Что включает в себя оперативный план снегоборьбы для железнодорожной станции
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 |
организовывает рассмотрение и согласование инструкций по организации работ по очистке средств контроля АСКО ПВ от снега и льда, разработанных на станциях, оснащенных АСКО ПВ (автоматизированными системами коммерческого осмотра поездов и вагонов);
утверждает расчет потребной численности работников для организации работ по снегоборьбе, составленной начальником дистанции пути.
Распоряжением заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению), согласованным руководителями функциональных филиалов, на руководителей структурных подразделений, региональных дирекций возлагается ответственность:
за уборку и очистку от снега стрелочных переводов на станциях отдельных участков железной дороги, закрепленных согласно ведомости закрепления, включая места погрузки и выгрузки на местах общего пользования;
за содержание в чистоте (в том числе уборка снега, сколка и уборка льда) деповских путей экипировки, междупутий для технического осмотра вагонов, ремонта, отстоя и запаса подвижного состава, промывки, очистки и дезинфекции вагонов, путей тяговых подстанций и других объектов электроснабжения, путей на базах, складах и грузовых районах (осуществляется структурными подразделениями, за которыми закреплены эти пути).
2.1.2.4. Заместитель начальника дирекции инфраструктуры — начальник отдела инфраструктуры входит в состав рабочей группы на отдельном участке железной дороги и в состав рабочей группы дирекции инфраструктуры и о ходе подготовки хозяйства: пути, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, вагонного хозяйства, дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин докладывает на очередных заседаниях. При подготовке к заседаниям рабочей группы на отдельном участке железной дороги и рабочей группы дирекции инфраструктуры заместитель начальника дирекции инфраструктуры — начальник отдела инфраструктуры организует следующие мероприятия:
до 1 июня на снегозаносимых отдельных участках железных дорог рассматривает и утверждает план ремонта и изготовления щитов, ремонта постоянных снегозадерживающих заборов, установленным порядком планирует постройку новых снегозадерживающих заборов и обеспечивает поставку необходимого количества материалов;
до 1 августа формирует из работников структурных подразделений дирекции инфраструктуры постоянно действующие бригады под руководством руководителей дистанций пути, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, а также вагонного хозяйства отдельных участков железной дороги для уборки территорий станций от рассыпавшихся грузов, деталей и частей подвижного состава, материалов верхнего строения пути. Обеспечивает завершение этих работ до 1 октября для обеспечения беспрепятственной работы снегоуборочной техники в зимний период. По согласованию с руководителями структурных подразделений других дирекций, филиалов и ДЗО ОАО «РЖД» (по согласованию) может привлекать их сотрудников в состав постоянно действующих бригад;
в срок до 15 октября организует:
комиссионную проверку состояния освещения станций в горловинах стрелочных районах и при необходимости обеспечивает установку дополнительных точек освещения согласно проектному решению;
под председательством руководителей дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин совместно с дистанцией пути проверку готовности, опробование снегоочистителей и снегоуборочной техники, устранение выявленных неисправностей;
с участием начальников структурных подразделений дирекции инфраструктуры на отдельных участках, в том числе дистанций пути проверку устройств пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов от снега;
комиссионную проверку состояния систем оповещения работающих на путях людей.
2.1.2.5. Другие руководители структурных подразделений железной дороги и региональных дирекций функциональных филиалов и ДЗО (по согласованию), территориально располагающихся на отдельном участке железной дороги, также входящие в состав рабочих групп, обязаны до 1 ноября обеспечить:
работников структурных подразделений спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, укомплектование аварийно-восстановительного запаса материально-техническими средствами, в том числе зимними сортами топлива и смазки для снегоуборочной техники, специального самоходного подвижного состава, транспортных средств, крановых установок согласно установленным нормам;
завершение ремонтных работ по подготовке к зиме служебно-технических зданий и помещений, находящихся на балансе, укомплектование штата работников структурных подразделений кадрами основных профессий в соответствии с установленными нормативами.
2.1.2.6. Выполнение мероприятий по подготовке хозяйств к работе в зиму должно завершиться:
на железных дорогах первой группы — до 15 октября текущего года;
на железных дорогах второй группы — к 1 ноября текущего года.
2.1.2.7. После завершения всех работ, связанных с подготовкой к работе в зимний период, «Свидетельства о готовности к работе в зимний период» вручаются:
железной дороге, выполняющей функции регионального центра корпоративного управления, функциональным филиалам и ДЗО (по согласованию), располагающимся в границах железной дороги — по решению оперативного штаба ;
структурным подразделениям железной дороги и важнейшим станциям — по решению оперативного штаба железной дороги;
структурным подразделениям функционального филиала и филиалам ДЗО (по согласованию), располагающимся в границах железной дороги — по решению функционального филиала и ДЗО (по согласованию);
структурным подразделениям — по решению структурных подразделений функциональных филиалов и филиалов ДЗО (по согласованию).
2.1.3. Разработка оперативных планов снегоборьбы
2.1.3.1. Начальники дистанций пути совместно с начальниками станций разрабатывают оперативный план снегоборьбы по дистанции пути на предстоящий зимний период, согласовывают его с начальниками центров организации работы железнодорожных станций, заместителем начальника дирекции инфраструктуры — начальником отдела инфраструктуры, начальниками эксплуатационных локомотивных депо, обслуживающих данный участок, начальником дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин, заместителем главного ревизора железной дороги и в срок до 1 октября текущего года он должен быть утвержден у заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению).
2.1.3.2. Начальник важнейшей станции до 20 сентября совместно с начальниками дистанции пути разрабатывает оперативный план снегоборьбы на станции, в котором разрабатываются технология уборки снега и график работы снегоуборочной техники на станциях в увязке с единым технологическим процессом работы станции. Норма рейсов снегоуборочных поездов составляет в дневную смену не менее 6 рейсов, при круглосуточной работе не менее 10 рейсов в сутки.
Оперативный план по снегоборьбе для железнодорожной станции должен включать: схему станции с раскреплением ответственности руководителей предприятий, расположенных в границах станции, за своевременную очистку стрелочных переводов, а также очередность очистки путей; места выгрузки снега, порядок и места смены локомотивов; ответственность начальника станции, начальника дистанции пути, начальников эксплуатационного и ремонтного локомотивных депо и начальника дистанции сигнализации, централизации и блокировки за исполнение своего функционала; кто осуществляет маневры. Выписку из утвержденного оперативного плана очистки и уборки снега на станции вывешивают в помещениях дежурных по железнодорожной станции, диспетчеров маневровых железнодорожной станции, дежурных по сортировочным горкам и паркам железнодорожной станции.
2.1.3.3. По важнейшим железнодорожным станциям оперативный план снегоборьбы должен быть рассмотрен соответствующими заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению), начальниками дирекций управления движением и тяги, дирекции инфраструктуры и до 1 октября утвержден первым заместителем начальника железной дороги.
2.1.3.4. Заместитель начальника дирекции инфраструктуры — начальник отдела инфраструктуры до 1 октября разрабатывает оперативный план снегоборьбы в целом по отдельному участку железной дороги, представляет его на рассмотрение заместителю начальника железной дороги (по территориальному управлению), начальникам дирекции управления движением, дирекции инфраструктуры и утверждает его до 1 ноября у начальника железной дороги.
(Перечень документов, используемых в оперативных планах снегоборьбы, приведен в приложении 2 к настоящей Инструкции).
2.1.4. Контроль хода подготовки к работе
Рассмотрение хода подготовки хозяйств к работе в зимний период производится:
оперативным штабом — 1 раз в месяц;
оперативным штабом железной дороги — 2 раза в месяц;
рабочими группами департамента, управления, функционального филиала и ДЗО (по согласованию) — 1 раз в месяц;
рабочими группами структурных подразделений функциональных филиалов и филиалов ДЗО (по согласованию), располагающихся в границах железной дороги — 2 раза в месяц;
рабочими группами на отдельном участке железной дороги — 2 раза в месяц;
рабочими группами в структурных подразделениях в границах железной дороги и на важнейших станциях — еженедельно.
2.1.5. Организация подготовки персонала
к работе в зимних условиях
2.1.5.2. За «первозимником» приказом по структурному подразделению закрепляется наставник из числа специалистов или квалифицированных рабочих.
Разработка оперативных планов снегоборьбы
Начальник дистанции пути совместно с начальниками станций разрабатывает оперативный план снегоборьбы на дистанции пути, который должен быть согласован с начальниками отделов управления перевозками, локомотивного хозяйства и пути и до 1 октября утвержден начальником отделения железной дороги.
Начальник станции до 20 сентября совместно с начальником дистанции пути готовит оперативный план снегоборьбы на станции, в котором разрабатывается технология уборки снега и график работы снегоуборочной техники на станции в увязке с единым технологическим процессом работы станции. Выписки из утвержденного оперативного плана очистки и уборки снега на станции вывешивают в помещениях дежурных по станции, станционных и маневровых диспетчеров, дежурных по горкам и паркам.
По важнейшим станциям оперативный план снегоборьбы должен быть рассмотрен начальником отделения железной дороги и до 1 ноября утвержден первым заместителем начальника железной дороги.
Начальник отделения железной дороги до 1 октября разрабатывает оперативный план снегоборьбы в целом по отделению железной дороги и утверждает его до 1 ноября у первого заместителя начальника железной дороги.
(Схематическая карта снегозаносимых участков пути и существующих снегозащитных средств, технологические схемы очистки и уборки пути от снега машинным способом и перечень документов используемых в оперативных планах снегоборьбы приведены в приложениях № 3, 4, 5).
Контроль хода подготовки к работе в зимних условиях
Рассмотрение хода подготовки хозяйств к работе в зимний период производится:
начальником железной дороги – 1 раз в месяц;
начальником отделения железной дороги –2 раза в месяц;
начальником соответствующей службы – 2 раза в месяц;
начальник линейного подразделения железной дороги рассматривает выполнение мероприятий еженедельно.
Организация подготовки персонала к работе в зимних условиях
За «первозимником» приказом по линейному подразделению закрепляется наставник из числа специалистов или квалифицированных рабочих.
В линейном подразделении до 1 июля составляются списки «первозимников», до 1 августа утверждаются списки руководителей производственного обучения, издается приказ об организации курсов по их подготовке.
Руководителем производственного обучения назначается квалифицированный работник, имеющий стаж работы в данной должности (по данной профессии) не менее трех лет.
Обучение «первозимников» должно быть завершено до 1 октября. С работниками, оформленными на работу после 1 октября, занятия проводятся индивидуально в соответствии с приказом начальника линейного подразделения.
Ответственность за своевременное обучение работе в зимних условиях «первозимников», работников бригад первой и второй очереди и опытных монтеров пути, руководящих рабочими территориальных организаций, временно привлекаемых на работы по ликвидации снежных заносов возлагается на главного инженера каждого линейного подразделения.
ХОЗЯЙСТВО ПЕРЕВОЗОК
Детальный перечень работ по подготовке хозяйства перевозок в зимний период и сроки их исполнения изложены в Инструкции по подготовке хозяйства перевозок в работе в зимних условиях.
Начальник службы перевозок организует проведение следующих мероприятий:
до 1 июня проводит анализ работы хозяйства перевозок в зиму и в течение июня разрабатывает мероприятия по подготовке хозяйства перевозок в предстоящую зиму с учетом допущенных эксплуатационных и технологических потерь;
до 1 сентября в соответствии с перечнем особо снегозаносимых станций, разрабатывает варианты плана формирования, который вводится при возникновении затруднений с пропуском вагонопотоков через такие станции, в том числе с переносом сортировочной работы на другие станции;
до 1 октября производит корректировку графика движения поездов в связи с окончанием летних ремонтно-путевых работ и отменой некруглогодичных пассажирских поездов;
до 1 октября определяет перечень станций для дислокации вагонов запаса подвижного состава для обеспечения погрузки.
Начальник отделения железной дороги организует:
до 15 сентября (для железных дорог 1 группы) и до 1 октября (для железных дорог 2 группы) проведение комиссионного осмотра готовности станционного хозяйства к работе в зиму;
до 1 сентября закрепление руководителей отделения за крупными станциями для оказания практической помощи в вопросах подготовки станций к зиме, с непосредственным выездом ответственных на эти станции.
Начальник станции проводит следующие мероприятия:
до 1 июня проводит анализ работы станции в зиму и в течение июня разрабатывает мероприятия по подготовке станционного хозяйства в предстоящую зиму с учетом допущенных эксплуатационных и технологических потерь;
до 1 сентября формирует оперативный штаб по подготовке станционного хозяйства в зиму (важнейшие станции);
до 1 сентября, совместно с начальником дистанции пути, определяет станционные пути для отстоя снегоуборочной техники и пути для выгрузки снега;
до 15 сентября с причастными подразделениями проводит комплексную комиссионную проверку готовности к зиме всех обустройств станции;
контролирует и требует от причастных руководителей уборки закрепленных территорий, мест погрузки и выгрузки.
ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО
При подготовке хозяйства пути и сооружений к работе в зимний период и организации работ в зиму следует руководствоваться подразделом 3.12. раздела 3 Инструкции по текущему содержанию пути, инструкциями по эксплуатации средств диагностики, эксплуатации снегоочистителей и снегоуборочных поездов, Правилами по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.
Департамент пути и сооруженийв ходе подготовки хозяйствапо итогам прошедшего зимнего периода:
до 1 июня готовит анализ работы железных дорог и мероприятия по подготовке хозяйства пути и сооружений к предстоящему зимнему периоду;
до 1 июля организует рабочую группу из руководителей и специалистов Департамента для контроля и оказания помощи железным дорогам при подготовке к зиме;
в августе-октябре в соответствии с установленным графиком организует контрольные проверки хода подготовки к зимнему периоду с выездом на железные дороги;
начиная с августа и до полного завершения плановых мероприятий, в соответствии с план-картой, 2 раза в месяц контролирует ход работ по подготовке к работе в зимний период.
Начальник службы пути:
до 1 июня готовит анализ прошедшего зимнего периода с оценкой работы дистанций пути, готовит мероприятия к работе в предстоящую зиму;
на основе анализа материалов весеннего комиссионного осмотра хозяйства пути до 1 июня корректирует, при необходимости, в установленном порядке адресные планы оздоровления путевого хозяйства важнейших сортировочных, грузовых, участковых и пассажирских станций;
до 1 июня рассматривает и утверждает план мероприятий по исправлению неудовлетворительных защитных лесонасаждений, утративших свои снегозадерживающие свойства;
в сентябре-октябре организует детальную проверку пути на неблагополучных участках путеобследовательскими станциями и вагонами-дефектоскопами, организует работу по устранению недостатков, угрожающих безопасности движения и осуществляет контроль за этими участками в течение зимнего периода.
Начальник Дирекции по ремонту пути в ходе подготовки к зимнему периоду организует:
совместно с начальником службы пути до 1 октября определяет места дислокации и количественный состав работников путевых машинных станций для прикрытия на зимний период важнейших станций;
своевременную, по утвержденному графику, сдачу в эксплуатацию отремонтированных участков пути;
контролирует выполнение мероприятий по подготовке путевых машинных станций к работе в зимний период.
Начальники путевых машинных станцийобеспечивают выполнение следующих мероприятий:
до 1 июня разрабатывают и утверждают в дирекции по ремонту пути комплекс мероприятий по приведению технических средств и технологического оборудования в состояние, соответствующее требованиям нормативных документов для работы в зимних условиях;
качественный ремонт и своевременную сдачу в эксплуатацию отремонтированных участков пути в соответствии с утвержденным графиком;
своевременную уборку старогодных материалов на фронтах ремонта пути;
до 1 ноября завершают:
подготовку к работе в зимний период путевых машин, кадров машинистов путевых машин и монтеров пути, используемых на работах по очистке станций и перегонов от снега;
подготовку территорий и производственных зданий и сооружений путевых машинных станций к работе в зиму;
подготовку баз складирования балласта для зимнего завоза, подготовку машин и механизмов для выгрузки балласта в зимний период.
Начальник отделения железной дороги:
до 1 октября на железных дорогах первой группы и до 15 октября на остальных железных дорогах осуществляет контроль за подготовкой пунктов обогрева и приема пищи для рабочих бригад второй и третьей очереди, привлекаемых на работы по уборке снега, проведением мероприятий по охране труда и обучению работников особенностям работы в зимнее время;
до 1 ноября обеспечивает укомплектование штата дистанций пути монтерами пути, машинистами путевых машин и компрессорных установок в соответствии с расчетными нормами;
обеспечивает завершение летне-путевых работ в установленные сроки и приведение территорий станций, пути на перегонах и полосы отвода в состояние, обеспечивающее безаварийную работу снегоуборочных и снегоочистительных средств.
Начальник дистанции пути в ходе подготовки путевого хозяйства к работе в зимний период ежегодно организует выполнение следующих мероприятий:
до 1 апреля проводит комиссионный осмотр снегоуборочной техники, с составлением акта осмотра и определением необходимого объема ремонта;
до 15 мая разрабатывает план ремонта, дополнительного изготовления щитов кольев и установки щитов в предзимний период на снегозаносимых местах, не огражденных защитными лесонасаждениями, при необходимости заблаговременно готовит предложения по строительству новых постоянных заборов для включения в план;
до 1 июня формирует постоянно действующие оперативно-наладочные бригады по ремонту и содержанию в постоянной исправности снегоуборочной техники, устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелочных переводов, организует своевременный ремонт и подготовку техники согласно утвержденному графику;
до 15 октября на железных дорогах первой группы и в срок до 1 ноября на остальных железных дорогах:
осуществляет подготовку и укомплектование инструмента, инвентаря, переносных средств защиты пути от снежных заносов, сигнальных принадлежностей;
подготовку и ремонт снегоуборочной техники и устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелочных переводов, компрессорных, сосудов, работающих под давлением;
организует пробные поездки плужных снегоочистителей по закрепленным участкам;
обеспечивает выбор мест выгрузки снега с учетом требований экологии и исключения подтопления искусственных сооружений, устройств, расположенных вдоль железнодорожной линии, производственных и жилых зданий;
закрепляет приказом по дистанции пути руководителей работ на снегоуборочной технике, за каждым снегоуборочным поездом три бригады машинистов, в составе машиниста и двух помощников машиниста, а за каждым снегоочистителем по две бригады в составе машиниста и помощника машиниста и руководителя работ. Все члены бригад должны быть в установленном порядке обучены и обязаны постоянно иметь при себе удостоверения установленного образца;
организует проведение технической учебы с руководителями работ по снегоборьбе, «первозимниками», членами бригад машинистов снегоуборочной техники (привлекаемых как из числа работников дистанции пути, так и из числа работников других подразделений) с испытаниями их в знании должностных инструкций, правил охраны труда, организации работ с применением снегоуборочной техники.
Механизация работ по снегоборьбе на станциях
Даже при хорошей контурной защите (лесопосадки, заборы) и внутристанционной защите (щиты) при снегопадах снег попадает на территорию станций. Причем около 10 % этого снега может переноситься по территории станции. Сдуваемый ветром снег задерживается около стоящего подвижного состава и других препятствий, затрудняя маневровую работу и движение поездов.
Очистка заносимых путей станций и железнодорожных узлов осуществляется в соответствии с оперативным планом снегоборьбы, ежегодно заранее составляемым и корректируемым дистанцией пути, который должен быть согласован с начальником отдела движения, локомотивного хозяйства и пути, и до 1 октября текущего года утвержден начальником отделения дороги.
Оперативный план снегоборьбы включает:
— схематическую карту ограждения всех снегозаносимых участков пути;
— ведомость расстановки и организации работы снегоочистителей и снегоуборочных машин;
— план привлечения дополнительной рабочей силы от других предприятий и организаций и транспортных средств для уборки снега в периоды интенсивных снегопадов и метелей при ликвидации их последствий;
— организацию работ по очистке путей на перегонах, станциях и узлах, увязанную с графиком движения поездов, маневровой работой в единую технологию работы станций;
— порядок использования средств пневматической обдувки и электрообогрева стрелок.
План организации работ по очистке от снега станций составляется для расчетной толщины снежного покрова, которая может приниматься равной 10, 20 и 30 см. При этом учитывается, что уборка снега со всех станционных путей должна быть произведена не более чем за 3 суток.
Технология уборки снега должна предусматривать очередность очистки станционных путей и способы производства работ.
Очередность очистки станционных путей устанавливается в зависимости от значимости их в технологии работы станции в целом по приему, отправлению поездов и маневровой работе.
В первую очередь должны быть очищены главные пути приема и отправления поездов, горочные, сортировочные пути, маневровые вытяжки, приемо-отправочные пути с расположенными на них стрелочными переводами, пути стоянок восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей и снегоуборочных поездов, а также пути, ведущие к складам топлива и дежурным пунктам контактной сети. Очистка этих путей и стрелок должна начинаться немедленно с момента начала снегопада и метели.
Ко второй очереди очистки относятся пути малодеятельных парков, пакгаузные и погрузочные, деповские, пути локомотивных, вагоноремонтных и других мастерских.
К третьей очереди относятся все прочие пути, в том числе для отстоя вагонов под ремонт, стоянки служебных вагонов и др.
Очистка путей, стрелочных переводов, горловин станций включает в себя следующие операции: очистку снега, погрузку его в полувагоны снегоуборочных машин или на платформы специально формируемых снеговых поездов, вывоз снега и выгрузку в заранее отведенных местах.
Очистка путей от снега на промежуточных станциях производится, как правило, снегоочистителями и стругами. Уборка на сортировочных, участковых и крупных пассажирских станциях осуществляется снегоуборочными машинами.
Основные технические характеристики снегоуборочных машин приведены в табл. 10.5.
Технология очистки зависит от типа и числа имеющихся машин, которое в свою очередь определяется объемом снега, подлежащего уборке, производительностью загрузочного устройства машин и их скоростью, дальностью транспортировки снега к местам его выгрузки, а также интенсивностью движения поездов по участку и работы станции. При этом, как указано ранее, организация работ должна обеспечить уборку и вывоз снега с территории станции за время не более чем 3 суток. Главные пути и два приемо-отправочных пути в пределах всех раздельных пунктов очищают снегоочистителями при проходе по участку во время снегопадов.
В парке прибытия в первую очередь очищают путь, на который будут принимать последующие поезда. При этом используется двух- или одностадийная технология работ. При двухстадийной уборке сначала двухпутным снегоочистителем и стругом (или вместе обоими) последовательно очищают пути перевалкой на один из путей снега, который затем убирает снегоуборочная машина. Такую технологию используют при применении снегоуборочных машин СМ-2 старых конструкций, в которых боковые щетки расположены в базе машины за питателем.
Более производительная технология уборки снега — одностадийная с использованием снегоуборочных машин последних выпусков, в которых щетки установлены на крыльях, что позволяет убирать снег за один проход.
Сочетание указанных технологий представлено в табл. 10.6, из которой видно (графа 8), что уборка снега с 1 и 2 путей осуществляется за один этап, а с других — в два, с выполнением предварительной перевалки.
В сортировочном парке путей с сортировочной горкой в первую очередь очищают и убирают снег с горочной горловины и сортировочных путей на расстоянии 150—200 м от башмако-сбрасывателей вглубь парка двумя снегоуборочными поездами. Снегоуборочным поездом № 1, подаваемым с горки на очищаемый путь локомотивом, прицепленным со стороны парка, осуществляется очистка подгорочных путей, загрузка состава с последующей транспортировкой к месту выгрузки снега и возвращением к месту работ.
По окончании уборки снега с участков подгорочных путей на тормозных позициях убирается снег на путях сортировочного парка за пределами тормозных позиций снегоуборочным поездом № 2. Заезд этого поезда производится со стороны горловины парка. При движении в сторону горки включают боковые крылья и щетки для забора снега с междупутья внутрь колеи. Если на пути имеются отдельно стоящие вагоны, по указанию маневрового диспетчера или дежурного по горке они прицепляются к локомотиву и осаживаются на горку до тех пор, пока головная машина не встанет на начало очистки пути в сторону парка. Затем снегоуборочный поезд в рабочем состоянии движется в сторону горловины парка формирования и очищает пути от снега. Вагоны подтягиваются к предельному столбику этой горловины и отцепляются. При большой группе вагонов на сортировочном пути в помощь локомотиву снегоуборочного поезда выделяется горочный локомотив. После очистки одного или нескольких путей парка до полной загрузки снегом поезд отправляется под выгрузку с последующим возвращением к фронту уборки снега.
Для очистки и уборки снега с занятых путей парка приема поездов снегоуборочный поезд формируется по схеме: локомотив — концевой полувагон — промежуточные полувагоны — головная машина. Сформированный снегоуборочный поезд по свободному пути передвигается в противоположную от горки горловину станции. Одновременно за ним следует горочный локомотив, который состав, подлежащий роспуску, убирает на путь надвига, освободив тем самым занятый путь для работы снегоуборочного поезда. По окончании очистки этого пути снегоуборочный поезд возвращается и заезжает на следующий путь, освобожденный горочным локомотивом.
В парке отправления поездов уборка снега осуществляется на освобождающихся путях вслед за отправленными поездами. График работы снегоуборочных машин составляется на основании суточного плана-графика эксплуатационной работы станции с учетом промежутков времени в конкретное время по каждому пути и горловине, объема убираемого снега, типа машины и возможности выезда к местам выгрузки убранного снега.
Пример рациональной занятости станционных путей при очистке снега стругом с перевалкой в сторону крайнего пути и под откос с учетом конкретного времени занятости путей (свободно-сти) представлена на рис. 10.7.
Выбор типов снегоуборочной техники осуществляют исходя из следующих соображений и расчетов.
Устанавливают, с каких путей снег следует удалять снегоочистителем и с каких — снегоуборочной машиной. При заданной высоте снега подсчитывают его общий объем, подлежащей уборке и вывозке со станции по формуле:
где L — общая длина путей (м), определяемая как сумма длин отдельных путей (графа 4 табл. 10.6); 5,3 м — средняя ширина междупутья; h — расчетная высота снежного покрова.
По известной производительности и емкости снегоуборочной машины (поезда) — q (м3) определяют продолжительность одного цикла работы Т (мин) и необходимое число рейсов nр для вывозки всего снега со станции по формуле:
Емкость одновагонной снегоуборочной машины СМ-5 определяется паспортными характеристиками, а снегоуборочных поездов из нескольких вагонов (СМ-2 и СМ-3) по формуле:
Пример расчетов по приведенной методике представлен в табл. 10.6.
Очистка стрелочных переводов от снега осуществляется стационарными устройствами пневматической обдувки, электро- и газообогрева, обслуживаемыми, как правило, автоматизированным дистанционным управлением с поста электрической централизации (ЭЦ) или стрелочного поста.
Пневмообдувка используется при сухом снеге с начала снегопада или метели в течение 2—4 ч. По прошествии этого времени снегоуборочные поезда или другие средства должны убирать снежные валы, образованные у стрелочных переводов в результате работы пневмоустройств. При очистке стрелочных переводов и глухих пересечений от снега в первую очередь очищают пространство между рамными рельсами и остряками стрелок, тяги электроприводов, подвижные сердечники крестовин, контррельсовые и крестовинные желоба.
Конструкция стационарных пневмообдувочных устройств Института Гипротранссигналсвязь (ГТСС) показана на рис. 10.8 и включает в себя следующие основные части стрелочной арматуры: трубопроводы из дюймовых труб, располагаемые вдоль рельсов и подводящие и распределяющие сжатый воздух к отводам с соплами; отводы с соплами, из которых воздух под давлением не менее 0,354 МПа (3,5 кг/см2) на выходе подается в пространство между отжатым остряком и рамным рельсом; трубы диаметром 1,5 дюйма, подводящие воздух от электропневматического клапана дистанционного управления ЭПК-64 к трубопроводам.
Число сопел в арматуре на один остряк обыкновенного стрелочного перевода зависит от типа стрелки и марки крестовины и составляет: 9 шт. — при рельсах Р43 и Р50 и марках крестовин 1/9, 1/11 на обыкновенных и перекрестных стрелочных переводах; 11 шт. — при Р65, М 1/9 и 1/11; 13 шт. — при Р65, М 1/11 с подуклонкой; 24 шт. — при Р65, М 1/18.
В зависимости от снегозаносимости, интенсивности поездной и маневровой работы различают следующие автоматические устройства и способы очистки пневмообдувом:
— однопрограммное пневмоочистительное устройство с шаговой системой управления для крупных станций и узлов, обеспечивающее поочередную очистку в районах слабой заносимо-сти, стрелок;
— многопрограммное пневмоочистительное устройство с блочной системой управления для крупных станций и узлов с интенсивной поездной и маневровой работой в районах средней и сильной снегозаносимости;
— пневмоочистителоьное устройство с малым компрессором для промежуточных станций, участков с ДЦ, пологих стрелок, а также для одиночных стрелочных переводов, удаленных от станции.
Блочная система управления осуществляет три способа очистки: циклический — на всех стрелках; групповой — на наиболее деятельных стрелках выделенных в отдельную группу; индивидуальный — на любой стрелке с учетом погодных условий. При этом возможны три режима работы — нормальный, облегченный и усиленный, характеризуемые продолжительностью продувки и интервалами между продувками. Обычно продолжительность продувки при циклическом и групповом циклическом составляет: при облегченном режиме — 4 мин, при нормальном — 4 мин, при усиленном — 5 мин., соответственно со следующими интервалами между продувками — 6, 2 и 0,2 мин. Продолжительность индивидуальной продувки 8 мин.
При отключенной автоматике очистка стрелочных переводов производится шланговой ручной обдувкой, которая должна выполнятся двумя монтерами пути. Один из них (старший) следит за проходом поездов, открывает разобщительный кран воздухоразборной колонки и переносит шланг, а второй — выполняет собственно работу по очистке снега на стрелке.
Электрообогрев с дистанционным и местным управлением предназначен для текущей очистки от снега и льда стрелочных переводов, оборудованных ДЦ; наиболее эффективен в районах, где преобладают оттепели и выпадает мокрый снег. Электронагревательное устройство стрелок состоит из нагревательных элементов, расположенных в зоне прилегания остряков к рамным рельсам, распределительных шкафов, системы энергопитания, пульта дистанционного управления и прибора автомата-сигнализатора контроля изоляции (АКИ-2), исключающего влияние электрообогрева на рельсовые цепи. В качестве электронагревателей используются круглые стержневые трубчатые элементы (ТЭН) диаметром 13—16 мм или более эффективные — плоские подошвенные. Стержневые нагреватели устанавливаются с внешней стороны рамного рельса по упоркам в месте перехода шейки в подошву. Между упорками ставят экраны с теплоизоляцией.
В зависимости от конструкции нагревателей и климатической зоны их эксплуатации в табл. 10.7 приведены рекомендуемые мощности электронагревателей. Электрообогрев должен включаться не менее чем за 40—60 мин до начала снегопада, а выключение — через 30—40 мин после его окончания, чтобы обеспечить полное испарение влаги с элементов стрелки и исключить образование наледей на остряках, рамных рельсах и подушках.