Что такое мастерство учителя

«Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Что такое мастерство учителя. 04ee 000bb135 28fedb4d. Что такое мастерство учителя фото. Что такое мастерство учителя-04ee 000bb135 28fedb4d. картинка Что такое мастерство учителя. картинка 04ee 000bb135 28fedb4d.

и педагогическое мастерство современного педагога»

Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я».

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога.

3.Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Педагогическая теория оценивает учителя, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен быть:

– всесторонне развитым, творческим, деловым;

– владеющим национальными и общечеловеческими ценностями;

– духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих;

– в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.;

– любящим детей и свою профессию, доверяющим своим ученикам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность;

– свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым.

Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от учителей большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейшей учёбе, к труду и жизни в обществе.

Человек, избравший профессию педагога, должен быть здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем. Педагог должен уметь находить общий язык с каждым учеником, быть справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе. Он должен уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями учащихся. Педагог, обладающий такими способностями и стремящийся выполнять данные требования уже в какой то степени может претендовать на звание профессионала.

Известный педагог Л.Н.Узнадзе, оценивая значение личности педагога в обучении детей, подчёркивал: даже если ребёнок не осознаёт значения учения, через процесс познания он все равно развивает свои способности и возможности.

Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Технология оценки педагогического мастерства

Оценить труд педагога очень сложно, поскольку его работа многогранна, многопланова, включает в себя различные виды деятельности: учебную, воспитательную, организаторскую, исследовательскую и др. Поэтому здесь необходим комплексный подход.

Во-вторых, аттестация не может быть однодневной акцией и поэтому она проводится несколько месяцев, на основе заранее утверждённого плана (сначала мы пишем заявление, в котором указываем все свои достижения и заслуги, наработанные за определённый период, затем оно отправляется в главную аттестационную комиссию (в ДО КО), которая в течение определённого времени, рассматривает поданные заявления и выносит решение о прохождении аттестации или не прохождении.

Следует подчеркнуть, что если педагог не достиг высшего уровня квалификации, он должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, способности и личностные качества, повышая тем самым свою квалификацию. При этом недостающие элементы он может временно компенсировать имеющимися, продолжая процесс самообразования и самовоспитания.

Этот процесс можно также условно подразделить на несколько этапов.

— Первые 3-5 лет педагог считается молодым специалистом, за ним по месту работы, как правило закрепляется опытный наставник, под руководством которого он изучает опыт работы других педагогов и внедряет его в свою практику.

— На протяжении следующих 5-6 лет молодые учителя закрепляют и развивают свои профессиональные навыки, у них начинает формироваться свой стиль работы.

— В следующие 5-10 лет среди учителей выделяются педагоги, использующие передовой и новаторский опыт, а также создающий свой оригинальный опыт.

Совершенствование педагогического мастерства может осуществляться следующими путями:

1. Постоянная работа над собой (чтение специальной литературы, посещение уроков и воспитательных мероприятий опытных педагогов).

2. Использование средств массовой информации, изучение новинок научно педагогической и методической литературы, интернет-ресурсов.

3. Использование средств и условий, созданных по месту работы (методические дни, взаимопосещение занятий, методобъединения или ещё их сейчас называют «рабочие совещания» определённой предметной области, педагогические чтения, наставничество, а также межшкольные, городские, областные семинары, участие в конкурсах профессионального мастерства).

4. Учёба в институте повышения квалификации, а также участие в различных семинарах, организуемых как государственными, так и негосударственными учреждениями.

Все эти пути и методы взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно.

Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники:

    Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.

    Умение взаимодействовать с личностью: организаторские, коммуникативные и оценочные умения.

    Не мало важное значение имеет педагогический такт, который является важнейшим компонентом профессионального мастерства педагога. Слово такт используется в значении форма взаимоотношений людей, поскольку такт обеспечивает успешное взаимодействие людей друг с другом. Тактичному человеку легче сохранить хорошие отношения с большинством людей, принести им радость. Не тактичным людям это сделать сложнее, так как при общении у него возникают конфликты. Нетактичные учителя сами осложняют свои отношения с учениками, их родителями и коллегами. Педагог должен уважительно относиться к воспитанникам, независимо от их возраста, быть внимательным к их нуждам.

    Тактичный педагог с особой осторожностью использует различные методы и средства общения, в этом ему помогают такие личностные качества, как наблюдательность, доверие, осторожность, справедливость, терпение, самообладание и другие.

    Педагогический такт требует от педагога заранее предвидеть, как воспримут ученики ту или иную оценку, наказание, требование, при этом он должен учитывать их настроение, эмоциональное состояние и отношение к учёбе, труду, общественной работе.

    Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог. В процессе освоения педмастерства учитель должен постоянно общаться с боле опытными коллегами, изучать и творчески применять их опыт.

    Источник

    Понятие о педагогическом мастерстве и его место в деятельности учителя

    ПЛАН

    1. Понятие о педагогическом мастерстве. Содержание мастерства, пути его становления и реализации.
    2. Секреты профессионального мастерства учителя.
    3. Критерии педагогического мастерства.

    Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:

    1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);

    2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);

    3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).

    Невозможно наметить духовный мир личности без явления опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействия на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки. Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цельно направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его мировоззренческих способностей, потребности в социально значимой деятельности.

    Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Выдающийся русский ученый-педагог А.С. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».

    К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.

    Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.

    Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?

    Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.

    Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.

    Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.

    Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.

    Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.

    Однако замечено, что одни и те же методы применяемыми педагогами, рождают далеко неравнозначный качественный результат. Более того, некоторым из учителей даже пробированные методы не позволяют приблизиться к минимальному успеху. Учитель разочаровывается, сетует «Всё делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают, не учат. Почему?». На желания школьников влияют не только методы, приемы и задания, подбираемые для них педагогом. Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимся, его мастерством, что не всегда зримо прослеживается в педагогической деятельности. Педагоги-мастера постоянно обращают внимание на реакцию, которая вызвана их действиями у учащегося. Под благотворным воздействием учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше.

    У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.

    Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:

    1. Перевод учащегося в данное состояние.

    2.Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.

    3. Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.

    Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.

    Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.

    Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.

    Стремление к самообразованию. Стремление к самообразованию позволяет постоянно педагогу пополнять собственные знания, а, стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. Педагог, прежде всего, должен любить своих учеников и никогда не должен судить и плохо думать о своем питомце. Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека- личность, а значит не разглядеть в нём творческий потенциал. Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует ученика, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. В требованиях обязательно должно быть чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым и раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате, у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя чего-то от других, важно уметь поставить себя на его место, т.е. уметь определить меру требовательности.

    Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.

    Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.

    Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.

    Названные качества педагога реализуются в неразделимом единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими учениками, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение урока или «выполнение» учебной программы, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.

    Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.

    Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:

    1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.

    2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.

    3. Определённых уровней педагогических способностей.

    Источник

    Педагогический совет «Педагогическое мастерство учителя»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Снятие эмоционального напряжения
    у детей и подростков с помощью арт-практик
    и психологических упражнений»

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Что такое мастерство учителя. 04ee 000bb135 28fedb4d. Что такое мастерство учителя фото. Что такое мастерство учителя-04ee 000bb135 28fedb4d. картинка Что такое мастерство учителя. картинка 04ee 000bb135 28fedb4d.

    Педагогическое мастерство учителя

    Уважаемые коллеги! Тема моего выступления: “Педагогическое мастерство учителя”

    В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: (сл.3)

    1) квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области (часовых дел мастер, скрипичный мастер);

    2) руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области (сменный мастер, мастер сборочного цеха, работать мастером);

    3) человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать (мастер на выдумки, мастер рассказывать);

    4) специалист, достигший высокого искусства в своем деле (мастера искусств, спорта, мастер – золотые руки).

    — Уважаемые коллеги, как вы думаете, какое определение подходит ближе к учителю?

    Ближе всего к учителю подходят третье и четвертое определение.

    Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.

    Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.

    Без квалифицированного учителя даже самые хорошие книги останутся непрочитанными или непонятыми, а возможности самого современного учебного оборудование не будут реализованы в полной мере. Казалось бы, ведущая роль учителя в образовательном процессе всегда была очевидна, но именно Адольф Дистервег в XIX в. заявил, что результат обучения в первую очередь зависит не от учебных книг и организации учебного процесса в школе, а от компетентности учителя, от его педагогических умений и преданности своему делу.

    Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм и педагогическое мастерство. Ведь именно от нас учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.

    При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникает ряд проблемных вопросов:

    Может ли каждый учитель овладеть педагогическим мастерством?

    Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. (сл.5) Элементами педагогического мастерства учителя являются: (сл.6)

    Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.

    Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.

    Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).

    Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).

    Что же составляет педагогическое мастерство?

    Слагаемые педагогического мастерства: (сл.7)

    Профессиональная компетентность педагога

    Речевая культура педагога

    Педагогическое взаимодействие, умение управлять собой

    Педагогические умения и способности

    Психолого – педагогические знания

    Педагогическое общение и этика

    Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога , который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.

    Какими же личностными качествами должен обладать педагог?

    Личностные качества успешного педагога:

    глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;

    любовь и уважение к детям вообще и к своим воспитанникам в частности;

    высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;

    порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;

    гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку;

    эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного

    аккуратность и точность.

    чувство юмора, умение шутить;

    высокая работоспособность и трудолюбие;

    организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

    четкая дикция, приятный голос и внешность, умение одеваться и способность выглядеть в соответствии с модой;

    — Среди учащихся, я провела опрос, каким же должен быть учитель по их мнению. Результаты. (сл.8)

    Как вы думаете, какими же профессиональными качествами должен обладать педагог?

    Профессиональные качества педагога: (сл.9)

    Знание ребенка, его возрастных и индивидуальных возможностей

    Владение наукой и методиками воспитания и обучения

    Умение организовывать игровую деятельность с детьми

    Проведение образовательной деятельности, развлекательных мероприятий

    Работа с компьютером, использование Интернета, банка цифровых образовательных ресурсов и др.

    Организация работы с родителями

    Ответим на следующие вопросы: (сл.10)

    Что является критериями педагогического мастерства?

    Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

    К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество. (сл.11)

    Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, опробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения, 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.

    Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.

    Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка, общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.

    А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

    Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования. Понятно, что этот процесс неодномоментный, происходит в условиях взаимодействия с другими людьми (школьниками, коллегами, родителями).

    Создание общих условий эффективности образовательного процесса.

    Обеспеченность общих условий эффективности уроков:

    а) формулирование целей, задач, определение основных этапов урока – 1 балл;

    б) учебные пособия, раздаточные материалы, технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу – 1 балл;

    в) на уроке нет ненужных заданий, отвлекающих моментов – 1 балл.

    Адаптация содержания учебного материала к учащимся:

    а) учитываются возрастные особенности учащихся – 1 балл;

    б) при необходимых условиях учитываются индивидуальные особенности учащихся – 1 балл;

    Владение учебным предметом и методами обучения:

    а) учебная информация соответствует теме и целям урока – 1 балл;

    б) используется разнообразные формы и методы работы – 1 балл;

    в) применяются практико-ориентированные, деятельностные методы и приемы обучения – 2 баллы.

    Организация учебной деятельности:

    а) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся, создания проблемных ситуаций, мотивации учащихся) – 2балла;

    б) новый материал представляется как ответ на поставленные ранее вопросы –1 балл;

    в) итоги урока подводятся как соотнесение результатов поставленным целям – 2 балла.

    Устные и письменные объяснения:

    а) ключевые моменты объяснения обозначены в виде опорных конспектов, схем – 1 балл;

    б) записи на доске аккуратны и разборчивы – 1 балл;

    в) устная речь правильная и профессионально грамотная – 1 балл.

    2. Разъяснение материала учащимся при непонимании:

    а) выявляются непонятные слова, фразы, объясняются, заменяются общедоступными – 1 балл;

    б) пояснения даются с помощью приема аналогии, наглядных примеров – 1 балл;

    в) неявная учебная информация логически выводится из ранее известного – 2 балла.

    Контроль и коррекция деятельности учащихся:

    а) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения педагога – 1 балл;

    б) учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников – 1 балл;

    в) ученики побуждаются к самоанализу, самокоррекции, а также к взаимооценке и взаимокоррекции – 2 балла.

    Использование на уроке предложений, инициатив и вопросов учеников:

    а) вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью – 1 балл;

    б) тактично отмечаются слабые места, ошибки учащихся – 1 балл;

    в) идеи учеников разрабатываются и используются в ходе урока – 2 балла.

    Создание продуктивной атмосферы на уроке.

    Стимулирование интересов учащихся:

    а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор – 1 балл;

    б) предлагаются проблемные и творческие задания – 2 балла;

    в) на уроке используется жизненный опыт учащихся – 2 балла.

    Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:

    а) в речи педагога нет насмешек, сарказма – 1 балл;

    б) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу – 1 балл;

    в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с затруднениями учащихся – 1 балл.

    Создание благоприятного микроклимата.

    Поддержание деловой включенности учащихся в урок:

    а) используются приемы активизации внимания школьников – 1 балл;

    б) применяются активные методы обучения (ролевые и деловые игры, диспуты и т.д.) – 2 балла;

    в) используются специальные приемы активизации внимания активных и пассивных учащихся – 2 балла.

    Воздействие при нарушении дисциплины:

    а) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения – 1 балл;

    б) немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения – 1 балл;

    в) использует специальные приемы для организации дисциплины, повышения личной ответственности за поддержание дисциплины на уроке – 2 балла.

    Уровень профессионального мастерства можно вывести по формуле: (сл.12)

    Y – общее число позиций (36);

    К – уровень мастерства.

    Если К=1,3 – самый высокий уровень профессионального мастерства.

    Если 1 К 1,3 – хороший уровень.

    Если 0,8 К 1 – удовлетворительный уровень.

    Если 0,5 К 0,8 – терпимый уровень.

    Если К 0,5 – нужно задуматься о смене профессии.

    Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов: (сл.13)

    Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).

    Самооценка (объективность, критика коллег).

    Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).

    Самопрограммирование (программа самосовершенствования).

    Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).

    Итак, каковы же современные требования к учителю: (сл.14)

    Глубокое знание теории предмета

    Отличное методическое вооружение

    Знание теории воспитания и методики воспитательной работы

    Знание педагогики и психологии

    Сформированность педагогических умений

    Владение современными педагогическими технологиями

    Высокое качество уроков

    Высокий уровень внеклассной работы

    Методический вклад педагога и т. д.

    Заповеди современного учителя самому себе:

    1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

    2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные .

    ( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)

    3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться.

    4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

    5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

    ( Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей.)

    Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский (сл.15)

    Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.

    Решение педагогического совета: (сл.16)

    Организовать систему мероприятий, необходимых для развития профессиональных компетенций педагогов, педагогического творчества.

    Школа совершенствования педагогического мышления;

    Проблемные семинары и вебинары

    Конкурсы педагогического мастерства

    Работа по самообразованию

    Продолжить работу по систематизации и подготовке к печати дидактического материала, наглядных пособий, раздаточного материала учителей, чей опыт преподавания свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства педагога.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *