Что включает в себя постпродакшн
Что такое продакшн? Продакшн компания.
Продакшн. Что это такое?
Итак, что же такое означает, на первый взгляд понятное, у всех на слуху, понятие «продакшн компания».
Понятие.
Продакшн (Production).
Продакшн, прежде всего, забугорное инглишобразное слово. Перевод сами знаете. Обозначим продакшн, как процесс создания проекта, или изготовление творческого продукта. Наиболее часто этот термин употребляют в сферах кино-, теле- и радио-. Соответственно — производство.
Наиболее часто термин используется в словосочетаниях продакшн-студия и продакшн-компания.
Но, чаще всего, это понятие относится к кино, поскольку большинство продакшн-компаний занимаются производством кинофильмов. Сценарий, подбор актёров, съёмка, монтаж, озвучивание, дубляж — всё это части большущего зверя по имени — Продакшн (Production).
Сам ход процесса, нередко, называют продюсирование.
Человека, возглавляющего процесс производства, называют продюсер.
Кстати говоря, не надо путать продюсера со спонсором. Это разные понятия.
Перепродакшн.
Также существует понятие перепродакшн. Больше всего это явление проявило себя в студийной звукозаписи в 60-х годах. Продюсеры старались вытащить из звукозаписи всё возможное и невозможное. Они «расфуфыривали» музыкальное звучание с помощью различных не музыкальных средств. Одно из таких «стена звука» — этим прославился скандальный продюсер Фил Спектор.
Студийное «расфуфыривание» музыки, добавление неоправданных новых слоев звука, бесконечно длящаяся работа с деталями: вытаскивание то того, то иного звука на передний план, мелкое изменение тембров, массивное использование эффектов, сложение большого количества слоев — все это неуважительно называют перепродюсированием (overproduction).
Перепродюсирование.
Это «Бич» поп- и рок-музыки. Тот самый случай, когда практически вся записанная музыка безнадёжно изменена. А почему это происходило? А всё потому, что продюсеры искали новый звук.
У каждого нового поколения слушателей быстро замыливается слух и не развивается вкус к тому, что музыкально оправдано. То есть, слушателю так и остается неясным, где музыкальная структура, а где декоративный наворот. Другими словами, набор искусственных приёмов и приманок.
Вспомните песню Sher — «I believe»… На момент её создания и взлёта популярности такой приём, «AutoTune», считался браком и не годным к изданию материалом. Однако, теперь каждый рэперский релиз просто напичкан этим АвтоТюном. Вот так, ребята. Это называется — удачный продюсерский ход.
В итоге, всё происходит к лучшему.
Пост-продакшн (Post-production).
Процесс продакшна может включать в себя и все стадии работы над проектом: предпроектная подготовка, разработка сценарного плана, подбор креативной команды, съёмочный процесс, монтаж, озвучивание, мастеринг. Точнее сказать, специалистами отдельно выделяется стадия пост-продакшна. Это период обработки материала, который следует сразу же после съёмочного процесса. Потому, что он может включать в себя компьютерную графику, титрование, монтаж, озвучивание, обработка и так далее.
Сферы применения.
Реклама.
В рекламной сфере продакшн подразумевает производство видео-роликов, музыки или аудио-роликов, джинглов и промо, создание биллбордов и всех видов наружной рекламы. Всё это — продукт для использования (проката, ротации) на телевидении, радио и в интернете. А в случае с наружной рекламой, назовём её бумажной, продукт нацелен конкретно для презентаций, различных акций, для выставок, фестивалей и так далее.
В нашей стране понятие «продакшн компания» более всего ассоциируют с телекомпаниями, то есть производством кино. Но, на самом деле, понятие «production company» может охватывать гораздо более широкий спектр услуг и производства.
В основном, продакшн-компании специализируются на рынке медиа-услуг. Они занимаются дубляжем, озвучиванием, субтитрированием, адаптацией продукции.
Киноиндустрия.
Специалисты продакшн компаний в кинопроизводстве занимаются озвучиванием, дубляжем, комплексной адаптацией различных международных телевизионных каналов на различных территориях. Помимо того, такие компании занимаются субтитрованием, липсингом, редакторской работой. Специалисты компаний работают с более, чем 20 иностранными языками и диалектами. Более того, продакшн компания занимается адаптацией любых жанров и форматов телеканалов и кинофильмов различного контента. В результате, сериалы, документальные картины, телешоу, рекламные ролики, всё это продукт производства.
В зависимости от масштабов продакшн компаний, им могут принадлежать студии звукозаписи и даже съёмочные павильоны. Иногда продакшн компания включает в себя «продюсерский центр» — более частное, но вполне самостоятельное явление в бизнесе.
Основными клиентами российских продакшн-компаний, как ни странно, являются телеканалы России, Украины, зарубежных стран, телевизионные сети. С другой стороны, профессиональные продакшн-компании занимаются озвучиванием классических картин, блокбастеров.
Программное обеспечение.
В разработке программного обеспечения слово «продакшн» является сленговым. Под ним понимается этап эксплуатации программы, то есть когда происходит потребление продукта конечным пользователем. Как следствие, от него образуются и такие связные термины, как production-build приложения (синоним: «релиз») и production-server. В этом случае, речь идёт о сетевом продукте или веб-приложении.
Медиа-бизнес.
В медийном бизнесе термин «production» обозначает либо определённую стадию работы над проектом, либо его полное продюсирование. В некоторых случаях термином обозначают театральную постановку, а также выпуск телевизионных программ.
Классификация.
Кинопроизводство — полный художественный процесс создания фильма, включающий процесс организации производства. К тому же, он включает определение техники и технологии создания фильма, post-production (последующая обработка материала после съёмок эпизодов фильма).
Радио и ТВ — создание эфирного пакета телеканала или радиостанции (заставок, джинглов, отбивок), эфирного промо.
Аудио — музыкальное оформление проекта, создание музыкального произведения (аранжировки) или использование музыкальных библиотек, подбор звуковых эффектов, монтаж и мастеринг.
Видео — создание видеопроекта, фильма, ролика.
Реклама — создание рекламных аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Виды продакшн-компаний.
Первый — это крупные продакшн-бренды, которые имеют в своем штате известных режиссеров, актёров.
Однако, второй вид компаний представляет собой небольшие продакшн-компании, которые специализируются на производстве рекламных роликов и размещением их на ТВ. Так или иначе, такие компании входят в состав крупных рекламных агентств.
Наверное, многие из вас с удовольствием наблюдают за рекламой фруктов или овощей, напитков, который так и хочется попробовать. В итоге, их доработкой до рекламного вида занимаются специалисты небольших production-компаний.
Ну что, ребята, разобрались?
Мы — точно въехали. Если вы тоже, то всё прекрасно. Пакээээ 🖐
Каковы этапы стадии постпродакшн?
«Сценарий – это фантазии о том, каким может быть ваш фильм. Съемки – это реальность. А постпродакшн – это окончательное воплощение вашей идеи», – Николас Виндинг Рефн
Эта цитата НЕ является преувеличением и в 2020 году. Сейчас многие снимают видео прямо из своих гостиных, поскольку треть всего мира успешно работает на дому.
Постпродакшн – третий, последний и самый важный этап создания видео. Без этого этапа самые лучшие навыки работы с камерой и отлично написанный сюжет ничего бы не стоили.
Так что же представляет из себя постпродакшн? В чем он заключается? Чтобы вы имели представление об этом понятии, ниже мы привели процесс постпродакшна поэтапно:
Этап № 1 Черновой монтаж
Самая болезненная часть процесса, поскольку это очень кропотливая работа, которая требует немалых усилий. Но именно с этого все и начинается. На этом этапе вы изучаете отснятые материалы, отбираете те кадры, которые будете использовать в готовом продукте.
Также в рамках этого процесса выбирается формат видео. Сейчас существует множество программ для редакции видео, например, AVID, Adobe Premiere, Final Cut Pro. Выбирайте самый удобный для себя вариант. В агентстве по созданию видео эту работу выполняет видеоредактор.
Добросовестное агентство в процессе этапа постпродакшн будет держать клиента в курсе дела, ознакомлять его с черновыми материалами и принимать во внимание отзывы и пожелания клиента, так как, чем раньше вносятся поправки, тем меньших расходов они потребуют.
Этап № 2 Утвержденный монтаж
Самое время определить последовательность кадров, расставить их по порядку. После этого можно начинать работу с визуальными эффектами и звуком. Но необходимо иметь в виду, что черновой вариант кадров с визуальными эффектами изначально должен быть более низкого качества.
Черновой вариант определяет наличие в тех или иных кадрах полной или частичной обработки VFX (компьютерные визуальные эффекты). Это поможет совместной работе командам по созданию визуальных и звуковых эффектов. Крайне важно создание такого макета на этапе монтажа, в противном случае следует быть готовыми к многочисленным переработкам материала.
После окончания работ по монтажу кадров наступает очередь работы со звуком. Программы для редактирования видео или создания озвучки, как правило, предусматривают редактирование различных аудиодорожек. Какие же звуковые элементы выделяются в постпродакшн? Прежде всего, это диалог (речевое озвучивание). Диалог присутствует в тех сценах, где разговаривают актеры, во время интервью, когда ведущий задает гостю вопросы, и т.п. Также может потребоваться закадровое озвучивание для всего видео целиком или же для некоторых его фрагментов.
Кроме того, существуют различные звуковые эффекты: звуки происходящего в конкретной сцене – звук дверного звонка, телефонного звонка, полета птиц, шума деревьев и т.д. Разные звуки могут содержаться в нескольких отдельных аудиофайлых: например, у вас может быть отдельный аудиофайл с закадровым голосом. И все эти звуковые дорожки необходимо грамотно скомпоновать в соответствии с требованиями видео и сюжетом.
Профессиональный совет: с особым вниманием подходите ко всем звуковым элементам видео. Помните, что качество звука приравнивается к качеству видео. Если видео не будет озвучено качественно и надлежащим образом, если звуковые дорожки не будет соответствовать кадрам видео, вся работа пойдет насмарку. Тренируйте слух для более эффективной работы со звуком.
В большинстве фирменных видео и рекламных роликах используются те или иные визуальные эффекты. Визуальные эффекты могут и не бросаться в глаза, но, поверьте, они играют решающую роль в создании готового видеопродукта. Если визуальные эффекты были предусмотрены на первом этапе, у вас не возникнет с ними никаких проблем. В идеале, раскадровка еще до процесса постпродакшн уже должна содержать информацию о предусмотренных эффектах, о том, где и каким образом они будут применяться. при наличии такой информации с этой работой отлично справится редактор по визуальным эффектам.
Но даже если эффекты были запланированы не заранее, а во время чернового монтажа, вы все равно можете включить в видео подходящие вам визуальные эффекты. Если ваше видео должно включать в себя 3D или 2D анимация, CGI моделирование и т.п., вам потребуются навыки работы с анимациями и редакторами визуальных эффектов.
Профессиональный совет: не используйте визуальные эффекты только потому, что так делают ваши конкуренты. Если эффекты не вписываются гармонично в основную сюжетную линию, лучше откажитесь от них вовсе. Обратите внимание, как использует визуальные эффекты Canal Kitchen.
Текст или кадр, помещенные внизу экрана, называется «Lower Third» («нижняя треть», всплывающая строка, бегущая строка). Использование бегущей строки предназначено для предоставления дополнительной информации, которая не может быть передана иначе. Например, в ток-шок всплывающей строкой могут быть переданы имена ведущего и гостя.
Профессиональный совет: главное правило здесь – чем меньше, тем лучше. Текст на экране должен не отвлекать внимание от видео, а информировать и дополнять видео. Наиболее профессиональные компании Нью-Йорка по созданию видео имеют навыки эффективного использования всплывающей строки в своих роликах.
Ну вот, ваше видео почти готово. Осталось придать ролику необходимую атмосферу, передать нужное настроение. Например, для рекламы кофе цвета на видео должны быть яркими, насыщенными, полными энергии. Такое видео должно заряжать на расстоянии. А все это зависит от грамотной цветокоррекции.
Также цветокоррекция включает в себя исправление недочетов освещения, ошибок экспозиции, коррекции баланса белого. Цветокоррекция также может помочь сохранять качество всего видео.
Точно так же, как в художественных и документальных фильмах, конечные заставки присутствуют и в корпоративных роликах. Обычно такие заставки передают информацию о бренде. Конечно же, эти элементы не являются обязательными, но они лишний раз напоминают зрителям о бренде и являются завершающим аккордом видеоролика.
Зачастую такие заставки представляют собой запоминающееся изображение логотипа бренда, его название, иную информацию, ссылающуюся на бренд.
Профессиональный совет: используйте конечную заставку для передачи CTA (призыва к действию). Например, «Поспешите!», «Приобретайте прямо сейчас!» или «Свяжитесь с нами!» – все, что будет призывать зрителей к определенным действиям.
Постпродакшн требует немалых временных затрат. Часто бывает, что видеопродакшн компания не в состоянии уложиться в оговоренные сроки и затягивает процесс постпродакшн видеоролика, на создание которого клиент потратил немалые суммы. Также нередки случаи, когда отснятые материалы не оправдывают возложенных на них ожиданий, и тогда вся надежда остается только на стадию постпродакшн. При правильном подходе процесс постпродакшна может не только спасти видео, но и внести в него существенные улучшения.
Что такое постпродакшн?
Что такое постпродакшн?
Что такое постпродакшн (на англ. postproduction)? Это этап производства в кино, рекламе, музыкальных клипах. Когда весь материал отснят и его остается привести в надлежащий чистовой вид. В переводе с английского «post» — после, «production» — производство.
Обычно этап постпродакшна включает в себя следующие виды работ:
Черновой и чистовой монтаж
Черновой и чистовой монтаж — это процесс сортирования удачных дублей и их склейки. Обычно делается сначала предварительный черновик. Это делает для того чтобы все участники творческого процесса смогли внести правки.
Озвучивание голосов людей
Часто по техническим причинам сложно либо очень дорого обеспечить идеальные условия для записи звука. Поэтому актеры разговаривают, но чистовой голос записывается в студии звукозаписи.
Закадровый текст диктора
Чаще всего закадровый голос диктора используется в рекламных видео роликах, ведь время ограничено. А действиями показывать все процессы очень долго. Поэтому некоторую информацию приходится разъяснять и озвучивать. В хороших рекламных видео – диктор создаёт нужную атмосферу, шутит, использует сленг и прочее.
Наложение звуков природы, города и прочих шумов
Съемки в декорациях, отсутствие нужных звуков при съемке, необходимость в специфическом озвучивании. Это лишь немногие причины, когда нужно создавать и накладывать дополнительный звуковой ряд. Кроме того, возможность создать звуковое оформление на пост продакшне добавляет творческой свободы и маневренности для режиссера.
Создание музыкального сопровождения
В зависимости от жанра и стиля видео контента (кроме музыкальных клипов) подбираются примеры музыкальных композиций. Они утверждаются и передаются композитору. При необходимости можно привлечь даже симфонический оркестр. Главное, чтобы это было оправданно и на это были деньги.
Мастеринг и сведение звуковых дорожек
Что такое постпродакшн для звука? Это сведение и мастеринг звуковых дорожек проекта. На любом проекте набирается большое количество звуковых дорожек от диктора и актеров до интершумов и музыки. Поэтому важно иметь специалиста, который грамотно расставит эти звуковые дорожки так, чтобы они звучали целостно. Кроме того, сведение и мастеринг на профессиональном уровне позволяет оптимизировать звук таким образом, что звуковой ряд будет хорошо звучать как на старом телевизоре, так и на дорогих аудиосистемах.
Создание титров, текстовых надписей
Обычно созданием титров занимает моушн-дизайнер. Совместно с режиссером подбирается стиль текста, шрифт, цветовая палитра и прочее. Моушн-дизайнер может превратить обычное появление текста в аттракцион, что значительно добавит привлекательности.
Создание анимации 2д и 3д, композинг
Сначала художник создаёт эскизы или 3д модели персонажей. Затем аниматор оживляет их, задавая движения. Композинг — это совмещение разных слоёв видео. При съемке видео, обычно комбинируется отснятый материал с нарисованным фоном либо элементами. При создании анимации и 3д графики, также накладываются разные слои, но созданные на компьютере.
Цветокоррекция
Профессиональная техника по умолчанию снимает материал в сыром виде, без цветовой насыщенности. Это даёт широкие возможности на этапе постродакшна придать именно ту палитру, которая задумана автором. Так, например, веселый сюжет будет в ярких теплых тонах, а триллер в угрюмых холодных оттенках. Нужное настроение с помощью цвета задается на стадии цвето коррекции.
Выводы
Что такое хороший постпродакшн без хорошего сценария или съемочного процесса? Правильно — ничто. Также будет справедливо и обратное утверждение. Очень хороший сценарий или идею недостаточно написать и придумать, а позже снять. Не менее важно правильно донести правильный посыл до зрителя. Звук, музыка, цвет, графика – всё это в значительной степени воздействует на зрителя, поэтому имеет важную ценность.
Остальные новости
В этой статье речь пойдет о процессе производства видеоролика, или, проще говоря, о пайплайне.
Зачастую бизнес клиенты, заказывая ролик, совершенно не представляют себе, как он рождается, поэтому это пораждает некоторое непонимание в плане формирования цены. Клиент не понимает, почему производство хорошего видеоролика достаточно дорого, не понимает разницы между хорошим роликом и плохим, да и как правило, не понимает, что ему делать и с чего начать.
Единственное, что он знает, это то, что у него есть конкретная проблема, которую может решить видеоролик, но сам он по понятным причинам решить ее не в состоянии. В этом случае клиент обращается за помощью профессиональной продакшн-команды.
Производство качественного видео ВСЕГДА делится на 3 стадии или этапа (если, конечно, мы говорим о постановочном или анимационном видеоролике, а не о репортажной съемке):
PRE-PRODUCTION — Подготовительный период
PRODUCTION — Съемочный период
POST-PRODUCTION — Монтажно-тонировочный период
Те фразы, которые написаны по-русски, появились из отечественного кинематографа, но мне, если честно, они не очень нравятся, поскольку несколько устарели. Во всяком случае последняя. Здесь я буду использовать английские наименования, поскольку сейчас именно они являются общепринятыми в индустрии.
PRE-PRODUCTION
Идея
Создание хорошего видеоролика всегда начинается с идеи. Если идея есть и она хороша, то шанс, что ролик будет качественным, и, самое главное, будет решать задачу киента, очень высок (при наличии прямых рук и хорошей профессиональной команды конечно). Если же идея никакая, то даже Спилберг с Кэмероном не помогут. Хотя уж они то наверняка хорошую идею придумают. За такие-то деньги!
Бриф
Бриф — это документ, составляемый на самом старте проекта. Задача брифа — максимально полно описать клинета, его потребности, его проблемы, цели, ради которых создается видеоролик. Чем полнее и подробнее составлен бриф, тем больше шансов «попасть», сделать именно то, что нужно клиенту, решить именно ту задачу, с которой он пришел. А некачественно составленный бриф может закончиться видеороликом, который и классный, и качественный, и красивый, и дух захватывающий, вот только проблему клиента не решает.
Бриф — это важно. Как правило, бриф и идея идут рука об руку, поскольку бывает, что клиенты приходят уже с готовыми идеями, которые заносятся в бриф, а бывает, что идей нет, и их нужно генерировать.
Если идея есть, хорошо. А если нет — тогда наступает…
BrainStorm
Все знают, что такое мозговой штурм. А для тек, кто вдруг не знает, расскажу. Мозговой штурм — это когда в закрытом помещении собирается креативная команда из нескольких (3-7) человек, заказывают пиццу, пьют кофе, читают бриф и озвучивают все, что приходи им в голову. Даже если в голову приходит всякая чепуха. А специально обученный человек все это записывает. Китика во время брейнсторма запрещена. Знаете поговорку — Одна голова хорошо, а две — лучше? Вот это как раз про брейнсторм. Прелесть этой штуки в том, что какая-нибудь ерунда, высказанная одним из креативщиков, неведомым образом наводит другого креативщика на какую-нибудь осмысленную мысль, которую подхватывает третий, развивает четвертый, и в итоге, начавшись с ерунды, идея рождается, и постепенно, по мере шлифовки обрастает новыми деталями и теряет лишнее. Бывает так, что рождается несколько идей, и тогда на стол заказчику для утверждения ложатся сразу несколько идей, и уже клиент выбирает ту, которая будет реализована.
Сценарий
Это, пожалуй, самый важный этап пре-продакшн. Основная концепция сценария рождается на брейнсторминге в виде идеи, которая затем детализируется и превращается в подробный план видеоролика. Если ролик «живой» (используется живая съемка) то в нем прописываются локации для съемок, диалоги, настроения, музыка и т.д. Если ролик создан средствами компьютерной графики, то сценарий может представлять из себя просто дикторский текст, который будет звучать за кадром. Сценарий — это основа всего видеоролика. Поэтому он утверждается заказчиком, и с этого моментка, как правило, не меняется.
Но поскольку сценарий — это всего лишь текст, каждый, кто его читает, создает у себя в голове определенный образ, как бы достраивая визуальную составляющую картинки. А так как надо роликом может работать до нескольких десятков, а в крупных проектах даже сотен человек, то нужен способ, который мог бы донести и раскрыть идею и сценарий визуально, а так же прояснить многие технические детали. Для этого создаются раскадровки, стайл-фреймы и аниматик.
Раскадровки (StoryBoard)
Это основные стоп-кадры будущего ролика, позволяющие понять, что будет происходить в кадре. Как правило, используются при съемке «живых» видеороликов. Обычно это схематичные рисунки, из которых ясно, где будут находиться актеры друг относительно друга, какие планы будет снимать камера и в каком порядке, какие необходимы декорации, где потребуется использование визуальных эффектов, и тд. В зависимости от сложности и стоимости проекта раскадровки могут быть более или менее детализованными. Например, чтобы обрисовать идею коллегам, достаточно 5-6 кадров. В полнометражных фильмах, как правило, отрисовывают и планируют каждый съемочный план.
Стайл-фреймы
Стайл-фреймы или стилистические кадры используются при производстве анимационных рекламных роликов, роликов, созданных средствами компьютерной графики. В отличии от раскадровки, которая представляет из себя схематичные наброски и скетчи, стайл-фрейм — это полноценный стоп-кадр из финальной версии ролика, из которого можно без труда составить представление о визуальной стилистике, цветах, героях, то есть о том, как будет выглядеть ролик, когда он будет готов.
Аниматик
Аниматик (в простых 2D проектах) и превизуализация (в сложнх проектах с трехмерной графикой) — это технические инструменты, позволяющие осуществить еще более детальное планирование анимационного видеоролика. Аниматик представляет из себя анимированные (двигающиеся) раскадровки и скетчи, собранные под финальную музыку и голос диктора. Превизуализация — это черновая трехмерная графика, не содержащая анимационных деталей (анимация мимики, мелкой моторики и прочих суперважных в конечном продукте мелочей), цветов, текстур и т.д.
Сама по себе анимация и трехмерное моделирование — это самые сложные и трудозатратные этапы производство видеоролика, выполненного с использованием компьютерной графики. Они представляют из себя программирование изменения во времени сотен параметров у тысяч элементов, и лучше, а главное — дешевле будет, если это программирование будет осуществлено с первого раз и правильно, поскольку повторная анимация — это по сути двойная, а то и тройная работа, которая, естественно, должна быть оплачена. Именно поэтому грамотное планирование того, что будет происходить в кадре — это краеугольный камень удешевления проекта. 7 раз отмерь, один отрежь — эта пословица здесь ну очень к месту.
Раскадровки, аниматик и стайл-фреймы — это ключевые инструменты планирования производства, которые позволяют синхронизировать видение финального результата среди всех участников проекта, включая заказчика, чтобы клиент всегда заранее знал, что конкретно он получит за свои деньги.
Именно поэтому раскадровки, стайл-фреймы и аниматик (превизуализация) так же утверждаются с клиентом, и будучи утверждены, не меняются
PRODUCTION
Эту стадию обычно не делят на этапы. Продакшн — это непосредственно съемочный период.
Если речь идет о видеоролике, содержащем кадры живой съемки, то это период, когда вся команда, задействованная в съемках (режиссеры, операторы, осветители, актеры, продюсеры, звукооператоры, CG-супервайзеры, локейшн-менеджеры и еще куча специалистов) выезжает на место съемок — натуру или съемочный павильон, и снимают.
Если же говорить об анимационном видеоролике, то в этом случае как такового съемочного периода не существует, и в качестве production считается этап отрисовки, 3d-моделирования и анимации ролика. Забегая вперед скажу, что в случае живого видеоролика эти этапы выполняются на стадии POST-PRODUCTION
Стоит так же отметить, что особая важность и значимость стадии pre-production ощущается как раз на стадии production. Поскольку каждый съемочный день стоит немалых денег, любая продакшн-команда стремится количество этих дней уменьшить. И самый лучший способ это сделать — это грамотный пре-продакшн. Если подготовительный период был осуществлен качественно, на съемочной площадке каждый участник съемок понимает свою роль, знает, что и как ему нужно делать. И традиционная неразбериха на съемочной площадке не то чтобы отсутствует, полностью ее избежать невозможно, но ее существенно меньше.
POST-PRODUCTION
Теперь перейдем к стадии, на которой видеоролик приобретает свой окончательный вид. Поскольку современное видеопроизводство все больше и больше уходит в виртуальную среду, как правило, стадия пост-продакшн бывает самой масштабной по времени, и в дальнейшем ее длительность будет только расти.
Давайте посмотрим, что происходит с роликом после крика режиссера «Стоп, Снято, Всем спасибо»
Монтаж
Это основной инструмент видеопроизводства. Монтаж начинается еще во время съемок, есть даже такая должность: монтажер на площадке, и продолжается до самого конца. Но все же львиная доля монтажа происходит в самом начале пост-продакшена, когда собирается черновая версия ролика.
В процессе монтажа все элементы ролика, все кадры, звуковые дорожки, все сцены с визуальными эффектами собираются воедино и выстраиваются в нужном порядке в соответствии со сценарием и аниматиком (если есть)
Если речь идет о производстве ролика с 2D графикой, то здесь появляется
2D Анимация
Используется при производстве «Продающих видео», моушн-инфографики, а так же гибридных видео с живой съемкой. В процессе 2D анимации происходит анимация отрисованных ранее в стайл-фреймах элементов в 2d-пространстве.
Пример 2d анимации
3D VFX
Я специально выделил производство трехмерных визуальных эффектов в отдельный этап, поскольку процессы, происходящие во время производства 3D, взаимосвязаны друг с другом, и показать назначение каждого из них отдельно от других очень непросто.
Если кротко, то производство 3D заключается в создании виртуальной съемочной площадки с виртуальными декорациями и виртуальными анимированными героями, где все происходящее снимает виртуальная камера, выдавая при этом реальное видеоизображение.
Это коротко. А если подробнее, то производство 3D включает в себя:
3D Моделирование
Создание виртуальных трехмерных моделей объектов, которые будут героями видеоролика. Это очень кропотливый и трудоемкий процесс, поскольку чем детальнее смоделирован объект, тем реалистичнее он будет выглядеть в видеоролике.
Texturing
После того, как объект смоделирован, он выглядит как нечто объемно-серое. Текстуринг заключается в наложении на объект текстур и имитации материала, из которого сделан объект. На элементарном уровне текстуринг можно сравнить с покраской стен и поклейкой обоев в только что построенном доме. Изначально все бетонное, но после ремонта мы получаем уютную квартиру.
Риггинг
Используется в объектах, которые впоследствии предполагается анимировать. Чаще всего это модели механических устройств или «живые» герои. Если бы риггинга не было, то анимация, например, трехмерного человечка представляла бы из себя сущий кошмар, поскольку воспроизводить реальные движения человека было бы очень сложно. Риггинг представляет из себя создание «правил», по которым будут двигаться составные части объекта. В случае с человечком это будет некий виртуальный скелет, который, как и в реальности, не позволит, например, руке согнуться в неожиданном месте. Если же мы моделируем, например, самолет, то риггинг будет представлять из себя привязку винтов, закрылок, рулей управления к фюзеляжу так, чтобы они двигались в соответствии с реальными аналогами, а не иначе. Если в модели человечка присутствует риг (скелет), то если потянуть за кисть руки, то все остальные части тела отреагируют правильно — за кистью потянется предплечье, затем плечевая кость, туловище, и, наконец, ноги.
3D Анимация
После того, как все объекты смоделированы, текстуры наложены, риггинг выполнен, все объекты собираются на виртуальной съемочной площадке, так же, как если бы вы собирали в реальном съемочном павильоне живых актеров. Затем необходимые модели анимируются — то есть происходит программирование их движения во времени. Так же происходит программирование движения виртуальной камеры, которая по аналогии с реальной съемочной площадкой будет все снимать.
Lighting
это воссоздание нужного освещения виртуальной съемочной площадки. От освещения очень сильно зависит качество и характер изображения при живых съемках. В случае с виртуальным съемочным павильоном ситуация ровно та же. От того, как будет освещена сцена, будут зависеть тени, блики, контрастность и цвета картинки. Именно поэтому лайтинг выделен в отдельный этап производства 3D, и в больших проектах им занимаются отдельные специалисты.
Rendering
Это процесс получения видеоряда с виртуальной камеры. В течение предыдущих этапов производства 3D изображение представляет из себя упрощенное схематичное изображение, поскольку современные компьютеры не в состоянии просчитывать изображение качественно в реальном времени. В больших проектах даже для финального рендера используются так называемые рендер-фермы. Это несколько серверов, объединенных в сеть, каждый из которых выполняет свою часть работы. Рендеринг всегда выполняется отдельно и в сложных проектах занимает очень много времени, в проектных план-графиках на рендер даже выделяются отдельные сроки. В качестве примера скажу, что рендер-ферма для просчета фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» состояла из 4 000 серверов, имевших в общей сложности 35 000 процессорных ядер, а 1 кадр просчитывался около 48(!) минут. А всего в 1 секунде кадров не менее 25.
2D и 3D анимация
это техники, позволяющие получить искуственнойе изображение, созданное при помощи компьютера.
Но визуальные эффекты — это не только создание нового, искуственного изображеня, но и улучшение живого видеоряда. Давайте посмотрим на инструменты пост-продакшн, предназначенные для работы именно с живым видео.
Motion Tracking (Отслеживание движения — англ.) и Matchmoving (Совпадение движения — англ.)
Эти техники используются при интеграции изображения, созданного компьютером, в живой видеоряд так, чтобы искусственные объекты выглядели как часть живой сцены.
Моушн-трекинг
это отслеживание движения объектов в кадре и вычисление при помощи специальных алгоритмов движения камеры, которая снимала реальную сцену. Затем информация о движении камеры может использоваться для воссоздания виртуальный копии реальной сцены
Матчмувинг
анимация созданных компьютером 2D или 3D объектов на основе информации о движении камеры, полученной с помощью моушн-трекинга. Идея заключается в том, чтобы анимировать объекты так, как будто они были сняты реальной камерой и являлись частью живой сцены.
Chromakeying (Chroma key — хроматический (цветовой) ключ — англ. )
Каждый из Вас знает о зеленых или синих экранах, который используются в кино и на ТВ во время съемок. Но не все знают, зачем это нужно. К съемке с использованием зеленого или синего экрана (хромакея) прибегают, когда необходимо отделить снимаемый объект (как правило человека) от фона. Идея заключается в том, чтобы использовать экран такого цвета, который отсутствует в человеческом теле или снимаемом объекте, поэтому на этапе пост-продакшн этот цвет можно будет вырезать без ущерба полезному изображению человека, таким образом, отделив его от фона. Этот процесс называется Keying (Кеинг) и используется при производстве визуальных эффектов повсеместно.
Строго говоря, цвет экрана может быть любым, но поскольку чаще всего на хромакее снимают людей, были выбраны два цвета, которые вы не увидете, посмотревшись в зеркало. Это кислотно-зеленый и ярко-синий.
И, естественно, при съемках на хромакее нельзя надевать одежду или аксессуары, совпадающие с экраном по цвету. На ТВ приглашенных героев всегда заранее об этом предупреждают.
Cleanup (Очистка — англ.)
Клинап — это удаление нежелательных объектов из живого видеоряда. Например, сраховочных троссов, на которых висят каскадеры, случайно попавших в кадр членов съемочной группы, или микрофон звукового оператора, опустившегося сверху слишком низко.
Заключается в использовании моушн-трекинга для отслеживания движения объекта с последующей маскировкой этого объекта чем-нибудь, сливающимся с фоном.
Часто, если количество кадров, в которые попал объект невелико, то объект маскируют вручную, кадр за кадром.
Matte panting
это дорисовка недостающих частей изображения. Например, после кеинга у изображения, снятого в хромакей-павильоне недостает хорошего куска фона, который надо дорисовать. Обычно в процессе мэйт-пеинта используются реальные фотографии, которые собираются вместе, соответствующим образом раскрашиваются, в них дорисовываются недостающие элементы. Например, берется фотография Тамс-Сквер в Нью-Йорке, на заднем плане между небоскребами рисуют большую-большую морскую волну, а на передний план ставят бегущих в панике людей, которые были сняты в хромакей-павильоне.
Compositing (Компоновка — англ.)
КомпОзитинг — это финишная прямая производства визуального изображения, когда в кадре собираются вместе 2D — анимация, 3D — анимация, кадры из хромакей-павильона, работы matte-painting художника, очищенные в ходе клинапа кадры и живое изображение. Или несколько изображений.
Задача композитинг-артиста — получить финализированную сцену, содержащую все вышеперечисленное, и при этомизображение должно выглядеть целостным. Для этого используюется множество приемов, самые распространенные из них — недостаточная яркость, дым, туман, огонь, размытие и другие элементы, которые могут помогать скрыть несовершенство картинки.
Color Grading (Цветокоррекция)
Если композитинг — это финишная прямая, то цветокоррекция — это пересечение финишной ленточки производства визуального изображения. На этом этапе происходит точная подстройка цветового баланса в кадре, чтобы все сцены в видеоряде имели нужные цветовые оттенки. Цветокоррекция бывает художественной и утилитарной. Утилитарная коррецкия — это приведение кадров, снятых в разных условиях на разные камеры с разной цветопередачей при разном освещении к единому виду. Опять же, когда все сделано хорошо, наш мозг этого не замечает. жНо если вдруг будет косяк — мозг сразу же это зафиксирует.
Художественная же цветокоррекция используетсся для достижения определенного художественного эффекта. Вспомните, например, фильм «Город Грехов» с его черно-белыми сценами. В нем художественная цветокоррекция стала отличительной чертой. Фишкой, если хотите.