Что включают в себя расходы на логистику

Инструкция, как организовать логистику начинающему предпринимателю

Что включают в себя расходы на логистику. logistika. Что включают в себя расходы на логистику фото. Что включают в себя расходы на логистику-logistika. картинка Что включают в себя расходы на логистику. картинка logistika.

Содержание статьи

Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.

Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.

Что такое логистика

Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.

Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.

Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.

Логистика включает в себя:

Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.

Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.

Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:

То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.

О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»

Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании

Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:

1. Транспортная

Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.

Если есть, логисты могут:

Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.

Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.

2. Закупочная

Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.

В логистику снабжения входят:

Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.

3. Логистика запасов

Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.

Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.

Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.

Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.

4. Таможенная

Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.

В этом случае логисты могут заниматься:

Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.

Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.

5. Информационная

Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.

Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.

Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.

Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.

6. Складская

Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.

В складскую логистику входят:

У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.

Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.

Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.

Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:

Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.

Как грамотно организовать логистику на предприятии

Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.

В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.

1. Алгоритмизация бизнес-процессов

Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:

В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.

Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий

2. Формирование списка обязанностей

Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:

В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.

3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов

Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.

Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:

Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:

«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»

4. Распределение обязанностей между сотрудниками

Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:

Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:

«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.

Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.

Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.

Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»

В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:

Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN :

«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»

На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.

Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам

Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.

Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.

Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.

Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.

О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.

Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.

Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.

Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.

Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.

Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.

Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.

Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»

Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.

Источник

Что включают в себя расходы на логистику. 3cae8f5779bf8d3488850fd315ec3e58. Что включают в себя расходы на логистику фото. Что включают в себя расходы на логистику-3cae8f5779bf8d3488850fd315ec3e58. картинка Что включают в себя расходы на логистику. картинка 3cae8f5779bf8d3488850fd315ec3e58.

Логистические услуги представляют собой комплекс задач по организации транспортировки груза из одного пункта в другой. В процессе решения таких задач осуществляется также деятельность, направленная на минимизацию затрат и оптимизацию процессов грузоперевозок. При этом, появляется реальная возможность снизить себестоимость перемещения транспортом, и, соответственно, уменьшить цену товаров или продукции.

Услуги в области логистики направлены на сокращение издержек предприятия. Для достижения максимально возможного положительного результата следует разобраться в том, какие виды логистических услуг предоставляются специализированными компаниями.

Виды логистических услуг

Логистические услуги можно разделить на следующие виды:

Как правило, одна операция по транспортировке груза предполагает несколько видов логистических услуг, тесно взаимосвязанных между собой. К примеру, если компании нужна доставка грузов по России при закупке сырья для производства, то оказываются следующие виды услуг:

При заказе логистических услуг необходимо обращать внимание и на особенности, которыми обладает данная сфера деятельности.

Особенности логистических услуг

Можно выделить следующие особенности логистических услуг:

«Очаковская Логистическая Компания» имеет большой опыт в сфере оказания логистических услуг, предоставляя их на высоком уровне. Наши сотрудники имеют необходимые теоретические знания и практические навыки построения логистических цепей с целью максимально возможного сокращения временных, трудовых и финансовых затрат.

Специалисты организуют индивидуальный подход к каждому клиенту, чтобы полностью удовлетворить его потребности.

Источник

Логистический подход к управлению затратами в корпоративных структурах

Значимость категории затрат для отдельно взятого предприятия и общества в целом определяется следующими экономическими аксиомами:

В данной связи проблема экономии и наиболее эффективного использования ресурсов выходит за рамки предприятия и приобретает характер общественно-необходимой экономической категории с ярко выраженной социальной направленностью.

Категория затрат является основополагающей в любой предпринимательской деятельности. Наряду с доходами она составляет кровеносную систему любого бизнеса. В кругообороте продукта и капитала эти категории неразрывно связаны между собой, оказывают взаимное влияние друг на друга и, в конечном счете, на размер получаемой прибыли. Говоря о значимости этой категории для предприятия, уместно использовать народную мудрость, которая гласит «Семья богатеет не доходом, а расходом». В ней заключен глубокий смысл, заключающийся не только в необходимости экономии средств, но и эффективном их использовании.

Сущность понятия расходы определена законодательно в ПБУ №10/99 «Расходы организации» и в Налоговом кодексе РФ. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод, связанное с выбытием активов и появлением обязательств, приведших к уменьшению капитала организации. Что же касается термина издержек, то он идентичен понятию затрат применительно к производству и обращению товаров (работ, услуг).

Управление затратами является одним из приоритетных направлений финансового менеджмента, от которого зависят конечные финансовые результаты деятельности и финансовое состояние организации. Особенно остро эта проблема стоит перед корпорациями, которые характеризуются большими масштабами деятельности и объемами используемых ресурсов, разветвленными организационными структурами, различной степенью интеграции и обособленности участников. Для них формирование эффективной системы управления затратами является задачей первостепенной важности.

Управление затратами позволяет:

Система управления затратами рассматривается нами как совокупность форм и методов анализа, планирования и мониторинга затрат на всех стадиях производственного Она предполагает выполнение следующих функций управления:

В корпоративных структурах система управления затратами формируется на основе логистического подхода. Логистика, как известно, представляет собой научную и практическую деятельность, связанную с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В логистически организованных цепях себестоимость товара в конечном пункте оказывается ниже, чем себестоимость того же товара без учета принципов логистики.

В рамках логистического подхода корпорацию в целом следует рассматривать как логистическую систему, состоящую из отдельных звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами. Экономически и функционально обособленные объекты, входящие в состав корпорации, представляют логистические звенья системы. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями. Между звеньями логистической системы существуют определенные функциональные связи и отношения, которые в корпорациях зависят от характера деятельности и степени объединения интегрированных структур в области производства, ценообразования и реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Логистический подход предполагает создание общей системы управления затратами корпорации в целом и локальных систем в каждом логистическом звене. Причем, согласно правилам логистики, планирование и постоянный мониторинг затрат должен осуществляться на каждой стадии хозяйственного процесса.

Формирование системы начинается со стадии закупок. Важность закупочной деятельности характеризуется следующими факторами:

На большинстве предприятий структура материальных потребностей достаточно сложна. Выделяется несколько групп объектов закупок, для которых применяются схожие процедуры организации данного процесса:

По законам логистики, прежде чем проводить закупки, необходимо ответить на следующие вопросы.

Экономическое обоснование объемов закупок сырья, комплектующих и других расходных материалов, базируется на планируемом объеме производства и реализации продукции, что вызывает необходимость, прежде всего, обосновать производственный план на большом массиве внешней и внутренней информации.

В нее входят макроэкономические показатели развития национальной экономики и материалы статистической и финансовой отчетности предприятия:

Для обоснования плана производства может использоваться весь арсенал общеэкономических методов планирования, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки и применяется в зависимости от наличия необходимой информации, условий деятельности предприятия и профессионализма работников. Наиболее распространенными являются:

Независимо от используемых методов, полученные варианты плана корректируются с учетом рыночных факторов (наличия конкурентов, маркетинговых технологий по продвижению товаров, организации сбыта т. п.).

На основе обоснованного плана производства физического объема продукции разрабатывается план закупок сырья, материалов, комплектующих.

Для его обоснования используются нормы расхода сырья и других расходных материалов на единицу продукции в соответствии с гостами, техническими условиями, рецептурами.

Следующим этапом обоснования логистической системы производственного предприятия является выбор формы организации закупочной деятельности. Наиболее часто встречающиеся формы следующие:

Для корпораций с хорошо отлаженным, ритмичным производственным процессом, четкой организацией доставки сырья, постоянными поставщиками, отработанным механизмом оплаты и другими характеристиками крупного производства, наиболее приемлемыми из перечисленных форм являются регулярные закупки с экономическим обоснованием оптимального размера одной партии и периодичности поставок.

Оптимальное количество товара определяет такой размер заказа, при котором стоимость получения и хранения одной единицы товара является минимальной. Но это совсем не значит, что цена на единицу товара должна быть самой низкой. Необходимо рассчитать все связанные с заказом затраты для определения ее оптимального размера.

Для промышленного производства разработана методика оптимального вложения средств в производственные запасы, в основе которой используется формула экономного размера заказа, известной как модель Уилсона.

Что включают в себя расходы на логистику. logistical approach 01. Что включают в себя расходы на логистику фото. Что включают в себя расходы на логистику-logistical approach 01. картинка Что включают в себя расходы на логистику. картинка logistical approach 01.

Как производные от основной модели, применяются формулы расчетов общего количество поставок сырья (КПС) и частота поставок (ЧПС):

КПС = П / ЭРЗ;

ЧПС = 360 дней / КПС;

Весьма сложным и ответственным в логистике закупок является обоснование закупочных цен на сырье, материалы и другие комплектующие. Решение этого вопроса лежит в плоскости управления себестоимостью производимой продукции.

До недавнего времени (до 2002 г.) определение себестоимости было закреплено нормативно и содержалось в п.1 «Положения о составе затрат» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552): «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».

В настоящее время понятие «себестоимость» прямого нормативного регламента не имеет, но содержание себестоимости косвенно прописано в Налоговом кодексе РФ. (Глава 25 «Налог на прибыль»). Перечень расходов, подлежащих вычитанию из доходов при определении налогооблагаемой прибыли, по существу отражает состав себестоимости продукции, работ, услуг.

В производстве, в зависимости от объема учитываемых затрат различают следующие виды себестоимости:

В системе управления себестоимостью особого внимания заслуживают методические подходы к определению себестоимости, как плановой, так и фактической. Количественная оценка себестоимости производится путем калькулирования, то есть, отнесения отдельных видов затрат на конкретные виды продукции, работ, услуг. В настоящее время финансистами используются следующие основные методы калькулирования себестоимости: простой, нормативный, позаказный, попредельный.

Простой метод используется предприятиями, вырабатывающими однородную продукцию, не имеющими полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг), Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Нормативный метод применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и перерасхода) в конце месяца. Действующими называются такие нормы, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.

Позаказный метод калькуляции применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

Попредельный метод применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходит ряд пределов, этапов (кирпичное, текстильное), или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции. При попредельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы.

Данная проблема частично решается с помощью метода директ-костинга, который широко применяется в рубежных экономиках. В соответствии с методикой калькулирования, предлагаемой данным методом производственная себестоимость учитывается и планируется исключительно на основе переменных производственных расходов, которые находятся в прямой зависимости от технического процесса и организации производства. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, а также незавершенное производство.

Постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости изделий, а собираются на отдельном счете и по окончании отчетного периода, без распределения по видам продукции списываются на уменьшение прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Однако и данный подход не решает проблему кардинально: возникает сложность точного распределения расходов между переменными и постоянными, поскольку одни и те же расходы в разных производственных ситуациях могут иметь разный характер по отношению объему производства.

Система директ-костинг имеет объективные преимущества и недостатки. Основное преимущество состоит в получении информации, которая дает возможность установления и количественного измерения связей между затратами и объемом производства. Используя методы корреляционнорегрессионного анализа, математической статистики, можно:

Благодаря директ-костингу расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа.

К недостаткам директ-костинга можно отнести то, что он не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства. Тем более, что цены реализации, устанавливаемые затратным методом, должны обеспечивать покрытие всех издержек предприятия и получение определенной нормы прибыли.

Возвращаясь к вопросу обоснования закупочных цен на сырье и другие материалы, следует отметить, что линейка цен может быть установлена только в результате досконального исследования фактически сложившейся себестоимости и проведения ее плановой калькуляции на предстоящий период.

Исследование себестоимости, помимо обоснования закупочных и продажных цен, дает ценную информацию о возможностях ее снижения при условии соблюдения требований стандарта и заданных параметрах качества продукции. К основным направлениям снижения себестоимости можно отнести:

Выявленные в результате исследования факторы и резервы снижения себестоимости необходимо суммировать в окончательных выводах, определить совокупное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.

Логистический подход к управлению затратами предполагает, что принципы логистики, рассмотренные нами применительно к закупочной и снабженческой деятельности, должны последовательно реализовываться на всех стадиях логистической цепи (производства, хранения, транспортировки, реализации продукции) и во всех логистических звеньях корпоративных структур.

Библиографический список

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *