Что включает в себя понятие фокусированное интервью в криминологии

Интервьюирование

По сравнению с анкетированием, интервью имеет определенные преимущества и недостатки. Во-первых, интервью дает возможность более глубоко проникнуть в социально-психологические причины человеческого поведения. Во-вторых, во время его проведения можно установить степень открытости респондента. В-третьих, информация, собираемая с помощью интервью, поступает более быстро и полно, она, обычно, является непосредственной и яркой.

Во время интервью контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследованием, организует и направляет беседу с каждым человеком, фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Для получения одного и того же объема информации при использовании метода интервью исследователь тратит больше времени и средств, чем при анкетировании. Дополнительных затрат требуют подбор и обучение интервьюеров, контроль за качеством их работы.

По технике проведения различают:

По процедуре проведения различают следующие типы интервью:

По типу респондентов интервью бывают: с ответственным лицом, с экспертом, с рядовым респондентом.

Одно из основных условий, влияющих на достоверность и надежность информации, наличие качественного вопросника и соблюдение правил его застосування76.

Вопросник-документ, в котором сформулированы и тематически сгруппированные вопрос, предусмотрено место для записей ответов на них.

К опросников добавляют так называемые протоколы интервьюера, содержащие основные сведения о процессе интервью.

На интервью влияют место, конкретные обстоятельства, продолжительность его проведения (чаще респондент соглашается на непродолжительное интервью).

Метод интервью позволяет получить глубинную информацию о мнениях, взгляды, мотивы, представления респондентов. Существенной его особенностью является, в основном, заинтересованность респондента опросу, которая обеспечивается личным контактом участников интервью.

Однако организация и проведение интервью наталкиваются на определенные трудности, связанные с поиском психологического контакта с респондентом; значительными материальными и временными затратами; трудоемкостью подготовки интервьюеров; обеспечением анонимности интервью.

Особенности интервью обусловили его широкое использование в проблемных исследованиях, при изучении общественного мнения, контрольных, выборочных и экспертных опросах.

Источник

Применение интервью в криминологических исследованиях

Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Английский социолог Р. Олдфильд полагает, что интервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может меняться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого). В криминологических исследованиях индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время анкетный опрос бывает полезным для выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос. Хорошо себя зарекомендовало так называемое коллективное интервью, когда, например, исследователь встречается с несколькими лицами (не более 10, как правило) и просит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступности, изменениях в ней, результативности принимаемых мер, причинах роста либо снижения преступности. Например, такое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудниками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются.

17.Выборочное криминологическое исследование: понятие, порядок проведения. Выборочное исследование (может быть сплошное) – из всей генеральной совокупности выбираются части, на основании которых делается вывод обо всей генеральной совокупности. Есть проблема выбора – какую часть выбирать. Важным условием использования выборочного метода является представительность (репрезентативность) полученных результатов. В количественном выражении (цифровые результаты) результаты при выборочном и генеральном исследовании всегда различаются. Показатель различия – ошибка репрезентативности. Необходимое и достаточное количество должно быть для выборочного исследования. Правило выборки (разработано статистикой): случайная (метод случайных чисел) – например, каждое пятое дело; районированная выборка; выборка по принципу квот.
При проведении выборочного криминологического исследования важно определить основу выборки. Она должна отражать необходимый и достаточный перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, достоверности, адекватности, удобства работы, исключения дублирования единиц наблюдения.

Источник

Что включает в себя понятие фокусированное интервью в криминологии

§ 3. Социологические методы, применяемые в криминологических исследованиях

В криминологических исследованиях применяются такие социологические методы, как наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, анализа документов, экспериментальный метод.

1. Наблюдение. Оно состоит в выявлении определенных фактов, явлений и их регистрации самим исследователем. Различают невключенное (простое) наблюдение, наблюдение-участие и включенное наблюдение. В первом случае наблюдение ведется «извне» по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты и явления. Во втором случае исследователь-наблюдатель участвует в какой-либо деятельности (например, в индивидуальной профилактической работе с подучетными подростками). Особое место занимает включенное наблюдение, заключающееся в том, что исследователь смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов (то есть осуществляет взгляд на группу изнутри, с позиций рядового участника ее деятельности). Использование этого метода в криминологии связано с определенными сложностями, обусловленными спецификой внедрения в группу (например, несовершеннолетних нарушителей), определенным «кризисом терпения» со стороны объектов изучения (длительное присутствие исследователя в группе может вызвать негативное отношение к нему – гораздо труднее становится скрыть факты противоправного поведения).

2. Метод опроса. Опрос является одним из самых распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных факторах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность применяемых органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.

Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью – это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество информации, получаемой при анкетировании и интервьюировании, во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации опроса. Вопросы в анкете или при проведении интервью – это инструмент регистрации первичных фактов. Существуют требования к составлению анкеты и формулированию вопросов.

Каждая анкета должна начинаться вступлением, где сообщаются в самой общей форме цели и задачи данного исследования, его практическая значимость, разъясняются правила заполнения анкеты. Далее перечисляются нейтральные по смыслу, наиболее простые для запоминания вопросы. Респонденту дается возможность привыкнуть к анкете, войти в курс дела. В то же время эти вопросы должны сформировать желание сотрудничать с исследователями. Наиболее сложные, трудоемкие для запоминания вопросы обычно размещаются в середине анкеты.

Целесообразно группировать вопросы в блоки по проблематическим признакам, поскольку это облегчает запоминание и дальнейшую обработку анкеты. Следует обратить внимание на логичность, связанность переходов от одной проблемы к другой, при необходимости в тексте анкеты даются соответствующие разъяснения.

Прверить правильность формулировок вопросов, эффективность анкеты в целом позволяет пробное («пилотажное») исследование, в ходе которого дорабатываются методические документы, проверяется организационное и материально-техническое обеспечение. Указателем недостатков анкеты будет, в частности, наличие большой доли респондентов, затруднившихся ответить на вопросы.

Интервьюирование используется несколько реже, нежели анкетирование, что вызвано большей трудоемкостью проведения интервью, необходимостью привлечения значительного количества обученных специалистов – интервьюеров.

Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Достоинства заключаются, прежде всего, в том, что «интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с репондентом, что, безусловно, сказывается на качестве получаемой информации (в первую очередь, ее надежности). В целом ряде случаев с помощью интервью можно получить ту информацию, которую невозможно собрать в ходе анкетирования – касающуюся негативных сторон жизни респондента (например, характера противоправной деятельности, обстоятельств совершения преступления и пр.). С другой стороны, анкетирование позволяет охватить гораздо больший массив опрашиваемых, меньше затраты времени, исследование можно провести меньшим количеством»[1].

Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное). Формализованное интервью – самая распространенная разновидность интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный вопросник (программа интервью), а все действия интервьюера жестко регламентированы соответствующей инструкцией: он обязан придерживаться лишь тех вопросов, которые имеются в программе интервью, не менять их последовательности. Чаще всего в формализованном интервью используются закрытые вопросы. Оно должно протекать в русле неформальной, доверительной беседы.

Фокусированное интервью – менее стандартизированная процедура, целью которой является сбор оценок, мнений по поводу конкретного социального явления (например, преступности), его причин, последствий и пр. Предварительно выясняется степень подготовленности респондента по данной проблематике; готовится перечень вопросов, однако их последовательность и формулировки могут меняться интервьюером по ходу беседы.

Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) или детального плана (сценария беседы). Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.

Полученная при анкетировании и интервьюировании информация подвергается статистической обработке и обобщению. Если предполагается машинная обработка информации, то целесообразно все ответы кодировать.

3. Метод экспертных оценок состоит в получении, обработке и интерпретации оценок, мнений, суждений, излагаемых по определенному вопросу (или по нескольким вопросам) группой специально отобранных экспертов из числа лиц (научных и практических работников), хорошо знающих ьисследуемую проблему. Например, какова величина латентности корыстной преступности, предполагается ли рост или снижение преступности несовершеннолетних, каковы причины тех или иных изменений в динамике насильственной преступности и так далее. Эти оценки обобщают, вычисляют среднюю величину либо долю в процентах различных вариантов оценок. Наиболее эффективным представляется проведение своеобразного «круглого стола» с участием всех включенных в группу экспертов: в ходе обсуждения предложенных проблем могут появиться нетрадиционные подходы к ее анализу, высказываться оригинальные взгляды и суждения.

4. Метод анализа документов. Различного рода документы не только дают определенный объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта, но и попутно позволяют судить об их составителях (язык документа, стиль изложения и так далее). К документам относят различную письменную и графическую документацию, а также звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

Письменная документация делится на официальные документы и документы частного характера. К официальным относятся уголовные дела, наблюдательные производства, отказные материалы, справки и обобщения правоохранительных органов, архивные материалы. Объектами исследования при изучении уголовных дел могут быть личность преступника, причины и условия, способствовавшие преступлению, цели, мотивы, обстоятельства совершения преступления.

Документы частного характера – это письма, дневники, результаты творчества человека (литературные произведения, научные работы и т.п.), автобиографии. Большой интерес представляют письма и заявления граждан, адресованные в административные учреждения, средства массовой информации. В них обычно содержится обширная информация о фактах совершения преступлений, отсутствии соответствующей реакции правоохранительных органов на заявления граждан, о целом комплексе причин и условий совершения преступлений.

5. Экспериментальный метод. Этот метод предполагает изучение ситуации, которая возникает в результате изменения определенных условий при сохранении прочих. Экспериментом является также настоящее или последующее изменение многих условий, поскольку мы можем контролировать (оценивать) воздействие этих изменений. Затем изучаются проявления этих изменений в ходе развития событий и процессов. Естественно, если не происходит никаких изменений, значит, данные условия не влияют на течение процесса.

Экспериментальный метод в основном применяется в естественных науках, однако он не исключен и в общественных. Традиционно различаются эксперименты «in vitro» (в пробирке), дающие возможность проводить строгий контроль в лабораторных условиях, и «in vivo» (в жизни, в реальности). В общественных науках применяется только последний вид экспериментов. В широком смысле слова экспериментом является любая человеческая деятельность, то есть практика.

В процессе экспериментальной работы необходимо обеспечит надежный контроль за изменениями, протекающими в процессах, условиях. Применительно к криминологии сделать это очень трудно, поэтому экспериментальный метод применяется главным образом при изучении различных профилактических мероприятий, особенно в области обращения с правонарушителями как в период исполнения наказания, так и на свободе, а также в сфере профилактики преступности (обращение с социально запущенными индивидами, например, с трудновоспитуемыми подростками).

Многие институты и меры воздействия были введены в действие лишь после экспериментальной проверки. Так, получивший в свое время признание и закрепленный законом новый вид исправительной колонии – колония-поселение – прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность нового вида колоний была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться повсеместно. Такие формы организации предупредительной работы, как советы профилактики, были рекомендованы в масштабе страны лишь после обобщения практики их использования в некоторых регионах.

Источник

Интервьюирование в криминологии

Понятие и содержание криминологических исследований, их методы и основные подходы, значение на современном этапе и последние достижения в данной области. Интервьюирование как метод криминологических исследований: понятие, виды и техника проведения.

РубрикаГосударство и право
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления28.06.2011
Размер файла26,2 K

Что включает в себя понятие фокусированное интервью в криминологии. ba. Что включает в себя понятие фокусированное интервью в криминологии фото. Что включает в себя понятие фокусированное интервью в криминологии-ba. картинка Что включает в себя понятие фокусированное интервью в криминологии. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Успех борьбы с преступностью во многом определяется проведением глубоких криминологических исследований наиболее важных компонентов предмета криминологии и использованием результатов таких исследований в практике предупреждения преступлений.

Криминологические исследования представляют собой изучение с использованием достижений науки на основе специально разработанных методов и методик разнообразных социальных, правовых, нравственных, социально-психологических и иных факторов, позитивно или негативно влияющих на преступность, ее причины и условия, личность преступника, предупреждение преступлений.

Особое значение криминологические исследования имеют для глубокого познания и оценки преступности в целом. Это объективно обусловлено в первую очередь усложнением самой преступности, взаимосвязей ее видов, многообразием присущих ей закономерностей. Именно познание преступности позволяет делать обоснованные выводы с тем, чтобы своевременно принять и реализовать решения, касающиеся противодействия ей, маневрирования в этих целях имеющихся сил и средств.

Задачи контрольной работы:

1. раскрыть методы криминологических исследований;

2. изучить интервьюирование как метод криминологических исследований: понятие, виды и техника проведения.

Использованные при подготовке контрольной работы исследования и учебная литература дают возможность решить стоящие перед ней задачи.

1. Методы криминологических исследований

Своеобразие криминологии как науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода. Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи.

Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти законы диалектики лежат в основе криминологической характеристики структуры преступности, сущности и классификации ее причин, выработки предупредительных мер. Использование диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступника комплексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу. Однако философия не дает науке криминологии готовых решений тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, будучи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет исторического развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве, совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.

При изучении системы воздействия на преступность комплексный подход предполагает решение следующих задач: определение сущности и функционального назначения системы воздействия на преступность; описание суммы образующих ее элементов и их функций; выявление характера взаимосвязи структурных элементов; исследование характера взаимосвязей системы с внешней средой; рассмотрение системы воздействия на преступность в историческом аспекте; оценку реальных возможностей современного общества в противоборстве с преступностью; поиск путей и средств ее преодоления. Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики. Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др. Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.

В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.

В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса.

В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абстрагированию, под которым понимается процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить таким образом закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности.

Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной действительности, криминология использует и применяет в своих целях различные частнонаучные методы, в том числе такие социологические методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ документов.

Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования и интервьюирования.

К числу распространенных методов опроса относится интервьюирование. Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого.

В некотором отношении интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, поскольку при анкетировании не всегда удается создать необходимый психологический контакт с опрашиваемым, так как оно носит заочный характер. При интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвращаются.

Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место занимает анализ документов.

В общепринятом понимании документ является средством фиксации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Чтобы изучение документов проводилось целенаправленно, следует заранее составить вопросник, который призван помочь исследователю в отборе нужных данных.

К числу частнонаучных методов следует отнести логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.). Применение этих методов в криминологических исследованиях играет вспомогательную роль. Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических показателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, находящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предполагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения их существенных сторон (свойств). Достоинство этого метода прежде всего в том, что он, не претендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого криминологического объекта, концентрирует внимание исследователя на наиболее важных его характеристиках и тем самым позволяет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наиболее существенные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уровень, рассчитанный с учетом количеств совершенных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной территории количеством населения.

Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простейших способов выражения математических зависимостей между составными частями объекта исследования, помогают решить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факторов, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позволяет выделить степень значимости того или иного признака при оценке возможных вариантов изучаемого явления.

Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями. Исследователю в этом случае нужно сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.

К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже известные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, его тестирование, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.

2. Интервьюирование как метод криминологических исследований: понятие, виды и техника проведения


криминологический интервьюирование исследование

В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика криминологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.

Процедура криминологического интервьюирования включает в себя:

1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью);

2) определение места и времени интервью;

3) фиксацию ответов опрашиваемых;

4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Интервьюер должен быть, во-первых, хорошо образованным (иметь высшее образование) и эрудированным человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к исследованию.

В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования.

В-четвертых, он должен уметь запомнить и в разговорной манере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в случае необходимости скорректировать формулировку некоторых вопросов или их последовательность.

В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.

Очень важно в зависимости от целей и задач исследования применять различные типы интервьюирования, каждый из которых может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.

По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

По процедуре проведения интервью подразделяются на:

По типу опрашиваемых интервью бывают:

1) с ответственным или очень известным лицом;

3) с рядовым респондентом.

Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования:

1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с применением стенографии;

2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью);

Интервьюирование очень часто применяется в едином процесс социологического исследования вместе с анкетированием. Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпирической информации, которой располагает криминология. Да и структурные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы.

Заключение

Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи.

· вопросов без ответов при нем практически не бывает;

· неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

· имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

· получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Наибольшее распространение в криминологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.

Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

Только опытные криминологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь криминолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:

· однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *