Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий

Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».

В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.

Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.

В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.

Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».

В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.

Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.

В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.

В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.

Источник

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий

Н ачнём урок с проверки домашнего задания, выполненного в тетрадях. Роль устаревшей лексики важна не только в этой балладе Пушкина, но и во многих произведениях, включённых в курс 6-го класса. Однако учителю нужно быть очень внимательным, чтобы не принять за устаревшие те слова, которые ещё не стали таковыми ко времени создания каждого произведения, а значит, и не выполняли художественной функции.

Учитель может провести сопоставительный анализ баллады и летописного рассказа, последовательно задавая вопросы (см. ниже). Проблемным вопросом в этом случае будет вопрос о том, как Пушкин трактует причину смерти Олега.

1. Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:

• Что значит «вещий”?
• Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет «вещий”? Найдите этот эпизод (или эпизоды) в летописи.

2. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:

• Как и когда меняется место действия в стихотворении?
• Как течёт время в «Песне…»?

4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?

5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:

• Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику?
• Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте своё мнение.
• Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу?
• Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображённые художником князь и кудесник с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев?
• Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.

6. Почему Олег «усмехнулся”, но расстался с конём?

7. Как Олег относился к коню? Аргументируйте своё мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:

• Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конём. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему?
• Почему рука Олега названа «прощальной”?

8*. Как отвечают летописцы и поэт на вопрос о том, почему погиб Олег? Чем их ответы отличаются друг от друга?

9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестаёт называть Олега «вещим”, заменяя этот эпитет на «могучий”. Почему?

10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?

11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?

12*. Почему тризна Олега названа плачевной, а не печальной?

13. Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Тризна по Олегу». Отражено ли на картине настроение финала баллады?

14*. Как вы поняли смысл этого стихотворения?

Н о можно выбрать и более сложный вариант, описанный ниже.

Летописцы тоже сочли нужным рассказать о смерти Олега. Самый подробный рассказ представлен в «Повести временных лет». Что привлекло внимание шестиклассников в этом рассказе? Как в летописи объясняется причина смерти князя? Почему летописец включает этот рассказ в летописный свод? Почему считает необходимым это сделать? Какими деталями поэт дополняет летописный рассказ? Что при этом меняется?

Поиск ответов приводит ребят к пониманию того, что в летописи нет конфликта между Олегом и волхвами. А в чём суть конфликта в «Песни» Пушкина? Это сложный вопрос, и он требует перечитывания текста и помощи учителя.

То, что конфликт связан с жанром произведения, шестиклассники ещё знают плохо. На уроке мы эту связь обнаружим. Мы уже увидели, что Пушкин по-своему трактует летописный сюжет, привнося в него новый конфликт. А как бы вы определили жанр пушкинского произведения? Есть в стихотворении рассказ о событиях? Безусловно. Давайте докажем это и выделим элементы фабулы — экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Будет ли финал стихотворения неожиданным для тех, кто не знаком с историей и ничего не знает о летописном рассказе о смерти Олега? Эти вопросы помогают шестиклассникам соотнести «Песнь…» с жанром баллады. В балладе всегда есть острый конфликт, противоборство, которое заставляет читателя переживать за одного из участников конфликта. И напомним ребятам, что главным в балладе является чувство страха, что страх может быть вызван разными причинами: страх потерять близкого, не достичь своей цели, страх за жизнь, страх остаться в одиночестве, потерять близкого друга… Для этого можно обратиться к балладам, прочитанным в 5-м классе («Лесной царь» И.В. Гёте, «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова, «Перчатка» Ф.Шиллера).

Теперь проследим, как меняются отношения читателей к Олегу и волхву. Начнём с князя. Каким Олег предстаёт в первой части баллады?

В летописи есть несколько записей о князе Олеге, именно из них мы и узнаём о его жизни. Но летописец вёл повествование по годам, последовательно, потому рассказ о подвигах Олега перебивался другими важными сообщениями. Так ли построена баллада Пушкина? Кто в балладе описывает деяния Олега? В первой строфе — автор, но его взгляд устремлён в будущее (Олег только собирается отомстить хазарам). О делах Олега в прошлом говорит кудесник в 5, 6 и 7-й строфах. В его словах нет ни капли иронии или критики. Так, по сути, могли бы прославить Олега в былинах. Предлагаем ребятам выявить в тексте отношение кудесника к Олегу. Вывод может озадачить шестиклассников: кудесник прославляет Олега и в то же время не выказывает князю никакого почтения. Почему? Новый толчок к размышлениям. Переместим наш взгляд: посмотрим теперь на кудесника глазами Олега, а затем взглянем на кудесника глазами автора.

Теперь сформулируем суть конфликта между князем (властью, могуществом земным) и волхвом (свободой, властью неземной). Здесь можно вернуться к эпитету «вещий”. Кто же вещий в балладе Пушкина? Олег или волхв? Почему Олег обращается за предсказанием к волхву, если он сам наделён способностью видеть грядущее?

Подведя промежуточные итоги, для обоб-щения обращаемся к иллюстрации В.М. Васнецова (подвопрос 4 к вопросу 5). Завершается этап выразительным чтением диалога князя и кудесника.

Новый этап — выяснение того, что же так опечалило Олега? Чего он испугался? Вряд ли известия о смерти: воин её не боится, всегда готов к ней, да и нет бессмертных людей. Почему же так потрясло Олега предсказание? Что видит Пушкин в отказе Олега от коня — его слабость или силу? Разговор нужно повести так, чтобы ребята сами открыли главное содержание баллады, которое упускается большинством интерпретаторов, особенно методистов.

И ещё обратим внимание ребят на то, какую награду обещал Олег за предсказание, — «любого коня”. Почему не золото, а коня предлагает Олег? Потому что воин ценит коня дороже золота. В балладе ничего не говорится о награде, которую получил или не получил предсказатель, но он всё-таки забрал у Олега его лучшего коня — друга!

Вторую часть баллады анализируем по вопросам учебника 8–14. Очень важен вопрос 10: в нём психологическая разгадка гибели Олега. И как мог заметить змею князь, потрясённый тем, что «лживый, безумный старик” толкнул его на предательство? Не конь, а Олег предал своего друга, оставил его. Острое переживание отсекает Олега от этого мира. Змея, скорее, спасает князя от дальнейшего разочарования в себе, могучем, вещем и таком слабом, спасовавшем перед словом волхва.

Конечно, эти вопросы не могли и прийти в голову Нестору или другому летописцу, которые пока ещё не задумывались над психологией человека. Это вопрос пушкинского времени: кому верить, в кого верить?

Уточним и значение слов «плачевный” и «печальный”. «Плачевный” означает жалобный, внушающий сожаление, жалость. «Печальный” — прилагательное к существительному «печаль”, означающему скорбно-озабоченное, нерадостное, невесёлое настроение, чувство. В чём различия между этими синонимами? Вопрос 12 (о выборе автором эпитета) — ключ к ответу на вопрос 11 (Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?). Вопрос 14 носит обобщающий характер.

Домашнее задание

1. Написать киносценарий по одному из эпизодов «Песни о вещем Олеге»: «Встреча Олега с кудесником» или «Олег на могиле своего коня» (выполняется по желанию учеников).
2. Подготовить выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» (какую из частей баллады ученики выучат наизусть, может определить учитель).

Источник

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. push6. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-push6. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка push6.

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. pushkin1. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-pushkin1. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка pushkin1.

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. push10. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-push10. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка push10.

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. push8. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-push8. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка push8.

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. push16. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-push16. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка push16.

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. push18. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-push18. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка push18.

Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. prev. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-prev. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка prev. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. . Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий фото. Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий-. картинка Что в летописном рассказе о князе олеге заставляет пушкина сохранить эпитет вещий. картинка .

Роль эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Роль эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Автор: Савчук Дарья Александровна, 7 Б класс, МБОУ СОШ № 5 им. В. В.Смирнова

Руководитель: Вихман Галина Эриковна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 им. В.В.Смирнова

По данной теме была выдвинута гипотеза: эпитеты являются главным средством выразительности

В работе были рассмотрены:

Объект исследования – художественный текст А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С.Пушкина.

Мы поставили цель: выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С.Пушкина

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

При выполнении данной работы были использованы следующие методы:

— выборка цитатного материала;

— анализ отобранного материала.

Во вступительной части работы автор объясняет причину обращения к теме, связанной с практической работой на уроке литературы.

В основной части рассматривается текст стихотворения А.С.Пушкина.

Полученный практический материал предназначен для учащихся 6-9 классов при изучении темы «Анализ стихотворения».

§1. Эпитет как средство выразительности

§3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

В этом учебном году, как и в предыдущем, мы изучали произведения А.С. Пушкина и учились их анализировать. Вновь определяли тему стихотворения и его идею, выявляли лирического героя и настроение, рассматривали средства художественной выразительности. Сильное впечатление произвело стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Мы попытались провести лингвистический анализ с точки зрения использования автором особых средств языковой выразительности. Наше внимание, как и в прошлом году, привлекли эпитеты, которые в данном стихотворении играют не последнюю роль. Поэтому мы выдвинули гипотезу, что эпитеты в стихотворении являются главным средством выразительности

Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия [2].

Актуальность данного исследования в том, что анализ использования средств художественной выразительности, в частности эпитетов, позволяет использовать его результаты при анализе художественного произведения.

В академических трудах Е.А. Маймина и Д. Фомичева, которые на разных временных этапах исследовали произведения А.С. Пушкина, рассматриваемое нами стихотворение не анализируется. Акцент делается на идейно-художественное содержание произведений. Мы же рассматриваем авторские приемы создания художественного образа.

Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С. Пушкина.

Цель исследования – выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С.Пушкина.

В ходе исследования мы исползали следующие методы:

1. выборка цитатного материала;

2. анализ отобранного материала.

§1. Эпитет как средство выразительности

Начнем исследование с того, что определим понятия. В ходе работы мы вышли на некоторые лингвистические термины.

Итак, перед нами стихотворение «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, написанное в 1822 году [5].

Сначала мы внимательно прочитали текст о балладе и её. У Пушкина созданы очень яркие картины нашей древней истории. Мы выявили все, на наш взгляд, эпитеты и отметили их в тексте (Приложение1).

§2. Виды эпитетов

Виды эпитетов, которые мы нашли в теоретических материалах[9]:

В стихотворении «Песнь о вещем Олеге» пространство историческое, основанное на эмоционально состоянии героев. Значит, нужно рассмотреть те средства, с помощью которых поэт делает для нас зримой нарисованные им картины противостояния характеров.

Мы вновь углубились в текст и провели выборку в соответствии с предлагаемыми видами эпитетов. Вот что у нас получилось.

§3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Слово мы употребляем в определенном контексте. Поскольку мы говорили на уроках об историческом контексте многих произведений, мы изучали балладу А.С. Пушкина как пример подобных творений. Обратимся к материалам нашего учебника литературы: «Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем много увлекательных легенд и преданий, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи.» [3].

Мы прочитали отрывок из летописи «Сказание о смерти Олега от коня», а затем сравнили текст с балладой А.С. Пушкина.

В словах волхва – «вдохновенного кудесника» – Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен» [3].

Если в прошлом году в стихотворении «Зимнее утро» мы видели, что у А.С. Пушкина на первом плане человек и его чувства, то в этом году мы познакомились с произведением совсем иного плана. Баллада не только основана на историческом факте, но и содержит тайну, раскрывает характеры персонажей.

Заключение.

Таким образом, мы нашли в тексте эпитеты, определили их виды. Оказалось, что именно они являются у А.С. Пушкина основным «материалом» для создания художественного мира стихотворения.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью. Эпитеты в произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» являются главным средством выразительности. Благодаря им, мы переносимся в эпоху средневековья и становимся свидетелями противостояния двух сильных характеров.

Мы выполнили эту работу, чтобы показать, что литературоведческое исследование можно провести на материале нашего учебника прямо на уроках и это по силам любому ученику, увлеченному литературой.

Источники:

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Источник

Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно­ве пушкинского стихотворения драмати­ческий сюжет о предсказании князю Оле­гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на­пряженным развитием событий, сопере­живает герою баллады. Колорит произве­дения мрачный и таинственный, он дости­гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес­ни…».

Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд­рым, знающим то, что другим знать не да­но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

Кудесник наделен всевидением, таинст­венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не­зависим и смел.

Князь понимает духовную высоту ку­десника, и потому называет его «любим­цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи­тельно, призывая не бояться его княже­ской власти и обещая вознаграждение.

Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер­той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла­ды, что придает пушкинскому повествова­нию цельность и стройность.

Летописный источник — проза, балла­да Пушкина — стихотворный текст. Ху­дожественное воплощение событий в бал­ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе­ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со­здать у читателя определенный образ, вы­разить свое отношение к герою.

Сюжет об Олеге в летописи очень кра­ток, описания Пушкина развернуты, вы­держаны в торжественном, высоком сти­ле. Поэт использует многие бытовые и ис­торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу­ку с конем, его тревожит только исполне­ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа­ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на­зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес­те с боевым товарищем.

План отрывка из летописи

Вот как может выглядеть пересказ ле­тописного эпизода.

Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле­тописью. Сама легенда о его гибели по­этична и загадочна. Когда же о ней рас­сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо­кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *