Что включает в себя государственный контроль и надзор в области стандартизации
Стандартизация и сертификация нефтепродуктов
Лекция 3. Государственная система стандартизации Российской Федерации
1. Виды и типы нормативной документации.
2. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов, принятых в Российской Федерации.
3. Разработка и маркировка технических условий.
4. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.
1. Виды и типы нормативной документации
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
— международные стандарты, ИСО, МЭК утвержденный международными организациями по стандартизации. Например, ИСО 10012-1:1992. Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования.
— национальные стандарты. Это стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации. В настоящее время это стандарты бывшего СССР – ГОСТы (свыше 20 тысяч) и стандарты России ГОСТ Р, Правила разработки и утверждения национальных стандартов установлены Законом РФ о техническом регулировании. (Стандарты ГОСТ и ГОСТ Р действуют на территории РФ в качестве нормативных документов по стандартизации без каких-либо ограничений. )
— ОСТы. Отраслевые стандарты (Отрасль – совокупность субьектов хозяйственной деятельности, производящих продукцию определенных видов). ОСТы обычно устанавливают ограничения ГОСТ в части номенклатуры, типоразмеров, требований, но не снижают качественные эксплуатационные показатели. (Федеральным законом не предусмотрены стандарты ОСТ).
— стандарты научно-технических обществ – СТО, разработаны на какие либо услуги или работы начали создаваться с 1992 г. Необходимо отметить, что такие системы нормативных документов широко применяются за рубежом. Например, американское общество инженеров транспорта (SAE) устанавливает нормативные требования по качеству смазочных масел.
— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Представляют собой систематизированные системы классификации определенных видов объектов, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, документацию, производственные процессы и их составные элементы, имеющие общегосударственное и хозяйственное применение. Например: общероссийский классификатор продукции ОКП; предприятий и организаций – ОКПО; управленческой документации ОКУД и другие аналогичные свыше 30 наименований. Необходимость классификаторов, в частности ОКП, определяется тем фактом, что предприятия и организации России выпускают более 200 млн. наименований различной продукции, а ее распределение осуществляют более 50 тыс. субъектов хозяйственной деятельности. В этих условиях невозможно осуществить планирование, закупки, учет, заказ без использования автоматизированной системы управления, которая базируется на системах классификации. Общероссийские классификаторы являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем.
Каждому виду продукции по классификатору присвоен индивидуальный код ОКП. В коде ОКП продукции содержится шесть цифр группы. Первые две цифры определяют принадлежность продукции к определенной товарной группе. Остальные четыре цифры определяют четкую расшифровку продукции в классификаторе.
010000 ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ, ТЕПЛОЭНЕРГИЯ, ВОДА, ЛЕД, ХОЛОД
020000 НЕФТЬ, НЕФТЕПРОДУКТЫ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА. ГАЗ
030000 УГОЛЬ, ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЯ, ТОРФ И СЛАНЦЫ ГОРЮЧИЕ
070000 СЫРЬЕ РУДНОЕ, НЕРУДНОЕ, ВТОРИЧНОЕ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ И КОКС
080000 ЧУГУН, ФЕРРОСПЛАВЫ, ЛИГАТУРЫ, СТАЛЬ
090000 ПРОКАТ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ, ГОТОВЫЙ, ВКЛЮЧАЯ ЗАГОТОВКУ НА ЭКСПОРТ
110000 ИЗДЕЛИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПЕРЕДЕЛА ИЗ ПРОКАТА, ШАРЫ, ЦИЛЬБЕПСЫ
120000 МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (МЕТИЗЫ)
130000 ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ
— правила (ПР). Большое количество нормативных документов в форме правил разработано в области системы ГСИ (государственной системы измерений). Например, Правила «ПР 50.2.006-9 – 94, ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.
— своды правил. Внесены как документ в области стандартизации законом « О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании». По своей сути своды правил являются техническими кодексами – документами, рекомендующими практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций и изделий. В России к ним отнесены строительные (СНиПы), санитарные и другие правила и нормы.
— рекомендации (Р). Документы в области стандартизации, метрологии, сертификации, содержащие добровольные для применения общетехнические положения, методы выполнения работ, рекомендации по оформлению отчетов и др.
Например: Р 50.2.006-95 –рекомендации по метрологии.
— стандарты организаций (СТП). Это разнообразные нормативные документы, разрабатываемые в коммерческих, общественных, научных организациях, предприятиях. СТП разрабатываются организациями в следующих случаях: 1) для введения в действие национальных стандартов и других нормативных документов, 2) на выпускаемую и применяемую на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инструменты, технологические процессы, хранения, обращения продукции), для совершенствования производства. Разработку, утверждение, учет, изменение и отмена стандартов производится самостоятельно. Стандарты организаций предусмотрены Законом « О техническом регулировании» (9).
Пример условного обозначения ТУ:
ТУ 1250 025 1237645 93, где цифрами обозначено,
1250-код группы продукции по классификатору (ОКП),
025 –регистрационный номер,
1237645 – код предприятия по классификатору предприятий (ОКПО),
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов
Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.
Государственный контроль и надзор проводится:
— у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;
— в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;
— в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.
По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг.
Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.
В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.
Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.
Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее — Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».
Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.
2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.
3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.
4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
5. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.
При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:
— продукция или товары (далее — продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;
— техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;
— системы управления качеством;
— работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).
Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
— обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
— правил обязательной сертификации;
— правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.
Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:
1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.
2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).
3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:
1. Председатель Госстандарта России — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.
2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).
3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем ) Госстандарта России.
4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России — государственные инспекторы.
5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации. Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.
Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). К таким органам относятся, например:
— Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;
— Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;
— Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.
Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:
— проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Государственные инспектора имеют право:
— доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;
— получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
— использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;
— проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;
— получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.
Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.
При проведении государственного контроля и надзора проводятся:
— отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;
— исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
— проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
— оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;
— проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.
Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.
Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.
Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.
Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.
По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.
В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, рассмотрев обращения предпринимательского сообщества о контроле за техническими регламентами, сообщает следующее.
Согласно статье 32 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в соответствии с существующим порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Реализация данных полномочий обеспечивается Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в рамках основных функций, возложенных на Роспотребнадзор, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, правовые основы и порядок осуществления которых определены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 и от 02.05.2012 № 412.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется на основе законодательной базы, в качестве которой выступает соответствующий технический регламент, постановление Правительства РФ об уполномоченном органе, Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний).
При осуществлении надзорной деятельности за соблюдением требований технических регламентов в качестве законодательной базы используются документы международного и федерального уровня (решения Комиссии Таможенного союза, решения Евразийского экономического сообщества, постановления Правительства РФ) требования которых не могут быть оспорены судебными решениями.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Таким образом, требования технических регламентов обязательны для исполнения со дня введения их в действие.
Иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции, применяются в части, не противоречащей техническому регламенту со дня его вступления в законную силу (в том числе ГОСТы, которые носят рекомендательный характер).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
РОССТАНДАРТ
Одной из важнейших составляющих административной реформы и, в том числе реформы технического регулирования, является создание новой системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обязательных требований в области обеспечения единства измерений.
В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Федерального агентства входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ)
В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Федеральным агентством ежегодно формируется план надзорной деятельности.
Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке и обеспечением потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных результатов измерений.
Государственный надзор проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов осуществляется с применением инструментальных методов контроля, т.е. проведением испытаний отобранных образцов продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
В случае выявления нарушений установленных обязательных требований должностными лицами органов государственного надзора Федерального агентства к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности и (или) должностному лицу применяются правовые меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
На основе результатов государственного надзора Федеральное агентство проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений, готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромторг России, федеральным органам исполнительной власти, представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.