Что тяжелее учиться или работать

Ищем ответ на вечный вопрос: учиться или работать после школы?

Что тяжелее учиться или работать. 11042018 blog rabotat ili uchitsja. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-11042018 blog rabotat ili uchitsja. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка 11042018 blog rabotat ili uchitsja.

Жизнь выпускника сложна, ведь после окончания учебного заведения придется делать сложный выбор. Почему? Потому что от того, учишься ты или работаешь образования зависит твоя будущая карьера.

Конечно, после школы можно работать и учиться заочно. Однако не всем это удается одинаково легко. Впрочем, как и работать и учиться очно – от этого даже мухи дохнут, не то что бедные студенты.

Итак, решаем вопрос, который издавна мучает всех абитуриентов и выпускников.

Что лучше: учиться или работать после школы?

Что тяжелее учиться или работать. 1 2. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-1 2. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка 1 2.

Конечно, лучше стараться совмещать учебу и работу. И вот почему.

Так что все же лучше пытаться совмещать эти два вида деятельности, хотя бы в какой-то мере. А как это сделать, мы расскажем далее.

Стандартный рабочий день для студентов

Конечно, такую роскошь себе могут позволить только студенты-заочники. Согласитесь – невозможно одновременно ходить на обычную работу с 9.00 до 17.30 и одновременно с этим посещать пары.

И если вы ломаете голову над тем, можно ли учиться и работать одновременно, причем на полную ставку, то выбирайте заочную форму обучения. В этом случае ни работа не будет особо мешать учебе, ни наоборот. Просто предварительно оговаривайте с работодателем условия отпуска на сессию.

У заочного обучения есть определенные минусы. Например, так вы едва ли сможете в полной мере насладиться всеми прелестями студенческой жизни.

Частичная занятость или ночная работа для студентов

Что тяжелее учиться или работать. 1 29. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-1 29. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка 1 29.

Чрезвычайно важно, где работать, пока учишься. Если вы обучаетесь на дневном отделении, но остро нуждаетесь в деньгах или полноценной работе, то лучше остановиться на ежедневной, но ночной или частичной занятости.

Кем можно пойти работать после школы, если ты – студент дневного отделения:

Здесь можно выбрать совершенно любую специальность, которая не будет мешать вашему ежедневному посещению лекций и семинаров и вызывать гнев преподавателей.

Если вы устроитесь на ночную работу, вам придется решить неприятную проблему, которая может негативно сказаться на вашей учебе: как высыпаться и приходить на учебу отдохнувшим после ночной смены?

Если у вас хорошие отношения со старостой, договоритесь с ним о «согласованных» пропусках первых пар – вы выспитесь, а он не будет отмечать ваше отсутствие.

Если и так у вас не получается нормально совмещать работу и учебу, присмотритесь к достойной альтернативе – работа для студентов в выходные дни. Такой график не мешает учиться и позволяет по своему усмотрению регулировать собственную загруженность и режим дня.

Работа по вечерам для студентов-очников

Хочешь учиться – иди работай в вечернее время! Это прекрасный вариант, так как неполный рабочий день:

Конечно, работа расклейщиков объявлений, официанта или промоутера не даст вам профессионального опыта и не повысит ваш престиж. Однако любой рабочий опыт – это прекрасно! Кроме того, такие работы приносят стабильный доход. А еще вы помогаете своим родителям, не давая им возможности оплачивать все вместо вас.

В идеале, конечно же, учиться и работать по специальности. Так даже если вы не выучили семинар или плохо разбираетесь в теории, практика и ее понимание поможет вам выехать из любой сложной ситуации.

К тому же вы еще до окончания университета получаете бесценный профессиональный опыт и сможете после выпуска искать себе полноценную работу по специальности с возможностью сразу хорошо зарабатывать.

Ну а если вы уже нашли работу, но у вас совершенно нет времени на учебу, обращайтесь в студенческий сервис, специалисты которого помогут и поддержат в любой сложной ситуации!

Что тяжелее учиться или работать. 52ed66af4ad841a3a7c0d5c04081ede8.small. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-52ed66af4ad841a3a7c0d5c04081ede8.small. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка 52ed66af4ad841a3a7c0d5c04081ede8.small.

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Учиться или работать?

Учеба — важнейший этап для человека, качество которого определит качество его дальнейшей жизни. Познавательный процесс для человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь.

Общество закрепило и урегулировало познавательную деятельность человека, создав сектор образовательной деятельности. Тем самым слово «учиться» ассоциируется теперь у современного человека со школами, институтами, курсами повышения квалификации, тренингами.

В нашей стране обязательно общее среднее образование (9 классов средней школы). Получив «аттестат зрелости», человек совершает выбор: учиться ему дальше в средней школе, получить среднее специальное образование или пойти работать. Все определяется желаниями человека и умственными возможностями. В этом возрасте впервые возникает эта возможность выбора: учиться или работать.

Современная изнеженная родительским вниманием и заботой молодежь в основном получает полное среднее образование (11 классов средней школы). Во второй раз человек выбирает: учиться дальше в вузе, техникуме или начать работать непонятно где, непонятно кем.

Тот, кто желает учиться, должен еще поступить в вуз на конкурсной основе. Высшее образование у нас в стране не является обязательным. В России в некоторых технических и гуманитарных вузах предусмотрены бюджетные места, но их с каждым годом становится все меньше. Поэтому высшее образование в России становится все менее доступным для детей тех родителей, которые не накопили на учебу детей. В Европе и Америке все колледжи и университеты платные. Учиться в них могут только самые перспективные студенты, которые могут оплачивать свою учебу. Учиться, чтобы получить высшее образование, становится все труднее. Помимо знаний и способностей, нужны деньги, которых всегда мало.

Если стремление учиться огромно, то найти возможность получать знания в alma mater можно — учиться и работать, чтобы учиться. Во всех развитых странах предусмотрены кредиты на образование с периодическим процентным погашением кредита. Ученик может совместить учебу на вечернем или заочном отделении с работой, которая даст ему небольшие финансы, чтобы оплачивать учебу. Некоторые «страждущие» студенты учатся на дневном, а по выходным работают на «черных» работах — разгружают вагоны, коробки в аэропортах, моют машины, подметают улицы. В России ситуация учебы в вузе, при которой студенту приходится самому добывать средства, чтобы оплачивать учебу, — редкость, на Западе — распространенный случай.

Кому повезло, и учебу в университете оплачивает государство или родители, учиться и жить гораздо легче. Поэтому такие студенты в учебе достигают значительных результатов. Ведь все свободное время от занятий в институте можно посвятить самообразованию — расширить свой кругозор или углубить знания по профильным предметам.

Тем не менее, даже отличники стремятся на старших курсах найти работу. Это абсолютно естественно и правильно. Учиться становится легче, личность уже сформирована, амбиции растут. Работа на старших курсах — новая грань студенческой жизни, позволяющая реализовать себя в новой социальной и профессиональной среде.

Старшекурсники, устраивающиеся на работу не по профилю, руководствуются обычно финансовой выгодой. Работа в профессиональной сфере, совпадающей с выбранной специальностью в институте, приятна вдвойне. Хотя оклады начинающих стажеров невысокие и статус помощника специалиста не так уж значителен, но осознание того, что учеба и знания, полученные в институте, не пропадут зря, ободряет.

Стремление учиться и работать вызвано современной повсеместной ситуацией приема на работу — на приличную должность с хорошим окладом непременно требуется опыт работы. Без опыта работы выпускник вуза даже с красным дипломом на «кастинге» в организацию окажется «вне конкуренции».

Учиться или работать — личный выбор каждого. Приличное существование человека в социуме требует и получения, и применения знаний, а для этого приходится учиться и работать одновременно.

Источник

Учиться или только работать: как найти баланс

Разберемся, стоит ли выделять рабочее время на учебу, когда и как это уместно делать, что думают по этому поводу руководители и как относятся к «прокачке» сотрудников.

Что тяжелее учиться или работать. 26e195b601e91bbe9cc9e3c23c3553d0. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-26e195b601e91bbe9cc9e3c23c3553d0. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка 26e195b601e91bbe9cc9e3c23c3553d0.Christian Erfurt / Unsplash.com

Легко пообещать, сложнее — сделать

Сегодня образовательные программы как никогда доступны: любой может пройти нужный MOOC, а их общее количество исчисляется десятками тысяч. Но компании, кажется, только входят во вкус — c момента кризиса 2008-го они «разогнали» общемировой объем рынка профессионального образования с 244 до 370 млрд. долларов и продолжают увеличивать инвестиции в прокачку сотрудников. Учеба для бизнеса — не только утилитарный инструмент, но и работа на HR-брендинг. Чем активнее компания подкрепляет траектории карьерного развития образовательной базой, тем легче ей привлечь адекватных и квалифицированных специалистов.

Другое дело, что за красивой картинкой и обещаниями не всегда следуют результаты. Совмещать рутину с учебой и погружаться в новые области знаний могут позволить себе «не только лишь все»: кто-то не хочет заниматься чем-то, кроме обязанностей, прописанных в договоре, другие завалены «боевыми» задачами, у третьих и выбора нет — обучение им просто не предлагают.

Порой так происходит из-за того, что менеджеры не понимают, входит ли корпоративное обучение в рабочий процесс, и не знают, как учитывать время, потраченное на него сотрудниками, с точки зрения бухгалтерии. Либо и вовсе открыто говорят, что не хотели бы расходовать средства компании на повышение квалификации тех, кто может завтра уволиться, и рекомендуют проходить курсы на стороне за свой счет.

В таких ситуациях специалисты остаются один на один с вопросами о том, как все успевать самим, стоит ли обсуждать эту тему с начальством и как вообще подступиться к учебе.

Как может выглядеть учебный процесс

Даже самые заурядные моменты — вроде взаимодействия с заказчиками — не лишены возможностей для изучения чего-то нового. Так, в деятельности любой службы поддержки (и даже менеджмента) найдется место для внедрения элементов клиентоориентированного подхода, а в отделе финансового планирования — для изучения новых методик управления и инструментария для подготовки бюджета. Полученные знания в большинстве случаев будут инкрементальными, то есть подкрепляющими предыдущий опыт (общения с клиентами, построения фин.моделей, сдачи отчетности компании и т.д.) и уже имеющиеся компетенции. Кстати, хорошим примером будет и так называемая StackOverflow-driven разработка.

Что тяжелее учиться или работать. bb403ade633d33a4ae6736fa5ed23934. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-bb403ade633d33a4ae6736fa5ed23934. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка bb403ade633d33a4ae6736fa5ed23934.Mr. Bochelly / Unsplash.com

Что уж говорить о профессиональных курсах, если даже школьные, вузовские и специализированные методики и приложения для запоминания устроены хоть и более комплексным, но все-таки похожим образом. В их основе — в том или ином виде — лежит инкрементальное обучение. С другой стороны, сам факт широкого распространения модели — еще не показатель ее эффективного использования. В теории такое обучение подразумевает личную инициативу — учащемуся следует самостоятельно выбирать, чем и когда он хотел бы заниматься. Речь не о том, чтобы делать это в начальных классах в школе, но в университетах и, тем более, на работе этот подход вполне допустим. Другое дело, что мало кто им пользуется.

В профессиональной среде вместо «голоса снизу» мы видим движение по инерции: чему учиться и как — решают исключительно руководители. Подчиненные становятся заложниками заданной траектории развития и часто отказываются ей следовать. Похожая ситуация наблюдается, когда им и вовсе не предлагают варианты для прокачки навыков — в таком случае сотрудники вынуждены делать это либо в ходе рутинных процессов (замкнутая инкрементальная модель), либо тратить личное время и деньги.

Как справедливо замечает Джанпьеро Петрильери, профессор одной из наиболее известных бизнес-школ и эксперт в области образования, инкрементальная схема требует внимания к контексту и окружению: «Вашим коллегам будет намного удобнее учиться, если им в том или ином виде предоставят «песочницу», воспроизводящую боевые условия, но с защитой от дурака». Это могут быть семинары, корпоративные хакатоны и другие форматы, но «их стоит дополнить еще и трансформирующим обучением, когда такие песочницы становятся гораздо более открытыми для экспериментов и тематических ответвлений». Тогда можно говорить о развитии экспертизы в смежных областях, получении новых компетенций и личностном росте.

Этот формат подразумевает чуть большее вовлечение сотрудников, но его все-таки стоит считать комплементарным итеративному. «Если последний направлен на выполнение задач и последовательный прогресс, то первый [трансформирующее обучение] — исключительно на прорывное развитие. Он помогает научиться учиться, а не механически выполнять какие-то действия на работе», — подчеркивает Джанпьеро Петрильери в колонке для портала Массачусетского технологического института.

Проблема в том, что этому подходу практически не уделяют внимания в корпоративной среде, где привыкли фокусироваться исключительно на обучении «ради роста ключевых показателей эффективности» в моменте. Хотя могли бы предоставлять и свободный формат, в котором сотрудники не боялись бы формулировать гипотезы и выдвигать нестандартные решения.

Кажется, что именно так стоит действовать в кризис, когда экономический контекст постоянно меняется, появляются новые вызовы, а реагировать на них нужно максимально быстро.

Что можно сделать своими силами

Вне зависимости от рабочей обстановки, личностное развитие, прокачка навыков и, как следствие, карьерный рост обязательно потребуют внимания, времени и ваших собственных усилий. Дожидаться момента, когда начальство возьмет этот процесс в свои руки, точно не стоит.

В этом есть свои плюсы: если вы, ваш отдел или команда предоставлены сами себе, организовать обучение будет, как минимум, удобнее. Другой вопрос, с чего начать.

Запастись терпением и временем

Здесь вам потребуется та самая инициатива, о которой мы говорили выше, когда обсуждали итеративное обучение. Принципиально важно не просто принять решение учиться, но и самостоятельно контролировать этот процесс и возвращаться к нему вновь и вновь — особенно если в силу обстоятельств обучение пришлось на некоторое время приостановить.

Следующее — это время на образовательные активности. Если вы занимаетесь разработкой или другой творческой деятельностью, всегда есть возможность добыть дополнительные час-два в день с помощью элементов методики «deep work» и понимания того, как устроен механизм нашего внимания, и почему время, затрачиваемое на саму работу, утекает сквозь пальцы.

! — Если вы руководите командой, не пытайтесь вводить тотальный контроль за подчиненными и слишком частую отчетность. Все это не поможет направить все 146% времени ваших сотрудников на выполнение рабочих задач, а скорее вызовет раздражение и потерю продуктивности. В худшем случае у вас за спиной будет формироваться подпольное движение за восстановление «прав и свобод».

Начать с чего-то простого

Если изучение нового пока связано исключительно с сиюминутными делами (условная StackOverflow-driven разработка и гуглинг), стоит сбалансировать подобный формат чтением книг по смежной сфере деятельности, необязательно пересекающейся напрямую с вашей специализацией. Если сходу осуществить это не получится, попробуйте делать чек-листы по тому, что находите на SO и в поиске по рабочим вопросам. Как минимум, из этого получится хабрапост. Для вдохновения читайте чужие лонгриды и подпишитесь на тематические рассылки.

Что тяжелее учиться или работать. e1fd0e8252885e65e5582d887d80fb4c. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-e1fd0e8252885e65e5582d887d80fb4c. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка e1fd0e8252885e65e5582d887d80fb4c.Jake Oates / Unsplash.com

Важно при этом учитывать порядки, принятые в вашем коллективе — вероятно, чтение бумажной книги в офисе напротив работающих коллег будет не лучшей идеей. Поэтому стоит оценить обстановку перед тем, как что-то подобное предпринять. Хорошо, если атмосфера в команде позволяет делать это открыто — например, для переключения внимания со сложной проблемы на рутину и обратно. В ином случае придется задействовать время перерывов на чай и кофе.

! — Тим-лидам полезно брать инициативу на себя и вырабатывать с сотрудниками общий подход к учебе на рабочем месте. Обсудите, что будет допустимым, а что — не совсем, и как обмениваться соображениями на этот счет. Такой подход послужит драйвером для запуска инкрементального обучения силами самих специалистов.

Попробовать пятничный формат

Он будет трансформационным компонентом в учебном процессе и позволит вам:

навести порядок в делах (и на рабочем месте), плюс — быть готовым к новым задачам;

понимать, что происходит в индустрии (чем занимаются конкуренты и эксперты);

заняться долгосрочным планированием развития команды;

внести вклад в открытые проекты по своему профилю.

К изучению нового во время «тихих» пятниц стоит подходить как к любому другому делу: наметить планы, проводить ревю, обсуждать сложности и делиться опытом с коллегами — по возможности обучать младших специалистов. Это поможет вам закреплять материал.

Делиться успехами в текущей обстановке удобно в формате компактных онлайн-конференций, когда на звонке выступают, а потом и отвечают на вопросы один или два сотрудника. Темы можно подбирать в спонтанном режиме или распределять заранее, главное — искренний интерес к ним.

! — Пятничный формат — не дополнительный выходной, но и от обычных будней он отличается. Обычно во время тихих пятниц принято снижать интенсивность коммуникации — ограничить традиционные совещания, онлайн-стендапы и звонки.

Такой подход поможет сотрудникам тратить на описанные (в буллитах выше) задачи меньше времени на выходных. Заниматься ими они, скорее всего, будут в любом случае, но если вы возглавите этот процесс, то и риск выгорания будет ниже, а команде будет чуть легче возвращаться к рутине и новым рабочим делам по понедельникам.

!! — Не стоит ограничивать разработчиков в пятничных деплоях (изменения могут быть чувствительными, и разбираться с каждым отдельным случаем, когда у всех тихая пятница, просто нет смысла). Даже если вы не занимаетесь IT, сообщите клиентам об особом порядке общения в конце недели. Так, если кто-то будет настойчиво просить созвониться, вам будет проще перенести обсуждение на другой день.

. — Не пытайтесь запретить личные проекты. Лучше — отрегулировать этот момент с точки зрения трудового договора, чтобы специалисты не беспокоились о конфликтах вроде известной ситуации со спором вокруг прав на Nginx. Обсудите с юристами и командой целесообразность декларирования личных разработок для снятия возможных претензий впоследствии. Так вы будете в курсе, чем заняты ваши подчиненные, и создадите предпосылку для презентаций в пятничном формате.

Планировать и корректировать

Внимательнее подходите к распределению нагрузки и временным затратам по проектам. Если есть возможность, расширьте временной буфер между сроками их сдачи, чтобы при возникновении сложностей и правок оставалось время для учебы и развития. Без этого вы падете жертвой первого закона Паркинсона — «работа заполнит все время, отпущенное на неё».

Что тяжелее учиться или работать. aba8e6e390351715f59cdaa892ff069f. Что тяжелее учиться или работать фото. Что тяжелее учиться или работать-aba8e6e390351715f59cdaa892ff069f. картинка Что тяжелее учиться или работать. картинка aba8e6e390351715f59cdaa892ff069f.Ryland Dean / Unsplash.com

В тематическом треде на Hacker News мы нашли следующий пример подобного решения — один из разработчиков посчитал нужным не заводить разговор о корпоративном обучении за счет работодателя, а попытался договориться о частичной занятости в 30-32 часа в неделю (все остальное время он отвел на самостоятельную учебу и участие в open source проектах).

Главное — не перебарщивать и ограничивать время на сами образовательные активности. Иначе, как говорит другой участник обсуждения на HN, можно легко свалиться в чтение «по верхам», бесконечный сбор полезных статей и не дойти до глубокого анализа той или иной проблемы.

! — Улучшить ситуацию и скорректировать образовательные проекты в компании поможет открытое обсуждение планов по учебе или даже совместное голосование за курсы, которые хотелось бы пройти отдельным группам специалистов.

Так, вы сформируете атмосферу доверия и снизите психологическое давление в команде, а еще поймете, как могут выглядеть индивидуальные траектории развития и где они пересекаются с корпоративной. Этот момент важен не только для обучения сотрудников, но и с точки зрения планирования и выживания бизнеса в любой кризис.

P.S. Если вам хотелось бы организовать доступ к масштабной образовательной системе для всего или части штата компании, оставьте заявку в форме на нашем тематическом лендинге. Специалисты «Актион 360» подберут для вас кастомизированные варианты учебных курсов и предоставят экспертную поддержку по юридическим, кадровым и финансовым вопросам. Плюс — откроют доступ к базе знаний с наиболее актуальными практиками для российского рынка.

P.P.S. Если оставлять заявку не хочется, просто напишите нам в личные сообщение и мы свяжем вас со специалистами, которые все объяснят и предоставят максимум информации о системе.

Дополнительное чтение в нашем блоге на Хабре:

Источник

Хотел стать программистом и передумал: почему IТ-карьера — не для всех

Сейчас мы можем встретить программиста без высшего образования, сисадмина с дипломом психолога или искусствоведа, тестировщика, начавшего осваивать профессию после 30. Но существуют и обратные примеры: кто-то делает первые шаги в IТ, но потом возвращается в старую профессию, кто-то выбирает другое направление для карьерного роста. Мы собрали истории профессионалов, подтверждающие, что работа в IT — это сложно.

Не факт, что за 1–2 года вы станете много зарабатывать

Один из главных стимулов переходить в IT — зарплата: средний доход IТ-специалиста в России составляет 100 тысяч рублей, что вдвое выше медианного уровня зарплат в стране. Для разработчиков эти цифры оказываются ещё в 1,5–2 раза выше — об этом рассказывает Газета.ру со ссылками на банк данных hh.ru. Кроме того, многие IT-специальности позволяют работать и за рубежом, а некоторые компании предлагают релокацию либо удалённую работу из любой точки мира. Но на вход в профессию потребуется 1–2 года интенсивного обучения с практикой.

Сергей Полуэктов, директор IT-компании MediaSoft:

IT-специальности требуют разного срока обучения. Стать начинающим специалистом по ручному тестированию или научиться делать простые сайты действительно можно за полгода. Чтобы стать разработчиком сложных систем на каких-то серьёзных языках, например, на Java, понадобится не менее двух лет. Скорость обучения во многом зависит от личной целеустремлённости.

В прошлом году в нашей команде появился iOS-джуниор, который смог дорасти до этого уровня за четыре месяца. До этого он был менеджером по продажам и перешёл в IT только в 27 лет.

Многие люди думают о старте в IT, находясь на профессиональном перепутье: старая профессия не приносит прежнего удовлетворения или не приводит к росту дохода, а куда двигаться дальше — не ясно. Но иногда смена конкретного места работы или повышение квалификации в уже знакомой профессии оказывается менее энергозатратным вариантом, чем изучение чего-то радикально нового.

Наталья Серебристая, руководитель службы доставки ООО «ТБМ»:

Я работаю в логистике уже много лет. На нынешнее место работы пришла фактически с улицы и сделала карьеру от простого товарного логиста до руководителя подразделения. В какой-то момент поняла, что буксую, и мозг ленится. Возникли мысли о смене профиля: так я пошла учиться на тестировщика, а параллельно прошла курсы по Excel. Но в IT так и не перешла: поняла, что это не совсем моё, плюс не готова была из руководителя стать новичком и потерять в доходе. Иногда думаю о фрилансе, но всё бросить я не готова: слишком много вложено в карьерный рост, да и логистика мне всё ещё нравится.

Могу сказать, что айтишные знания оказываются нужны и на текущей работе. Как руководитель доставки я участвую в разработке приложений, пишу ТЗ для доработок нашей корпоративной системы. Мне важно любить свою работу, и я могу сказать, что люблю её, хотя вариант поучиться чему-то ещё я полностью не исключаю.

Учиться придётся долго

Нельзя один раз и навсегда выучиться на айтишника — учиться придётся всю оставшуюся карьеру.

Дмитрий Кузьмин, автор медиа Нетологии:

Некоторое время назад я хотел перейти из маркетинга в программирование. Насмотрелся рекламы и думал: с компьютерами дружу, с логикой тоже, значит, всё получится, быстро и легко начну зарабатывать пару сотен тысяч в месяц, работать в хорошем коллективе, особо не утруждая себя. Но всё получилось по-другому. И я не работаю разработчиком.

Через пару месяцев после начала обучения я всё чаще думал: неужели я такой глупый, что не могу сходу разобраться во всём этом? Почему мне нужно сидеть по пять часов над задачей? Мне повезло. Нашлись ребята, которые помогали с задачами и поддерживали. Они мне говорили: «Не парься, долго разбираться в чём-то — это нормально». Я всё-таки стал разработчиком, немного поработал с кодом и IT-задачами. Потом вернулся в маркетинг.

Наверное, при должном подходе и желании любой человек может стать профессионалом в IT. Но на этом пути много трудностей, с которыми сталкивается человек, никогда не работавший в IT, и для преодоления которых нужны определённые качества характера. Хорошо, если они уже есть. Иначе придётся развивать их самостоятельно. Это сложно.

Конечно, многие готовы к тому, что обучение в IT — это непрерывный процесс, и после университета или курсов ничего не заканчивается, а только начинается.

Александр Мезин, директор по развитию бизнеса Devtodev, Санкт-Петербург:

Азы знаний в сфере IТ я получил на срочной службе в армии. Под призыв я попал в 21 год: до этого учился на повара, потом работал. Во время службы был эникейщиком в воинской части: это был 2007 год, но в ходу там были устаревшие компьютеры с Windows 98 и даже один с MS DOS. Делал из этих машин сеть, Поднимал сервер файлового хранилища, разрабатывал систему учёта в MS Access для военного госпиталя, и благодаря этому я выучил азы программирования.

После армии я работал в техподдержке, а параллельно читал много профессиональной литературы. Потом устроился на работу посложнее, дорос до руководителя IТ-отдела, потом занялся геймдевом. Тоже много читал, участвовал в конференциях. В интернете курсов тогда ещё не было, но когда они появились, то я стал их постоянно проходить. Потом устроился работать продакт-менеджером, поднялся до директора по продукту.

Сейчас работаю директором по развитию бизнеса в аналитической платформе Devtodev. Когда я только начал заниматься сетями, то прочитал всего Таненбаума, пособия Cisco для CCNA, ещё кучу университетских книжек и не только. Сейчас прохожу примерно по одному образовательному курсу в месяц. И понимаю, что учиться в таком режиме придется примерно всегда. Думаю, если хочешь работать в высокотехнологичной отрасли, в которой появляется что-то новое, повышать квалификацию придётся постоянно.

Нужна стрессоустойчивость и готовность к переработкам

Несмотря на рост популярности удалённой работы и возможность гибкого графика в большинстве IT-вакансий, на практике рабочий день айтишника часто не нормирован. Нередко случается, что коллеги и партнёры срывают сроки или на задачу у команды уходит больше времени, чем планировалось изначально. Если вы совмещаете работу с учёбой или занятость в нескольких проектах, у вас есть маленькие дети или вы живёте на несколько городов и стран, это может быть сложно.

Мария Николаева, CMO Usetech:

IT представлялись мне миром, где всё идеально организовано, никто не срывает сроки и нет ситуаций, когда нужно напрячься и работать по несколько дней в режиме максимальной продуктивности. Это не так. В IT возможны дедлайны и переработки. Если вы не готовы иногда работать по выходным или изредка по 10 часов в день, то это не ваша индустрия. Но все эти неудобства почти во всех компаниях компенсируются хорошим соцпакетом и огромными бенефитами.

Светлана Нерадова, частный репетитор математики:

По образованию я математик, и свою карьеру начала именно в IT. Работала программистом, потом менеджером, потом ушла в декрет. Поняла, что совмещать материнство с напряжённым графиком работы не смогу. Долгое время занималась ребёнком, а параллельно изучала возрастную психологию и теорию привязанности. Потом родилась ещё одна дочь, и я долгое время нигде не работала. Но потом случился карантин, и мне захотелось поддержать людей в сложное время. Так я начала вести бесплатные онлайн-уроки по математике, потом стали поступать предложения работать уже за деньги.

Сейчас дети уже не нуждаются в моём постоянном присутствии: старшая уже подросток, у младшей есть няня. Я серьёзно втянулась в преподавание и недавно сняла офис недалеко от дома. Я сама определяю свой график работы и при этом провожу довольно много времени с детьми: если бы работала по найму в IT, такой возможности бы не было.

IT-сфера традиционно считается одной из самых гибких и либеральных. В большинстве компаний нет фиксированного начала рабочего дня, даже в Google, Facebook и Apple нет жёсткого дресс-кода. В некоторых офисах есть не только настольные игры, курсы английского и йоги, но и тренинги по эмоциональному интеллекту. В то же время дискриминация на рынке труда — не миф, и IT, увы, не исключение. Нет гарантий, что на новичков нигде не будут косо смотреть из-за пола, возраста, семейного положения или образования (либо его отсутствия). Особенно на тех, кто не шёл в карьере проторённой дорожкой.

Ольга Мустяц, редактор-фрилансер:

Я окончила журфак МГУ. Четыре года назад я решила, что не в силах больше работать редактором и копирайтером. Стала думать, куда бежать, посоветовали веб-программирование: мол, там низкий порог входа. Отходила сначала на двухнедельные курсы по JavaScript, потом поступила на курсы профпереподготовки при ИТМО, вполне успешно отучилась.

Стала искать работу и первый раз в жизни столкнулась с тем, что работодатели относятся ко мне предвзято: я же девушка и «гуманитарий». Как-то реально спросили, не муж ли делал за меня тестовое задание. Походила по собеседованиям около месяца, потом в жизни начался сложный период, и о смене профессии на время пришлось забыть. Через год попробовала вспомнить, что я учила, и посмотреть вакансии. Поняла, что за год веб ушёл далеко вперёд, да и знаний у меня мало, чтобы заниматься чем-то большим, чем клепание простеньких сайтов. Я не настолько без ума от IT, чтобы делать его делом своей жизни, постоянно учиться, а параллельно унижаться перед высокомерными менеджерами на собеседованиях (а потом и на работе). Ну и плюс у меня появились другие, более интересные для меня проекты.

Будьте готовы сократить количество общения

Встречаются люди, которые окончили курсы, нашли хорошую работу в разработке, но в итоге не приживаются в отрасли из-за нехватки общения. Хоть IT-сфера и предполагает работу в команде, большую часть времени многие специалисты отводят одиночной, самостоятельной работе, а не коммуникациям. Особенно когда многие работают удалённо.

В таком случае компромиссом станет работа в компании, в которой много внимания уделяют тимбилдингу и корпоративным развлечениям. Таких коллективов много. Можно выбрать профессию не программиста или тестировщика, а HR-менеджера в IT или аналитика, где общения больше.

Анна Копытова, Business Development Manager в сервисе «Где мои дети»:

IT-разработка больше подходит для интровертов. Если вы экстраверт, вам важно общение с людьми в большом количестве, будьте готовы, что в IT у вас будет ежедневно по 15 минут на утренний чек по планам, один день в неделю на планирование и немного разговоров в перерывах. Остальное время вы молча работаете над своими задачами.

Нужно нарабатывать фундаментальные знания

Желающему начать карьеру разработчика часто недостаточно знаний основного синтаксиса языка программирования. Опытные программисты порой не считают за равных своих коллег без технического бэкграунда: это заметно даже по комментариям в нашем блоге. Если вы пришли в IT из другой отрасли, то придётся постепенно наращивать объём фундаментальных знаний. Разобраться, как работают компьютеры, как строятся сети, изучить принципы разработки, понять алгоритмы. Не запоминать формулы, надеясь, что дальше туда просто подставляются цифры, а разбираться, почему используется именно эта формула и как она работает. Не менее важно развивать навык поиска и фильтрации информации. Данных слишком много, нет смысла всё запоминать — кое-что проще найти. В противном случае есть риск не задержаться в профессии или остаться на джуниорской позиции без перспектив карьерного роста.

Лилия Гайнуллова, HR-директор «БАРС Груп»:

Идти в IT без базы — бессмысленно. База необходима, потому что она помогает расширить мышление и решать различные задачи. Чтобы переквалифицироваться в разработчика, нужно многое изучать самостоятельно. Придётся вложить много сил и времени, иногда даже несколько лет.

Андрей Емельянов, технический писатель по Linux-продуктам, Dr.Web:

Я работаю техническим писателем 10 лет, хотя по образованию я лингвист, а новую специальность начал осваивать уже после 30. Многие считают, что в эту профессию войти легко, особенно гуманитариям. Не все понимают важность работы техписателя, но при этом к специалистам предъявляются запредельные требования. Нужно профессионально владеть русским и английским языками, иногда и знание второго иностранного языка бывает нелишним. При этом требуются ещё и хорошие технические знания. Найти таких людей сложно. Чтобы преуспеть в профессии, нужно самообразование: чтение технической литературы на разных языках, изучение технологий (в идеале всё нужно знать на уровне тех, для кого пишется документация). Последнее сложнее всего, потому что нужно быстро усваивать много разной информации, и не по верхам, а копать глубоко. Когда я начал работать в IT, то многому учился у коллег-технарей. Возможно, систематический курс был бы лучше. Мне повезло с адекватными коллективами на нескольких работах подряд и возможностью изучать многое на практике.

Как попасть в IT и не пожалеть

Если собрать краткое резюме, вот что получается:

Не рассчитывайте на стремительную карьеру и высокую зарплату за полгода — за этот срок можно научиться чему-то базовому, не более. Вход же на стартовые позиции в среднем занимает 1–2 года интенсивного обучения и тренировок.

Развивайте технический бэкграунд. Где-то спасёт профильная магистратура, где-то — штудирование школьных учебников математики.

Готовьтесь постоянно учиться. Придётся разбираться, как работает конкретный код, по какому алгоритму делал его разработчик.

Помните, что IT — образ жизни. Попробуйте понять, вписываются ли в этот образ жизни ваши семья, хобби и прочие привычные, но важные дела.

Разберитесь в основах разных профессий, попробуйте найти то, что подходит вам по характеру. Если вы экстраверт, плохо реагируете на стресс или недостаточно усидчивы, не стоит ломать себя: лучше ещё раз подумайте, где и как это применить.

Надеемся, это поможет новичкам и тем, кто только интересуется IT-сферой. Если же вы до сих пор не сделали окончательный выбор в пользу IT, взвесьте все за и против, чтобы ваш профессиональный путь был более осознанным и продуктивным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *