Что включает в себя практическая подготовка учащихся начальной школы к труду

Практическая подготовка к труду

Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков учащимися школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке, производственную практику на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Ручной труд в I-III классах, как предусматривает программа, проводится в следующих направлениях:

а) самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

б) работа с картоном и бумагой;

в) работа с глиной (пластилином);

г) работа с деревом (сборка из готовых деталей деревянных игрушек по образцам).

Основной особенностью учащихся младших классов школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает учителю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают и первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, перочистки, полочки, бусы для счета и т.д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий в классе.

На предметных уроках, например, предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. Дети получают первоначальные сведения о живой и неживой природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. Они ведут наблюдения сезонных изменений в природе. У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия (“овощи”, “фрукты”, “мебель”, “посуда”, “большой”, “маленький”, “длиннее”, “короче” и др.), которые конкретизируются и глубже осознаются учащимися. Эта возможность труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся, развитию их мышления.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во время, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Под руководством воспитателя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.

В процессе труда по самообслуживанию и игровой деятельности у детей возникает хозяйское, бережное и заботливое отношение к школе, возрастает требовательность друг к другу, исчезает безразличие и равнодушие к общему труду и жизни. Дети становятся более самостоятельными, проявляют заботу друг о друге. Оказание помощи больным и слабым ребятам, а также ученикам младших классов воспитывает чувство коллективизма и человечности.

Надо сделать так, чтобы бытовой труд стал необходимостью для умственно отсталого ученика, чтобы, начав самостоятельную жизнь, наш бывший воспитанник применил навыки, полученные в школе, на практике. Часто так оно и бывает. Комнаты в рабочих общежитиях, где живут наши ребята, отличаются чистотой и опрятностью. А некоторые из них становятся комнатами образцового быта.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 13 | Нарушение авторских прав

Источник

Трудовое воспитание младших школьников

Что включает в себя практическая подготовка учащихся начальной школы к труду. hello html 578b72ad. Что включает в себя практическая подготовка учащихся начальной школы к труду фото. Что включает в себя практическая подготовка учащихся начальной школы к труду-hello html 578b72ad. картинка Что включает в себя практическая подготовка учащихся начальной школы к труду. картинка hello html 578b72ad.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Оценка_________

на тему: «Трудовое воспитание младших школьников»

студентка Ш-22 группы

Данное направление воспитания имеет важное значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.

Большое внимание организации детского труда уделяли классики педагогики, такие, как А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Так, в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского у А. С. Макаренко были следующие виды труда: общественно полезный, включающий самообслуживающий; учебный труд; производительный труд (сельскохозяйственный, животноводство, производство мебели, фотоаппаратов ФЭД и др.).

Труд в Павлышской сельской школе у В.А. Сухомлинского включал
наряду с другими элементами такие направления деятельности как, изготовление приборов в учебных кабинетах и кружках, облагораживание близлежащих косогоров, оврагов. Воспитанники занимались очисткой дворов от мусора. Имели место праздники: «Первый хлеб», «Праздник сенокоса».

В педагогике определены задачи трудового воспитания для учащихся начальных классов.

1. Моральная подготовка к труду (необходимо психологически подготовить детей к труду):

выработка у учащихся готовности, стремления и желания трудиться;

воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;

формирование у детей уважения к людям труда и к его результатам;

воспитание творческого отношения к труду.

2. Практическая подготовка к труду (педагоги должны сформировать у воспитанников нужные трудовые знания, практические умения и навыки):

овладение детьми знаниями, которые понадобятся для выполнения трудовых действий;

выработка у них необходимых практических умений и навыков;

воспитание культуры труда (содержание рабочего места в порядке, уборка инструментов и т. д.).

3. Первоначальная профессиональная ориентация школьников. В содержание трудового воспитания входят:

учебный труд (умственный, физический);

общественно полезный труд, включая труд по самообслуживанию;

Существуют педагогически обусловленные требования к организации детского труда: полезность, продуктивность, общественная значимость, посильность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, личных интересов детей, систематичность, четкая организация и др.

Педагогами и учеными определены основные пути воспитания младших школьников:

1) в учебном процессе:

уроки трудового обучения (технологии);

новаторские системы по трудовому обучению, например: система И. П. Волкова, направленная на развитие творческой личности (И. П. Волков «Учим творчеству»); Б. М. Неменского «ИЗО и художественный труд» (Б. М. Неменский «Мудрость красоты»);

влияние всех учебных предметов на трудовое воспитание и воспитанников через организацию урока, личностные качества учителя, методы обучения, содержание учебного материала;

2) во внеучебной воспитательной работе:

массовые формы (праздники, КТД, утренники, экскурсии на производство, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок, викторины, КВН, трудовые мастерские);

групповые формы (клубы, кружки по интересам);

индивидуальные формы (индивидуальная работа в комнатах творчества по желанию воспитанников);

3) семейное трудовое воспитание.

Важным аспектом трудового воспитания подрастающих поколений является профессиональная ориентация школьников.

Профессиональная ориентация — научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда (педагогический словарь).

Профессиональная ориентация школьников — обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении (В.А. Сластенин).

Цель профориентационной работы — профессиональное самоопределение учащихся.
Задачи профориентационной работы:

помощь школьникам в изучении мира профессий, производства;

руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, осуществлении профессионального самоопределения;

изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие составляющие:

Существуют определенные критерии трудовой воспитанности школьников: высокая личная заинтересованность в труде, производительность труда, трудовая активность, творческое отношение к процессу труда, трудовая дисциплинированность, трудолюбие.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях :

труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу;

результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно;

труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности;

труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники;

в труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности;

труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу;

при возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью;

совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом;

необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели как :

высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции;

трудовая активность и творчество;

рационализаторское отношение к процессу труда;

трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина;

нравственное свойство личности – трудолюбие.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

Методы формирования сознания личности;

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии

Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

1.Что такое трудовое воспитание и каковы ее задачи?

2.Что такое профессиональная ориентация и какая ее задача?

1. Придумайте интерактив на тему трудового воспитания для детей 2 класса.

2. Составьте план мероприятий для детей 4 класса на трудовому воспитанию

Источник

Методика обучения технологии в начальном образовании

Методика обучения технологии в начальном образовании

І Методика трудового обучения в начальных классах. Общие вопросы.

1. Исторический обзор развития трудового обучения в начальной школе.

В 1927 г. были разработаны программы, в которых предполагалось сделать труд средством политехнического образования (моделирование, изучение свойств материалов, освоение общетрудовых умений). Но вследствие невысокого уровня общеобразовательных знаний политехническое обучение в труде приняло формальный характер, что было осуждено постановлением ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931г.) и выдвинуто требование подчинить труд общим учебно-воспитательным задачам школы. Однако это требование не было выполнено. Органы народного образования вместо перестройки трудового обучения основное внимание стали уделять общеобразовательным дисциплинам. Это привело к тому, что в 1937 г. труд вообще был исключен из учебного плана школы.

В начале 50-х годов технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой задачу всесторонний подготовки учащихся к производительному труду. В 1952г. 19 съезд КПСС принял решение о развертывании в общеобразовательной школе политехнической трудовой подготовки учащихся.

В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР пересмотрели учебный план начальной школы и включили в него новый предмет – ручной руд. Основной задачей было вооружение учащихся несложными трудовыми умениями, привитие интереса и любви к труду, воспитание навыков культуры труда.

Трудовая подготовка в 1-4 классах рассматривалась как подготовительная ступень учащихся к производительному труду. На уроки труда отводилось по 1 часу в неделю.

В 1956 г. на 20 съезде КПСС конкретно определены задачи и направление политехнической трудовой подготовки учащихся.

В 1959-1960 учебном году программа по труду была изменена, получила название «трудовое обучение и общественно-полезный труд» (цель: подготовка к жизни и самостоятельной трудовой деятельности) – 2 часа в неделю. Содержание оставалось прежнее.

В 1969 г. создана новая программа «Трудовое обучение», которая предусматривает расширение трудового опыта, знаний о производстве, умственное, физическое, эстетическое воспитание и практическую подготовку к труду.

В 1977 г. разработаны конкретные мероприятия по организации эффективного трудового обучения и профессиональной ориентации школьников.

В 1996 – программа «Технология».

2. Цели и задачи трудового обучения младших школьников

Цель трудового обучения ‒ воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально-трудовому обучению.

Общими задачами трудового обучения являются:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.),

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;

формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Специальной задачей трудового обучения является коррекция недостатков умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа должна выражаться в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий: ориентироваться в задании (анализировать объект, ктуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для ее выполнения, отчитываться о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и их результатов, оценивать качество готовых изделий).

Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Внимание учителя должно быть направлено на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола, верстака) и в окружающем пространстве.

На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие речи учащихся. Оно должно происходить организованно, при постоянном внимании учителя к высказываниям детей( (полноте и последовательности изложения, грамматическому строю, обогащению словаря).

Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений, общая физическая ослабленость умственно отсталых детей.

Исправление недостатков, свойственных детям-олигофренам, обеспечивается соответствующим содержанием, организацией: и специальными методами обучения. Процесс обучения ручному труду должен проходить главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности умственно отсталых школьников, различная степень их самостоятельности, в труде требуют дифференцированного подхода.

Это требование нашло некоторое отражение в содержании программы по ручному труду. Имеются в виду различные уровни сложности трудовых заданий при выполнении программных изделий. Вместе с тем в ходе обучения труду младших школьников обязателен индивидуальный подход к учащимся, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей каждого ученика. Особенности психофизического развития умственно отсталых школьников являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и еще не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах: обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Организация трудового обучения в младших классах вспомогательной школы представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу — ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских.

В практике работы сложилось мнение, что основное содержание этой подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму специальных знаний. Однако было бы неверно сводить всю систему работы по труду в младших классах к решению только этих задач. Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане.

Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах.

3. Содержание трудового обучения

Содержание учебного предмета определяется программой. При заключении содержания программы трудового обучения руководствуются следующими дидактическими принципами: политехнизма; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности и посильности труда для учащихся; сознательности и активности учащихся в трудовом на учебе; наглядности; воспитания и развития учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Каждый из них раскрывается и реализуется через правила обучения, которые определяют способы деятельности учителя и учащихся по реализации принципа в конкретных условиях учебного процесса.

Трудовое обучение в начальных классах является важным звеном в системе учебных предметов, направленных на всестороннее гармоничное развитие школьников. Его целью является развитие личности через приобщение школьников к творческому труду, формирование конструктивного подхода к решению трудовых задач. В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

ознакомление учащихся с основами современного производства и формирование умений и навыков работы ручными орудиями труда

пропедевтики ориентация в разных типах профессий

воспитание творческого отношения к труду

посильное участие в производительном труде.

Содержание программы ориентирован на мир профессий. Цель и задачи предмета реализуемых на основе содержания основных направлений жизнедеятельности человека, в силу которых в программе выделено 5 разделов: «Человек и природа», «Я сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек и художественное среды»

Изучая раздел «Человек и природа», дети знакомятся с профессиями соответствующего типа, учатся работать с растительным материалом, лепить из глины, ухаживать за цветам.

Раздел «Я сам и другие люди» представлен бытовой трудом, изготовлением подарков и сувениров к праздникам из бумаги, ниток, ткани.

Содержание раздела «Человек и знаки информации» знакомит младших школьников с соответствующими профессиями, условными знаками передачи информации, они выполняют работы с картоном и материалами химического происхождения.

В разделе «Человек и техника» дети узнают о технических профессии, работают со строительными, техническими конструкторами и различными материалами над созданием моделей, макетов объектов по образцу, техническому рисунку и собственному замыслу.

Раздел «Человек и художественное среды» призван ввести учащихся в мир профессий, связанных с дизайном, познакомить с элементами художественного конструирования предметов быта, элементами паркового искусства, макетирование.

Для каждой темы программы определено содержание знаний и умений, подлежащих усвоению, приведены ориентировочный перечень практических работ. Учитель, исходя из программных, учебно-воспитательных задач, местных условий и возможностей, выбирает для изготовления те изделия, которые рекомендуются, или подбирает другие, конструирование которых соответствует содержанию разделов и изучаемой. По тематике содержательных разделов также предложены обобщающие практические работы, которые могут быть использованы учителем для контроля знаний учащихся по трудовому обучению.

Программой определены для каждого класса основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года. Отмечена необходимость реализации межпредметных связей, интеграции трудового обучения с другими учебными предметами.

Приоритетным признано развитие общетрудовых и конструктивных умений учащихся. Практические работы предлагается выполнять в составе небольших творческих групп школьников, роль учителя при этом должна быть стимулирующей, корректирующей, а не диктаторской; должна быть обеспечена ситуация свободного выбора различных по сложности трудовых заданий в соответствии с возрастными, психофизиологических возможностей детей с учетом индивидуальных интересов и потребностей в труда.

Важным компонентом программы является профориентационная работа с младшими школьниками на уровне профинформации и профдиагностики и сочетание учебной работы по общественно полезным, производительным трудом школьников во внеучебное время.

Право распределения времени по темам каждого модуля предоставляется учителю. По учебному плану в 1 классе на трудовое обучение отводится 2 часа в неделю, во всех последующих классах ‒ по одному часу.

Программа интегрированного курса «Художественный труд» разработана на основе художественной педагогики и развивающего обучения. Она побуждает учителей и учащихся к самореализации творческих способностей. Цель курса достигается путем комплексного воздействия на учащихся средствами искусства: художественным словом, цветом, образотворенням из различных материалов.

Формулировка тем этой программы, направлено на актуализацию, в первую очередь, мотивационной сферы личности, а не технико-технологической, как в других вариативных программах по трудовому обучению. Сначала пробуждается желание работать, обеспечивается «вхождение» в образ, а затем выполняются предметно-манипулятивные действия по воплощению словесных и графических образов в различных легкооброблюваних материалах. От воображения, фантазии ‒ до кончиков пальцев, от ребенка ‒ к искусству.

Проблемы определения содержания программ для начального трудового обучения в образовательной области «Технологии» остаются нерешенными. Большинство действующих программ допускают дублирование материала, несогласованность с другими предметами начального курса школы, не имеют системы в подборе изделий; слабо обеспечивают преемственность дошкольного трудовой подготовки и перспективность по отношению к основной школе, не содержат учебного материала для развития, опыта творческой деятельности и положительного эмоционально; ценностного отношения к труду. Главная причина этого ‒ эмпирический отбор учебного материала, отсутствие опоры на концептуальные положения дидактики и методики преподавания трудового обучения по проблемам проектирования содержания учебного предмета.

Уроки труда в начальных классах призваны ввести младших школьников в мир творческой трудовой деятельности человека, познакомить детей с законами, закономерностями человеческой производственной деятельности в ее взаимосвязях с природой и обществом.

4. Роль уроков трудового обучения в эстетическом воспитании детей

В озможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. В курсе Трудовое обучение авторов В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления.

Важным условием для осуществления эстетического воспитания на уроках трудового обучения является связь с некоторыми другими предметами начальной школы. Например, изобразительное искусство: тема, сюжет, композиция, колорит, элементы дизайна; развитие чувства прекрасного и др.; музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и др. [14]. Таким образом, осуществляя систему эстетического воспитания на уроках трудового обучения, необходимо широко использовать межпредметные связи.

Анализ программы В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой и программы Т. М. Геронимус по трудовому обучению позволил выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках трудового обучения.

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного труда напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразования материала в изделие. Причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Теоретическая работа должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме. По возможности в 1-2 классах вносить элементы игры. А самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.

На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:

соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;

экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;

строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;

постоянно контролировать правильность выполнения задания;

находить ошибки и по возможности исправлять их.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, их количество, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность разметки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего изделия.

Конструирование по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение для конструкторских способностей и творчества имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Конструируя по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию конструкторских способностей, технического и художественного творчества.

Итак, проведенное анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Вместе с тем, возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. Эта идея нашла отражение в проанализированной нами программе для начальной школы.

5. Принципы и методы трудового обучения младших школьников.

Дидактические принципы это исходные положения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Принципы трудового обучения сформулированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучению.

Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность принципов и особенности их реализации на занятиях по труду.

Связь теории с практикой в обучении. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным.

Научность в трудовом обучении. Принцип научности требует, чтобы на занятиях по труду использовались современные оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в хозяйстве.

Систематичность и последовательность в трудовом обучении. Данный принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается школьниками в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки, труда и дидактическому требованию об опоре их на совокупность ранее усвоенных знаний по основам наук. Только систематические знания будут усвоены сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Принцип систематичности и последовательности находит отражение в структуре учебных программ и учебников. Материал в них располагается в системе, которая определяется рядом дидактических требований (цели изучения предмета, его связь с другими предметами, познавательные возможности учащихся и т.д.) и логикой науки.

Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо применять различные методы обучения и так организовать учебный процесс, чтобы он вел к систематизации знаний и умений учащихся, образованию и закреплению у них логических связей. Технико – технологические сведения должны сообщаться им в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученным разделам трудового обучения. В таком случае знания, умения и навыки будут наслаиваться. Прежде чем перейти к новому материалу, учитель проверяет знания и умения школьников по ранее пройденному, чтобы убедиться в прочности его усвоения.

При реализации принципа систематичности необходимо учитывать уровень физических сил и познавательных возможностей обучающихся и способствовать развитию их. Это достигается постепенным усложнением работ.

Систематизация знаний учащихся достигается обобщающим повторением материала по каждой теме и в конце учебного года. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается постепенным усложнением выполняемых обучающимися заданий.

Доступность и посильность труда для обучающихся. Принцип доступности требует, чтобы трудовые задания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Но учебное задание не должны быть слишком легкими, так как выполнение их без напряжения сил не способствует развитию учащихся. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьников развиваются физические силы и познавательные возможности, растут пределы доступности.

Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные способности и состояние здоровья учащихся.

Необходимо соблюдать правильное чередование учебных и трудовых занятий. Последнее целесообразно в конце рабочего дня и недели.

Самый простой материал может оказаться недоступным для учащихся, если дать его в большой дозе. Поэтому необходимо правильно распределять материал по урокам. Количество его на последующем уроке может быть несколько большим, чем на предыдущем. Это надо учитывать и при подборе изделий (постепенное усложнение их, прибавление не более 1-2 новых операций при изготовлении последующего изделия, проведение кратковременных подготовительных упражнений по каждой новой операции и т.д.)

Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности по времени. Длительная работа вызывает у школьников утомление, приводит к снижению производительности труда.

Важным средством реализации принципа доступности является дифференциация заданий: для слабых учеников могут быть даны более легкие задания, которые помогают им восполнить имеющиеся пробелы и подвести к выполнению основных работ; сильным дают задания повышенной трудности.

Доступность изучаемого материала и труда для учащихся зависит также от организации занятий, применяемых методов, от реализации других принципов трудового обучения.

Сознательность и активность учащихся в трудовом обучении. Этот принцип требует так организовать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовым умениям и навыкам, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в труде, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

Реализация принципа сознательности начинается с раскрытия перед учащимися задач трудового обучения и конкретных целей урока. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, выполнения трудовых заданий, решение творческих задач. Они учатся самостоятельно планировать работу, определять способы ее выполнения, контролировать ход и результаты, вносить коррективы.

Большую роль в сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места и труда, приема творческой деятельности. Особое значение имеет обучение их рационализаторским умениям и конструированию. Школьники участвуют в разработке технологической документации, чертежей изделий и выполняют работу по их изготовлению, в ходе которой овладевают трудовыми умениями и навыками. Благодаря такому обучению усвоение школьниками трудовых действий не будет только механическим показанных учителем приемов работы. Они выполняют их с полным пониманием всей технологии в целом и отдельных ее элементов. Учащиеся представляют образец будущего результата своих действий и возможные последствия неверного выполнения их. Наличие образца позволяет им осуществлять самоконтроль и исправлять допущенные ошибки.

При получении технико–технологических знаний учащиеся должны не только запомнить новые термины и определения, но и осмыслить их содержание, связать с конкретным трудовыми процессами. В противном случае будет развиваться формализм в знаниях, когда школьники пересказывают материал (с самого начала и только подряд), но не понимают его сущности и не умеют применить в практических делах. Одной из причин формализма является догматическое изложение материала учителем (иногда в виде диктовки) и усвоение его школьниками без мыслительного анализа.

Средством развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательных задач, использование эвристических бесед и проблемного изложения материала, составление и решение экспериментальных задач, применение знаний в практической работе и др.

Речь школьника развивается в тесной связи с мышлением. Ее недостатки тормозят развитие мышления. Поэтому учителю необходимо следить за речью школьников и исправлять погрешности, вырабатывать у них привычку точно выражать свои мысли, правильно применять термины.

Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков. В прцессе трудового обучения школьники овладевают знаниями, умениями и навыками, которые необходимы им для будущей трудовой деятельности и как база для овладения новым материалом. Без этой базы не может быть роста учащихся, продвижения их вперед. Усвоение знаний, умений и навыков способствует развитию памяти, логического мышления, творческой активности и самостоятельности школьников в различных видах деятельности. Но чтобы приобретенные знания, умения и навыки выполняли указанные функции, они должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти учащихся.

Прочность знаний умений и навыков достигается всем ходом учебного процесса. Одним из условий реализации этого принципа является знание школьниками целей изучения данного материала и выполнения трудовых заданий. Для этого в начале каждого занятия им указывается, что нужно изучить и запомнить, для какой цели это необходимо, когда и в каких условиях они будут применять полученные знания и умения. Более прочно усваиваются знания и умения, преподносимые наглядно и в строго логической последовательности. Большую роль в этом играет также правильная дозировка изучаемого материала и трудовых заданий во времени, применение систематических упражнений, обеспечивающих не только приобретение, но также поддержание и закрепление знаний, умений и навыков, развитие мышления школьников. Прочное усвоение приемов работы обеспечивается опорой практики учащихся на теоретические знания. Таким образом, прочность усвоения достигается реализацией всех принципов обучения.

Наряду с этим в обучении применяют специальные дидактические средства, обеспечивающие реализацию принципа прочности. К ним относятся закрепление изложенного на уроке материала. Проводится оно путем беседы с учащимися, организации упражнений, решения задач и т.д. Закрепление показанных приемов работы осуществляется в ходе пробного выполнения их школьниками. Для предупреждения забывания материала, восстановления в памяти забытого, систематизации и углубления знаний, умений и навыков регулярно проводятся различные виды повторения (на каждом уроке, в конце изучения темы и по всему материалу).

В ходе занятий учитель должен проводить работу по развитию памяти учащихся. С этой целью им даются задания по заучиванию терминов, цифровых данных. Заучивание может быть механическим и осмысленным. Механическое заучивание достигается многократным повторением материала. Чаще всего так заучиваются название инструментов, материалов, деталей машин, имен дат и т.д. Осмысленное запоминание строится на установлении логической связи нового материала с уже известным, название различных объектов с их назначением, свойствами, применением (если эти связи существуют и их можно вскрыть). По сравнению с механическим запоминанием оно обеспечивает прочное закрепление материала в памяти учащихся при меньших затратах времени на его заучивание.

Большую роль в достижении прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыков играет поддержание у них интереса к работе. Это достигается соответствующим подбором изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.

Наглядность в трудовом обучении. Этот принцип требует, чтобы на занятиях учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими изученных предметов и трудовых процессов. Чем разностороннее эти восприятия, тем глубже знания школьников. Образцы изученных предметов могут восприниматься или при демонстрации учителем различных наглядных пособий (внешняя наглядность) или же обучение опирается на опыт школьников и ранее проведенные наблюдения (внутренняя наглядность). Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но оно представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, обобщает его результаты. В противном случае могут воспринимать вместо главного второстепенные детали.

Устные словесные методы. Наибольшее распространение в практике трудового обучения получили такие устные словесные методы, как объяснение, рассказ, беседа, инструктаж.

Инструктаж можно рассматривать и как метод обучения, и как совокупность словесных методов, применяемых на уроке. Под инструктажем как метод обучения понимается объяснение способ трудовых действий, на корректировку практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановки конкретной трудовой задачи, характеристику операций, объяснение правил выполнения трудовых приемов и проведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной работы и объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает в себя анализ хороших работ, характеристику допущенных в работе ошибок и оценку работы учащихся.

ІІ Общие методики уроков технологии в школе

1. Оптимизация процесса трудового обучения

Важное значение во взаимосвязи трудового обучения и воспитания имеет их оптимизация. Главное звено в этой работе — интенсификация трудовой подготовки детей за счет их общего и физического развития на основе связи формирования двигательных умений и навыков с их самооценкой, самоконтролем в труде. Чтобы этого достичь, в процессе трудового обучения рекомендуется:

— научить детей дифференцировать свои ощущения в процессе деятельности (труд, игра, ученее, спорт), чтобы постепенно они могли регулировать свои физические усилия, координацию движений, точность, тонкость своих трудовых действий;

— вооружить детей знаниями о себе, своих особенностях и возможностях, способностях и слабостях для того, чтобы они научились планировать свой труд, точно определять временные границы работы, разумно чередовать труд и отдых, поддерживать высокую работоспособность;

— научить школьников умениям и навыкам самоконтроля за ходом и результатами своей работы. Самоконтроль обеспечивает почти двойное ускорение процесса овладения новыми умениями и навыками, он крайне необходим для качественного выполнения порученной работы;

— воспитать устойчивое внимание, умение управлять им в процессе труда;

— научить мыслить во время трудового процесса, предварительно обдумывать каждую операцию, искать оптимальное решение трудовых задач;

— иметь специальное оборудование приспособления, наглядность, способствующие самостоятельному анализу учащимися своей работы (какие ошибки в труде они совершают, насколько качественно овладели той или иной операцией);

— обеспечить связь и преемственность физической культуры, спорта с трудовым обучением, так как это необходимо для развития сенсомоторики.

Данные положения выступают как дидактические требования к организации трудового обучения в школе.

Важное значение в трудовом обучений приобретает воспитание умения преодолевать трудности, которые встречаются при овладении трудовыми операциями или при выработке практических умений. На этой основе формируется готовность к труду. Учащиеся теряют интерес к трудовому обучению и труду, если не могут преодолеть встречающиеся трудности.

2. Подготовка и проведение уроков трудового обучения в начальной школе.

Урок технологии сложен по своему строению, т.к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции.

По содержанию деятельности учащихся урок технологии/ трудового обучения может быть разделен на 5 частей (этапов):

Постановка цели, темы, трудовой и учебных задач урока.

Подготовка к выполнению трудового задания.

Организация и подготовка рабочего места.

Выполнение трудового задания.

Подведение итогов урока.

Название этих частей урока говорит о содержании деятельности детей. Каждая часть ( этап ) урока состоит из нескольких элементов. Порядок их расположения в ходе урока зависит от учебных задач, содержания урока, подготовленности детей и т.д.

Структурные компоненты урока

Содержание структурных компонентов урока технологии

Организация детей с перемены на урок, проверка готовности к уроку.

Беседа и сообщение темы урока:

Введение учащихся в тему урока. Здесь обобщаются и пополняются знания детей о назначении изделия, об истории его создания, о материалах, из которых выполнено изделие, их свойствах, производстве. Беседа должна опираться на жизненный опыт учащихся с привлечением зрительного ряда. Беседа сочетается с рассказом, сопровождается показом натуральных и изобразительных пособий. Тема урока может быть сообщена учащимся, как в начале беседы, так и в ее середине или конце (на усмотрение учителя).

Опыты и наблюдения:

Данный этап урока включается при знакомстве с новыми материалами и их свойствами. Главная цель этого этапа включить анализаторы ребенка в познание предметов окружающей действительности.

Проводится показ отдельных технологических приемов (в зависимости от урока может присутствовать или нет).

Анализ образца изделия или

Анализ образца конструкции изделия:

Данный этап очень важен и направлен на создание у детей общего представления об объеме и характере трудового задания. Основная цель – определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей трудового задания. По-возможности, самостоятельный поиск рациональных способов их реализации, выявления известного и неизвестного. Проводится в вопросно-ответной форме (диалоговой). Учитель задает наводящие вопросы, дети отвечают. Вопросы должны быть корректными, грамотными. Направлены на выяснение конструкции изделия, частей, деталей, способа их изготовления, соединения, крепления, композиционных особенностей и т.д. Этап организуется с опорой на образец изделия, технический рисунок, активизацией правил безопасной работы. Устное описание образца может быть организовано с помощью следующих вопросов учителя: ( И.П.Фрейтаг « Урок технического труда в начальных классах», с. 11, анализ образца):

Что это за изделие? Каково его назначение? Какова его общая форма?

Из каких частей оно состоит, каково назначение каждой части? Какая часть главная (или самая трудоемкая)? Какова форма каждой части?

Из каких деталей собрано изделие (или каждая его часть)? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какая особенность в конструкции изделия?

Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?

Какие инструменты потребуются для работы?

Например, учитель показывает образец изделия (рис. 1, а), выполненный в масштабе 2:1, и задает вопросы учащимся:

— Что это? Для чего может быть использовано это изделие? (Это закладка, она нам понадобится для учебника).

— Из каких частей состоит закладка? Каково назначение каждой? (Закладка состоит из основы и украшения).

— Какая часть главная? (Главная часть – основа, она может служить закладкой и без украшения).

— Какая часть самая трудоемкая? (Украшение).

— Какова форма основы? Сколько в ней деталей? (Основа имеет четырехугольную форму, она изготовлена из одной детали).

— Из каких деталей состоит другая часть – украшение? (Орнамент украшения составлен из круга и частей круга).

— Сколько и какие детали составляют орнамент? Нарисуйте их и сосчитайте количество одинаковых. (Вызванные к доске ученики изображают 1 целый круг, 2 половины круга, 4 детали по ¼ круга и 6 деталей по 1/6 круга (рис. 1, б). Остальные учащиеся рисуют на листах бумаги.).

-Сколько нужно будет заготовить целых кругов для всех деталей? (4 целых круга).

— Как соединены детали в изделие? (Детали наклеены).

— Из каких материалов выполнено изделие? (Основа сделана из плотной бумаги, украшение – из более тонкой и цветной).

— Какой еще будет нужен материал? (Нужен будет клей).

— Какие инструменты потребуются для работы? (Для работы нужны будут карандаш, циркуль, линейка, ножницы, кисть и все необходимое для работы с клеем).

Планирование предстоящей практической деятельности детей:

Устное составление общего плана предстоящих трудовых действий с опорой на ПИК или ГИК, ТИК и образец изделия. По данным картам учитель должен провести инструктаж, показывая поэтапно и обсуждая с детьми последовательность выполнения трудовых действий.

Чтобы начать работу по чертежу, необходимо его прочитать, используя следующие вопросы (Фрейтаг « Урок технического труда в начальных классах», с. 15, чтение чертежа, ГИК, ПИК) :

Вопросы для чтения комплексного чертежа:

1. Чтение изображения.

Что изображено на чертеже? Докажи! Покажи все изображение заготовки детали или развертки. Покажи части изделия на чертеже, назови их. Какой формы заготовка детали или развертка (если она правильная геометрическая)?

2. Рассмотрение конструкции изделия.

Как будут соединены части изделия? (Подвижно, неподвижно, в разъем). С помощью чего будет сделано соединение?

Каковы размеры частей заготовки? Что обозначает размер такой-то? Каков общий габаритный размер заготовки?

4. Планирование технологических операций.

Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? Что обозначает линия такая-то? Каков порядок выполнения этих операций (разметка по габаритным размерам, размерам, разметка по частным размерам, сгибание, раскрой по контуру и надрезы, сборка изделия).

рассмотрение рисунка изделия.

(Что изображено на рисунке? Для чего может быть использовано это изделие? – Это конверт для хранения обрезков ткани, бумаги или семян.)

(Какова его общая форма? – Прямоугольная.)

(Из каких частей состоит изделие, каково назначение каждой? – Передняя и задняя стенки образуют сам конверт, боковые клапаны – для сборки изделия, большой верхний клапан, чтобы закрывать конверт.)

(Из скольких деталей собирается изделие? – Изделие изготавливается из одной детали – развертки, точнее, выкройки.)

(Покажи и назови части изделия на чертеже и на рисунке. – ученик называет и показывает.)

(Каковы размеры передней стенки конверта? – 90*60мм. – Что можно сказать о размерах задней стенки? – Они равны размерам передней стенки. – Что обозначает размер 15*60мм? – Это размер бокового клапана ( и т.д.). – Каков габаритный размер всей заготовки? – 120*145мм.)

3. планирование работы.

(Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? В каком порядке их нужно выполнять? – Разметка, затем раскрой по габаритным размерам, сгибание, раскрой по контуру, склеивание.)

Чтение операционного чертежа развертки

На примере чтения операционного чертежа развертки кораблика – детали счетного материала.

— Что изображено на рисунке? – Общий вид изделия «Кораблик». – Какова его общая форма? – Кораблик имеет форму квадрата, но повернутого уголком вниз.

— Что изображено на первом чертеже? – Заготовка для кораблика: она квадратная и ее стороны равны 5см. – Что нужно сделать, опираясь на чертеж? – Разметить и вырезать заготовки 5*5см.

— Что изображено на втором чертеже? – Линии разметки проведены из угла в угол. Заготовку нужно разметить.

— Что изображено на третьем чертеже? – Линия разреза. Заготовку нужно надрезать по линии разметки до центра.

— Что изображено на четвертом чертеже? – Линия сгиба. Одну часть треугольной формы нужно загнуть по линии разметки.

— Что изображено и что нужно сделать, опираясь на пятый чертеж? – Загнутую часть намазать клеем по лицевой стороне и приклеить.

На операционном чертеже читается сначала само изображение, потом размеры и условные линии, помогающие определить операции, необходимые для изготовления изделия.

Чтение графической инструкционной карты (ГИК).

Всегда проводится после анализа образца или его рисунка. Пример чтения графической инструкционной карты (ГИК) по изготовлению бумажного стаканчика:

Что изображено на первом рисунке? – Заготовка для стаканчика.

Какой она формы? – Она квадратная, но повернута одним уголком вниз.

Что изображено на втором рисунке? – Линия сгиба. Нужно заготовку сложить уголком к уголку.

Что изображено на третьем рисунке? – Сложенная заготовка. Она стала треугольной формы. – Что еще изображено на этом рисунке? – Изображена линия сгиба. Нужно загнуть правый нижний уголок.

Посмотрите на четвертый рисунок, как нужно загнуть правый нижний уголок? Уголок должен коснуться противоположной стороны заготовки, его свободные края направляются так же, как и нижний сгиб. – Что еще показано на этом рисунке? – Левый нижний уголок загнуть так же, как правый.

Что изображено на пятом рисунке? – Сложенная заготовка. Линия сгиба показывает, что нужно отогнуть верхние углы. Для этого нужно заготовку повернуть верхними углами вниз.

Что изображено на шестом рисунке? – Верхние углы отогнуты в две противоположные стороны. Заготовку нужно повернуть вниз «дном». Стаканчик готов.

Чтение ГИК сложнее для учащихся тем, что кроме чтения самого изображения, размеров и условных линий, помогающих определить операции, необходимые для изготовления изделия (как при чтении операционного чертежа), необходимо обозначить словом все пространственные изменения заготовки при выполнении из нее изделия.

Параллельно анализу ГИК, ПИК или ТИК ведется составление плана работы учащихся над изделием и в практической деятельности с практическими действиями учеников, т.е. порядок выполнения операций, который составляется с использованием глаголов-действия (разметим, вырежем, приклеим, оформим и т.д.) план может быть составлен устно, а запись на доске сделана заранее и открыта только после его составления. На этом этапе активизируем правила безопасной работы по ходу определенного порядка выполнения операций. Если выполнение изделия рассчитано на несколько уроков, то проводится планирование времени работы. Учащиеся намечают, сколько пунктов плана можно выполнить на данном уроке. После окончания совместного планирования предстоящей практической деятельности детей, еще раз повторяем весь процесс работы, используя план на доске (при затруднениях – ИК), спрашивая самых слабых учащихся или тех, кто отвлекался во время разбора. Затем спрашиваем у класса: «Есть ли вопросы по изготовлению изделия?» При необходимости отвечаем на вопросы, затем закрываем план работы на доске и дети приступают к работе.

Практическая работа по изготовлению изделия:

На этот этап отводится бо¢льшая часть урока, примерно 25-30 минут, в зависимости от общей продолжительности урока. Практическая работа может проходить самостоятельно с индивидуальным инструктажем учащихся учителем или под комментарий учителя, детей.

Формы практической работы:

Индивидуальная: ученик самостоятельно оценивает стоящие перед ним задачи, намечает пути их выполнения, осваивая весь технологический процесс.

Коллективная: имеет смысл проводить, когда нет возможности в индивидуальном изготовлении изделия, достаточно ярко и наглядно продемонстрировать те или иные художественные идеи или если для изготовления отдельному ученику потребуется слишком много времени.

Групповая: дети выполняют в группах отдельные изделия, после чего можно объединить их в общую композицию.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей.

Контроль учителя за ходом и качеством выполнения учащимися технологических операций может быть проведен визуально.

По окончании изготовления изделия проводится его проверка в действии и при необходимости доработка.

В течение всей практической деятельности важен и самоконтроль учащихся. По времени проведения: предваряющий, корректирующий, констатирующий. Особенно важен в начальных классах корректирующий (приемы самоконтроля см. – Фрейтаг И.П. Формирование умения самоконтроля на уроках труда// Начальная школа, 1985. №6).

Проводится выставка и анализ работ учащихся с коллективным просмотром и обсуждением. Определяются критерии качества выполнения трудовых операций (точность и качество линий разметки, точность и качество линий разреза, точность и качество линий сгиба, точность и качество сборки и т.д.). Приемы организации оценки работ детей могут быть разными: коллективная оценка детьми своих работ, выставленных на доске, индивидуальная оценка работ учителем (при обходе класса или вызове учеников к столу по мере окончания ими работы и др.). Также д ети должны выразить общую оценку изделий, отмечая качество выполнения работы, наличие или отсутствие творческой идеи и т.д. Учителю следует поощрять детей не только за собственные достижения, но и за умение увидеть их в работах других учащихся. Подводятся выводы по уроку (повторение и обобщение пройденного на уроке) и выставляются 2 отметки: за работу и за выполнение технологических операций. Общая оценка учителем работы класса.

Уборка рабочих мест.

Под руководством учителя дети тихо убирают свои рабочие места.

Оформление конспекта урока технологии

Цель : Формулируется всегда только одна и определяется с учетом следующих компонентов:

По расширению политехнического кругозора; знакомство со свойствами, видами, последствиями.

Обучение планированию работы по образцу, графическому рисунку, инструкционным картам.

Формирование и совершенствование практических навыков.

Например: Научить учащихся изготовлять декоративную аппликацию или Научить изготовлять скульптуру домашнего животного (на выбор) из пластилина или Научить изготовлять модель грузового автомобиля.

а) образовательные : Направлены на формирование у учащихся общих и специальных знаний и умений:

умение организовать свой труд и свое рабочее место, место для коллективной работы,

умение анализировать трудовые задания и планировать работу,

умение использовать технические чертежи, инструкционные карты,

умение выполнять разметку материала разными способами, а также основные технологические операции.

владение знаниями о производстве, свойствах материалов, а также основных технологических операций.

владение знаниями о профессиях людей, технике и т.д.

Например: познакомить с понятием «Аппликация» и ее видами…

б) развивающие : Направлены на совершенствование сенсорной сферы ребенка, на развитие его образного и логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, а также на развитие мелкой моторики (мелкой мускулатуры пальцев рук). Например: развитие у учащихся мелкой моторики.

в) воспитательные : Предполагают воспитание рядя положительных качеств и черт характера: трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости и т.д. Например: воспитание бережного отношения к материалам.

Графическое оформление доски :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *