Что такое консультация учителя
ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация
ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация
Консультация – это предэкзаменационное занятие, направленное на решение интеллектуальных и психологических вопросов, возникших у учеников при подготовке к экзамену. Многие исследователи считают, что консультация в школьной практике не нужна. Однако, как показывает практика, хорошо организованная консультация помогает ученикам сдать экзамен более спокойно и уверенно. Консультация преследует две цели:
1) объяснение наиболее трудного материала, ответы на вопросы учащихся;
2) психологическая подготовка учащихся к экзамену.
Зачастую консультация заканчивается, не успев начаться. Учитель интересуется, есть ли вопросы, ученики молчат, после чего педагог всех отпускает. Однако не стоит забывать, что молчание учеников может быть связано с их страхом показать незнание предмета (или конкретного вопроса) непосредственно перед экзаменом. В этом случае у учителя заранее сложится отрицательное впечатление о подготовке учащихся к экзамену. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы заранее подготовиться к консультации, определив наиболее сложные (противоречивые, дискуссионные и т. п.) вопросы. Учитель сам предлагает на рассмотрение ряд вопросов. Если кто-либо из учеников знает ответ на решение поставленной задачи, то ему предоставляется слово. Если учащиеся не могут дать ответ, то учитель объясняет материал, опираясь на знания и подсказки учеников. Для консультации может быть выбрана и другая форма работы с вопросами. За каждым учеником заранее закрепляется ряд вопросов, ответы на которые должны быть ими изложены в тезисном виде. На консультации учащимися рассматриваются все вопросы. Учитель при необходимости помогает ученикам.
С психологической точки зрения консультация является очень важным занятием по подготовке к экзамену. Ученики должны уйти с этого занятия уверенными в том, что они смогут спокойно прийти и сдать экзамен. Существует несколько этапов консультаций:
1) выявление учителем общего настроя учеников перед экзаменом;
2) учитель объясняет (в очередной раз) процедуру экзамена, заостряя внимание на методе опроса, который будет использоваться;
3) формирование уверенности учеников в их знаниях.
Консультацию рекомендуется проводить за день до экзамена.
День проведения консультации важен, так как ко времени этого занятия ученики должны быть практически готовы к экзамену.
Для педагога консультация важна с нескольких точек зрения.
Учителю необходимо оценить степень готовности к экзамену каждого учащегося. На консультации рекомендуется опросить всех учеников. Это занимает много времени. Ничего страшного, если консультация будет проходить в течение двух уроков. Все будет зависеть от того, насколько динамично она проходит (она должна быть интересна и полезна для учеников). Особое внимание надо уделить «слабым» ученикам, которые могут испытывать наибольшие затруднения при подготовке к экзамену.
Учитель должен понять, насколько психологически готовы ученики к экзамену. Для этого можно провести ролевую игру: «Сегодня экзамен!» Однако такая игра не должна включать стандартные билеты. Это могут быть вопросы на эрудицию, смекалку и т. п. Основная цель такой игры – продемонстрировать ученикам ситуацию «ученик – билет – учитель – экзамен».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Иногда бывает так, что мы теряем веру в себя, нам кажется, что мы ничего не стоим, ни на что не годимся. В такие минуты можно использовать упражнение, предложенное Вирджинией Сатир. Для этого нужно, расслабившись, произнести следующий
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ А бывает, что нужно что-то забыть так, чтобы при необходимости суметь вспомнить. Немецкий психолог Ф. Лезер советует в таких случаях снабжать информацию, которую нужно временно забыть, словесной «биркой» с ответами на три вопроса:? «Что
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Для лучшего усвоения информации и ее прочного сохранения помните о следующих закономерностях нашей памяти.С информацией надо действовать. Не следует бездумно, пассивно «съедать то, что дают». С любым текстом надо работать с карандашом в
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Попробуйте подавить в себе вспыхнувший гнев или проглотить горькую обиду. Согласитесь, не очень-то это получается. Да и последствия такого «подавления» и «проглатывания» эмоций могут оказаться для организма весьма плачевными – сколько
Первая консультация
Первая консультация 3 февраля 1964 года«Пиглю» привезли родители, и сначала мы все на некоторое время собрались в кабинете. Габриела выглядела серьезной, и как только она появилась в дверях, мне стало очевидно, что она приехала работать.Я отвел всех троих в приемную, а затем
Вторая консультация
Вторая консультация 11 марта 1964 годаПигля (ей два года и пять месяцев) появилась в дверях со своим отцом (мать осталась дома с Сусанной) и сразу освоилась. Она хотела пройти прямо в кабинет, но пришлось повременить, и они с отцом пошли в приемную. Там поговорили. Отец,
Третья консультация
Третья консультация 10 апреля 1964 годаПигля (сейчас ей два года и шесть месяцев), выглядела менее напряженной, чем раньше, и в таком состоянии оставалась постоянно. Казалось, что она удалилась еще на один этап от тех актуальных тревог, о которых говорила. По сути, я теперь
Четвертая консультация
Четвертая консультация 26 мая 1964 годаКак я узнал позднее по телефону, Габриела (теперь ей два года и восемь месяцев) всю дорогу в поезде пролежала, свернувшись клубком, на коленях у отца, посасывая большой палец его руки.Она сразу направилась к куче игрушек, сказав при этом:
Шестая консультация
Шестая консультация 7 июля 1964 годаТеперь моей пациентке уже два года и десять месяцев. Я встретил ее на пороге словами: «Привет, Габриела!» На этот раз я знал, что должен говорить «Габриела», а не «Пигля». Она сразу направилась к игрушкам.Я: Габриела снова ко мне
Одиннадцатая консультация
Одиннадцатая консультация 16 июня 1965 годаГабриелу (теперь ей три года и девять месяцев) привез отец. Она вошла в таком состоянии, которое можно было бы назвать застенчивым восторгом. Сразу, как обычно, направилась к игрушкам; без умолку говорила весьма гнусавым голосом,
Двенадцатая консультация
Двенадцатая консультация 8 октября 1965 годаКогда отец с девочкой (которой теперь было четыре года и один месяц) приехали на такси, я стоял у дверей. Отец прошел прямо в приемную, а я сказал «Привет, Габриела!» Она пристально взглянула на меня и потом сразу пошла в комнату, где,
Тринадцатая консультация
Тринадцатая консультация 23 ноября 1965 годаЭто был довольно необычный приезд, характеризовавшийся застенчивостью; Габриеле было теперь четыре года и три месяца. Войдя в комнату, она закрыла дверь и сразу направилась к игрушкам. Я сидел на стуле за столом и писал.Габриела:
Четырнадцатая консультация
Четырнадцатая консультация 18 марта 1966 годаГабриелу (теперь ей четыре года и шесть месяцев) привез отец. Она явно была очень рада, что снова приехала. Я стоял в дверях, а она незаметно прокралась позади отца в дом. Сразу направилась в комнату и сказала: «Я сниму пальто» и
Пятнадцатая консультация
Пятнадцатая консультация 3 августа 1966 годаГабриела (теперь ей уже почти пять лет) приехала со своим отцом. Она выглядела очень хорошо и казалась уже очень взрослой. Мы поговорили немного об отдыхе (она только что ездила отдыхать) и о моем доме, где сейчас орудовали
Шестнадцатая консультация
Шестнадцатая консультация 28 октября 1966 годаГабриеле теперь уже пять лет и два месяца. Этот сеанс не был похож на все предыдущие. По сути дела, он выглядел скорее как встреча друзей. Вместе с отцом они подождали пять минут, поскольку приехали раньше назначенного времени,
ЛЕКЦИЯ № 7 Профессиональная консультация
ЛЕКЦИЯ № 7 Профессиональная консультация 1. Понятие профессиональной консультации Профессиональная консультация в основном предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов,
Консультация (учебная)
Смотреть что такое «Консультация (учебная)» в других словарях:
Консультация (совет) — Консультация (лат. consultatio, от consulto совещаюсь, обсуждаю, забочусь), 1) совет специалиста по какому либо вопросу, одна из форм учебных занятий (см. Консультация учебная). 2) Совещание специалистов по какому либо вопросу. 3) Учреждение для… … Большая советская энциклопедия
Консультация — I Консультация (лат. consultatio, от consulto совещаюсь, обсуждаю, забочусь) 1) совет специалиста по какому либо вопросу, одна из форм учебных занятий (см. Консультация учебная). 2) Совещание специалистов по какому либо вопросу … Большая советская энциклопедия
ИНСТИТУТЫ — научно исследовательские, учреждения, занятые специальной разработкой научных проблем и ведущие научные изыскания и исследования в соответствующих областях. Задачей научно исследоват. И. является объединение научн. сил вокруг определенных проблем … Большая медицинская энциклопедия
Экскурсия — У этого термина существуют и другие значения, см. Экскурсия (значения). Экскурсия (от лат. excursio прогулка, поездка) коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия… … Википедия
Каллистратова, Римма Фёдоровна — Римма Федоровна Каллистратова Дата рождения: 12 октября 1929(1929 10 12) (83 года) Место рождения: Самарканд, Узбекская ССР Страна … Википедия
Врачебный контроль — I Врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического… … Медицинская энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ — С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Имеющая внешнее выражение совместная деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме. О. ф. о. регламентируют соотношение индивидуального и коллективного в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I — МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I. История медицинского образования. Первые достоверные сведения о М. о. относятся к древнейшим историческим памятникам восточной культуры. В Месопотамии кодекс Хаммураби (около 2250 г. до н. эры) уже занимается врачебными … Большая медицинская энциклопедия
Методическая консультация для начинающего педагога: структура и содержание
Методическая консультация для начинающего педагога:
структура и содержание
Егорова Алла Владимировна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
МАОУ гимназии №29 г.Томска
Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса.
