Что включает в себя информационная культура личности
Информационная культура личности
Информационная культура понимается как элемент общей культуры личности и рассматривается как готовность и способность личности к рефлексии, к самообразованию, к интеллектуальной творческой деятельности.
Во второй половине XX в. проблема формирования информационной культуры личности была осознана как междисциплинарная, к ее исследованию подключились представители многих областей: библиотековеды. специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы.
Однако сколь странным это ни покажется, объединенные общим интересом. они изучают разные явления. Специалисты в области теории и практики библиотечной деятельности в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки работы с библиотечными каталогами. Специалисты в области информационных технологий связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура представляется им способом жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Эта ситуация привела к тому, что и по сей день не выработано общее определение термина «информационная культура» и нет однозначного подхода к наполнению содержания этого понятия.
За рубежом распространение получил термин «медиа-и информационная грамотность», закрепленный в материалах программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:
Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев (Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня 2012 года)).
Однако отечественными специалистами предпочтение отдается термину «информационная культура личности». Отмечая многозначность трактовки понятия «информационная культура», Н. И. Гендина даст его следующее определение:
Значительный вклад в развитие теории информационной культуры внесла ведущий специалист петербургской научной школы В. А. Минкина. Под ее руководством защищены диссертации Н. В. Огурцовой «Информационная культура специалистов: изучение и оценка для совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания» (1990), Е. В. Кулаковой «Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения» (2000).
В исследованиях В. А. Минкиной и ее учеников информационная культура традиционно рассматривается на фоне «большой» профессиональной деятельности специалистов, что потребовало выявления и анализа информационных процессов, которые, являясь неотъемлемой частью познания, вск же могут быть из него вычленены.
К интеллектуальным информационным процессам, которые нельзя перепоручить даже самому грамотному помощнику, относятся:
Анализ содержания информационных процессов, самостоятельно осуществляемых специалистами, позволяет выявить круг необходимых им представлений. С этих позиций целыо формирования информационной культуры становится развитие умений самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков (от библиотечно-библиографических знаний до компьютерной грамотности). И тогда понятие «информационная культура» включает очень многие составляющие:
Таким образом, информационная культура понимается как элемент общей культуры личности и рассматривается как готовность и способность личности к рефлексии, к самообразованию, к интеллектуальной творческой деятельности.
05.04.2020, 1164 просмотра.
Информационная культура личности
Культура – одна из самых важных характеристик бытия человека и общества, «мера человеческого в человеке», основа личности. Бурное развитие в последние десятилетия новых информационных технологий актуализировало интерес к тем аспектам культуры, которые сущностно характеризуют положение человека в современном мире. В широком понимании информационная культура представляет общественно-историческую универсалию, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. В истории человечества были представлены такие фундаментальные способы хранения и передачи информации, как устный (ритуального типа), письменный и экранный. Соответственно, всегда знания, умения, навыки человека в информационной деятельности и информационных отношениях свидетельствовали о его общей культуре и социальном статусе. Но лишь в современных условиях, на стадии развития «экранной» культуры, информационная культура стала предметом философского и научного дискурса, областью целенаправленных практических действий, включая и систему образования. Развитие ее на современном этапе в первую очередь связано с формированием особых информационных качеств личности.
Существует многообразие подходов к определению понятия «информационная культура личности». В узком смысле она характеризуется как совокупность оптимальных способов обращения с информацией, информационных знаний, умений и навыков. Безусловно, подобные определения не раскрывают полного содержания понятия, ограничивая его технологической стороной.
В современных исследованиях предлагаются и более широкие трактовки. Так, Э.П. Семенюк под информационной культурой в целом понимает информационную компоненту человеческой культуры, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Соответственно, информационная культура личности определяется как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании[1]. В определении С.Д. Каракозова информационная культура личности – «составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании, и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности»[2]. В определении Е.А. Медведевой информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию[3]. Достоинство представленных подходов видится в стремлении не ограничивать понимание информационной культуры лишь инструментальными характеристиками, а дать ее определение в контексте общей культуры личности и состояния информационной культуры социума в целом.
Понимание информационной культуры личности как важнейшей составляющей общей культуры человека приводит к необходимости выделения в ней не только технологического, но и мировоззренческого компонента в системном единстве трех его составляющих – познавательного, практического и ценностного. Познавательный компонент характеризуется уровнем и содержанием информационных потребностей, осознанностью роли информации в обществе, знанием законов информационной среды и норм, регламентирующих информационную деятельность, пониманием их особенностей в своей собственной сфере деятельности. Практическая сторона основана на умении человека превращать информацию в знание и применять его в повседневной и профессиональной деятельности, включает культуру информационно-психологической самозащиты. Содержание ценностного компонента охватывает личностные критерии отбора и оценки информации на предмет ее полезности и истинности, этику информационной деятельности, позитивные стереотипы информационного поведения и деятельности. Таким образом, информационная культура личности – это актуализация общей культуры человека в информационной деятельности, в его отношениях с субъектами этой деятельности и информационной средой в целом. Это качественная характеристика человека, выражающая уровень его культурного развития применительно к информационной деятельности и информационной сфере.
Информационная культура может рассматриваться на трех уровнях – когнитивном, поведенческом и ценностно-нормативном, при этом последний выступает в качестве системообразующего, определяющего духовный облик человека как субъекта информационно-средовой деятельности и отношений. Ценности выступают как положительно личностно значимый, внутренний ориентир деятельности, который эмоционально освоен субъектом. Ценностно-нормативный компонент в значительной мере определяет характер познавательной и практической информационной деятельности: освоение новых знаний и приобретение навыков, их повседневное практическое применение в процессе использования новых информационных средств. Аксиологическое измерение могут иметь качество информационной среды, содержание информации, сами субъекты информационных отношений, нормы и требования, предъявляемые к поведению в информационном пространстве.
Мера развития информационной культуры личности – в способности и возможности раскрыть свой творческий потенциал, не только в свободе, но и в ответственности, значение которой в современной информационной среде особенно возрастает. В последнее время немало говорится о большом потенциале креативности, которые содержат новые информационные технологии. Действительно, ХХ век подарил человечеству ряд парадоксов, не на последнем месте из которых – так называемая гуманистическая парадигма развития современной цивилизации. Контуры информационного общества, намеченные западными футурологами, уверенно выстраиваются вокруг свободного, образованного и творческого человека. В свете данной концепции перспективы человечества в связи с внедрением новых информационных технологий выглядят достаточно оптимистично. Действительно, возрастают возможности хранения и передачи информации, она становится более доступной. Компьютеру переданы рутинные операции, освобождая человеку время на творческую деятельность. Появляются возможности решения более сложных задач, происходит усиление человеческого интеллекта. Особое значение изменения имеют для системы образования. Возникают новые условия перехода к личностно-ориентированному обучению.
В то же время, дегуманизация стала вектором социокультурных изменений в век, когда о человеке, личности и свободе говорилось и писалось так много. Виртуальный мир все чаще вторгается в повседневную реальность, заставляя играть по своим правилам. Виртуализация коснулась быта и политики, войны и сферы межчеловеческих отношений. Компьютер порождает новую деструктивную форму эскапизма, бегства человека не только от других людей в реальном мире, но и от себя самого. Отмечается очередной виток «архаизации» культуры. Правда, традиционная культура посредством мифа антропоморфизировала мир, наделяя его качествами субъекта и подразумевала возможность подобных же отношений. Современная архаика – это отчуждение свойств и качеств субъекта в пользу виртуальной знаковой реальности. В то же время, явление анимизации, отмечаемое и для системы человек-компьютер – это один из возможных, пусть и в значительной мере иллюзорных, способов преодоления отчуждения.
Информатизация общества породила и проблему информационной дезориентированности личности. Легкий доступ к информации порождает отказ от самостоятельности в выработке новых знаний, провоцирует использование непроверенного, подчас некачественного материала. Один из важнейших принципов – свобода информации – породил до сих пор не решенную проблему гарантирования ее качества. Побеждает принцип экономии мышления, внося шаблонность в процессы поиска, обработки и анализа учебной и научной информации. Следует отметить, что одна из возможностей решения данной проблемы заключается в формировании информационной культуры личности, в способности самостоятельно, критически подходить к отбору информации, преобразуя ее в знание, актуализированное в деятельности.
Характер изменений в информационной культуре современного человека невозможно понять без обращения к ценностным изменениям информационной культуры общества в целом. Так, происходит дальнейшая витализация ценностей, превращение проблем здоровья, телесности и потребления в элемент массовой культуры. В структуре витальных ценностей особую роль начинает играть понятие информационной безопасности человека, что предполагает дальнейшую разработку проблем экологии человека в информационном пространстве. Особое измерение получают моральные ценности в виртуальном пространстве социальных взаимодействий, где нормой становится неперсонифицированность, анонимность, а, значит, человек проходит испытание безответственностью. В информационной деятельности важную роль играют и эстетические ценности. Оценке могут подвергаться формы репрезентации информации, а также художественные ценности, продуцированные в рамках традиционных и новых видов искусства. В структуре социально-организационных ценностей (политических и правовых) усиливается значение СМИ, качественное обновление которых происходит благодаря новым информационным технологиям. В этих условиях возрастает амбивалентность такого рода информации, например, рост многообразия на общем фоне понижения ее качества и недостаточной развитости информационной культуры ее массового потребителя.
Информационную культуру личности можно рассматривать на двух уровнях – как общую и профессиональную, причем роль последней неуклонно возрастает. В условиях массового производства и потребления информации, ее постоянного обновления, изменяются требования к современному квалифицированному специалисту. Он должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но, шире, особой культурой – познания, мышления, образования и самообразования. Информационная культура личности – это не просто навык работы с компьютером, с программным обеспечением и т.д. В первую очередь это культура овладения знаниями, умение сочетать традиционные и современные методы познавательной деятельности. Это высокий уровень профессиональной мобильности и адаптивности в информационной среде, ответственность за информационную безопасность общества, общая культура коммуникации в профессиональном сообществе в информационной сфере. Необходимо также и понимание самих перспектив развития новых информационных технологий, их фундаментального влияния на жизнь современного общества.
Автор: Барышников С.В.
[1] Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. – 1994. – №7. – С.3.
[2] Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. – 2000.– №2. – С.55.
[3] Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. – 1994. – №11. – С.59.
Информационная культура личности
представляет собой одну из основных составляющих общей культуры человека и мыслится как «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Очевидно, что формирование информационной культуры личности не может происходить спонтанно и самопроизвольно. Необходима хорошо продуманная система информационного образования, охватывающая образовательные учреждения всех уровней, от начальной школы до институтов повышения квалификации. Эта система должна обеспечить гармоничное сочетание гуманитаризации и информатизации, понимание информационных технологий как элемента культуры. Подчеркивается, что классическая «книжная, библиотечная, библиографическая культура должна не противопоставляться, а органично сосуществовать с культурой мультимедийной, компьютерной, электронной». Тем самым можно будет «обогатить не только когнитивную, но и эмоционально-мотивационную, содержательнодеятельностную сферу личности учащихся». Кредо гуманистического понимания информационной культуры личности выражает тезис: компьютер служит человек. Для технократического подхода характерна установка на адаптацию к сложившейся информационной реальности, т. е. реализуется тезис: человек служит компьютеру.
Обычно информация, информационные системы, процессы и технологии рассматриваются с точки зрения блага, приносимой пользы, и при этом забывается о вреде и опасностях, которые они могут причинить обществу и отдельным людям. В начале ХХ в. Лев Толстой написал эссе «Чингисхан с телеграфом»; теперь можно сочинить «Чингисхан с компьютером». Информация может быть источником и добра, и зла, она может освобождать и порабощать людей. Философов и культурологов тревожит кризис культуры, который проявляется в разрушении национального облика и унификации культур, погружение их в глобальную космополитическую среду. Резко увеличивается скорость разрушения традиционных ценностей и этических ориентиров, которые господствовали в течение столетий. Радикально изменяются семейно-бытовые связи, организация управления обществом и социально-психологические установки. Книжная коммуникация, Галактика Гутенберга выталкивается на периферию техногенной цивилизации, а дисфункция чтения и девальвация книги сделались приметой образа жизни молодого поколения. Новые ценности настолько расходятся с традиционными, что общество не успевает к ним адаптироваться и воспринимает их на уровне массовой и поп-культуры.
«в сегодняшнем мире мы обречены использовать информационные техно-
Информационная культура современной личности
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра информационно-коммуникационных технологий
КУРС: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Преподаватель: Зенкина С.В.,
доктор педагогических наук,
учитель английского языка
МКОУ Дубневская СОШ
1. Информационная культура личности и информатизация общества ……
2. Понятие информационной культуры личности ………………………….
3. Информационные потребности современного человека ………….
4. Отбор, анализ и оценка информации ……………………………….
5. Повышение уровня информационной культуры личности ………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..
Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной культуры, как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации является человеческий фактор.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.
Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.
1. Понятие информационной культуры личности.
История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.
Основой сущностного определения понятия «информационная культура» должно стать понятие культуры, дополненное в соответствии с особенностями данной специфической сферы деятельности и рассматриваемое как компонент общей культуры личности. В науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Для конкретного исследования целесообразно остановиться на сути понятия, обращая внимание на те его стороны, которые окажутся существенными при расшифровке интересующего нас представления «информационная культура личности».
В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности
людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы», то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура и глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:
а) в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
б) как творческое содержание деятельности;
в) как способ деятельности, ее технологии;
г) как качественная характеристика деятельности и ее результатов.
Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и так далее. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.
Кроме того, исследования показали, что проблема определения ИКЛ затруднена многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину.
Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Именно система образования должна дать необходимые знания о новой информационной среде обитания, формировать новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и, наконец, деятельности самого человека.
Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.
Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:
— знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
— совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:
а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и так далее);
б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).
В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:
— компьютерная грамотность личности;
— знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
— наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
— умение ориентироваться в информационных потоках;
— умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
— развитость алгоритмического мышления личности.
Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.
К компонентам компьютерной культуры относятся:
а) знание методологии применения информационных компьютерных технологий в различных областях жизнедеятельности человека;
б) понимание соответствующей терминологии, связанной с информационно компьютерными технологиями;
в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;
г) знание конкретных примеров использования информационных компьютерных технологий;
д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;
е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и других);
ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:
и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;
к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);
л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения информационных компьютерных технологий.
В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.
Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:
1) информационная грамотность. Она включает:
— стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;
— умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;
2) осознанную мотивацию личности на:
— удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий;
— повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
— развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;
3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.
В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой диаметрально противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.
2. Информационные потребности современного человека.
Рассматривая данный вопрос, мы исходим из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности всей сложности их взаимоотношений. Общеизвестно – это своего рода разомкнутая самоуправленческая система, необходимым условием существования которой является постоянный обмен веществом, энергией и информацией, что рассматривается как потребность.
Есть несколько точек зрения на природу потребностей. В понятие «потребность» как бы объединяются объективные отношения, которые побуждают к деятельности, и состояние субъекта, которое отражает эти отношения. С одной стороны, потребность определяют как нужду в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В таком плане потребность рассматривается с точки зрения её участия в жизнедеятельности людей с целью поддержания биологических и социальных параметров. С другой стороны потребности возникают в процессе деятельности человека и обуславливаются этой деятельностью. Эта особенность определяет их изменчивость, развитие на база удовлетворения потребностей их изменчивость, развитие на базе удовлетворения потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности не стоят на месте. Реализованная потребность зачастую приводит к другой, более высокой и сложной потребности.
Потребности современного человека в информации базируются на общей теории потребностей личности. Потребности в информации в явном виде нет, но в скрытом виде она присутствует, позволяя путем использования информации удовлетворять разные виды потребностей. Потребность в информации проявляет себя как на уровне биологическом, так и на уровне социальном, обретая на каждом из них свою специфику и структуру.
Потребность в информации на биологическом уровне в целом требует постоянного притока информации извне. В человеческом обществе все биологические потребности, в том числе и потребность в информации, социализироны, т.е. способ их удовлетворения обусловлен общественными установками, моральными нормами, традициями. Общество определяет приемлемые в данный исторический отрезов времени формы. Поэтому эта потребность проявляется как потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, непереносимость изоляции, потребность ориентации в пространстве и времени. Социальные потребности отличают человека как субъекта своего исторического процесса, приспосабливающегося к среде. Социальная потребность человека в информации не является врожденной, а формируется, видоизменяется и развивается на протяжении жизненного пути. Важности её в жизни современного человека огромна.
Известно, что потребности в информации могут иметь разную природу, характер, направленность. Они носят объективный характер, поскольку обусловлены внешними условиями жизни, родом и спецификой выполнения процессов жизнедеятельности. С другой стороны, потребности в информации субъективны, поскольку зависят от активности личности, её интеллектуального уровня, способностей к восприятию, переработке информации, умения оперировать ею.
Для успешного выполнения многообразных функций в обществе, человек в процессе развития должен пройти процесс социализации. Социализация определяется как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, трудовых знаний, норм навыков, традиций, накопленных из поколения к поколению. Это принцип преемственности поколений, благодаря которому молодое поколение может стать взрослым, лишь включаясь в связь традиций, используя опыт и знания более старшего поколения в воспроизводстве общественного наследия и человеческого рода.
Следующим важным средством социализации является овладение письменностью, чтение письменных текстов. Благодаря чтению человек осваивает документально закрепленную информацию в виде художественных, учебных, справочных, научных текстов, постигая воплощенное в знаковой, образной, предметной форме накопленное знание и культурные ценности. У современного человека социальная потребность в информации проявляет себя многообразно. Прежде всего, для человека важно ощущать себя информированным. Состояние информированности сопровождается чувством психического комфорта, уверенностью и спокойствием. Недостаточная информированность повышает степень неопределенности ситуации, приводит к потере уверенности, психическому дискомфорту, что толкает человека к активным действиям по поиску нужной информации.
Социальная потребность в информации проявляет себя также как познавательная потребность. В частности, потребность в информации отражает потребность в знаниях и рассматривается с точки зрения разности между уровнем знаний, накопленных в обществе о предмете деятельности потребителя, и его индивидуальным уровнем знаний в этой области. Большое влияние на интенсивность её проявления оказывают творческая увлеченность личности, включенность в такую жизнедеятельность, в которой удовлетворение познавательной потребности сопряжено с повышением социального статуса и квалификации.
Сегодняшние требования к социализации в условиях информационного общества значительно выросли и изменились по сравнению с предыдущими поколениями. Изменились условия жизни в результате активного внедрения информационных технологий в производственную и бытовую жизнь граждан. Сегодня уже недостаточно тех знаний и умений, с которыми можно было благополучно прожить лет 30-50 назад.
В число обязательных умений постоянно входит пользование персональным компьютером, владение современными программными средствами, поиск информации в Интернете, общение через электронную почту т.д. Но отличие от предыдущих эпох не столько в этом наборе обязательных умений, сколько в том, что научно-техническая революция приобрела непрекращающийся характер и обновление технических средств сегодня осуществляется непрерывно. Это означает, что невозможно сегодня получить образование и потом всю жизнь жить с этим «багажом». В информационном обществе учится надо непрерывно, иначе стремительные изменения, происходящие первоначально в технологии, быстро затем внедряющихся в социальную жизнь, могут оставить человека, остановившегося в своем развитии, на обочине цивилизации.
3. Отбор, анализ и оценка информации.
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
4. Повышение уровня информационной культуры личности.
И так для становления информационного общества необходимо единство информации и культуры, поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развития мира, общества, индивида. Глобальная информатизация еще больше обострила существующую разорванность, культурного сознания на две культуры – мир гуманитарный и мир точных наук и техники. Цель преодоления данного противостояния двух культур заключена в извечном стремлении человечества к гармонии, единству миросозерцания, гармоническому развитию личности. Отсюда возникла задача достижения равновесия, гармонии в процессах гуманизации информационных технологий и формировании информационного общества. Именно гуманитарная культура объединяет все составляющие общественной жизни. Гуманитарная культура приводит к интеграции духовного мира личности – субъекта информационной цивилизации, носителя новой, информационной культуры.
Формирование информационной культуры на личностном уровне осуществляется путем обретения, в первую очередь, знаний, умений, навыков, развития специфических способностей, особых личностных качеств, форм поведения и деятельности. В этот структурный блок, прежде всего, входит информационное поведение личности, которое понимается как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение появляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению своим результатом имеют информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности.
Трудно переоценить значение информированности для выработки адекватного поведения и мироощущения личности. Наличие понятной и многосторонней информации снижает степень неопределенности ситуации, сводя её к минимуму. Информированность выступает как средство обретения профессиональных знаний, умений и навыков, представляет возможность личности успешно ориентироваться в политических, социально-научных процессах, что способствует повышению её социального статуса.
Разные формы информационного поведения представляют собой некую ступеньку к развитию культуры информационной деятельности. Деятельность в отличии от поведения целенаправленна, предполагает последовательное и параллельное осуществление процессов, операций, направленных на достижение общего результата. Информационная деятельность сложно организована и может быть представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации. Рассмотрим эти процессы, акцентируя внимание на их культурной составляющей.
Сбор информации это первый из процессов информационной деятельности базируется, прежде всего, на читательской деятельности. Невозможно собрать информацию предварительно её не, прочитав. Читательскую деятельность мы осваиваем в начальной школе. А вот читательская культура складывается постепенно путем приобретения читательских навыков, читательской активности, вдумчивой и заинтересованной работой с книгой.
Чтение – это процесс, имеющий особую важность для развития личности. Чтение расширяет кругозор, информированность, знания. Чтение как процесс способствует совершенствованию мыслительной деятельности. Сбор информации будет не полон без использования библиографической информации, что предполагает еще один процесс, входящий в информационную деятельность, а именно – библиографическую деятельность и её составляющую – библиографическую культуру. Она предполагает знакомство с информационными ресурсами и их составляющей – библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек. В процессе использования библиографической информации субъект усваивает и сами способы библиографической деятельности, которые представляют собой следующий процесс информационной деятельности – обработку информации.
Культура использования современных информационных технологий строится в большей мере на здании, в фундамент которого заложены библиографические методы: индексирование, классифицирование, каталогизирование, выделение поисковых признаков. Таким образом, библиографические знания помогают более успешно организовать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на их уровень использования.
Обработка информации осуществляется не только библиографическими, но и логическими методами. Они предполагают анализ текста источника, критическое его осмысление, выделение информационного значения фрагментов, оформление их в виде выписок, цитат и определений. Это предопределяет необходимость развития умственного труда – еще одного элемента культуры информационной деятельности.
Информационная культура зависит от степени осознания собственных информационных потребностей. Здесь же обратим внимание на их качественное состояние, их влияние на информационное поведение и информационную деятельность. Малоразвитые и неразвитые информационные потребности характеризуются слабой мотивацией, нечеткостью в определении границ, спонтанностью и непостоянством, невозможностью их ранжировать, а по значимости из-за слабой соотносимости с жизненными и профессиональными целями.
Кроме того, информационные потребности легко можно спутать с привычкой потреблять информацию. Дело в том, что получаемая извне информация не только логически анализируется человеком, но эмоционально оценивается. Яркость им разнообразие чувств, сопровождающих процесс удовлетворения потребности в информации, субъективно переживается человеком, запечатлевается его памятью и толкает к дальнейшим поискам информации для того, чтобы пережить ощущение еще и еще. Так рождается привычка к потреблению информации, рассматриваемая в физиологии как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся готовностью к функционированию.
Сегодня мы живем в среде, где массированное наступление информации превышает возможности усвоения её человеком. В связи с этим большая часть информации не воспринимается, рассматривается как фон и формирует, соответствующую привычку также вредной привычкой следует считать ориентацию на получение исключительно эмоционального удовольствия от информации. Специалисты замечают своего рода легкий наркотический эффект от бесконечных телесериалов, легких бездумных, уводящих в мир иллюзий бестселлеров, музыкальных клипов. Закрепляясь, такие привычки приводят к тому, что в источнике информации видят лишь предмет, вызывающий эмоциональное удовольствие и блокирующий усвоение действительно серьезных и сложных произведений. Рассматривая информационную культуру как направление, задачей которого является гармонизация личности, функционирующей в мире информации, следует опираться на базовое понятие потребностей в информации. Личности необходимо осознание своих потребностей, побуждающих её к поиску и использованию информации.
К сожалению, многие личности не могут ориентироваться в потоке поступающей информации, вследствие чего получают искаженную, не проверенную фактами из нескольких источников. Для решения этой проблемы необходимо проводить уроки информационной культуры, проводить занятия со специалистами по повышению их информационной культуры. Эту проблему можно решить используя знания, накопленные человечеством за десятилетия и применить на базе школ.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающей целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Определили, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований [Текст] / И.М. Антонова, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: тез. докл. междунар. науч.конфер.- Краснодар-Новороссийск 14-15 сент. 1995г. – Краснодар,1995.- С.6-8
2. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.- Краснодар:КГУКИ,2005.- 208 с.
3. Лопатина, Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Лопатина.- М.: МГУКИ,2002.- 81 с.