Что в сфере образования произошло в первые послереволюционные годы
Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Реформы в образовании после революции
Октябрьская революция повлекла за собой большие изменения в области образования и педагогики.
В 1917 году школы и школьное образование оказались под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской и др. видных деятелей. После революции образование в России характеризуется разрушением установленной образовательной системы. В 1918 году в декрете «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» была предпринята попытка разделения церковного и светского образования, причём запрету подлежало преподавание религии в учебных заведениях, где осуществлялось преподавание общеобразовательных предметов.
В 1918 году также приняли положение «Об организации дела народного образования в РСФСР», в данном документе подробно изложены принципы народного образования. В числе основных принципов можно назвать следующие:
В октябре 1918 года был принят декрет «О введении новой орфографии», в котором было предусмотрено упрощение правописания, что сказалось на облегчении работы учителей по обучению детей грамоте.
В качестве наиболее значительных документов можно назвать «Положения о единой трудовой школе» и «Декларации о единой трудовой школе». Согласно данным документам:
Готовые работы на аналогичную тему
По программе обучения единой трудовой школы детей обучали родному языку, литературе, истории, обществоведению, математике, естествознанию, изобразительным искусствам, ручному труду, пению, географии и т.д. Важным являлось отмена экзаменов, поощрений и наказаний.
В 1920-1925 годах в целях повышения грамотности населения были открыты ликпункты (школы грамотности), в которых обучали взрослых и детей подросткового возраста. На протяжении 3-4 месяцев детей и взрослых от 8 до 50 лет учили чтению, письму, счёту.
В 1919 году начали работать рабочие факультеты, изначальной целью которых было повышение технической квалификации рабочих. [Замечание]
В рассматриваемый временной период воспитательная работа в школе занимала важное значение, посредством проводимой в школе воспитательной работы формировались такие личностные качества, как настойчивость, трудолюбие, социальная активность, дух солидарности. Детский коллектив был признан инструментом воспитания. [/Замечание]
Изменения в системе образования в отечественной педагогике в 1930-е годы
Изменения в системе образования произошли в 30-е годы 20 века, основные положения изменений представлены в постановлении «О начальной и средней школе» (1931 год). Были созданы преемственные ступени обучения, регулярное предметное обучение, чёткий режим занятий.
Официальной властью отрицались достижения отечественной педагогики, результатом чего стало издание постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 год).
Основными идеями, пропагандируемыми педагогикой, стали идеи воспитательной роли коллектива, разработанными и внедрёнными в практику А.С. Макаренко. Данная теория является базовой в организации воспитания школьников.
Основным изменениям в области образования подверглось содержание образования, организационные формы и методы. Были созданы экспериментальные программы для школ первой и второй ступеней, в которых существенно было обновлено содержание обучения. Кроме того, были пересмотрены формы организации обучения – в конце 30-хх годов стала использоваться классно-урочная форма организации обучения, роль учителя определялась как ведущая, классы имели постоянный состав, чёткое расписание.
В конце учебной четверти на каждого ученика составлялась развёрнутая характеристика. По окончании учебного года проводились проверочные испытания. Для оценки результатов обучения использовалась пятибалльная система. Были созданы стабильные учебники по ряду учебных предметов.
Система образования в России в 1917-1920-х гг.
Февральская революция 1917 г. Способствовала развитию общественно-педагогического движения в России. В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). Отсутствие единых подходов не позволило наметить ВУСу единую программу реформ образования.
После Октябрьского государственного переворота 1917 г. проблема перестройки всей системы образования была выдвинута в качестве первоочередной. Большевики рассматривали школу как важное средство пропаганды коммунистической идеологии.
Первые мероприятия советской власти по изменению системы образования вызвали сопротивление многих учителей. Так, с 13 декабря 1917 г. по 11 марта 1918 г. проходила забастовка учителей.
Забастовка учителей была объявлена Совнаркомом незаконной, деятельность ВУСа запрещена. Одновременно советским государством были изданы документы, в которых законодательно утверждались новые цели, задачи и программа школьного образования.
Гуманное отношение к ребенку, необходимость создания условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшими задачами новой правительственной политики в области просвещения. Воспитательные идеалы и ценности утверждались во всех документах Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса), созданного в 1918 г.(«Обращение народного комиссара по просвещению» (1917 г.), «Основные принципы Единой трудовой школы», «Декларация о Единой трудовой школе» (1918 г.), «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.)).
Совместное обучение детей обоего пола должно было быть реализовано в практике советской школы. Авторы первых документов о школе полагали, что совместное обучение позволит лучше учитывать специфику умственных и физических способностей детей, индивидуализировать подход к ним.
В документах Наркомпроса говорилось, что воспитать человека-гуманиста сможет только учитель, принявший социалистическую идею. Поэтому большое внимание начали уделять подготовке новых учителей.
Руководители Наркомпроса – A.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский – говорили о том, что воспитание человека в духе гуманизма связано с формированием именно коммунистической убежденности.
На смену народным школам, гимназиям, реальным училищам, лицеям должна была прийти Единая трудовая школа, которая, по замыслам советской власти, призвана была стать мощным фактором формирования свободной, демократически ориентированной личности нового человека.
В документах о школе того времени много внимания уделялось развитию в ней самоуправления как средства демократизации всего учебно-воспитательного процесса.
Главным направлением Единой трудовой школы было развитие здорового ребенка, для чего в школы вводили спортивные занятия.
На основе идей и документов Наркомпроса осенью 1918 г.. была предпринята попытка реализации концепции Единой трудовой школы, делившейся на две ступени: I ступень для детей от 8 до 13 лет (пятилетний срок обучения) и II ступень для подростков и юношей 14-17 лет (четырехлетний курс обучения). Школьному обучению должен был предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет.
Идеи гуманизации и демократизации образования требовали новых форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Единая трудовая школа должна была стать центром организации детской жизни, процесс обучения и воспитания планировался как круглогодичный. Зимой дети должны были учиться в школах, посещать заводы и фабрики, а летом участвовать в производительном труде в городе и деревне, применяя на практике полученные в школе знания, умения и навыки. В школах поощрялись самостоятельные занятия и выполнение творческих заданий: сочинения, рефераты, конкурсы на лучшую работу, самостоятельные опыты в лабораториях, работа в читальнях, подготовка вечеров, утренников и т.д.
В сентябре 1919 г. Наркомпросом была утверждена следующая система школ: Единая трудовая школа I ступени (срок обучения – 5 лет), которая являлась базой как для общеобразовательной школы II ступени (срок обучения – 4 года), так и для профессиональных школ (срок обучения – 4 года). После окончания школы II ступени предполагалось обучение в течение 4-5 лет в институтах, а после окончания профшколы – трехгодичное обучение в техникумах (см. схему 15.1.– Система образования в СССР в 1922-1926 гг.).
В конце 1919 г.- начале 1920 г. состоялось совещание по вопросам образования, на котором базой всех типов образования вместо девятилетней школы признали семилетнюю школу с 2 концентрами: I – 4 года, II – 3 года.
На этой базе предполагалось создание профессиональных школ –техникумов с 3-4-летним сроком обучения, а затем и обучение в высшей школе. При этом можно было создавать и профессиональные школы на базе начальной общеобразовательной подготовки.
В 1922 г. Наркомпрос опубликовал постановление, согласно которому основным типом общеобразовательной школы снова становилась девятилетняя школа, состоявшая из 2 ступеней: школа I ступени (срок обучения – 5 лет) и школа II ступени (срок обучения – 4 года).
Начиная с 1927 г., для школ II ступени были приняты обязательные учебные планы и программы. В учебном плане выделялось два цикла: общественные и естественнонаучные дисциплины.
Особое внимание в школах II ступени уделялось политехническому обучению и трудовому воспитанию. Помощь им должны были оказывать школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), профшколы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные станции, заводы, фабрики, колхозы, посылая своих специалистов для обучения школьников профессиям и т.д. В 1926-1934 гг. существовало два типа школ I ступени: в городах и рабочих, поселках фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1939 г. – колхозной) молодежи (ШКМ). Окончившие эти школы могли поступать в 8 класс, т.е. в школу II ступени или в средние профессиональные учебные заведения. В ФЗС учащимся давались некоторые навыки промышленного труда, а в ШКМ – сельскохозяйственного.
Вся работа по замене традиционной школы новой Единой трудовой школой организовывалась и возглавлялась Наркомпросом.
Первым Наркомом просвещения был назначен Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933 гг.). Все его публикации по вопросам просвещения были посвящены пропаганде коммунистических идей в области воспитания. Так, в статье «Воспитание «нового» человека» (1928 г.) он писал, что ребенок должен воспитываться для социалистического общества. Эта установка определяла все направление строительства советской школы.
Главным деятелем Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939 гг.). Она опубликовала ряд статей и брошюр по вопросам трудового обучения и политехнического образования, содержания и методов обучения в школе, об учителе, об образовании взрослых, дошкольном воспитании, о деятельности пионерских организаций и т.д.
В целом, весь процесс строительства Единой трудовой школы имел идейно-политическую направленность.
Содержание образования и методы учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях России в 1917-1920-х гг.
Создание советской школы потребовало коренного пересмотра подходов к содержанию и методам общего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для учащихся, в методических пособиях для учителей.
В 1921 г. Наркомпросом РСФСР были изданы «Программы семилетней Единой трудовой школы». В них была сделана попытка установить связь обучения с современностью, создать условия для развития инициативы как у учащихся, так и у учителей. Вместе с тем в них отсутствовал единый подход к отбору образовательного материала: в предметах естественно-математического цикла не уделялось должного внимания теоретическим аспектам, а при изучении дисциплин гуманитарного цикла господствовали абстрактно-социологический схематизм, идеологизация и политизация содержания отдельных предметов независимо от возраста учащихся. Коренные изменения в содержание образования и его организацию были внесены в 1923 г., когда в практику школы стали вводиться так называемые комплексные программы, подготовленные научно-педагогической секцией Государственного ученого совета (ГУСа). Жесткая политизация и идеологизация, рассмотрение человеческой личности как средства для построения коммунистического общества были положены в основу всего учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с этими принципами содержание учебного материала в программах ГУСа концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество. Внимание акцентировалось на трудовой деятельности человека, которая должна была изучаться в связи с природой как объектом этой деятельности и общественной жизнью как следствием трудовой деятельности. При комплексном построении учебных программ предметная система обучения практически ликвидировалась.
При распределении содержания учебного материала по годам обучения за основу брался принцип «от близкого к далекому». Так, на первом году обучения весь учебный материал группировался вокруг жизни ребенка в семье и школе и изучался близкий для детей труд, который рассматривался в связи с изменениями в природе в различные времена года и т. д.
В школах II ступени предметная система сохранялась, а программы учебных предметов строились с учетом их взаимосвязей. Однако и здесь учебный материал стремились концентрировать вокруг комплексных тем.
Опыт реализации новых программ показал, что они хотя и помогали устанавливать связь между школой и жизнью, привлекать учащихся к активной общественно полезной деятельности, однако не обеспечивали овладения учащимися систематическими знаниями.
Все это привело к тому, что в 1927-1928 учебном году были введены программы ГУСа в новой редакции – первые обязательные для всех школ РСФСР государственные программы. Они предполагали сочетание комплексного и предметного обучения.
Главное внимание Наркомпроса и органов образования уделялось реализации большевистской идеи политехнического образования. Принцип политехнизма, политехнического образования проявлялся в стремлении к максимальному соединению обучения с производительным трудом, который должен был иметь общественно значимый характер.
В 1927 г. труд был введен в школу как особый предмет обучения. Учащиеся знакомились с основными производствами, с различными материалами и инструментами. Ставилась задача выработать у них трудовых умений и навыков. В школе I ступени детей обучали первоначальным умениям работать с деревом, бумагой, тканью, металлом, глиной, для этого должны были создаваться специально оборудованные рабочие комнаты. Учащиеся старших групп школ-семилеток работали в школьных мастерских, обучаясь более сложным трудовым приемам.
Внимание к политехническому образованию и трудовому обучению школьников нашло отражение и в программах, введенных в 1930 г. Они были построены, как и предыдущие, на основе сочетания комплексности и метода проектов и предназначались для фабрично-заводских семилеток (ФЗС), основное назначение которых усматривалось в подготовке выпускников к работе на фабриках или заводах.
Основной организационной формой обучения в школе постепенно становился урок. Была признана целесообразной дифференцированная оценка знаний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Серьезное внимание стало уделяться подготовке стабильных учебников по всем предметам. К этому были привлечены педагоги и крупные ученые.
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 10414 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Как изменились русская школа и школьная программа после 1917 года
Школьное образование после революции сильно изменилось. Были запрещены телесные наказания, мальчикам и девочкам разрешили учиться вместе, стали выходить учебники на национальных языках. А ещё в школах появились новые предметы.
До 1917 года в Российской Империи были разные типы начального и среднего образования, поэтому единой школьной программы просто не существовало. При одном только Министерстве народного просвещения было 30 типов начальных училищ. Да и само слово «школа» стало официальным названием для всех общеобразовательных учебных заведений только после революции.
Советский педагог Николай Чехов в книге «Типы русской школы в их историческом развитии» писал: «Едва ли какая-нибудь другая страна в мире представляла когда-нибудь такую пёструю картину организации школьного дела, какую представляла Россия ко времени революции 1917 года».
В 1918 году вышло положение «О единой трудовой школе РСФСР», по которому всем школам присваивалось название «Единая трудовая школа». Обучение в школах нового типа провозглашалось бесплатным, обязательным и совместным. Преподавание любого вероучения было запрещено, телесные наказания отменялись. Планировалось разделить школы на две ступени. Первая ступень — пятилетний курс для детей от 8 до 13 лет, вторая ступень — четырёхлетний курс для детей от 13 до 17 лет. Но из-за послереволюционной неразберихи многое из задуманного осуществить не удалось. Ситуация в образовании постоянно менялась, школьные программы устаревали, не успев выйти из печати.
В конце 1922 года структура школ стала такой: I ступень — четыре года обучения, II ступень — пять лет обучения с разделением на два концентра (учебных цикла). В 1923 году появилась школьная программа для таких школ.
Как изменилась школьная программа
До революции самым распространённым типом начальных училищ были земские школы, которые условно соответствуют I ступени обучения в единой трудовой школе. В земских школах было пять обязательных предметов:
На I ступени обучения в единой трудовой школе из программы убрали Закон Божий и книги церковной печати. Школьная программа расширилась до девяти предметов:
В высших начальных училищах до революции (соответствуют II ступени обучения в единой трудовой школе) было 11 предметов:
На II ступени обучения в единой трудовой школе естествоведение разделилось на биологию с геологией и химию, физика стала отдельным предметом, из программы убрали историю и черчение:
В рамках курса по обществоведению школьники учили историю социализма, политическую грамоту и историю труда (политическую экономику). Математика состояла из алгебры, геометрии и тригонометрии. Курс по биологии с геологией включал зоологию, ботанику, геологию с минералогией, физиологию человека с гигиеной и общую биологию.
Отдельное внимание уделялось развитию национальных школ. В 1922 году начало свою работу Центральное восточное издательство, которое выпускало учебники на чувашском, татарском, адыгейском и других языках. Дети разных национальностей получили учебники на родном языке.
Всё это привело к увеличению грамотного населения в СССР. С 1914 года по 1936–1937 года количество учащихся в начальных и средних школах выросло в 3,6 раз, а учеников только средних школ — в 18 раз.
Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем образования, рассматривая их как решающие для судеб страны.
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), возглавляя Наркомпрос до 1929 г., занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества.
Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.
Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение существовавшей системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, было запрещено преподавание древних языков и религии. На протяжении 1918 г. вышел ряд правительственных документов, которые должны были стать законодательной основой школьной реформы: об отделении церкви от государства и школы от церкви, о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке, о введении во всех типах школ совместного обучения и др.
1920-х гг. проверялись варианты структуры школьного обучения, готовились новые учебные программы, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Была основана государственная система опытно-показательных учебных заведений (ОПУ). Одновременно происходила большевистская политизация просвещения.
Оптимистические обещания большевиков и школьная реальность находились в вопиющем противоречии. Школьные здания пребывали в запустении. Учебники можно было достать только за большие деньги. Для учеников не хватало бумаги, чернил. Наблюдался массовый уход учителей из школ. Рассыпалась сложившаяся сеть учебных заведений.
В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: С.Т. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Толстов (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. ОПУ были пионерами иной организации обучения. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения («Дальтон-план», «Метод проектов» и пр.), трудового обучения и др.
Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921,1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Ценными в комплексных программах были попытки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов («активно-трудовой», «исследовательский», «лабораторный», «экскурсионный» и пр.).
В течение 1920-х годов опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4+5 или 5+4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр.
Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Руководство страны и ВКП (б) приняли постановление О начальной и средней школе (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школы на предметные программы.
Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем неграмотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать.
«В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». ( Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года.)
Владимир Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Культурная революция включала широкий комплекс задач социалистического строительства в области культуры. Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Не зря Ленин на съезде работников просвещения заявил:
«Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется всё, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти».
Таким образом, большевики совершенно верно и точно определили роль школы в советском проекте. Только массы образованных и технически грамотных людей могли простроить социалистическое государство.
Надо отметить, что первый этап существования советской системы образования был связан с разрушением старой системы образования и ликвидацией безграмотности населения. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии, вывели из программы всеобщую и отечественную историю. Для отсева неблагонадёжных учителей была проведена «чистка».
Стоит отметить, что в это время т. н. троцкисты-интернационалисты весьма «порезвились», разрушая русскую культуру, образование и историю. Считалось, что всё, что было при царизме, устарело и реакционно. Поэтому вместе с такими положительными явлениями, как ликвидация безграмотности, частного образования и влияния церкви на школы, было и много отрицательных.
В частности, отказывались от преподавания истории, все цари, полководцы и т. д., попали в отрицательные деятели, убирали из программ русских классиков и мн. другое. Не зря в 1930-е годы (в период сталинизма) многое, что было положительного в сфере образования в Российской империи, восстановили, включая раздельное обучение мальчиков и девочек.
Также стоит помнить, что большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесён Первой мировой и Гражданской войнами. Народное хозяйство было в разрухе. Из-за нехватки средств закрыли многие школы, сократилось количество учащихся.
Оставшиеся школы пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами
не получавшие зарплату, уходили из школ. Полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли. Так, в 1925-1930 гг. расходы на народное просвещение составляли 12-13% от бюджета.
Пути формирования новой школы были определены в документах, принятых в октябре 1918 г.:
«Положении о единой трудовой школе» и
«Основных принципах единой трудовой школы (Декларация).
Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями : первая — 5 лет обучения, вторая — 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан
на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции (в современной РФ эти функции практически разрушены).
Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приёма в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и крестьянам, то есть основным социальным группам страны.
В качестве первоочередной задачи была провозглашена борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому всё население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профсоюзы. Однако выполнить этот план полностью также не удалось.
Не хватало кадров, материальной базы и т. д. Необходимо было прежде всего укрепить основное звено образования — школу, чтобы охватить всех детей.
Таким образом, проблема неграмотности решилась естественным путём.
Во второй половине 20-х годов образование выходит из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и хозяйственной разрухи, начинается регулярное финансирование образования.
Так, в 1927— 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся — на 43%. В 1922—1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, в 1928—1929 учебном году их число достигло 85,3 тысяч. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них — вдвое.
В высшей школе новые власти старались привлечь на свою сторону кадры старой, дореволюционной интеллигенции и не без успеха, и создать новые кадры из представителей рабочего класса и крестьянства. Однако обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не имели даже среднего образования. Для решения этой проблемы были учреждены рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей Советской России. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов.
Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов
с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тысяч.
Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930—1931 учебного года для детей 8—10 лет в объёме
4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, — в объёме ускоренных 1-2-годичных курсов.
Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке.
Расходы на школу в 1929—1930 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925—1926 учебным годом и в последующие годы продолжали расти. Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ.
Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. В итоге к концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учёбой, что решало проблему безграмотности. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала уже более высокие результаты.
В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории.
Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.
В школы пришло новое поколение педагогов, талантливых и добросовестных, любящих детей и свою профессию. Именно эти учителя и создали знаменитую советскую школу, лучшую в мире и которая до сих пор является источником новаций для самых эффективных школьных систем Запада и Востока.
Одновременно была создана система инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений, которые и позволили Союзу стать «сверхдержавой», которая на протяжении нескольких десятилетий успешно противостояла всей западной цивилизации.