Что включает в себя план маршалла
План Маршалла
Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.
Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй мировой войне.
В 1951 заменен законом «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.
План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 г., когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. [3] К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.
Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.
План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х гг.: правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и, в итоге, отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО (Франция покинула военную структуру Североатлантического альянса в 1966 году, но сохранила членство в его политической организации).
Содержание
Военные потери
К концу Второй мировой войны бо́льшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента, в том числе Варшава, Роттердам и Берлин, лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, особенно сильно он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы. Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну. Единственными странами, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.
Послевоенная ситуация
Медленное восстановление
Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83 % от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт — только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945—1946 гг. условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн. домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.
Результаты
План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:
«Самая выгодная инвестиция»: как план Маршалла помог США покорить Европу
Споры о будущем
Так, Великобритания потратила на войну около 25 млрд фунтов, утроив свой внешний долг. Производство в различных отраслях экономики Соединённого Королевства сократилось на 20—50% по сравнению с довоенными уровнями. Британия оказалась на грани банкротства и даже перешла на карточную систему распределения продуктов питания.
На 60% обвалилось промышленное производство во Франции, на 25% — в Италии. Германия фактически утратила суверенитет, обязавшись выплатить победителям значительные репарации. Промышленное производство на территории бывшего Третьего рейха упало в три раза.
Экономика Соединённых Штатов, напротив, за годы Второй мировой войны только окрепла. Хотя Вашингтон тоже вынужден был брать в долг, чтобы выполнить свои обязательства по ленд-лизу, по итогам войны на экономику США приходилось около 60% промышленного производства и более 30% экспорта стран капиталистического мира, а также почти 70% мирового золотого запаса.
«США находились на развилке. Часть политической элиты ратовала за вмешательство в глобальные политические процессы, другая — за проведение политики неоизоляционизма, предоставление Европы самой себе», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Победили сторонники «глобальной политики», однако на будущее Европы американские политики всё равно смотрели по-разному.
«Во время войны в Вашингтоне задумывались, как разделить Германию так, чтобы она уже никогда не возродилась», — отметил в интервью RT главный научный сотрудник Института Европы РАН Игорь Максимычев.
Доктрина, позволившая бы навсегда разрушить немецкую экономику, была разработана в 1944 году министром финансов США Генри Моргентау. По словам Васильева, план Моргентау предполагал превращение Германии в аграрную страну, уничтожение её промышленности и науки. Даже часть американских политиков сочли идеи Моргентау излишне жёсткими. Поэтому после поражения Германии в жизнь они внедрялись постепенно — путём дезинтеграции производственной и финансовой системы, демонтажа части предприятий, запрета внешней торговли. Но уже к 1947 году власти США изменили свои взгляды относительно и Германии, и Европы в целом.
«Покупка» суверенитетов
По словам Васильева, уже через несколько лет после завершения Второй мировой войны США получили не совсем ту картину, которую ожидали увидеть.
«Изначально на политические настроения в США влияло мнение о том, что СССР полностью измотан и что поэтому ему будет не до геополитики. Однако Советский Союз к концу 1940-х эффективно восстанавливал своё хозяйство и открыто демонстрировал, что не собирается уходить с мировой арены», — отметил эксперт.
Кроме того, в послевоенной Европе быстро росла популярность левых идей. Так, численность членов Французской коммунистической партии выросла втрое по сравнению с довоенным уровнем — до 908 тыс. человек. В Италии же количество коммунистов выросло более чем в сто раз (примерно с 15 тыс. в годы войны до почти 2 млн в 1947 году). Благодаря массовой поддержке населения коммунисты в 1945—1947 годах уверенно проходили в европейские парламенты и участвовали в формировании кабинетов министров.
Успехи левых в Европе сильно тревожили американцев. Ударом для Вашингтона стала победа коммунистов на выборах 1946 года в Чехословакии и провал антикоммунистического мятежа с последующей концентрацией всей власти в стране в руках у левых в 1948-м.
«Исходя из экономической ситуации и из настроений, царивших в то время в обществе, значительная часть Европы могла быстро стать левой», — отметил Васильев.
Обращаясь к конгрессу США в марте 1947 года, президент Гарри Трумэн открыто заявил, что распространению коммунистических идей в Европе необходимо противодействовать. А в июне того же года госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, объявил о «наступающем на Европу призраке голода» и потребности Старого Света в американских продуктах, а также о том, что у Америки на этот счёт есть специальный план.
В США началась работа над законом «Об оказании экономической помощи иностранным государствам» — это была юридическая интерпретация плана Маршалла. Параллельно Вашингтон вёл переговоры с властями европейских государств о конкретных условиях выделения финансовой помощи. Однако правила были бескомпромиссными. Власти США потребовали от потенциальных партнёров убрать из своих правительств представителей коммунистических партий. При этом средства выделялись не на то, что считали необходимым национальные правительства, а в основном на закупку готовой продукции, произведённой в США.
Политические последствия
Рассчитан план был на четыре года, но в 1951 году Соединённые Штаты ощутили, что на корейскую войну не хватает денег, и «помощь» Европе начали сворачивать.
Экономический эффект плана Маршалла эксперты оценивают неоднозначно. С одной стороны, в развитых странах Западной Европы возродилась промышленность, национальные правительства рассчитались по внешним заимствованиям. Однако, как считают эксперты, в 1947—1948 годах большинство западных стран и без помощи американцев, хоть и с трудом, но начали бы выходить из послевоенного кризиса. И вклад плана Маршалла в экономический подъём на самом деле был не таким существенным — всего 10% от общих объёмов роста. Наиболее значимой экономическая поддержка США была в первую очередь для Германии, которая также понесла значительные потери в годы войны.
«Германия была в жутком состоянии — как в материальном, так и в моральном смысле. Нюрнбергский процесс вскрыл правду об ужасающих преступлениях, моральную ответственность за которые нужно было нести немцам. А план Маршалла мог дать жителям Германии не только материальную, но и моральную поддержку», — рассказал RT Максимычев.
По словам эксперта, по мере нарастания напряжённости в ходе холодной войны Германии отводилось центральное место в европейской военно-политической стратегии США. Без германских солдат Штатам было трудно противопоставить что-либо СССР в Европе. Была здесь и весомая политическая составляющая: граждане Западной Германии, вроде бы отказавшиеся от идеологии национал-социализма, остались антикоммунистами. На этом тонко играл Вашингтон, позволяя немцам почувствовать себя частью Западного мира во главе с США.
«Американцам нужно было превратить Западную Европу в красивую витрину западного образа жизни для противодействия Советскому Союзу. После экономической привязки — плана Маршалла — власти США осуществили привязку военно-политическую, сформировав НАТО», — рассказал Васильев.
По словам политолога, транши, выделенные в рамках плана Маршалла, были не слишком болезненными для экономики США. Однако благодаря им Вашингтон сумел выстроить Североатлантический альянс.
«Это была хитрая игра. Сначала подвели экономический базис, а потом — политическую надстройку. И западноевропейские страны спокойно изгнали левых политиков из правительств, признали лидерство США — и всё это за относительно небольшие деньги. Это была самая выгодная инвестиция», — подчеркнул Васильев.
По мнению эксперта, средства, выделенные в рамках плана Маршалла, позволили политическим силам, ориентированным на Соединённые Штаты, закрепиться во власти большинства западных стран и оставаться там вплоть до наших дней.
План Маршалла
5 июня 1947 года в Гарвардском университете государственный секретарь США Джордж Маршалл заявил о необходимости поддержки послевоенной Европы и выдаче государствам, пострадавшим от военных действий денежных дотаций. При этом Маршалл призывал протягивать руку помощи, невзирая на различия в политических взглядах: не только капиталистическим державам, но и социалистическим странам. Однако в этой речи государственный секретарь обозначил лишь экономические цели, политические же задачи, которые США хотели решить при помощи этого плана, были скрыты от широкой публики. Несмотря на заявленный альтруизм (и вполне реальные положительные сдвиги в европейской экономике, наступившие после реализации намеченных мероприятий), план Маршалла стал одним из важнейших этапов развития «холодной войны».
С 1948 по 1952 годы план Маршалла определял всю американскую внешнюю политику в Европе и стал отправной точкой для создания блока НАТО в 1949 году.
Причины и цели
Помимо восстановления европейской экономики, план Маршалла преследовал и вполне прагматические цели, направленные на укрепление позиций самой Америки. Одной из основных причин появления плана Маршалла был экономический спад, начавшийся в США в 1947 году. Послевоенная Европа из-за нехватки долларов не могла закупать американские товары в прежних масштабах, что грозило США кризисом перепроизводства и безработицей. Кроме того, США не устраивал возросший после победы статус СССР. Установление экономического влияния позволило бы США ослабить положение Советского Союза в Европе.
Таким образом, план Маршалла преследовал следующие цели:
В целом, можно сказать, что в долгосрочной перспективе план Маршалла должен был стать важным инструментом сначала экономической, а потом и политической экспансии США. Он позволил начать атлантическую интеграцию. План Маршалла был логическим продолжением появившейся в марте 1947 года «доктрины Трумэна», согласно которой США должны были сдерживать развитие социализма. В рамках этой же программы позже стала осуществляться военная помощь странам, поддерживающим США.
Подготовка реализации плана
Высокопарная речь Маршалла не содержала в себе конкретного плана действий. Многие специалисты склоняются к тому, что она явно была составлена на скорую руку. Но, несмотря на это, речь встретила горячую поддержку в Великобритании и Франции. Американские политики выступали за скорейшую реализацию плана. Простые американцы также поддержали идеи Маршалла, но сугубо из альтруистических побуждений, не видя реальной политической подоплёки. Против плана Маршалла выступил только бывший вице-президент США Генри Уоллес, придерживавшийся леволиберальных взглядов. Но на него обрушилась критика.
Уже 12 июля в Париже для обсуждения дальнейших действий собрались представители США и 16 западноевропейских стран: Австрии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Швейцарии, Греции и Турции. В конце 1949 года к перечисленным государствам примкнула Западная Германия.
Вопреки планам Вашингтона, СССР и страны Восточной Европы, на которые оказывала влияние Москва, отказались от участия в проекте послевоенного восстановления, хотя Польша и Чехословакия дали своё предварительное согласие. Вскоре парижский форум получил название Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству (КЕЭС). Главной задачей Комитета было определение нужд Европы и оценка имеющихся у неё ресурсов. 22 сентября был подписан экспертный доклад КЕЭС, призывавший к немедленным действиям. Доклад лёг в основу американского закона «О европейском восстановлении», утверждённом в апреле 1948 года. Осуществить все необходимые мероприятия предстояло за 4 года.
Для реализации плана Маршалла была создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На тот момент в её задачи входили: экономическая интеграция европейских государств; создание международного рынка; устранение барьеров, препятствующих международной торговле; определение размеров финансовой помощи для каждой страны и выработка экономических стратегий с учётом национальных особенностей того или иного хозяйства. На помощь иностранным государствам уходило около 15% бюджета США. Европе выделялись как деньги, так и оборудование. Всего в рамках плана Маршалла государствам Европы планировалось передать 17 млрд. долларов. Однако из-за начавшейся войны в Корее реализация плана была частично свёрнута, и Европа получила только 13 млрд. При перерасчёте на сегодняшние цены, эта сумма равна приблизительно 150 млрд. долларов.
Самые большие суммы на восстановление получили: Великобритания, Франция и Западная Германия – 3,2, 2,2 и 1,4 млрд. долларов соответственно. Самые скромные выплаты были выданы Португалии и Исландии – 70 и 43 млн. долларов соответственно.
Мероприятия, осуществляемые в рамках плана Маршалла
С самого начала реализации плана США выдвинули собственные требования странам, получающим помощь:
Для либерализации торговли в 1949 году были подписаны Женевская и Гаванская конвенции. Они снижали таможенные тарифы и уничтожали ряд лицензий, необходимых для реализации иностранных товаров в некоторых странах. Создание единого экономического пространства подразумевало слияние национальных предприятий в огромные промышленно-добывающие конгломераты. Это, с одной стороны, позволило бы выжать из промышленности максимум, а с другой – упростило бы поставки товаров и сырья за океан.
Так обстояло дело с установлением общеевропейских правил экономической жизни. Восстановление же отдельных хозяйств шло по индивидуальным сценариям.
Во Франции и Швеции, например, внедрялись жёсткие директивные модели с централизованным планированием и национализацией крупных отраслей. В Италии же, напротив, несмотря на определённое увеличение государственного сектора, возлагались большие надежды на местных предпринимателей. Итальянские бизнесмены получали достаточно инвестиций для покупки американского оборудования и расширение производства. А в Великобритании большая часть средств была пущена на попытку стабилизации национальной валюты.
Важным шагом, принятым США в рамках реализации плана Маршалла, стало восстановление Западной Германии. Об этом решении было объявлено ещё в мае 1947 года и тогда оно вызвало возмущение в Париже. Подобные мероприятия прямо противоречили условиям, выработанным на Потсдамской конференции. Однако Вашингтон считал необходимым делать ставку именно на Германию как на главного антагониста коммунистического режима. Поэтому с августа 1947 года в Западной Германии началось активное строительство заводов и фабрик. Огромные средства вливались в кредитно-банковскую систему. Именно банкиры вывели, в итоге, страну из кризиса, скупая акции наиболее важных для национальной экономики предприятий. В дальнейшем, укрепление Германии серьёзно повлияло на расстановку политических сил на континенте. Любопытно, что предоставление экономической помощи Западной Германии происходило одновременно с выплатой Берлином репараций пострадавшим в ходе войны государствам. В этой ситуации без американской помощи европейские страны так и не получили бы своих законных компенсаций.
К 1951 году план Маршалла перерос в программу «Взаимного обеспечения безопасности», которая предусматривала не только экономическую, но и военную поддержку. Окончательное сворачивание плана Маршалла произошло во второй половине 1960-х годов, когда европейские державы стали отказываться от доллара и требовать от Вашингтона обмена американской валюты на золото. Это стало причиной серьёзного финансового кризиса в США.
Итоги
План Маршалла оздоровил европейскую экономику и привёл к повышению уровня жизни европейцев. США не только предоставили Европе деньги и обрудование, но и программу наиболее эффективного использования этих средств. Как показывает статистика, до 1947 года национальный европейский капитал использовался не совсем разумно. До вмешательства американских специалистов деньги вкладывались в нежизнеспособные проекты, не имеющие потенциала, реализовать конверсию экономики, переведя её на мирные рельсы, Европе также не удавалось. План Маршалла позволил восстановить разрушенные предприятия и построить новые; реструктурировать промышленные отрасли; возродить европейский средний класс и дать толчок дальнейшему экономическому процветанию стран-участниц проекта. К началу 1950-х годов уровень промышленного производства превысил на 40% довоенные показатели, сельского хозяйства – на 20%.
Лидерами послевоенного экономического роста стали: Италия, Западная Германия, Греция и Франция, где полученные средства были использованы весьма рационально. Американские экономические модели были гармонично вписаны в собственный хозяйственный опыт и дали максимальные плоды.
В то же время нельзя сказать, что реализация плана Маршалла была единственной причиной стабилизации экономики европейских стран. Несмотря на разрушительную войну, Европа всё же не потеряла все свои ресурсы и возможности. Осуществить все мероприятия в рамках плана Маршалла удалось только половине кредитуемых держав. Великобритания, получившая самую большую финансовую помощь, и вовсе потеряла свои лидерские позиции в экономической жизни Европы и погрузилась в циклический кризис. Кроме того, весьма показателен тот факт, что послевоенный экономический подъём произошёл в такой стране как Испания, не получившей американской экономической помощи.
Впрочем, план Маршалла стал причиной глобальных перемен в международной политике, не исчерпывающихся одними только изменениями национальных экономик:
План Маршалла
“ПРОТИВ ГОЛОДА, НИЩЕТЫ, ОТЧАЯНИЯ И ХАОСА”
При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.
Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.
Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.
Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
Из речи госсекретаря США Дж.К. Маршалла в Гарвардском университете 5 июня 1947 года
СССР И ПЛАН МАРШАЛЛА
Серьезность советских намерений подтверждает и телеграмма, переданная 22 июня 1947 г. советским послам в Варшаву, Прагу и Белград. Послы должны были передать руководству этих стран следующее: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий и заявили свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».
Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения…
В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политических преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы. Вместе с тем Советский Союз был заинтересован в американских кредитах для послевоенной реконструкции…
2 июля Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Тем самым советская внешняя политика облегчила положение организаторов «плана Маршалла». Думается, что это был проигрышный дипломатический ход. В сентябре 1947 г. Бидо в беседе с Дж. Бирнсом так оценил действия Молотова: «Признаюсь, я никогда не мог понять причины его поведения. Либо он получил бы часть выгоды, либо, если бы все предприятие провалилось, он все равно выигрывал бы от того, что никто ничего не получил. Оставаясь с нами, он бы ничего не потерял в любом случае, но он избрал единственный способ действий, при котором он совершенно определенно проигрывал».
Уже в день окончания Парижского совещания Бевин и Бидо опубликовали совместное заявление: от имени правительств Великобритании и Франции они пригласили все европейские государства, временно исключая франкистскую Испанию, принять участие в Европейской экономической конференции. Предполагалось создать непостоянную организацию для составления в кратчайшие сроки программы европейской реконструкции, в которой будут согласованы ресурсы и потребности каждого государства. 4 июля официальные приглашения были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.
СССР отказался от участия в конференции и повел линию на ее срыв. Утром 5 июля советские послы в столицах ряда европейских государств получили из Москвы указание посетить министров иностранных дел соответствующих стран и сделать им заявление, в котором давалась негативная оценка предложениям Маршалла. В тексте заявления, в частности, подчеркивалось: «Делегация СССР усмотрела в этих претензиях желание вмешаться во внутренние дела европейских государств, навязав им свою программу, затруднить им сбывать свои изделия туда, куда они хотят, и, таким образом, поставить экономику этих стран в зависимость от интересов США».
Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия и даже при противодействии со стороны СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплекса мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе, а затем для создания военно-политического западного союза.
М.М. Наринский. СССР и План Маршалла
ПЛАН МАРШАЛЛА И ОБРАЗ АМЕРИКИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ
Советская реакция на план Маршалла стала поворотным пунктом стратегии руководства СССР в отношении США. Процесс создания каждой стороной блоков становится отличительной чертой холодной войны. Образ Соединенных Штатов 1947 года, который формировался средствами массовой информации в советском обществе, полностью соответствовал основным этапам развития внешнеполитических отношений с этой страной.
В начале года в периодической печати регулярно появлялись статьи, характеризующие негативные стороны внешней политики и особенно внутренней жизни США: «В США гниет 20 млн. бушелей картофеля», «Экономические затруднения в США», «Американская федерация» ученых против использования в США гитлеровских специалистов», «Уничтожение продовольствия в США», «Американская военная активность на Алеутских островах», «Военные круги США выступают против сокращения военных расходов».
В то же время пока еще не наступило время оскорбительных выпадов, горячих обвинений и открытой враждебности…
План Маршалла, который был встречен советским руководством, как уже отмечалось, осторожно и, в целом, заинтересовано. До конца июня 1947 г. в советской прессе не было отрицательных оценок плана Маршалла, да и вообще, надо отметить, каких-либо материалов по оценке внешнеполитической деятельности США было исключительно мало.
Отказ СССР от участия в предложенной Америкой экономической помощи Европе, резко изменил тон советской прессы, стали более жесткими оценки политики США. Появляются статьи «Планы американской интервенции в Греции», «Планы США в Скандинавии», «Беспокойство в Англии в связи с истощением американского займа», «Истинный смысл одной «доброй услуги»( о посредничестве США между Голландией и Индонезией), «Американский контроль над Турцией», «Поход американского доллара на Турцию», «Латинская Америка и «помощь» США» основной смысл которых сводился к тому, что «американская политики используют свои займы в целях распространения своей экспансии».
119 июля в «Правде» появляется карикатура Б. Ефимова, впервые посвященная «плану Маршалла», под названием «До и после Парижского совещания». Перед нами две картины. На одной все европейские страны с протянутой рукой бегут за Бевиным и Бидо, у которых в руках «план Маршалла», а впереди сияющий мешок с долларами. На второй — все страны Европы понуро стоят у кассы, которая закрыта на замок, где написано — «касса закрыта до июля 1948 г., а там будет видно». На кассу с ключом в руках опирается Вандерберг с толстой папкой, на которой надпись «Долларовая дипломатия».
С большим сарказмом звучат слова первого фельетона о плане Маршалла: «У парадного американского подъезда стоят, обнажив голову, бедные просители и, переминаясь с ноги на ногу, ждут подачки, но барин занят. Пусть просители зайдут как-нибудь в другой раз… Ну, в этом… в 1948 году». Автор не придумал ничего нового, приспособив к новой теме стихотворение Некрасова «У парадного подъезда». В журнале «Крокодил» с сентября 1947 г. увеличилось количество карикатур, статей, фельетонов про Америку. Это карикатуры о торговле женщинами и детьми, о свободе печати и клевете, стихи и анекдоты об американском образе жизни. Именно в стихотворной форме «Крокодил» дал оценку плану Маршалла:
«Европе Маршалл так помог
Что этой «помощи» в итоге
Теперь Европа, видит бог,
Вот-вот совсем протянет ноги».
Август — сентябрь 1947 года стали переломными в формировании образа Соединенных Штатов в советской прессе.