что такое сберегательный капитал для учителей
Как учителю получить миллион по программе «Земский учитель»
И сколько лет нужно отработать за эти деньги
С 2020 года в России работает программа «Земский учитель».
Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.
Законодательная база
На федеральном уровне есть методические рекомендации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Регионы на основе этих методических рекомендаций приняли свои правовые акты. Вот, например, порядки предоставления компенсационной выплаты учителям в Нижегородской области, а вот — в Республике Карелии.
Как победить выгорание
Условия предоставления выплаты
Выплату учитель получит, если устроится на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа или в город с населением до 50 тысяч человек.
Чтобы получить выплату, учитель должен:
Декретный отпуск могут зачесть в пятилетний срок отработки по решению властей области. Но большинство регионов так не делают.
Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, он обязан вернуть полученный миллион в полном объеме независимо от того, сколько лет он уже отработал.
Где придется работать
Список вакансий в школах регионы формируют до конца года, предшествующего году отбора, и отправляют данные на официальный сайт программы «Земский учитель».
В разделе «Банк вакансий» нужно выбрать регион, школу и предмет, который готовы вести.
Подать документы на получение выплаты можно только в школу, которая находится на определенном минимальном расстоянии от текущего места жительства или работы учителя. Например, в Ленинградской области это минимум 200 км, в Омской области — 100 км.
Это правило ввели, чтобы избежать ситуаций, когда учитель увольняется и подает документы в свою же или соседнюю школу, но уже с правом получения выплаты.
Коллектив сельских школ в основном состоит из женщин пенсионного и предпенсионного возраста, за исключением учителей физкультуры и труда.
Занятия проходят в первую смену и заканчиваются примерно к обеду. После школы надо готовиться к урокам на следующий день и проверять тетради. У молодых учителей это занимает много времени.
Июль и август — это гарантированный отпуск, во время которого можно уехать домой.
При переезде местные власти, как правило, стараются помочь с жильем, например могут предоставить служебное жилье или порекомендовать съемное. Скорее всего, это будет деревенский дом. Иногда даже подселяют к семьям местных жителей, дети которых выросли и уехали в город.
Как и куда подать документы
Нужно зарегистрироваться на федеральном портале «Земский учитель» и подать электронную заявку.
Чтобы устроиться на вакантную должность, учителю необходимо пройти конкурсный отбор. Ежегодно Министерство просвещения выделяет регионам деньги на выплаты сельским учителям.
Например, Омской области в 2021 году выделены 10 млн рублей, следовательно, число вакансий с правом на выплату — 10. Но количество вакансий в сельских школах обычно гораздо больше. Поэтому на уровне области власти устанавливают список вакансий, где положена выплата, и на эти вакансии объявляют конкурс. На оставшиеся вакансии устроиться тоже можно, но миллиона не получить.
Сельский учитель может неплохо получать за счет совмещения
Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.
К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.
Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.
Участники программы создали паблик во «Вконтакте», где делятся впечатлениями и консультируют новичков. Это очень полезная группа, там обсуждают условия, зарплаты, инфраструктуру, проблемы с жильем. Я сама там отвечаю на вопросы, если есть время.
Большая загвоздка программы в том, что люди боятся сообщать своему руководству об участии в ней. Один из критериев — подтвердить, что вы работающий педагог. И когда нужно делать копию трудовой книжки, брать выписки приказов, естественно, в твоей школе возникают вопросы. Тут все по-разному действуют: одни раскрывают все карты директору, другие придумывают отговорки. Страшно ведь проиграть, и потом на тебя будут в своей же школе показывать: вот он не прошел. Поэтому к конкурсу нужно готовиться еще и морально. Быть готовым и к большим переменам, и к тому, что может не получиться.
Документы на конкурс подаются в структуру власти или учреждение, которое отвечает за сферу образования в регионе. Например, в Омской области это казенное учреждение «Региональный информационно-аналитический центр системы образования», а в Республике Карелии — государственное учреждение «Карельский институт развития образования».
Обычно у кандидатов просят такие документы:
Дополнительно можно представить любые документы. Рекомендую приложить все бумаги, которые подтверждают достижения в педагогической или научной деятельности. Это могут быть сертификаты о повышении квалификации и прохождении профессиональной переподготовки, присвоении категории или ученой степени.
Если учитель подает заявку на вакантную должность в школу, в которой в свое время учился, то следует приложить копию аттестата. Ниже объясню, почему это повысит шансы пройти конкурсный отбор.
Организаторы конкурса также попросят учителя указать, куда он хочет потратить миллион. Эта информация ни к чему не обязывает, она необходима государству для статистики.
При сдаче документов попросите, чтобы вам выдали документ с указанием даты и времени, когда принят пакет документов. Это поможет в спорных ситуациях. Например, в случае если вы наберете одинаковое количество баллов с другим претендентом на вакансию, при прочих равных победит тот, кто раньше сдал документы.
Как проходит конкурсный отбор
Конкурс проводится в четыре этапа.
Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.
Второй этап: экспертная оценка документов, выставление баллов претендентам, формирование рейтинга. Этап проходит примерно с 16 по 30 апреля. На основании документов эксперты выставляют баллы, а по ним выстраивается рейтинг.
Среди критериев оценки документов, например, уровень квалификации учителя, наличие ученой степени, право преподавать смежные предметы, учительский стаж. Дополнительные баллы можно получить, если учитель устраивается в школу, из которой сам выпустился. Списки критериев незначительно отличаются по регионам.
Критерии оценки в Новосибирской областиPDF, 115 КБ
Во многих регионах дополнительные 10 баллов получают учителя, которые готовы ехать в школу за 200 км от областного центра. Еще 5 баллов можно получить, если учитель готов устроиться на вакансию, которая свободна больше 3 лет.
Третий этап: определение победителей. Итоги конкурса подводят, как правило, с 1 по 15 мая.
Если на вакансию несколько кандидатов, ее отдают тому, кто набрал больше баллов. Важный нюанс: вакансии не перераспределяются по рейтингу в зависимости от баллов и может получиться, что при отсутствии конкуренции места в программе получат учителя с относительно небольшим количеством баллов.
270 участников программы «Учитель для России» поехали учить детей в школы со сложным социальным контекстом
270 участников программы «Учитель для России» поехали учить детей в региональные школы
Не каждый российский школьник имеет возможность получить высшее образование, качественные знания, желаемую профессию. Меньше всего возможностей у учеников школ со сложным социальным контекстом, тех, кто учится в селах, деревнях или малых городах. С 2015 года участники программы «Учитель для России» (реализуемой благотворительным фондом “Новый учитель”) при поддержке Сбербанка и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в Будущее» стремятся сделать так, чтобы дети вне зависимости от места своего рождения и стартовых условий могли достигать своих самых смелых целей. Рассказываем о программе и ее результатах в 2021 году.
«Учитель для России» — аналог международной модели
Основа модели Teach for all уже успешно работает в 60 странах мира. Суть в том, что выпускники и лидеры престижных вузов проходят профессиональную переподготовку и серьезный отбор на участие, а после на два года становятся учителями в школах сел, деревень и малых городов. Их задача — не только обучать детей, но и помогать им найти мотивацию к занятиям, поверить в себя, повысить интерес к школьному образованию и результаты учёбы.
В 2021 году программа «Учитель для России» работает в 95 школах семи регионов России, в которых учителя программы обучают более 30 тысяч детей. СберБанк вместе с благотворительным фондом «Вклад в будущее» являются стратегическим партнером программы.
Зачем разным специалистам ехать в село, деревню или малый город
Участники программы — люди с любым законченным высшим образованием, прошедшим профессиональную педагогическую переподготовку, которые переезжают на время программы в село, деревню или города, удаленные от столицы. Там они находят себе жилье, а программа компенсирует затраты на аренду ежемесячно. Кроме того, участники получают стипендию и зарплату начинающего школьного учителя. По московским меркам зарплата небольшая, но участники программы едут работать не ради денег.
20 000 рублей
15 000 рублей
компенсация за аренду жилья
Михаил Арсланьян переехал в село Пановы Кусты, чтобы показать детям, что чтение может быть интересным.
Для этого Михаил ищет произведения, которые близки детям. Например, подростковые рассказы про ровесников его учеников, которые испытывают те же трудности.
Дети идентифицируют себя с этими героями, поэтому им интересно. А о Пушкине Михаил планирует поговорить с учениками позже, когда они до этого дорастут.
Ирина Демидова меняет подход к контрольным в Калуге с помощью скрайбинга.
Скрайбинг — способ визуализировать большой объём информации. Ирина считает, что эта наглядная техника помогает лучше понимать и запоминать данные, а также обращать внимание не только на содержание, но и на форму.
Контрольные работы на уроках Ирины также проходят в технике скрайбинга, чтобы детям было интересно, и они не вздрагивали от фразы «Достаём двойные листочки!».
Малика Ахмедова учит детей позволять себе всё, что не мешает другому.
Некоторые учителя в маленьких школах делают акцент на дисциплине и требованиях. Малике, которая переехала в село Новорусаново Тамбовской области, кажется неправильным, когда в классе три человека, а ребёнок должен поднять руку, чтобы что-то спросить или выйти. Она позволяет своим ученикам всё, что не мешает другому. Например, выйти в уборную без разрешения.
Что программа даёт детям
Победы на олимпиадах и веру в успех.
Аня Комарова поехала со своими детьми на Всероссийский турнир юных биологов, ребята взяли «бронзу». Все были убеждены, что приехать и победить с первого раза почти нереально: до турнира ребята готовились онлайн и виделись всего трижды — в отличие от команд, которые вместе играют годами. Но оказалось, что нет ничего невозможного.
Взрослых, которые верят в них.
Преподавателю Дулме Чибаковой на уроке дети сказали, что они привыкли считать себя тупыми, потому что постоянно слышат это от взрослых. Дулма, наоборот, старается каждому ученику вселить уверенность в свои силы. Чтобы быть ближе к ребятам и лучше их понимать, она даже пригласила на чай учеников из 9 класса. Дети рассказывали, чем занимаются, о чём мечтают.
«Из всех разговоров с детьми я делаю вывод, что им не хватает взрослых, которые верили бы в них. Когда я говорю, что можно съездить в лагерь, поучаствовать в олимпиаде или поступить в университет в Тамбове, они не верят» — рассказывает Дулма Чибакова. Она переехала из родного Томска в деревню Ивано-Лебедянь в Тамбовской области, чтобы преподавать географию в местной школе и помогать детям поверить в свои силы.
Миссия программы
— дать каждому ребенку стать автором своей жизни, дать ему понять, что у него есть выбор и возможности, и это не зависит от того, где они родились или в какой школе учатся. Во время своей работы участники придумывают множество полезных инициатив, отвечающих проблемам среды, в которой они работают. Так за время существования программы были запущены проекты “Одинаково разные” (программа социальной адаптации детей инофонов в школе), “(В)месте” (проект преобразования школьных пространств), “Онлайн школа” (проект дистанционного образования), “Школа поддержки” (программа преображения социально-психологических служб в школах), “Директор для России” (управленческий трек, для учителей, которые становятся директорами и завучами в школах) и множество небольших инициатив, которые помогли детям развивать себя, реализовывать свои мечты и использовать свой потенциал для собственного развития. Спустя два года работы в школе 90% выпускников программы остаются работать в системе образования, продолжают ее развивать, применяя полученные знания и навыки в образовательных проектах и учебных заведениях.
Хабаровскому краю выделили двух «Земских учителей»
Хабаровскому краю выделили двух «Земских учителей»
Федеральный проект «Земский учитель» стартовал в Хабаровском крае. После успешной апробации в пилотных регионах страны, с 2020 года распространился на все регионы страны. О том, что он из себя представляет и как будет реализован, ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала начальник отдела аттестации и повышения квалификации министерства образования региона Евгения Матаржук.
Каждому по потребности
В крае не хватает педагогических кадров. В связи с этим многие учителя сегодня перегружены, так как для выполнения всего объёма образовательной программы они вынуждены брать дополнительную нагрузку.
На момент подготовки материала на 21 вакансию региона было уже 278 откликов. Правда, пока официально зарегистрированы и подали полные пакеты документов только 4 соискателя. Это учителя не только из Хабаровского края, но из Приморья и Бурятии.
К сожалению, так как проект только стартовал, то на весь Хабаровский край по проекту «Земский учитель» предусмотрено всего две квоты. Поэтому из всех поступивших заявок в Хабаровском крае отберут только двух кандидатов, набравших максимальное количество баллов согласно критериям правительства края, и только им предложат заместить вакансии, на которые они заявились.
Что делать остальным?
Эта программа действует с 2009 года и уже доказала свою эффективность, так как позволяет оперативно замещать потребность в том числе и в специалистах образования.
В отличие от «Земского учителя», участник этой программы должен отработать 3 года вместо 5 лет, но денежные средства он получает не сразу, а только после того, как отработает положенный срок.
Сумма единовременной выплаты зависит от района, в котором придётся работать, так как устанавливается в размере 50 окладов от занимаемой должности, с учётом районных коэффициентов и повышающих коэффициентов.
Эффективность проекта «Земский учитель» покажет время, но уже говорят о том, что квоты на 2021-2022 годы будут пересмотрены в сторону увеличения.
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
Клавиатура:
Обновлено 2 часа назад
Сберегательный капитал
Принять в ней участие могут специалисты, работающие в отдалённых и труднодоступных муниципальных районах края.
Условия предоставления сберегательного капитала:
1) наличие вакансии в перечене учреждений социальной сферы края, имеющих острую кадровую потребность и расположенных в отдаленных и труднодоступных муниципальных районах края, на момент заключения турдового договора;
2) сумма денежных средств перечисляется специалисту, отработавшему в учреждении, не менее трех лет с момента заключения трудового договора.
Сумма сберегательного капитала устанавливается в размере 50 минимальных окладов специалиста по занимаемой должности в соответствии с заключенным трудовым договором с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для соответствующей местности.
Справки по отрасли «Культура» по тел.: (4212) 31-57-01, Бондарь Наталья Николаевна
Информация о мероприятиях по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы (в том числе социальной защиты) Хабаровского края
В целях создания условий для обеспечения квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы края (в том числе социальной защиты) Правительством Хабаровского края реализуется постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2008 года № 312-пр «О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы края», которым установлены следующие мероприятия:
I. Профессиональная подготовка специалистов с высшим образованием за счет средств краевого бюджета для учреждений социальной сферы края (в том числе социальной защиты) на договорной основе на условиях срочности и возвратности, т.е. образовательное кредитование с предоставлением мер материальной поддержки (далее – образовательный кредит).
Образовательным кредитом могут воспользоваться студенты-внебюджетники, а также студенты, обучающиеся на бюджетной основе желающие заключить договор на обучение за счет средств краевого бюджета для учреждений социальной сферы (в том числе социальной защиты) края.
На основании заключенного договора на подготовку студенту за счет средств краевого бюджета производится оплата обучения, и могут предоставляться меры материальной поддержки, а именно:
– выплата дополнительной стипендии – в размере 100 процентов государственной академической стипендии;
– оплата проживания в общежитии – в размере 100 процентов стоимости проживания в общежитии.
– оплата проезда к месту прохождения практики и обратно – 100 процентов стоимости проезда к месту прохождения практики и обратно.
– оплата проезда к месту трудоустройства и закрепления – 100 процентов стоимости проезда к месту трудоустройства и закрепления.
Для реализации программы образовательного кредита в Хабаровском крае оформлены соглашения между министерством образования и науки края и пятью учреждениями высшего образования (далее – ВУЗ):
– ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»;
– ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»;
– ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры»;
– ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»;
– ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации.
В целях подготовки специалистов для учреждений социальной сферы края (в том числе социальной защиты) между министерством образования и науки края, ВУЗом и студентом, заключается договор на подготовку специалиста для учреждений социальной сферы края (далее – договор на подготовку).
Суммарный ежегодный объем договоров на подготовку по всем отраслям не может превышать 30 договоров в год.
Студент по окончании ВУЗа по направлению министерства образования и науки края заключает трудовой договор с учреждением социальной сферы и обязан отработать в нем по специальности в течение трех лет.
В случае неприбытия студента по направлению министерства образования и науки края после получения высшего образования и нетрудоустройства в учреждение социальной сферы края средства краевого бюджета, затраченные на обучение студента и (или) предоставление ему мер материальной поддержки, подлежат возврату в порядке, установленном договором на подготовку.
Студенты могут воспользоваться правом на получение высшего образования по договору на подготовку только один раз.
II. Предоставление за счет средств краевого бюджета на договорной основе сберегательного капитала специалистам, направленным для работы в учреждения социальной сферы края (в том числе социальной защиты), имеющие острую кадровую потребность и расположенные в отдаленных и труднодоступных муниципальных районах края (далее – сберегательный капитал).
Сберегательный капитал – сумма денежных средств, единовременно перечисляемая специалисту, отработавшему в учреждении социальной сферы (в том числе социальной защиты), расположенном в отдаленных и труднодоступных муниципальных районах края, не менее трех лет.
Для заключения договора на получение сберегательного капитала могут привлекаться специалисты из других субъектов Российской Федерации.
Сберегательный капитал предназначен для оказания мер материальной поддержки лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, заключивших договор на получение сберегательного капитала, а также трудовой договор с учреждением социальной сферы края (в том числе социальной защиты), имеющим острую кадровую потребность и расположенным в следующих отдаленных и труднодоступных местностях муниципальных районов края:
в Амурском муниципальном районе – села Ачан, Болонь, Вознесенское, Джуен, Омми, поселки при станциях Сельгон, Форель, поселки Лесной, Литовко, Санболи;
в Аяно-Майском муниципальном районе – все населенные пункты, входящие в состав района;
в Бикинском муниципальном районе – села Васильевка, Добролюбово, Лермонтовка, Лончаково, Лесопильное, Оренбургское, Покровка;
в Ванинском муниципальном районе – село Уська-Орочская, поселки Кенада, Монгохто, Тулучи, Тумнин, рабочие поселки Высокогорный, Октябрьский;
в Верхнебуреинском муниципальном районе – села Аланап, Согда, Чекунда, поселок при станции Зимовье, поселки Алонка, Герби, Солони, Софийск, Сулук, Тырма, Шахтинский, Этыркэн;
в Вяземском муниципальном районе – поселки Медвежий, Шумный, села Видное, Виноградовка, Глебово, Капитоновка, Кедрово, Кукелево, Шереметьево;
в Комсомольском муниципальном районе – села Боктор, Бельго, Большая Картель, Верхнетамбовское, Даппы, Нижнетамбовское, Нижние Халбы, Новоильиновка, Селихино, Среднетамбовское, поселки Гурское, Кенай, Снежный, Уктур, Ягодный;
в муниципальном районе имени Лазо – села Гвасюги, Зоевка, Полетное, Святогорье, поселки Долми, Дурмин, Золотой, Катэн, Обор, Сидима, Сита, Солонцовый, Среднехорский, Сукпай, Южный, рабочий поселок Мухен;
в Нанайском муниципальном районе – села Арсеньево, Верхний Нерген, Верхняя Манома, Дада, Дубовый Мыс, Иннокентьевка, Найхин, Славянка, поселки Джонка, Синда;
в Николаевском муниципальном районе – все населенные пункты, входящие в состав района;
в Охотском муниципальном районе – все населенные пункты, входящие в состав района;
в муниципальном районе имени Полины Осипенко – села Бриакан, Владимировка, Главный Стан, Князево, Оглонги, имени Полины Осипенко, Удинск, поселок Херпучи;
в Советско-Гаванском муниципальном районе – поселок Гатка, рабочие поселки Заветы Ильича, Лососина, Майский;
в Солнечном муниципальном районе – поселки Амгунь, Березовый, Горин, Горный, Джамку, Дуки, Харпичан, Хурмули, села Кондон, Эворон;
в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе – все населенные пункты, входящие в состав района;
в Ульчском муниципальном районе – села Богородское, Булава, Большие Санники, Дуди, Калиновка, Кальма, Киселевка, Мариинское, Савинское, Солонцы, Софийск, Сусанино, Тахта, Ухта, поселки Быстринск, Де-Кастри, Мариинский Рейд, Решающий, Тыр, Циммермановка;
в Хабаровском муниципальном районе – села Вятское, Елабуга, Наумовка, Новокуровка, Пасека, Улика-Национальное, поселки Догордон, Кукан, Победа.
Перечень учреждений социальной сферы края (в том числе социальной защиты), имеющих острую кадровую потребность и расположенных в муниципальных районах края (далее – Перечень) утверждается ежегодно и размещается на сайте министерства образования и науки края.
Сведения об учреждениях отрасли социальной сферы: «Социальная защита», подведомственных министерству социальной защиты населения Хабаровского края, имеющих острую кадровую потребность и расположенных в отдаленных и труднодоступных муниципальных районах Хабаровского края прилагается к данной информации. При утверждении нового Перечня, информация по ранее утвержденному Перечню прекращает свое действие.
Сберегательный капитал составляет 50 минимальных окладов специалиста по занимаемой должности в соответствии с заключенным трудовым договором с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока. Сберегательный капитал выплачивается специалисту после трех лет отработки по договору.
Не включается в обязательный трехлетний срок работы время длительной болезни (более 21 дня), период нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, прохождения военных сборов, военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В случае заключения договора на получение сберегательного капитала выпускником ВУЗа, либо выпускником профессиональной образовательной организации обучившегося по программе образовательного кредита, а также обучавшимся на основании договора о целевом обучении, заключенного с органом исполнительной власти Хабаровского края, органом местного самоуправления или государственным (муниципальным) учреждением, он обязан отработать по трудовому договору не менее пяти лет.
Если трудовые отношения прекращены до истечения обязательного срока работы с момента трудоустройства, выплата сберегательного капитала не производится.
По ходатайству учреждений администрациями муниципальных районов принимаются меры по обеспечению жильем специалистов, направленных на работу по данной программе.
Воспользоваться правом на получение сберегательного капитала специалист может только один раз.