Что включает в себя мониторинг и прогнозирование чс на территории субъектов рф
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:
§ мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
§ прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
§ мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
§ прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
§ оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
§ создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
§ принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.
Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.
В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.
В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства Российской Федерации «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение «О комплексной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации».
2. Установить, что комплексный мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и организациями, входящими в состав комплексной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в соответствии с порядком функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить каналы связи для осуществления информационного обмена в рамках создаваемой комплексной системы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить положения о соответствующих территориальных подсистемах мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
5. Реализация задач, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, входящих в состав комплексной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, за счет и в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти и организациям в составе расходов федерального бюджета, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за счет собственных средств.
О КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и определяет порядок организации и функционирования комплексной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее – КСМП ЧС).
2. Комплексная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является совокупностью самостоятельных и одновременно взаимосвязанных существующих систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, функционирующих на всей территории Российской Федерации, в том числе в границах внутренних морей и территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
3. Комплексная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций предназначена для прогнозирования и своевременного обнаружения негативных процессов в техносфере и опасных природных явлений, других факторов, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также оценки динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Организацию и осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций обеспечивают в пределах своей компетенции согласно приложению в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство обороны Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральное космическое агентство;
5. Основными задачами КСМП ЧС являются:
организация и осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
выработка оперативного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций и доведения его до органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, их предупреждению, локализации и ликвидации.
оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
6. Информационное обеспечение КСМП ЧС осуществляется путем обмена между соответствующими органами управления, данными о параметрах прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, порядок, содержание и сроки представления которых, определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7. Финансовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках комплексной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Приложение к положению
«О комплексной системе мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций на
территории Российской Федерации»
федеральных органов исполнительной власти и организаций, входящих
в комплексную систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
1. Федеральные органы исполнительной власти и организации, входящие в КСМП ЧС при осуществлении деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в пределах своей компетенции:
формируют комплексную систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и обеспечивают её функционирование;
готовят и направляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходные данные для прогнозирования возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации;
осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их масштабах на соответствующих территориях.
2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
осуществляет прогнозирование возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, входящих в КСМП ЧС по организации и осуществлению мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и организаций, входящих в КСМП ЧС по вопросам организации и осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
3. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет мониторинг состояния окружающей среды и негативного воздействия вод, прогнозирование опасных природных явлений в рамках ведения государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
4. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет мониторинг и прогнозирование обстановки в рамках функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также оценку опасности космической обстановки.
5. Министерство транспорта Российской федерации осуществляет мониторинг и прогнозирование обстановки в рамках функциональных подсистем организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности и организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта.
6. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет мониторинг и прогнозирование обстановки в рамках функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса.
7. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет мониторинг и прогнозирование эпизоотической и фитосанитарной обстановки.
8. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет мониторинг и прогнозирование обстановки в рамках функциональных подсистем контроля за ядерно и радиационно опасными объектами, контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами.
9. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет мониторинг и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки.
10. Федеральное космическое агентство осуществляет предоставление и использование методов и средств дистанционного зондирования Земли в интересах обеспечения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
11. Российская Академия наук осуществляет мониторинг и прогнозирование обстановки, связанной с космической (астероидной) и сейсмической опасностями.
12. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет радиационный мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу ее деятельности.
Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЦМП ЧС
1. Сбор, обработка и анализ информации в установленном порядке об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Мониторинг источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирование их последствий.
3. Регулярное получение мониторинговой и прогностической информации от ведомственных и объектовых систем мониторинга и ее комплексный анализ.
4. Подготовка, обобщение аналитической и прогностической информации в целях предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
5. Регулярная подготовка долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и оперативных прогнозов ЧС в Нижегородской области и доведение их до комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области, до органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
6. Подготовка предложений по рекомендуемым превентивным мероприятиям, направленным на предотвращение и смягчение возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
7. Разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и проведение оценки риска их возникновения;
8. Обеспечение создания и функционирования специализированных геоинформационных систем.
9. Формирование банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций.
10.Разработка предложений по повышению эффективности деятельности функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС.
11. Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов.
12. Участие в издании методических, научных и других справочно-информационных материалов и трудов по профильным вопросам.
13. Участие в установленном порядке в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и рекомендуемым мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности населения и территорий.
14. Подготовка материалов по результатам проводимой работы для опубликования их в средствах массовой информации по профильным вопросам.
15. Участие в разработке и внедрении показателей риска на территориях и объектах экономики.
16. Участие в работах по зонированию территории Нижегородской области по комплексному риску для населения.
17. Участие в выставочной (общественной, научной и технологической) деятельности в пределах своей компетенции.
18. Участие в научно-исследовательских работах в области мониторинга, прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
19. Участие в ведении перечня потенциально опасных объектов области, а также в работе комиссии по определению степени опасности объектов.
20. Участие в подготовке документов (при необходимости – в работе) оперативных групп в районе ЧС (в районе прогнозируемых ЧС).
Что включает в себя мониторинг и прогнозирование чс на территории субъектов рф
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ МЧС РФ от 4 марта 2011 г. № 94 “Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429, № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675, № 38, ст. 4825) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2011 г.
Регистрационный № 20424
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 4 марта 2011 г. № 94
Положение
о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.2. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.
2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС
2.1. Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;
определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС
3.1. Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;
разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.
4. Организация управления, силы и средства функциональной подсистемы СМП ЧС
4.1. На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
4.2. Координационными органами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
4.3. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
4.4. Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
4.5 Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС
5.1. Функциональная подсистема СМП ЧС на федеральном, региональном и территориальном уровнях осуществляет деятельность в следующих режимах:
режим повседневной деятельности;
режим повышенной готовности;
режим чрезвычайной ситуации.
5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации функциональная подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности.
5.3. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального, локального уровней в режим повышенной готовности частично или полностью переводится региональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.4. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального уровней в режим повышенной готовности переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.5. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального уровней в режим повышенной готовности переводится федеральный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.6. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального и локального уровней в режим чрезвычайной ситуации частично или полностью переводится региональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.7. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального и регионального уровней в режим чрезвычайной ситуации переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.8. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального уровней в режим чрезвычайной ситуации переводятся координационные органы управления, органы управления, силы и средства федерального уровня функциональной подсистемы СМП ЧС.
5.9. Решение о переводе функциональной подсистемы СМП ЧС в целом или частично в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации принимается постоянно действующими органами управления РСЧС.
6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных режимах функционирования
6.1. Функционирование в режиме повседневной деятельности включает:
нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы СМП ЧС;
сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга;
прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;
защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствий с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных;
разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
организацию работы по повышению квалификации сотрудников, задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС;
участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
осуществление лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Российской Федерации в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация;
проведение оперативных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических, токсикологических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.
6.2. Функционирование в режиме повышенной готовности включает:
усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций;
установление соответствующего режима сбора и обмена информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг источников и прогноз чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне возникновения чрезвычайной ситуации;
разработку вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайной ситуации;
проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
разработку оперативных ежедневных и экстренных предупреждений о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития;
осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Российской Федерации в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработку предложений по принятию оперативных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в случае угрозы его возникновения;
организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с оперативными группами в зоне угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.
6.3. Функционирование в режиме чрезвычайной ситуации включает:
постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;
оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами;
уточнение или корректировку вероятных сценариев развития чрезвычайной ситуации;
прогнозирование параметров вероятных негативных последствий чрезвычайной ситуации;
осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;
выработку предложений по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;
обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами в зоне чрезвычайной ситуации;
оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.
7. Система информационного обеспечения функциональной подсистемы СМП ЧС
7.1. Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется путем информационного обмена с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС сведениями о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведениями о деятельности организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, государственных органов исполнительной власти.
7.2. В целях оперативного реагирования на информацию о возникновении, развитии и параметрах чрезвычайных ситуаций, размещаемую в средствах массовой информации, осуществляется непрерывный мониторинг средств массовой информации.
Приказ МЧС РФ от 4 марта 2011 г. № 94 “Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2011 г.
Регистрационный № 20424
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются заблаговременное выявление и прогнозирование ЧС природного, техногенного характера и их источников, определение возможного характера и масштаба их развития. Также это выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
Функциональная подсистема СМП ЧС применяется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. На каждом создаются координационные, постоянно действующие и органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Функциональная подсистема СМП ЧС работает в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.