Что включает в себя проверка сведений сообщенных кандидатом
Разъяснение МВД России от 15 июля 2015 года № 21/26/7508 отдельных вопросов по проверке достоверности сообщенных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, сведений
I. Общие положения.
Правовую основу проверки достоверности сообщенных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее – кандидат), сведений составляют:
1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе).
2. Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 18 июля 2014 года № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (далее – Инструкция).
Согласно пункту 25 Инструкции проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений (далее – проверка) проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел) с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел.
Предметом проведения проверки являются сведения, сообщенные кандидатом в ходе проведенного с ним в соответствии с подпунктом 12.1 Инструкции собеседования, а также сведения, указанные им в представленных в соответствии с частью 1 и 2 Закона о службе (в первую очередь в анкете и автобиографии) документах.
II. Проверка по учетам органов внутренних дел.
Пунктом 31 Инструкции определено, что проверка по учетам органов внутренних дел осуществляется:
1. По оперативно-справочным учетам федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне.
2. По учетам территориальных органов МВД России на районном уровне.
3. По учетам Главного управления собственной безопасности МВД России и подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России.
Таким образом, требования о проведении проверки по оперативносправочным учетам должны направляться одновременно в федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне.
При этом согласно пункту 32 Инструкции требования о проведении проверки по оперативно-справочным учетам информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне направляются в информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту рождения, а также по месту жительства и (или) пребывания кандидата. При изменении места жительства и (или) пребывания кандидата в последние пять лет требования направляются также по предыдущим местам жительства и (или) пребывания.
При проведении проверки по учетам Главного управления собственной безопасности МВД России и подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России необходимо принимать во внимание, что указанные учеты ведутся в отношении сотрудников внутренних дел.
Таким образом, в отношении кандидатов, ранее не проходивших службу в органах внутренних дел, подразделения собственной безопасности информацией, как правило, не располагают.
В связи с этим в целях сокращения документооборота и оптимизации процедуры проведения проверки в отношении кандидатов, ранее не проходивших службу в органах внутренних дел, соответствующие запросы в подразделения собственной безопасности направлять нецелесообразно. Указанная рекомендация касается в первую очередь кандидатов, поступающих в образовательные организации системы МВД России для обучения по очной форме после окончания образовательных организаций среднего образования.
III. Проверка в отношении кандидатов, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о службе и частью 5 статьи 17 Закона о службе кандидат не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае осуждения его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной.
Указанные обстоятельства выявляются, как правило, в рамках проверки но учетам органов внутренних дел. Вместе с тем информация об осуждении военнослужащих к содержанию в дисциплинарных воинских частях в ряде случаев поступает в информационные центры территориальных органов МВД России несвоевременно либо не поступает вообще.
В связи с этим в целях предотвращения поступления на службу в органы внутренних дел кандидатов, проходивших военную службу и осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части, рекомендуется руководствоваться следующим.
Помимо общих положений главы IV Инструкции, регламентирующей порядок проведения проверки, необходимо в соответствии с пунктом 35 Инструкции в отношении кандидатов, уволенных с военной службы, службы в правоохранительных органах (если с момента увольнения прошло более одного года), направлять запросы по последнему месту прохождения службы.
При проверке граждан, проходивших военную службу по призыву, следует обратить внимание на срок ее прохождения, указанный кандидатом. В настоящее время срок прохождения военной службы по призыву составляет один год.
В случае если срок прохождения военной службы, указанный кандидатом, значительно отличается от установленного нормативными правовыми актами срока, необходимо получить от кандидата дополнительные разъяснения о причинах такого расхождения.
При представлении кандидатом, проходившим военную службу, автобиографии сотрудникам подразделений по работе с личным составом необходимо:
1. Предварительно разъяснить ему об обязательном указании в ней воинских частей и их номеров, в которых он проходил военную службу.
2. Тщательно сверять указанные данные с записями в представленном кандидатом военном билете.
Кроме того, в целях выявления кандидатов, проходивших военную службу и осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части, запрос по последнему месту службы целесообразно направлять и в случае если с момента увольнения с нее прошло более одного года, при этом уточнять информацию о том, является ли воинская часть, в которой находился военнослужащий, дисциплинарной.
Ответ подготовлен ДГСК МВД России.
Что включает в себя проверка сведений сообщенных кандидатом
Статья 48. Проверка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Проверка достоверности сведений о кандидатах, порядка сбора подписей избирателей и подписных листов
1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. В случае представления подписных листов с подписями избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
2. Для проверки соблюдения порядка выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работников ее аппарата и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов, а также иные лица в соответствии с пунктом 19 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет достоверность сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных о себе кандидатами, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет:
6. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений Центральная избирательная комиссия Российской Федерации использует ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Сведения о результатах проверки, подписанные должностным лицом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в том числе полученные по каналам связи ГАС «Выборы» и подписанные электронной подписью, могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.
7. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, включенных в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 1, 4, 5 и 8 статьи 42, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 46 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о заверении соответственно федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам или о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Политическая партия вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Федерального закона. В случае, если в результате проверки, проведенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, выявлено отсутствие заверенной копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 42 настоящего Федерального закона, политическая партия вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации соответствующего федерального списка кандидатов.
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, в установленном ею объеме.
9. При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого федерального списка кандидатов. Количество отбираемых для первоначальной проверки подписей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов устанавливается решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Выборка проводится в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после выдачи уполномоченному представителю политической партии документа, подтверждающего прием подписных листов. Процедура проведения выборки определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
10. При проведении выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица политических партий, представивших для регистрации выдвинутых ими федеральных списков кандидатов необходимое количество подписей избирателей, а также иные лица, направленные такими политическими партиями. О проверке подписных листов должны извещаться указанные политические партии.
11. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. Если в этих подписных листах содержится большее количество подписей избирателей, чем установленное для проверки, в последнем отобранном для проверки подписном листе проверяются подписи, начиная с первой, до достижения установленного количества подлежащих проверке подписей.
12. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
13. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов.
14. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной сокращения слов и дат, имеющиеся в сведениях об избирателях, содержащихся в подписных листах, если такие сокращения не препятствуют однозначному восприятию этих сведений.
15. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же федерального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
16. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Такая подпись признается недостоверной на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
17. Недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в федеральном избирательном округе, а также подписи избирателей, место жительства которых находится за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем политической партии, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе политической партии указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
Ст. 48 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 2 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частями 3, 4 и 5 статьи 45 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 45 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования субъекта Российской Федерации, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с частью 1.1 статьи 45 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными;
(в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 45 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
13) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии;
14) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной записи уполномоченного представителя политической партии.
18. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9, 12 и 14 части 17 настоящей статьи.
19. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, исправления и помарки, внесенные или сделанные при составлении подписного листа, не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлены ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами 8, 9, 12 и 14 части 17 настоящей статьи.
20. Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, в предусмотренном настоящей статьей порядке проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей, необходимого для регистрации федерального списка кандидатов.
21. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частями 9 и 17 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и федеральный список кандидатов не регистрируется.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Федеральный список кандидатов не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
23. По окончании проверки подписных листов по каждому федеральному списку кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи избирателей, составляется итоговый протокол, который подписывается членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. На основании этого протокола Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с изложением оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации. Внесение изменений в протокол после принятия соответствующего решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю политической партии не позднее чем за двое суток до заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации федерального списка кандидатов либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, уполномоченный представитель политической партии вправе получить в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых изложены основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
24. Повторная проверка подписных листов после принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о регистрации либо об отказе в регистрации федерального списка кандидатов может быть проведена только Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 99 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Что включает в себя проверка сведений сообщенных кандидатом
от 21 сентября 2009 г. N 1065
О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ
СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ
НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ,
И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ, И СОБЛЮДЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ ТРЕБОВАНИЙ
К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Список изменяющих документов
(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59,
от 01.07.2010 N 821, от 13.03.2012 N 297, от 02.04.2013 N 309,
от 03.12.2013 N 878, от 23.06.2014 N 453, от 08.03.2015 N 120,
от 15.07.2015 N 364, от 19.09.2017 N 431, от 09.08.2018 N 475,
1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559:
(в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 453)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 453)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «б» в ред. Указа Президента РФ от 19.09.2017 N 431)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «в» в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 453)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проверка, предусмотренная подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности федеральной государственной службы, и государственных служащих, замещающих любую должность федеральной государственной службы.
3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим, замещающим должность федеральной государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующим на замещение должности федеральной государственной службы, предусмотренной этим перечнем должностей, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением для проверки сведений, представляемых гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 N 364)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указов Президента РФ от 13.03.2012 N 297, от 02.04.2013 N 309)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме.
(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 03.12.2013 N 878)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, и претендующими на замещение должностей первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;
в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.
5.1. По решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации Управление может в установленном порядке осуществлять проверку:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение любых должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также достоверности и полноты иных сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;
в) соблюдения лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, их супругами и несовершеннолетними детьми установленных для них запретов и ограничений, а также исполнения ими своих обязанностей.
(п. 5.1 введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309)
5.2. Проверка, предусмотренная пунктом 5.1 настоящего Положения, может проводиться независимо от проверок, осуществляемых подразделениями, должностными лицами либо комиссиями иных органов и организаций.
(п. 5.2 введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309)
(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;
в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;
в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.
8. Соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и подразделения их территориальных органов по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавливаются положениями об этих органах и их нормативными правовыми актами, осуществляют проверку:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в указанных федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;
в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
а.1) работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
(пп. «а.1» введен Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации;
г) общероссийскими средствами массовой информации.
(пп. «г» введен Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(п. 10 в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
12. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
13. Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровые службы федеральных государственных органов осуществляют проверку:
(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения.
Проверку, предусмотренную подпунктом «б» пункта 13 настоящего Положения, в интересах территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют соответствующие федеральные государственные органы.
15. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения, должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб вправе:
а) проводить беседу с гражданином или государственным служащим;
б) изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;
(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
(пп. «е» введен Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
16. В запросе, предусмотренном подпунктом «г» пункта 15 настоящего Положения, указываются:
а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;
б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;
в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо государственного служащего, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;
(в ред. Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;
д) срок представления запрашиваемых сведений;
е) фамилия, инициалы и номер телефона государственного служащего, подготовившего запрос;
е.1) идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);
(пп. «е.1» введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309)
ж) другие необходимые сведения.
17. В запросе о проведении оперативно-разыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в пункте 16 настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Запросы, кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, направляются:
(в ред. Указов Президента РФ от 02.04.2013 N 309, от 10.12.2020 N 778)
(см. текст в предыдущей редакции)
18.1. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, направляются руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Президентом Российской Федерации.
(п. 18.1 введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309; в ред. Указа Президента РФ от 10.12.2020 N 778)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий исполняются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и их территориальными органами в том числе путем взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств.
20. Руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.
21. Государственные органы (включая федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и их территориальные органы) и организации, их должностные лица обязаны исполнить запрос в срок, указанный в нем. При этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий государственный орган или организацию. В исключительных случаях срок исполнения запроса может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос.
22. Начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает:
23. По окончании проверки Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
24. Государственный служащий вправе:
а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки;
б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
в) обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения.
25. Пояснения, указанные в пункте 24 настоящего Положения, приобщаются к материалам проверки.
26. На период проведения проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы (от исполнения должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.
На период отстранения государственного служащего от замещаемой должности федеральной государственной службы (от исполнения должностных обязанностей) денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.
(п. 26 в ред. Указа Президента РФ от 09.08.2018 N 475)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. Начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.
28. По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:
а) о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы;
б) об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;
в) об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности;
г) о применении к государственному служащему мер юридической ответственности;
д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
(п. 28 в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
29. Сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, предоставляются Управлением, подразделением Аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующей кадровой службой с одновременным уведомлением об этом гражданина или государственного служащего, в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.
30. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
31. Должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:
а) назначить гражданина на должность федеральной государственной службы;
б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;
в) применить к государственному служащему меры юридической ответственности;
г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
(п. 31 в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)
(см. текст в предыдущей редакции)
32. Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступивших в Управление или подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, по окончании календарного года направляются в кадровые службы для приобщения к личным делам. Копии указанных справок хранятся в Управлении или подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации в течение трех лет со дня окончания проверки, после чего передаются в архив.
33. Материалы проверки хранятся в Управлении, подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации или в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.