Что такое коучинг для учителей

Коучинг-сессия как форма повышения педагогической компетентности

Что такое коучинг для учителей. 57a73565e0907d6f816a8252377eede3. Что такое коучинг для учителей фото. Что такое коучинг для учителей-57a73565e0907d6f816a8252377eede3. картинка Что такое коучинг для учителей. картинка 57a73565e0907d6f816a8252377eede3. Никитина Елена
Коучинг-сессия как форма повышения педагогической компетентности

В методической работе всё чаще используется такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).

Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е. А. Цыбина, Н. М. Зырянова).

Коучинг – это способ создания условий повышения результативности педагогической деятельности, содействие самообразованию, саморазвитию воспитателей, с помощью консультирования (очного/заочного, тренингов, бесед, семинаров.

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование.

Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Коучинг – это процесс повышения профессиональной и педагогической компетентностии эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.

Коуч-сессия – это беседа Коуча (старшего воспитателя, опытного педагога, наставника и т. д.) с Клиентом (педагогом, которая предполагает определенную структуру построения и имеет свои характеристики. Задача данной беседы состоит в том, чтобы продвинуть Клиента к поставленной цели.

В данном виде консультирования Коуч опирается на возможности самого педагога, подводит его к самостоятельным выводам.

Во время проведения сессий Коуч пользуется техниками, которые активизируют Клиента, способствуют продвижению педагога от постановки цели через анализ реальности и выбор вариантов достижения цели к конечному результату.

Общую основу коучингаможно описать несколькими словами:

1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат.

Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и

поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения

в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга

педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает

креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу

доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без

Коучинг, который проводится в виде сессии, предполагает обязательное выполнение самостоятельных домашних заданий.

Коучинг проходит ряд этапов:

педагогами;

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.

Каждый Коуч проходит по-своему, но обычно все эти этапы, перечисленные выше, присутствуют на каждом этапе Коуч-сессии. На каждую Коуч-сессию Клиент приходит с какой-то задачей, которую нужно решить для достижения цели, а следовательно есть сложившаяся ситуация, есть ресурсы и можно составить план, чтобы изменить к лучшему то, что есть.

Основные характеристики коуч-сессии:

— периодичность (1-2 раза в неделю, продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут, продолжительность самого коучинга в среднем от 2 месяцев до 1 года, бывает и дольше (в зависимости от целей и задач Клиента)

— самостоятельная работа Клиента между сессиями (домашнее задание)

— структурированность (есть определенный план беседы, контролируемый коучем, если Клиент отходит от темы, Коуч вернет беседу в нужное русло.

— после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.

Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой Клиентом проблеме с другой стороны. Искусство Коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента.

Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической

— позволяет развить способности педагогов в области эффективного

взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;

— оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их

Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной компетентности.

Источник

Статья «Коучинг как средство обучения учителей»

Алимбетова Гульмира Туретаевна, учитель 2 уровня КГУ СШ № 273 г.Байконур

Статья «Коучинг как средство обучения учителей»

Обучение на уровневых курсах «Назарбаев Интеллектуальные школы» подвели меня к мысли, что учителя должны узнать, как важен процесс саморегуляции в обучении детей, так как дети развивают способность понимать, контролировать и следить за своим опытом обучения через процессы метапознания.

По своему опыту я знаю, что многие учителя преподносят ученикам готовый материал, не давая им возможности и желания самостоятельно работать и развиваться.

И я считаю, что по этой причине до сих пор существуют проблемы успешности отдельной категории учеников. Также из анкетирования учащихся 5 «А» класса мной было выявлено, что уже в 5-ом классе 7 ученикам не нравится учиться в школе, 2 затруднились ответить на вопрос.

В коучинге по теме «Как эффективно обучать детей» приняло участие 15 учителей, которые хотели узнать новое в области педагогики.

Ожидаемый результат, который был определён мной для учителей:

— учителя будут учитывать то, как обучаются, мыслят и познают дети;

-осознают необходимость выбора эффективных методов обучения, развивающих саморегулируемое обучение;

— создадут условия для развития саморегулируемого обучения.

Учебные задачи, которые я определила для коучинга:

1. Изучить руководство и отобрать необходимый теоретический материал;

2. Разработать план коучинга;

3. Выбрать эффективные стратегии для раскрытия темы ;

4. Проанализировать анкеты и сделать выводы.

Создание эмоциональной атмосферы через активити «Солнце светит на того…» дало мне возможность оживить учителей, которые пришли уставшими после уроков. Учителя были ознакомлены с темой, целью коучинга и его ключевыми идеями, составили правила работы в группе.

Сначала учителя размышляли над 3 вопросами: «Как учитель учит детей?», «Как дети учатся?», «Как бы Вы хотели учить?». Они продемонстрировали традиционное понимание методов обучения, это было видно по постерам.

Что такое коучинг для учителей. hello html 75d7799f. Что такое коучинг для учителей фото. Что такое коучинг для учителей-hello html 75d7799f. картинка Что такое коучинг для учителей. картинка hello html 75d7799f.Что такое коучинг для учителей. hello html m4208ef93. Что такое коучинг для учителей фото. Что такое коучинг для учителей-hello html m4208ef93. картинка Что такое коучинг для учителей. картинка hello html m4208ef93.

Обсуждая проблемные вопросы: Как изменить ситуацию? Зачем нужно меняться учителю? Как изменить отношение ученика к обучению? Как сделать ученика успешным? – учителя говорили о том, что традиционные методы обучения сейчас не актуальны, детям на уроке не интересно, что время требует изменений методов и приёмов обучения, но как улучшить свою практику они затрудняются.

Тогда я предложила учителям самостоятельно изучить теоретический материал о саморегуляции, пирамиде обучения, потоке Чиксентмихайи, которые должны были сформировать у учителей знания о саморегулируемом обучении.

Что такое коучинг для учителей. hello html m75f311d7. Что такое коучинг для учителей фото. Что такое коучинг для учителей-hello html m75f311d7. картинка Что такое коучинг для учителей. картинка hello html m75f311d7.

Самостоятельное изучение материала

После просмотра видеороликов «Костюм пожарного», «Мороженое» учителя размышляли о том, что они не дают ученикам развиваться, преподносят им готовый материал, тогда как ученик должен сам добывать знания, развивать в себе умение учиться. Ведь о бучение зависит не только от усилий учителя, но и требует активного участия учащихся в своём обучении.

Рассмотрев пирамиду обучения, учителя согласились, что, когда они в группе знакомились с теорией саморегулируемого обучения, они больше запомнили, так как обсуждали новый материал, взаимодействовали друг с другом. На своем примере учителя убедились, что действительно 90 % запоминания происходит при групповом обучении или взаимодействии.

Материал о «потоке Чиксентмихайи» и «Голосе ученика» группы рассказывали друг другу, и согласились, что учитель должен создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель», «внутреннюю мотивацию», «самомотивацию», и, как следствие – стремление и любознательность. Теряя интерес к обучению, ученик теряет и внутреннюю мотивацию.

Учитель С. говорила о том, нужно прислушиваться к мнению учеников, ведь они тоже участники процесса обучения. Коллеги предложили прислушиваться к голосу ученика и на своих уроках.

В конце коуч-сессии я предложила написать рефлексию, из которой было видно, что на коучинге учителя извлекли много полезной информации для себя. Из анкеты я сделала выводы, что всем 15 участникам цели коучинга были понятны, 14 учителей написали, что хотят изменить собственную практику преподавания. 1 учитель написал, что не уверен в своих силах.

Мониторинг анкеты учителей

Из мониторинга анкеты я делаю вывод, что коучинг достиг своей цели. Особенно ценно было для меня то, что учителя написали, что нужно «менять методы преподавания», «считаться с мнением учеников», «давать думать ученикам самим», «не только учить, но и любить детей», «учить их работать самостоятельно».

Анализируя первый коучинг, я пришла к мысли, что коллеги извлекли из коучинга знания о саморегуляции, п ересмотрели подходы в преподавании, узнали, как обучаются дети, осознали необходимость выбора методов обучения, развивающих саморегулируемое обучение, будут учитывать мнение учеников в процессе обучения, это я увидела из обратной связи и анкетирования: «Мне были понятны цели коучинга, получила много интересного для себя. Хочу внести изменения в свою практику».

Как коуч я способствовала созданию коллаборативной среды, использовала новые подходы и методы обучения, умело использовала закрытые и открытые вопросы, приобрела навыки ведения профессиональной беседы.

Если бы я повторно проводила коучинг по этой теме, то провела бы опрос учеников о том, что бы они хотели изменить в школе, заранее взяла бы интервью или отзывы учеников о методах преподавания в нашей школе.

Проведенный коучинг подвел меня к мысли, что у учителей есть огромный стимул к внедрению изменений в учебно-воспитательный процесс, многие учителя готовы изменить стиль преподавания.

В перспективе я планирую п ровести серию коучингов по одному модулю, тщательно планировать этапы коучинга, ставить конкретные цели, опубликовать материалы коучинга на школьном сайте, веб сайте «Наука и образование», активно участвовать в работе сетевого сообщества.

Источник

Коучинговый подход в педагогической практике

Автор: Таранникова Ирина Николаевна

Коучинговый подход в педагогической практике

Таранникова Ирина Николаевна

« Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
В.А.Сухомлинский

Почему мной была выбрана именно эта тема. Дело в том, в наши дни систему образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу. Педагоги все чаще слышат, что тот подход к делу и к себе, который существует, не эффективен и не ведет к желаемым изменениям, не создает инновационных прорывов.

XXI век – время значимых изменений. Это век новой культуры, век внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей. Новые условия развития общества, в первую очередь, затрагивают важнейший институт социализации – образовательное пространство.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат. Меняются обучающиеся, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога вошли понятие «универсальные учебные действия» и «компетентностный подход».

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность обучающегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Это предполагает использование новых педагогических технологий в обучении, изменение структуры предмета и урока, организации учебно-воспитательного процесса, а также важным аспектом является осознание новой роли педагога в образовательном процессе. Вместо преимущественно транслятора знаний и контролера правильности их усвоения учитель становится партнером, сотрудником по их добыванию и коучем, сопровождающим учащегося в его индивидуально-личностном развитии.

Творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании – педагогический КОУЧИНГ.

Коучинг как современная технология позволит подготовить новое поколение молодых специалистов: уверенных, самодостаточных, целеустремлённых, позитивных, умеющих жить и работать в гармонии с самим собой. Коучинг (от англ. coaching – тренерство) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей, определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.

Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек – уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве. Ограничивающие убеждения, сформированные под влиянием окружения, производственной и жизненной среды, обстоятельства сдерживают развитие потенциала личности, обладающей необходимыми ресурсами для собственной реализации.

Современный коучинг – специфическое направление в консалтинге, которое активно используется в менеджменте: для развития лидерских качеств сотрудников, разрешения конфликтов, поддержания корпоративной культуры учреждения, повышения качества производственной деятельности и т.д.

— Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни

— Каждый человек обладает мощным потенциалом

— В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха

— Фокус на сильные стороны

— Обучение на успехе, а не на ошибках

— Ориентир не на проблему, а на решение

— Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию

— Направленность: из настоящего в будущее

В настоящее время идея коучинга реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.

В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения»

На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «преподавателя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного обучающегося, а следовательно, и имеют большой эффект. Преподаватель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.

Коучинг как педагогический стиль – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом

Рассмотрим актуальность коучинга для образования:

· Создание нового продукта

· Потребность в специалистах, отвечающих требованиям рынка

· Поддержание качества образования

· Поддержка педагога в его работе

· Новый эффективный стиль преподавания

· Отношения внутри коллектива

· Решение внутренних задач.

Что же дает применение коучинга в педагогической практике?

— Развитие, стимуляция интереса к обучению

— Повышение мотивации, осознанности

— Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося

— Развитие новых компетенций у педагога

— Принятие личной ответственности

— «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость

— Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.

Хотелось бы отметить, что использование коучингового подхода в педагогической практике должно базироваться на определенных ценностях:

Давайте рассмотрим основные методы применяемые в педагогической практике преподавателя – коуча:

— Активно слушает, задает сильные вопросы

— Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям

— Держит фокус на результат

— Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс

— Даёт обратную связь

Применение коучингового подхода в педагогической практике обозначает новую роль педагога:

Педагог – не просто передает знание, он – тренер талантов.

Педагог раскрывает свой потенциал и потенциал обучающихся.

· Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству.

· Сильные вопросы приглашают обучающегося посмотреть внутрь себя или в будущее.

· Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей.

На своих уроках я применяю различные коучинговые подходы. Самый распространенный, это отражение знаний обучающимися на Колесе Знаний. Например, мы изучаем тему «Бухгалтерский баланс» по конкретным вопросам:

1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Классификация бухгалтерских балансов.

3. Содержание бухгалтерского баланса.

4. Внеоборотные активы.

5. Оборотные активы.

6. Капитал и резервы.

7. Долгосрочные обязательства.

8. Краткосрочные обязательства.

Я предлагаю обучающимся в начале урока отразить свои знания на одном Колесе Знаний и в конце урока на другом, и сравнить, как изменилось колесо, стало ли оно более ровным. Что нужно сделать, чтобы оно стало еще ровней?

Обучающиеся по шкале от 0 до 10 оценивают сами свои знания, отмечают в каждом секторе, выбранным цветом.

Шкалирование – графический метод представления ситуации. Инструмент позволяет на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития. Такое представление помогает осознать уровень «приближения» ситуации к максимально приемлемой в данный момент времени.

Также, я применяю такой элемент, как шкала «Лесенка». На ней обучающиеся, от 1 до 10 отмечают свои успехи, отвечая на вопросы приведенные ниже.

— 1. С трудом ориентируюсь в предмете.

— 2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.

— 3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.

— 4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.

— 5. Выполняю задания только по образцу.

— 6. Сам выполняю задания по предмету.

— 7. Могу уверенно выполнить проверочную, контрольную работу по предмету.

— 8. Могу предложить свой вариант выполнения заданий.

— 9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.

— 10. Соотношу знания по предмету с получением определенной профессии.

В конце урока 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

Наиболее приемлемыми вопросами в работе педагога – коуча считаю:

— О- Окружающая реальность –

Что происходит сейчас?

— С- Список возможностей-

Что ты будешь делать?

— Как ты узнаешь о том, что получил желаемое?

— Каков формат конечного результата?

Я стремлюсь, чтобы в каждом обучающемся загорелась искорка знаний, пробудилось стремление к росту!

Самыми полезными вопросами в своей практике, которые надо задавать обучающимся считаю следующие:

— Какие могут быть последствия для тебя и других?

— Какими критериями ты пользуешься?

— Что для тебя в этом самое трудное?

— Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

— Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?

— Я не знаю, что делать дальше. А ты?

— В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?

— Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?

— Что ты будешь делать?

— Когда ты намереваешься это сделать?

— Достигнешь ли ты при этом своей цели?

— Какие возможны препятствия на пути?

— Кому следует знать об этом?

— Какая поддержка тебе нужна? Чья?

Именно эти вопросы, помогают обучающимся лучше узнать самого себя, раскрыть свои возможности, узнать и проявит свой потенциал. Позитивно настроенный обучающийся достигает высоких результатов в учебе, в общении с родными, друзьями. Считаю, что коучинговые методики полезно знать и использовать в своей работе преподавателям. Они помогают познать не только обучающихся, но и себя самого, свое окружение, свой педагогический коллектив.

Источник

Коучинг, как средство раскрытия потенциала преподавателя

Когда вы верите в людей, они делают невозможное.
Нэнси Дорнан

Коучинг, коуч-сессия, коуч, коучинговый подход… Слова прочно вошедшие в словарный запас всего учительства Казахстана. Еще два года назад, встречая эти слова, мы с каким-то страхом и неизвестностью воспринимали их. Сегодня это обычные для нас слова, которые помогли изменить в нас многое: отношение к жизни, к стилю преподавания, к взаимоотношению с людьми.

Один из основоположников коучинга Timothy Gallwey так определил сущность коучинга: «Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться» [1].

Коучинг – процесс, помогающий взглянуть человеку на развитие его личности, на конкретный этап развития личности, то есть открыть глаза на многие полезные для него вещи. Коучинг – процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов [2].

Что для меня означает коучинг? Хотелось бы представить коучинг с позиции необходимых качеств коуча:

К – креативный, компетентный, коммуникабельный
О – оригинальный, оптимистичный
У – уверенный, убедительный
Ч – честный
И – искренний, изобретательный
Н – наблюдательный, находчивый
Г – гибкий, гармоничный

Коучинг в школах

Вот уже третий год уверенными шагами в школы Казахстана вошел коучинг. Какова сегодня картина в школах с использованием коучинга в работе с учителями? Каково влияние проведенных коуч-сессий на развитие профессионализма педагога? Я бы хотела поделиться некоторыми своими мыслями по этому поводу.

Я думаю, что коучинг позволяет стать лидером на все свои 100 %.

Несомненно, коучинг является хорошим средством развития профессионализма учителей, НО надо помнить о том, что он действенен только для тех, кто готов развиваться, самосовершенствоваться, идти вперед, находя наилучшие пути.

Формы проведения коучинга: что лучше?

А что «внутри» коучинга?

Интересуясь вопросом о содержании проводимого коучинга в школах, я изучила размещенные планы сессий на сайте сетевого сообщества «Лидеры Уральска» [6], провела анализ посещенных коуч-сессий. Благодаря проведенному исследованию, я пришла к выводу, что на сегодняшний день существует ряд проблем проведения коучинга школьными учителями-коучами. Вот некоторые из них:

Коучинг и семинар – близнецы-братья?

По итогам бесед с моим тренером, по моим личным наблюдениям, я прихожу к выводу, что сегодня все чаще и чаще отмечается подмена понятий коучинг и семинар или мастер-класс. Я пришла к выводу, что не все то, что предлагают учителя, является коучингом, скорее всего это семинарские занятия с частичным коучинговым подходом. Отсюда предложение коллегам: более тщательно изучить литературу и определить для себя четко понятия «коучинг», «семинар».

«Наукообразный» коучинг.

Очень часто коучи отдают предпочтение «наукообразному» коучингу, т.е. коучингу с предоставлением теоретического материала, что не всегда преследует истинную цель коучинга. В основном темы коучинга формируются не от проблем, а с учетом донесения до учителей информации по модулям Программы. Из бесед с коучами, я выяснила, что основной причиной такой проблемы является выполнение требований, которые многими интерпретируются так: главное провести коучинг, а соответствует ли проведенный коучинг тому, каким он должен быть уже не так волнует. Я предполагаю, что если тему коучинга формулировать исходя из проблем коллег, периодически проводя исследования с определением потребностей, то мы будем иметь такой коучинг, который позволит педагогам найти новые пути обучения учащихся и преодоления проблем.

Давайте поиграем.

В последнее время, беседуя с учителями, я обнаружила такой факт, что у многих коучинг ассоциируется с игрой. Почему такое происходит? Это происходит вследствие того, что многие школьные коучи чрезмерно увлекаются проведением разминок, которые чаще всего используются в начальной школе, использованные разминки не всегда соответствуют теме коучинга, вот отсюда и мнение, что «коучинг – игра, возврат в детство». Предлагаю каждому школьному коучу:

Коучинг прошел, а что же дальше?

Чаще всего школьными коучами проводятся разовый коучинг: коучинг ради коучинга. Зачастую следующий коучинг проводится по другой проблеме, а прежнюю никто не прослеживает. Не ведется дальнейшее исследование данной проблемы: есть сдвиги или нет, а возможно по данной проблеме необходима еще одна коуч-сессия, не всегда прослеживается дальнейшую деятельность участников проведенного коучинга. Хочу предложить коллегам не увлекаться количеством коучинга, а после проведения коуч-сессии обязательно прослеживать деятельность тех, у кого были проблемы по данному вопросу.

Главное верить: все у нас получится!

Возможно, причина того, что не всем еще удается проведение коучинга в том, что мы, новоиспеченные коучи, боимся открыться друг другу, попросить помощи в анализе проведенного коучинга, боимся быть непонятыми.

В связи с этим я бы хотела предложить:

Какой он: коуч?

Известный тренер, стратег и наставник наиболее успешных людей мира Д. Дорнан [4] сравнивает людей с айсбергами, я бы это сравнение применила к новоиспеченным педагогам-коучам. Перефразировав слова Дорнана можно сказать, что то, каким педагог-коуч предстает перед своими коллегами, включая его умения наблюдать, слушать и слышать, оказывать поддержку и направлять – это только десять процентов того, что в действительности он собой представляет. Для того чтобы, 90% наших умений и возможностей не оставались «под водой» необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием и вовлекать в этот процесс своих коллег, «стремиться к поиску и освоению нового, не останавливаться на достигнутом» [4].

У Нэнси Дорнан есть такие слова: «Когда вы верите в людей, они делают невозможное» [4]. Я думаю, что, готовясь к коучингу, коуч должен прежде всего верить в возможности и способности участников процесса, способствовать проявлению желания своих коллег проявить и поверить в себя.

Хочу привести несколько примеров из моей практики коуча.

Помню, получив год назад сертификат учителя I(продвинутого) уровня, я подумала о том, что преодолела еще одну ступеньку на пути к успеху. Теперь я для своих коллег – лидер, ментор, коуч, передо мной открылись новые возможности на пути моего путешествия к успеху. Хочу привести пример из моего опыта работы как коуча. Однажды ко мне за помощью обратился учитель, которому необходимо было подготовить мастер-класс «Критическое мышление: из опыта работы». В ходе беседы выяснилось, что учитель основной акцент сделал на общеизвестных приемах из технологии критического мышления. И вот тогда я решила использовать все свои знания и навыки коуча и использовать их в работе с данным учителем. Я знала, что работу с коллегой, причем опытнейшим учителем, у которого в запасе свои результативные приемы развивающие навыки критического мышления, надо было построить так, чтобы он сам пришел к решению представить только те свои приемы работы с учащимися, которые дают хороший результат. Сначала с помощью вопросов, я помогла учителю определить только те материалы, которые будут очень интересны участникам мастер-класса, она пришла к выводу, что не стоит объяснять известные приемы технологии критического мышления, а остановиться на видоизмененных, адаптированных к данному предмету приемах. Затем мы составили SWOT-анализ предстоящего мастер-класса. Благодаря этому приему, нам удалось назвать все положительные стороны предстоящего мастер-класса, выявить минусы и постараться их исправить, предугадать то, что может не получиться, ну и для уверенности представить, какие возможности появятся у коллег и самого учителя, благодаря проведенному мастер-классу. В ходе работы я вспомнила совет Джона С. Максвелла и Джима Дорнана: «Если вы хотите помогать людям улучшать их качество жизни, станьте более продуктивны в своей работе, развивайте более позитивные отношения, а затем стройте их повышенную самооценку. Сделайте так, чтобы они чувствовали себя хорошо по отношению к самим себе, и положительные результаты проявятся во всех сферах их жизни. И когда они станут ощущать эти результаты, они будут вам благодарны» [5]. Коуч-сессия прошла удачно, учитель остался доволен тем, что в итоге проведения мастер-класса участники высоко оценили работу.

Путь к успеху тернист и труден, но если помнить слова Харви Файерстоуна: «Мы можем иметь постоянный успех только в том случае, если развиваем окружающих нас людей», можно многого добиться.

Литература.

Что такое коучинг для учителей. %D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0. Что такое коучинг для учителей фото. Что такое коучинг для учителей-%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0. картинка Что такое коучинг для учителей. картинка %D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.Есмагулова Гульнара Сергеевна

КГУ «ОШ №3 г. Аксая» Казахстан

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *