Что включает в себя законодательное регулирование орд
Что включает в себя законодательное регулирование орд
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
1. Понятие правовой основы оперативно-розыскной деятельности.
Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД», «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий».
Из положений Федерального закона логически вытекает определение правовой основы ОРД, по которой понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют довольно таки значительной число нормативных правовых актов, всю совокупности которых можно разделить на три группы (уровня):
— Конституционный уровень правового регулирования.
— Законодательный уровень правового регулирования.
— Подзаконный уровень правового регулирования.
Конституционный уровень правового регулирования составляет исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений.
Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом:
— во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов;
— во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.
Конституция РФ как основной закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие.
В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. ст. 76, 90, 104, 105, 115). Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
После Конституции главная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».
К другим федеральным законам, составляющим правовую основу ОРД, относится довольно значительное число (свыше 20) законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
— устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;
— регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
— регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует отнести:
— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ;
— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.
Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности.
К этой группе можно отнести следующие законы:
— Закон Российской Федерации «О полиции»
— от 07.02.2011 N 3-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011)
— Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1;
— Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07. 1995 г. № 103-ФЗ;
— Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ;
— Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.1995 г. № 4-ФЗ;
— Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ;
— Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ;
— Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ.
К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести:
— Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ;
— Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1;
— Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1;
— Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ;
— Федеральный закон «О связи» от 16.02.1995 г. № 15-ФЗ;
— Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. № 2487-1;
— Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ;
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1;
— Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2421-1;
— Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1;
— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1.
Подзаконный уровень правового регулирования охватывает самые разнообразные нормативные акты, которые включают акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента и постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания РФ); акты ведомственного и межведомственного характера; акты органов местного самоуправления.
Нормативные указы и распоряжения Президента в большей части касаются решения текущих, организационных и процедурных вопросов.
Применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности к числу нормативных актов данного уровня можно отнести:
— Указ Президента от 03.04.1995 г. №334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации»;
— Указ Президента РФ от 12.07.1995 г. №673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».
Акты Правительства разделяются на постановления, имеющие наиболее важное значение, и на распоряжения как решения по оперативным и другим текущим вопросам. К их числу относятся: постановление Правительства РФ от 14.10.1996 г. № 1190 «Об утверждении положения о национальном центральном бюро Интерпола»; Постановление правительства РФ от 01.07.1996 г. №770 «Об утверждении перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» и др.
В порядке реализации этой нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять ОРД, издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний, решений коллегий. Содержание этих актов полностью соответствует требованиям ФЗ «Об ОРД», определяет формы этой деятельности, методику и тактику ее практической реализации.
Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Наиболее часто эти издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью.
Примерами таких подзаконных нормативных актов являются:
— Приказ МВД РФ № 747 от 13.11.1998 г. «Об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности МВД РФ и Федеральной службы охраны РФ»;
2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность занимает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Характерными чертами ФЗ «Об ОРД» являются:
— закрепление общих правил осуществления ОРД на законодательном уровне;
— усиление значения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД;
— определение общих положений осуществления данной деятельности для всех субъектов ОРД;
— положил начало процессу кодификации правовых норм оперативно-розыскной деятельности и формированию новой отрасли российского законодательства.
Структуру действующего ФЗ «Об ОРД» составляют:
— преамбула, в которой отражается, что Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ;
— глава 1. Общие положения (ст. 1-5). В ней находят нормативное закрепление определение ОРД, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении;
— глава 2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий (ст.6-12). В ней определяется перечень ОРМ и устанавливает порядок их проведения;
— глава 3. Органы, осуществляющие ОРД (ст. 13-16). Здесь даётся перечень оперативно-розыскных органов и условия их деятельности;
— глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст.17-18). Эта глава излагает систему общих предписаний, касающихся оснований и условий привлечения отдельных лиц к участию в ОРД;
— глава 5. Финансовое обеспечение ОРД (ст. 19). Данной главой регулируется такой вид обеспечения ОРД, как финансирование;
— глава 6. Контроль и надзор за ОРД (ст. 20-23). В ней излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью. В ст.23 отражается порядок вступления Федерального закона в силу и определяются пределы его действия во времени.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ «Об ОРД» в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено федеральным законом (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»).
Первое исключение. В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность осуществления ОРД за рубежом.
Второе исключение допустимо исходя из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами России. Например, Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается.
Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст. 17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами России, и др.
Четвертое исключение. Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.
Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ «Об ОРД» установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ в следственных изоляторах «чужие» оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. По времени действия существуют нормативно-правовые акты неопределенно-длительного времени, к которым относится и ФЗ «Об ОРД». Временем вступления в силу данного закона считается 18 августа 1995 г.
Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
Понятие, роль и значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
Исходя из сущности и определения оперативно-розыскной деятельности, становится ясно, что ее осуществление напрямую связано с определенным ограничением прав и свобод граждан, совершающих противоправные, уголовно наказуемые деяния. И поэтому в целях соблюдения законности крайне важно установить четкое нормативное регулирование оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также использования полученных результатов для решения задач укрепления в стране общественного порядка. Данное обстоятельство вызывает необходимость издания специальных нормативных актов, предусматривающих:
Для упорядочения и систематизации перечисленных основополагающих положений они изложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Этот нормативный акт вобрал в себя и отразил достижения теории и передовой практики деятельности оперативных подразделений. Но в одном законе невозможно регламентировать детально все проводимые оперативными службами мероприятия и потому существует целый комплекс ведомственных нормативных актов, издаваемых уполномоченными органами в пределах их компетенции, в которых отдельные положения федерального закона находят свое конкретное воплощение в виде приказов либо носят рекомендательный характер.
В то же время следует отметить, что при всей важности нормативных актов, посвященных непосредственно и целиком оперативно-розыскной деятельности, государство не может обойтись без четкой регламентации правовых гарантий основных прав и свобод граждан. И в Российской Федерации, как в любом правовом государстве, наряду с нормами, регламентирующими непосредственно оперативно-розыскную деятельность, существуют и иные законы, четко устанавливающие основания определенного ограничения прав и свобод граждан при необходимости проведения оперативных мероприятий в отношении лиц, совершивших или намеревающихся совершить уголовно наказуемые деяния.
В связи с этим необходимо обратить внимание на тот факт, что в Основном законе государства — Конституции Российской Федерации установлен целый ряд правовых положений, имеющих важнейшее значение для законности и эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях укрепления в стране общественного порядка. Например, в статье 45 Конституции Российской Федерации прямо указано, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Это означает, что оперативно-розыскная деятельность должна максимально полно и эффективно использоваться для охраны прав и свобод граждан, предупреждения и раскрытия совершаемых в их отношении правонарушений, обеспечения безопасности как отдельных лиц, так и населения страны в целом.
Помимо внутренних нормативных правовых актов для организации и тактики осуществления оперативно-розыскной деятельности важное значение имеют международные правовые акты, в соответствии с которыми силовые ведомства Российской Федерации несут обязательства перед другими государствами в области борьбы с наркомафией, организованной преступностью, отмыванием денег, добытых преступным путем, иными противоправными проявлениями преступных групп, носящими интернациональный характер.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Оперативно-розыскная деятельность как острое средство государственного принуждения и сдерживания преступности нуждается в четкой правовой регламентации.
В правовой регламентации нуждаются прежде всего такие важнейшие для практики элементы, как силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности, условия и основания осуществления оперативных мероприятий, гарантии соблюдения законности в этой специфической сфере правоотношений. Поскольку оперативно-розыскная деятельность многообразна и сложна, то регламентировать ее в одном нормативном акте невозможно. Поэтому при осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо руководствоваться целой системой законов и нормативных актов Российской Федерации и международных правовых норм. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности решает тесно взаимосвязанные задачи:
а) наиболее эффективно использовать оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью;
б) при этом максимально обеспечивать соблюдение прав граждан, в том числе и виновных в нарушении закона.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие определение:
Система и классификация правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность
Рассматривая систему правового регулирования оперативнорозыскной деятельности, следует прежде всего иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность регулируется как национальным (внутренним) законодательством, так и международными правовыми актами. Как уже говорилось выше, в национальном законодательстве особое значение имеет Конституция Российской Федерации как Основной закон государства. Конечно, в этом нормативном акте напрямую оперативно-розыскная деятельность не упоминается. Но ее осуществление невозможно без всемерного учета целого ряда статей, содержащих указание на цели, задачи и обязанности государства по защите прав и свобод граждан и юридических лиц. С этой точки зрения наиболее важны следующие статьи Конституции Российской Федерации: 2, 19—25, 35, 40, 45, 49, 50, 52, 53, 56, 57.
В данном курсе лекций нет необходимости анализировать каждую из указанных статей, поскольку в такой дисциплине, как «Теория государства и права», они уже изучались студентами, и каждый старшекурсник в состоянии уяснить смысл и сущность содержащихся в них положений. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на статьи 2, 23, 50. Так, в статье 2 в качестве обязанности государства провозглашена защита человека, его прав и свобод. Именно это и является основной задачей оперативно-розыскной деятельности.
В статье 23 Конституции устанавливаются права человека на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Данная статья вызывает необходимость получения санкции на проведение соответствующих оперативных мероприятий исключительно в судебном порядке.
В статье 50 указывается, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Это положение вызывает необходимость оформления полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности данных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Таким образом, национальное законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, должно базироваться на Конституции Российской Федерации как Основном законе страны.
В то же время в условиях демократического государства и гласности оперативно-розыскная деятельность как особый вид государственной деятельности должна получить национальное нормативное закрепление. При этом национальное законодательство должно при максимальном учете мировых достижений оперативно-розыскной теории и практики отражать исторический опыт развития оперативно-розыскной деятельности в России и современные условия борьбы с преступностью в стране. До 1992 года оперативно-розыскная деятельность в официаль
ном законодательстве нашей страны не регламентировалась. В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР лишь упоминалось, что органы дознания имеют право в пределах своей компетенции проводить оперативно-розыскные мероприятия для решения задач борьбы с преступностью.
В целях ликвидации данного правового пробела в 1992 году был издан первый правовой акт — Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором впервые население страны официально было информировано об имеющихся в распоряжении правоохранительных органов силах и средствах, а также о решаемых с их помощью задачах.
Вместе с тем проводимая в стране перестройка, изменение внутренних и внешних условий, появление организованных форм преступности вызвали необходимость издания в 1995 году новой редакции Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», после которой он получил статус федерального. В данном нормативном акте большое внимание уделено определению перечня оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, основаниям и условиям правомерности использования оперативных мероприятий. Но главное — в нем более точно и детализированно регламентированы формы контроля за оперативно-розыскной деятельностью и иные меры по обеспечению прав и свобод граждан.
В то же время, как уже подчеркивалось, в одном нормативном акте невозможно предусмотреть всю регламентацию сложных комплексных мер по борьбе с преступностью, в том числе осуществление оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим возникает необходимость издания целого ряда федеральных законов, существенно дополняющих и уточняющих положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В качестве примеров таких законов следует отметить законы Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и другие, в которых особая роль отводится применению оперативно-розыскных мероприятий для решения задач по укреплению правопорядка и борьбы с преступностью.
В особую группу следует выделить федеральные законы, определяющие комплектацию и порядок деятельности отдельных правоохранительных ведомств и служб. Среди таких нормативных актов нужно отметить: законы Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», федеральные законы от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке».
Свою специфику имеют федеральные законы, посвященные борьбе с отдельными видами преступлений, в которых имеются указания на применение оперативно-розыскных мер для их пресечения и раскрытия. Например, федеральные законы от марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и др.
В особую группу нормативных актов следует выделить различные кодексы Российской Федерации, вводимые в действие федеральными законами: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Таможенный кодекс. Их значение неоценимо главным образом для придания результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий официального процессуального характера, использования их для предупреждения преступлений, доказывания вины при раскрытии преступлений и решения иных задач борьбы с преступностью.
В то же время следует отметить, что существует ряд проблем правового характера, которые создают определенные трудности для эффективного проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, в действующем Уголовно-процессуальном кодексе вообще отсутствует процессуальная регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в изобличении виновных лиц. В статье 74 УПК РФ, посвященной сбору доказательств, вообще не упомянуто об оперативно-розыскной деятельности как источнике получения сведений и вещественных доказательств. Вряд ли можно считать относящейся впрямую к оперативно-розыскной деятельности статью 75 УПК РФ, в которой сформулировано положение о том, что доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса, являются недопустимыми. Подобный правовой пробел вызывает много вопросов, и потому справедливо требование практиков и ученых, занимающихся проблемами оперативно-розыскной деятельности, внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в целях ее правовой регламентации.
Другой правовой проблемой является неправомерное ограничение возможностей использования результатов оперативнорозыскной деятельности, заложенное в статье 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В этой статье до недавнего времени было указано, что проведение такого действенного негласного мероприятия, как оперативный эксперимент, допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений. В то же время ввиду смягчения уголовного наказания, проведенного в последние годы, многие составы преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) отнесены к разряду средней тяжести. Это создавало правовые преграды к применению, например, оперативного эксперимента для изобличения опасных преступников. Так, часть 1 ст. 290 УК РФ, предусматривающая ответственность за получение взятки, ввиду небольшой санкции отнесена к преступлению средней тяжести, что автоматически исключало использование оперативного эксперимента для изобличения виновных лиц. Следует отметить, что в настоящее время в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» внесено изменение, в соответствии с которым проведение оперативного эксперимента допускается также в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести.
Наличие указанных правовых пробелов указывает на необходимость комплексного подхода к подготовке нормативных актов и максимального учета положений и установлений, содержащихся в изданных ранее законах.
Помимо федерального законодательства в систему правового регулирования входит значительное количество подзаконных нормативных актов, регулирующих отдельные правоотношения в оперативно-розыскной деятельности. Сюда следует прежде всего отнести указы Президента Российской Федерации, например от сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
Целый ряд важных для оперативно-розыскной деятельности положений содержится в постановлениях Правительства Российской Федерации. В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации: Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (1995 г.); Положение о национальном центральном бюро Интерпола (1996 г.); Правила оказания услуг почтовой связи (2005 г.); Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (2000 г.).
Значительное место среди подзаконных нормативных актов занимают ведомственные и межведомственные положения, инструкции, указания, в которых регулируются отдельные аспекты оперативно-розыскной деятельности. При этом многие из них носят секретный характер и предназначены исключительно для служебного пользования сотрудниками, непосредственно осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В числе открытых, гласных ведомственных нормативных актов, которыми следует руководствоваться в процессе оперативно-розыскной деятельности, можно назвать: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; совместный приказ МВД России, Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России), Федеральной службы безопасности (ФСБ России), Федеральной службы охраны (ФСО России), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»; приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»; приказ ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1226 «Об утверждении типовых положений о подразделении по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении, подразделении организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений оперативной таможни»; приказ ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1225 «Об утверждении типовых положений о подразделении организации дознания, подразделении дознания, подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, криминалистическом подразделении и учетнорегистрационном подразделении оперативной таможни»; приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. № 124н «Об утверждении Положения о порядке организации исполнения расходов федерального бюджета на оперативно-розыскную деятельность».
И, как уже говорилось, ввиду тенденции развития международной преступности и в особенности ее организованных форм правоохранительные органы Российской Федерации постоянно укрепляют свое сотрудничество с органами, ведущими борьбу с преступностью, других государств. Такое сотрудничество также требует четкой правовой регламентации и нормативного закрепления.
Прежде всего необходимо отметить, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в максимальной степени должны учитываться международные правовые акты, ратифицированные или утвержденные Российской Федерацией. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года.
Кроме того, в последние годы принято много двусторонних соглашений по вопросам борьбы с преступностью между правительствами Российской Федерации и других государств, в первую очередь стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Также получили распространение договоры по решению отдельных проблем в сфере борьбы с международной преступностью на уровне силовых ведомств различных государств. В качестве примера можно назвать Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, заключенное в Алма-Ате в апреле 1992 года. В 1993 году была также подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
В 1993 году Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений.
Практикуется также заключение двусторонних соглашений между Российской Федерацией и другими государствами по борьбе с отдельными видами преступлений.
Таким образом, систему правового регулирования оперативно-розыскной деятельности составляют национальное законодательство и международные правовые акты. Наличие четкой нормативной регламентации позволяет эффективно использовать возможности оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью, максимально при этом соблюдая права и свободы граждан.