что такое sabr в исламе
Терпеть – не значит молча страдать (часть 1)
Ясмин Могахед (Yasmin Mogahed)
Что же такое «сабр» (терпение)? Это понятие зачастую трактуется ошибочно. Когда речь идет о злоупотреблении или притеснении, исключительно важно понимать истинное значение слова «сабр»: когда оно применимо, а когда нет.
Сабр – это качество, которое, как нам известно, является одним из величайших достоинств верующего, и Аллах (хвала Ему) призывает верующих иметь сабр.
Стойкость
Чтобы дать как можно более точное определение слова «сабр», как и многих других арабских слов, нам потребуются десятки слов другого языка. Итак «сабр» можно перевести как «терпение, непреклонность, упорство, настойчивость», а также способность выносить трудности, быть при этом терпеливым и уметь ответить или не отвечать – по необходимости.
Итак, слова «терпение» и «сабр» на самом деле не идентичны по значению, потому что первое в основном предполагает пассивность.
Когда Аллах говорит, что мы должны иметь сабр, это не значит, что мы должны пассивно воспринимать жизненные события, напротив, бывают моменты, когда мы должны проявить стойкость и решительность. Итак, следует воспринимать сабр именно в этом ключе.
Одно из значений сабра это «стойкость». Например, в последнем аяте суры «Аль-Имран» Аллах (хвала Ему) велит верующим иметь сабр:
«О вы, которые уверовали! Терпите [тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод], будьте стойки [против врага во время сражений]. И бойтесь Аллаха, — может быть, вы преуспеете..» (Коран, 3:200)
Этот аят перечисляет и поясняет множество разных смысловых оттенков слова «сабр». Даже Сам Аллах употребляет его в смысле «стойкость в борьбе с врагом». Здесь мы видим, как слово «сабр» ведет себя применительно к ситуации угнетения: оно значит, что ей нужно противопоставлять действия.
Действовать
Напротив, без сабра невозможно добиться успеха в действиях, потому что в этом контексте «сабр» значит «быть непреклонным в своих действиях». Если вы выступили против угнетения, нужно готовиться быть стойким и упорным. Поэтому в контексте угнетения или злоупотреблений концепция «сабр» приобретает совсем иной смысл, чем мы привыкли ей приписывать.
Очень часто женщинам говорят, или женщины сами так думают, что они должны терпеливо сносить дурное обращение. На самом деле, быть терпеливым к агрессору – это вовсе не то, к чему призывает ислам. Наоборот, Пророк (мир ему и благословение) учил нас при виде греха и несправедливости пытаться что-то исправить. Он не говорит: если вы сталкиваетесь с грехом – будьте терпеливы и молчите, но:
«Если вы видите нечто греховное, попытайтесь изменить это своими силами. Если не можете – выскажите свое осуждение. Если и это невозможно – по крайней мере, почувствуйте его в своем сердце, но это самый слабый иман».
Этот хадис учит, как нужно отвечать на порок, притеснения, если мы становимся их свидетелями или они касаются непосредственно нас. Мы не должны просто смиряться с ними и считать, что это смирение делает нас хорошими мусульманами. На самом деле Пророк рекомендовал совершенно противоположное поведение в ситуациях несправедливости или притеснений.
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит своим соратникам:
«Помогайте вашему брату, если он угнетенный или если он угнетатель».
У сподвижников Пророка (также как и у нас), возник справедливый вопрос: мы можем понять, как помочь брату, если его притесняют – с этим все ясно, мы попытаемся спасти его. Но, спросили они, как мы можем помочь брату, если сам он и есть гонитель? На это Пророк (мир ему и благословение) ответил:
«Остановите его, чтобы он не совершал гонений».
Итак, этот хадис учит нас, что мы действительно можем помочь ближнему – мужу, жене, отцу, матери, любому человеку в нашей жизни – если он совершает жестокость и причиняет обиду. Для этого нужно остановить его. Так мы действительно поможем ему, и это будет то, что говорил Пророк: не позвольте ближнему совершить жестокость или причинить обиду.
Вы должны понимать, что делаете это ради Аллаха. Не допускайте притеснений, не закрывайте глаза на жестокость одного из членов семьи к близким, к детям, и это действительно будет сабр.
Против притеснений
Представьте, что переходя улицу, вы увидели, как избивают человека, но идете дальше, рассуждая: «Моя религия учит быть терпеливым, поэтому я просто прохожу мимо и ничего не делаю». Такое поведение не имеет ничего общего с концепцией терпения и тем смыслом, который вкладывал в это слово Пророк, когда говорил о свершающемся зле. Вы должны повлиять на ситуацию. Никто не говорит, что вы должны выступить судьей, но вы должны, как минимум, осознавать, что в этих действиях кроется зло, и поэтому они недопустимы. Если вы спрячете это чувство в своем сердце, значит у вас слабая вера. Но чем сильнее вера, тем решительнее ваши действия и попытки изменить ситуацию.
Таким образом, сабр ни в коем случае не предполагает пассивное смирение перед лицом притеснений и жестокости. Аллах также сказал, что Он не одобряет беззакония. Один из хадисов кудси говорит, что Аллах завещал верующим не притеснять друг друга.
Аллах не одобряет притеснений. Это очень важно, потому что, мы не должны думать, что станем лучшими мусульманами, и Аллах будет доволен, если мы допустим притеснения. Это не так, потому что Аллах не любит и не одобряет притеснений, и мы тоже должны не любить, не одобрять и всяческими мерами не допускать их.
Итак, вы не становитесь грешником, если принимаете меры против того, кто совершает зло и причиняет вред. И наверняка, жестокость по отношению к семье не только презираема, но и предосудительна.
На самом деле человек, обижающий другого человека, совершает грех, и вы должны сделать все, что в ваших силах, чтобы не только не дать себя в обиду, но и более того – чтобы помочь гонителю и остановить его.
И еще, всегда нужно помнить о том, что любая, даже малейшая вещь, дается нам Аллахом, хвала Ему, как «аманат» – вверенное на хранение и доверенное в пользование. Это касается тела, здоровья, зрения, слуха – словом, всего, что у нас есть. Поэтому, если кто-либо собирается повредить то, что вверено нам Аллахом, мы должны позаботиться о том, что дано нам в пользование, чтобы аманат остался в сохранности.
Тело человека – собственность Аллаха. Оно не принадлежит нам и, тем более, другому человеку. Поэтому, если кто-то дурно обращается с нами или нашим телом, он наносит ущерб и повреждения тому, что находится в собственности Аллаха. Он портит то, что Аллах вверил нам на хранение. Значит, на нас возложена обязанность предотвратить это.
Заботиться о своем теле – это, помимо всего прочего, еще и не позволять распоряжаться им никому другому, не позволять, чтобы кто-то нанес ему ущерб, повредил его.
Значит, мы должны тщательно оберегать свое тело – в этом контексте. Наше тело – аманат, данный нам Аллахом, также как достоинство, здоровье. Все эти вещи Аллах дал нам лишь для того, чтобы мы с их помощью могли поклоняться Ему.
Четыре разновидности терпения (сабр)
У терпения есть много разновидностей
1. Терпение в отношении нафса. Шейх аш-Шазали говорил: «Если ты желаешь отказаться от плохого друга, то в первую очередь начни со своего нафса. Откажись от порицаемых качеств своего нафса. Ведь твой нафс ближе к тебе, чем кто-либо, а близкие люди достойны того, чтобы для них совершали добро».
2. Проявление терпения в бедах. Оно выражается в отсутствии возражений и недовольств в отношении предопределений Всевышнего Аллаха. Но если без жалоб рассказывать о настигшей беде кому-либо, то в этом нет противоречия терпению.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если бы терпение и благодарность были бы верблюдами, то для меня не было бы разницы, на какого из них сесть».
Когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о вере, он сказал: «Вера – это терпеливость и снисходительность».
3. Терпение в отношении должника, у которого нет возможности вернуть долг. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Терпеливое отношение к должнику, у которого нет возможности возместить долг, – это милостыня, благодаря которой Аллах закрывает для него (кредитора) и его детей, а также для его имущества семьдесят врат бед».
4. Терпеливое перенесение вреда, наносимого людьми. Это один из наиболее значимых видов терпения, ценность которого отметили учёные и разъяснили суфии, ибо оно занимает важное место на пути к познанию Аллаха.
Достоинство терпеливого перенесения вреда, наносимого людьми
Одной из основных обязанностей мюрида является наличие у него хорошего мнения о братьях по вере. Нарушение же этой обязанности, то есть плохое мнение о ком-либо, является явным признаком того, что у человека нечистый внутренний мир. А если при этом мюрид старается ещё и оправдать себя, защищая свой нафс, то знайте, что Всевышний Аллах не желает сделать такого раба из числа Своих приближённых.
К примеру, когда угнетали табиунов (*), то они не спешили отвечать даже плохой мольбой своим притеснителям, ибо они были из познавших Всевышнего Аллаха. А если кто-либо из табиунов и возносил мольбу против своих угнетателей, то только по разрешению Аллаха, а не из-за своего гнева или тяжёлого положения.
Аш-Шазали (да будет свята его душа) рассказывал: «Однажды я подумал вознести мольбу против притеснителя, но стал сомневаться в дозволенности подобной молитвы. После чего я увидел во сне моего духовного наставника, он сказал мне: «Если ты хочешь погубить притеснителя, то не спеши».
Потому как поспешность в уничтожении врагов и в желании помочь приближённым рабам Аллаха относится к скрытым страстям. А тот, кто оспаривает волю Аллаха и следует за страстями и желаниями своего нафса, будет несправедлив».
Известно, что если мюрид старается защитить свой нафс, желает ему успехов, то он подобен праху. То есть, поддерживая свой нафс, раб попадает в духовную погибель вместе с погибшими. А тот, кто будет пребывать ещё и в довольстве от своего нафса, непременно окажется в явном банкротстве.
В наши дни во сто крат увеличилось количество людей, вносящих разногласия, что приводит к расколу в обществе. Но есть надежда на то, что вы будете снисходительны к вашим завистникам и оставите их без ответа, то есть не будете поддаваться на их провокации. Так следует поступать, остерегаясь того, чтобы негативное влияние от возражений этих притеснителей, занимающихся вредоносным нововведением, не коснулось любимцев Всевышнего Аллаха. Ведь такие притеснители наивно полагают, что являются разумными людьми, но на самом же деле они порицают то, что не в состоянии понять, и из-за слабости своей богобоязненности вступают в пересуды о том, чего не ведают. Подобные люди не придерживаются текста
Корана, не следуют переданному от господина всех детей Адама (мир ему) – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и не следуют пути, который соответствует канонам истины и познания Аллаха.
Цель вышесказанного заключается в том, чтобы вы проявляли терпение, уповали на Всевышнего, полагаясь во всех делах только лишь на Аллаха, ибо Он нам достаточен во всём, и Он, Господь миров, наилучший попечитель. Но для каждого Мусы (мир ему) необходим фараон. Аллах одерживает верх над всяким в Своём царстве.
*Поколение мусульман, которые встречались со сподвижниками Пророка (мир ему и благословение) и учились у них.
«Иман состоит наполовину из терпения (сабр) и наполовину из благодарности (шукр)»
الايمان نصف الصبر ونصف الشكر (الجامع الصغير للسيوطي)
Все в этом мире находится в строгом порядке, определенном Всевышним, и ничего не происходит без Его воли.
Также Всевышний сделал изменчивыми наше здоровье и благосостояние. Тем самым Он наказывает за грехи или же испытывает крепость нашей веры в Него.
Одним из способов заслужить довольство Аллаха является воздаяние Ему хвалы (шукр), что в свою очередь способствует улучшению материального состояния верующего. Если бы мы жили согласно велениям Всевышнего и наставлениям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то жизнь была бы прекрасной, все пребывали бы в достатке и не испытывали нужды и лишений. В Священном Коране говорится:
وَأَنْ لَوِ اسْتَقَامُوا عَلَى الطَّرِيقَةِ لَأَسْقَيْنَاهُمْ مَاءً غَدَقًا
Смысл: «Если бы они шли прямо по установленному Всевышним для них пути, остерегаясь запретного, соблюдая веления Аллаха, то Я бы напоил их обильной водой с небес» (Сура «Джинны», аят 16).
Всевышний в суре «Ибрахим», обращаясь к верующим, говорит:
لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ.
Смысл: «Если вы будете благодарны, если будете возносить хвалу, Я непременно вам прибавлю» (Сура «Ибрахим», аят 7).
Мы должны научиться воздавать хвалу Аллаху, ведь блага, которыми Он нас наделил, мы не замечаем и давно к ним привыкли.
Нам нужно научиться всегда, быть благодарными Аллаху. Этому нас учит Сунна Пророка (мир ему и благословение).
( الحمد لله الذي أحيانا بعدما أماتنا وإليه النّشور).
Ведь сон подобен смерти. Просыпаясь, мы обретаем новые силы, новую энергию, Всевышний дал нам возможность видеть, слышать, каждый день наделяет нас пропитанием. Если есть послушная супруга, здоровые дети – это тоже блага, за которые мы должны непрестанно благодарить Аллаха. Нельзя забывать о том, чем пользуешься ежедневно.
رواه البخاري في «الأدب المفرد» (رقم/300) والترمذي في «السنن» (2346) وقال : حسن غريب
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Тот, кто проснулся, прибывая в безопасности, обладая здоровьем, имеет пропитание на этот день, будто обладает всеми богатствами этого мира». (Приводит аль-Бухари в книге «Адабуль муфрад» [300] и ат-Тирмизи в «Сунан» [2346]).
Для людей, далеких от принципов Ислама, человек, имеющий пропитание только лишь на один день, представляется человеком бедным в материальном смысле этого слова. Очень часто бывает так, что он и сам жалуется на бедность, хотя на самом деле он обладает всеми богатствами этого мира, согласно хадису Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Конечно, очень часто нам приходится сталкиваться со многими проблемами, но так и проверяется крепость нашей веры. Сможем ли мы проявить терпение и воздать хвалу Всевышнему не только тогда, когда все спокойно и хорошо, но и в трудную минуту? Необходимо помнить, что, как бы плохо ни было, может быть еще хуже.
Бывает так, что у человека есть имущество, но ему хочется большего и он часто жалуется: на кризис, на людей, которые его подводят, жалуется постоянно, хотя все говорят «нам бы его проблемы!».
Откуда это, где источник внутреннего недовольства? От шайтана. Тот, кто наблюдает в себе подобное недовольство, пусть знает, что попал под власть шайтана. Аллах в Священном Коране рассказывает, что говорит шайтан:
قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ
ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ
Смысл: «Я буду поперек верного пути стоять перед Твоими рабами, я буду окружать их справа, слева, спереди, сзади, и Ты большинство из них найдешь неблагодарными» (Сура «Преграды», аят 16).
Шайтан добивается того, чтобы раб был всегда недоволен и не благодарил, не возносил хвалу Всевышнему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда остерегался этого, и в мольбах постоянно просил Аллаха не лишать его благ.
Есть такая закономерность. Когда раб Всевышнего недооценивает блага, которыми он одарен, Аллах может лишить его этих благ, состояния, чтобы таким образом тот научился ценить и воздавать хвалу Всевышнему. И поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил: «О Аллах, покажи нам свои блага их постоянством, а не их лишением».
Да сделает нас Аллах теми, кто оценивает по достоинству данные Им блага и воздает хвалу Всевышнему. Аминь!
Всегда нужно учиться видеть только позитивное вокруг себя, только положительное.
Однажды к имаму одной местности пришел молодой человек и говорит: «Я хочу развестись со своей женой, как мне это сделать?».
-Что случилось, она тебе изменяет?
-Нет, она такие вещи никогда не делает.
-Да нет, она вообще не терпит нечистоту.
Имам еще много чего перечислил и молодому человеку стало неудобно.
-У твоей супруги есть все, за что можно ее ценить.
Молодой человек только тогда заметил положительные стороны своей супруги.
-За такую супругу тебе надо воздавать хвалу Аллаху, а не разводиться с ней. Если будешь искать другую, то только хуже найдешь, но не лучше нее. Сказал ему имам.
После этого, он пересмотрел свои взгляды на семейную жизнь и не развелся со своей супругой.
Когда нас что-то смущает, то рядом нужно, прежде всего, видеть то, что требует воздания хвалы Всевышнему. Только шукр требуется от нас, а не недовольство тем, что Он дает.
Как совершается шукр?
В первую очередь видеть блага Всевышнего Аллаха и быть благодарным Ему. Замечать эти блага, ценить, всем сердцем быть благодарным Создателю и выражать словами «Альхамдулиллях!» (Хвала Аллаху!) и действиями, приводящими к довольству Аллаха.
Известно кораническая история о том, как пророк Муса (мир ему) повелел одному богатому человеку по имени Карун выплатить из богатства, которым его наделил Всевышний, он ответил:
قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَى عِلْمٍ عِندِي.
Смысл: «Он сказал: богатство я собрал благодаря моим способностям» (28-78).
Сегодня многие так считают и во всех успехах видят только свои заслуги.
Успех, процветание, удачи в делах это не наша заслуга, это все от Аллаха, и если человек так не считает, то он не воздает хвалу Всевышнему. Рано или поздно с неблагодарным Создателю человеком произойдет что-то, что заберет все имущество, хочет он этого или нет.
Про неблагодарного Каруна в Священном Коране Аллах говорит:
فَخَسَفْنَا بِهِ وَبِدَارِهِ الْأَرْضَ.
«Я сделал так, что земля поглотила его и его дом в землю» (28-81). Так Аллах наказал Каруна.
وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
«Аллах создал для вас мулов, лошадей и ослов для того, чтобы вы на них ездили и еще Он создаст то, что вы не знаете» (16-8).
Каким образом тело должно воздавать хвалу Аллаху? Проявляя заботу, милосердие, сострадание, по мере своего достатка делиться с тем, кто испытывает нужду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Одной грешнице Всевышний простил грехи за то, что она проявила милосердие к собаке, которая умирала от жажды», она в своей обуви вынесла воду из колодца и напоила страдающее животное.
Самое лучшее средство, которое помогает оценить блага Всевышнего в полной мере, в том, что надо смотреть на людей, которые испытывают худшую участь. Когда видишь инвалида, в душе ты должен воздавать хвалу Аллаху, Который даровал тебе здоровье. Ты видишь человека, у которого плохая жена, и говоришь: «Хвала Всевышнему, Он даровал мне хорошую супругу!».
Именно тогда четко осознаешь благо, которым Всевышний тебя одарил.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Терпение-сабр
Что означает слово «терпение»?
Терпение или «сабр» в арабском языке означает хранение, удерживание, запирание.
То есть имеется в виду запирание и удерживание души, не позволение ей делать то, что захочется.
Пророк Мухаммад (С.А.С.), который, несомненно, обладал великим терпением, сказал:
«Поистине, я послан для того, чтобы довести до совершенства благородные черты характера».
Часто у людей возникают различные проблемы: кто-то не может встать на утреннюю молитву во время, кто-то не может избавиться от дурных привычек и так далее.
Для них есть один совет, к которому стоит прислушаться и ввести в свою практику.
И совет этот: «Терпите!»
Можем ли мы себе представить, что терпение – это одно из качеств Вселенной, потому что терпение присуще не только человеку, но и всему живому на Земле!
Возьмём, например, зародыш и стадии его развития в утробе матери. Девять долгих месяцев, развивается малыш. Терпеливо день за днём вырастают органы младенца.
Или другой пример: из семечка вырастает подсолнух.
Кто-нибудь видел, что бы сегодня посаженное семечко завтра же превратилось бы в подсолнух? Конечно, нет. Все эти процессы протекают постепенно.
И подобных примеров можно привести множество.
Возьмите, хотя бы, солнце и луну. Как восходят они: медленно, плавно, терпеливо и также терпеливо заходят.
Вспомним, как Аллах Всевышний создал землю и небеса. За шесть дней! Хотя мог бы в одно мгновенье сделать это.
Все эти примеры доказывают, что вся Вселенная построена на терпении и ожидании.
Хочешь добиться больших успехов в этой жизни, а тебе всего 16 лет? Учись, набирайся знаний, и все двери откроются перед тобой, после того, как потерпишь, сидя за учебниками.
Хочешь поклоняться Всевышнему Аллаху? Тогда обязан проявлять терпение, выполняя его волю.
Хочешь оставить запретные дела? Тогда нужно проявить терпение, чтобы подавить побуждение страсти.
Это подтверждает слова учёных, которые сказали: «Усовершенствование религии и мирской жизни связано с терпением».
Есть ли сила без терпения? Строительство домов, дорог и мостов может ли завершиться без терпения? Послушание родителям бывает без терпения? А воспитание ребенка?
Почему мусульманин может совершить прелюбодеяние? Потому что не терпит, пока не женится. Почему он употребляет алкоголь или наркотики? Потому что не смог противостоять горю, к примеру, которое его постигло, или сложно быть не таким, как окружающие его люди.
Запомните очень красивое выражение, сказанное одним из учёных-богословов:
«Мусульманин въедет в рай верхом на терпении».
Что говорит Коран о терпении
Терпение упомянуто в Коране более чем в 90 случаях.
Это число во многом превышает число других черт характера человека, упомянутых в Коране. Давайте задумаемся над аятами Корана:
«Обращайтесь за помощью ко мне с терпением и молитвою. Поистине, Аллах – с терпеливыми» (сура «Корова», 153).
Кто из нас не хочет быть с Аллахом? Или, чтобы Аллах был с ним? Что для этого надо сделать? Терпеть! И для терпеливых Аллах соединил из дел то, чего не соединял ни для кого другого. Он сказал:
«На таких нисходятся благословение Господа их и милость, и это они ведомы правильным путём!» (сура «Корова»,157).
А также Аллах сказал:
За наше терпение на протяжении всей жизни мы непременно получим награду от Аллаха:
«Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта» (сура «Толпы», 10).
В тафсире (толковании) этого аята сказано:
«Терпеливые получат все прелести, все награды обильно и без счёта».
Для кого же все это? Для тех, кто не жаловался Аллаху:
«Почему, ты, о, Господь, сделал со мной это или то?»
«Аллах любит терпеливых» ( сура «Семейство Имрана», 146).
Значит, Аллах Всевышний не только помогает терпеливым, но Он их ещё и любит. И представляя, что Аллах рядом с тобой, неужели ты не встанешь на утреннюю молитву? Не будешь слушаться родителей? Не будешь посещать родных? Не бросишь запретные дела?
«И поставили Мы из них предводителей, ведущих по Нашему велению, за то, что были они терпеливыми» (сура «Земной поклон», 24).
Терпение относится к одному из тех дел, которым мы не знаем награду, так как она без счёта. Первенство и руководство в мирской жизни и в религии получают двумя способами: терпением и уверенностью. Ведь Аллах Всевышний сказал:
«Но, конечно, тот, кто терпит и прощает.… Поистине, это – из твёрдости в делах» (сура «Совет», 43).
«Терпи же, как терпели обладатели твёрдости из посланников» (сура «Пески», 35)
«О, вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы будете счастливы» (сура «Семейство Имрана», 200).
Слабое терпение нежелательно в Исламе. Например, если мусульманка и скажет:
«Я знаю, что женщина должна носить платок, но я не могу, потому что я не терпеливая».
То есть она не сможет терпеть, если на неё будут показывать пальцем, не сможет терпеть, если над ней посмеются. Ислам требует от нас большого терпения.
Аллах учит нас этому и говорит пророку Мухаммаду (С.А.С.):
«Потерпи же до решения твоего Господа и не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, находясь в утеснении…» (сура «Письменная трость», 48).
В этом аяте говорится о пророке Юнусе, мир ему, которого проглотил кит, и который не терпел и беспрестанно взывал к Аллаху о помощи и освобождении. Непременно нужно помнить, что все пророки и посланники являются примером для нас и наших детей.
В суре «Худ» сказано:
«Терпи же! Поистине, добрый исход – богобоязненным». (сура «Худ», 49).
Когда читаешь Коран, складывается такое впечатление, что Аллах Всевышний рассказывает о пророках и приводит нам их в пример только для того, чтобы выразить ключевые аяты о терпении ярче и особо обратить на них наше внимание.
Аллах обращается к Пророку Мухаммаду (С.А.С.):
«Если они стали тебе врагами, терпи, и тебя ожидает счастливый конец».
Он учит нас, что только с терпением и кепкой верой в сердце можно добиться победы религии, победы мусульман, победы поклоняющихся.
Вот что говорит Аллах, когда описывает встречу войск Талута и Джалута:
«Сказали те, которые думали, что они встретят Аллаха: «Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха!» Поистине, Аллах – с терпеливыми» (сура «Корова», 249).
А также в суре «Добыча» Аллах учит нас терпению, говоря:
«Если будет среди вас сотня терпеливых, то они победят две сотни» («Добыча», 65).
Что говорится о терпении в хадисах
Существует великое множество хадисов о терпении:
«Терпение – половина веры».
Или другое изречение Пророка (С.А.С.).
«Что такое вера?»
«Терпение и великодушие».
А вот другие слова Пророка (С.А.С.) о терпении:
« Терпение – сияние».
Также наш Пророк (С.А.С.) сказал:
Ни богатства, ни власть не сравнятся с терпением, так как оно лучше и больше, чем все блага этой жизни.
«Знай же, что победа вместе с терпением».
А также он говорил:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это то же становится для него благом» (Муслим).
«Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не наказывает его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День Воскресения» (Ат – Тирмизи).
«Поистине, великое воздаяние полагается за великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшееся (те, кто не роптал на свою судьбу и терпеливо переносил испытания) снискают благоволение Аллаха, а негодовавших постигнет гнев Его» (Ат – Тирмизи).
Терпение – одно из имён Аллаха
Кто такой верующий? Это тот мусульманин, который в радости благодарит Аллаха Всевышнего, а в горе терпелив и надеется на награду Аллаха.
Стоит заметить, что Аллах Всевышний не сказал здесь просто «терпеливый», а сказал «долготерпеливый». Терпение Аллаха не сравнится с терпением человека.
Человек не может терпеть даже слова и часто жалуется: «Сестра мне сказала то-то, брат мне сказал то-то. Этот посмотрел на меня так-то…».
Посмотрим же на величие Аллаха, который всё видит и всё слышит. Царь властелинов, в руках Его вся сила. Он, который скажет: «Будь!» и это обязательно сбудется.
При этом задумаемся над Его терпением. Население Земли 6,5 миллиардов человек. А сколько из них поклоняются Всевышнему Аллаху? А сколько из них благодарят Его? Самая малая частичка, а ведь Он создал людей только для того, чтобы они поклонялись Ему.
И после этого Он не уничтожил людей, хотя может это сделать в мгновение ока. Почему же Аллах не делает этого? Да потому что Он «Ассабур», у Него самое большое и долгое терпение.
Есть такие дни или ночи, например, как Новый год, когда большинство людей погружено в грехи, так почему Аллах не проявит Своё наказание? Потому что Он «Ассабур»! Над этим стоит серьезно задуматься.
Все существа на Земле не могут видеть, как люди тонут в своих грехах и не могут терпеливо смотреть на это. Каждый божий день море спрашивает разрешение у Аллаха на то, чтобы утопить людей.
«О, Аллах Всемогущий, человек съел твой ризк (удел), а поклонялся другому».
«О, Аллах, разреши мне раздавить человека, так как он съел твой ризк, а поклонялся другому».
«О, Аллах, разреши мне проглотить человека, ведь он съел твой ризк, а поклонялся другому!»
Аллах же только отвечает им:
«Оставьте их, ведь если бы вы создали их, то пожалели бы их!»
Посмотрите, какое терпение, и какое милосердие!
«Поистине Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него».
Посмотрите, какая у Аллаха власть и какая сила! И даже со всем этим Он кроток и терпелив!
Связь между терпением и иманом (верой)
Ранее упоминался хадис, который звучит следующим образом:
«Терпение – половина веры».
Именно поэтому Аллах собрал два вида этих поклонений в одном аяте:
«Поистине, в этом – знамение для всякого терпеливого и благодарного».
Терпение и благодарность две составляющие веры (имана). Представим себе, что иман – это тело, а головой в этом теле будет терпение. И если отрезать голову, то тело умрёт. Так и без терпения не может быть настоящей веры.
Терпение, любимое Аллахом
Аллах хочет видеть в нас прекрасное терпение.
«Терпи же терпением хорошим, прекрасным».
Пророк Якуб, мир ему, говорит в Коране:
«Но терпение – прекрасно».
Почему же так часто встречается слово «прекрасно» рядом со словом терпение? Потому что имеется в виду терпение без жалоб, без вспыльчивости.
Даже если человек не произнёс вслух ни одного слова, не показал своим видом, что ему плохо, но в сердце подумал:
«О, Аллах, почему ты делаешь со мной это?», то это уже не прекрасное терпение.
На лице терпящего должно быть выражение довольства, как будто с ним ничего не случилось.
Конечно, понятно то, что сердце при горе может болеть, глаза слезиться, потому что мы люди, а не камни. Но главное то, что душа должна быть спокойна, довольна.
Красивое терпение – это так называемое «положительное» терпение. Например, кто-то хочет сделать вам что-то неприятное. Во избежание этого, вы не хотите выходить на улицу, не хотите идти на работу. Это неправильно. Вы должны идти на улицу и терпеть. Идти на работу и работать, при этом терпеть все невзгоды.
Есть, конечно, смысл в этом повторе. Ведь какие бы трудности и заботы нас не одолевали, у Аллаха всегда есть решение, выход, если только мы не сходим с Его пути и доказываем нашу веру терпением и добрыми делами.