Что включает в себя понятие здоровый человек обж 10 класс
Урок 22
§ 22. Здоровье и его значение в жизнедеятельности человека
Здоровье каждого человека — это социально-экономическое и культурно-историческое понятие, краеугольный камень в системе гармоничного развития личности, общества и нашего государства, способствующий обеспечению демографической безопасности России и её национальной безопасности.
В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев:
Более широкое и имеющее личностное и общественное значение определение здоровья дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, благополучие человека является главной составляющей здоровья и определяет его состояние. Остальные показатели определяют потенциальные возможности человека для достижения физического, духовного и социального благополучия.
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных качеств. Это прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире, о себе, своём месте и роли в окружающей среде, совершенствование своих духовных и физических качеств и обеспечение социального благополучия (морального и материального). Следует всегда помнить, что соблюдение правил здорового образа жизни является гарантией достижения благополучия и счастья.
Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но и ценностью общественной, так как общественное здоровье в конечном итоге складывается из здоровья всех членов данного общества. Общественное и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.
Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие препятствия психологического характера преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это очень важно при вступлении во взрослую жизнь. Хорошее самочувствие, ощущение своей силы делают человека не только физически, но и психологически устойчивым, позволяют ему чётче мыслить, увереннее решать сложные задачи.
Для характеристики уровня здоровья выделяют три блока показателей: объективные, субъективные и «количество здоровья».
Объективные показатели (температура тела, кровяное давление, частота пульса, процент содержания гемоглобина и число лейкоцитов в крови, содержание сахара и многие другие). При этом здоровье определяется в сравнении с принятыми нормами и величинами этих показателей, болезненное состояние определяется при отклонении этих показателей от принятой нормы.
Субъективные показатели (самочувствие, настроение, наличие аппетита, сон и др.).
Первые два блока показателей здоровья определяют только качественную сторону состояния здоровья, т. е. состояние организма без нагрузки, и не учитывают его количественную сторону.
Третий блок показателей здоровья — это «количество здоровья», которое измеряется предельными возможностями организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и др.) без изменений состояния, т. е. без остаточных последствий.
Даже тем, кто имеет хорошие показатели здоровья, необходимо помнить: чтобы быть здоровым вплоть до глубокой старости, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.
Наследственные заболевания, изменения, происходящие в экологии, нездоровый образ жизни, недостаточная эффективность здравоохранения ставят под угрозу здоровье населения.
Выводы
1. Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной жизнедеятельности, через которую достигается благополучие и счастье.
2. Уровень здоровья характеризуется тремя блоками показателей (объективные, субъективные, «количество здоровья»).
Вопросы
1. Какое из определений здоровья, приведённых в данном параграфе, является, на ваш взгляд, наиболее точным и ёмким?
2. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
3. Каким образом здоровье зависит от окружающей среды и от того образа жизни, который ведёт человек?
Задания
1. Подготовьте сообщение на тему «Основные показатели, которые характеризуют уровень здоровья человека».
2. Сформулируйте письменно, какое место среди ваших жизненных ценностей вы отводите своему здоровью.
§ 26. Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья.
Что такое здоровье?
Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.
Факторы, влияющие на здоровье
Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).
В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодёжи.
Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодёжи в настоящее время (см. раздел «Дополнительные материалы»),
Основные составляющие здорового образа жизни
Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.
В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.
Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.
Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.
Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.
Выводы
Вопросы
Задания
Дополнительные материалы к § 26
Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков. За последние годы число несовершеннолетних потребителей наркотиков увеличилось в 5,3 раза.
Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего лишь 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет.
Основное отрицательное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 27
Здоровый образ жизни и его составляющие
Вопросы для обсуждения
• что такое здоровый образ жизни;
• факторы, влияющие на здоровье;
• основные составляющие здорового образа жизни человека.
Ключевые понятия темы:
образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.
Образ жизни — это совокупность привычных форм, способов и стиля жизнедеятельности человека, которые позволяют ему удовлетворять его ежедневные потребности и отражают его предпочтения в культуре поведения и деятельности.
Врачи, психологи, педагоги констатируют, что информация о своём здоровье ещё не является для людей фактором изменения образа жизни, привычного стиля жизнедеятельности. Взрослому человеку трудно менять свой привычный образ жизни, но гораздо легче с детства усвоить правила его организации, которые формируют культуру здорового образа жизни: культуру здоровья и безопасности жизнедеятельности.
Правильное воспитание культуры здоровья начинается с формирования осознанной потребности быть здоровым и соответствующей мотивации к поддержанию здоровья. Здоровый образ жизни является фактором созидания здоровья, а нездоровый — фактором риска нарушения здоровья. Активная доминанта в сознании — мотивация охраны здоровья — помогает человеку контролировать все формы и способы деятельности (интеллектуальную, эмоциональную, физическую), чтобы исключить факторы риска: инфекции, несбалансированное питание, гипокинезию и гиподинамию, курение и употребление алкоголя и наркотиков, экстремальные психические и физические нагрузки, травмы, облучения, недостаточный и неполноценный сон и отдых.
Преодоление факторов риска и активное воспитание полезных привычек созидания здоровья (здравосозидания) — это постоянный труд ума, психики и физического тела человека по проявлению целомудрия — мудрости целостного организма: здравомыслия и здравосозидания (здраводействия) в среде обитания в течение всей жизни.
Академик медицины Н. М. Амосов в книге «Раздумья о здоровье» (2000) отмечает:
«. чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничении в питании, закалка и умение отдыхать».
Факторы, влияющие на состояние здоровья, можно условно объединить в следующие группы:
• социально-экономические: уровень развития производства, образовании, медицинской помощи, характер питании населения, время и качество досуга и отдыха в общем времени работающего;
• «болезни цивилизации»: сердечно-сосудистые заболевания, рак, травмы, отравления, дистрессы, инфекционные заболевания, болезни, связанные с неполноценным питанием, дефицитом белков и витаминов;
• природные: климат, рельеф, растительный и животный мир;
• космические: солнечная активность;
• биологические и психологические: наследственность, темперамент и поведение человека, его телосложение и психологический тип личности, врождённые свойства человека.
Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека зависит примерно на 59% от его образа жизни, на 15% — от окружающей среды, на 15% — от наследственности, на 10%- — от медицины и 1% составляет случай.
Установлена зависимость состояния здоровья детей от психологического климата в семье, соблюдения режима дня, учёбы и отдыха, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены. Эти данные позволили разработать рекомендации по здоровому образу жизни.
Основные составляющие здорового образа жизни:
• рациональное питание — умеренное и сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов;
• режим дня с учётом индивидуальных биологических ритмов труда и отдыха, гигиена умственного труда;
• достаточная двигательная активность, обеспечивающая потребность организма в движении;
• закаливание и личная гигиена, способствующие повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
• грамотное экологическое поведение; психогигиена — умение управлять своими эмоциями, предупреждая невротические состояния;
• неприятие и отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на здоровье. Права человека связаны с его ответственностью. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни каждого человека.
Вопросы и задания
1. Что такое здоровье и какие факторы на него влияют?
2. Что такое здоровый образ жизни?
3. Назовите факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
4. В чём опасность вредных привычек?
5. Почему социальные условия являются значимыми факторами риска нарушения здоровья?
6. Выясните нормы суточной двигательной активности человека вашего возраста.
7. Используя источники дополнительной информации, узнайте рекомендации по рациональному питанию для подростков.
Темы учебного исследования
1. Проект вашего будущего: «сам себе режиссёр».
2. Опасность вредных привычек.
3. Управление собой: наука или искусство.
4. Танец как средство полноценного гендерного развития.
Конспект по ОБЖ на тему «Здоровье человека» (10 класс)
Здоровье человека, компоненты здоровья.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основание, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».
Если мы принимаем, что среди жизненных ценностей человека здоровье – главное условие человеческого счастья, то необходимо разобраться, что мы понимаем под этим термином.
Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека. В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В обобщенном виде, здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения информации (сенсорной и структурной).
Что такое сенсорная и структурная информации?
Сенсорная информация – это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств – зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная. Сенсорная информация может быть положительной и отрицательной по своему качеству и количеству.
Структурная информация воспринимается на клеточном уровне, то есть речь идет о структурной защитной реакции здорового организма при попадании в тело человека инородного агента (вирус оспы) путем выработки специальных антител для разрушения вируса. Чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты – иммунитет.
Из определения здоровья, можно сделать вывод, что компонентами здоровья являются:
Физический компонент – способность тела иметь резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Психологический компонент – определяет состояние психики, или душевного равновесия человека. Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями.
Все три компонента взаимосвязаны между собой, показываю на доске схематически, наглядно три основных компонента.
Здоровье индивидуальное и общественное
Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека в отдельности.
Общественное здоровье – это здоровье всего общества, представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма.
Здоровье духовное и физическое
Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
Физическое здоровье, как один из компонентов здоровья человека, определяется как отсутствие болезней и физических дефектов тела и во многом зависит от работы сенсорной и структурной информационных систем. На физическое здоровье прежде всего влияют наследственность и окружающая среда.
На 20 минуте урока выполнить двигательные упражнения (2 мин).
Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоничном единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Обе эти части – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье.
Что влияет на здоровье?
Это влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними.
Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%
Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)
Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.
Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторы внешней среды бывают:
· физические (давление, излучение, температура);
· химические (пища, вода, ядовитые вещества);
· биологические (растения, микроорганизмы, животные);
· психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
А что такое взаимоотношения с самим собой? Это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих его.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни – деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья!
Основные критерии здоровья
Основным критерием здоровья человека является его способность сохранять психофизиологическую устойчивость в постоянно меняющемся мире.
Другими словами – это быстрая адаптация к новым условиям окружающего мира.
Адаптация – это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.
Под условиями окружающей среды надо понимать не только изменения природной среды, но и изменения психологической обстановки.
Методическая разработка конспекта урока : «Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. »10 класс
Конспект урока ОБЖ в 10 классе
Просолова Александра Алексеевна ГБОУ школа №516
Тема урока: « Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий
формирования здорового образа жизни»
Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».
сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»,
обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью
Показать влияние олимпийского движения на формирование здорового образа жизни.
формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;
развивать способность применения полученных знаний,
развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья,
показать практическое применение полученных знаний.
Повышение общей информационной культуры учащихся.
1. Понятие «здоровье» и его характеристика.
2. Понятие «олимпизм» и роль олимпийского движения в формировании здорового образа жизни.
Перед уроком класс делится на группы, каждой группе раздаётся лист ватмана и работа строится по группам, вопросы и задания задаются не всему классу, а группам, и результаты каждого этапа группа фиксирует на ватмане.
2. Проверка домашнего задания
3. Мотивация и целеполагание.
5. Изучение нового материала
6. Словарная работа
Значение олимпизма в формировании ЗОЖ
8. Закрепление изученного материала
9.Контроль и рефлексия
— Здравствуйте! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.
Мы продолжаем разговор о нашем образе жизни
— Ребята, сейчас вы зачитаете свои домашние мини-сочинения
( высказывания) на тему «Мой образ жизни».
— Молодцы! Вы все хорошо справились с домашним заданием.
-Скажите пожалуйста, о какой актуальной проблеме в той или иной степени говорилось в ваших сочинениях?
Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни — это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а это убивает нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т. д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство — здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня.
формирования здорового образа жизни ». Определим цели урока.