Что такое рмо учителей

РОЛЬ РМО И ШМО В ФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основным в работе РМО и ШМО является измерение и анализ результатов не только динамики учебных достижений, но и оценка качества работы учителя по этой динамике с учетом уровня класса и качества создаваемых учителем условий обучения.

Цель школьной системы оценки качества образования:

получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения.

Задачи школьной системы оценки качества образования:

введение системы мониторинга по показателям школьной системы оценки качества образования;

формирование системы аналитических показателей, позволяющей отследить результативность и эффективность работы учащихся.

Качество образования, внутришкольный контроль, контроль качества знаний, контроль за преподаванием учебных предметов, работа с учащимися, имеющими низкую и высокую учебную мотивацию, предметная олимпиада, направления методической работы.

РОЛЬ РМО И ШМО В ФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Лоза Светлана Владимировна, учитель-методист МОУ «Школа № 119 г. Донецка»

Борисова Татьяна Павловна, учитель-методист МОУ «Школа № 119 г. Донецка»

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Одной из главных функций РМО учителей математики, русского языка и литературы является организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации учителей района для обеспечения качества образования.

Задачи, которые ставит перед собой РМО:

изучить методические материалы по вопросам обновления содержания образования в контексте федеральных государственных образовательных стандартов;

совершенствовать профессиональную компетенцию учителей математики, русского языка и литературы путём самообразования и обобщения передового педагогического опыта:

стимулировать и развивать творческий исследовательский подход к образовательному процессу, обеспечивать постоянный рост профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;

оказание методической помощи учителям в работе над формированием опорных умений знаний, способствующих повышению качества знаний учащихся, в освоении и внедрении новых технологий, с целью повышения эффективности и качества преподавания на уроках математики, русского языка и литературы;

оперативно информировать педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях;

обеспечивать организацию системной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике, русскому языку и литературе;

разнообразить формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, внедряя элементы компьютерных технологий, совершенствуя формы и методы преподавания.

Поставленные задачи решаются коллективом учителей через повышение мотивации к обучению, совершенствование методики проведения урока, развитие способностей обучающихся, а также через ознакомление учителей с новинками методической литературы. Тщательно изучаются и осваивается методика анализа урока и внеклассных мероприятий.

РМО и ШМО принимают активное участие в работе внутришкольного контроля. Это взаимопосещение уроков, сообщения и обсуждение актуальных вопросов, практикумы, консультации, обобщение опыта работы, проведение «круглых столов» с различной тематикой.

Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся.

В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:

— достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;

— дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.

Руководители РМО присутствуют на проведении мониторингов по предметам, доводят результаты до педагогов района на заседаниях РМО.

Ведется систематическая работа по освоению и реализации интерактивных технологий как средства формирования ключевых компетенций обучающихся. Особое внимание уделяем выбору форм работы, делая больший упор на более действенные и современные, такие как круглые столы, практикумы, сетевое взаимодействие. Средствами сетевого взаимодействия для нас являются: электронная почта, сайты образовательных учреждений нашего района, форумы профессиональных сообществ, индивидуальные сайты учителей.

Контроль качества знаний учащихся

В рамках этого направления проводятся диагностические контрольные работы во 2-11 классах; осуществляется контроль за организацией проведения итоговых уроков, состоянием преподавания русского языка и математики в начальных классах и 9, 11 классах, выявлением практической направленности учебных занятий и организации повторения учебного материала в выпускных и предвыпускных классах. Результатом данной работы служит незначительное, но постоянное повышение качества знаний:

Руководители РМО в сотрудничестве с администрацией заведения проводит контроль за преподаванием учебных предметов и профессиональной деятельностью педагогов

В рамках этого направления проверяется состояние организации учебного процесса:

— в 5-х классах с целью изучения преемственности в обучении и воспитании, усвоении программного материала, диагностики уровня обученности, состояния здоровья, базовых эмоций на начало обучения в 5 классе;

— в 10 классе с целью диагностики качества обучения и результатов учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучения;

оказание методической помощи вновь прибывшим учителям, большое внимание уделяется персональному контролю учителей;

— анализ эффективности использования на уроке форм и методов обучения;

— анализ эффективности использования на уроке форм и методов обучения при переходе на новые стандарты и организация внеурочной деятельности в соответствии с ГОС;

— организация личностно-ориентированного и дифференцированного обучения на уроках, прежде всего это персональный контроль учителей, имеющих по итогам четверти неуспевающих учащихся и учащихся, имеющих одну тройку.

К этому же направлению можно отнести и наставничество над молодыми педагогами.

Руководители РМО присутствуют на проведении мониторингов по предметам, доводят результаты до педагогов района на заседаниях РМО.

Ведется систематическая работа по освоению и реализации интерактивных технологий как средства формирования ключевых компетенций обучающихся. Особое внимание уделяем выбору форм работы, делая больший упор на более действенные и современные, такие как круглые столы, практикумы, сетевое взаимодействие. Средствами сетевого взаимодействия для нас являются: электронная почта, сайты образовательных учреждений нашего района, форумы профессиональных сообществ, индивидуальные сайты учителей. Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию и учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности .

Регулярно на заседаниях РМО поднимается вопрос о применении дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Использование данного метода позволяет учесть все сильные и слабые стороны учащегося, создавая ему ситуацию успеха.

В работу ШМО включаются следующие вопросы: участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников; выявление учащихся слабомотивированных к обучению при подготовке к ГИА, составление плана работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию и учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности; наличие мониторинга учащихся и учителей-предметников при подготовки к ГИА; работа учителей-предметников по устранению пробелов в знаниях слабоуспевающих учащихся; проведение родительских собраний в 9-х, 11 классах.

С учителями русского языка и математики каждый месяц проводится собеседование по итогам контрольных работ и подготовке выпускников к ГИА, т.к. именно в предвыпускных классах в прошлом году были низкие показатели по итогам переводной аттестации. Каждым учителем составлен план подготовки к ГИА, расписаны индивидуальные консультации для каждого обучающегося, ведётся мониторинг индивидуального учета результатов подготовки к ГИА.

Подготовка к ГИА выпускников 9, 11 классов ведется в соответствии с планом-графиком подготовки к ГИА, который включает в себя вопросы: по повышению качества преподавания учебных предметов, мероприятия по информационному сопровождению ГИА как выпускников, так и их родителей.

По итогам диагностической работы каждый учитель-предметник составляет план подготовки к ГИА как детей с низкой мотивацией к обучению, так и высокомотивированных к обучению; ведётся мониторинг учета результатов подготовки к ГИА, как класса в целом, так и индивидуального учета; определяются дни и время индивидуальных консультаций для каждого выпускника; ежемесячно проводятся проверочные работы по предметам, для того, чтобы отследить динамику каждого ребёнка.

Самой значимой олимпиадой для всех школьников Донецкой Народной Республики является Республиканская олимпиада школьников, которая проводится в несколько этапов. Каждый год она традиционно собирает самых талантливых школьников по всем предметам (русский язык, литература, математика. ) Участие в олимпиадах способствует развитию стремления к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации и самопрезентации, овладению ключевыми компетентностями и культурой умственного труда.

А целенаправленная работа ШМО, РМО и учителей-предметников именно с группой одарённых детей благоприятствует увеличению количественного состава участников олимпиад и конкурсов различного уровня.

По итогам проведения I и II этапов Республиканской олимпиады принимаются следующие решения:

1. Обсудить результаты олимпиад и количество участников на заседаниях ШМО и РМО.

2. Учителям-предметникам рекомендовано:

2.1. Проработать материал районных и областных предметных олимпиад последних лет с целью эффективной подготовки учащихся к III этапу Республиканской олимпиады школьников.

2.2. Активизировать интерес к предмету через внеклассные мероприятия, кружковую деятельность, праздники, осуществлять индивидуальную работу с одаренными детьми.

3. Внутришкольный контроль за методической и инновационной работой школы.

Учителями-методистами РМО и ШМО для повышения педагогического мастерства учителей проводится методическая работа, целью которой является проработка новых методик, приемов и форм обучения и воспитания в современных условиях.

Направления методической работы: повышение качества образования в школе через непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания предмета, освоение инновационных технологий обучения.

Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.

РМО и ШМО постоянно включаются в работу по изучению состояния преподавания и качества знаний учащихся.

Оценивая качество образовательного процесса, мы отслеживаем качество уроков, внеурочных мероприятий по изучаемым предметам, качество методической работы. Оценка проходит через внутришкольный контроль, анализ уроков, мероприятий. Результаты оценки обсуждаются на РМО и ШМО. Результаты оценки позволяют планировать методическую работу, корректировать содержание и технологии внутришкольного контроля.

Результаты мониторинговой деятельности позволяют анализировать правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

В новых государственных стандартах образования большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. В школах внеурочной деятельности по предметам отводится значительное место, так как это способствует формированию устойчивой осознанной мотивации к процессу обучения.

В рамках внеурочной деятельности ежегодно проводятся предметные недели, научно-практическая ученическая конференция, учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах всех уровней, которые предлагают учителя-предметники.

Всё вышесказанное, несомненно, является составляющими единой системы работы над повышением качества образования. Но залогом успеха, в первую очередь, является позитивный настрой на учебный процесс всех участников образовательных отношений: учащихся, родителей и педагогов

Источник

Районные методические объединения

Работа школьных методических объединений непосредственно связана с деятельностью районных методических объединений(РМО). ШМО согласуют с РМО всю методическую и организационную работу, РМО курирует, направляет и контролирует ШМО, организует консультации для председателей ШМО, проводит мероприятия направленные на повышение качества работы ШМО.

Изначальноцелью создания РМО является активизация профессиональной деятельности педагогов, развитие социально ориентированной мотивации самосовершенствования и повышения качества профессиональной деятельности. Являясь профессиональном объединением педагогов, РМО решает следующие задачи: создание условий для формирования у педагогов личностных мотивов профессионального роста; повышение квалификации педагогов; освоение нормативной и методической документации по актуальным вопросам образования; совершенствование методик проведения различных видов занятий; внедрение в педагогическую практику исследовательских и инновационных подходов; оказание помощи педагогам при разработке индивидуальных планов, авторских программ и методик; организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной и методической работы по одной или нескольким родственным образовательным направлениям деятельности; изучение и обобщение передового педагогического опыта; выработка единых требований к оценке результатов профессиональной деятельности; формирование у педагогов умения планировать, анализировать
и прогнозировать результаты собственной деятельности; стимулирование исследовательской деятельности.

Основные формы работы РМО:

· заседания и информационно-методические совещания по вопросам организации обучения и воспитания учащихся;

· круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, семинары-практикумы, творческие отчеты педагогов и т.д.

Как правило, работу РМО возглавляет руководитель, имеющий педагогический стаж работы не менее 5 лет, высшую квалификационную категорию, который назначается с учетом его профессиональных возможностей и личностных особенностей.

Руководитель РМО утверждается приказом начальника районного управления образования. Руководитель РМО организует работу объединения на основании нормативных и директивных документов и работает в тесном сотрудничестве с методистом отдела координации районного (городского) методического кабинета. Руководитель РМО ориентируется на примерный перечень функциональных обязанностей:планирует, организует и проводит мероприятия РМО;отслеживает результативность занятий, анализирует промежуточную и обобщающую информацию;изучает потребности педагогов в оказании методической помощи;способствует повышению профессионального уровня педагогов, оказывает помощь в разработке программ, проектов, планов работы;составляет годовой отчет по результатам методической деятельности объединения;участвует в создании единого информационно-методического пространства города.

Районное методическое объединение имеет право: рекомендовать педагогов на повышение квалификационной категории; принимать участие в изучении педагогического опыта аттестуемого, определении его профессиональной компетентности; рекомендовать педагогам участвовать в конкурсах педагогического мастерства; вносить предложения
по улучшению качества образования; распространять передовой педагогический опыт; ходатайствовать о поощрении педагогов за активное участие
в работе РМО; принимать участие в рецензировании учебников, учебных пособий и других информационно-методических материалов; рекомендовать определенные формы повышения квалификации.

Деятельность РМО регламентируют следующие документы:

· нормативные документы, правовые акты, регламентирующие методическую деятельность в школах;

· приказ о создании методического объединения, о назначении на должность руководителя РМО; положение о РМО;

· функциональные обязанности педагогов;

· анализ работы за прошедший учебный год;

· план работы на текущий учебный год;

· планы и программы заседаний и мероприятий РМО;

· протоколы заседаний РМО;

· листок учета посещения заседаний и мероприятий РМО;

· сведения о темах самообразования педагогов;

· банк данных о педагогах ( количественный и качественный состав РМО ): возраст, образование, специальность, вид педагогической деятельности, общий стаж работы и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звания, домашний телефон.

Источник

Методические рекомендации по организации работы МО

Методические рекомендации

для руководителей районных (городских) методических объединений педагогических работников

методист учебно-методического отдела руководящих кадров

и инновационной деятельности

государственного учреждения образования «Гомельский областной

институт развития образования»

В настоящее время идет развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Происходит смена образовательных парадигм: предлагается иное содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет; формируются новые образовательные потребности педагогов. Изменение концептуальных ориентиров в образовании предполагает более высокий уровень требований к организации методической работы. В связи с этим одной из главных задач в системе образования Республики Беларусь, определяющей ее устойчивое функционирование, является повышение эффективности научно-методического, информационного обеспечения педагогов на основе их индивидуальных особенностей и педагогических способностей, а также – уровня профессионального мастерства в области преподаваемых предметов, методик преподавания, обеспечение реализации требований образовательных стандартов через саморазвитие и повышение квалификации. На сегодняшний день необходим педагог, сознательно стремящийся к повышению своей профессиональной компетенции, способный к действиям в новых социокультурных условиях.

Обеспечение личностно-ориентированного подхода в развитии личности педагога – одна из важнейших составляющих системы методической работы и, в первую очередь, районного методического объединения(далее – РМО), являющегося центральным элементом в структуре методического сопровождения и непрерывного образования педагогов.

Деятельность всех методических формирований должна планироваться с учетом образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов, запросов, умений и навыков.

РМО – это профессиональное сообщество педагогов района, призванное обеспечить методическое сопровождение их личностно-профессионального развития на основе общности профессиональных интересов, взаимодействия и сотрудничества. Оно является структурно-методическим подразделением, обеспечивающим образовательный процесс, осуществляющим воспитательную, методическую, проектную, исследовательскую, инновационную деятельность.Это форма работы, направленная на создание условий для повышения профессионального уровня педагогов района, стимулирования их развития, а также для самореализации и повышения качества образовательного процесса.

Организовать эффективно и качественно работу РМО – значит научиться строить методическое сопровождение таким образом, чтобы каждый педагог смог проявить важнейшие личностные функции своей профессиональной деятельности, смог реализовать свои педагогические потребности. Эффективность работы РМО зависит от структурных и активизирующих факторов. Соблюдение структурных факторов обеспечивает управление процессом, а применение активизирующих факторов – управление участниками методических объединений.

Исходя из такого видения значения методической работы, определяют её цель, задачи и направления.

Цель методической работы – создание условий для обеспечения личностно-профессионального развития педагога, формирования и развития (совершенствования) педагогического мастерства и творчества для успешной реализации задач, стоящих перед учреждениями образования современного типа.

Приоритетными задачами методической работы являются:

– повышение качества образовательного процесса;

– повышение уровня методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки педагогов;

– развитие профессиональной компетентности (методической, информационной, коммуникативной, аналитической, проектировочной и др.);

– формирование инновационной направленности деятельности педагогов, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении эффективного педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки в практику, в овладении педагогами такими видами деятельности, как моделирование, проектирование, конструирование, прогнозирование и др.;

– обогащение образовательного процесса инновационными педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

– организация работы по изучению новых учебных программ, изменений образовательных стандартов;

– оказание на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе консультационной научно-методической помощи педагогам в вопросах профессионального самообразования;

– стимулирование педагогического творчества на основе изучения мотивов творческой профессиональной деятельности;

– повышение информационной культуры педагогических работников, внедрение инновационных информационных технологий в практику работы;

– методическое сопровождение экспериментальной, инновационной, исследовательской, проектной деятельности и др.

РМО является наиболее распространенным методическим формированием, в котором совершенствуют профессиональную квалификацию педагоги одной либо родственных учебных дисциплин.

Приоритетными направлениями в их деятельности являются: проблемный анализ результатов образовательного процесса по учебному предмету в регионе; разработка методических рекомендаций для педагогов, учащихся и родителей; внесение предложений по изменению содержания учебных предметов, в том числе факультативных занятий, и их учебно-методическое обеспечение; проведение первоначальной экспертизы педагогической продукции специалистов-предметников; определение степени влияния профессиональной деятельности педагога на результаты образовательной деятельности; диагностика качества знаний учащихся района; участие в подготовке и проведении районных методических декад, предметных недель и т. д.

Цель РМО состоит в обеспечении качества образования в регионе, эффективности образовательного процесса в ходе совместного поиска, отработки и внедрения лучших образцов педагогической деятельности, профессионального общения, выработки единых подходов, требований, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности педагогов.

Деятельность РМО регламентируется положением о данной структуре, в котором находят отражение следующие позиции: назначение РМО, цели, задачи, приоритетные направления деятельности.

Алгоритм организации районного методического объединения

Традиционно деятельность РМО осуществляется по двум значимым направлениям: организационная работа и учебно-методическая работа.

Организационная работа включает:

– общую характеристику состава педагогов РМО (создание банка данных);

– диагностику профессионального уровня педагогических кадров;

– планирование работы на определённый период;

– организацию работы по выполнению плана;

– подведение итогов работы за определённый период;

– ведение необходимой документации РМО.

Учебно-методическая работа включает:

– анализ результатов образовательного процесса;

– изучение эффективного педагогического опыта и его использование в практической деятельности;

– подготовку учащихся к различным конкурсам, интеллектуальным состязаниям, предметным олимпиадам;

– подготовку и проведение внеклассных мероприятий по учебным предметам.

Планирование работы районного методического объединения

Мероприятия по обеспечению работы РМОпроводятся в соответствии с планом работы региона на текущий учебный год. План составляется руководителем РМО на основе направлений деятельности, рассматривается на заседании районного методического объединения, согласовывается с методистом по курируемому направлению районного (городского) учебно-методического кабинета отдела образования, спорта и туризма (далее –Р(Г)УМК.

Для эффективного планирования методической работы РМО необходимо учитывать прошлый опыт, а также достоверность, объективность исходных данных. При планировании деятельности РМО основополагающим принципами являются научность и аналитичность построения плана; единство цели, задач и средств их исполнения;необходимость реальности, максимальной конкретности планируемых мероприятий и возможности объективной проверки их исполнения (диагностичности поставленной цели и намеченных задач);необходимость учёта социального заказа, традиций, специфики и положительного опыта педагогической деятельности района; особенностей мотивации учителей и их профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма;коллегиальный подход; целесообразность избранных форм реализации планируемой работы;возможность контроля за выполнением мероприятий плана, его оперативной корректировки;распределение содержания работы по реализации плана между педагогами РМО с учетом их возможности.

Алгоритм разработки годового плана работы

районного методического объединения

1. Сбор необходимой информации и анализ работы РМО за прошедший учебный год (в ходе анализа желательно использовать следующую логическую цепь, реализация которой будет способствовать обеспечению глубины, стройности, системности, объективности и обоснованности материала, т.е. обеспечит его «аналитичность»: явление – результат – причина – условие – следствие).

Анализировать –значит сравнивать, лучше или хуже стали результаты работы за год, выявлять, что обеспечивает положительную динамику, продвижение вперед, даёт результаты и определяет успех, каковы причины имеющихся недостатков. Анализ работы методического объединения состоит из трех этапов.

Сбор фактического материала, необходимого для осуществления анализа:

–изучение и обобщение положительного передового опыта;

–диагностика достижений и запросов педагогов;

–изучение состояния образовательного процесса.

Отбор материала, позволяющего проанализировать реализацию задач, над которыми работали члены методического объединения (успехи, лучшие наработки педагогов, а также упущения и недостатки):

–цель и задачи, над решением которых работали педагоги;

–выполнение плана РМО за прошедший учебный год (для учреждений общего среднего образования – оценка знаний, умений и навыков по основным предметам, оценка результатов предметных олимпиад в динамике за три года);

–мероприятия, проведение которых было направлено на реализацию поставленных задач;

–удачи и находки, накопленный положительный опыт;

–вопросы, реализация которых удалась не в полной мере;

– выводы о степени достижения поставленных задач;

–направления дальнейшей работы по выполнению невыполненных задач.

Формулировка актуальных задач, исходя из содержательного анализа деятельности РМО, полученных результатов и обозначенных проблем:

–анализ деятельности РМО представляется профильному методисту Р(Г)УМК в конце учебного года, план работы на год – в начале учебного года;

–определение (корректировка) темы на новый учебный год на основе итогов работы РМО, запросов педагогов, с учётом приоритетных направлений деятельности системы образования;

–формулировка цели и задач работы РМО на новый учебный год;

–разработка организационно-методических указаний для членов РМО (подходы к определению темы и разработке плана самообразования, корректировка функционала и др.);

–определение основных мероприятий и ответственных за их проведение;

–планирование контроля на уровне РМО и отчётности о результатах работы.

Годовой план работы РМО может состоять из следующихразделов: проблемное поле (краткое описание актуальности проблемы); тема, цель и задачи деятельности; организационно-методическая работа; учебно-методическая работа; категория участников; время проведения; ответственные; место проведения и пр.

Формы работы с педагогами в рамках

районного методического объединения

Качество работы методического объединения во многом определяется целесообразностью выбора форм работы с педагогическими кадрами. В деятельности РМО положительно зарекомендовали себя следующие формы методической работы:

– единый методический день;

– тематические, проблемные семинары и практикумы;

– школа молодого учителя;

– школа передового опыта;

– консультации и мастер-классы;

– проведение открытых учебных занятий;

– научно-педагогические конференции и педагогические чтения;

– ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры;

– моделирование и анализ педагогических ситуаций;

– конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, смотры-конкурсы;

– Недели педагогического опыта и творческие отчёты;

– интернет-семинары, вебинары и видеотренинги;

– методический мост и др.

Методические продукты, которые наиболее часто

готовятся руководителями

районного методического объединения по итогам заседаний:

– описание передового педагогического опыта,

– методическая записка, методическая разработка;

– положение о структурном подразделении;

– бюллетень и информационно-методическая выставка;

– рекомендательный библиографический список (указатель);

– вестник, портфолио, инструкция, алгоритм, памятка;

– реферат,аннотация, научная статья и др.

Документация руководителя районного методического объединения (необходимый минимум):

– нормативные правовые документы, регламентирующие методическую деятельность учреждений образования Республики Беларусь;

– инструктивно-методические материалы, определяющие деятельность по курируемому направлению;

–приказ об организации методической сетив районе, где одним из пунктов – информация об организации работы РМО и назначении их руководителей (утверждается начальником районного (городского) отдела образования, спорта и туризма) (приложение 1);

– Положение о РМО (приложение 2);

– анализ работы РМО за прошедший учебный год;

– план работы на текущий учебный год (проблемное поле, цель, задачи, содержание), рассмотренный на заседании РМО (приложение 3);

–протоколы заседаний (приложение 4);

– банк данных о педагогах, входящих в РМО (приложение 5);

– материалы выступлений и материалы из опыта работы педагогов (на электронном носителе).

В кабинете РМО по курируемому направлению важно иметь прикладную методическую продукцию, приложения (дидактические материалы), библиографию.

Заседания районного методического объединения

За учебный год РМО, как правило, проводит не менее четырёх заседаний для каждой категории педагогических работников (один раз в квартал, один раз в четверть). Структура плана проведения конкретного заседания может быть представлена следующим образом:

– дата проведения заседания РМО;

– задачи, которые должны быть решены в ходе совместной работы:

– форма проведения заседания;

– вопросы, выносимые на обсуждение;

– необходимые методические материалы;

– этапы дальнейшей работы по итогам обсуждаемых вопросов (приложение 6).

При подготовке методического объединения на базе учреждения образования возможна разработка программы проведения мероприятия.

Примерное оформление программы проведенияРМО: название мероприятия; тема; цель; дата, время и место проведения; контингент участников; проблемное поле; повестка дня (с обязательным указанием Ф.И.О., должности и регламента).

К каждому заседанию районного методического объединения планируется практическая часть по теме заседания: проведение открытых уроков (занятий), воспитательных мероприятий, конкурсов, выставок детского творчества и методических «находок» педагогов, смотров-конкурсов кабинетов и т.п. Заканчивается заседание РМО рефлексией. Каждому участнику заседания необходимо выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме.

Ход каждого заседания МО протоколируется. В протоколе отражается процесс обсуждения вопроса, на основании чего, соответственно, даются конкретные адресные рекомендации педагогам.

Деятельность руководителя районного методического объединения

Качество реализации функций РМО во многом определяется тем, кто его возглавляет.Структурные компоненты деятельности руководителя определяются особенностями РМО: организационно-управленческими, методическими, содержательными, процессуальными. В общем виде данные компоненты могут быть представлены следующим образом:

– аналитическая деятельность: анализ выполнения плана работы РМО; анализ уровня профессиональной компетентности и результатов деятельности педагогов; выявление и анализ тенденций, влияющих на качество образовательного процесса, условий, способствующих личностно-профессиональному развитию педагогов и др.;

– организационная деятельность: организация проведения заседаний РМО, назначение ответственных: организация взаимопосещенияучебных занятий и других форм профессионального взаимодействия; подготовка и предоставление отчётов по приоритетным направлениям деятельности структуры: организация творческих отчётов педагогов; взаимосвязь с другими учреждениями образования;

– планово-прогностическая деятельность: совместное с педагогами планирование работы структуры; прогнозирование оптимальных путей профессионального развития педагогов; планирование учебы в рамках района; изучение и обобщение опыта работы коллег; оказание помощи педагогам в определении темы и в планировании работы по самообразованию;

– методическая деятельность: прогнозирование и создание оптимальных условий личностно-профессионального развития педагогов, формирование у них новых образовательных потребностей; проведение методической учебы (индивидуальных и групповых консультаций): удовлетворение образовательных потребностей педагогических кадров, адресность, индивидуальность и дифференцированность средств её реализации;

– коррекционно-регулирующая деятельность: определение (корректировка) функциональных обязанностей педагогов; регулирование профессиональных отношений; выполнение педагогами разовых поручений и др.;

– мотивационно-оценочная деятельность: формирование (развитие) у педагогов мотивации достижения успеха; создание и поддержание благоприятного морально-психологического микроклимата; стимулирование творческой активности коллег; обеспечение объективной оценки результатов профессиональной деятельности каждого педагога и др.

Должностные обязанности руководителя РМО

1. Проведение диагностики профессионального уровня педагогов;

2. Разработка годового плана работы МО;

3. Знакомство с вновь прибывшими коллегами, уровнем их профессиональной квалификации;

4. Проведение заседаний РМО;

5. Посещение учебных, факультативных занятий коллег;

6. Организация профессионального взаимодействия, в том числе взаимопосещения и обсуждения открытых уроков коллег;

7. Оказание помощи молодым и малоопытным коллегам в разработке отдельных тем учебных предметов, поурочного планирования;

8. Оказание методической помощи педагогам в подготовке и проведении открытых уроков (занятий), мероприятий, в прохождении аттестации;

9. Проведение в рамках РМО методической учебы (консультирования) по актуальным для педагогов профессиональным вопросам;

10. Организационно-методическое сопровождение освоения педагогами современных образовательных технологий (в том числе информационно-компьютерных), в разработке и реализации образовательных проектов, осуществлении исследовательской деятельности;

11. Подготовка педагогов к участию в методических периодах, конкурсах профессионального мастерства;

12. Формирование и развитие у педагогических кадров мотивациидостижения успеха;

13. Налаживание и поддержание деловых связей с другими методическими формированиями района, учреждениями образования, в том числе институтами развития образования;

14. Создание и ведение банка данных эффективного педагогического

опыта коллег (ведение профессионального портфолио).

С целью создания условий для повышения эффективности деятельности педагогов, совершенствования их профессиональной компетенции

2. Организовать в 201_ /201_ учебном году работу районных методических объединений, назначив их руководителей согласно приложению.

Приложение к приказу

2.1. Районное методическое объединение учителей иностранного языка, руководитель –(Ф.И.О).

2.2. Районноеметодическое объединение учителей гуманитарной направленности, руководитель – (Ф.И.О.).

2.3. Районное методическое объединение учителей естественно-математической направленности, руководитель–(Ф.И.О.).

2.4. Районноеметодическое объединение учителей начальных классов, учителей-дефектологов и воспитателей групп продленного дня, руководитель –(Ф.И.О.).

2.5. Районноеметодическое объединение учителей физической культуры и здоровья, трудового обучения, ОБЖ, руководитель – (Ф.И.О.).

2.6. Районноеметодическое объединение классных руководителей, руководитель – (Ф.И.О.).

2.7. Контроль за выполнением приказа возложить на заведующего районным(городским) учебно-методическим кабинетом отдела образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома (Ф.И.О.).

Начальник отдела образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома

С приказом ознакомлены: И.О.Фамилия

Положение о районном методическом объединении

(примерное)

1. Общие положения

1.1. Районное методическое объединение (далее – РМО) педагогов является основным структурным подразделением методической службы района, осуществляющим руководство образовательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой по одному или нескольким направлениям (учебным предметам).

1.2. РМО– это форма организации групповой методической работы педагогов.

1.3. РМО создается при наличии не менее трех специалистов (учителей); возглавляется педагогом высшей или первой категории, который избирается из числа наиболее заслуженных педагогов, специалистов учебного предмета на заседании РМО.

1.4. РМО создается, реорганизуется и ликвидируется приказом начальника отдела образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома.

1.5. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы РМО определяются его членами в соответствии с приоритетными направлениями деятельности системы общего среднего образования и рассматриваются на заседании.

1.6. РМО в своей деятельности соблюдает Кодекс об образовании Республики Беларусь; нормативные правовые документы Министерства образования Республики Беларусь; локальные документы Главного управления образования, отдела образования, спорта и туризма рай(гор) исполкома.

2. Цель и задачи деятельности

2.1. Основная цель РМО заключается в обеспечении потребностей педагогических кадров в профессиональном образовании и непрерывном обучении, путем совместного поиска, внедрения лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, взаимного профессионального общения, обмена опытом, определения единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности педагога.

2.2. Работа РМО педагогов в различных видах деятельности предполагает решение следующих задач:

– обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

– освоение нового содержания технологий и методов педагогической деятельности;

– создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

– организация экспериментальной, инновационной деятельности;

– создание условий для самообразования педагогов и осуществление руководства их творческой работой.

3. Содержание и основные формы деятельности

3.1. В содержание деятельности РМО входят:

– изучение нормативной и правовой документации по вопросам образования;

– аналитический отчёт и планирование методической работы;

– разработка рекомендаций, положений о содержании, методах и формах организации образовательной деятельности;

– проведение диагностики организации учебно-методической работы с педагогами и выбор форм работы на основе анализа потребностей;

– осуществление контроля за выполнением учебных программ;

– взаимопосещение уроков (занятий) по определенной тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов;

– организация открытых уроков (занятий) по определенной теме с целью распространения прогрессивного педагогического опыта, его пропаганды и внедрения в практику работы учреждений образования района;

– организация и проведение предметных недель в школе; организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров, изучение и анализ состояния внеклассной работы по предмету;

– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов, работающих в методическом объединении;

– создание банка данных передового опыта;

– проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию педагогов, заслушивание отчетов о творческих командировках;

– работа по активизации творческого потенциала педагогов.

3.2. Основными формами работы РМО являются:

– единый методический день;

– тематические, проблемные семинары и практикумы;

– школа молодого учителя;

– школа передового опыта;

– консультации и мастер-классы;

– проведение открытых учебных занятий;

– научно-педагогические конференции и педагогические чтения;

– ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры;

– моделирование и анализ педагогических ситуаций;

– конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, смотры-конкурсы;

– Недели педагогического опыта и творческие отчёты;

– интернет-семинары, вебинары и видеотренинги;

– методический мост и др.

4.Организация деятельности районного методического объединения

4.1. В РМО ежегодно назначается руководитель и избирается секретарь.

4.2. Руководитель методического объединения:

– планирует работу РМО;

– оказывает методическую помощь молодым специалистам;

– контролирует проведение заседаний РМО и подписывает протоколы.

4.3. Секретарь РМО ведет протоколы его заседаний.

4.4. Заседания РМО проводятся не реже одного раза в квартал (четверть).

5.Права и обязанности районного методического объединения

5.1. Каждый участник РМО обязан:

– участвовать в заседаниях РМО;

– стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

– владеть основами самоанализа педагогической деятельности;

– своевременно изучать нормативные правовые документы по вопросам организации образовательного процесса;

– иметь собственную программу профессионального самообразования;

– активно участвовать в разработке открытых мероприятий (занятий, уроков, внеклассных занятий по предмету и др.).

6. Документация районного методического объединения

6.1. К документации РМО относятся:

– нормативные правовые документы Министерства образования Республики Беларусь;

– инструктивно-методические материалы, определяющие деятельность по курируемому направлению;

– приказ об организации работы методической работы в районе (утверждается начальником РОО);

– анализ работы РМО за прошедший учебный год;

– план работы на текущий учебный год (проблемное поле, цель, задачи, содержание), рассмотренный на заседании РМО;

– протоколы заседаний РМО;

– банк данных о педагогах, входящих в РМО, сведения о темах самообразования;

– материалы выступлений и материалы из опыта работы педагогов (на электронном носителе);

6.2. Анализ деятельности РМО представляется профильному методисту Р(Г)УМК в конце учебного года, план работы на год – не позднее 20.06 текущего года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *