Что включает в себя научная деятельность
Научная (научно-исследовательская) деятельность
Полезное
Смотреть что такое «Научная (научно-исследовательская) деятельность» в других словарях:
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридический словарь
Научная (научно-исследовательская) деятельность. — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: 1.фундаментальные научные исследования экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Словарь юридических понятий
НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Энциклопедический словарь экономики и права
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Война и мир в терминах и определениях
научная (научно-исследовательская) деятельность — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Большой юридический словарь
Наука (научная или научно-исследовательская деятельность) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая в себя: а) фундаментальные научные исследования экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
НАУЧНАЯ — (научно исследовательская) деятельность деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридическая энциклопедия
Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия
Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для: решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как… … Финансовый словарь
научная деятельность — (научно исследовательская) деятельность по определению РФЗ о науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования,… … Большой юридический словарь
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Смотреть что такое «НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для: решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как… … Финансовый словарь
Научная деятельность — творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и на использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно технического прогресса, экономического благосостояния,… … Официальная терминология
научная деятельность — (научно исследовательская) деятельность по определению РФЗ о науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования,… … Большой юридический словарь
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью производство научного знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами… … Философия науки: Словарь основных терминов
Научная деятельность Гербария Московского университета — Содержание 1 Научно исследовательская работа в Гербарии[1] … Википедия
Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия
Научная этика — Научная этика в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными… … Википедия
НАУЧНАЯ ПРАКТИКА — область материальной деятельности в науке, тесно связанная с познавательной деятельностью. Прежде всего, это экспериментальная деятельность, искусство создания таких условий протекания материальных процессов, при которых объект исследования, его… … Философия науки: Словарь основных терминов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — структурно и операционально организованная активность любых систем для достижения определенных целей. Такая активность характерна для живых (органических) систем, но прежде всего для человека и различного рода социальных систем. Структура любой… … Философия науки: Словарь основных терминов
деятельность — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1, и, ж Работа, занятие кого л. в какой л. области, труд. Педагогическая, научная деятельность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ2, и, ж Действие, работа, занятия кого л. в какой л. области. Деятельность правительства. Деятельность ООН … Толковый словарь русских существительных
Понятие научной деятельности
Под научной деятельностью следует понимать деятельность, направленную на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, технике и на использование этих знаний для разработки новых способов их применения.
Научная деятельность включает в себя научные исследования, разработки, научное обслуживание.
Основой и движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, которые требует теоретического осмысления.
Научное исследование – целеисправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий. Различают две формы научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные научные исследования – научна теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развитии и взаимосвязи природы, общества, человека.
Прикладные научные исследования – научна и научно техническая деятельность, направленная на по-лучение и использование знаний дл практических целей. Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата.
Научный результат – новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п.
К основным результатам научных исследований относятся:научные рефераты;научные доклады на конференциях, совещания, семинарах, симпозиумах;курсовые (магистерские, дипломные) работы; отчеты о научноисследовательской работе; научные переводы;диссертации;учебники, учебные пособия;библиографические указатели и др.
Субъектами научной деятельности являются: студенты, ученые научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.
В развитии современного общества важную роль играет научная информация, полученная в результате научного познания. Ее получение, распространение и использование имеют существенное значение для развития науки.
Сформулировав научную идею автор непосредственно делится ею с коллегами, научным руководителем, которые помогают определить дальнейшее направление ее развития. Потом информация распространяется среди широкого круга специалистов в форме научного доклада (сообщения) на конференциях, симпозиумах, оформляется в виде научного отчета, препринта или статьи (в письменном или электронном виде).
Научная коммуникация функционирует эффективно при условии существования обратной связи – реакции реципиента на полученное сообщение. Проявленияии обратной связи реципиента могут быть цитирование, ссылка, отклик, рецензия, написание обзора, реферата, статьи, включение идей автора в соответствующую дисциплину как базовое знание и др.
С развитием компьютерных и телекоммуникационных каналов коммуникации возможности свободного дистанционного обмена научными идеями расширяются. Автор может сам создать оригинальную рукопись в электронной форме, через сеть Интернет передать его непосредственно в редакцию журнала и сразу же опубликовать его.
Соотношение понятий метод-методика-методология
Метод (греч. «путь исследования») – совокупность приемов и операций, способ достижения определенной цели, способ решения конкретной задачи, направленных на познание реальности.
Важной стороной научного метода, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных.
В XX веке была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоящая в последовательном применении следующих шагов:
1.Используйте опыт: аассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
2.Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
3.Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
4.Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2). Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием».
Тема 1. Основы научной деятельности
1.1. Понятие о науке.
1.2. Основные понятия науки.
1.3. Виды научной деятельности.
1.4. Направления научных исследований
Понятие о науке
Наука не является и никогда не будет завершенной книгой.
Наука возникла в Европе около 6-5 века до н.э. Одним из главных центров ее возникновения была Древняя Греция. Социально-экономические, культурные, духовные условия, сложившиеся в городах-государствах, способствовали разрушению мифологических систем. Исторически наука прошла долгий и сложный путь развития от первичных, элементарных знаний о природе к познанию сложных закономерностей природы, общественного развития и человеческого мышления. Первые элементы науки появились еще в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер. Веками и тысячелетиями опыт накапливался, определенным образом обобщался и передавался следующим поколениям. Механизм подражания накопленных сведений постепенно совершенствовался за счет установленных определенных обрядов, традиций, а затем – и грамотности. Так возникла исторически первая форма науки, предмет изучения которой составляла вся природа в целом – наука античного мира или натурфилософия. Уровень развития производства, социально-экономических отношений вызвал разделение и последующее развитие научного и физического труда. На основании анализа прошлого современная постнеоклассическая наука избирает путь антропосферного, биосферного или ноосферного развития.
С изменением самого характера общества, в котором экономический рост достигается на основе новых технологий, происходит переход от товаропроизводительной к обслуживающей экономике, преобладает производство услуг, информации, изменилось и его название. Постиндустриальное общество – это информационное общество, характерным признаком которого являются информационные технологии.
Сегодня в контексте экологических исследований человек снова в центре науки, и в научной карте мира отдается предпочтение гуманитаризации науки, потому что «какой мир, таков и человек, каков человек, такой и мир». Ученый В. Гейзенберг, выделяя эту тенденцию науки, отметил, что чем глубже мы всматриваемся во Вселенную, тем больше видим в нем человека. Итак, умственная, творческая деятельность человека является решающим фактором развития биосферы и превращения ее в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные, социальные и эстетические потребности человека. Именно в этом заключается сущность современной мировой науки.
Понятие науки основывается на ее содержании и функциях в обществе.
Современные ученые определяют, что: наука – это социально значимая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и использование теоретико-систематизированных знаний о действительности. Наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, но и определенные способы и формы их осознания.
Итак, наука выступает как:
— специфическая форма общественного сознания, основой которой является система знаний;
— процесс познания закономерностей объективного мира;
— определенный вид общественного разделения труда;
— процесс производства знаний и их использования.
Целью науки является познание законов общества и природы, соответствующее влияние на природу и получение полезных обществу результатов.
Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. Именно процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит воспроизведение в сознании человека объективной реальности.
Вся наука направлена на достижение достоверных знаний, отражающих действительность. Эти знания существуют в виде законов науки, теоретических положений, выводов учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от работы и открытия ученых. Но вместе с тем научные знания могут быть относительные, абсолютные и априорные.
Относительные– это знания, которые, будучи в основном адекватным отражением действительности, отличаются определенной неполнотой совпадения образа с объектом.
Абсолютные– это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное соответствие образа и объекта в определенный период познания.
Априорные знания– те, которые не основываются на опыте, а предшествуют ему и указывают путь получения научных знаний.
Непрерывное развитие практики исключает превращение знания в абсолютное, но позволяет отличить объективно истинные знания от заблуждений.
Наука, как специфическая деятельность, направленная на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется следующими основными признаками:
— наличием систематизированного знания (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);
— наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;
— наличием практической значимости как изучаемого явления (процесса), так и знаний о нем.
Основные понятия науки
К основным понятиям науки относят:
1. Научная идея – интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но обнаруживает ранее не замеченные закономерности. Наука предполагает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть имеющие или не имеющие значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.
2. Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо явлений (процессов) или причин, которые обуславливают данное следствие. Гипотеза как структурный элемент процесса познания является попыткой на основе обобщения уже имеющихся знаний выйти за его пределы, то есть сформулировать новые научные положения, достоверность которых требуется доказать. Различают нулевую, описательную (понятийно-терминологическую), объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы. Если гипотеза согласуется с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.
3. Закон – внутренняя существенная связь явлений, обосновывающая их закономерное развитие. Закон, изобретенный через догадку, необходимо затем логически доказать, только в таком случае он признается наукой. Для доказательства закона науки существуют суждения.
5. Умозаключение – мыслительная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится иное суждение, которое определенным образом связано с исходным.
Одним из результатов научной деятельности является формирование теории – учения, системы идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того или иного явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Она выступает как форма синтетического знания, в рамках которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и превращаются в элементы целостной системы. Структуру теории формируют факты, понятия и суждения, законы, аксиомы и постулаты, принципы.
Первичным звеном в процессе познания является накопление научных фактов – знаний об объекте или явлении, аргументированность которых доказана.
Научный факт – событие или явление, которое является основой для заключения или подтверждения. Он является элементом, который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отражает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.
Наиболее обобщенные и фундаментальные понятия называются категориями. Это формы логического мышления, в которых раскрываются внутренние существенные стороны и отношения исследуемого предмета.
Принцип – это главное исходное положение любой научной теории, учения, науки или мировоззрения, выступает как первое и самое абстрактное определение идеи, как начальная форма систематизации знаний. Под принципом в научной теории понимают именно абстрактное определение идеи, возникшей в результате субъективного измерения и анализа опыта людей.
Аксиома (постулат) – это положение, которое принимается без доказательств.
Итак, наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, не только законы и принципы изучения объектов, но и определенные формы и способы осознания. Тем самым наука выступает как форма общественного сознания.
Виды научной деятельности
Научная деятельность – интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в различных видах:
1) научно-исследовательская деятельность;
2) научно-организационная деятельность;
3) научно-информационная деятельность;
4) научно-педагогическая деятельность;
5) научно-вспомогательная деятельность и др.
Важной задачей научной деятельности является формирование системы знаний, которые способствуют рациональной организации производственных отношений и использованию производительных сил в интересах всех членов общества. Она включает в себя выполнение трех социальных функций:
Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.
В рамках научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования.
Понятие научной деятельности, показатели ее характеризующие, источники финансирования
Под научной деятельностьюследует понимать деятельность, направленную на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, технике и на использование этих знаний для разработки новых способов их применения.
Научная деятельность включает в себя научные исследования, разработки, научное обслуживание.
Научные исследования,или научно-исследовательская работа (НИР), определены как творческая деятельность, результатами которой являются новые знания и способы их применения. В зависимости от области использования они относятся к естественным, техническим, медицинским, сельскохозяйственным, социальным, гуманитарным наукам. А в зависимости от цели исследования и способа применения результатов научные исследования подразделяются на фундаментальные, поисковые и прикладные.
Фундаментальные исследованиянаправлены на получение новых знаний об основах явлений и наблюдаемых фактов и не связаны непосредственно с практическим применением этих знаний; поисковые исследования— на определение принципов, областей и путей эффективного применения новых знаний. Прикладные исследованиянаправлены на повышение эффективности функционирования конкретного объекта или процесса в какой-либо области практической деятельности, в том числе на подготовку обоснованных данных для разработки новой продукции и технологий.
Разработка новой продукции и технологийвключает опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, техническую документацию, изготовление и испытание макетов, опытных образцов и опытных партий изделий.
Важнейшую роль в научной деятельности выполняет научное обслуживание,к которому относятся:
• информационное обслуживание (услуги, предоставляемые научным учреждениям, предприятиям и организациям, сбор информации, консультации и т.д.);
• патентно-лицензионная деятельность (оформление, поддержание и передача патентов и лицензий);
• метрологическое обеспечение (экспертиза новой продукции и технологий, разработка и метрологическая аттестация методик и средств измерения, создание и передача размеров единиц, эталонов, образцов);
• организационно-методическое обеспечение научной деятельности (разработка планов, программ проведения исследований и разработок методических рекомендаций и т.д.);
• техническое обеспечение научных исследований (разработка, изготовление и испытание экспериментальных образцов изделий, материалов, веществ и т.д.).
Научное обслуживание обеспечивают научные и научно-технические библиотеки, архивы, информационные центры, банки данных, технические центры, опытные хозяйства, экспериментальные базы, лаборатории, опытные заводы, венчурные предприятия, испытательные полигоны и др.
Для анализа и оценки научно-технического потенциала используется система показателей, позволяющая отразить его структуру, имеющиеся ресурсы, полученные результаты.
В Республике Беларусь финансирование научной и инновационной деятельности осуществляется за счет:
• средств республиканского и местных бюджетов;
• собственных средств предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность;
• средств инновационных фондов;
• отечественных и зарубежных инвестиций;
• средств венчурных фондов;
• иных внебюджетных источников.
Для финансирования научно-технической деятельности за счет средств государственного бюджета при утверждении бюджета на очередной год устанавливается нижний предел общих затрат на научно-техническую деятельность в процентах. В настоящее время он устанавливается в размере 2,6% от расходов бюджета без учета средств целевых фондов, средств на капитальные вложения и процентов на жилищное строительство. Устанавливаются нормативы объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Бюджетное финансирование развития науки и техники осуществляется по следующим направлениям:
• проведение фундаментальных и поисковых исследований в области естественных, технических и общественных наук;
• выполнение государственных научно-технических программ и отдельных проектов;
• развитие научно-технического сотрудничества на основе международных договоров;
• подготовка и повышение квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-технических кадров научных организаций;
• оказание разовой помощи отдельным ученым, научным коллективам, научно-исследовательским и высшим учебным заведениям в целях развития их материально-технической базы, разработки принципиально новых технологий и оборудования;
Кроме бюджета, источником финансирования развития научно-технического прогресса являются фонды специального назначения (например, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, инновационные фонды, Фонд информации Республики Беларусь и др.), создаваемые за счет средств госбюджета, добровольных отчислений заинтересованных министерств, комитетов, предприятий и организаций, граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов.
Министерствами, ведомствами Республики Беларусь могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий (например, себестоимости товарной продукции, работ) и других добровольных взносов. Основной задачей инновационных фондов министерств является содействие инновационным процессам в производственных отраслях.
На ближайшую перспективу планируется введение механизма возвратного финансирования научно-технических разработок за счет государственных централизованных источников.
Налоговая политика государства в области научно-технической и инновационной деятельности предусматривает:
• освобождение от налогов;
• льготы по таможенным платежам на ввозимую продукцию научно-технического характера.
В основу направлений научно-технической и инновационной деятельностив Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы будут положены:
ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
новые материалы и новые источники энергии;
медицина и фармация;
информационные и телекоммуникационные технологии;
технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
экология и рациональное природопользование.
В отраслях экономики указанные направления будут реализовываться через государственные научно-технические программы, которые будут направлены на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска. Тем самым создаются условия для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке.
Дальнейшее развитие получит технологическая база науки и инновационная инфраструктура. Финансирование научно-инновационной деятельности к 2010 году будет увеличено не менее чем в 2,5 – 3 раза. При этом средства будут концентрироваться на важнейших направлениях научных исследований.
Активизируется международное научно-техническое сотрудничество в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов для привлечения зарубежных инвестиций, проведения научных исследований и разработок с целью последующего использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.
Организация, особенности планирования, источники финансирования научных исследований.
Наука является специфической областью общественной деятельности. В современных условиях она стала решающим фактором, обеспечивающим развитие НТП, производительных сил, выполнение экономических и социальных задач. Республика Беларусь взяла курс на развитие наукоемких отраслей народного хозяйства, что требует значительных вложений финансовых ресурсов. Однако средств, направленных государством в настоящее время на эту отрасль, крайне недостаточно. Очевидно, что в такой ситуации важно привлечение средств предприятий, министерств и отраслей на финансирование научных исследований. В этом направлении важным шагом явилось создание в Республике Беларусь внебюджетных отраслевых фондов НИОКР.
В расходы на науку входят:
— обеспечение деятельности фундаментальных научно-исследовательских учреждений. К ним относятся Академия наук и все ее филиалы; Фундаментальные работы теоретического характера и работы, имеющие общегосударственное значение финансируются за счет бюджетных ассигнований. Находясь на бюджетном финансировании, научно-исследовательские учреждения Академии наук могут иметь и собственные доходы, получаемые от выполнения заказов на хоздоговорной основе.
— отраслевые научно-исследовательские учреждения; находятся в распоряжении министерств и ведомств и являются хозрасчетными. Поэтому их деятельность финансируется за счет средств соответствующих министерств и ведомств, отраслевых внебюджетных фондов НИОКР и собственных средств, от выполнения научных разработок.
— содержание конструкторских бюро, лабораторий и других соответствующих подразделений предприятий, объединений; Расходы на их содержание финансируются за счет самих предприятий и доходов научных подразделений, полученных от выполненных заказов.
— расходы на научно-исследовательскую деятельность вузов финансируется частично из государственного бюджета, а также за счет дополнительных поступлений за выполнение научно-исследовательских работ по договорам и собственных внебюджетных средств.
Такая система финансирования позволяет сосредоточить денежные ресурсы на важнейших направлениях научно-технического прогресса, объединив через финансовые рычаги работу научно-исследовательских учреждений и предприятий, усилить элементы хозрасчета в науке. Вместе с тем очень важно обеспечить оптимальные пропорции между вложениями в фундаментальные и прикладные науки.
Смета расходов научных организаций, состоящих на бюджетном финансировании, составляется по общей для бюджетных учреждений форме и включает дополнительные расчеты: расходов на содержание аппарата управления, распределения объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.
Все расходы научных организаций по своему содержанию можно разделить на:
1) расходы по выполнению тематического плана работ;
2) расходы по содержанию и ремонту помещений, занятых научно-исследовательской организацией;
3) расходы по подготовке научных кадров.
В составе производственных показателей, лежащих в основе планирования, рассчитываются:
а) количество работников, в том числе научных;
б) количество аспирантов, магистрантов;
в) годовой объем работ, выполняемых по договорам (тыс.руб.)
Среднегодовая численность всех категорий персонала исчисляется на основе данных на начало года, планируемого прироста и численности на конец года. Численность работников на начало планируемого года устанавливается, исходя из наличного состава работников на дату составления сметы, с учетом ожидаемого укомплектования штата до конца текущего года, а на конец года — с учетом дальнейшего укомплектования штата в текущем году.
Размеры должностных окладов научных сотрудников зависят от занимаемой должности, ученой степени и звания.
Расходы на заработную плату преподавателей по подготовке аспирантов (магистрантов) планируются с учетом среднегодового контингента аспирантов (магистрантов), нормы часов на одного аспиранта (магистранта) и среднего размера оплаты за один час работы. Оплата труда за руководство аспирантами (магистрантами) производится исходя из установленной нормы часов в год на одного аспиранта (магистранта) и стоимости часа. Размер оплаты за один час зависит от квалификации руководителя: его научного звания, степени, должности.
Расходы по начислениям на оплату труда, а также канцелярские и хозяйственные расходы, на командировки и служебные разъезды определяются по аналогии со всеми бюджетными учреждениями.
В составе расходов планируются затраты, непосредственно связанные с выполнением НИР, созданием опытных образцов приборов, машин, содержанием подопытных животных, на научные командировки, совещания, подготовку к печати научных трудов, защиту диссертаций и др.
Эти расходы планируются по видам работ и отдельным темам на основе соответствующих показателей. Например, расходы на выполнение научных работ, на научные командировки определяют исходя из среднего расхода денежной нормы, по другим затратам — на основе фактических расходов за прошлые годы с учетом предполагаемых изменений.
Размер расходов на стипендии аспирантов определяется исходя из среднегодового числа аспирантов (магистрантов), исчисленного на планируемый год, и среднего размера стипендии в месяц на одного аспиранта (магистранта) умноженных на 12. Лицам, зачисленным в аспирантуру (магистратуру) без отрыва от производства, стипендия не выплачивается.
Финансовые ресурсы по статье «приобретение оборудования и предметов длительного пользования» предусматриваются в смете научно-исследовательского сектора с учетом наличия имеющегося оборудования и инвентаря и его количества, планируемого к приобретению, в пределах средств по фонду производственного и социального развития.