Что включает в себя планирование массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий
Что включает в себя планирование массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий
Статья 20. Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий
(часть 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 204-ФЗ, от 22.11.2016 N 396-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ, от 18.04.2018 N 79-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Нормы предоставления спортивным судьям, добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям форменной одежды, иных предметов вещевого имущества, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, порядок пользования в период проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий указанными имуществом, снаряжением, оборудованием, нормы питания, обеспечения временного проживания для спортивных судей, добровольцев (волонтеров), контролеров-распорядителей определяются организаторами таких физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 204-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
1.4. Зрители, виновные в нарушении правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 1.4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
(часть 1.5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 284-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.6. Место проведения официальных спортивных соревнований, не отвечающее требованиям правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, не может использоваться для проведения указанных соревнований.
(часть 1.6 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
1.7. Организаторы официальных спортивных соревнований в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности и соблюдения административных запретов на посещение мест проведения таких соревнований в дни их проведения в срок до тридцати календарных дней до дня начала проведения таких соревнований уведомляют соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о месте, дате и сроке проведения таких соревнований и незамедлительно сообщают об изменении указанной информации.
(часть 1.7 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
1.8. При проведении официальных спортивных соревнований на соответствующих участках автомобильных дорог осуществляются временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по таким участкам дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(часть 1.8 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
1.9. Ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований несут организаторы таких соревнований, собственники, пользователи объектов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 1.9 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
2. Организаторам физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики. Права на размещение рекламы товаров, работ и услуг в месте проведения физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительно организаторам такого мероприятия. Права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых на физкультурном мероприятии или спортивном мероприятии, принадлежат исключительно организаторам такого мероприятия. Расходование средств, полученных организаторами физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий от реализации прав на размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в местах проведения этих мероприятий, а также от реализации прав на размещение указанной рекламы во время теле- и радиотрансляций физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Организаторы официальных спортивных соревнований, собственники, пользователи объектов спорта по согласованию с организаторами официальных спортивных соревнований устанавливают требования к продаже входных билетов, иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований. Организаторы официальных спортивных соревнований по согласованию с собственниками, пользователями объектов спорта вправе устанавливать требования к оформлению и контролю указанных входных билетов и иных документов, в том числе предусматривающие идентификацию личности зрителей по документам, удостоверяющим их личность. При продаже билетов, иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований, и входе в места проведения официальных спортивных соревнований, определенных решениями Правительства Российской Федерации с учетом особенностей отдельного вида спорта и в зависимости от уровня проведения спортивного соревнования (международный, всероссийский, межрегиональный, региональный, межмуниципальный, муниципальный), идентификация личности зрителей является обязательной. Порядок проведения такой идентификации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 284-ФЗ, от 22.11.2016 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Использование третьими лицами наименований физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, образованных на их основе словосочетаний и символики указанных мероприятий осуществляется на основании соглашений, заключаемых в письменной форме с организаторами физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, за исключением случаев использования таких наименований, образованных на их основе словосочетаний и символики в информационных целях либо в связи с осуществлением этих прав третьими лицами, являющимися приобретателями прав на освещение в средствах массовой информации физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий. В средствах массовой информации должны использоваться утвержденные организаторами точные и неискаженные наименования физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий, при этом такие наименования рекламой не являются.
4. Организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий.
(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Права на освещение физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий могут быть использованы третьими лицами только на основании разрешений организаторов физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий или соглашений в письменной форме о приобретении третьими лицами этих прав у организаторов таких мероприятий.
6. Организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.
7. Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
7.1. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований организаторы таких соревнований и (или) собственники, пользователи объектов спорта могут привлекать контролеров-распорядителей. Указанное привлечение может осуществляться путем обращения в организации, осуществляющие подготовку контролеров-распорядителей и (или) оказывающие услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта устанавливает требования к организациям, осуществляющим специальную подготовку контролеров-распорядителей и (или) выдачу и учет удостоверений контролеров-распорядителей. Требования к содержанию программы специальной подготовки контролеров-распорядителей утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Выдача и учет удостоверений контролеров-распорядителей осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Форма удостоверения контролера-распорядителя утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях субъекта Российской Федерации, требования к их содержанию устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
9. Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях муниципального образования, требования к содержанию этих положений (регламентов) устанавливаются органами местного самоуправления.
10. Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, проводимых по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, требования к их содержанию устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
11. В случае, если организаторами физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия являются несколько лиц, распределение прав и обязанностей между ними в отношении такого мероприятия осуществляется на основе договора и (или) положения (регламента) о таком мероприятии. Если иное не предусмотрено указанными документами, организаторы физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия несут солидарную ответственность за причиненный вред участникам мероприятия и (или) третьим лицам.
12. Организация спортивного соревнования по военно-прикладному либо служебно-прикладному виду или видам спорта, имеющего статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, допускается только при условии включения в состав организаторов данного спортивного соревнования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство развитием этого военно-прикладного или служебно-прикладного вида или видов спорта.
13. Статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут иметь только официальные спортивные соревнования.
14. Международные официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, в отношении которых возникают обязательства Российской Федерации, проводятся на территории Российской Федерации только при условии согласования предложений (заявок) о проведении таких мероприятий с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется проведение таких мероприятий, и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Согласование предложений (заявок) о проведении таких мероприятий, в том числе о выдвижении Российской Федерации, городов Российской Федерации в качестве кандидатов на право проведения таких мероприятий, оформление обязательств (гарантий), принимаемых на себя Российской Федерацией в связи с подготовкой и проведением таких мероприятий, утверждение положений (регламентов) о таких мероприятиях осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 14 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 524-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14.1. В период проведения международных спортивных мероприятий, указанных в части 14 настоящей статьи, въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается, если в отношении таких иностранных граждан или лиц без гражданства имеется информация о фактах нарушения ими общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий за пределами территории Российской Федерации или нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации либо о намерении совершить соответствующие противоправные деяния на территории Российской Федерации. При наличии указанной информации в отношении таких иностранных граждан или лиц без гражданства выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(часть 14.1 введена Федеральным законом от 17.04.2017 N 78-ФЗ)
14.2. В целях обеспечения безопасности международных спортивных мероприятий, указанных в части 14 настоящей статьи, Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя:
1) установление контролируемых и (или) запретных зон;
2) ограничение на въезд и (или) временное пребывание граждан и проживание граждан;
3) ограничение движения транспортных средств;
4) ограничение полетов летательных аппаратов;
5) ограничение судоходства;
6) усиление охраны общественного порядка и объектов инфраструктуры;
7) ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных с подготовкой и проведением международных спортивных мероприятий;
8) полное или частичное приостановление деятельности отдельных опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
9) проведение при проходе или проезде на контролируемую территорию и при выходе или выезде с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
(часть 14.2 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 564-ФЗ)
14.3. При введении указанных в части 14.2 настоящей статьи усиленных мер безопасности должны определяться конкретные границы территории и акватории, в пределах которых вводятся такие меры, или органы, уполномоченные на определение таких границ, а также период действия вводимых мер. При введении усиленных мер безопасности могут определяться также организации и категории граждан, в отношении которых такие меры не применяются. Порядок финансового обеспечения и материально-технического обеспечения вводимых мер безопасности определяется Правительством Российской Федерации.
(часть 14.3 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 564-ФЗ)
14.4. В целях осуществления планирования и разработки механизма реализации усиленных мер безопасности, предусмотренных частью 14.2 настоящей статьи, Президентом Российской Федерации может создаваться межведомственный орган по координации в пределах своей компетенции деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, реализующих такие меры. Положение об указанном органе и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.
(часть 14.4 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 564-ФЗ)
14.5. Граждане, проживающие и работающие в пределах границ территории, на которой в соответствии с настоящей статьей введены усиленные меры безопасности, а также граждане, прибывающие на эту территорию, должны быть ознакомлены с введенными мерами безопасности путем опубликования информации в средствах массовой информации.
(часть 14.5 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 564-ФЗ)
15. Организация всероссийских официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (за исключением мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта) допускается только при условии включения в состав их организаторов общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта или федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Собственники, пользователи объектов спорта совместно с организаторами официальных спортивных соревнований обязаны:
1) организовывать пропускной и внутриобъектовый режимы в местах проведения официальных спортивных соревнований в период их проведения;
2) осуществлять, в том числе с применением технических средств, контроль наличия у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих личность, при входе в места проведения официальных спортивных соревнований в случаях принятия Правительством Российской Федерации решений, указанных в части 2.1 настоящей статьи;
3) информировать зрителей и участников официальных спортивных соревнований о необходимости соблюдения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, а также об их действиях в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации;
4) информировать зрителей и участников официальных спортивных соревнований о прекращении таких соревнований, организовывать эвакуацию этих зрителей и участников в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации;
5) выполнять иные обязанности, установленные правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
(часть 17 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
18. Организаторы спортивных соревнований в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и с учетом правил соответствующих видов спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований вправе определять при проведении этих соревнований:
1) виды спортивных санкций, в том числе спортивную дисквалификацию, предупреждение, штраф;
2) порядок применения (наложения) спортивных санкций и порядок их исполнения, в том числе сроки давности привлечения к ответственности;
3) случаи приостановления действия спортивных санкций и освобождения от их исполнения;
4) порядок обжалования решений о применении (наложении) спортивных санкций;
5) порядок формирования и деятельности органов (лиц), применяющих (налагающих) соответствующие спортивные санкции.
(часть 18 введена Федеральным законом от 22.11.2016 N 396-ФЗ)
План организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на 2020-2021 учебный год
Данная разработка представляет из себя план мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности
Просмотр содержимого документа
«План организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на 2020-2021 учебный год»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
Приказ № 119 от 28.08.2020 г.
План организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
на 2020-2021 учебный год
Основными целями физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе является: сохранение и укрепление здоровья обучающихся; дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.
— воспитательная – воспитание у обучающихся бережного отношения к своему здоровью;
— обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
— развивающая – содействие физическому развитию школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.
Ответственные за проведение
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:
· обсуждение на совещании при директоре порядка проведения физкультминуток и подвижных игр на переменах;
· планирование внеклассной работы;
· проведение зарядки до занятий
· проведение физкультминуток во время уроков (в 1-4-х классах);
Учитель физической культуры, учителя начальных классов, учителя-предметники
Физкультурно-оздоровительные мероприятия во внеурочное время:
· проведение физкультминуток во время динамического часа;
· прогулки и экскурсии;
· занятия в спортивных секциях
Учителя начальных классов, учитель физической культуры, руководители спортивных секций
Спортивная работа в классах:
· составление календаря спортивно-массовых мероприятий
· подготовка команд по видам спорта, включенным во внутришкольную спартакиаду.
Учитель физической культуры
· проведение внутришкольной спартакиады;
· проведение тематических дней здоровья
· подготовка к сдаче норм ГТО
Учитель физической культуры, классные руководители, воспитатели
Агитация и пропаганда ЗОЖ и спорта:
· выпуски информационных бюллетеней о спортивных событиях на сайте школы-интерната
· проведение спортивных праздников и соревнований;
· беседы о здоровом образе жизни;
· профилактика употребления психоактивных веществ
Учитель физической культуры
Классные руководители, воспитатели
Работа с родителями обучающихся и педагогическим коллективом:
· включение бесед о ЗОЖ в родительский лекторий;
·консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье;
·проведение спортивных соревнований совместно с родителями «Спортивная семья».
Классные руководители, воспитатели
Учителя физической культуры
·Медицинский осмотр обучающихся, создание базы данных АРМИС
·Контроль за состоянием обучающихся на уроках физкультуры и спортивных мероприятиях
Учитель физической культуры, медицинская сестра
·Оформить уголок физической культуры, стенд «Лучшие спортсмены школы», стенд с грамотами;
· Выпуск информации о спортивных событиях на сайте школы-интерната
·Ремонт спортивного зала, спортивного инвентаря
ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ/ Учебно-методическое пособие
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
«Национальный исследовательский НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. Лобачевского»
ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Рекомендовано методической комиссией факультета Физической
культуры и спорта для студентов и преподавателей факультета Физической
культуры и спорта ННГУ
Организация спортивных мероприятий : учебно-метод. Пособие [электрон. ресурс]/сост. Д.О. Тельшинов – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2020. – 30 с.
кандидат физико-математических наук В.Г. Кузьмин
В учебном пособии рассмотрены теоретические аспекты спортивных мероприятий и методические основы подготовки и проведения спортивных мероприятий. Пособие рекомендовано для проведения семинарских, практических занятий по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта». Рассмотренные в пособии материалы рекомендованы для написания студентами бакалавриата курсовых работ.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов факультета физической культуры и спорта всех форм обучения по направлению 49.03.01 «Физическая культура» и тренеров.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии факультета
физической культуры и спорта Т.А. Малышева
1.1. Понятие и особенности спортивного мероприятия ………..……….
1.2. Классификация соревнований………………. ………………….…….
1.3. Организация и проведение соревнований ………………..………….
II . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ …………………. …………… …..
2.1. Организация проведения спортивного мероприятия …………….….
2.2. Этапы подготовки спортивного мероприятия ………………….…….
В повседневной жизни людей большое место занимают спортивные и развлекательные мероприятия. Они являются эффективным методом приобщения людей к физической культуре и спорту, помогают повысить их уровень физической подготовленности, воспитывают полезные двигательные навыки, стимулируют интерес к более серьезным занятиям спортом.
Спортивные и развлекательные мероприятия включают в себя:
— спортивно-оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм;
— спортивно-развлекательные вечера и концерты;
— показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных учреждений.
— встречи с выдающимися спортсменами;
Актуальность темы. Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях организации спортивных мероприятий, организаторы не всегда используют все средства и методы для проведения спортивного мероприятия, а также не правильно осуществляют качественное планирование, тем самым не повышая интерес участников к участию в данном соревновании и приезду болельщиков на трибуны. Вот почему целенаправленное введение в теорию спортивных событий в будущем обеспечивает высокий уровень организации и зрелищности.
Задачи учебно-методического пособия:
1. ознакомить с теорией проведения спортивных мероприятий;
2. правильно подобрать средства и методы организации для проведения соревнований, которые позволяют повысить интерес их участников к физической культуре и спорту, а тем самым приобщить к здоровому стилю жизни;
3. показать, как правильно организовать спортивное мероприятие, доступное для понимания участникам и зрителям.
Объектом учебно-методического пособия являются спортивные мероприятия.
Предметом учебно-методического пособия являются организация спортивных мероприятий.
Данное пособие предназначено для подготовки студентов различных спортивных специализаций по дисциплине «Физическая культура» очной и заочной формы обучения и содержит необходимую для них информацию по основам организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых соревновательных мероприятий.
Материал предоставляет студентам возможности для самостоятельной работы, а также позволяет творчески подойти к организации педагогической практики и грамотно построить соревновательный процесс.
Это учебно-методическое пособие направлено на систематизацию учебного материала по проведению физкультурно-спортивных мероприятий.
Степень новизны заключается в том, что подобная работа на базе данного учебного заведения проводится впервые.
Структура работы – учебно-методического пособие состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического аппарата.
В 1 главе « Теоретические аспекты спортивных мероприятий» было проведено ознакомление с теорией проведения спортивных мероприятий.
Во 2 главе «Методические основы подготовки и проведения спортивного мероприятия» был показан метод планирования спортивного мероприятия с указанием средств для успешной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.1. Понятие и особенности спортивного мероприятия
Основными особенностями спортивных соревнований являются:
2. Наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противостояния, соперничества, честной конкуренции, которые проявляются в стремлении победить, добиться максимального результата;
3. Высокая социальная и личностная значимость для каждого спортсмена и сам процесс борьбы и достигнутый спортивный результат;
4. Средства и услуги, обеспечивающие конкурентную деятельность;
5. Зрители и болельщики;
6. Высокий эмоциональный фон деятельности, обусловленный максимальными физическими и психическими нагрузками (часто превышающими возможности спортсмена) в условиях непосредственной борьбы за результат.
1.2. Классификация соревнований
В системе физического воспитания выделяют:
— внутренние соревнования по видам спорта;
— внешние соревнования (по территориальному признаку);
По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на:
а) личные, в которых результаты личных встреч зачисляются каждому участнику индивидуально;
в) командные, на которых результаты личных встреч членов команды засчитываются команде в целом;
1.3. Организация и проведение соревнований
Если рассматривать подготовку и проведение соревнований как специальное событие, то можно выделить этапы его подготовки:
а) принятие решения о проведении соревнований, назначение руководителей;
б) определение целей и задач соревнований;
в) составление календарного плана вместе с положением о соревнованиях;
д) определение сметы и принятие решении о финансировании;
е) публичное заявление о событии;
ж) окончательное планирование, подготовка и организация мероприятия, рассылка приглашений;
з) обустройство места проведения, площадки и монтаж оборудования;
К мероприятиям организационно-методического характера, связанным с проведением соревнований, прежде всего, относится подготовка календарного плана соревнований. В нем указывается название соревнований, дата и место их проведения, а также лица, ответственные за его организацию [6].
Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется отдельно. Важным условием составления календарного плана является традиционный характер планируемых мероприятий по датам, программам и лицам, участвующим в них. Это повышает интерес участников к соревнованиям, облегчает организацию тренировочного процесса, а также делает соревнования более популярными у зрителей [5].
Ещё одной важной мерой организационно-методического характера является подготовка положения о соревнованиях.
1. Цели и задачи. Необходимо понять, с какой целью проводится мероприятие, для кого (контингент) оно проводится.
2. Место и время. Точно указывается, где и когда проводится мероприятие: адрес, проезд, транспорт, остановки, дата и время проведения.
3. Организация и руководство. Вопрос о том, кто организует мероприятие и назначается руководителем, главным судьей, главным секретарем, решается заранее.
4. Участники и условия участия. Конкретно указать возраст, пол и количество участников в каждом виде состязаний.
6. Подведение итогов. Официальные результаты команд определяются по итогу занявших ими призовых мест или по наибольшему количеству набранных ими очков. Результаты в личном первенстве определяется количеством набранных баллов.
7. Обеспечение безопасности участников и зрителей. В целях обеспечения безопасности участников и зрителей допускается проведение соревнований и состязаний только на спортивных объектах, принятых к эксплуатации государственными комиссиями и при наличии сертификатов технического осмотра готовности спортивного объекта и проведения мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Финансирование и материально-техническое обеспечение соревнований. Указать учреждения и организации, которые выделили средства на призовой фонд, медали, грамоты, ценные подарки и предоставили оборудование и инвентарь.
10. Заявки. Предварительная заявка на участие в соревнованиях подается в установленной форме до определенного времени и адреса, указанного в Положении.
При разработке положения защищаются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, обеспечиваются равные условия для всех.
Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении удобных мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.
Если программа включает в себя несколько разновидностей одного и того же вида спорта, то необходимо заранее составить расписание соревнований, т. е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность упражнения или игры, количество попыток, количество игр и участников, можно определить общую продолжительность соревнований и, исходя из этого, составить расписание.
Врач и другой медицинский персонал назначаются для обслуживания спортивных мероприятий в соответствии с их видом и масштабом.
Важнейшим документом, регламентирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта.
2 этап – основной, на котором осуществляется непосредственное проведение соревнований.
Основные задачи данного этапа:
а) официальное открытие соревнований;
б) проведение соревнований с учетом составленной программы;
в) официальное закрытие, награждение победителей.
Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Все выступления на празднике должны проводиться музыкальным сопровождением и комментариями ведущего.
Очень важно тщательно подготовить торжественный церемониал: парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрания участников и гостей соревнования.
Судейская коллегия и участники соревнования выходят на парад отдельными колоннами или заранее производится построение.
Соревнование проводит судейская коллегия, которая обычно назначается за 2-3 недели до его начала. Квалификация судей должна соответствовать значимости соревнований. Количество судей в коллегии зависит от вида соревнований, масштаба соревнований, технической оснащённости соревнований и количества участников.
Главным руководителем соревнований, а также ответственным за их проведение назначается главный судья.
Основным документом для участия в соревнованиях являются заявки на участие спортсмена или команды. Заявки в установленный срок подаются командами, участниками личного первенства или организациями, участвующими в соревнованиях, в судейскую коллегию или в специально создаваемую мандатную комиссию. Изначально заявка подаётся заранее (сроки и место указаны в положении) для того, чтобы организаторы могли оценить примерное количество участников соревнований. Окончательная заявка подаётся в момент регистрации всех участников соревнований.
На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьёвка. Розыгрыш жеребьевки может быть общим для всех участников или групповым, в котором спортсмены делятся на несколько групп в зависимости от квалификации и результатов, показанных ранее.
а) акцентирование внимания на ключевых элементах мероприятия (участие в событии известных личностей, новизна, другие выгоды события);
б) привлечение партнёров;
в) приглашение знаменитостей;
г) показательные выступления.
3 этап – заключительный, на котором необходимо выполнить следующие работы:
а) собрать, привести в порядок и сдать полученный инвентарь и оборудование;
б) привести в порядок всю документацию, относящуюся к соревнованиям. Вся техническая документация о соревнованиях (заявки, карточки участников и команд, протоколы этапов, протоколы начала и окончания соревнований) подшивается и хранится в организации, которая проводит мероприятие;
в) оформить протоколы соревнований и разослать их по назначению, оформить для представителей папки с протоколами, программами соревнований. Эти папки следует оформить специальными эмблемами соревнований или открытками с видами города, где они проходили;
г) произвести финансовый расчёт с судьями и обслуживающим персоналом (если они приглашались на договорной и оплачиваемой основе);
д) подготовить и сдать финансовый отчёт о соревнованиях. Все подтверждающие документы должны быть приложены к финансовому отчёту (ведомости на питание участников, судей, на оплату обслуживающего персонала, акты, счета, квитанция и т.д.);
Важным фактором для четкой организации и проведения соревнований является их анализ и подведение итогов с целью учета недостатков, ошибок, прислушивания к пожеланиям спортсменов, тренеров, судей и других заинтересованных лиц. При подведении итогов необходимо выяснить, были ли достигнуты цели и задачи мероприятия.
При анализе соревнования (спортивно-массового мероприятия) необходимо провести экспертную оценку по следующим критериям:
а) оформление мероприятия;
б) исполнение регламента соревнований;
в) обеспечение комфорта участников соревнований;
г) судейство (исполнение судьями своих функциональных обязанностей в полном объёме, своевременность подачи судейских решений в секретариат соревнований, наличие/отсутствие апелляций);
д) обеспечение связи между судьями, главным судьей, комментатором, секретарём соревнований;
е) обеспечение призового и наградного фонда;
ж) соблюдение правил техники безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий;
з) оперативность и качество обеспечения участников отчётными документами.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте понятие соревнования.
2. Основные особенности спортивно-массовых соревнований.
2. Назовите характеры зачета во время спортивного соревнования.
3. Опишите первый этап организации соревнования.
4. Перечислите пункты, включает в себя Положение о соревновании.
5. Опишите второй этап организации соревнования.
6. Опишите третий этап организации соревнования.
7. Назовите критерии, которые необходимо провести при анализе завершившегося соревнования.