диапазона их вариативности. Этот этап начи­нается с завершающей части подго­товительного периода и распрост­раняется на соревновательный пе­риод.

На всех этапах технической подготовки спортсменов следует избегать двигательных ошибок. В учебно-тренировочном процессе под ошибкой в технике понимается отклонение от модели техники, снижающее эффективность дейст­вия. Тренеры-преподаватели зна­ют, что отклонение от модели не всегда ошибочно, часто такие от­клонения являются индивидуаль­ными особенностями техники. В спортивной подготовке встреча­ется несколько видов ошибок: тех­нические ошибки (связанные со структурой действия), тактические ошибки (искажающие смысловую сторону действия) и фоновые ошибки перемещений, поз выпол­нения упражнений, ритма дейст­вий. В учебно-тренировочном про­цессе в первую очередь устраняют­ся технические ошибки, затем тактические, только после них фо­новые.

Рекомендации по формированию двигательных навыков у неправоруких детей

Двигательное предпочтение од­ной из сторон тела называют терми­ном «латеральное доминирование». Предпочитаемая сторона тела при выполнении двигательных действий называется ведущей. В практике спортивной подготовки выделяются юные спортсмены, одинаково успеш­но выполняющие технические дейст­вия в обе стороны. Таких детей назы­вают амбидекстрами или амбидекстриками. В специальной литературе отмечается, что количество леворуких детей колеблется от 5 до 15%, а число амбидекстриков, у которых примерно равны обе руки, соответст­вует 2%, остальные дети являются праворукими (около 85%).

Методические рекомендации по обучению леворуких детей и амбидекстров технике двигательных дей­ствий:

• Любое изучаемое техническое действие должно объясняться и по­казываться в обе стороны.

• Выполнение новых техниче­ских действий должно сначала вы­полняться с удобной стороны, а по­том разучиваться в неудобную сто­рону.

• Необходимо приучать юных спортсменов к выполнению различ­ных симметричных движений, это даст более высокий результат тех­нической подготовленности, чем впоследствии «дорабатывать» тех­нические действия в неудобную сто­рону.

Тренер-преподаватель должен демонстрировать обучаемым дви­гательное действие в обе стороны. Стремиться заинтересовать обучае­мых новым двигательным действи­ем. Стимулировать у учеников стремление к техническому совер­шенствованию.

1. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев, 1989.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психоло­гии: Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е изд. М.: КДУ, 2005.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методи­ки развития. М.: Терра-Спорт, 2000.

4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб., 2005.

5. Средства физического воспитания: Теория и методика физического воспи­тания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1979.

6. Теория и методика физического вос­питания / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 1976.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *