Что в слове можно назвать скорлупой а что ядрышком
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕкатерина Тютчева
Похожие презентации
Презентация на тему: » ПОСЛОВИЦЫ 5 класс. Пословица похожа на орешек. В ней часто, как в орешке, есть скорлупа и ядрышко.» — Транскрипт:
2 Пословица похожа на орешек. В ней часто, как в орешке, есть скорлупа и ядрышко.
3 Скорлупка – это событие, описанное в тексте.
4 Возьмём, например, пословицу В бездонную бочку воды не натаскаешь. Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой.
5 Ядрышко пословицы – это самая важная мысль. Она как бы прячется за скорлупой- событием.
6 Кто поможет нам угадать, какая мысль спрятана в пословице? Кто расколет орешек?
8 Какая же главная мысль (ядрышко) спрятана в пословице (скорлупке)?
9 Не надо тратить силы на невыполнимые, бессмысленные дела.
10 Щёлкать орешки- пословицы, то есть находить в пословице спрятанную мысль, непросто, но постепенно можно этому научиться.
11 Обдумывайте пословицу, ищите в ней за простой скорлупкой драгоценное ядрышко – и вы узнаете много красивых и мудрых мыслей.
12 Задание В первой группе – русские пословицы, во второй – пословицы других народов. Подберите к каждой из пословиц первой группы близкую по смыслу пословицу из второй группы. Для каждой пары пословиц найдите общие ядрышки-мысли.
13 1. На чужой роток не накинешь платок. 2. Что написано пером, того не вырубишь топором. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. 1. Без труда не получишь и медяка (финская). 2. Слезами горе не смоешь (тамильская). 3. Написанное на бумаге и боги не сотрут (греческая). 4. Язык на замок и кузнец запереть не может (финская).
Русский язык 2 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть — страница 66
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 66 странице по предмету русский язык за 2 класс. Ответы на задания: 96 и 97.
Учебник 1 часть — Страница 66.
Вспомните! При произнесении слова в нём можно выделить слоги. Слог состоит из одного или нескольких звуков. В слоге обязательно есть гласный звук (ру|ка, а|ист, ша|пка, о|кунь). В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Прочитайте. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. Как узнать, сколько в каждом слове слогов?
Уч..нику — удача, учит..лю — радость.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Ответ:
Значение пословиц:
Уч..нику — удача, учит..лю — радость. (Когда у ученика получается справиться с заданием, учитель понимает, что у него получилось объяснить, и рад за ученика.)
Корень учения горек, да плод его сладок. (Не сразу всё получается, сначала долго учишься, результат приходит позже.)
Ответ:
Уче|ни|ку — у|да|ча, у|чи|те|лю — ра|дость.
Ко|рень у|че|ни|я го|рек, да плод его сла|док.
(Разделить на слоги нужно только одно слово.)
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Птицы называют сами себя. «Гал-гал!» — кричит галка. «Кряк-кряк!» — крякает кряква. «Гра-гра!» — кричат грачи. «Сквор-сквор!» — поют скворцы.
Ответ:
Заголовок: Удивительные названия.
Ответ:
Чтобы определить сколько в слове слогов, нужно посчитать гласные буквы: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Сквор, по|ют, кря|ка|ет, на|зы|ва|ют.
Птицы получили свои названия в зависимости оттого, как они кричат. Крякву по-другому называют уткой.
Значение слова «ядрышко»
2. Биол. Небольшое шаровидное плотное тельце, находящееся в ядре растительных и животных клеток.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В ядрышке выделяют три основных структурных компонента, соответствующих разным этапам биогенеза рибосом: фибриллярный центр (ФЦ), плотный фибриллярный компонент (ПФК) и гранулярный компонент (ГК). В начале митоза происходит разборка ядрышек, а по окончании митоза они собираются снова. В настоящее время имеются данные об участии ядрышек в процессах, не связанных с биогенезом рибосом — например, в стрессовом ответе, сборке частиц распознавания сигнала; кроме того, ядрышко взаимодействует со многими вирусами. Ядрышко участвует в развитии многих заболеваний человека, в том числе раковых и, возможно, нейродегенеративных и аутоиммунных.
Я’ДРЫШКО, а, мн. ядровшки, ядровшек, ядровшкам, ср. Уменьш. к ядро в 1 и 5 знач.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
я́дрышко
1. уменьш.-ласк. к ядро ◆ И всё-таки, несмотря на то, догадливые пушкари забивали калёное ядрышко в медную пушечку и палили в тот во честной монастырь, в Соловецкий. Ф. И. Буслаев, «Русский народный эпос», 1861 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вставив в уши крошечные пластиковые ядрышки, я нажал клавишу. Андрей Рубанов, «Сажайте, и вырастет», 2005 г. (цитата из НКРЯ)
2. внутренняя часть плода (обычно ореха), заключённая в твёрдую оболочку ◆ Мельник не разгрызал каштаны зубами, а каким-то образом пальцами продавливал кожуру и уже очищенное ядрышко отправлял в рот. Фазиль Искандер, «Первое дело», 1956 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обмеривать (глагол), обмеривали:
Целевые установки урока
а) Формирование представления о предложении и его функции (выражения и сообщение мысли);
б) формирование умения различать слово и предложение;
в) раскрытие роли слов в построении предложения;
г) формирование умения выделять предложение в речи;
д) формирование общего представления о тексте, речи;
е) наблюдение за звучностью, мелодичностью и выразительностью поэтической речи;
ж) использование художественных образов для воспитания ценностного отношения к владению словом, речью.
1. Работа на с. 58. Чтение названия страницы. Создание познавательной мотивации через определение детьми границ своего знания-незнания.
— О чём пойдёт разговор на этом уроке? Что вы уже знаете о слове? (С помощью слов люди общаются между собой. У слова есть значение и звучание.) А знаете ли вы, что такое предложение? Хотите ли вы узнать, почему в названии учебной страницы “слово” и “предложение” стоят рядом?
2. Работа по сказке “Лиса и волк”. Рассмотрение иллюстрации к сказке.
— Знаете ли вы эту русскую народную сказку?
3. Введение понятия “предложение”.
— Назовите героев этой сказки. (Лиса, волк.) Что вы использовали, называя героев сказки? (Слова “лиса”, “волк”.) Как вы думаете, что делает волк на замёрзшей речке? (Волк ловит рыбу.) Отвечая на этот вопрос, вы выразили свою мысль и сообщили её остальным с помощью предложения. Из чего вы составили предложение? (Из слов.) Из скольких слов? (Из трёх.) Назовите первое слово в предложении, второе, третье.
4. Подведение к выводу о различии функции слова и предложения.
— Чем же отличается предложение от слова? (Словом мы что-то называем. Чтобы выразить мысль о чём-то и сообщить её другим, мы составляем из слов предложение.)
5. Анализ схемы предложения в связи с частичным анализом моделей слов.
— Посмотрите на схему этого предложения. Что в ней используется? (Модели слов.) Сколько слов в предложении? (Три.) Как показано, что это начало предложения? (Жирной чертой.) Как обозначен конец предложения? (Точкой.)
— Моделью какого слова начинается предложение? (Моделью слова “волк”.) Как показано, что это начало предложения? (Жирной чертой.) Сколько звуков в первом слове? Выделите каждый звук. (В-о-л-к.) Сколько гласных звуков в этом слове и сколько слогов? (Один гласный звук [о] и один слог.) Сколько слогов во втором слове? Произнесите слово по схеме, разделяя его на слоги. (Ловит.) Какое слово стоит последним? (Рыбу.) Сколько в нём слогов и какой ударный? Произнесите это слово, выделив ударный слог.
6. Чтение отрывка сказки.
— Почему волк отправился ловить рыбу хвостом в проруби и кто дал ему такой совет? Расскажите начало сказки. (Заслушивается пересказ начала сказки.)
— Так ли об этом написано в книге?
Учитель читает начало сказки.
“Сильно проголодалась лиса. Бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где-нибудь чем-нибудь съестным разжиться? Видит она: везёт мужичок на санях мёрзлую рыбу.
— Недурно бы рыбки отведать, — подумала лиса. Забежала вперёд, легла на дорогу, хвост откинула, ноги выпрямила. Ну дохлая, да и только!
Подъехал мужик, посмотрел на лису и говорит:
— О! Вот будет славный воротник жене на шубу! Взял лису за хвост и швырнул её в сани. Закрыл рогожею, а сам пошёл подле лошади.
Недолго лежала лисонька, проделала в санях дыру и давай в неё рыбу выкидывать: рыбка за рыбкой, так и повыкидывала всю. А потом и сама из саней тихонечко вылезла.
Приехал мужик домой, осмотрелся — ни рыбы, ни воротника!
А лиса перетаскала всю рыбу себе в нору, потом села у норы и ест. Видит она — бежит волк, от голода у него бока подвело.
— Здравствуй, кума, ты что это кушаешь?
— Как же, разевай рот! Видишь, какой ты ловкий! Я ловила, а ты будешь есть!
— Дай хоть головку, кумушка!
— Ни хвостика, куманёк! Налови сам и кушай на здоровье. ”
— Интересно ли было слушать чтение сказки? Сумели ли ребята рассказать сказку так же увлекательно? (Не совсем.) Наверное, что-то подзабыли. Нужно перечитывать сказки, даже если они знакомы. И ещё нужно уметь их рассказывать, передавая содержание голосом, выражением лица, жестами и используя сказочные слова. Кто хочет дочитать сказку дома до конца и потом рассказать её нам?
7. Составление предложений из отдельных слов.
9. Работа на с. 59. Анализ модели слова “репка”.
— Думается, что сказку “Репка” читать не надо, так как наверняка она хорошо знакома вам с детства. Модель какого слова подсказывает её название? (Модель слова “репка”.) Что означает слово “репка”? (Это название овоща.) Чем различаются по смыслу слова “репа” и “репка”? В чём особенности звучания слова “репка”?
На основе произношения слова учащиеся доказывают, что слово состоит из двух слогов, что первый слог ударный, что в слове пять звуков: [р’], [э], [п], [к], [а].
10. Рассказывание сказки по предложениям.
— По схеме предложения вспомните начало сказки. (Посадил дед репку.) Сколько слов в предложении и какие это слова?
Расскажите, что было дальше. Для этого рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как герои сказки выстраиваются друг за другом, так и предложения выстраиваются друг за другом в тексте сказки. Какая выросла репка? Составьте предложение об этом. (Выросла репка большая-пребольшая.) Кто пошёл тянуть репку? Скажите предложением. (Пошёл дед тянуть репку.)
В продолжение работы сказка рассказывается по предложениям.
11. Слого-звуковой анализ слова “мышка”.
— Кого не хватает на рисунке? (Мышки.) Позовите мышку на помощь. Сколько слогов в этом слове? Какой ударный? Составьте это слово из бусинок.
Выкладывается звуковой ряд слова “мышка”.
12. Составление заключительного предложения по схеме.
— По схеме предложения закончите сказку. Какие слова могут быть в этом предложении? (Вот и вытащили репку.) Каким знаком нужно показать, что закончилось предложение и вместе с ним вся сказка? (Точкой.)
13. Выявление нравственного смысла сказки.
— Благодаря чему герои сказки вытащили огромную репку? (Благодаря своим дружным усилиям.)
14. Развитие рефлексии.
— Пусть каждый оценит свою работу на уроке: в полную ли силу работал и помогал ли другим.
15. Обобщение полученных представлений.
— Что вы используете, когда хотите выразить какую-то мысль и сообщить её другим? (Мы используем предложения.) Из чего составляются предложения? (Из слов, связанных по смыслу и поставленных в определённом порядке.)
16. Выяснение впечатления от домашнего чтения.
— Кто прочитал дома сказку “Лиса и волк” до конца? Кто готов выступить в роли сказочника и рассказать о том, как волк ловил рыбу хвостом на замёрзшей речке? Помогайте себе голосом, мимикой, жестами и не забывайте про сказочные выражения.
17. Работа на с. 60. Чтение названия страницы “Сказка А. С. Пушкина”, рассматривание иллюстраций к сказке.
— Знакомо ли вам имя русского писателя А. С. Пушкина? Какие сказки вам читали родители? Догадались ли вы, в какую сказку привела нас “Азбука”?
18. Выразительное чтение учителем первого стихотворного отрывка “В синем небе. ”.
— Слышали ли вы эти чудесные строки?
19. Повторное перечитывание отрывка учащимися.
Дети, знающие буквы, читают текст, а не умеющие читать первоклассники восстанавливают по рисункам пропущенные в тексте слова.
20. Комментирование текста в связи с лексической работой.
— Что значит “туча по небу идёт”? (Медленно движется по небу.) Почему “бочка по морю плывёт”? (В этой бочке сброшены в воду царица с младенцем.)
21. Выразительное чтение учителем второго поэтического отрывка “Ветер по морю гуляет. ”.
Перечитывание текста учащимися с восстановлением пропущенного рифмующегося слова “волнах”. Комментирование текста в связи с лексической работой.
— Как вы понимаете выражение “кораблик бежит”? (Плывёт быстро, легко.) Посмотрите на рисунок. Куда приплывает кораблик? Кто живёт на этом острове и правит городом? (Князь Гвидон. Это он находился в бочке со своей матерью, но, к счастью, остался жив.)
22. Выразительное чтение учителем третьего поэтического отрывка “Белка песенки поёт.”.
Перечитывание текста учащимися. Комментирование текста в связи с лексической работой.
— Посмотрите на рисунок золотого орешка. Что такое изумруд? (Драгоценный камень зелёного цвета.) Где живёт эта удивительная белочка? Кто помнит, как об этом написано в сказке? (Эта белочка живёт около дворца князя Гвидона. В тексте сказки есть такие строчки: “Ель растёт перед дворцом, а под ней — хрустальный дом. Белка там живёт ручная, Да затейница какая. ”)
23. Работа на с. 61. Рассматривание рисунков.
— В кого стреляет князь Гвидон? Кого он спасает от злого коршуна? (Царевну Лебедь.)
24. Чтение четвёртого поэтического отрывка и его анализ.
— Сравните изображение Царевны Лебеди на рисунке и её описание в поэтическом тексте. Что значит “выступает, будто пава”? (Пава — это очень красивая птица, самка павлина.) Как вы понимаете строчки: “А как речь- то говорит, словно реченька журчит”? (Её речь плавная, звонкая, напоминающая журчание воды.)
— Как отблагодарила Царевна Лебедь князя Гвидона за своё спасение? (Она стала его женой, совершала по его просьбе различные чудеса, помогла ему встретиться с отцом — царём Салтаном.)
25. Оценка прочитанного.
— Понравилась ли вам пушкинская сказка, хоть и прочитали мы её лишь в отрывках? Чем она вам понравилась? Согласны ли вы с тем, что звучание пушкинских строк ритмично, мелодично? Можно ли сказать, что каждое слово в сказке подобрано не случайно?
26. Использование художественных образов для воспитания ценностного отношения к владению словом, речью.
— У А. С. Пушкина можно поучиться владению русской речью и отношению к слову. В его сказке описывается драгоценный орешек. А можно ли сравнить слово с орешком? Что в слове можно назвать скорлупкой, а что — ядрышком? (Скорлупка — это звучание слова, а ядрышко — это его значение.) Следует ли относиться к слову как к драгоценности? (Да, нельзя искажать звучание слов, нужно знать значение слова и правильно его употреблять.)
— А. С. Пушкин сравнил речь прекрасной царевны с журчанием реченьки. О хорошем владении речью говорят ещё так: “Речь льётся”. Как вы это понимаете? (Речь напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, составляют предложение, за которым следует второе предложение, третье, пока не выстроится текст сказки, стихотворения, рассказа.)
27. Поддержание учебной мотивации.
— Хочется ли вам научиться хорошо владеть словом, речью?
1 Объём анализа моделей слов определяется самим учителем.
2 Можно вспомнить сказку “Два жадных медвежонка”.
Урок 20. “Повторение — мать учения” (с. 62—64)
Урок проводится в соответствии с материалом в учебнике.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Технологическая карта урока «Слово и его значение» 1 класс
«Слово и его значение»
Расширить представление учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций: закрепить представление учащихся о слове как о двухсторонней языковой единице; расширить, уточнить словарный запас учащихся.
Основное содержание темы, термины и понятия
Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова.
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать.
Регулятивные: освоение способов речевого общения.
Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.
Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета.
Литературное чтение. Окружающий мир (умение общаться с окружающим многообразным миром: миром людей, природы и вещей; умение выразительного чтения и рассказывания).
Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь.
Рабочая тетрадь «Волшебная сила слов».
Тетрадь для учащихся в узкую линейку.
I этап. Мотивация к деятельности
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте.
Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока.
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
О чём это стихотворение
Сегодня нам предстоит ответить на вопросы:
Я: Все ли мы знаем о словах? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета?
Вывод: Человек живёт не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, играет, работает. Свой мир люди наполнили вещами, которые делают жизнь интереснее, веселее. Людей окружает мир природы: растения, животные. С этим разнообразным миром надо уметь общаться с помощью слов.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Обучающие и развивающие задания и упражнения на
«знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
1. Слово и его роль в нашей речи
Цель формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице.
Задание 1(П). Игра «Пойми меня» Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь
—Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Вероника, подойди, пожалуйста и подай мне этот предмет.
Ученица:Я не могу этого сделать
Ученица:Я не знаю какой предмет вы загадали
Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? (слово)
Я называю слово Клубок, подай мне его пожалуйста.
Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать)
Я прячу этот предмет и называю слово.
Можно ли со словом сделать тоже что и с клубком.
А что можно сделать со словом? ( произнести, прочитать, услышать)
А чем слово отличается от предмета?
С предметом можно совершать какие то действия, а слово-только услышать,прочитать,написать,произнести
— Можно ли только жестами и мимикой объяснить то, о чём желаешь сказать? Видели ли вы когда-нибудь человека, общающегося без слов?
— Не всегда можно объяснить мимикой или жестом что-либо, нужны слова для объяснения.
— Без слов общаются на языке жестов только глухонемые люди.
Задание 2 (З). Моделирование
— Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово.
— Слово состоит из звуков и букв.
— Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя.
— При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда.
Задание 3 (У) Составь звуковые схемы слов
Работа по электронному носителю либо рабочая тетрадь, с. 9, №1, учебник, с. 15.
Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.
Помогите восстановить текст.
«Волшебная сила слов», с. 7—8.
2. Слово и его значение
Цель — учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли.
Задание 1 (З) Сведения о языке
— Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Можно ли назвать словом бессмысленный набор звуков? С чем можно сравнить слово?
— Назвать словом просто набор звуков нельзя, слово имеет смысл.
— Слово можно сравнить с звуком, который звучит.
— Правильно, звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества.
Работа по электронному носителю либо по учебнику, с.15.
— Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке.
— Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом.
Задание 4 (ЗП) Игра со словами. (Работа в парах)
— Какое слово надо вставить в каждое предложение?
Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами
Работа по электронному носителю «Помоги пауку»
Задание 3 (ПУ) Работа в рабочих тетрадях с.10, №5 или электронный носитель с упр.
— Какое слово допишете по смыслу?
Миша собирает… Мама печёт …
4. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы;
закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице.
Сравнение слова с орешком.
Учебник, с. 17, № 32 и рабочая тетрадь с.10, № 4.
Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.
— О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова?
— Запишите пословицу в рабочую тетрадь, с.10, упр. 4.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель — учить самоорганизации при выполнении учебного задания.
— Откройте тетради в линейку и напишите одно предложение о слове, используя только слова с доски простые, хорошие, ласковые, добрые.
— Продолжите предложение, добавляя новое слово.
— Найдите слова противоположные положительным словам.
Самоорганизация в деятельности
— Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Оценка результатов деятельности
Выберите верное утверждение.
• Близкими по значению являются пары слов:
б) храбрость — мужество
д) сильный — могучий
• Противоположными по смыслу являются пары слов: