Что важно знать в истории
Важнейшие исторические события, которые должен знать каждый
История – это наука, собирающая, изучающая, систематизирующая факты и события, которые происходят или случились когда-либо в прошлом человеческой цивилизации. Правда, существует мнение, что это далеко не самая серьёзная отрасль знаний. Отчасти потому, что сведения о многих фактах вызывают сомнения в их достоверности. К тому же явления, происходящие в обществе, каждый может трактовать так, как ему нравится. Но всё же есть важнейшие исторические события, которые невозможно вычеркнуть из хроник цивилизации, потому что они представляют собой некий фундамент, то есть основу жизни общества и человеческих взаимоотношений. Некоторые из них стоит упомянуть особо.
Хроники веков
Какие они, исторические события, которые должен знать каждый? Древние летописи полнятся бесконечными войнами, борьбой за власть между правителями различных государств и заговорами их приближённых. Хроники тысячелетий пестрят восстаниями бедных против засилья богатых. Всемогущих царей свергают в периоды кровавых революций. И тогда на место одних тиранов приходят другие, если и не диктаторы, то нередко личности, не гнушающиеся обманом и предательством в своих интересах. Достаточно и ярких лидеров с сильным характером, которых, отчасти, не зря называют позднее великими вождями и героями. Имена многих из них сохранила история, хотя добрая половина человечества подчас не помнит о том, за что и против кого они боролись.
Мировые завоеватели нередко занимают в памяти потомков более почётное место, чем первооткрыватели новых континентов, философы, учёные и художники. Однако в масштабах цивилизации именно творческие открытия по-настоящему способствуют прогрессу. Важнейшими историческими событиями древнейших времён, пожалуй, являются: покорение огня, одомашнивание животных и выведение культурных растений, изобретение колеса, письменности и чисел. Но кто помнит авторов этих открытий и революционных инноваций? История не хранит их имён.
Самая знаменитая личность
Никто не знает: жил ли этот человек на самом деле, или биография его от первого до последнего слова является чистейшей воды вымыслом. Однако, будь он реальная личность или миф, вокруг его имени сплачивались целые государства и происходили важнейшие исторические события. За его идеи и против них велись многовековые войны и нескончаемые словесные баталии, где сторонники и противники сталкивались в ожесточённых схватках. И даже летопись новой эры ведёт отсчёт с даты его рождения.
Иисус Христос, как свидетельствуют строки Священного Писания, был всего лишь сыном простого плотника из ничем не примечательного в Израиле города с названием Назарет. Он считается родоначальником идеалистической философии, положенной в основу множества религиозных культов. Он был казнён в Иерусалиме как преступник, за что впоследствии обожествлён.
Европа
Каждый народ строит свою историю. В чём-то она похожа на летопись других государств. Однако обязательно наделена своими уникальными чертами. Культура нации – это часть истории страны. Она тесно связана с теми событиями, которые происходят в политической, государственной, хозяйственной и духовной областях. Это выражает сущность нации и человеческих взаимоотношений. И у каждого народа свои важнейшие исторические события.
В античный период на территории Европы возникли такие цивилизации, как эллинская и римская, которые впоследствии дали другим очень многое в плане развития политики, философии, науки, музыки, театра и спорта. В первом тысячелетии нашей эры на этот континент переселились другие народности. Среди них гунны, болгары, хазары, тюрки и викинги. Они создали множество государств и цивилизаций, заложивших основы современной мировой культуры.
Открытие Америки
История хранит имя этого великого испанского мореплавателя, хотя попал он совсем не туда, куда стремился. Христофор Колумб до конца жизни так и не понял, что четыре экспедиции, которые были совершены под его командованием с благословения католических королей, побывали совсем не в Индии. Он высадился на острове Сан-Сальвадор, переплыв с командой на трёх кораблях Атлантический океан, и увидел очертания неизвестного континента 12 октября 1492 года. Эта дата отмечается как день открытия Америки и относится к основным историческим событиям, повлиявшим на ход развития цивилизации.
Государства Нового Света, в особенности США, занимают ключевые позиции в политике и экономике на протяжении последних веков, с каждым годом продолжая усиливать влияние на ход событий на планете.
Формирование Руси
Наше государство складывалось обширный период времени, объединяясь из огромного количества разрозненных племён восточных славян. Испытывая на себе сильное влияние Византии – державы, расположенной по соседству, Русь стала православной. Произошло это более тысячи лет назад. А принятие христианства по праву считается историческим событием, повлиявшим на жизнь России кардинальным образом. Новая религия изменила представления людей, их взгляды, культурные традиции, эстетические вкусы. До времён засилья Золотой Орды Русь считалась передовой, культурной, развитой страной и значимым государством.
Куликовская битва – сражение, состоявшееся в сентябре 1380 года, окончилось разгромом войск татарского хана Мамая, хотя потери русских тоже были значительными. Но победа сильно укрепила авторитет и влияние московских князей среди соседних народов и способствовала окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига. Это достижение, как и военная слава более поздних периодов, в том числе и разгром войск Наполеона в 1812 году, способствовали формированию духа нации. Русские в мире известны своим свободолюбием, стремлением к независимости и способностью дать отпор врагам.
Эпоха научных достижений
Классическая наука XIX века, отдавая дань древним корням, продолжала оставаться во многом метафизической. Однако основополагающие открытия второй половины столетия совершили революцию в учёных умах. Вот некоторые из них: клеточная теория в биологии, закон сохранения энергии в физике, теория развития Земли в геологии.
Идея о постепенном изменении многочисленных видов флоры и фауны, существующих на планете Земля, витала в воздухе уже давно, но окончательно оформилась лишь в 19-м столетии в трудах путешественника и натуралиста из Англии Чарльза Дарвина. Свою книгу о происхождении видов он опубликовал в 1859 году. Она поначалу вызвала рьяную критику, особенно со стороны религиозных деятелей, которые видели в теории о возникновения жизни без божественного вмешательства посягательство на многовековые моральные устои.
Открытия 19-го столетия не просто повлияли на умы и мировоззрения людей, а подготовили почву и стали толчком к последующим грандиозным, масштабным и одновременно трагическим историческим событиям 20 века.
Век революций, войн и тиранов
Последующее столетие ознаменовало себя многочисленными техническими новинками, развитием авиации, открытием тайн строения атома и покорением его энергии, расшифровкой кода ДНК, созданием компьютеров.
Бурное развитие промышленности и экономический передел мира в первой половине века стал основополагающей причиной, столкнувшей сильнейшие государства в жесточайших кровопролитнейших мировых войнах, начало которых датируется 1914 и 1939 годами. В это столетие мир услышал имена таких великих титанов, как Ленин, Сталин, Гитлер, кардинально изменивших ход истории планеты.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне, положившая конец бессмысленному кровопролитию в 1945 году, стала началом новой эпохи в мировой истории.
Покорение космоса
Идею о полётах человека на другие планеты высказывали ещё прогрессивные астрономы средневековья. Великий учёный Исаак Ньютон разрабатывал теории, положенные позднее в основу космонавтики. Фантастические романы о путешествиях на Луну писал Жюль Верн. Подобные мечты начали воплощаться в реальность в апреле 1961 года, когда состоялся полёт человека в космос. А Юрий Гагарин стал первым из землян, кто увидел планету совсем под иным углом зрения.
Времена холодной войны, последовавшие за кровопролитными битвами 20-го столетия, стали причиной не только нелепой в своём безумии гонки вооружений, но и соревнования между ведущими державами за влияние вне пределов земной атмосферы. Полёт человека в космос дополнили запуски межпланетных спутников и высадки на Луну американцев, первая из которых состоялась в июле 1969 года в рамках программы «Аполлон».
Появление интернета
Первые признаки скорого рождения Всемирной паутины начали давать о себе знать в 50-е годы бурного прошедшего столетия. Можно сказать, что толчком к её возникновению тоже послужила холодная война. Влиятельные круги США были очень обеспокоины появлением у СССР межконтинентальных ракет, поэтому в срочном порядке изобретались устройства молниеносной передачи информации. Для этого использовали соединения компьютерных сетей. Основы интернета заложил инженер Леонард Клейтон. Позднее Всемирная сеть открыла перед человечеством грандиозные возможности для общения и обмена информацией.
Вот в кратком изложении рассказ о тех исторических событиях, которые должен знать каждый. Что случится в дальнейшем с обитателями уютной, но беспокойной планеты Земля, покажет только будущее.
15 фактов из истории, которые интересно узнать
1. Подушки появились ещё в Древнем Египте
Ещё несколько тысяч лет назад, когда люди начинали строить первые цивилизации, у них уже были подушки. Древний предмет для сна был не похож на современный и представлял собой отшлифованный камень с выемкой в центре. Что-то вроде ортопедической подушки — только из камня.
2. Пизанская башня была кривой с самого начала
Строительство знаменитой Пизанской башни началось в 1173 году, но, вопреки всеобщему заблуждению, она начала накреняться не после постройки. Неправильный крен был заложен в самом начале строительства, и для компенсации наклона последующие этажи строились с более высокими потолками коридоров с той стороны, в которую башня заваливалась.
3. Арабские цифры вовсе не арабские
Это один из примеров исторических заблуждений, в которые верит большинство людей. На самом деле арабские цифры появились в Индии не позднее 5 века. Но, так как в Европу эти цифры пришли через арабские страны, которые во времена Средневековья были самыми развитыми государствами с точки зрения науки, их стали называть арабскими.
Интересно, что изначально в арабских цифрах не было нуля — вместо него оставляли пустое место. Ноль появился примерно к 9 веку.
4. Гитлера могло не быть
Когда говорят про альтернативную историю, обычно представляют, как Адольфа Гитлера убивают на Первой мировой войне, где он воевал в звании ефрейтора. Но мало кто знает, что в январе 1894, когда маленькому Гитлеру было 4 года, его спас от утопления священник.
5. Первая мировая война была конфликтом родственников
Император Российской империи Николай II и Король Великобритании Георг V были не просто очень похожи друг на друга — они являлись двоюродными братьями по материнской линии. Интересно, что и Вильгельм II, император Германской империи, приходился им двоюродным братом.
Так как в Европе того времени королевские дворы активно смешивались между собой — все развязанные странами войны кажутся просто дракой братьев за то, кто будет играть в приставку. С той лишь разницей, что из-за их амбиций погибли миллионы людей.
6. «День-Д» — самое глупое название военной операции
Высадка в Нормандии, в Европе также известная как операция «Нептун», а также как операция «Оверлорд», в США чаще упоминается как D-Day, или «День-Д». Но что значит эта буква D? Это сокращение от слова «day», что переводится как «день». Иначе говоря, военные США назвали операцию «День-День».
7. Ким Чен Ир был музыкантом
Знаменитый диктатор Северной Кореи Ким Чен Ир, как считается, написал множество композиций, среди которых числятся даже оперы. Причём шесть опер Ким Чен Ир написал всего за два года. Для сравнения, Пётр Ильич Чайковский за всю свою жизнь написал десять опер.
8. Наполеон мог пасть от кроликов
Великий полководец Наполеон Бонапарт, чтобы отпраздновать подписание договора о Тильзитском мире в июле 1807 года, решил устроить охоту на кроликов. Он поручил организовать мероприятие начальнику штаба — Александру Бертье, — и тот купил около 3 тысяч животных.
Когда кроликов выпустили — те, вопреки ожиданиям, не просто не побежали подальше от людей, а поскакали прямо на них. Сначала охотников это веселило, но позже они поняли, насколько это опасная ситуация. Огромная волна кроликов добежала до людей и стала на них запрыгивать — думая, что их начнут кормить. Всё могло бы закончиться для императора Франции плачевно, если бы его карета не смогла сдвинуться с места и ретироваться с поля боя.
9. Эйнштейн мог стать президентом Израиля
Альберт Эйнштейн был интернационалистом и боролся за права угнетённых народов. В 1947 году Эйнштейн выступал за создание Израиля — считая, что это приведёт к улучшению ситуации в регионе. В 1952 году премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион предложил учёному стать вторым президентом этой страны, но Эйнштейн отказался, сославшись на отсутствие опыта в управлении.
10. Каблуки изначально были придуманы не для женщин
Сейчас каблук на длинной шпильке считается деталью исключительно женской обуви. Но на самом деле высокие каблуки были придуманы для верховой езды на Ближнем Востоке и предназначались только для мужчин. Если бы женщина в те времена надела туфли на высоком каблуке — она бы выглядела в глазах людей так же, как в ней мужчина смотрелся бы сегодня.
11. В Древнем Египте была защита от насекомых
Фараон в Древнем Египте был воплощением божества, и ему не должны были докучать никакие существа. Чтобы отвести от фараона мух и других насекомых — слуги обмазывались мёдом. Чуя сахар, насекомые — в том числе пчёлы — садились на слуг и прилипали к мёду.
12. У королей были слуги, следившие за их туалетом
У таких слуг была даже отдельная должность — камергер стула. Эти придворные помогали монарху удовлетворять его естественные потребности, обеспечивая его принадлежностями для туалетных нужд, следя за диетой и работой кишечника короля. Думаешь, это унизительно? Как бы не так. Камергером стула мог стать только близкий к монарху слуга, ведь ему доверялись многие секреты. Немало камергеров стула были посвящены в рыцари.
13. Женщины могли подать на развод в случае импотенции мужчины
В эпоху Возрождения брак считался священным союзом, созданным для продолжения рода, и разорвать его могла только гибель одного из супругов или экстраординарные события. Однако для женщин был ещё один способ получить развод на легальных основаниях — импотенция мужа. Так как с неработающим органом продолжить род невозможно — женщина могла обвинить мужчину в этом и подать на него в суд. Вызывались эксперты, которые буквально могли держать свечку над кроватью и проверять правдивость слов. Если эректильная дисфункция была доказана — развод разрешался.
14. Самым успешным пиратом в истории была женщина
Предполагается, что под её командованием был флот более чем из 1 500 кораблей и 80 тысяч моряков, что намного превосходило военно-морскую мощь большинства стран того времени.
15. Папа Римский ненавидел кошек и стал причиной распространения чумы в Европе
Папа Григорий IX восседал на Святом престоле с 1227 по 1241 годы. За это время он успел сделать много плохих вещей, например основать инквизицию и пропагандировать крестовые походы на Русь с целью искоренения ереси, каковой считал православие.
Также он запомнился своим указом Vox in Rama, в котором провозглашал, что сатана был полукотом и во время сатанинских обрядов мог принимать облик кошки. Григорий IX наставлял уничтожать кошек как дьявольских отродий, и набожные люди ринулись исполнять волю Святого престола. Они так хорошо выполнили его наказ, что вскоре в Европе практически не осталось кошек. Зато размножились крысы и различные паразиты, которым до этого не давали расплодиться хищники. Как считается, это стало одним из факторов, приведших к пандемии бубонной чумы в 14 веке.
Что важно знать в истории
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.
Каждого человека в любом возрасте интересуют вопросы: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь? Ведь все, что происходило в веках, уже давно в прошлом. Все эти битвы, исторические процессы стали неактуальны. Зачем нам знать о них? К чему учить даты, которые давно остались в прошлом?» Я тоже не раз задавал себе этот вопрос, мои размышления и поиски ответа по этому поводу постараюсь изложить ниже.
Знаменитый историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) сказал: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Многие люди ошибаются, думая, что история в нашей жизни не играет никакой роли и не влияет на будущее человечества. Детей сейчас в основном интересуют события происходящие в интернете, компьютерные игры, а историю воспринимают, как очередной урок за который нужно получать оценки. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как «Без знания прошлого – нет будущего».
Тема научно-исследовательской работы – «Для чего необходимо знать историю».
Объект исследования – прошлое человечества.
Предмет исследования – история.
Задачи исследования:
1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.
2.Раскрытие понятия история.
3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.
ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ
1.1 Понятие «история»
Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история.
Что же такое история? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» [2]
Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.
Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад. [1, с. 23]
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);
этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);
фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);
лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);
Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем – это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.
1.2 Значение истории в жизни человека
Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.
История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.
История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. [5, с. 5]
Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.
Насколько же нужна человечеству историческая наука?
Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.
Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.
1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.
Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.
На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.
В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.
На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.
Как раньше называли Российскую Федерацию?
На какой улице ты живешь?
Какие памятники есть в твоем городе?
Как зовут твоих прародителей?
Назовите даты Великой Отечественной Войны.
Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Хотел бы ты жить за границей?
Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.
К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.
На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.
История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.
Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю – уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.
Список используемых источников и литературы
Генеалогическое древо
Вопросы анкетирования
Вопрос 1: Как раньше называли Российскую Федерацию?
Вопрос 2: На какой улице ты живёшь?
Вопрос 3: Какие памятники есть в твоем городе?
Вопрос 4: Как звали ваших прародителей?
Вопрос 5: Что такое история?
Вопрос 6: Назовите дату Великой Отечественной Войны.
Вопрос 7: Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Вопрос 8: Хотел бы ты жить за границей?