Что в судьбе поэта показалось вам необычным

Судьба человека во время Великой Отечественной войны (по стихотворению М.Исаковского «Враги сожгли родную хату»)

Класс: 8

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Задачи урока:

Методы и методические приёмы: метод стимулирования интереса к учению, наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись.

Литература для учащихся: учебник Г.Меркина (8 класс), словарь литературоведческих терминов учебника.

Планируемые (ожидаемые) результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

умение выделять главную идею текста, владение основами рефлексивного, выразительного чтения, умение находить, структурировать информацию, умение осуществлять анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе аргументации.

Целеполагание
Планирование и прогнозирование действий.
Контроль и коррекция действий.
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил).

Умение учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы.
Умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: создать условия для обеспечения нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии; психологической подготовки учащихся к общению на учебном занятии.

Ожидаемый результат: организация внимания учеников.

Методы: метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственной ситуации)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветственное слово учителя:
− Добрый день тем, кто проснулся с улыбкой,
добрый день тем, кто печалится или грустит,
добрый день тем, кто раздражён или сердится,
добрый день всем, кто хочет учиться и кто мечтает отдохнуть.
Я верю, наша встреча сегодня будет очень плодотворной.

2. Этап актуализации знаний

Цели: создать условия для обеспечения мотивации учения школьников; включения школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Ожидаемый результат: готовность учащихся к активной учебной деятельности; формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися; понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Методы: постановки вопросов, целеполагание, самостоятельное формулирование цели, проблемное задание.

1. Подготовка к активному усвоению знаний.
Введение в тему.
− На доске написано слово «Война». Закройте глаза, сядьте свободно, произнесите про себя это слово.
− Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите их.

− Но мы сегодня поговорим о том, насколько трагичными были страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и что несли потери не только бойцы на передовой, но и мирные жители сёл, деревень, городов …
− Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату» (музыка Матвея Блантера, в исполнении Александра Маршала)
(http://muzofon.com/search/ПЕСНЯ враги сожгли родную хату)
− Какие чувства испытываете вы после прослушивания песни?
− А теперь внимательно рассмотрите иллюстрации учебника (с. 244-245) – из фотохроники Великой Отечественной войны.
− В чём сходство изображённого в стихотворении и на кадре фотохроники?
− Исаковский имел все основания считать стихотворение одним из лучших своих произведений. Поэт писал: «Я как бы вижу, ощущаю живого, реального человека – русского солдата, вернувшегося домой, солдата-героя и труженика, перенёсшего все тяготы самой страшной войны, какую когда-либо знало человечество. И даже не одного солдата, но в его лице – и многих других солдат, чья судьба в какой-то мере сходна с его судьбой».
− Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Судьба человека во время войны).

Звучит запись песни.
Учащиеся слушают.

Выражают свои чувства и эмоции.

Работа с иллюстрациями.

Формулируют и записывают тему урока.

2. Целеполагание.
Развитие познавательных и регулятивных УУД

− Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть данную тему?
(познакомиться с биографией поэта, проанализировать стихотворение).

Определяют цели урока.

3. Изучение нового учебного материала

Цели: создать условия для обеспечения восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала; усвоения учащимися способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению; обеспечения осознания школьниками своих способов проработки учебной информации.

Ожидаемый результат: максимально самостоятельное добывание учащимися знаний и овладение способами деятельности; осмысление изучаемого учебного материала.

Методы: информационный, беседа, проблемно-поисковый, ассоциативный ряд

1. Знакомство с жизнью и творчеством поэта (с. 233-236)

Чтение литературоведческой статьи учебника

2. Ответьте на вопросы:
− Назовите основные вехи жизненного пути М.В. Исаковского.
− Что в судьбе поэта показалось вам необычным?

Отвечают на вопросы.

4. Анализ стихотворения.

1 строфа
− Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили»), а «враги сгубили»?
(Сгубили – подчёркивается обобщённость картины, повторяемость её во все времена).
− Найдите примеры ассонансов в первых двух строках. Какую функцию они выполняют?
(Звук «у» выражает невероятную тоску и безысходность).
− Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе?
(Лирический герой переживает чувство потери смысла существования. Ему не с кем делиться ни болью, ни радостью).

выразительное чтение 1 строфы стихотворения.

Анализируют художественные образы 1 строфы.
Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.

2 строфа
− Перекрёсток – это символ выбора между жизнью и смертью. В устном народном творчестве герой также стоит на распутье (перекрёстке).
В каких произведениях герой в трудные минуты выбора жизненного пути оказывается на перекрёстке дорог?
(Былина «Три поездки Ильи Муромца», сказки «Иван Царевич и Серый волк», «Молодильные яблоки».
− Какую смысловую нагрузку несёт этот эпизод?
(Былинные и сказочные мотивы, звучащие в песне, сближают произведение Исаковского и произведения УНТ и делают картину вневременной, обобщённой).
− Какой смысл приобретает строчка «нашёл солдат в широком поле травой заросший бугорок»?

выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

Анализируют и сопоставляют художественные образы 2 строфы.
Делают выводы.

3 и 4 строфы
− Какие слова повторяются в 4 строфе, каков смысл такого повтора? Какова его интонация?
(Интонация ироническая. Момент возвращения солдат называет «свой день, свой праздник возвращенья» к любимой, во имя которого солодат преодолевал все тяготы и ужас войны),

выразительное чтение 3 и 4 строф стихотворения.
Делают выводы.

выразительное чтение 5 и 6 строф стихотворения.

Анализируют и сопоставляют художественные образы 4 строфы. Делают выводы.

Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.

Выполнение индивидуальных заданиий.

4. Закрепление учебного материала

Цель: создать условия для обеспечения в ходе закрепления повышения уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

Ожидаемый результат: умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение учащихся воспроизводить изученные познавательные объекты; умение самостоятельно работать, применяя новые знания.

Методы: беседа

− Каким предстаёт в своём тяжком горе «слуга народа» в двух заключительных строфах?
(Он не озлобился и не пал духом. Солдат, поборовший чужеземного врага, нравственно чист).
− Что даёт герою духовные силы?
(Любовь к Родине, память о прошлом).

Отвечают на вопросы.

Делают выводы по прочитанному.

6. Рефлексия

Цель: создать условия для рефлексии учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.

Методы: смыслообразование, рефлексия.

Организует рефлексию.
1. Смогли вы достичь тех целей, которые ставили в начале урока?
2. Какие открытия вы для себя сделали?
Сегодня на уроке я узнал (а)…
Сегодня на уроке я понял (а)…
Сегодня на уроке было…
Сегодня на уроке мне понравилось…

Делают выводы, соотносят цели с результатами.

7. Задание на дом

Цель: создать условия для обеспечения понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1. Домашнее задание.

Источник

Михаил Васильевич Исаковский
1900-1973

Краткая автобиография

На этих экзаменах, на которые сошлись учителя и выпускники нескольких школ и где за столом экзаменаторов восседал земский начальник и какой-то очень важный поп, я прочитал два своих стихотворения и в том числе стихотворение под названием «М.В. Ломоносов». Помню его начало:

    И мне действительно посчастливилось «учиться дальше», хотя, к сожалению, недолго.

    Летом 1915 года учитель В.В. Свистунов подготовил меня для поступления в четвёртый класс гимназии (по возрасту меня могли принять только в этот класс, не ниже). И осенью, после вступительных экзаменов, я был принят в гимназию Ф.В. Воронина в Смоленске. Для того времени это был случай исключительно редкий: гимназии существовали тогда отнюдь не для крестьянских детей.

    В августе 1918 года я вступил в Коммунистическую партию.

    Так я стал газетчиком, хотя газетной работы конечно же не знал и постигать её мне надо было с самого начала.

    На «Крестьянской газете» мой «послужной список» закончился. Всё из-за той же болезни глаз я уже не мог связывать себя какой бы то ни было постоянной служебной должностью. Работал только дома, занимаясь преимущественно литературой.

    Как это сказано раньше, в детские годы я писал стихи. Однако настоящим началом своей поэтической работы я считаю 1924 год. Именно с этого года я стал писать не вслепую, не наобум, не как выйдет, а с известным пониманием дела, с чувством ответственности, с раздумьем о том, что и как я должен делать и для чего делать.

    Мысленно я составил для себя даже «программу». Я увидел, почувствовал, пришёл к выводу, что материалом поэзии должна быть не какая-то там выдумка, оторванная от жизни, не какой-то там «вольный полёт фантазии», а та реальная действительность, которая меня окружает, та реальная, подлинная жизнь, которой живут люди, народ, страна. Причём мне представлялось, что из этой действительности поэт должен брать наиболее важные, наиболее характерные её черты. Они-то и должны ложиться в основу каждого произведения.

    Я и сейчас согласен со своей «программой», хотя сейчас я, наверно, сформулировал бы её несколько иначе. Первый сборник моих стихов «Провода в соломе» вышел в 1927 году. Тогдашняя критика встретила его не очень-то дружелюбно. И это в известной мере обескуражило меня. Но вскоре в печати появилась «Рецензия» М. Горького (так называлась его статья, напечатанная одновременно и в газете «Известия», и в журнале «Сибирские огни»), в которой он отозвался о «Проводах в соломе» очень положительно. «Рецензия» обрадовала меня, укрепила мою уверенность в том, что я нахожусь на верном пути.

    Я выпустил в свет довольно много сборников: вслед за «Проводами в соломе» был сборник «Провинция», затем «Мастера земли», затем другие. Но всего вернее было бы сказать, что я всю жизнь писал как бы всё одну и ту же книгу, расширяя и дополняя её всё новыми и новыми произведениями.

    Начиная с середины тридцатых годов стали появляться песни, написанные на мои стихи. Многие из этих песен получили довольно широкое распространение как в нашей стране, так и за её пределами.

    Как отдельные мои стихи, так и целые сборники много раз печатались на языках народов Советского Союза, а также за рубежом: в Болгарии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Китае, Италии и других странах.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этап урока
    Развивающие
    задачи этапа