Что такое учимся с полярной звездой

Конспект урока по географии в 5 кл «Учимся с Полярной звездой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учимся с «Полярной звездой» (1)

— определять стороны горизонта по Солнцу и звёздам, ориентироваться на местности;

— составлять и читать план местности.

Оборудование: планшет, компас, визирная линейка, карандаш, ластик.

Когнитивный компонент урока: составление плана местности; определение сторон горизонта. Деятельностный компонент урока: определение направлений по компасу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определение на плане расстояния между объектами, ориентироваться на местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение умения составлять план местности в повседневной жизни.

Тип урока: урок-практикум.

Изучение нового материала

Урок проводится в школьном дворе, ближайшем парке.

Учащимся объясняется, что точка, из которой производится визирование на предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ составления топографического плана называется полярной съёмкой.

Затем, последовательно изучая приведённый алгоритм, учащиеся составляют план местности, а учитель помогает им в этом. Следует обратить внимание учащихся на то, что необходимо аккуратно оформить план.

Затем учащиеся выполняют задания по определению азимута движения.

Для этого они составляют схему движения по заранее выбранному учителем маршруту. Направление движения и пройденное расстояние учащимся предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе.

Практика показывает, что эту работу лучше всего проводить бригадами в два-три человека. Группа получает маршрутную карточку, которая содержит набор заданий, определяющих последовательность действий.

Пример карты участника маршрута

Пункт 2 (промежуточный)

Пункт 3 (промежуточный)

Используя компас, учащиеся проходят в указанном направлении определённое расстояние (расстояние определяют в парах шагов), которое указывается в карточке.

Затем на планшет наносят направление движения и пройденное расстояние в масштабе 1:10 000. По составленной схеме маршрута определяют направление движения и примерное расстояние между пунктом 4 и местом старта.

1. Изучить в § 11 определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам.

2. Определить вместе с родителями (если это возможно), где находится Полярная звезда на ночном небе.

3. Расспросить своих близких о том, были ли у них ситуации, когда им приходилось ориентироваться по Солнцу, «живым ориентирам». Как помогает GPS-навигатор?

— сформировать понятия «географическая карта», «глобус»;

— определить свойства географической карты;

— показать различие карт по масштабам;

— выявить отличие географической карты от плана местности;

— показать роль географических карт как источников информации;

— рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии;

— показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей. Оборудование: географический атлас, глобус, учебник, контурные карты.

Когнитивный компонент урока: географическая карта, глобус; свойства карты; атлас. Деятельностный компонент урока:

определить роль географической карты в жизни людей;

выявить основные свойства карты;

уметь различать карты по масштабу.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть роль географической карты как выдающегося изобретения человечества; оценить вклад великих учёных-картографов в развитие картографии и культуры; оценить значение географической карты как достояния науки и культуры; осознать необходимость понимания и чтения карты.

Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунками и заданиями учебника. Тип урока: изучение нового материала.

Изучение нового материала

Глобус и географическая карта — важнейшие изобретения человечества, позволившие изобразить земную поверхность. История появления первых географических карт уходит в глубокую древность. Следует отметить, что с эпохи Возрождения карты становятся художественными произведениями, так как их создавали не только географы и картографы, но и искусные гравёры. Окончательную прорисовку карты часто поручали известным художникам. Хрестоматийными примерами являются карты Тосканы, выполненные Леонардо да Винчи, карты, созданные Альбрехтом Дюрером, Жаком Галло, Якобом де Гейном, Алексеем Зубовым и др. Особых высот достигло мастерство создания и гравирования карт в XVI—XVII вв. в Голландии. Сегодня карты создаются с помощью компьютеров. Яркие компьютерные карты сегодня — сплав картографии, высоких информационных технологий, дизайна.

Давая определение понятию «географическая карта», учащиеся выделяют в нём существенные признаки.

Затем следует отметить, что самая точная пространственная модель Земли — глобус. Первый глобус, созданный Евдоксом Книдским, не сохранился. До наших дней сохранился глобус, созданный М. Бехайном в 1492 г.

Далее учащиеся изучают свойства карты. Объяснение учителя и комментированное чтение сопровождается созданием схемы «Свойства географической карты».

На уроке следует продемонстрировать многообразие карт по содержанию.

Географическая карта — это изображение

обобщённое уменьшенное на плоскости с помощью условных знаков

Свойства географической карты:

-Многообразие по содержанию

Далее учитель переходит к объяснению различий карт:

по масштабу, охвату территории и содержанию (см. схему).

Для более наглядного представления о картах разных масштабов учащиеся обращаются к рис. 29 учебника.

Различие географических карт

по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные

по содержанию: тематические, общегеографические

по охвату территории: мировые, материков и океанов, частей материков, отдельных стран и их частей

Для удобства людей был создан атлас — собрание (сборник) различных карт для единой территории.

Создал первый атлас в XVI в. выдающийся картограф Герард Меркатор.

В России первым составителем русского географического атласа был С. У. Ремезов — историк и картограф. Его атлас назывался «Чертёжная книга Сибири» (1701) и состоял из 23 карт большого формата. Карта Ремезова «Чертёж всех сибирских градов и земель» (1698) написана на ткани и хранится в Государственном Эрмитаже.

2. Ответить на вопросы 2—7.

3. Выполнить задания 1, 8—11.

4. Принять участие в проекте «Карта — памятник культуры», задание 11 (по выбору).

5. Подготовить небольшое сообщение на тему «Для чего современным людям нужна географическая карта» (по выбору).

Источник

Презентация по географии Учимся с «Полярной звездой»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое учимся с полярной звездой. presentation bg. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-presentation bg. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели: Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Учимся с «Полярной звездой» Цели: Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Актуализация знаний Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. Конфуций (древний мыслитель и философ Китая)

Метапредметные умения: стр. 58 прочитать Умение определять: Определять направления на плане и карте. Определять расстояния на плане и карте с помощью масштаба. Определять взаиморасположение объектов на плане и карте. Определять географические координаты точки на карте. Находить точку на карте по ее географическим координатам. Определять абсолютные высоты и глубины на карте. Составлять описания местности по топографическим картам.

Географический диктант. Масштаб относительная высота Нивелир Географическая карта Меридиан Параллели Абсолютная высота Геогр.широта Легенда карты Экватор Горизонтали Азимут Геогр.долгота Глобус

а)от точки В до точки А; (650м.) б) от точки В до точки С.(600м.) В) определите абсолютную высоту точки В (140 м.) Проверяем с помощью слайда. Если ответ правильный 3 бала за каждый вопрос Топографическая карта стр.58 задание III.рис.37

ОГЭ 1.Где находится участок № 3? 2.рельеф холмистый или ровный? 3.Склоны крутые или пологие? 4.Абсолютная высота? 5.Какая растительность на вашем участке? 6. На каком берегу, какой реки расположен ваш участок?

Проверяем 1.На СЗ. 2.Холмистый 3.Крутые 4. 150м. 5.Смешанный лес 6.На левом берегу реки Межа

Проверим! 1 вариант ( Политическаямира) 2 вариант (КлиматическаяАфрики) Мелкомасштабная Мелкомасштабная Мировая Карта материка Африка Тематическая Тематическая

Географические координаты 1 вариант 39 °с.ш.77°з.д.-Столица 55°с.ш.179°з.д.-Море 25°с.ш.90°з.д.-Залив 2 вариант 63°с.шю66°в.д.-Река 28°ю.ш.109°з.д-Остров. 55°с.ш.65°з.д.-Полуостров

ПРОВЕРИМ! 1 вариант 39 °с.ш.77°з.д. Вашингтон 55°с.ш.179°з.д. Берингово море 25°с.ш.90°з.д. Мексиканский залив 2 вариант 63°с.шю66°в.д. Обь 28°ю.ш.109°з.д. о.Пасхи 55°с.ш.65°з.д. полуостров Лабрадор

Мы научились Умение определять: Определять направления на плане и карте. Определять расстояния на плане и карте с помощью масштаба. Определять взаиморасположение объектов на плане и карте. Определять географические координаты точки на карте. Находить точку на карте по ее географическим координатам. Определять абсолютные высоты и глубины на карте. Составлять описания местности по топографическим картам.

Задание на дом: пр.17 Задание №1,2

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое учимся с полярной звездой. a loader. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-a loader. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-1030926

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

Время чтения: 2 минуты

Что такое учимся с полярной звездой. placeholder. Что такое учимся с полярной звездой фото. Что такое учимся с полярной звездой-placeholder. картинка Что такое учимся с полярной звездой. картинка placeholder.

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сценарий урока «Учимся с «Полярной звездой 4 : работаем с текстом» (географическая исследовательская практика)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

.Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Хохлова Юлия Владимировна

МБОУ СШ № 6 им. А.С.Макаренко

Программа общеобразовательных учреждений «География». Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Линия – «Полярная звезда». − М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Тема учебного занятия

Тема № 1 Центральная Россия

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Учимся с «Полярной звездой» 4.

Географическая исследовательская практика (работаем с текстом)

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема «Центральная Россия» рассчитана на 10 часов. Урок учимся с «Полярной звездой» 4. – 7-й в данном разделе.

Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию, направленную на формирование умения задавать вопросы.

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

России на основе анализа отрывка научно-популярного произведения

Цель – способ (метапредметный результат)

-Обучающиеся совершенствуют умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

-Обучающиеся совершенствуют умения анализировать тематический материал, представленный в текстовой форме.

-научатся ставит вопросы разного типа: простые, практические, оценочные, интерпретационные, уточняющие,

выдвигать гипотезу и обосновывать ее, аргументировать свою позицию

-умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата

Обучающиеся получат возможность развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа текста учебника; других источников географической информации –презентации

Цель – ценность (личностный результат)

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

-формирование познавательной и информационной культуры

-формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности

— Осознание этнической принадлежности, знание о прошлом многонационального народа Центральной России

Обучающиеся получат возможность для формирования понимания характера великоросса, его физического типа, роли отхожих промыслов в хозяйстве крестьян

Исходное состояние обучающихся:

— знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

— могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

— могут планировать, проектировать, моделировать;

— могут контролировать, оценивать и т.д.

Работы с текстом и иллюстрациями параграфа;

Знают понятия: этнос, языковая семья, сельское поселение, занятия и образ жизни сельского населения

объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;

Могут аргументировать причины неравномерного размещения населения; аргументировать особенности размещения населения

Планировать последовательность и способ действий при анализе текста

Оценивать свои действия и действия одноклассников, делать выводы; учащиеся умеют работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения

Формы оценки планируемых результатов

Ценностные суждения об образе Центральной России

Отрабатывать умения формулировать и задавать вопросы по содержанию текста,

Заполнение таблицы «Вопросительные слова», «Толстые и тонкие ответы»

Высказывают и аргументируют, почему необходимо умение задавать вопросы;

-обмениваются ценностными суждениями

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

1. География.Россия.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [А.И. Алексеев,С.И. Болысов, В.В. Николина, и др.]; под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 255 с.

2. Гусева Е.Е. География.

«Конструктор» текущего контроля. 9класс: пособие для учителей

общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение,2012.

3. Николина В.В. География. Поурочные разработки.9класс: пособие для учителя.

География: формирование универсальных учебных действий:5-9 классы: методическое пособие.-М.:Вентана-Граф,2015.-224с.

Мультимедийны проектор, персональный компьютер, презентация

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

(примерные версии ответов)

1.1. Вхождение в контакт

— Здравствуйте, все, кто с удовольствием шел сегодня на занятия! Здравствуйте и те, кто устал и хотел бы остаться дома! Здравствуйте все!

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Какую тему мы изучали с вами на прошлом занятии?

-Как я могу узнать, кто из вас выучил домашнее задание? Кто выучил домашнее задание отлично, а кто схалтурил?

Отвечают: Центрально-Черноземный район.

Отвечают. Ожидаемые ответы: Вы можете спросить пересказ параграфа, задать вопросы и т.п.

1.3. Создание проблемной ситуации

Есть у меня шестерка слуг,

И все, что вижу я вокруг,

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Умеете ли вы задавать вопросы?

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится?

Сейчас мы это проверим. Попробуйте разгадать следующую задачку:

Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл?

Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки. Учитель отвечает на них честно, но не развернуто.

Если учащиеся решили задачу – это хорошо, если нет, учитель предлагает вернуться к ней в конце урока.

-Все ли вопросы одинаковы? Чем они отличаются? Какие виды вопросов вам известны?

-Для чего вам необходимо умение задавать вопросы?

-Можно ли развивать умение задавать вопросы?

Вы дали разные предположения. Ученые называют эти предположения гипотезами. Гипотезы необходимо проверить. Чтобы не забыть, давайте их запишем.

Учиться задавать вопросы.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Итак, задача нашего урока: научиться задавать вопросы

1.Выяснить что такое вопрос

2.Выяснить для чего необходимо умение задавать вопросы.

3.Выяснить какие виды вопросов вы знаете. Умеете ли вы задавать вопросы.

4. Как развивать умение задавать вопросы.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Ученые проверяют свои гипотезы различными методами. Какими методами вы можете воспользоваться, чтобы проверить свои гипотезы. Фиксирует ответы на доске.

Итак, что такое вопрос? Какой метод вы используете, чтобы найти решение?

Вы нашли несколько определений понятия «вопрос». Более понятной картину делает происхождение или этимология слова.

Итак, мы с вами узнали, что такое вопрос. Зачем нам необходимо учиться задавать вопросы? Чему учат вопросы? Прежде чем вы ответите, хочу напомнить вам

народную мудрость, которая гласит: «каков вопрос — таков и ответ» и высказывание Алисон Кинг «умеющие мыслить умеют задавать вопросы»

-Почему умение задавать вопросы важно для развития человека?

-Какие виды вопросов вам известны?

— Какой метод вы используете, чтобы найти ответ? Какой из методов вы еще не использовали?

Учитель знакомит учащихся с видами вопросов: «Ромашка Блума» и «Толстые и тонкие вопросы». Раздает на каждую парту две таблицы (Приложение 1 и Приложение 2.)

Физкультминутка. Помните «вредную» детскую игру «Купи слоника»? Напомним. Подходит один ребенок к другому и говорит: «Купи слоника!». Тот отвечает: «Не нужен мне никакой слоник!». А первый возражает: «Все говорят: Не нужен мне никакой слоник!, а ты купи слоника!». Этот диалог может длиться бесконечно долго.

Предлагают варианты ответов: посмотреть в интернете, учебнике, подумать самому, спросить у учителя.

Формулируют ответ:Посмотрим в интернете. Вопрос-это предположение, обращение, требующее ответа, объяснения, т.е. получить интересующую информацию.

Английское слово «question» (что и означает — «вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском».

Формулируют ответ. Вопросы помогают найти интересующую нас информацию, сформулировать проблему, учат думать, находить решение. Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения. Ответ на вопрос подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

Варианты ответов: простые и сложные.

Спросить у учителя.

3. Рефлексивно – оценочный

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

1. Стратегия «Вопросительные слова».

Выделите в каждом абзаце новые и ключевые слова, связанные с этой темой и запишите их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть запишите различные вопросительные слова (не менее, чем 8-10). После этого за 5-7 минут сформулируйте как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах.

Одно условие! Вы не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!?

-Объединитесь в группы по 4 человека, обсудите свои списки и выберете два наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопроса. Подумайте, на основании каких критериев вы осуществили свой выбор.

-Зачитайте результаты своей работы всему классу. Объясните свой выбор.

Задание 2. Возьмите таблицу 1 «Толстые и тонкие вопросы». Сформулируйте по 2 примера вопросов каждого типа по данному тексту.

Зачитайте результаты своей работы всему классу.

Задание 3. Возьмите таблицу 2 «Ромашка Блума». Составьте по одному примеру вопросов каждого типа по заданному тексту. Заполните 3 столбец таблицы.

-Какие вопросы были наиболее сложными?

-Насколько эта работа была для вас полезна?

Представьте результаты работы.

Итак, вернемся к задачке про Джона и Билла. Попробуем решить ее сейчас.

Правильный ответ: Билл был рыбкой и погиб, когда банку сквозняком опрокинуло со стола.

Основные понятия темы

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

-До начала урока я думал, что…

-Особенно меня удивило…

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке. Выставить себе оценку.

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, осмысливают свои действия, выявляют положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Ученики сдают таблицы для проверки работы на уроке

«Толстый и тонкий вопросы»

Вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, «какова связь между временем года и поведением человека?».

Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «который сейчас час?».

«Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)

— вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *