Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий
Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.
Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий
Н ачнём урок с проверки домашнего задания, выполненного в тетрадях. Роль устаревшей лексики важна не только в этой балладе Пушкина, но и во многих произведениях, включённых в курс 6-го класса. Однако учителю нужно быть очень внимательным, чтобы не принять за устаревшие те слова, которые ещё не стали таковыми ко времени создания каждого произведения, а значит, и не выполняли художественной функции.
Учитель может провести сопоставительный анализ баллады и летописного рассказа, последовательно задавая вопросы (см. ниже). Проблемным вопросом в этом случае будет вопрос о том, как Пушкин трактует причину смерти Олега.
1. Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:
• Что значит «вещий”?
• Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет «вещий”? Найдите этот эпизод (или эпизоды) в летописи.
2. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:
• Как и когда меняется место действия в стихотворении?
• Как течёт время в «Песне…»?
4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?
5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:
• Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику?
• Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте своё мнение.
• Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу?
• Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображённые художником князь и кудесник с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев?
• Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.
6. Почему Олег «усмехнулся”, но расстался с конём?
7. Как Олег относился к коню? Аргументируйте своё мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:
• Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конём. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему?
• Почему рука Олега названа «прощальной”?
8*. Как отвечают летописцы и поэт на вопрос о том, почему погиб Олег? Чем их ответы отличаются друг от друга?
9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестаёт называть Олега «вещим”, заменяя этот эпитет на «могучий”. Почему?
10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?
11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?
12*. Почему тризна Олега названа плачевной, а не печальной?
13. Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Тризна по Олегу». Отражено ли на картине настроение финала баллады?
14*. Как вы поняли смысл этого стихотворения?
Н о можно выбрать и более сложный вариант, описанный ниже.
Летописцы тоже сочли нужным рассказать о смерти Олега. Самый подробный рассказ представлен в «Повести временных лет». Что привлекло внимание шестиклассников в этом рассказе? Как в летописи объясняется причина смерти князя? Почему летописец включает этот рассказ в летописный свод? Почему считает необходимым это сделать? Какими деталями поэт дополняет летописный рассказ? Что при этом меняется?
Поиск ответов приводит ребят к пониманию того, что в летописи нет конфликта между Олегом и волхвами. А в чём суть конфликта в «Песни» Пушкина? Это сложный вопрос, и он требует перечитывания текста и помощи учителя.
То, что конфликт связан с жанром произведения, шестиклассники ещё знают плохо. На уроке мы эту связь обнаружим. Мы уже увидели, что Пушкин по-своему трактует летописный сюжет, привнося в него новый конфликт. А как бы вы определили жанр пушкинского произведения? Есть в стихотворении рассказ о событиях? Безусловно. Давайте докажем это и выделим элементы фабулы — экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Будет ли финал стихотворения неожиданным для тех, кто не знаком с историей и ничего не знает о летописном рассказе о смерти Олега? Эти вопросы помогают шестиклассникам соотнести «Песнь…» с жанром баллады. В балладе всегда есть острый конфликт, противоборство, которое заставляет читателя переживать за одного из участников конфликта. И напомним ребятам, что главным в балладе является чувство страха, что страх может быть вызван разными причинами: страх потерять близкого, не достичь своей цели, страх за жизнь, страх остаться в одиночестве, потерять близкого друга… Для этого можно обратиться к балладам, прочитанным в 5-м классе («Лесной царь» И.В. Гёте, «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова, «Перчатка» Ф.Шиллера).
Теперь проследим, как меняются отношения читателей к Олегу и волхву. Начнём с князя. Каким Олег предстаёт в первой части баллады?
В летописи есть несколько записей о князе Олеге, именно из них мы и узнаём о его жизни. Но летописец вёл повествование по годам, последовательно, потому рассказ о подвигах Олега перебивался другими важными сообщениями. Так ли построена баллада Пушкина? Кто в балладе описывает деяния Олега? В первой строфе — автор, но его взгляд устремлён в будущее (Олег только собирается отомстить хазарам). О делах Олега в прошлом говорит кудесник в 5, 6 и 7-й строфах. В его словах нет ни капли иронии или критики. Так, по сути, могли бы прославить Олега в былинах. Предлагаем ребятам выявить в тексте отношение кудесника к Олегу. Вывод может озадачить шестиклассников: кудесник прославляет Олега и в то же время не выказывает князю никакого почтения. Почему? Новый толчок к размышлениям. Переместим наш взгляд: посмотрим теперь на кудесника глазами Олега, а затем взглянем на кудесника глазами автора.
Теперь сформулируем суть конфликта между князем (властью, могуществом земным) и волхвом (свободой, властью неземной). Здесь можно вернуться к эпитету «вещий”. Кто же вещий в балладе Пушкина? Олег или волхв? Почему Олег обращается за предсказанием к волхву, если он сам наделён способностью видеть грядущее?
Подведя промежуточные итоги, для обоб-щения обращаемся к иллюстрации В.М. Васнецова (подвопрос 4 к вопросу 5). Завершается этап выразительным чтением диалога князя и кудесника.
Новый этап — выяснение того, что же так опечалило Олега? Чего он испугался? Вряд ли известия о смерти: воин её не боится, всегда готов к ней, да и нет бессмертных людей. Почему же так потрясло Олега предсказание? Что видит Пушкин в отказе Олега от коня — его слабость или силу? Разговор нужно повести так, чтобы ребята сами открыли главное содержание баллады, которое упускается большинством интерпретаторов, особенно методистов.
И ещё обратим внимание ребят на то, какую награду обещал Олег за предсказание, — «любого коня”. Почему не золото, а коня предлагает Олег? Потому что воин ценит коня дороже золота. В балладе ничего не говорится о награде, которую получил или не получил предсказатель, но он всё-таки забрал у Олега его лучшего коня — друга!
Вторую часть баллады анализируем по вопросам учебника 8–14. Очень важен вопрос 10: в нём психологическая разгадка гибели Олега. И как мог заметить змею князь, потрясённый тем, что «лживый, безумный старик” толкнул его на предательство? Не конь, а Олег предал своего друга, оставил его. Острое переживание отсекает Олега от этого мира. Змея, скорее, спасает князя от дальнейшего разочарования в себе, могучем, вещем и таком слабом, спасовавшем перед словом волхва.
Конечно, эти вопросы не могли и прийти в голову Нестору или другому летописцу, которые пока ещё не задумывались над психологией человека. Это вопрос пушкинского времени: кому верить, в кого верить?
Уточним и значение слов «плачевный” и «печальный”. «Плачевный” означает жалобный, внушающий сожаление, жалость. «Печальный” — прилагательное к существительному «печаль”, означающему скорбно-озабоченное, нерадостное, невесёлое настроение, чувство. В чём различия между этими синонимами? Вопрос 12 (о выборе автором эпитета) — ключ к ответу на вопрос 11 (Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?). Вопрос 14 носит обобщающий характер.
Домашнее задание
1. Написать киносценарий по одному из эпизодов «Песни о вещем Олеге»: «Встреча Олега с кудесником» или «Олег на могиле своего коня» (выполняется по желанию учеников).
2. Подготовить выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» (какую из частей баллады ученики выучат наизусть, может определить учитель).
Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий
Роль эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Роль эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Автор: Савчук Дарья Александровна, 7 Б класс, МБОУ СОШ № 5 им. В. В.Смирнова
Руководитель: Вихман Галина Эриковна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 им. В.В.Смирнова
По данной теме была выдвинута гипотеза: эпитеты являются главным средством выразительности
В работе были рассмотрены:
Объект исследования – художественный текст А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С.Пушкина.
Мы поставили цель: выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С.Пушкина
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
При выполнении данной работы были использованы следующие методы:
— выборка цитатного материала;
— анализ отобранного материала.
Во вступительной части работы автор объясняет причину обращения к теме, связанной с практической работой на уроке литературы.
В основной части рассматривается текст стихотворения А.С.Пушкина.
Полученный практический материал предназначен для учащихся 6-9 классов при изучении темы «Анализ стихотворения».
§1. Эпитет как средство выразительности
§3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
В этом учебном году, как и в предыдущем, мы изучали произведения А.С. Пушкина и учились их анализировать. Вновь определяли тему стихотворения и его идею, выявляли лирического героя и настроение, рассматривали средства художественной выразительности. Сильное впечатление произвело стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Мы попытались провести лингвистический анализ с точки зрения использования автором особых средств языковой выразительности. Наше внимание, как и в прошлом году, привлекли эпитеты, которые в данном стихотворении играют не последнюю роль. Поэтому мы выдвинули гипотезу, что эпитеты в стихотворении являются главным средством выразительности
Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия [2].
Актуальность данного исследования в том, что анализ использования средств художественной выразительности, в частности эпитетов, позволяет использовать его результаты при анализе художественного произведения.
В академических трудах Е.А. Маймина и Д. Фомичева, которые на разных временных этапах исследовали произведения А.С. Пушкина, рассматриваемое нами стихотворение не анализируется. Акцент делается на идейно-художественное содержание произведений. Мы же рассматриваем авторские приемы создания художественного образа.
Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С. Пушкина.
Цель исследования – выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С.Пушкина.
В ходе исследования мы исползали следующие методы:
1. выборка цитатного материала;
2. анализ отобранного материала.
§1. Эпитет как средство выразительности
Начнем исследование с того, что определим понятия. В ходе работы мы вышли на некоторые лингвистические термины.
Итак, перед нами стихотворение «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, написанное в 1822 году [5].
Сначала мы внимательно прочитали текст о балладе и её. У Пушкина созданы очень яркие картины нашей древней истории. Мы выявили все, на наш взгляд, эпитеты и отметили их в тексте (Приложение1).
§2. Виды эпитетов
Виды эпитетов, которые мы нашли в теоретических материалах[9]:
В стихотворении «Песнь о вещем Олеге» пространство историческое, основанное на эмоционально состоянии героев. Значит, нужно рассмотреть те средства, с помощью которых поэт делает для нас зримой нарисованные им картины противостояния характеров.
Мы вновь углубились в текст и провели выборку в соответствии с предлагаемыми видами эпитетов. Вот что у нас получилось.
§3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Слово мы употребляем в определенном контексте. Поскольку мы говорили на уроках об историческом контексте многих произведений, мы изучали балладу А.С. Пушкина как пример подобных творений. Обратимся к материалам нашего учебника литературы: «Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем много увлекательных легенд и преданий, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи.» [3].
Мы прочитали отрывок из летописи «Сказание о смерти Олега от коня», а затем сравнили текст с балладой А.С. Пушкина.
В словах волхва – «вдохновенного кудесника» – Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен» [3].
Если в прошлом году в стихотворении «Зимнее утро» мы видели, что у А.С. Пушкина на первом плане человек и его чувства, то в этом году мы познакомились с произведением совсем иного плана. Баллада не только основана на историческом факте, но и содержит тайну, раскрывает характеры персонажей.
Заключение.
Таким образом, мы нашли в тексте эпитеты, определили их виды. Оказалось, что именно они являются у А.С. Пушкина основным «материалом» для создания художественного мира стихотворения.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью. Эпитеты в произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» являются главным средством выразительности. Благодаря им, мы переносимся в эпоху средневековья и становимся свидетелями противостояния двух сильных характеров.
Мы выполнили эту работу, чтобы показать, что литературоведческое исследование можно провести на материале нашего учебника прямо на уроках и это по силам любому ученику, увлеченному литературой.
Источники:
ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Песни…».
Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. мудрым, знающим то, что другим знать не дано. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.
Кудесник наделен всевидением, таинственной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, независим и смел.
Князь понимает духовную высоту кудесника, и потому называет его «любимцем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение.
Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.
В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность.
Летописный источник — проза, баллада Пушкина — стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
План отрывка из летописи
Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.