Что в древнем вавилоне делали с доктором

В Древнем Вавилоне доктору, который был виновен в гибели пациента, отрубали обе руки…

Рейтинг самых нелепых и даже абсурдных случаев в истории юриспруденции.

10 место: Если римлянин поднимал руку на своего родственника, его помещали в мешок вместе с живыми собакой, петухом, змеей и обезьяной, и бросали в реку.

9 место: В Древнем Вавилоне доктору, который был виновен в гибели пациента, отрубали обе руки.

8 место: В Монголии времен Чингисхана смертельным преступлением считалось пописать в воду, потому что питьевая вода в степи и холодных монгольских пустынях была крайне ценна.

7 место: Еще в XVIII веке за ношение шотландки или игру на волынке в Британии полагалась смертная казнь.

6 место: В 1474 году в швейцарском городе Базеле петух, снесший яйцо, был обвинен в колдовстве и вместе с яйцом сожжен на костре. В 1740 году во Франции была обвинена в колдовстве и повешена корова.

5 место: В Вашингтоне в одной из тюрем на протяжении восьми лет отбывала наказание… собака. Чем был вызван столь суровый приговор – неизвестно. Пес был осужден всего лишь за попытку укушения.

4 место: В 1540 году в Испании перед судьей предстала моль. Подсудимая обвинялась в порче исключительно ценного гобелена, который оценивался в 10 тысяч мараведи. Моль была признана виновной и приговорена к отсечению головы. Решение можно считать судебной ошибкой, ибо действительными преступниками были личинки моли.

3 место: Река Диала, протекающая по территории Ирака – это единственная в мире река, приговоренная к смертной казни. Причем, приговор был приведен в исполнение. Переправляясь через Диалу, персидский царь Кир лишился cвященного белого коня, который утонул. Разгневанный, Кир приказал прорыть 360 каналов и отвести из реки всю воду.

2 место: Процесс, начавшийся в 1545 году во французском городе Сан-Жан-де-Мольен, можно назвать самым длинным в истории. Жители города обвиняли саранчу, но саранча улетела до того, как успели огласить приговор. Когда она вернулась через 42 года, суд возобновился и вынес приговор: “Церковь полагает справедливым и необходимым предоставить указанным насекомым пастбище за пределами виноградников, чтобы они могли добывать пропитание без порчи виноградных лоз”. Через два месяца адвокат насекомых подал жалобу епископу, так как предоставленный участок оказался бесплодным, и на нем саранче нечем было кормиться. С наступлением зимы дело отложили до нового появления саранчи…

Источник

Что в древнем вавилоне делали с доктором

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 0a8a5. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-0a8a5. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 0a8a5.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 0a8a5. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-0a8a5. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 0a8a5.

Нет, не так было дело. Вы мне предложили почитать Сократа. Якобы, сами его начитались до упаду.

Ну да, его высказывания. Оно не одно.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 0a8a5. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-0a8a5. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 0a8a5.

«А вы Сократа почитайте.» Вот мои слова. Где тут слово КНИГА?

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 0a8a5. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-0a8a5. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 0a8a5.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 3f37e. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-3f37e. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 3f37e.

чего только современные историки да не придумают

А времена инквизиции тоже выдумка?

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 3f37e. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-3f37e. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 3f37e.

о нет там было делу место, как борьба со старым Мироустройством

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 2f814. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-2f814. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 2f814.

Известный факт. отрубали кисти рук

А правильно ли это?

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 2f814. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-2f814. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 2f814.

Конечно..исключает вероятность повторения ошибки

ну,руки не целовали эт точно

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 1f621. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-1f621. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 1f621.В угол вставать?

ага,на горох голыми пяткамиЧто в древнем вавилоне делали с доктором. 1f601. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-1f601. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 1f601.

Вы же спать хотите! Хватит шутить. Бай-бай. Спят усталые игрушки.

Споки нокиЧто в древнем вавилоне делали с доктором. 1f609. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-1f609. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 1f609.

Споки ноки. Что в древнем вавилоне делали с доктором. 1f643. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-1f643. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 1f643.

Отрубали кисти рук.

. Авицена не там ли практиковал.

Точно не знаю, но кажется, что нет.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. fc61e. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-fc61e. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка fc61e.

Давно это было. Не помню.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. fc61e. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-fc61e. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка fc61e.

«К лечению болезней в Вавилоне относились очень серьезно. В законах Хаммурапи устанавливалась ответственность за нанесенный пациентам вред. Провинившийся врач лишался кисти руки, поэтому в развитом городе-мегаполисе постоянно не хватало профессиональных врачей. «

Источник

История медицины. Вавилон и Древняя Индия

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 63cdf08a38c27c6d963ef4326b171123. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-63cdf08a38c27c6d963ef4326b171123. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 63cdf08a38c27c6d963ef4326b171123.

Школьный курс древней истории бегло рассказывает, что Вавилон — это своего рода первый в мире мегаполис, располагавшийся на территории Древней Месопотамии. Этот город прочно занял свое место в мировой культуре и религии, и знаменит, прежде всего, зиккуратом Этеменанки (Вавилонской башней) и одним из чудес света — Висячими садами Семирамиды (существование которых, однако, не доказано современной наукой). Судьбоносным в истории Вавилона считается период правления царя Хаммурапи в 1793-1750 годах до н. э.

Знаменитый кодекс Хаммурапи — один из древнейших правовых памятников в мире, регулировал не только вопросы частного и уголовного права, но и предоставления медицинских услуг. Закон также устанавливал тариф на услуги врачей и хирургов и сурово их наказывал за непрофессиональную работу.

В основе медицины в Древнем Вавилоне, как и в Египте, лежали магические ритуалы. И даже те немногие процедуры, основанные на научном знании, вроде постановки диагнозов и дальнейших прогнозов состояния здоровья пациента, были насквозь пронизаны сверхъестественным. Об этом историки узнали из ассирийских копий вавилонских текстов, которые, как считается, возникли в первой половине II тысячелетия до нашей эры.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 21305f94344e46f23023caa41fe2323c. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-21305f94344e46f23023caa41fe2323c. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 21305f94344e46f23023caa41fe2323c.
Свод законов Хаммурапи

Диагностическое руководство основывалось на наборе аксиом и предположений, в том числе и представлений о том, что при осмотре пациента можно определить болезнь, ее причину и будущее развитие, а также шансы выздоровления. Симптомы заболеваний лечились с помощью терапиии травами и кремами.

В ведущих медицинских трактатах вавилонские медики описывают психические расстройства, инфекции, облысения, заболевания органов дыхания и пищеварения, мышц и связок. Кроме этого, существовали отдельные специализированные работы по беременности, родам, акушерству и заболеваниям половых органов.

Хотя вавилонские врачи составили за всю свою историю достаточно много рецептов, большинство из них сегодня считаются неэффективными для рассматриваемых состояний. Большинство используемых ингредиентов были выбраны, вероятно, на основе комбинации проб, ошибок и догадок. А еще вавилонские врачи практически ничего не знали о функциях большинства органов человеческого тела.

Несмотря на то, что вскрытия помогли врачам узнать о расположении и внешнем виде органов, понимание их работы этим ограничилось. Например, вавилоняне думали, что печень — источник жизни тела, как физический, так и духовный.

Археологи выяснили, что практикующие врачи в Древнем Вавилоне пытались диагностировать и лечить самые разные болезни: кишечные расстройства, проблемы с дыханием и мочеиспусканием, эпилепсию и даже психические расстройства. Тем не менее, их диагноз не всегда предполагал естественную причину этих заболеваний. Зачастую они приписывали страдания богам или духам, а за поиском дальнейшего лечения обращались к астрологии и другим суеверным методам.

Например, автор справочника по диагностике Сакикку в 11 веке до н. э. писал, что если врач, направляясь к пациенту, увидел на своем пути свинью, то это признак скорой смерти пациента. Он даже приводит особую классификацию: если свинья черная — пациент будет находиться в критическом состоянии или скоро умрет, белая свинья — признак вероятного выздоровления.

Вавилонское здравоохранение держалось на двух типах практикующих специалистов: врачах и экзорцистах (или священниках). Часто они работали вместе: один обеспечивал лечение, а другой защищал от злых духов, которые, как полагали, негативно влияли на здоровье.

Врач в первую очередь занимался постановкой диагноза, дальнейшими прогнозами и физическим лечением: выписывал рецепты, ухаживал за ранами, проводил операции и совершал другие медицинские процедуры. Но для того, чтобы стать врачом, не требовалось какое-либо свидетельство или доказательство знания, поэтому любой вавилонянин мог претендовать на эту роль и заниматься медициной.

Изначально роль экзорциста в древневавилонской медицине и здравоохранении заключалась в изгнании злых духов, которые могли нанести вред здоровью пациентов. Экзорцисты хорошо разбирались в заклинаниях, которые использовались как отдельно, так и вместе с медицинским лечением. Считалось, что виновниками психологических и психических расстройств были демоны, поэтому роль экзорциста в лечении этих заболеваний была важнее, чем у практикующего врача. Иногда экзорцист даже брал на себя двойные обязанности и работал как врач, ставя диагнозы и совмещая лечение болезни с магическими ритуалами.

Экзорцисты пользовались большим уважением среди вавилонян и обладали более высоким социальным положением и признанием из-за их религиозной важности. Стать экзорцистом мог не каждый, что и отличало его от практикующего врача.

В древневавилонской медицине использовались большое количество разных материалов. Прежде всего, в ход шла растительность и продукты животного происхождения (иногда — фекалии), минералы. Многие материалы, прописанные в рецептах, исследователи не смогли распознать. Из этих ингредиентов врачи делали мази, растительные масла, напитки, пилюли, обертывания и клизмы. Однако никаких данных об использовании какого-либо из этих материалов в анестетике найдено не было. Это свидетельствует о том, что любой пациент, решившийся на операцию, должен был выдерживать очень сильную боль. Для лечения психических расстройств, помимо магии, в ход часто шли травяные средства.

В некоторых текстах детально описаны рецепты мази, которые помогают бороться с «солнечными болезнями», под которыми современные ученые понимают солнечные ожоги. В одном документе подробно описано решение проблемы с почками путем введения бронзовой трубки в уретру и вдувания лекарств. Помимо этой не самой приятной процедуры для решения проблем с почками существовал более гуманный рецепт: «Раздавите и смешайте вместе импер-лим (imhur-lim), мирру, страусиную яичную скорлупу и черную фритту, вымачивайте в течение трех дней а рыбном рассоле, затем в течение трех дней в вине и в течение трех дней в гранатовом соке. Если он [пациент] продолжит пить это, то скоро пойдет на поправку».

Свидетельств о культурных пересечениях вавилонян с другими цивилизациями практически нет, поэтому можно сказать, что медицина и другие сферы жизни общества развивались автономно. Исключением являются только контакты с жителями Древней Индии, о курсе развития медицины которых мы и поговорим далее.

Медицина в древней Индии

Медицина в Древней Индии начала развиваться около 5000 г. до н. э. Уже тогда стоматологи в долине реки Инд, где сейчас находится Пакистан, сверлили зубы людей, пытаясь вылечить их. Четыре тысячи лет спустя врачи северной Индии написали медицинский учебник Атхарваведа. В нем объяснялось, что любую болезнь вызывают злые духи, и вылечить ее можно, убив духа ядами или заклинаниями.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 514b7ea2c0db0301f586a349ec594349. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-514b7ea2c0db0301f586a349ec594349. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 514b7ea2c0db0301f586a349ec594349.

В общем и целом их медицина мало чем отличалась от вавилонской или египетской: с укусами змей индийцы боролись заклинаниями, а с проказой — с помощью лишайника, который, по-видимому, работал как антибиотик. Некоторые историки предполагают, что древние люди Ямная привезли индийцам марихуану, когда прибыли на индийский субконтинент примерно в 1000 году до н. э.

В отличие от скудных сведений о медицине Вавилона, которые дошли до наших дней только благодаря ассирийцам, труды об индийских медиках сохранились достаточно хорошо. Отцом-основателем индийской медицины считается хирург по имени Сушрута, который жил около 500 г. до н. э. Сушрута описал, как вытаскивать зубы, вправить сломанные кости и побороть болезни кишечника — всего около 1200 заболеваний. Он также перечислил 760 лекарственных препаратов и составил список 20 острых инструментов, необходимых хирургу, включая ножи, ножницы, пилы и иглы, и 101 тупой инструмент (щипцы, трубки, рычаги, крючки и зонды). Известен он также своими операциями по удалению катаракты. Эффективность их была ничтожно мала, и чаще всего операция оставляла пациента полностью слепым.

Операции по восстановлению носа пациента проходили более удачно, и Суршута по праву получил статус первого пластического хирурга. В Древней Индии эта операция считалась важной, поскольку в те времена широко была распространена практика наказания за прелюбодеяние через ампутацию носа.

Сушрута не пользовался никакими анестетиками, кроме вина, хотя и рекомендовал своим пациентам употреблять вещество бханг (съедобный препарат из марихуаны) для лечения кашля и дизентерии. Примерно в то самое время, когда жил Сушрута, индийцы начали использовать фильтры из песка и угля, чтобы получить чистую воду. Это изобретение, скорее всего, спасло очень много жизней.

Примерно к 200 г. н. э. греческие, китайские, а вместе с ними и индийские врачи перестали винить во всех бедах злых духов. На их место пришли телесные жидкости, о чем написал индийский врач Чарака. Он признавал, что лучшее средство для лечения многих болезней — их профилактика. Чарака рекомендовал поддерживать равновесие жидкостей, чтобы оставаться здоровым. Всего он признавал три типа жидкостей: желчь, мокроту и воздух. Если одна из этих жидкостей выходила из равновесия, древний врач рекомендовал принимать лекарства, чтобы снова привести все в состояние гармонии.

Помимо перебалансирования жидкостей в организме индийцы работали с действенными лекарствами: цингу — дефицит витамина С — лечили цитронами. Индийских врачей так уважали, что местные торговцы буквально сколачивали состояние на продаже лекарств в Римскую империю, Иран, Восточную Африку и Китай.

Чарака из работ более ранних египетских врачей знал, что через кровеносные сосуды питательные вещества поступают в различные органы, что организм в целом вырабатывает отходы, а мозг служит для мышления. Он же первым описал оспу, которая примерно в то же время впервые опустошила Римскую империю.

Несколько сотен лет спустя индийские медики первыми придумали прививать людей от оспы. В 700-х годах н. э. доктор Мадхав впервые упоминает об этом способе борьбы с оспой. Он знал, что можно вылечить людей, соскабливая струпья с кожи тех, кто уже болен, а затем вводить в организм при помощи иглы или вдувать растертый порошок через нос.

Когда северная Индия была завоевана мусульманами около 1000 г. н. э. многие иранские врачи прибыли туда из Западной Азии, чтобы работать там на мусульманских правителей. Тогда же они столкнулись с тем, иранцы и индийцы по-разному определяют список жидкостей человеческого организма, и пытались выяснить, на чьей стороне правда. Например, некоторые мусульманские врачи начали считать воздух как одну из жидкостей, а черная желчь и желтая желчь определялись как одна единая субстанция.

Медицина Вавилона и Древней Индии прошла долгий, но главное, продуктивный путь развития от лечения болезней заклинаниями и поиска действительно эффективных лекарств до успешных хирургических операций и лечений эпидемий. Вавилонские доктора, будучи изолированными в своих практиках от всего остального мира, предпринимали настойчивые попытки понять природу недугов и способы их лечения. Им не всегда это удавалось, однако благодаря их работе мы можем проследить путь медицинской мысли того времени. Индийцам же удалось систематизировать лучшие и эффективные практики, разработать сразу несколько медицинских школ и вывести представление о лечении серьезных эпидемий на новый уровень.

Источник

ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (II тысячелетие — середина I тысячелетия до н. э.)

Что в древнем вавилоне делали с доктором. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что в древнем вавилоне делали с доктором. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что в древнем вавилоне делали с доктором. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что в древнем вавилоне делали с доктором. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРЕ

С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и их северные соседи — племена восточных семитов,. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде).

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов—была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов.

Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения,а также продукты животного мира.

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (II тысячелетие — середина I тысячелетия до н. э.)

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).

В то же время нигде — ни в текстах асуту, ни в текстах ашипуту — болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало.
Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет»,

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить,». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза:

«Если человек Так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз. этот человек болей, весь болен, он протянет недолго и умрет».

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он «не протягивал своей руки»

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.п.

В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного [заклинатель идет]». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельности — лекарственное лечение.

Что в древнем вавилоне делали с доктором. 640 1. Что в древнем вавилоне делали с доктором фото. Что в древнем вавилоне делали с доктором-640 1. картинка Что в древнем вавилоне делали с доктором. картинка 640 1.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам (как правило, Мардуку и На-бу) и добрым духам.

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств.

Неудачный исход врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

Репутация эмпирика-асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали, (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских’ текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о, ветеринарах — му-наишу (— врачеватель ослов). В ветеринарной практике му-наишу часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).

Источник

Медицина

До революции 1958 г. в Багдаде жила 1/5 часть всего населения Ирака и 3/4 лекарей. Разница между столицей и остальной частью страны не могла коренным образом отличаться и в Вавилоне. Там доступность медицинской помощи обычному человеку была такова, что Геродот в V в. до н. э. написал о вавилонянах: «Они доставляют всех своих больных на улицу, потому что постоянных врачей нет. Прохожие дают им советы, или на основании собственного опыта лечения подобных недугов, или на основании слухов. Но никому не позволено пройти мимо больного, не спросив, что у него болит».

На самом деле по крайней мере с конца 3-го тысячелетия до н. э. существовали, наряду с шарлатанскими, и вполне рациональные методы лечения. На древность медицинской профессии в Вавилоне, а также ее прошлое указывает термин, обозначающий лекаря. Это слово – asu на аккадском языке произошло от шумерского a-zu или iа-zu, что означает «человек, который знает воду (или масло)». Имеется в виду, что первоначально asu был человеком, занимавшимся предсказаниями на воде или леканомантией, предположительно с помощью водяного бога Эа. Медицина находилась под защитой богини Гулы. Также существовал бог, которого называли Ниназу – «господин врач». Его сын Нингиззида имел в качестве символа ветвь обвитую змеями, до сих пор считающуюся символом профессии.

О медиках-практиках и разных аспектах профессии говорится во многих официальных кодексах, письмах и других текстах, а магические тексты и предсказания полны ссылок на болезни. Источником наших основных знаний о вавилонской медицине стали уцелевшие медицинские тексты. Большинство из них – из библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии, но есть и более ранние тексты – из архивов XIII в. до н. э. в Богазкее (в хеттском переводе) и относящиеся к касситскому периоду. Шумерский вариант медицинских назначений датирован периодом Третьей династии Ура.

Существовало два класса текстов, которые можно назвать медицинскими: первый – описание симптомов, второй – назначения для разных жалоб. Оба класса не полностью изолированы друг от друга. В диагностических текстах иногда встречаются назначения и наоборот.

Таблички с диагнозами (и прогнозами) особенно интересны, поскольку проливают свет на основные знания, лежавшие в основе медицинских теорий древних вавилонян, и подтверждают, что также явствует из магических и религиозных текстов, что болезнь считалась или посланной «рукой» божества, или человеком овладел дьявол. В соответствии с этими взглядами больного лечили или с использованием приемов рациональной медицины, к примеру хирургии, чтобы ликвидировать симптомы, или к нему применялись магические процедуры (действенные тогда, как и сейчас, например, в случае проявлений истерии), чтобы изгнать дурное влияние.

Тексты, касающиеся в кодифицированной форме симптомов и заболеваний, были собраны и отредактированы французским ученым Р. Лабатом в изданном в 1951 г. «Трактате о медицинских диагнозах и прогнозах». В него вошли тексты не только из разных городов Вавилонии и Ассирии, но и с хеттских территорий. Большинство текстов, которые можно назвать «каноническими» (они составлены по одному стандартному образцу), датируются 721 – 453 гг. до н. э. По аналогии с другими техническими сборниками можно предположить, что источник канонической традиции в этих текстах восходит к касситскому периоду, однако это не доказано.

Упомянутый труд первоначально содержал сорок глав и был разделен на пять частей. Общее представление о содержании каждой части вместе с несколькими отрывками приведено ниже.

Первая часть, включающая две таблички, или главы, строго говоря, не является медицинской, хотя и считалась древними писцами частью серии. На самом деле она содержит тексты-предзнаменования, касающиеся толкования увиденных знаков, в то время как экзорцист или кто-то другой находился на пути к дому больного.

«Если дверь дома, где лежит больной человек, кричит [то есть скрипит], как лев, он съел табу своего бога. Он будет влачить жалкое существование, а потом умрет.

Если [экзорцист] видит черную собаку или черную свинью, больной человек умрет.

Если [экзорцист] видит белую свинью, больной человек выживет.

Если [экзорцист] видит свиней, которые поднимают хвосты на больного человека, беспокойство к нему не приблизится.

Если ворон кричит горестно перед человеком, его ждут слезы. Если ворон кричит горестно позади человека, его противника ждут слезы.

Если змея падает на постель больного, он поправится».

Вторая часть состоит из двадцати табличек, которые описывают симптомы видимые на теле, группируя их по разным органам и частям тела. В этих табличках интересны не так болезни, как симптомы.

«Если больной человек не перестает кричать: «Моя голова! Моя голова!» – это рука бога.

Если его бьют в голову [вероятно, имеется в виду, если он чувствует пульсирующую боль в голове] с правой стороны, это рука Адада.

Если его бьют в голову и она кашляет кровью, это рука близнецов[60]; больной умрет».

Если его бьют в голову и мышцы его лица, рук и ног поражены, они красные и горят, это рука бога. Он будет жить.

Если с головы до ног он весь покрыт красными прыщами, а его тело белое, он был поражен, будучи в постели с женщиной; рука бога Сина.

Если с головы до ног он покрыт черными прыщами, а его тело красное, то же самое; рука бога Шамаша.

Если он одутловатый до самых висков и его уши не слышат, руки его бога наложены на него; он умрет.

Если его лоб белый и его язык белый, болезнь будет долгой, но он выживет.

Если он скрипит зубами, а его руки и ноги дрожат, это рука бога Сина, он умрет.

Если человек чувствует пульсирующую боль в правом ухе, его болезнь серьезна, но он будет жить. Если он чувствует пульсирующую боль в левом ухе, это тревожит. Если у него болят оба уха, он умрет.

Если его лицо красное и желтое и он встает, будет рецидив.

Если его лицо белое, он будет жить.

Если его лицо белое с желтизной, рот и губы покрыты язвами, а левый глаз дергается, он умрет.

Если его шея повернута влево, руки и ноги вытянуты, глаза широко открыты и смотрят в небо, изо рта течет слюна, он издает хриплые звуки, он бредит [дословно – не знает себя] и в конце приступа он. [значение следующих слов неясно], это эпилепсия, рука бога Сина.

Если его шея пульсирует болью, голова падает, руки и ноги опухают и он скребет ими по земле, демон, слуга Лилу овладел им».

Далее трактат содержит симптомы болезней горла, пищевода, рук, кистей, пальцев, груди, грудей, поясницы, спины, живота, бедер, ануса, пениса, мочевого пузыря, тестикул, таза, ног и т. д. Например:

«Если кровь вытекает из пениса, это рука Шамаша, знак земли без возврата (подземного мира).

Если его пенис и тестикулы воспалены, рука богини Дильбат [Венеры] настигла его в постели.

Если его тестикулы воспалены, а пенис покрыт язвами, он вступал в контакт с верховной жрицей бога».

В третьей части (содержащей десять табличек) прогнозы сгруппированы согласно течению заболевания день ото дня. В конце этой части перечислены симптомы, обозначающие отдельные заболевания. Тексты составлены по следующей стандартной форме: «Если человек болен много дней и такой-то симптом виден (или не виден), тогда его судьба будет такова». Период возрастает от одного дня до месяца. Можно привести следующие примеры:

«Если, проболев три дня, он встает, ночью болезни становится легче.

Если, проболев четыре дня, он продолжает класть руку на живот и его лицо покрыто желтизной, он умрет.

Если, проболев четыре или пять дней, его заливает пот, ослабляя болезнь; если он был болен четыре или пять дней, это рука Аххазу [имя демона].

Если после пятидневной болезни на шестой день у него изо рта идет кровь, ему станет легче: это лихорадка – сету.

Если после пятидневной болезни его плоть пожелтела и глаза налились кровью, он умрет.

Если после пятидневной или десятидневной болезни он страдает от затруднений дыхания, он умрет.

Если он тяжело проболел пять или десять дней и постоянный ручеек крови течет из его рта пять дней [или, возможно, на пятый день], а потом прекращается, болезнь ослабнет, это лихорадка – сету, он вылечится.

Если после пятидневной или десятидневной болезни нет ни пота, ни лихорадки, это рука Сина; он умрет.

Если в течение пяти, десяти, пятнадцати или двадцати дней пальцы его рук и ног сжаты и он не может их развести, это рука Иштар; однако она освободит его; он поправится и будет жить.

Если болезнь снисходит на него во время средней стражи ночью, он имел сексуальные контакты с чьей-нибудь женой; рука божества Ураша.

Если, когда он болен, его тело очень холодное, его болезнь будет долгой, и он умрет. Если, когда он болен, он не может удержать в животе пищу, которую ест, и не может удержать пищу во рту, а выплевывает ее, он умрет.

Если он болен утром и болезнь покидает его после полудня, но быстро возвращается к нему, ему становится легче; он встанет и будет здоров

на второй день перед полуднем,

на третий день после полудня,

на четвертый день перед сумерками,

на пятый день перед концом дня,

на шестой день перед первой стражей,

на седьмой день перед средней стражей,

на восьмой день перед утренней зарей,

на девятый день перед рассветом

или на десятый день».

В качестве примера текста из конца третьей части, где описаны специфические синдромы, можно привести следующий:

«Если тело человека желтое, его лицо желтое и его глаза желтые и его плоть желтая, это желтуха.

Если на него сваливается горе, его горло сжато и, когда он ест или пьет, оно не пропускает пищу, он говорит: «О, мое сердце!» – и вздыхает, он болен любовным недугом; диагноз одинаков для мужчины и для женщины.

Если пенис мужчины и живот горят, если у него лихорадка, его беспокоит низ живота, горят руки и ноги, у этого человека венерическая болезнь; рука богини Иштар».

Четвертая часть труда, первоначально включавшая десять табличек, сильно повреждена. Сохранилось очень немногое. Среди уцелевших фрагментов некоторые относятся к специфическим случаям, а также описанию разных синдромов.

«Если что-то вроде сна владеет им, если его конечности не тверды, в ушах звон, рот сжат и он не может говорить, это рука злобного демона Алу. Если после умывания водой, когда он приходит с реки, у него начинаются конвульсии и он падает, это рука речного демона.

Если на него сваливается горе, если он просит все, что видит, если он горит, ежедневно потеет, имеет бешеное желание (вещей) и отхаркивает содержимое живота, пока их не принесут ему, а когда их ему приносят, он видит, но не понимает, это рука привидения, которое захватило его в воде.

Если «рука Иштар» вызывает в нем эпилепсию, это означает руку бога Сина – (альтернативный диагноз) руке Иштар. Чтобы спасти его: человеческая сперма, дары моря, мышь-хулу из зарослей сахарного тростника, едва покрытая шерстью, кончик уха черной собаки, шерсть черного осла, хвост черной собаки с волосами девственного ребенка, черные и белые, таким же образом. [Очевидно, учитывая предыдущие параграфы, «таким же образом» здесь обозначает: «Вы положите на его шею, и он поправится».] Если рука Иштар вызывает в нем Бел-ури [некая неизвестная болезнь], это рука Шамаша. Чтобы спасти его, корень каперсника, корень колючки, корень фенхеля, семя белены, ткань с кровью женщины и эуфорбия в коже девственного ребенка, таким же образом».

Последняя часть, состоящая из шести табличек, относится к женщинам и маленьким детям. Следующие отрывки характерны для раздела, посвященного беременным женщинам:

«Если верхняя часть лба беременной женщины белая, значит, в ее матке дочь, она будет богатой. Если красная, в ее матке мальчик, он умрет.

Если соски беременной женщины желтые, то, что в матке, она выкинет.

Если матка беременной женщины лежит на желудке, она родит глухого ребенка.

Если матка беременной женщины сместилась в правую сторону, в ней мальчик.

Если беременная женщина все время извергает из себя пищу, она не доносит до конца срока.

Если беременная женщина изрыгает изо рта гной, она умрет вместе с тем, кто в ее матке.

Если кровь выступает изо рта беременной женщины, она не переживет роды».

Другие прогнозы предсказывали рождение близнецов и прочие подробности судьбы матери и ребенка. Некоторые фрагменты относились к женщинам, имевшим сексуальные контакты на разных сроках беременности. Так, для сексуального сношения между пятью месяцами и тремя днями и пятью месяцами и десятью днями прогноз – «жизнь», за исключением срока в пять месяцев и восемь или девять дней, когда соответственно женщину должна была схватить мамиту [слово, часто обозначающее «проклятие», но здесь, возможно, какое-нибудь специфическое заболевание] или она умрет.

«Если ребенок берет грудь, но не насыщается и много кричит, он поврежден изнутри.

Если у ребенка болит живот и, когда ему дают грудь, он не ест, этого ребенка выбрала ведьма.

Если ребенок все время холодный и скрипит зубами, его болезнь будет долгой: им завладел бог Кубу».

Из диагнозов и прогнозов видно: если некоторые разделы сугубо рациональны, другие – плод суеверий. Общий подход этих текстов к болезни – смесь грубых суеверий[61] и чисто практических наблюдений. Воображаемые волшебные излечения были, как следует из главы, посвященной религии, обычными в Вавилоне и нередко грязными. Например, ритуал мог потребовать, чтобы священнослужитель вырвал сердце козленка и положил все еще трепещущий орган в руку больного человека, пока звучит заклинание. Тем не менее рациональные методы использования лекарств тоже были в ходу. Они известны из текстов-назначений, которых уцелело много, и они являются самой важной группой медицинских текстов.

Сегодня известен, как уже говорилось, подобный текст, относящийся к Третьей династии Ура (2000 г. до н. э.). Он совершенно рационален и, в отличие от более поздних примеров текстов такого типа, не содержит упоминаний о магии при приготовлении и использовании лекарств. В таких текстах на аккадском языке обычно три части:

1) перечень симптомов;

2) список фармацевтических материалов;

3) инструкции по приготовлению и приему лекарства.

В шумерском тексте первый элемент отсутствует. Пятнадцать назначений на табличке классифицированы по способу применения. Лечение включает: а) припарки; б) снадобья; в) омывание горячими добавками. Двенадцать из пятнадцати назначений были для наружного применения. Далее приводится пример каждого типа назначений:

«а) растолочь корень такого-то растения вместе с речным битумом, добавить пиво и, смазав больное место вместе с маслом, использовать приготовленную смесь в виде припарки;

б) когда вы растолкли семена таких-то растений, положите смесь в пиво и пациент должен его выпить».

В третьем виде назначений читателю объясняют, что надо взять разные ингредиенты, включая сухие фиги и какую-то соль, и,

«в) разогрев их, омыть больное место жидкостью. [Дальше текст продолжается, но его значение не вполне ясно. Можно предположить, что он касается применения клизмы через трубку.]»

Помимо этого шумерского текста сохранилось несколько фрагментов текстов старовавилонского периода. Также существует несколько касситских фрагментов и большая группа текстов из Богазкея. Однако основное их количество относится к новоассирийскому периоду. Среди них есть серии текстов, классифицирующих назначения по частям тела. Целая группа текстов дает предписания для случаев болей в животе:

«Если живот человека горячий и не принимает еду и питье, возьмите семя тамариска, смешайте его с медом и творогом. Больной будет это есть и поправится.

Другой способ применения лекарства, приготовленного из разных растений, заключался в следующем: «Он должен проглотить его через рот и всосать через ноздри, и тогда он поправится».

Был возможен и такой вариант: «Если боль хватает человека, положите. смолу сосны Алеппо, гальбан (гальбанум) и турмерик на огонь и окуривайте дымом ноздри больного. Вы должны набрать в рот масло и вдуть в его ноздри. Тогда больной поправится».

Иногда есть ссылки на чтение заклинания одновременно с использованием методов практической медицины.

Еще одна группа табличек посвящена заболеваниям легких и груди: «Если больной кашляет, вбить стиракс в крепкое пиво, мед и очищенное масло. Пусть он выпьет это горячим. Вызовите у него рвоту с помощью пера. После этого ему следует съесть смесь меда и творога и выпить сладкого вина. Он поправится».

Ингаляции – еще один способ лечения. Готовились разные растительные смеси, которые затем добавлялись в масло, пиво или творог (свернувшееся молоко). Затем, как сказано в инструкции, вы должны приготовить большой котел, замажьте боковые стороны пшеничным тестом, вскипятите смесь на огне, поместите внутрь тростниковую трубку, и пусть он вдыхает пар так, чтобы чувствовалось горячее дуновение в легких. Больной поправится».

Из текстов ясно, что вавилоняне не обладали продвинутыми знаниями в области анатомии и физиологии. Им были неведомы функции большинства внутренних органов, которые считались вместилищем различных эмоций. Так, ухо было вместилищем понимания, а сердце – центром творческого разума. Хотя древние умели считать пульс и признавали тот факт, что кровь течет по венам, вавилоняне не пошли дальше и не додумались до понятия о кровообращении. Знаниям анатомии и физиологии определенно препятствовали религиозные запреты, не позволяющие разрезать мертвое тело человека. Хотя, конечно, велись тщательные наблюдения за анатомией животных, это делалось исключительно в псевдонаучных целях, чтобы прочитать предсказание по печени или легким, так что научной пользы от этого не было никакой. Более того, поскольку в жертву для той или иной цели приносились животные, здоровье которых было хорошим, у вавилонских священников, совершавших богослужение, не было возможности увидеть больные внутренние органы животного и уж тем более связать их состояние с внешними признаками болезни. Еще большим, чем табу на разрезание тела усопшего, препятствием к развитию медицины была теория о том, что заболевание есть демонические происки. Придерживаясь таких взглядов, вавилоняне не видели смысла в изучении функционирования больных и здоровых органов. Имело значение лишь влияние демонов – корень проблемы – и внешние симптомы.

При таком положении дел было бы напрасным ожидать ускоренного развития хирургии. Конечно, какие-то хирурги, безусловно, существовали даже во времена Хаммурапи, поскольку в Кодексе Хаммурапи определена плата за успешное лечение, а также штраф в случае неудачи лекаря.

«Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он сделал надрез в области брови и виска у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра».

Плата пропорционально уменьшалась, если пациент принадлежал к низкому социальному классу. Профессия хирурга, конечно, была не без риска, потому что, если в результате его действий человек, принадлежащий к высокому социальному классу, умер или ослеп, ему отрубали руку. Еще три части Кодекса Хаммурапи относятся к лекарю, врачующему сломанные конечности.

Несмотря на столь ранние упоминания о хирургии, среди многих сотен текстов более позднего периода нет ни одного, систематически освещающего именно эту область медицины. Это заставляет предположить, что хирургические методы в более поздний период были неизвестными. Но есть и другое возможное объяснение. Хирургия – область, в которой источником знаний являются наблюдения и практика. Вероятнее всего, ученики хирурга в Вавилонии приобретали знания и опыт, наблюдая за работой мастера, а не из текстов, которые были бы бесполезны.

Существует два или три сильно поврежденных текста, в которых может содержаться ссылка на хирургические операции. Нередко упоминается болезнь глаз, вероятнее всего катаракта, то есть состояние, при котором глаз человека закрыт тенью. В одном поврежденном тексте говорится: «Если глаз человека закрыт тенью, ножом. »

Относится ли продолжение фразы к хирургической операции? Трудно сказать. В другом тексте упоминается использование режущих инструментов и, в частности, говорится: «Если болезнь проникла внутрь кости, ты должен скоблить и удалить. »

Это может относиться к глубоким разрезам, но может быть истолковано и иначе. Есть и другие фрагменты, в которых говорится об использовании лекарями режущих инструментов, но они, скорее всего, относятся к вскрытию нарывов, что вряд ли можно считать хирургией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Медицина

Медицина Герберт понимал, что недостаточно знает медицину. У него было несколько трактатов, посвященных этой науке, и он их, несомненно, прочел, однако он не владел искусством лечения. В этой области блистал Ришер, или, во всяком случае, создавал о себе такую славу. Так

Медицина

Естествознание и медицина

Естествознание и медицина … Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других. Итак, если кто-либо всерьез хочет исследовать истину вещей, он не должен выбирать какую-то отдельную науку: ведь все они связаны между

Медицина Византии

Медицина Византии Врачи Византии пользовали больных в храмовых асклепейонах и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так

III Медицина и целительство

III Медицина и целительство Помимо истории Гиммлер чрезвычайно интересовался медицинским искусством. Это довольно характерно для нездоровых людей, которые не могут найти правильное лечение. Они полностью отдаются поиску средств, которые облегчили бы их страдания, входя

МЕДИЦИНА И ДЕМОНЫ

МЕДИЦИНА И ДЕМОНЫ Археологи извлекли из-под тысячелетних слоев песка пустыни материальные свидетельства многообразия духовной жизни шумеров, которые не только хранили унаследованные от предков знания, но и развивали их в многочисленных школах. В числе отраслей знания,

МЕДИЦИНА В РИМЕ

МЕДИЦИНА В РИМЕ …Надгробная надпись: «Погиб, сраженный толпою врачей». Плиний Старший. Естественная история, — XXIX, 11 По словам Плиния Старшего, родоначальниками медицины в Риме, как и во всех странах античного мира, считали богов — Аполлона и Асклепия-Эскулапа. Однако

Секс и медицина

Медицина

Медицина Систематическое изучение библейской медицины началось лишь в XVII веке нашей эры. Термины «врач» и «медицина» имеют смысл, связанный со значением слова «выздоровление», «рофэ». Они повторяются 81 раз в Ветхом Завете и 83 раза в Новом. Целительством занимаются врачи,

Медицина

Медицина Постепенно накапливались знания и в области медицины и ветеринарии. Уже в эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на специальные отрасли — на хирургию, лечение глазных болезней и ветеринарию. Анатомия была очень слабо развита; врачи при определении

Медицина

Медицина До революции 1958 г. в Багдаде жила 1/5 часть всего населения Ирака и 3/4 лекарей. Разница между столицей и остальной частью страны не могла коренным образом отличаться и в Вавилоне. Там доступность медицинской помощи обычному человеку была такова, что Геродот в V в.

МЕДИЦИНА И БИОЛОГИЯ

МЕДИЦИНА И БИОЛОГИЯ

Медицина

Медицина Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если заболевания были вызваны «плохими

Медицина

Медицина Боткин Сергей Петрович (Москва, 1832–1889), русский академик (1872), целитель («врач»). В 1855 году окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны (1853–1856) служит ординатором в госпитале Симферополя. В русско-турецкую войну главный врач и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *