Что такое педагогический такт учителя
Педагогический такт учителя
Сущность процесса общения и этика человеческих контактов. Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя. Понятие и основные его составляющие. Характеристика эмпатии и симпатии в общении. Главные стили владения педагогическим тактом.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.12.2013 |
Размер файла | 39,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Педагогический такт учителя
1. Этические основы профессионального общения
1.1 Сущность процесса общения
1.2 Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении
2. Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя
2.1 Понятие и основные составляющие педагогического такта
2.2 Признаки и элементы педагогического такта
2.3 Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
2.4 Стиль владения педагогическим тактом
общение учитель педагогический
Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность процесса общения;
— проанализировать этику человеческих контактов, симпатию в общении;
— изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;
— выявить основные признаки и элементы педагогического такта;
— рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогического такта.
1. Этические основы профессионального общения
1.1 Сущность процесса общения
Деятельность творческого коллектива представляет собой отношения руководителя этого коллектива с его учащимися. По-другому их можно назвать отношения «учитель-ученик». В этой связи для простоты в дальнейшем будем применять термины «учитель» и «ученик».
Такое понятие как общение психологи определяют как:
а) «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. »;
б) «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»;
в) «связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого».
г)» это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания».
Вступая в общение, человек несет в себе:
— сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию;
— стиль поведения в общении;
— стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться;
— намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания;
— сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение, внушение, подражание.
— уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;
— интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;
— восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.
Основные функции педагогического общения: информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерактивная, эффективная.
Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации. Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень).
Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника. Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий.
Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, симпатии, благодарности.
В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способности.
С точки зрения этической стороны общения (куда, кстати, и относится педагогический такт) акцент следует сделать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировании этики человеческих отношений. Это такие функции, как:
— структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и персептивной функций общения;
— методику изучения общения и межличностных отношений;
— основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.
— ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
— уважения труда познания ученика;
— уважения неудач и слез ребенка;
— уважения тяжелой работы роста;
— уважения самобытности ученика;
— безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
— оптимальной требовательности и уважения;
— опоры на положительное в ребенке;
— компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.
1.2 Этика человеческих контактов
Эмпатия и симпатия в общении. Определив основные моменты взаимоотношений учителя и ученика перейдем непосредственно к рассмотрению этики человеческих контактов.
В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои знания о личности учащегося. Он по-разному воспринимает и оценивает воспитанников в той или иной ситуации, что накладывает определенный отпечаток на формирование эмоционально-межличностных отношений учащихся с учителем. Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.
В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопереживание».
Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.
Эмпатия сопереживание более свойственна учащимся младшего школьного возраста, а эмпатиясочувствие более характерна для подростков, именно эту особенность и следует учитывать учителю в работе с детьми. Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики.
— положительная установка на воспитанника;
— развитое внимание, память и воображение (способность проанализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении).
Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовлетворения создаются необходимые эмоционально-психологические условия, благоприятная атмосфера для формирования и развития у человека способности адекватно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.
В общении учителя с разными коллективами и с каждым отдельным учеником часто возникает ситуация, когда, казалось бы, совершенно независимо от учителя складывается его стереотип отношений к тому или иному классу или ученику. Появляются симпатии к одним классам и антипатии к другим, появляются любимчики и нелюбимые ученики. Иногда в возникновении симпатии решающую роль играет ситуация. Преподаватель может теплее, чем к другим, относиться к сыну друзей, который обучается в его классе; к ученику-шахматисту (если сам увлекается этой игрой); к ученице, которая хорошо поет (если учитель любит данный вид искусства или сам поет) и т. п. Такой подход нередко приписывает воспитаннику чаще положительные качества, а отрицательные практически не замечаются. И наоборот, если учитель проявляет к ученику антипатию, то может относиться к воспитаннику более критично, предвзято, не замечая его положительные стороны.
Симпатия пробуждает в человеке не только моральные и эстетические переживания, но и стремление к познанию объекта симпатии. Питая симпатию к определенному ученику, человеческие качества которого оцениваются, педагог приобретает и усваивает определенную сумму знаний о нем.
2. Педагогический такт, как компонент нравственной культуры учителя
2.1 Понятие и основные составляющие педагогического такта
* иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».
* «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;
* «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
* «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
* «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
* «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог»;
* «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.
2.2 Признаки и элементы педагогического такта
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
— требовательность и уважительность к воспитаннику;
— умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
— деловой тон общения;
— внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
— во внешнем облике педагога;
— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
— в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.
Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам, отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся, и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.
2.3 Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:
— совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся.
— от психического склада человека,
— его ценностных ориентации,
— уровня образования и общей культуры,
— влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
— авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.
Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.
Авторитарный стиль подразумевает:
— взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
— стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
— все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
— отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
— предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.
— такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
— неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
— почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
— ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
— наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
— высокая культура педагогического общения (в учениках цени нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);
— интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
— умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
— отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.
2.4 Стиль владения педагогическим тактом
Педагогический такт как форма взаимоотношений с учениками определяется многими сторонами личности учителя, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества учителя, показателем гибкости его ума. Педагогический такт учителя не бывает стереотипным.
Наблюдательность. Это одна из наиболее важных профессиональных черт педагога. Наблюдательный учитель может глубоко заглянуть во внутренний мир своих воспитанников, поднять их душевное состояние, выделить их индивидуальные особенности. Все это дает ему возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Наблюдательный учитель почти точно может определить, в какой мере учащиеся готовы выполнить его требования, установить силу их сопротивления и степень их уступчивости. На уроке наблюдательный учитель видит, например, кто из учеников выполнил задание, а кто не выполнил, кто слушает объяснение нового материала, а кто только делает вид, что слушает, и т.д. Такой учитель сумеет привлечь всех учеников класса, не прибегая к способам принуждения, поможет каждому ученику проявить собственную активность, собственную инициативу.
Но быть наблюдательным не означает все фиксировать, как на фотопленку и на все обязательно реагировать. Тактичный педагог умеет все видеть, но не все замечать. Если бы мы на все, что делается в классе, реагировали, то у нас не хватило бы ни сил, ни времени. Такое идеальное состояние, когда учащиеся внимательно слушают объяснения, бывает далеко не всегда.
Внимательность. Ученики, как известно, болезненно реагируют на то, как относится к ним учитель, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т.п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Известно, что некоторые ребята умышленно нарушают дисциплину, лишь бы привлечь к себе внимание учителя. Учитель должен не только объяснять учащимся новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта.
Плохо, как видите, и то и другое. Мы спрашивали многих учеников, за что они любят своих учителей. Среди других ответов были и такие: «А еще люблю ее за то, что она внимательно слушает, когда с ней говоришь», «Она умеет одинаково хорошо говорить и хорошо слушать».
В какой бы форме невнимательность к ученикам ни проявлялась, она всегда отрицательно сказывается на их отношении к учителю.
Доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у учителя веры в способности учащихся. Каждый ученик должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желания и старательности.
Ученик VI класса за короткое время получил две двойки по истории. Учитель решил еще раз спросить его. И на этот раз ученик отвечал неудовлетворительно.
В приведенном примере учитель кроме возмутительной бестактности допустил явную несправедливость. Он не обратил внимания на тот важный для педагога факт, что на этот раз ученик ответил несколько лучше, не поддержал и не укрепил его первых успехов, не дал им надлежащей оценки. Тактичный учитель в этом случае обратился бы к такому оценочному мнению:
— На этот раз ты отвечал значительно лучше. Я убежден, что если и дальше так будешь стараться, то сможешь хорошо учиться.
У опытных учителей доверие к учащимся является одним из самых важных способов приобщения их к труду. Тактичный педагог удерживается даже от намеков, что он не верит в способности какого-то ученика.
Опытные учителя, чтобы вселить или поддержать у отдельных учеников веру в свои силы, прибегают к приему умышленного преувеличения их первых успехов.
Справедливость. На вопрос, какие черты они больше всего ценят у своих учителей, учащиеся чаще всего отвечают: справедливость.
Справедливому учителю ученики могут простить и его официальность, сухость и даже грубость. А если справедливый учитель еще и тактичный, веселый, приветливый, то авторитет его в школе огромнейший.
Репутация несправедливого может укрепиться за учителем не только потому, что он действительно несправедливый, но и потому, что у него не хватает педагогического такта в отношениях с учениками, который предусматривает такую форму поведения, чтобы у ребят и мыслей не возникло, что учитель может быть несправедливым.
Бестактность учителя может проявиться в непоследовательности или непостоянстве требований и оценочных суждений. О непоследовательном учителе ученики не без основания говорят: «Он сам не знает, чего хочет», «Он уже забыл, о чем вчера говорил», «Послушаем, что он скажет завтра» и т.п. Непоследовательность учителя вначале удивляет учеников, потом раздражает их, выводит из равновесия, и, в конечном счете, они перестают его слушать и даже делают наперекор.
Выдержка и самообладание. Для педагогического такта учителя большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что учитель должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда, и вспыхнуть, взорваться, как говорил А.С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают учителя, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей этих качеств педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию.
В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность учителю отложить свое решение, например: «А с тобой у меня будет отдельный разговор», «Сейчас у меня нет времени тобой заниматься» и т.д. Когда учитель, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение ученику или всему классу.
Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют вспышки своего гнева состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные учителя, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большей ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки.
Еще мне бы хотелось сказать об обычной вежливости в отношениях с учениками. Невежливый педагог очень часто бывает и нетактичным. В основе вежливости, так же как и педагогического такта, лежат доброжелательное отношение к детям, чуткость по отношению к ним.
Бестактные учителя нередко стремятся сделать выводы о характере учеников, об их привычках и навыках при каждом нарушении дисциплины, при каждом невыполненном домашнем задании, обращая внимание даже на их случайные неудачи, неправильно использованные слова, и т.п. Поэтому неудивительно, что на уроках таких учителей даже успевающие ученики не проявляют особенного желания отвечать, ибо знают, что это связано с риском быть оскорбленным. По этой же причине они не обращаются к учителю, не спрашивают его, стремятся ничем не привлекать внимания учителя.
Педагогический такт требует от учителя умения предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т.п. воспримут ученики, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания, учащихся прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те учителя, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т.п.
Важное значение для тактичного отношения учителя к ученикам имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя.
Наконец, несколько слов о роли психологических знаний в овладении педагогическим тактом.
Педагогический такт, как мы уже договорились, не является врожденным качеством человека. Он приобретается, как и всякое другое умение. Но это не означает, что он придет сам собой, без всякой теоретической подготовки.
Педагогический такт учителя предусматривает наличие у него психологических знаний. Раньше, чем стать практиком, писал К.Д.Ушинский, педагог должен много учиться, думать о цели, предмете и методах своего труда.
Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям
Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.
1. Харламов И.Ф. Педагогика 2009
2. Подласый. И.П. Педагогика 2007
3. Питкасистый П.И. Портнов М.Л. Искусство преподавания 2008
4. Андреев В.И. Педагогика творчества саморазвития 1996
5. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия 1972