Что такое школа молодого учителя

Статья «Школа молодого педагога»

Система работы с молодыми специалистами в ДОУ

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав школ и дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

Число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. Вот основные причины по которым молодежь не спешит идти на работу в ДОУ.

1. Недостаточная мотивация на работу;

2. Вынужденно большая нагрузка при слабой методической и технической оснащенности воспитательно-образовательного процесса;

3. Недостаточная методическая поддержка;

4. Высокие требования, как со стороны администрации, так и со стороны общества;

5. Отсутствие, часто и в перспективе, жилья;

6. Неудовлетворенность уровнем заработной платы.

Поэтому появление в коллективе молодых специалистов – это радость и для руководителя, и для педагогов.

В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя.

Задачи старшего воспитателя

-Формировать и воспитывать потребность у молодых педагогов в непрерывном самообразовании;

-Помогать педагогу, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в образовательно-воспитательный процесс;

-Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога;

Решать эти задачи нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

II этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей и т. д. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;

III этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

IV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Поскольку I этап является одним из самых важных и сложных, остановимся подробнее на работе старшего воспитателя с молодым специалистом в этот период.

Работа с молодыми педагогами на 1 этапе:

· 1. Помочь адаптироваться педагогу в коллективе.

· 2. Определить уровень профессиональной подготовки.

· 3. Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

· 4. Формировать творческую индивидуальность молодого педагога.

Период адаптации начинается со знакомства молодого специалиста:

1. С детским садом, с условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определяется рабочее место. Заведующий представляет коллективу молодого педагога.

2. Молодой специалист посещает открытые мероприятия, участие в фестивалях, конкурсах, в общественной жизни ДОУ.

3. На этом этапе старший воспитатель проводит анкетирование, наблюдения, выявляет трудности в работе. Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Старший воспитатель должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

4. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей оказать помощь при составлении планов, совместная подготовка материалов для работы, анализ и коррекция результатов и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

А.С. Макаренко говорил:

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничество позволяет:

· развивать свои деловые качества

· повышать свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

· развивать навыки и умения, полученные в ВУЗе,

· повышать свой профессиональный уровень и способности;

· развивать собственную профессиональную карьеру;

· учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.

· повышать культурный и профессиональный уровень подготовки кадров;

· улучшать взаимоотношения между сотрудниками.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

Старший воспитатель с самого первого дня ориентирует педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя – оказание помощи в организации педагогического процесса.

Свою работу с молодыми специалистами старший воспитатель строит с учетом трех аспектов их деятельности:

«Старший воспитатель – молодой специалист» – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками; обеспечение методической литературой, материалами планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

«Молодой специалист – ребенок и его родитель» – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

«Молодой специалист – коллега» – оказание поддержки со стороны коллег.

Таким образом, система работы с молодым педагогом способствует:

· адаптации молодого педагога к новым условиям труда;

· формированию его заинтересованности в работе;

· получению положительных результатов;

· развитию педагогического потенциала;

· созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдет себя и будет принят и востребован.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами

Что такое школа молодого учителя. 09c6999579f8c6a2648d227de42dccc5. Что такое школа молодого учителя фото. Что такое школа молодого учителя-09c6999579f8c6a2648d227de42dccc5. картинка Что такое школа молодого учителя. картинка 09c6999579f8c6a2648d227de42dccc5. Саргылана Ноговицына
Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.

В дошкольном учреждении работает несколько методических объединений,которые воспитатель может выбрать по желанию:

«Школа молодого педагога», где педагог может получить необходимые ему знания и умения для успешного прохождения адаптации в ДОУ, организации своей деятельности;

«Творческая группа» для улучшения образовательной работы в рамках программы развития учреждения;

Такая дифференцированность вызвана разноуровневым составом педагогического коллектива, учитывая их стаж работы, образование, интересы, трудности, ведь формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности, одна из основных потребностей на современном этапе.

Основной направленностью ШМП стало: методическое сопровождение адаптации педагога, содействие повышению профессионального мастерства начинающих педагогов. Поэтому в положении о школе молодого воспитателя мы закрепили данный тезис. Чтобы определить содержание встреч были проведены ряд бесед для начинающих педагогов, которые позволили сформировать круг проблем, с которыми столкнулись молодые воспитатели, выявили педагогический статус начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, что составила основу плана работы на год.

План «Школа молодого педагога» на 2015-2016 учебный год

Месяц Тема заседания Форма проведения Ответственные

Сентябрь Разработка памяток для вновь поступающих педагогов

О самообразовании. Консультация Ст. воспитатель

Октябрь Планирование. Трудности.

Методика проведения НОД Консультация Ст. воспитатель

Ноябрь «Методические рекомендации по преодолению трудностей (по запросу) Беседы Ст. воспитатель

февраль Учимся взаимодействовать с родителями Разнообразные формы работы с родителями.

Решение педагогических ситуаций. Консультация Заведующий

апрель Процедура прохождения аттестации. Обсуждение Заведующий

В течение года В течение учебного года посещение открытых занятий, участие в работе семинаров, консультаций и т. д. Участие Заведующий

В течение года Анализ документации Проверка документации Заведующий

Май Анализ работы молодых специалистов в течение года Беседа Заведующий

Каждый год содержание плана изменяется в соответствии с потребностями педагогов.

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

-Традиционные: работа в едином образовательном пространстве, проблемные семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, творческие микрогруппы, наставничество, педагогические советы, повышение квалификации.

— Инновационные: «копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, творческие конкурсы, творческая лаборатория молодых специалистов.

Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Тематические семинары Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. В нашем детском саду практикуем выезд молодых специалистов в разные улусы для обмена опытом с другими воспитателями. Были в Горном, Чурапчинском, Таттинском, Мегино- Кангаласских улусах.

Зона анализа и результатов:

Учебный год Кол-во молодых педагогов Участие в конкурсах Повышение квалификации Печатные материалы в краевых сборниках Аттестация

2013-2014 16 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1

2014-2015 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1

Участие в НПК с докладом- 8 8 4 СЗД- 2 педагога

2015-2016 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1

Участие в НПК с докладом- 12 9 6 СЗД-2 педагога

1 квалиф. кат-5 педагога

Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаем этому методу значительное предпочтение.

Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект.

1.Книга под редакцией: Управление персоналом. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, М. ЮНИТИ, 2002.

4 Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.— М: ТЦ Сфера, 2003.

Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Плоскостопие является одним из распространённых.

Беседа педагога — психолога с молодыми специалистами «Личность педагога» В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно.

Что такое школа молодого учителя. detsad 559146 1526826839. Что такое школа молодого учителя фото. Что такое школа молодого учителя-detsad 559146 1526826839. картинка Что такое школа молодого учителя. картинка detsad 559146 1526826839.Фотоотчет о проведении деловой игры с молодыми специалистами и их наставниками 28 февраля 2018 года в МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» по плану работы «Школы молодого специалиста» прошла деловая игра для педагогов «Креативность.

Инклюзивная практика как одна из форм воспитания толерантности Формирование равных возможностей для людей с ограничениями здоровья в интеграции в общество и во все сферы жизнедеятельности является одним.

Интерактивная презентация как одна из современных форм коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Актуальность проблемы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость.

Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). Происходящая в стране модернизация.

Наставничество, как метод становления молодого педагога Основными задачами наставничества являются: – привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление.

Семейный клуб как одна из активных форм взаимодействия с семьей Семейный клуб как одна из активных форм взаимодействия с семьей педагогический проект Власовой Р. Н., воспитателя группы дошкольного возраста.

Что такое школа молодого учителя. detsad 479249 1529314252. Что такое школа молодого учителя фото. Что такое школа молодого учителя-detsad 479249 1529314252. картинка Что такое школа молодого учителя. картинка detsad 479249 1529314252.Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?» Как организовать эффективное музыкальное занятие? Структура музыкального занятия для детей Обучение ребенка музыке будет успешным, если.

Что такое школа молодого учителя. detsad 479249 1529314985. Что такое школа молодого учителя фото. Что такое школа молодого учителя-detsad 479249 1529314985. картинка Что такое школа молодого учителя. картинка detsad 479249 1529314985.Школа молодого педагога. Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика» Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика относится к физкультурно-оздоровительным мероприятиям поэтому.

Источник

Организация работы «Школы молодого учителя»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»

используя возможности организации методической работы в школе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов

формирование у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

помочь адаптироваться учителю в коллективе

определить уровень профессиональной подготовки

выявить затруднения в педагогической практике и принять меры

формировать творческую индивидуальность молодого учителя

создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями

развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

С целью организации поддержки и методической помощи учителям – стажерам школа проводит постоянную работу с молодыми специалистами.

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.

Планирование составляется по следующим направлениям:

— планирование и организация работы по предмету;

— планирование и организация методической работы;

— работа со школьной документацией;

— работа по саморазвитию;

— контроль за деятельностью молодых специалистов.

Организация работы школы молодого учителя

Знакомство с молодыми специалистами. Ознакомление их с традициями и особенностями деятельности вашего коллектива. Вопросы планирования (учебный план, программа, тематическое планирование, поурочное планирование).

Коррекция календарных и поурочных планов молодых специалистов.

Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная).

Методические требования к уроку. Соответствие методов обучения формам организации уроков. Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.

Поздравление молодых учителей с первым профессиональным праздником.

Анализ посещенных уроков молодых учителей.

Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.

Опрос и оценивание знаний на уроке.

Работа со школьной документацией. Активизация учащихся в процессе изучения нового материала.

Оптимизация и управление успехом на уроке.

Подведение итогов работы молодых учителей в 1-м полугодии. Выявление профессиональных затруднений и совместное (по типу круглого стола) определение путей их устранения.

Проблемы дисциплины на уроках. Практикум по решению педагогических ситуаций.

Организация работы с талантливыми детьми и слабоуспевающими учениками.

Личностно-ориентированный подход к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Формы и методы планирования и организации внеклассной работы по предмету.

I этап «Самый классный классный»

II этап «Счастливый среди детей»

Вопросы профессионализма учителя.

Золотые крупицы педагогического опыта.

Подведение итогов работы «Школы молодого учителя». Определение тем для занятий «Школы» на будущий год.

План работы с молодыми специалистами

Собеседование с целью закрепления наставников. Помощь в планировании, оформлении документации, организация работы молодого специалиста.

Правила оформления классного журнала, журнала ОДО, дневников учащихся.

Сентябрь, в течение года

Занятие «Поурочный план. Примерное содержание разделов поурочного плана»

Определение тем самообразования. Заседание «Современный урок. Типы уроков»

Занятие «Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)»

Посещение уроков молодых специалистов. Беседа «Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. Затруднения учителей в подготовке современного урока»

Посещение молодыми специалистами уроков и мероприятий творчески работающих учителей

Занятие «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем»

Декабрь, февраль, апрель

Заседание «Как провести самоанализ урока?»

Предоставление самоанализов уроков, посещенных учителями-предметниками

Подведение итогов 1 полугодия.

Заседание «Нестандартные уроки в начальных и средних классах школы»

Заседание «Индивидуальный подход на уроках, работа в группах»

Выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми специалистами. Реализация темы по самообразованию

Смотр кабинетов, стендов, подведение итогов.

выбор и назначение наставников;

встреча и знакомство с наставниками;

совместное составление плана работы с наставниками.

Беседа заместителей директора при приеме на работу молодых специалистов, знакомство с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом, традициями, определение рабочего места.

Целевая установка по оформлению школьной документации (журналов и личных дел учащихся).

Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

Созданы условия для успешной адаптации к новому содержанию деятельности.

Занятия-практикумы с молодыми специалистами по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по своему предмету.

Научить молодых специалистов составлять рабочие программы и календарно-тематические планирования по своим предметам.

Созданы условия для саморазвития и самореализации молодых специалистов.

Посещение уроков молодых специалистов.

Выявить профессиональные затруднения молодых специалистов, оказать необходимую методическую помощь.

Молодые специалисты уверенно проходят адаптационный период.

Взаимопосещение уроков, посещение уроков педагогов-наставников.

Проведение открытых уроков.

Провести обмен опытом успешной педагогической деятельности.

Систематически про-водится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодыми специалистами.

Заседание №1. Семинар-практикум « Методические основы современного урока».

Изучить вопросы организации урока, методические и дидактические аспекты современного урока.

Молодые специалисты повышают уровень профессиональной подготовки.

Анкетирование молодых специалистов на выявление степени комфортности педагога в коллективе.

Выявить проблемы психологической адаптации молодых специалистов в системе образования; оказать психологическую поддержку.

Обеспечено постепенное вовлечение молодых специалистов во все сферы профессиональной деятельности.

Микроисследование «Профессиональная готовность молодого специалиста к применению современных технологий» и обсуждение его результатов.
Заседание №2. Круглый стол «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе».

Оказать помощь молодым специалистам по внедрению современных подходов и передовых педагогических технологий, в том числе информационных, в образовательный процесс.

Методическое консультирование по работе над темой самообразования.

Оказать помощь молодым специалистам в выборе темы и составлении плана самообразования.

Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.

Заседания школьных методических лабораторий.

Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.

В течение года по плану методических лабораторий

Консультативные беседы по организации внеклассной работы по предмету.

Оказать помощь молодым специалистам по вопросам организации внеклассной работы по предмету. Привлечь молодых специалистов к проведению предметных недель и олимпиад, к участию в школьных и районных конкурсах для обучающихся и педагогов по своему предмету.

В течение года по плану методических лабораторий

Заседание №3. Семинар-тренинг «Пути и средства развития познавательной активности учащихся».

Повысить уровень методической подготовленности молодых специалистов.

Конкурс молодых учителей «Звездный час учителя» по разным номинациям.

Содействовать становлению профессионального мастерства молодых специалистов и творческого подхода к организации образовательного процесса.

У молодых специалистов сформированы профессионально значимые качества.

Творческий отчет молодых специалистов.

Подвести итоги работы молодых специалистов в течение учебного года.

Распространение положительного, успешного опыта работы.

Молодые специалисты убеждаются в правильном выборе своей профессии.

Современной школе нужен профессионально ­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально­ педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог ­наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог­ наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

План работы учителя – стажера и учителя – наставника

2. Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса

3. О требованиях к оформлению классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий.

4. Консультация «Подготовка учителя к уроку»

5. Советы: «Как быстрее адаптироваться в школе», «Постарайтесь не допустить следующих ошибок. »

Администрация школы, педагог – наставник

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе

1. Знакомство молодого специалиста с традициями школы.

2. Консультация «Анализ урока учителем после его проведения. Виды анализа». Цель: научить молодых специалистов проводить самоанализ урока.

1.Посещение уроков наставника и анализ их структуры

2.Консультация «Структура урока изучения нового материала»

3. Практическое занятие « Конструирование и защита конспекта урока изучения нового материала»

1. Посещение уроков закрепления и развития знаний, умений, навыков педагогов-наставников.

2. Консультация «Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков».

3. Практическое занятие «Конструирование и защита конспекта урока закрепления и развития знаний, умений, навыков».

4. Обзор периодической педагогической печати

Консультация «Структура урока обобщения и систематизации знаний

Практическое занятие «Конструирование и защита конспекта урока обобщения и систематизации знаний

1.Посещение у молодого специалиста уроков обобщения и систематизации знаний с последующим педагогическим анализом.

2. Анализ педагогических ситуаций.

Подготовка характеристики на молодого специалиста

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов. Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели.

выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;

выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы «Дифференцированное обучение учащихся как залог повышения качества образовательного процесса».

АНКЕТА
для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-­воспитательного процесса вы испытываете трудности?

в календарно­-тематическом планировании

проведении внеклассных мероприятий

общении с коллегами, администрацией

общении с учащимися, их родителями

другое (допишите) _________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

мотивировать деятельность учащихся

формулировать вопросы проблемного характера

создавать проблемно-­поисковые ситуации в обучении

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

активизировать учащихся в обучении

организовывать сотрудничество между учащимися

организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся

организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

развивать творческие способности учащихся

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

курсам повышения квалификации

индивидуальной помощи со стороны наставника

школе молодого специалиста

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

приемы активизации учебно­-познавательной деятельности учащихся

учет и оценка знаний учащихся

психолого-­педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

В результате анкетирования выяснилось, что:

наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы:

знакомство с теорией дифференцированного обучения;

обмен имеющимся опытом по данной теме;

продолжить работу над учебно-методической темой по дифференциации обучения;

ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями;

разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;

использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;

включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей- ­наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные «памятки»:

обязанности классного руководителя;

организация работы с неуспевающими учащимися;

анализ и самоанализ урока;

как правильно организовать работу с родителями;

методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-­наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность

Индивидуальный план работы молодого учителя

Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка;

Составление перспективного плана развития кабинета

методической письмо, по преподаванию истории в 2008-2009 учебном году

Подготовить тексты к тематических аттестаций, учебных достижений учащихся

На протяжении года

Формирование папки с текстами тематических аттестаций

Изготовить научные пособия (электронные учебники 10,11 класс)

Изучить личный состав учащихся, индивидуальные особенности

Составление психолого –педагогических характеристик классных коллективов

Принять участие в проведении родительского дня.

Подготовить конспект урока

Активно участвовать в работе МО по предмету

Планы –конспекты урока

Ознакомиться со схемами анализа и самоанализа урока

Ознакомиться с методической литературой, по специальности

Изучить опыт работы

Посетить уроки учителей

Анализ посещенных уроков

Провести открытые уроки в рамках декады молодого учителя

Предоставление конспектов открытых уроков в МК

Сделать срез знаний учащихся, план коррекции знаний.

Анализ знаний учащихся, составление плана коррекции знаний

Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)

Учет особенностей учащихся класса:

успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т. п.);

отношение учащихся к предмету;

сформированность учебных умений;

общая подготовленность учащихся;

отношение к разным видам учебной деятельности;

отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

общая дисциплина учащихся.

Учет своих индивидуальных особенностей:

тип нервной системы;

эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

управление восприятием нового учебного материала учащимися;

умение преодолеть плохое настроение;

уверенность в своих знаниях, умениях;

наличие умений импровизации;

умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное преодоление урока.

Общие

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требование.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.

8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусматривание объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *