что такое повышение квалификации учителя
Система повышения квалификации педагогов: как она устроена?
Работа любого педагога – это не только преподавание своего предмета и учеба детей, но и непрерывное самообучение. Тем более что и школьный учитель, и воспитатель в детском саду не просто учат детей, а дают им навыки социализации, психологическую поддержку и направляют. Именно поэтому любой педагог должен постоянно совершенствоваться и повышать квалификацию.
Особенности повышения квалификации для педагогов
Под понятием «повышение квалификации» понимается одна из форм дополнительного образования. Основа её состоит в совершенствовании знаний специалиста путем периодического дополнительного обучения. На курсах повышения квалификации, как правило, изучают новые методики работы, изменения в законодательстве, новые правила оформления документов и т.п.
Для педагогов это критически важно, поскольку система образования непрерывно развивается. Разрабатываются новые методы инклюзивного обучения, меняется структура школьного и дошкольного образования, форматы подготовки к экзаменам и т.д.
Согласно ныне действующему законодательству, курсы повышения квалификации для педагогов – это обязательное условие продолжения работы, будь то преподавание в школе, техникуме или вузе. Обязательное повышение квалификации проходят также педагоги дополнительного образования и воспитатели детского сада. Статья 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует, что повышение квалификации должно происходить не реже одного раза в три года.
Проходить дополнительное обучение согласно ФЗ «Об образовании» могут специалисты:
с высшим педагогическим образованием;
со среднем специальным образованием в области педагогики.
Если же педагог не имеет профильного образования или преподает иную дисциплину, нежели та, что указана в его дипломе, то ему следует пройти профессиональную переподготовку. А это уже иной вид дополнительного профессионального образования.
При этом следует понимать, что педагогу могут быть засчитаны только профильные курсы. Кроме того, Министерство народного просвещения четко обозначило, что обучение должно быть оплачено либо самим работодателем, либо за счет бюджета региона, где преподает учитель.
Образовательные программы, по которым занимаются учителя, также должны соответствовать ФГОС повышения квалификации педагогов. В противном случае обучение будет считаться недействительным.
Источник фото katemangostar/freepik
Какие бывают сроки повышения квалификации педагогов?
Существует достаточно большое число различных курсов в рамках дополнительного образования для педагогов, поэтому каждый специалист может найти наиболее удобный для него формат освоения новых знаний. Бывают случаи, когда педагог в силу тех или иных причин не может регулярно ездить на занятия в учебный центр, на базе которого проводится учеба. Но они не должны становится препятствием для получения качественной подготовки.
Обучение может иметь две формы:
Сроки курсов повышения квалификации педагогов определяется сложностью осваиваемой программы. Минимально установленная продолжительность – 16 академических часов, но в среднем образовательные программы рассчитаны на 72 часа.
Формы обучения также весьма разнообразны:
очная с использованием дистанционных технологий;
очно-заочная с внедрением дистанционных способов обучения.
Требование во всех случаях одно и то же – сдать итоговую аттестацию. При этом каждое учреждение, которое имеет право на образовательную деятельность, может самостоятельно определить, в какой форме будет совершена проверка.
После успешной сдачи экзаменов педагог получает удостоверение о повышении квалификации. Данный документ имеет срок годности – три года. После истечения срока специалист должен пройти повторное обучение.
Повышение квалификации педагогов по ФГОС
ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт, представляет собой сборник обязательных требований к тому или иному уровню образования в РФ, будь то общее, среднее профессиональное или высшее. ФГОС регулярно обновляется (не реже чем один раз в 10 лет) и содержит в себе три основных требования:
структура основных образовательных программ (количество часов, соотношение основной части к той, которая формируется в образовательном учреждении);
реализация образовательной программы, включая техническое оснащение, кадровое обеспечение и т.д.;
результаты освоения программы (что должен по итогу уметь выпускник вуза, школы или техникума).
Какую роль играет ФГОС при повышении квалификации педагогов? Любые курсы по повышению квалификации должны проектироваться на основе требований ФГОС. То есть учителю, который решил повысить уровень знаний, должны преподавать те методики и дисциплины, которые соответствуют образовательным стандартам. Также до него должны в обязательном порядке доводиться изменения во ФГОС, которые касаются непосредственно его дисциплины. В противном случае все новоприобретенные знания будут бесполезны.
Источник фото nakaridore/freepik
Национальный квалификационный тест: новая форма аттестации педагогов в 2019 году
На сегодняшний день можно наблюдать активное внедрение профессиональных стандартов для различных педагогических специалистов. Как утверждают законотворцы, с помощью этих документов требования к учителю и его профессиональным качествам начнут соответствовать основным тенденциям времени.
Но это не единственное нововведение в педагогической отрасли – аттестация учителей также регулярно претерпевает изменения, подстраиваясь под образ современного учителя.
С 2019 года педагоги будут сдавать Национальный квалификационный тест, а также представлять на суд независимой комиссии портфолио. В рамках теста будет проверка не только собственно знаний технологии преподавания дисциплины, но и проверка умений быть психологом, наставником и другом учащихся. А портфолио должно отражать взаимосвязанную деятельность учителя и его подопечных.
Что такое повышение квалификации педагогических работников
Вы будете перенаправлены на Автор24
Повышение квалификации педагогов и его целевое назначение
Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности.
От качества деятельности педагога, его квалификации, навыков креативного мышления зависит эффективность процесса организации педагогической работы и качество образования учащихся. Это обуславливает необходимость постоянного повышения квалификационного уровня педагогов.
Повышение квалификации представляет собой с одной стороны процесс, а с другой – результат образовательного процесса.
Профессиональное обучение педагога входит в систему образования страны, предоставляя возможности реализации права на непрерывное образование, которое можно получать в течение всей жизни, независимо от пола и возраста. Квалификационные курсы можно пройти при наличии конкретного уровня образования.
В процессе повышения квалификации происходит удовлетворение человеческих потребностей, в частности образовательных, заключающихся в профессиональном совершенствовании своих способностей, в рамках одного образовательного уровня.
Повышение квалификации относится к дополнительному профессиональному образованию. Оно развивает человека в профессиональном плане, обеспечивая соответствие его квалификационного уровня текущему этапу общественного развития и преобразованиям в системе образования.
Квалификация работника – это степень развития знаний, навыков и умений личности, ее профессиональной компетенции, отражающей способности выполнения конкретного вида профессиональной деятельности.
Целевым назначением повышения квалификации работников является:
Готовые работы на аналогичную тему
Каждая цель повышения квалификации призвана повысить качество обучения и перевести систему образования на новый уровень развития.
Постановка целей определяет задачи, необходимые для их достижения:
Разновидности профессионального обучения педагогов
Любая образовательная организация заинтересована в постоянном обучении своих сотрудников. Педагогический состав, его мастерство и возможности должны непрерывно развиваться и обновляться. Повышение квалификации педагогов носит плановый характер. В основном, квалификация повышается раз в пять лет, но существуют и иные случаи, требующие дополнительного обучения.
Образовательная организация планирует повышении квалификации своих работников, путем составления графика, в котором прописываются сроки и виды обучения, на которое отправится тот или иной сотрудник.
Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:
Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса.
Форма организованного стороннего профессионального обучения. При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:
Стажировка носит практическую направленность. Она предполагает получение навыков применения теоретических знаний в определенных видах и направлениях деятельности, использования отечественного и мирового передового опыта, чтобы получить навыки работы по занимаемой должности. Продолжительность прохождения стажировки определяется организацией в зависимости от должности и целевого назначения обучения. Кроме того, стажировка может происходить при необходимости профессиональной переподготовки кадров. Это осуществляется при необходимости получения новой квалификации работником, знаний в другой области деятельности.
Различные курсы повышения квалификации нацелены на обучение по специализированным программам. Они могут быть разной временной продолжительности в зависимости от объема материала, предметной области, тематики и целей обучения.
Дистанционное обучение проводится организацией при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.
Накопительная система обучения состоит из комплекса учебных программ, которые выбираются работником самостоятельно по конкретному направлению повышения квалификации. Работник обязательно должен включить в состав своей программы обучения вариативный и два инвариативных раздела. Они включают в себя программы обучения, содержащие информацию о фундаментальных проблемах развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также информацию, касающуюся непосредственно глобальных проблем конкретного дисциплинарного направления обучения.
Повышение квалификации – и право и обязанность педагога
Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).
Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.
Что такое повышение квалификации?
В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: « Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».
Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) « Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».
Что такое дополнительное профессиональное образование?
Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).
Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.
Право педработника на дополнительное профессиональное образование
Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.
Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Реализация права на дополнительное профессиональное образование
Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.
Повышение квалификации как обязанность педагогического работника
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность « систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.
А что, если …
Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;
если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;
если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Нормативные документы
Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями
Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования
Источник:
Трудовой Кодекс РФ
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Особенности повышения квалификации педагогов
Современная система образования претерпевает немало перемен, чтобы соответствовать суровым реалиям и потребностям государства, общества. Чтобы школьники и студенты, аспиранты получали важные и актуальные знания и навыки, педагоги проходят аттестацию и курсы по повышению квалификации.
Современная система образования претерпевает немало перемен, чтобы соответствовать суровым реалиям и потребностям государства, общества. Чтобы школьники и студенты, аспиранты получали важные и актуальные знания и навыки, педагоги проходят аттестацию и курсы по повышению квалификации.
Что это такое?
Повышение квалификации педагога – это универсальная, но очень прогрессивная мера совершенствования методов преподавания и улучшения образовательных программ.
Для чего нужны курсы?
Данное мероприятие проходит в форме специальных курсов, семинаров, на которых освещаются инновационные и новейшие методы преподавания, исследования предмета, прививания новых знаний и навыков.
Основная цель повышения квалификации – это создание достойных и актуальных условий в сфере образования, которые позволят применять новые способы воздействия и воспитания учащихся, обеспечивающих высокое качество образования.
Повышение квалификации педагога способствует развитию их профессиональных качеств, индивидуальных способностей и подходов в рамках выбранной профессии, совершенствование образовательных программ и стандартов,
Как происходит повышение квалификации педагогов?
Чтобы успешно продвигать научные мысли, прививать знания и навыки, педагог должен быть очень хорошо подготовленным. К сожалению, любые навыки и знания со временем устаревают, становятся неактуальными, что порождает рождение новые теорий, законов и правил. Поэтому все педагоги проходят курсы повышения квалификации. Обычно это делается раз в несколько лет.
Данные мероприятия могут проводить в самых различных формах: в конкретном образовательном заведении в виде лекций и практикумов, стажировок, дистанционно и пр.
На этих курсах преподаватели узнают последние изменения, произошедшие в образовательной среде, получаю знания и опыт по проведению занятий с помощью новых приемов, способных не просто заинтересовать учащегося, но и привить ему ряд новых знаний и умений. На указанных «занятиях» педагоги получают следующие знания:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чтобы ВУЗы выпускали высококвалифицированных специалистов, которые соответствуют реальным потребностям государства, отрасли, науки и общества, важно чтобы они получали знания только у педагогов с большим опытом работы, который сам совершенствуется в рамках курсов по повышению квалификации, проходит аттестацию.
Курсы повышения квалификации предполагают не просто получение теоретического багажа, но и совершенствование практических навыков. В частности, здесь педагоги делятся собственным опытом, как они налаживают контакт с учащимися, привлекают их внимание к учебе, мотивируют, каких успехов они добились и с помощью каких методов и пр. Фактически здесь раскрываются последние новейшие наработки.
Какие задания выполняют преподаватели на курсах повышения квалификации?
По итогу похождения специальной переподготовки каждый педагог получает соответствующее удостоверение или сертификат. Но ля того чтобы его получить. Он должен не просто прослушать лекции, но и выполнить ряд письменных работ: составление новой образовательной программы для конкретной группы или класса. Чаще всего данный проект выполняется непосредственно в отношении места работы педагога, того класса, где он преподает и знает особенности каждого учащегося, его потенциал и пр.
Основные задачи перед педагогом
Фактически преподаватель должен предоставить организатору курсов по повышению квалификации самостоятельную работу, которую он выполнял на протяжении последнего времени. Важно, чтобы в ней были отражены цель, задачи, актуальность, поставлена текущая проблема и предложены методы ее решения. Также он предоставляет годовой отчет, в котором анализирует свою работу за учебный период, отмечая чего он добился из ранее намеченных целей, чего достиг, каким способом и пр.
Помощь специалистов ОЦ Дисхелп в повышении квалификации педагога
Сегодня преподаватели загружены бюрократической работой. Помимо их главной задачи – поделиться знаниями и опытом с учащимися, они должны вести массу документации: начиная от дневника и журнала, и заканчивая различными методическими рекомендациями учебными планами, написанием характеристики на учащихся и пр.
Облегчить процесс прохождения курсов по повышению квалификации помогут специалисты ОЦ Дисхелп. В нашей команде работают высококвалифицированные специалисты (действующие педагоги ВУЗов, ученые и пр.) с большим опытом работы в образовательной среде. Мы готовы выполнить любое исследование, написать годовой отчет о проделанной работе, разработать новый план работы, проконсультировать оп всем возникающим вопросам. Высокое качество, демократичные цены и конфиденциальность данных гарантированы! Оформить заявку можно в офисе ОЦ Дисхелп или на его официальном сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!