Что такое содержание педагогической деятельности учителя
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Целеобразование входит в деятельность учителя как неотъемлемая часть его профессионального труда. Целеобразование понимается как:
•система профессионального осмысления объективной социально-
психологической и культурологической необходимости достижения
некоторого уровня развития личности современного человека,
способного строить свою жизнь и жить в контексте современной
• поиск максимально точной формулировки общего идеального образа
такого человека — это аналитическая оценка природы детства,
сущности развития личности и природы индивидуальности как условий,
допускающих принятие цели воспитания;
• система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится
конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной
цели воспитания» (Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1998.
Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Средствами деятельности учителя являются:
• научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на
основе которых формируется тезаурус обучающихся;
• в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или
воссоздаваемого учеником при наблюдении (на лабораторных,
практических занятиях, на полевой практике), организованном
учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами
• в качестве вспомогательных средств выступают: технические,
компьютерные, графические и т.д.
Способами передачи социального опыта в преподавательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом преподавательской деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие, понимаемое как единство целей и содержания. В данном контексте, с одной стороны, педагогическое действие является выражением того общего, что присутствует во всех видах и формах педагогической деятельности, будь то воспитание или обучение, урок или экскурсия. С другой стороны, педагогическое действие является и тем особенным, в котором диалектически отражается и единство всеобщего, и уникальность, неповторимость отдельного.
Анализ осуществления какого-нибудь педагогического действия дает возможность выявить логику педагогической деятельности. В самом деле, педагогическое действие учителя начинается с формулирования некоей задачи, определения средств, содержания, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия. Будучи решенной теоретически, задача переходит в фазу практического преобразовательного акта, в ходе осуществления которого выявляется некоторое несоответствие между планируемым и реально достигнутым результатом действия учителя. Возникает необходимость анализа ситуации и определения путей оптимального решения поставленной задачи, и тогда из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней. Чтобы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо ЗНАТЬ:
• психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;
• природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:
• ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.
Кроме того, учителю надо УМЕТЬ:
• планировать деятельность, учитывая избирательный характер
человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом
возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их
интересов и возможностей;
• формировать мотивацию и стимулировать деятельность;
• обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов
деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания,
планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и
операций (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях,
иллюстрациях. М., 1999. С. 170).
В качестве заключительного блока информации, раскрывающего сущность педагогической деятельности, рассмотрим деятельность учителя еще в двух аспектах. Во-первых, необходимо отметить коллективный характер педагогической деятельности. Учитель, как правило, реализует свою деятельность, являясь членом педагогического коллектива школы, который, в свою очередь, работает по единому плану, выступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникальный психологический климат и воздействует на личность учителя в ту или иную сторону. Во-вторых, на развитие ребенка в школе сильное влияние оказывает так называемый совокупный субъект педагогической деятельности, в широком смысле понимаемый как весь педагогический коллектив школы, а в более узком — как та группа учителей, которая непосредственно работает с учениками конкретного класса. В последнее время, когда осуществление государственно-общественного принципа управления образованием обрело реальные очертания, понятие совокупного субъекта педагогической деятельности приобретает более широкое толкование, в который включаются все участники образовательного процесса (ученики и их родители, учителя и педагоги дополнительного образования, а также социальные педагоги и представители производственной, культурной, просветительской общественности).
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13
Объектом исследования педагогическое явление ;
Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;
1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.
2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».
3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.
Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.
В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) постановка учителем педагогических целей и задач;
2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
педагогическая деятельность
Автор: Старикова Людмила Викторовна
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
1.Согласны ли вы с утверждением, что феномен педагогическая деятельность намного «старше» этого понятия?
Я согласна с утверждением, что феномен педагогическая деятельность намного «старше» этого понятия согласно теории и в моей жизни встречались люди (они называют себя староверами или кержаками), которые показали мне наглядно, что это так и есть. Староверы обучают своих детей охоте, рыбалке, сбору кедрового ореха (шишкарят) и колбы (черемши), ягод и грибов и другому, что необходимо, для того, чтобы жить. Я думаю данная ситуация показывает, что взрослый старовер – как прообраз педагога, а приспособление к жизни – прообраз педагогической деятельности. Совсем недавно (около 3 лет назад) дети староверов стали обучаться в школе. Это лишь ещё раз доказывает, что термин «педагогическая деятельность» появился намного позже этого понятия
2.Подтвердите, что педагог (учитель, наставник, воспитатель) — понятие, обладающее прямым и метафорическим смыслом. Используйте для этого факты своего жизненного опыта, произведения литературы, искусства.
Постепенно значение понятия (учитель, наставник, воспитатель) расширилось и стало одновременно и специальным, и метафорическим. Специальное значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан. Метафорическое значение обусловлено тем, что в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, и у каждого человека в жизни возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое дело, свои умения в этом деле, мастерство, учит его этому мастерству.
В рассказе «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина понятие «учитель» обладает прямым и метафорическим смыслом.
«С французским у меня не ладилось из-за произношения…
Лидия Михайловна, учительница французского… Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить…»
«Однажды мне сказали, что внизу …, для меня лежит посылка…
— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась…
— Я знаю, что ты голодаешь… Что плохого, если ты возьмёшь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь…?».
В данной ситуации ученик нуждался в помощи учителя. Учитель со своей стороны была очень добрым человеком. Своим данным поступком она показала жизненно-важный пример (я думаю, ученик впоследствии это понял). В данном отрывке, я думаю, понятие «учитель» обладает метафорическим смыслом.
3.Что является содержанием педагогической деятельности? Почему?
Содержанием педагогической деятельности является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений и т.п.).
Цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования. Содержанием преподавательской деятельности является взаимодействие с людьми. Общение с учениками, с его ближайшим окружением (семья), процесс организации педагогом учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Иными словами, содержанием педагогической деятельности является правильно организованный учебный-воспитательный процесс, который должен подготовить учеников к самостоятельной работе, ее организации, на основе тех знаний, которые дал преподаватель. Без воспитания, образования, обучения, развития и общения друг с другом жизнь невозможна.
4.Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер?
Чем больше человек познавал окружающий его мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передать свои знания и опыт ученикам. Взаимодействие учитель—ученик становилось все более многообразным, проникающим в различные сферы духовной и практической жизни. Это была многовековая предыстория педагогической деятельности, смысл которой — в глубинных основах человеческого бытия, во взаимоотношениях человеческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту (умениям и навыкам в различных делах) как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим, ибо без этой ценности невозможно само существование человека. Педагогическая деятельность универсальна, так как сопровождает человека с рождения и до ухода из жизни.
5.Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?
На примере воспитания в школе и семейного воспитания можно увидеть различия профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной. Семейное воспитание (при условии стремления родителей взрастить в детях человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование) и школьное воспитание являются педагогической деятельностью. Профессиональной педагогической деятельностью занимается дипломированный педагог по специальной программе (в виде документа), педагог разрабатывает технологические карты на каждый урок и готовится к нему, по плану проводит внеурочные мероприятия. Педагог обладает специальными знаниями, умениями, навыками в определённом предмете. Он проводит свои занятия по расписанию.
Семейное воспитание является непрофессиональной педагогической деятельностью, так как в большинстве своём родители не педагоги (у них нет педагогического диплома). Большинство родителей не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Они не планируют ни уроков, ни бесед, они не пишут программу по воспитанию своих детей. Всё происходит в естественных условиях.
6.Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы?
В семье – истоки педагогической деятельности. Я согласна с этим утверждением. Человек рождается и сразу попадает под семейное воспитание (непрофессиональная педагогическая деятельность).
7.В чем особенности педагогической деятельности родителей?
Особенность педагогической деятельности родителей — в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу.
8. От чего зависит успех воспитания и образования в семье?
При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным за счёт целого ряда факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой фактор, с которым встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некрасивый, «удобный» или капризный, активный или пассивный и многое другое. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость — успех воспитания и образования в семье.
9. В каких случаях педагогическая деятельность родителей терпит неудачу? Педагогическая деятельность родителей неудачна, если интересы родителей и детей совсем не совпадают; когда родители создают себе искусственный воображаемый образ детей. Сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их достижению — не гарантия успешного воспитания ребенка. Когда в семье отсутствуют доверительные отношения и взаимная привязанность, это также приводит к неудаче педагогической деятельности родителей.
10. Почему с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности?
Становление педагогической деятельности как профессиональной, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену устному преданию, а также простой схеме воспитания, основанной на наблюдении за действиями мастера, умелого человека, на смену подражанию его действиям приходит письменная форма закрепления знаний. Именно поэтому выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая передать ученикам это универсальное средство сохранения культурных ценностей. Наряду с учителем-мастером, передающим тайны своего ремесла, дела, опыта посредством наблюдения за его деятельностью, повторения его действий, непосредственного участия в деле, появилась фигура учителя, способного дать своеобразный «ключ» ко многим тайнам практического дела и духовного опыта, уже запечатленного в слове. Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного труда, жизненным предназначением которых стала педагогическая деятельность. Человек, занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обществе. От него стало зависеть очень многое. Стали исчезать анонимность и коллективный характер обучения. Обучение, ранее неотделимое от бытовых, трудовых и иных отношений, стало постепенно самостоятельным видом отношений и деятельности. Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали и от учителя особых знаний и подготовки. Вот так с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности.
11. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии? Главным фактором следует считать развитие человечества и переход его ко все более сложным формам труда, искусства, общественных отношений. Чтобы это развитие было непрерывным, постепенно накапливаемый человечеством опыт нужно было систематизировать и передавать из поколения в поколение.
12. В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель — в детском саду, учитель — в школе, преподаватель — в техникуме, училище, вузе. Педагог — скорее родовое понятие по отношению ко всем остальным.
13.Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
14. Воспользуйтесь поисковой системой в интернете и подберите по 5 пословиц и поговорок об учителе и педагогической профессии.
15. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
а) Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно». Б) Английский педагог Джон Локк большое внимание уделял психологическим основам воспитания и нравственному формированию личности. в)Швейцарский педагог Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Он пытался сделать жизнь сирот счастливее. г) Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.
Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. д) Янущ Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых. Он не просто заявил, а многократно подтвердил на деле, что воспринимает больных детей, как равных себе, и готов разделить все их страдания.
С завидной последовательностью и решительностью Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью на избранном многотрудном пути становится для Корчака бесконечное доверие и сокровенные надежды детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания.
16.Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе? Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная технологизация учебного процесса. Как говорилось выше, школы западных стран заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой, компьютерами. Усиленная технизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии. Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания. Более того, убыстрение темпов научно-технического прогресса, вызывающего технизацию тех областей жизнедеятельности человека, несёт собой наряду с положительными и негативные явления, снижая, в частности, гуманистический уровень общественной жизни. В этих условиях, как никогда ранее, возрастает роль учителя. В многочисленных законах и проектах реорганизации школьного образования 70 – 90-х гг., приведения его в соответствие с требованиями грядущей эпохи чётко зафиксировано положение «учитель – центральная фигура в школе».
17. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
Социальные функции профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, в них можно выделить нечто общее и постоянное для разных исторических эпох. Во-первых, педагог – преемственное звено в неразрывной цепи поколений, связующее звено между прошлым и будущим. Во-вторых, педагог – ускоритель (катализатор) общественного прогресса, т.к. он способствует формированию специалистов, владеющих новыми прогрессивными технологиями. В-третьих, педагог – «аккумулятор» социального опыта, хранитель и носитель многообразных человеческих ценностей. Но он накапливает эти ценности в себе для того, чтобы затем передать их молодому поколению. В-четвертых, педагог – специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведения людей. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который, по его мнению, будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе. Иногда педагог выступает здесь консерватором. Вместе с тем, многие педагоги умеют выбрать прогрессивное в детской среде, внедряя его в систему общественных отношений. В-пятых, педагог- это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Он может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам образовательной практики и педагогической науки. Главная же социальная функция педагога – формирование духовного мира молодежи в соответствии с ценностями общества.
Профессиональные функции педагога – это те, которые имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Выделяют следующие профессиональные функции:
— информационная функция: учитель транслирует ту или иную информацию.
— развивающая функция: педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.д.
— ориентирующая функция: педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.д.
Первые три функции вместе составляют собственно воспитательную и обучающую функции, которые являются основными.
— коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и др. участниками педагогического процесса.
— организаторская функция: педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся, а, значит, и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность других учителей, родителей, собственную деятельность (уроки, внеклассные дела и т.д.).
— исследовательская функция: умение изучать личность ученика (воспитанника), группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, умение организовать и осуществить педагогическое исследование.
— коррекционная функция: связана с исследовательской. На основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса и вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.
— конструктивная функция: учитель конструирует урок, внеклассное дело, отдельные задания учащимся и т.д.
— стимулирующая (мобилизационная) функция: стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п. Очевидно, что все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга и могут быть разделены только условно.
18.В чем своеобразие педагогической профессии?
Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир.
19. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы? Преимущества осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:
— более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики;
— достаточно чётким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;
— близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей;
— принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы;
20.Каковы перспективы развития педагогической в условиях информационно-технологической революции?
Мир находится на пороге нового тысячелетия. Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя с учащимися. Наиболее характерными чертами такого стиля являются:
— реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;
— постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным;
— предпочтение косвенной формы педагогического требования к учащимся (совета, просьбы, предложения) прямым (указание, распоряжение, приказ);
— эмоциональная окрашенность деловых отношений с учащимися;
— наличие постоянного контроля в процессе осуществления деловой коммуникативной деятельности;
— оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры, отношения к самому себе, людям, природе.
Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является компьютеризация всех сфер жизни общества, что влечёт за собой кардинальные изменения в структуре профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности. Информатизация образования, включающая использование информационных технологий во всех звеньях системы образования, становится насущной потребностью. Как считают В.А. Сластёнин и В.М. Нестеренко «информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего учителя в педагогическом вузе стремиться к выработке навыков ориентации в новой информационной среде. Готовясь к профессионально-педагогической деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности. Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности. Образование и развитие систем непрерывного (пожизненного) образования вызывают заметные изменения в педагогической профессии.