Что в басне аллегорического иносказательного
Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни? (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Свинья под дубом; Размышляем о прочитанном; стр. 65, упр. 1.
В реальной жизни обычная деревенская свинья действительно может лежать под каким-нибудь дубом, на котором сидит ворон. Однако всё остальное в басне — это как раз аллегория и иносказание, ведь в реальности мы не можем встретить говорящих животных и тем более растений. Такая фантастическая ситуация придумана баснописцем специально для того, чтобы показать, как неразумно порой ведут себя люди, не старающиеся понять, откуда проистекают те блага, которые у них есть.
Аллегорией и иносказанием является в этой басне всё, за исключением собственно свиньи, дуба и ворона как обыкновенных животных и растения.
Картину того, как свинья лежит под деревом, а на самом дереве сидит птица, можно наблюдать в любой деревне. Но в басне это не просто свинья, дуб и ворон. Это полноценные персонажи литературного произведения. Недаром И. А. Крылов пишет имя каждого их них с заглавной буквы — Свинья, Дуб, Ворон. В этом-то и заключается мудрость басни — за свиньёй, дубом и вороном на самом деле скрываются люди, которым свойственно определённое поведение.
Я считаю, что в жизни может часто встречаться ситуация, когда под дубом прохлаждается свинья, а на дубе сидит ворон. Но в реальности эти животные и дерево никогда бы не смогли вести между собой беседу. Здесь и кроется, по моему мнению, аллегория, т. е. иносказательный смысл — свинья, дуб и ворон на самом деле символизируют людей и показывают нам некрасивое поведение тех из них, которые, беспокоясь лишь о личных благах, даже при этом не задумываются, откуда эти блага к ним приходят.
В реальной жизни свинья может есть жёлуди, лежать под дубом, подкапывать его корни. На дубе же может расположиться какая-нибудь птица, например, ворон. На этом пересечение с реальностью завершается, ведь всё остальное в басне — это аллегория, иносказание. Свинья здесь является образом недалёкого, неблагодарного человека, увлечённого лишь сиюминутной выгодой и не задумывающегося о последствиях собственных поступков. Корни дуба обозначают источник какого-либо блага, например, пропитания. Наконец, дуб и ворон олицетворяют мудрых людей, взывающих к разуму и совести свиньи.
В повседневной жизни свинья вполне может питаться плодами дуба, спать под ним и подкапывать его корни. А на дубе вполне может восседать ворон. Но задумка И. А. Крылова состоит не в том, чтобы нарисовать столь типичную сцену загородной жизни. Его замысел неизмеримо более глубок. И животные, и растение изображают здесь людей. Свинья — эгоистичного невежду, который не приучен думать о последствиях своих действий и ценить имеющиеся у него блага, а дуб и ворон — мудрых людей, несущих добро и стремящихся наставить невежду на путь истинный. Дуб также выступает здесь как источник пропитания и других благ.
Мне кажется, что в свете изменений, которые сегодня стремительно происходят в природе, басню можно толковать и в более узком смысле — экологическом. Тогда свинья олицетворяет здесь современного человека, который нещадно и без должного уважения эксплуатирует природу, не задумываясь о том, что она является его кормилицей и что ресурсы её не безграничны.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
четверг, 7 октября 2021 г.
Крылов И. «Свинья под дубом». Ответы на вопросы учебника для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 64-65
Фонохрестоматия
1. Передал ли актёр авторское отношение к персонажам, действующим лицам басни? Какими исполнительскими средствами?
Мне кажется, что актёр очень хорошо передал авторское отношение к героям басни.
Свинья в его исполнении говорит противным, визгливым голосом. Она посмеивается. Она не слушает умных советов.
Ворон говорит убедительно, неторопливо, пытаясь образумить свинью, донести до неё вред её действий.
Дуб говорит протяжно, с тоской и упрёком. Ему больно, и эту боль пытается передать актёр. Так передаётся жалость автора к дубу.
Размышляем о прочитанном
1. Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?
В этой басне мы встречаем олицетворение: свинья, дуб, ворон говорят.
Также мы видим аллегорию. Свинья обозначает в басне невежду, глупого, самодовольного человека.
Дуб представляет умного, учёного человека, который стыдит свинью-невежду.
Ворон также представляет человека, который пытается образумить невежду.
В жизни свинья действительно могла наесться желудей и начать рыть корни дуба. Свиньи любят желуди и любят рыть землю.
Но ворон не стал бы разговаривать со свиньей, а дуб не стал бы возмущаться.
3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.
Мораль заключается в последних четырёх строчках басни:
Примеры использования морали басни «Свинья под дубом»
Литература и изобразительное искусство
1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше, почему?
В учебнике нам представлена иллюстрация к басне художника Г. Куприянова. Мне также известны иллюстрации Евгения Рачева, А. Лаптева, Н. Богатова.
Больше всего мне понравилась иллюстрация Евгения Рачева, потому что художник сумел раскрыть аллегоричность басни. Он изобразил свинью в виде толстого барина в халате и с трубкой, который лежит под дубом. У свиньи-барина скучающий, сытый взгляд, он пышет равнодушием. Ворон на дубе также одет в костюм и изображает умного, образованного человека, пытающегося достучаться до разума свиньи.
2. Нарисуйте иллюстрацию к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.
Я бы нарисовала спящую под дубом довольную свинью. Она толстая и розовая. Над ней высится дуб. Его можно нарисовать с глазами и ртом. Он возмущён и поражён действиями свиньи. Рядом кружится ворон, разводящий руки-крылья.
Басня «Свинья под дубом», какой аллегорический смысл, в чём аллегория?
В басне «Свинья под дубом» в образе Свиньи иносказательно описывается недалёкое и неблагодарное человекоподобное (даже выражение «свинья под дубом» обозначает человека неблагодарного и глупого), не соображающее, что оно пользуется плодами того, что оскорбляет.
Пример анализа басни И.А.Крылова «Свинья под дубом»:
Олицетворения в басне: свинья олицетворяет власть, царя и помещиков, купающихся в роскоши, в то время как голодный народ, которого олицетворяет могучий дуб-кормилец, погибает. Глупая власть не может понять, что своими действиями она рубит сук, на котором сидит, недовольство народа погубит ее саму. Ворон олицетворяет мудрость, здравый смысл.
Главная мысль надо быть благодарным, щедрым, дальновидным, думать о других, а не только о своем благе и своей выгоде, забоится о тех, кто тебя кормит. Власть должна умерить свои аппетиты и думать о народе.
Аллегорический смысл басни «Свинья под дубом» заключается в том, что глупые и думающие лишь о своем благе и сегодняшнем дне люди разрушают своими недальновидными действиями свое же завтра. Царь и дворянство, угнетая кормящий их народ, готовили себе же погибель.
Басня «Свинья под дубом» известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова весьма поучительна.
Свинья наелась желудей под дубом, даже не подумав, откуда они там взялись. Плотно перекусив, хрюшка заснула прямо там же.
Отдохнув, она стала подрывать корни дерева ее накормившего. Напрасно мудрый ворон пытался остановить хавронью, на его слова она просто не обращала никакого внимания.
Ей было все равно, что корни дуба оголятся и дерево может погибнуть.
Не выдержал тут дуб, предложил свинье поднять пятачок вверх и посмотреть, откуда столь любимые ею жёлуди берутся.
Басня высмеивает и осуждает черную неблагодарность и безразличие ко всему, кроме себя.
Поскольку басня Крылова «Свинья под дубом» небольшая, привожу ее здесь полностью:
В этой басне три персонажа: свинья, дуб и ворон. Свинья, которая не способна увидеть дальше своего носа, ассоциируится с ленивым и невежественным человеком. Особенностью свиней является то, что они не могут поднимать голову вверх, не способны на это. Вот и человек бывает таким, который не только не хочет ничего слушать и знать, но и теряет способность к этому.
Ворон, который пытается вразумить свинью, но по своей наивности не понимает, что свинья его не поймет.
Это то, что в человеческом обществе невежды бранят «науки и ученье», а сами пользуются плодами «ученых трудов».
Проанализировав басню понимаем, что автор высмеивает таких людей, которые не видят дальше своего носа и могут с беспечностью вредить тому, что приносит им же пользу.
Лично меня позабавила эта басня, ведь в жизни действительно встречаются такие люди.
Наверное, не зря И.А.Крылов для высмеивания самых неприглядных пороков человека избрал именно свинью-уж очень много неприглядного скрывается в русско языке за этим словом.И в басне этой осуждается и лень, и невежество, неспособность видеть дальше и выше (свиньи не способны смотреть вверх) собственного носа, пренебрежение мнениями и интересами других(даже если они тебя кормят).
Басня »Свинья под дубом» вопросы.1.Что в басне аллегорического,иносказательного,а что могло бы произойти в жизни?2.Какой описы
2. Жирной, невежественной.
3. Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Когда человек делает, то что ему повредит и помешает в будущем.
М.Ю.Ломоносов
4)От крестьян до университетов науки.
Историческая повесть «Тарас Бульба» на поверхностный взгляд не кажется достаточно органичной в «Миргороде». Отличается она от других вещей этой книги и содержанием своим и стилем. На самом же деле «Тарас Бульба» представляет собой очень важную часть «Миргорода». Более того, включение этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с какой-то еще одной, существенной стороны взглянуть на героев других повестей той же книги.
Мы издавна привыкли называть «Тараса Бульбу» повестью. И для этого, разумеется, есть серьезные основания. По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения — все это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа. Более того, в истории русского исторического романа
«Тарас Бульба» — весьма важная веха.
Развитие этого жанра в западноевропейской, да и русской литературе шло трудными путями. В XVIII и в самом начале XIX века широкой известностью пользовались на Западе исторические романы Флориана, Мармонтеля, Жанлис.
Собственно история играла в их произведениях лишь роль общего декоративного фона, на котором строились различные, главным образом любовные коллизии. В этих романах отсутствовали живые человеческие характеры как выразители конкретных исторических эпох, судьбы героев развивались изолированно и независимо от судеб истории.
Огромная заслуга в развитии европейского исторического романа принадлежала Вальтеру Скотту. Он освободил историческую тему от фантастики.
История впервые стала приобретать в его произведениях не только реальные, жизненно достоверные очертания, но и глубинный, философский смысл. По этому поводу Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» справедливо заметил, что Вальтер Скотт возвысил роман «до степени философии истории». Совместив в своих романах изображение частного человека с изображением истории,
Вальтер Скотт исследовал серьезные явления общественной жизни и ставил на материале прошлых эпох большие проблемы современной ему действительности.
Широко и в самых разнообразных жанровых формах использовали историческую тему писатели-декабристы, например в поэме (Рылеев,
Марлинский), думе (Рылеев), трагедии (Кюхельбекер), повести (Марлинский), романе (Ф. Глинка, Лунин). Обращаясь к историческому прошлому, декабристы прежде всего искали в нем сюжеты, которые позволили бы им ярко выразить свои гражданские идеалы — их патриотизм, их вольнолюбие, их ненависть к деспотизму. Но известная узость мировоззрения декабристов, присущая им недооценка роли народных масс в историческом процессе, — все это сказалось и в их художественно-исторических произведениях. Главное внимание писателей было сосредоточено на изображении героической личности, романтически приподнятой и не связанной с народной жизнью.Автор «Тараса Бульбы» воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании исторического прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в «ТарасеБульбе» народное освободительное движение. Главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения.Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа, или, как говорил Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».Нет нужды искать конкретный исторический прототип Тараса Бульбы, как это делали некоторые исследователи. Как нет оснований предполагать, что сюжет повести запечатлел какой-то определенный исторический эпизод. Гоголь даже не заботился о точной хронологии изображаемых событий. В одних случаях кажется, что события отнесены к XV веку, в других — к XVI, а то и к началу
XVII века. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа.
В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных художественных красок создает поэтическое своеобразие и обаяние «ТарасаБульбы».
Художественные приемы
Литература и искусство — это не сухое перечисление событий и простое отображение действительности, а раскрытие автором произведения своих мыслей и чувств с помощью приемов художественного выражения. Если использовать только прямые методы передачи информации, то вряд ли такие творения смогут чем-то затронуть читателя или зрителя.
В литературе часто применяются приемы, изменяющие основное значение слов и усиливающие образность речи. Они объединяются в группу тропов. Некоторые из них:
Словесные конструкции, не несущие информацию, но украшающие литературную речь и делающие ее своеобразной, относятся к фигурам речи.
Объяснение термина
Тропы и фигуры применяются в литературе и ораторском искусстве для усиления выразительности словосочетаний и предложений. Один из видов тропов — аллегория. Этот прием известен со времен ранней античности и уже тогда нашел отражение в мифологии и фольклоре, а позднее получил развитие в разных жанрах литературы и изобразительного искусства. Термин «аллегория» имеет греческие корни и буквально означает «иносказание».
В словаре Даля значение слова аллегория объясняется как картинное или чувственное изображение мысли, а в качестве синонимов к нему перечислены иноречие, инословие, обиняк, притча и другие определения. Что такое аллегория в литературе, легко можно понять, вспомнив образы зверей в сказках: лиса — хитрость, заяц — трусость, медведь — простодушие.
Этот прием часто используется авторами, когда нужно донести свое мнение, не нарушая этических норм. Аллегория дает широкие возможности и в следующих случаях:
Считается, что первым, кто применил аллегорические образы, был древнегреческий баснописец Эзоп, из-за своего положения вынужденный говорить в баснях одно, а подразумевать совсем другое.
Иносказательное выражение мыслей иногда так и называют — «эзопов язык». Для аллегорических произведений характерно описание явлений, событий или живых существ с помощью намеков, но при этом прямой смысл не теряется, а дополняется возможностью его понимания и в переносном значении.
Символизм и олицетворение
Иногда аллегорию сравнивают с метафорой, потому что эти способы используют, когда нужно передать не буквальное, а иносказательное понятие, вызывающее определенные ассоциации, но между ними существует разница. Метафора — это прямое сравнение, которое применяется только в литературе и основывается на подмеченном автором сходстве свойств и признаков предметов. Например, словосочетание «железный характер» подразумевает, что человек обладает сильными волевыми качествами.
Главный признак аллегории — описание отвлеченной идеи путем создания продуманного и развернутого образа, которое может вылиться в полноценное произведение, например, басню или притчу. Этот прием встречается в разных видах искусства и обычно не называет предмет или явление, а намеками подталкивает сознание человека к пониманию того, что хотел донести автор. С некоторым допущением можно сказать, что метафора является частным случаем аллегории, а несколько метафор в тексте могут образовать полноценный аллегорический прием.
К одной из иносказательных разновидностей можно отнести разнообразные символы, начиная от геральдических знаков и заканчивая образами, ставшими со временем клише. Использованные многократно, они утвердились в сознании человека как аллегорические ассоциации. Например:
В литературе часто человеческими качествами наделяются неодушевленные предметы, т. е. происходит их олицетворение. Такой художественный прием может быть как самостоятельным, так и частью общего замысла. В отличие от аллегории он всегда направлен на самого автора, является способом его самопознания и иносказательного выражения чувств. Один и тот же образ может быть и аллегорией, и олицетворением. Если читатель выступает в роли стороннего наблюдателя, то у автора получилась аллегория, но когда образ настолько затронул человека, что он видит в нем себя, то это олицетворение.
Примеры в литературе
Аллегорические образы встречаются уже в произведениях греческих и римских авторов античных времен. Само название термина впервые упоминается в трактатах Цицерона, повествующих об ораторском искусстве. Аллегорическое толкование использовалось для обнаружения в поэтических образах Гомера философской истины и позже было перенесено христианами на Священное Писание с целью понимания возможных скрытых смыслов текста.
Известны крупные произведения эпохи поздней античности, повествование в которых построено на принципе аллегории полностью. Например, в девяти романах цикла Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» в качестве служанок вознесённой на Олимп Филологии представлены образы семи женских фигур, олицетворяющих свободные искусства и такие науки, как грамматика и риторика.
В пространной поэме испанского поэта Пруденция «Психомахия» иносказательно изображена целая галерея поединков — Гордыни со Смирением, Гнева с Терпением, Целомудрия с Распутством, Веры с Идолопоклонством и т. д. Такая идея была подхвачена представителями христианской церкви для использования при воспитании простых классов. Методы, основанные на принципах морали и борьбы добродетелей с пороками, были широко распространены в политике и искусстве того времени.
Многие примеры аллегории из литературы Средневековья имеют мифологическое происхождение, а излюбленным приемом авторов является персонификация, представлявшая явления и чувства в виде человекоподобных существ, растений, животных и даже сооружений. Например, в поэтическом романе Готфрида Страсбургского «Тристан» персонифицируется грот любви.
В этот период сложились устойчивые схемы сюжетов и тем аллегорического повествования — воображаемые странствия и поиски, турниры и состязания, охота и осада замков.
В любовном романе «Гипнеротомахия Полифила», авторство которого приписывается монаху Франческо Колонне, главным аллегорическим приемом выступает путешествие на остров любви Киферу во сне. Главный герой встречается в своем воображении с божественными существами, нимфами и фавнами, а также бродит по райским садам и великолепным дворцам. В более поздней литературе аллегория постепенно теряет свое значение и вытесняется другими художественными приемами.
Басни и сказки
В русской литературе признанными мастерами аллегории считаются И. А. Крылов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Их аллегория многозначна и под внешним слоем всегда скрывает более глубокий и в чем-то философский смысл.
Ярким аллегорическим образом предстает перед читателями небольшая рыбешка из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Она символизирует человека, никуда не вмешивающегося и отгородившегося от всего мира. В результате пескарю приходится постоянно дрожать от страха за свое благополучие, что лишает его простых радостей жизни. Философский смысл сказки — чтобы не жалеть в старости о напрасно прожитых годах, нужно не бояться рисковать и жить полноценной жизнью.
Салтыков-Щедрин использует и другой вид аллегории — его герои оказываются в положении, раскрывающем их пороки. К таким произведениям относятся сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Злободневная тема, которую неоднократно затрагивает творчество писателя, — несправедливость крепостного права. В своих сказках автор создает аллегорические ситуации, показывающие, что без своих крестьян, к которым так свысока относятся, помещики не способны выжить и обречены на одичание.
В баснях Крылова через аллегории, представленные образами разных животных, показываются и высмеиваются человеческие пороки и отношения между власть имущим сословием и простыми людьми. Такой прием восходит к фольклорным традициям и часто встречается в творческих формах у разных народов — сказках, песнях, балладах. Одни животные несут в себе несколько аллегорий, например, осел олицетворяет глупость и упрямство, медведь — невежество и силу. Другие животные символизируют только одно значение: пчела — трудолюбие, стрекоза — легкомыслие.
Важные события также находили свое отражение в творчестве русского баснописца. В басне «Волк на псарне» можно распознать аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 года. Образ волка, попавшего на псарню, представляет Наполеона Бонапарта, который сам не рад оказаться в России и использует разные уловки для заключения мирного договора. Но мудрый Кутузов в лице персонажа басни ловчего на них не поддается.
Поэтические произведения
Самые разнообразные аллегории используются в поэзии. Часто в стихотворениях и поэмах иносказательным значением наделяются времена года:
Интересным примером аллегорического изображения времен года является «Великолепный часослов герцога Берийского».
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бой» полностью наполнено аллегоричным содержанием, а Гроза выступает как символ борьбы Добра со Злом. В творчестве А. С. Пушкина аллегоричностью выделяется произведение «Узник», в котором южный город представлен тюрьмой, а себя автор видит молодым подневольным орлом. В стихотворении «Анчар» южное ядовитое дерево является аллегорическим образом неправильного мироустройства.
Живопись и скульптура
В изобразительном искусстве художественный прием аллегории получил наибольшее распространение в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения, так как его символизм позволял художникам выражать свое отношение к реальности и политические идеи. Не всегда авторам удавалось добиться желаемого. Несоблюдение меры могло привести к перегруженности символами, из-за чего произведение утрачивало эстетическую ценность, превращаясь в простую абстракцию. В качестве примера можно привести картину под названием «Аллегория» Л. Лотто.
Великие художники Веласкес, Беллини, Боттичелли, Брейгель, Тициан и Рубенс скрывали аллегорические образы в повседневных сценах из жизни. Например, картина «Священная аллегория» Джованни Беллини, на которой отображено католическое видение сущности церкви. Аллегория не чужда и русским художникам. Работа Алексея Венецианова «Весна» наполнена символами обновления и новой жизни, вписанными в бытовую картину, изображающую крестьянскую девушку, ведущую под уздцы лошадей.
Примером аллегории в скульптуре можно считать композицию Этьена Мориса Фальконе «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Ее постамент в виде волны ассоциируется с разбушевавшейся стихией, проявление которой приходилось преодолевать при строительстве города. Вздыбленные кони символизируют петровские реформы, а сам всадник, разящий змею, — преобразователя России, борющегося с ее врагами.
Художественный метод аллегории использовали очень многие русские и зарубежные писатели и художники. Приведенные примеры помогут увидеть аллегорический смысл в их произведениях.