Что в мероприятиях нового курса было нетрадиционным для американцев
«Новый курс» Ф. Рузвельта
Урок предназначен для проведения среди учащихся 2 курса системы СПО.
Просмотр содержимого документа
««Новый курс» Ф. Рузвельта»
УРОК 16 «Новый курс» Ф. Рузвельта
Цель: объяснить суть «нового курса»; проанализировать изменения в социально-экономической и политической сферах США в период «нового курса»; определить его значение и последствия; формировать умения анализировать, обобщать и систематизировать исторический материал; составлять портрет исторической личности на примере президента Ф. Рузвельта; показать роль государства в сохранении основ демократии в период кризиса; доказать дееспособность политики вмешательства государства в экономические процессы в период кризиса.
Тип урока: комбинированный
Метод: беседа, рассказ, работа с учебником, схемой
Основные знания: президентство Ф. Рузвельта; закон о восстановлении промышленности (НИРА); «кодекс честной конкуренции»; закон о регулировании сельского хозяйства; система социальной защиты населения; сопротивление политике реформ; кейнсианство.
Понятия и термины: «новый курс»; закон НИРА; «кодекс честной конкуренции»; ААА («Билль о помощи фермерам»); кейнсианство.
Основные даты и события: 1933—1939 гг. — политика «нового курса»; 12 мая 1933 г. — принятие «Билля о помощи фермерам»; 16 июня 1933 г. — принятие закона о восстановлении промышленности (НИРА); 14 августа 1935 г. — принятие закона Вагнера (закон о социальном обеспечении).
Личность в истории: Ф. Рузвельт.
Оборудование урока: политическая карта мира; атлас, портрет Ф. Рузвельта.
І. Организационный момент
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
ІІІ.Мотивация учебной деятельности учащихся
ІV.Изучение нового материала
Избрание Ф. Рузвельта президентом США.
Суть и особенности «нового курса» Ф. Рузвельта.
Последствия «нового курса» для США.
V.Закрепление новых знаний и умений учащихся
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1. Приведите определение следующих понятий: «просперити», «Великая депрессия», мировой экономический кризис.
2. Назовите имена президентов США периода «просперити» и укажите годы их президентства.
3. Перечислите характерные черты периода «просперити».
4. Проанализируйте последствия «Великой депрессии» в США, используя материалы таблицы.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Слово учителя.
Одним из наиболее интересных периодов американской истории XX в. стал период «нового курса». Это было время интересных, масштабных социально-экономических и политических реформ, итогом которых стало усиление государственного вмешательства при решении проблем общественного развития страны. В ходе массового подъема движения социального протеста закладывались главные основы долговременной политики, построенной на огосударствленном подходе при решении социально-экономических проблем страны. Президентство Ф. Рузвельта — яркий пример дееспособности президентской власти в США, воплощения новых воззрений на ее роль и место в политической системе американского общества.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Постановка проблемного вопроса.
Можно ли согласиться с тем, что политика «нового курса» Ф. Рузвельта явилась попыткой выхода из глобального кризиса?
Предлагаются два варианта изучения вопроса: самостоятельная работа с текстом учебника и заслушивание сообщений учащихся.
Самостоятельная работа по учебнику.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом учебника.
Краткие сообщения учащихся.
Заслушиваются сообщения о Ф. Д. Рузвельте. Учитель в случае необходимости дополняет и комментирует выступления учащихся.
Франклин Делано Рузвельт родился 30 января 1882 г. в семье, принадлежавшей к деловой элите США. Он окончил привилегированную частную школу в г. Гротоне, а с 1900 по 1907 г. обучался в Гарвардском университете и в юридической школе Гарвардского университета, избрав профессию адвоката. Уже в те годы он проявил себя стойким и мужественным человеком, прагматиком, который умел понимать, угадывать и прогнозировать потребности и устремления окружающих его людей. В 23 года он женился на Элеоноре Рузвельт, племяннице президента США Теодора Рузвельта. После окончания университета Франклин работал в небольшой конторе, которая обслуживала крупные корпорации. Однако с 1910 г. политика стала его призванием и делом всей оставшейся жизни. Он баллотировался и был избран в законодательный орган власти штата Нью-Йорк.
Рузвельт проявил незаурядное понимание общественно-политической реальности в США и приобрел известность как политик-реформатор. В годы президентства В. Вильсона Рузвельт занял пост заместителя морского министра. Одновременно с приобретением опыта административной работы он стремился воплотить в своем ведомстве концепцию необходимости всемерного усиления исполнительной власти как основного рычага управления страной.
На выборах 1928 г. Рузвельт был избран губернатором крупнейшего штата страны — Нью-Йорка. Одним из первых его заявлений было то, что «нужно теперь думать об ограничении эксцессов свободного предпринимательства. Лозунг республиканцев — «больше бизнеса в правительстве и меньше правительства в бизнесе» — определенно устарел».
Однако в 1929 г. грянул мировой экономический, кризис. Федеральное правительство все еще стремилось убедить граждан, что обстановка улучшится. Следствием стали нищета десятков миллионов людей, безработица, крах бирж и закрытие банков, паралич экономики.
Штат Нью-Йорк стал экспериментальной площадкой, на которой административными мерами стремились смягчить губительные последствия кризиса. Результаты действий губернаторской администрации продемонстрировали, что разнообразные государственные программы смогут помочь народу.
На президентских выборах 1932 г. стало понятно, что время республиканцев ушло. 22 млн 833 тыс. избирателей поддержали Ф. Д. Рузвельта, предложившего рецепт спасения американского образа жизни — «новый курс».
1. Почему республиканцы во главе с президентом Гербертом Гувером потерпели поражение на выборах 1932 г.? (Ответ обоснуйте.)
2. Что способствовало победе демократов во главе с Ф. Рузвельтом на президентских выборах 1932 г.?
Коллективная работа по заданию.
Выберите из предложенного перечня моменты, способствовавшие избранию в 1932 г. Ф. Рузвельта президентом США:
а) популярность Рузвельта как сторонника социалистических идей;
б) надежда на то, что Рузвельт выведет страну из кризиса;
в) неверие в политику предыдущего президента Г. Гувера;
г) внешнеполитическая платформа Рузвельта;
д) курс Рузвельта на государственное регулирование экономики;
е) антирасистские взгляды Рузвельта;
з) значительные средства, вложенные в предвыборную кампанию и позволившие ему обойти соперника;
2. Суть и особенности «нового курса» Ф. Рузвельта.
Предлагается один из вариантов изучения вопроса.)
Коллективная работа со схемой.
США: от периода «просперити» к «новому курсу»
Итоги Первой мировой войны
Крах политики «просперити»
Активизация американского индивидуализма
«Великая
Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию
Историк Бертон Фолсом развенчивает идиллическую легенду о Новом курсе Франклина Рузвельта – экономической политике, которая якобы спасла капитализм в условиях беспрецедентного всемирного экономического кризиса. Согласно Фолсому, программы Нового курса тормозили восстановление экономики, отличаясь хаотическим планированием и расточительными государственными расходами на фоне беспрецедентного повышения налогов. Автор анализирует реализацию нескольких наиболее масштабных и вредных программ: деятельность администрации восстановления национальной промышленности, администрации по регулированию сельского хозяйства, корпорации финансирования реконструкции и двух управлений общественных работ. Особое внимание автор уделяет использованию федерального финансирования в политической борьбе на президентских и промежуточных (сенаторов и конгрессменов) выборах 1934–1938 гг., в борьбе с региональными политическими и деловыми элитами. Федеральные средства направлялись не в те штаты, где этого требовала экономическая ситуация, а туда, где они позволяли приобрести голоса избирателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Как создавался миф: Рузвельт и новый курс
9 мая 1939 г. Генри Моргентау-мл., министр финансов и один из самых влиятельных людей Америки, сделал поразительное признание. Он сообщил об этом потрясающем факте демократам, которые возглавляли бюджетный комитет в палате представителей. Изливая душу перед соратниками по партии, Моргентау, возможно, размышлял об иронии ситуации.
Но в мае 1939 г. у Моргентау возникли проблемы. Великая депрессия — самая разрушительная экономическая катастрофа в истории Америки — не только продолжалась, но и усугублялась. Например, безработица вновь превысила 20 %-ную отметку. При этом присутствовал Моргентау, министр финансов, кладезь информации о статистике по американской экономике в 1930-е годы; его лучшим другом был президент США и автор Нового курса; ключевые общественно-политические решения могли увидеть свет лишь с одобрения Моргентау. И все же, при всей своей власти, Моргентау чувствовал себя беспомощным. И вот прошло почти два полных срока правления Рузвельта и Нового курса, и перед нами ошеломляющие слова Моргентау — его признание, честно сделанное перед собратьями-демократами в Бюджетном комитете палаты представителей: «Мы попытались тратить деньги. Мы расходуем больше, чем когда-либо, но это не работает. Меня волнует только одно, и если я ошибаюсь… пусть кто-нибудь другой займет мое место. Я хочу, чтобы наша страна процветала. Я хочу, чтобы у людей была работа. Я хочу, чтобы у людей было достаточно еды. Мы так и не выполнили своих обещаний… После восьми лет работы этой администрации я говорю, что в стране сейчас тот же уровень безработицы, с которого мы начинали… И огромный государственный долг в придачу!» [5]
Этими словами Моргентау подвел итоги катастрофического десятилетия, в особенности времени правления Рузвельта. В самом деле, средний уровень безработицы в течение всего 1939 г. был выше, чем в 1931 г., за год до того, как Рузвельт сменил на посту президента Герберта Гувера. Целых 17,2 % американцев, или 9 480 000 человек, не имели работы в 1939 г., что выше, чем в 1931 г., — тогда было 16,3 %, или 8 020 000 человек. Но есть и положительный момент: 1939 г. был лучше, чем 1932-й и 1933-й, когда Великая депрессия достигла дна, но все же хуже, чем 1931-й, который был тогда худшим годом по уровню безработицы за всю историю США. Ни одна депрессия или рецессия никогда не длилась и половину этого срока.
Рузвельт и историки
Верно ли, что Новый курс, вместо того чтобы покончить с Великой депрессией, на самом деле ее продлил? Важно задуматься над этим вопросом. Почти все историки этого периода оценивают Рузвельта как очень хорошего или великого президента, а программы Нового курса — как движение в правильном направлении. За немногими исключениями историки щедро расхваливают Рузвельта как эффективного новатора, а Новый курс — как программу, в которой отчаянно нуждалась находившаяся в депрессии страна и которая ей очень помогла.
Примеры столь восторженной оценки находим у двух наиболее выдающихся американских историков XX в., Генри Стила Коммаджера и Ричарда Морриса. Коммаджер за время своей впечатляющей карьеры в Колумбийском университете и колледже Эмхерста, написал более сорока книг, став, возможно, самым популярным историком столетия. С первого года правления Рузвельта Коммаджер читал лекции и писал статьи в защиту Нового курса. Его младший коллега по Колумбийскому университету Ричард Моррис был плодовитым писателем и президентом Американской исторической ассоциации. Вот как оценивали Рузвельта и Новый курс Коммаджер и Моррис:
«Характер республиканского правления в 1920-е годы был абсолютно негативным; характер Нового курса был в высшей степени позитивным. „Страна просит действий, причем немедленных“, — сказал Рузвельт в первой инаугурационной речи и попросил „широких властных полномочий для борьбы с чрезвычайной ситуацией“…
В оценке Коммаджера и Морриса можно выделить четыре основных пункта защиты Рузвельта и Нового курса, которые были приняты большинством историков в последние 70 лет: во-первых, 1920-е годы были эпохой экономического бедствия; во-вторых, программы Нового курса исправили ошибки 1920-х годов и стали шагом в правильном направлении; в-третьих, Рузвельт (и Новый курс) были очень популярны; в-четвертых, Рузвельт был хорошим администратором и моральным лидером.
Первый миф. Как писали Коммаджер и Моррис, «характер республиканского правления в 1920-е годы был абсолютно негативным; характер Нового курса был в высшей степени позитивным». Иными словами, 1920-е годы были сплошной экономической катастрофой, приведшей к Великой депрессии, а Новый курс Рузвельта предложил полезные инструменты для смягчения ситуации, частичного восстановления и реформирования американской экономики.
Чтобы отстоять этот взгляд, и Шлезингер, и Лехтенберг поддерживают тезис недопотребления, согласно которому Великая депрессия ускорилась потому, что у рабочих не было адекватной покупательной способности в 1920-е годы, чтобы покупать продукцию индустриальной Америки. По Шлезингеру, «намерение руководства [в 1920-х годах] поддерживать цены на определенном уровне… означало, что рабочие и фермеры были лишены преимуществ от роста их собственной производительности труда. Следствием стал относительный спад массовой покупательной способности». Президент Калвин Кулидж и его министр финансов Эндрю Меллон способствовали резкому расслоению в уровне доходов, понизив налоги на богатых. «Налоговая политика Меллона, — пишет Шлезингер, — делавшая акцент на послаблениях для миллионеров, а не для потребителей, лишь усугубила искажения в распределении доходов и накопление избыточных сбережений». Лехтенберг развивает ту же мысль: «Коль скоро мы признаём теорию, что недопотребление объясняет Великую депрессию, а я именно так и считаю, то можно сказать, что вина лежит на президентах 1920-х годов…» [20]
Эта недавняя критика Рузвельта и Нового курса слегка видоизменяет, но не подрывает легенду о Рузвельте. Названные четыре пункта защиты остаются нетронутыми и обычно обнаруживаются в большинстве исторических работ о Новом курсе и фактически во всех сегодняшних учебниках по истории Америки.
Сказанное можно проиллюстрировать двумя примерами. Дэвид Кеннеди и Джордж Макджимси, которых с той или иной мерой условности можно отнести к «школе ограничений», недавно написали книги об эпохе Рузвельта. Книга Кеннеди получила Пулитцеровскую премию по истории, а книга Макджимси вошла в знаменитую серию, посвященную американским президентам. Кеннеди прославляет «замечательное поколение ученых», которые выступили «первопроходцами в деле изучения эпохи Нового курса». Цитируя Лехтенберга, Шлезингера и четырех других похожих историков, он пишет: «Хотя я порой и не соглашаюсь с их акцентами и оценками, они заложили основу, на которой базируется все дальнейшее изучение этого периода, включая мое собственное». Кеннеди, как и его предшественники, приходит к выводу: «Новый курс Рузвельта был гостеприимным особняком со множеством комнат, местом, в котором миллионы его сограждан могли найти по крайней мере некую толику… безопасности…». Макджимси, как и его предшественники, хвалит Рузвельта: «Ни один президент в нашей истории не был столь мужественен, прозорлив и стоек в решении труднейших проблем, как Рузвельт». Макджимси заключает, что «одно из крупнейших достижений Рузвельта состояло в создании институциональной структуры для современного государства благосостояния… Последующие президенты, — одобрительно замечает Макджимси, — свободнее, чем прежде, использовали государство в творческих целях». [27]
Поскольку уровень безработицы в стране в минувшем апреле 1939 г. составлял 20,7 %, в признании Моргентау имеется зерно истины.
Возможно ли, что легенда о Рузвельте на самом деле миф?
Урок истории по теме «Новый курс Рузвельта»
Тип урока комбинированный
«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Познакомить учащихся с сущностью «нового курса», его последствиями и значением для США
формировать умения анализировать, обобщать и систематизировать исторический материал;
составлять портрет исторической личности на примере президента Ф. Рузвельта; показать роль государства в сохранении основ демократии в период кризиса;
доказать дееспособность политики вмешательства государства в экономические процессы в период кризиса.
Развивать навыки самостоятельной работы с картой, дополнительной литературой; давать оценку историческим событиям. Сопоставлять различные взгляды и делать выводы, формировать интерес к историческим знаниям, умение работать и ИКТ.
Воспитывать уважительное отношение к людям, толерантность.
Основные понятия, даты, термины, изучаемые на уроке
президентство Ф. Рузвельта; закон о восстановлении промышленности (НИРА); «кодекс честной конкуренции»; закон о регулировании сельского хозяйства; система социальной защиты населения; сопротивление консервативных кругов политике реформ; «новый курс»; закон НИРА; «кодекс честной конкуренции»; ААА («Билль о помощи фермерам»).
1932-1945 – президенство Ф.Д.Рузвельта
1933-1939 гг. – политика «нового курса»
12 мая 1933 г. – принятие «Билля о помощи фермерам»
16 июня 1933 г. – принятие закона о восстановлении промышленности (НИРА)
14 августа 1935 г. – принятие закона Вагнера (закон о социальном обеспечении).
ИКТ, исследовательский метод, технология опережающего обучения, метод демонстрации.
политическая карта мира; атлас; портрет Ф. Рузвельта, презентация «новый курс»
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
«просперити»; «Великая депрессия»; мировой экономический кризис; инфляция; реконверсия.
Какие были последствия Первой мировой войны для США?
Назовите основные причины «Великой депрессии» в США
Назовите имена президентов США периода «просперити» и укажите годы их президентства.
Проанализируйте последствия «Великой депрессии» в США
Мотивация учебной деятельности учащихся
Страны мира по-разному пытались преодолеть кризис перепроизводства. Что же касается США, которые были в эпицентре этих событий, то они с нетерпением ждали прихода Мессии, который путем государственного регулирования экономики вернул бы привычный порядок вещей рядового американца.
Этим человеком станет избранный в 1932 году 32-й президент США, Франклин Делано Рузвельт. Это представитель демократической партии, гражданская позиция которого заслуживает уважения, волей судьбы он станет выдающимся американским политиком XX века.
Изучение нового материала
Краткие сообщения учащихся
Заслушиваются сообщения о Ф. Д. Рузвельте (сопровождается демонстрацией презентации). В случае необходимости они дополняются и комментируются.
Беседа с учащимися
1. Как вы думаете, почему республиканцы во главе с президентом Гербертом Гувером потерпели поражение на выборах 1932 г.? (Ответ обоснуйте.)
2. Какие моменты способствовали победе демократов во главе с Ф. Рузвельтом на президентских выборах 1932 г.?
Коллективная работа со схемой США: от периода «просперити» к «новому курсу»
С целью четкого формирования знаний о необходимости введения «нового курса» как системы экономических мероприятий по выводу страны из кризиса, проработать вместе с учениками схему, прослеживая причинно-следственные связи.
Рассказ учителя Ученики составляют тезисный конспект рассказа учителя.
На выборах 1932 г. Ф. Рузвельт заверял избирателей, что приложит все силы, чтобы «новый курс» спас «забытого человека, т. е. простого американца». Составляющими частями «нового курса» явились:
В марте 1933 г. из-за повального закрытия банков (около 6 тыс.), со временем возобновили свою работу 12 федеральных банковских единиц с правом открытия филиалов, изменения коснулись и налоговой системы – был введен налог на прибыль, наследство. 5 марта 1933 г. принят закон о запрете экспорта золота; позже – закон о девальвации доллара. Проводились и другие мероприятия.
16 июня 1933 г. принят закон о восстановлении промышленности (НИРА). Государство активно вмешивалось в управление экономикой, разделяя американскую промышленность на 17 промышленных групп, обязывая собственников заводов и фабрик принять «кодекс честной конкуренции», который устанавливал: уровень заработной платы; продолжительность рабочего дня; распределение рынка сбыта готовой продукции и т.п. Была создана Национальная администрация по оздоровлению промышленности и т. д.
3. Сельское хозяйство
12 мая 1933 г. принят «Билль о помощи фермерам» (ААА) – повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при одновременном сокращении посевных площадей, поголовья скота, однако эти методы способствовали увеличению качества и интенсивности работы фермерских хозяйств, а в 1936 г. – закон о сохранении плодородия почв.
4. Социальная сфера
14 августа 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении (закон Вагнера, который предусматривал создание государственной системы предоставления помощи вдовам, сиротам, инвалидам, престарелым, страхование безработных и их пенсионное обеспечение). Важным явилось создание «Национальной организации помощи безработным».
5. Внешняя политика
В 1933 г. были восстановлены дипломатические отношения с СССР, а в 1935 г. принят закон о нейтралитете.
Беседа с учащимися
1. Как вы думаете, что в проводимых мероприятиях «нового курса» было нетрадиционным для американцев и могло вызвать их настороженное отношение?
2. Почему противники «нового курса» говорили о «сговоре президента с коммунистами»?
3. Как вы считаете, почему историк Шлезингер заявил, что Рузвельт спас капитализм от ошибочной политики самих капиталистов»?
Самостоятельная работа по заданию.
2-3 учащихся вызываются к доске и, пользуясь учебником, самостоятельно заполняют ячейку «Результат» ранее рассмотренной схемы.
Остальные учащиеся прорабатывают соответствующий абзац учебника.
Коллективная работа по заданию
Учащиеся, вызванные к доске, комментируют содержание ячейки «Результат», оценивая последствия введения «нового курса».
Остальные учащиеся дополняют и в случае необходимости поправляют своих одноклассников.
Последствия «Нового курса Ф.Рузвельта» для США:
Методы Рузвельта способствовали тому, что США уже в 1934 г. преодолели последствия Великой депрессии. Решительные действия президента США стали своеобразным примером для будущих поколений реформаторов, а позитивный пример борьбы США с кризисом был использован рядом других стран (в частности Англией и Францией). Американцы были благодарны своему спасителю и в знак глубокого уважения и доверия избирали его на пост президента четыре раза подряд (1932, 1936, 1940, 1944гг.)
Подведение итогов урока (выставление оценок, замечания по уроку и т. п.)
1. Проработать соответствующий параграф учебника.
2. Записать в тетради реформы «нового курса» и их последствия в виде опорного конспекта.
Презентации к уроку
Оборудование: на доске – запись темы, эпиграф, план урока; раздаточные материалы: тесты, таблицы для заполнения, исторические документы, словари; компьютерные презентации, демонстрационный экран; компьютер
1. Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучение темы “Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века”. Я прошу записать тему нашего сегодняшнего урока: “Новый курс Ф. Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?” Цель нашего занятия проанализировать модель развития американского общества в условиях кризиса и дать оценку “новому курсу”, предложенному президентом США Ф.Д. Рузвельтом: это был путь к тоталитаризму или дальнейшему расширению демократии?
2. Актуализация знаний учащихся:
Учитель: Международные отношения между 2 мировыми войнами подразделяются на 2 периода, которые соответственно охватывают 20-е и 30-е годы. Чем отличаются эти периоды?
(ответ возникает на доске после ответа учащегося).
В каждой из развитых стран в это период встал вопрос о путях выхода из кризиса, это тем более актуально в наши дни, когда современное общество переживает похожие проблемы. И модели выхода из кризиса, продемонстрированные индустриальными странами, оказались различными.
Не видите ли вы определенной закономерности в предложенной схеме?
(Предполагаемые ответы учащихся: страны 1 эшелона – 2 эшелона, победители обиженные).
Учитель: Почему же в конце 20 – хх годов в мире разразился столь мощный экономический кризис? Среди ниже перечисленных положений на слайде выберите те, которые, по вашему мнению, обусловили мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. В случае необходимости внесите в этот перечень дополнительные обстоятельства и аргументируйте свой ответ:
1. США в годы Великой депрессии. Особенности мирового экономического кризиса в стране процветания.
Особенно остро протеал кризис в самой развитой и богатой стране мира? Об этом нам расскажут ваши одноклассники. Выступление учащихся. (Презентация 2. “Экономический кризис в США).
Учитель: Как вы думаете, чем отличался кризис 1929 – 1932 гг. от всех предыдущих?
(Предполагаемые ответы: 1) продолжительность, 2) глубина, 3) всеобщий характер).
В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г. Каждая партия хотела притянуть на свою сторону людей. Но республиканцы не предложили что-нибудь существенно новое. В отличие от них, платформа демократической партии содержала в себе программу так называемого “нового курса” и, что немаловажно, обещание отменить “сухой закон”, действовавший тогда в США. За Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек, что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн. голосов и всего лишь 59 выборщиков. Человек, победивший на выборах 1932 года – кандидат от демократической партии США – Ф.Д. Рузвельт. Давайте познакомимся с этим человеком.
Презентация №3 Франклин Делано Рузвель”. (Выступление учащихся.)
2. Программа Ф. Рузвельта “Новый курс”, её реализация в 1930-х гг.
Затем для проверки появляется слайд с задачами “Нового курса”)
Учитель: В новых условиях появилась теория социально ориентированной рыночной экономики, основы которой были заложены английским экономистом, лордом Джоном Мэйнардом Кейнсом. Его идеи многими воспринимались как социалистические, хотя сам Кейнс считал себя консерватором.
Презентация №4 “Экономическая теория Джона Кейнса” (Выступления учащихся.)
Учитель: Возникла идеология социально ориентированного либерализма, сочетавшая государственное регулирование экономикой с демократическими ценностями. Согласно ей большая роль государства в экономике не только не угрожает правам и свободам граждан, но, напротив, укрепляет их. Именно на основе этой теории Франклин Делано Рузвельт начинает проводить реформы в американском обществе.
Работа с документом. Приложение № 1.
По ходу работы с документом учащиеся заполняют таблицу (работа 15 мин.)
Реформы Ф. Рузвельта
Далее учитель демонстрирует презентацию, по ходу которой учащиеся отвечают на вопросы, используя текст документа.
Презентация №5 “Реформы “нового курса”
“Обычные” методы выхода из кризиса | Причины их неэффективности в 1920 – 1930 – е гг. |
1. Закрытие предприятий, сокращение объема производства, массовые увольнения рабочих | Пример предполагаемого ответа учащихся: Социальная обстановка была и так накалена, к тому же перед глазами был пример России, Германии и др. стран, в которых именно пренебрежение интересами рабочих привело к революциям и росту влияния коммунистических или фашистских партий. |
2. Политика поддержания цен на прежнем уровне | |
3. Протекционизм | |
4. Милитаризация экономики и внешняя экспансия | |
5. Внешние займы | |
6. Завоевание новых рынков сбыта |
Почему Рузвельт был вынужден пойти на этот шаг и не воспользовался “обычными методами”, которые “работали” ранее? Почему эти методы оказались неэффективными в условиях кризиса 1929–1932 гг?
3. Оценка результатов “нового курса”.
Учитель: В 1930 – гг. Американцы высказывали весьма разноречивые мнения о “новом курсе” Ф.Рузвельта.
Известный публицист И.Ф. Стоун:
“Политику Рузвельта можно привести к единому знаменателю только на базе одной гипотезы. мистер Рузвельт намерен идти к фашизму”.
Партийный деятель М. Лернер:
“Логика, лежащая в основе нового курса, очевидна – во все возрастающей степени вырисовывается обнаженный кулак капиталистического государства”.
О некоторых появившихся тогда оценках упоминал в своим выступления и сам Ф.Рузвельт:
“Вы, видящие меня в первый раз, читали в газетах и слышали по радио, что я по меньшей мере людоед – сговариваюсь с коммунистами, уничтожаю богачей, разрушаю древние традиции. ”
Учитель: Особенно резко против “нового курса” выступали противники демократов – партия республиканцев. Чего же они боялись? Сам президент Ф. Рузвельт в 1933 году заявлял, что “в 1933 г. американский народ требовал не урезание демократии, а её расширения. Именно этого я и добился”. Но часть американского общества была совершенно другого мнения. Давайте попробуем составить логическую схему аргументов в пользу мнения Ф.Д. Рузвельта и такую же схему в пользу мнения его противников, обвинявших президента, что он пытается установить в стране социалистический строй и ведет страну к тоталитаризму.
Класс делится на 2 группы, каждая получает карточки, из которых должна выставить логическую схему.
(Затем обе группы демонстрируют свои логический схемы)
Учитель: Реформы «нового курса» относительно быстро вывели американскую экономику из кризиса, хотя и не придали ее развитию того ускорения, на которое рассчитывали их творцы. Главным же итогом «нового курса» стало укрепление роли государства во всех областях жизни США.
Как вы считаете, реформы Ф.Д. Рузвельта действительно вели страну к тоталитарному режиму или способствовали дальнейшему расширению демократии?
(Предполагаемый вывод учащихся: Усиление роли государства во всех областях жизни США осуществлялось не для подавления прав личности, как в странах с диктаторскими режимами, а ради расширения этих прав. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса. При проведении политики “Нового курса” правительством Рузвельта была проявлена гибкость и маневренность учтены интересы различных слоев населения и сделаны уступки трудящимся).
Учитель: Возможно поэтому, сам президент США Ф.Д. Рузвельт называл свою политику “Новым курсом” для забытого человека. И история подтвердила правильность его программы. Ведь сейчас одной из основных задач государств является создание СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА, в котором достойный уровень жизни будет обеспечен всем гражданам. И это ни в коей мере не противоречит принципам демократического государства.