Что в рамках информационно коммуникационного подхода к образованию
Что в рамках информационно коммуникационного подхода к образованию
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
Пример итогового теста с ответами
Какая модель учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации?
Теория когнитивной гибкости
Проблемно-ориентированное обучение
Ситуативное обучение
+ «Заякоренный» учебный процесс
Что представляет собой ассимиляция?
+ усвоение нового опыта, который пополняет уже приобретенные учащимся знания
приобретение исключительно позитивного опыта
утрату старого опыта, но приобретение нового опыта
приобретение исключительно негативного опыта
Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:
+ объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов
+ объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года
объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые двадцать лет
+ ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей
Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – активный, а не пассивный процесс»?
+ В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения
Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
В рамках каких теорий проводятся исследования в области когнитивного обучения?
+ теория конструктивистских моделей учебного процесса
+ ситуативная модель процессов познания
+ социокультурная теория
модель учебного процесса «мастер–мастер»
Принцип интерактивности при обучении с применением ДОТ заключается в том, что (укажите наиболее полный ответ):
+ в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения преподаватель постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
Что представляет собой аккомодация?
разрушение сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование новой системы понятий с учетом приобретенного опыта
+ модификация сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование ложной системы понятий с учетом приобретенного негативного опыта
Укажите основные недостатки очной формы обучения:
+ сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
обучение в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях
+трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий
+субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения
Как и Пиаже, Брюэр подчеркивал, что обучение – это активный процесс, в ходе которого учащиеся создают новые идеи и концепции на базе ранее полученных знаний и опыта. Он выявил основополагающие принципы преподавания. Какие?
+ содержание учебного процесса необходимо спланировать так, чтобы облегчить учащимся экстраполяцию и/или заполнение пробелов в знаниях (возможность выхода за пределы предоставляемой учителем информации)
учебный процесс должен иметь максимальную эффективность, какой бы ценой это ни достигалось
+ учебный процесс следует структурировать таким образом, чтобы учащемуся было легко учиться (спиральная организация)
+ преподавание должно быть основано на опыте и контексте, которые обуславливают желание и способность детей учиться (готовность);
В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, которая характеризуется следующими тезисами:
+Обучение – активный, а не пассивный процесс
+Обучение – естественный процесс
+Обучение – социальный процесс
Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – естественный процесс»?
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
+Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения.
Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:
+следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы
-учащимся надлежит ограничить доступ к сети Интернет
+преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости учащихся
+преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и сети Интернет
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире.
Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.
Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса.
Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.
Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.»
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательном и воспитательном процессе.
Картополова К. Ю., учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №15», г. Берёзовский, Кемеровская обл
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.
Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.
Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ
В настоящее время преподаватели сталкиваются с необходимостью использования новых информационных и коммуникационных технологий для достижения студентами компетенций, которые потребуются им в будущей профессиональной деятельности. Такой подход влечет за собой значительные перемены в традиционных образовательных моделях.
Изменения в процессе обучения, открытый доступ к информации со стороны преподавателя и обучаемого создают неограниченные потенциальные возможности в образовательном процессе.
Два фактора, представляющие эти новые возможности образуют продукт общего процесса развития. Прежде всего, это объем информации, существенно превышающий тот, что предоставлялся в предыдущие годы, и современные средства коммуникации, способствующие удовлетворению образовательных потребностей.
Отметим, что для повышения уровня и качества образования необходимо:
· предоставить свободный доступ обучающимся и преподавателям к современным цифровым технологиям и Интернету;
· все цифровые ресурсы должны быть значимыми, качественными, представляющими общекультурную ценность;
· высокие стандарты знаний, обучающихся должны поддерживаться не только с помощью новых цифровых средств, но и квалификацией преподавателя в области информационных технологий.
Обозначенные условия требуют постановки новых задач с целью преобразования учебных программ, а также качественной подготовки преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий для эффективного формирования у студентов навыков и умений, позволяющих успешно применять полученные знания в информационно насыщенной, постоянно меняющейся среде.
Новая парадигма этого процесса формируется в некотором противоречии с традиционной формой. Обучение и познание это – естественные процессы для человеческого мозга, однако восприятие информации носит индивидуальный характер. Следовательно, при организации учебного процесса для каждого индивида необходимо учитывать различные способы и стили обучения, использовать визуальную, графическую информацию, музыкальное сопровождение и другое. Такие формы обучения, несомненно, повысят мотивацию студентов в процессе познания, а использование компьютера при выполнении прикладных задач сделает обучение серьезнее и интереснее по сравнению с традиционными методами.
Поскольку обучение является социальным процессом, то систему знаний логичнее формировать в коллективах. Об этом свидетельствует популярность различных тренингов, языковых групп и т.д. Модель совместной работы применяется не только на производстве, но и в учебной практике, помогая усвоению знаний путем общения со студентами в группе, преподавателями, другими людьми, принимающими активное участие в решении различных задач. Использование информационных и коммуникационных технологий открывает перед преподавателями и обучающимися возможности для обмена и плодотворного сотрудничества с единомышленниками по всему миру, предлагая в распоряжение такой инструментарий как Интернет. Внедрение мультимедийных технологий и использование Интернета, способствует формированию социокультурной компетенции под углом личностного восприятия [3].
Представляется важным отметить тот факт, что обучение должно носить активный, а не пассивный характер. Традиционные методы обучения требуют от студентов запоминания и описания известной информации, что является пассивной формой деятельности, не обеспечивающей полного вовлечения обучаемого в учебный процесс, связанный с решением реальных задач, созданием собственных произведений, выполнением исследовательских проектов, поощряющих творческую активность, участием в дискуссиях и самостоятельных выступлениях. Творческая активность позволяет пополнять, комбинировать когнитивный набор знаний, включать в процесс познания сложную сеть ассоциаций, тем самым способствует мозгу человека осуществлять обработку большего объема информации.
Обучение также тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста. Разработанная Прибрамом [2] так называемая, холистическая теория «целостного мозга» исходит из того, что легче усваивается информация, представленная как единое целое, а не исключительно в виде последовательности элементов информации. Ассоциативные связи, возникающие при изучении отношения между элементами, облегчают задачу понимания и усвоения информации. Эти связи не могут быть сделаны непосредственно в сознании обучающихся. Важной задачей преподавателя является предоставить соответствующую информацию, затем обучаемый открывает ее для себя сам. Даже неоднократное повторение информации не дает надежной гарантии для ее усвоения. Различные способы в создании связей и интеграции знаний, предлагаемые преподавателем, способствуют успешному учебному процессу.
Концепция традиционных методов преподавания, базирующихся на подчинении единому стандарту и исправлению недостатков обучаемых, вступает в противовес с современной, которая уделяет большое внимание разнообразию. Учебная деятельность формируется исходя из конкретных интересов, специфики, индивидуальных различий, с учетом сильных сторон студентов, позволяющих помочь процессу познания.
Известно, что эффективность обучения оценивается исходя из критерия успешности выполнения различных тестов, задач, проектов. Преподавателями, как правило, проводится весь коммуникационный и мыслительный процесс, исключающий взаимообмен информацией с обучающимися. Роль учащихся, как рецепторов, в этой коммуникационной работе – пассивная, не позволяющая развить когнитивные знания и умения для решения прикладных задач. Вне всякого сомнения, большой объём информации, передаваемый студенту, полезен с точки зрения механического запоминания и позволяет преподавателю достаточно быстро сообщить новый материал, но, как отмечал Дрисколл [1], мы должны воспринимать учащихся не как «пустые сосуды, ожидающие пока их, наполнят, но и как живые организмы, стремящиеся к познанию».
Сегодня мало найдется студентов, которые хотят быть пассивными участниками процесса познания. Вступив в эру компьютерного обучения, мы раскрыли для себя неограниченный доступ и обмен информацией. Приход «сетевого поколения» положил начало перехода от «трансляционного» обучения к обучению «интерактивному». Современный мир требует умения и навыка работать в команде, коллективе, развивать индивидуальный, творческий ум для достижения различных целей. Вместе с тем, меняются наши представления о том, какие знания необходимы сегодня для реализации успешности. Приходит понимание необходимости умения ориентироваться в огромном объеме информации, анализировать и принимать решения.
Сказанное выше определяет необходимость значительной активизации позиции обучаемого в современном учебном процессе, а также изменения свойства самой учебной среды. Термин «образовательная среда» подразумевает влияние условий образования на обучающегося [4].
По сравнению с традиционной, учебная среда активизирующая роль учащегося предполагает использование интерактивных моделей, в которых преподаватель учится вместе с обучаемой группой. Механическое заучивание и повторение информации заменятся на накопление фактов и их трансформацию, что способствует повышению качества усвоения и как следствие уровня успешности обучения. Итоговая аттестация проводится, используя индивидуальный критерий компетентности, по сравнению с общим тестовым не отражающим реальный уровень творческого усвоения нового материала.
Смена ориентиров позволит создавать учебные среды, более насыщенные мотивационными факторами. Роль преподавателя в учебном процессе не будет ограничиваться только «ретрансляцией знаний», он станет помощником, навигатором и коллегой для своих студентов, а обучающиеся будут более самостоятельны и ответственны в поиске знаний.
Изменение роли преподавателя от авторитета в изучаемой сфере познания к роли наставника, стоящего не над учениками, а слегка впереди, предоставляет новые возможности для учебы с увеличением уровня ответственности при проведении итоговой аттестации.
Роль учащегося, занимающего отнюдь не пассивную позицию в системе обучения обусловливает его творческую деятельность в поиске наиболее эффективных средств процесса познания, мотивируя на получение знаний на уровне эксперта.
В итоге констатируем, что:
1. Новые знания об обучении людей позволяют создать более эффективные системы, ориентированные на активное вовлечение учащихся в процесс познания.
2. Взаимосвязь между профессиональной подготовкой преподавателей и возможностями использования информационных и коммуникационных обусловливают более высокий уровень системы образования.
3. Учет таких факторов как содержание учебного процесса, культурная среда, лидерские качества, кругозор осуществляет готовность к постоянному повышению квалификации и восприимчивости к переменам.
4. Компетентность преподавателей и студентов в области информационных и коммуникационных технологий существенно повышают роль стандартов, регламентирующих стратегию планирования процессов обучения.
Список литературы
1. Дрисколл М. О бытии и сущности Бога. – М.: «In Lumin Media», 2010 г. – 92 с.
2. Прибрам К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. – М.: «Прогресс», 1991. – 412 с.
3. Федюковский А. А. Лингвистическое образование в условиях социально-экономических преобразований. – СПб.: «СПбУТУиЭ. Ученые записки №4 (52)», 2015. – 106 с.
4. Федюковский А. А. Образовательная среда как педагогический феномен в лингвистическом образовании. – СПб.: «СПбУТУиЭ. Ученые записки №4 (30)», 2015. – 93 с.