Методическая культура учителя состоит из двух компонентов.
Первый — это умение разработать практически значимый, конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за конкретными материалами, действиями, закономерности. Эти закономерности и составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет.
К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта. Вот эта мысль, обобщающая конкретику, и должна составить суть методики, методических рекомендаций и методических консультаций.
Почему именно «методическая консультация»?
Проблема профессионализма и компетенции работников образовательных учреждений приобретает сегодня все бо՛льшую значимость. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их обучения и воспитания. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности начинающего учителя или молодого специалиста, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.
В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из таких распространенных малых форм методической работы является консультация.
Консультация (латин. consultatio — совещание) — обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов; совет, даваемый специалистом.
Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия.
Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.
Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует от проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. Цель консультации – оказание методического и психологического содействия и практической помощи в решении профессиональных проблем начинающего/молодого педагога, содействие в повышении их профессионального уровня и развитии творческого потенциала. Другими словами, консультация должна учить применять теоретические знания на практике, совершенствовать, расширять и углублять их, вскрывать имеющиеся недостатки, помогать их устранению и способствовать преодолению возникающих затруднений.
Во многих образовательных учреждениях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения, план деятельности педагога-наставника и в план-маршрут индивидуальной программы развития профессиональных компетенций начинающего/молодого педагога, т.е. методические консультации являются заранее запланированными. Важно отметить, при этом, обязательно отводится время на внеплановые (эпизодические и/или спонтанные) консультации, необходимость в которых возникает довольно часто. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Несомненно, по мере необходимости в план вносятся изменения и дополнения.
При составлении годового плана образовательного учреждения каждая задача решается через консультацию, как самую известную, распространенную и доступную форму методической работы, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при его подготовке или при подготовке к участию начинающих/молодых педагогов в образовательных или методических событиях, конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
Плановые консультации, как правило, являются групповыми и длительными по времени. На групповой плановой консультации, как правило, одна целевая установка познакомить с какими-то новейшими достижениями. Если цель консультации уточнение, закрепление знаний педагогов, то возможно рассмотрение несколько вопросов.
После проведения консультаций важно проконтролировать качество усвоения ее содержания, наблюдая и анализируя работу ее участников, а также опираясь на данные карт педагогического мастерства, анкетирование и пр. Контроль выступает средством определения и планирования дальнейшей деятельности.
Групповые консультации требуют тщательной подготовки, продумывания, отбора необходимого материала. Они организуются по общей тематике для определённых категорий. Поэтому их не рекомендуется проводить часто. Количество их определяется составом педагогических работников, состоянием педагогической деятельности.
Содержание методических консультаций зависит от годовых задач, стоящих перед образовательным учреждением, от интересов педагогов, от трудностей, которые испытывают начинающие/молодые педагоги в работе.
Вопросы содержания консультаций касаются знакомства педагогов с последними достижениями науки, с различными инновационными материалами, литературой, новыми методами и приемами работы и т.д.
Индивидуальные консультации не планируются. Они осуществляются по мере необходимости, т.е. являются внеплановыми (эпизодическими и/или спонтанные). Эта форма методической работы является наиболее трудной, сложно предугадать, в какой момент и с какими трудностями и вопросами может обратиться начинающий/молодой педагог. Поэтому важно хорошо знать сильные и слабые стороны, затруднения, личностные качества начинающего/молодого педагога, а также уметь анализировать ход и результаты его деятельности, формировать на основе знаний конкретные рекомендации и советы. Эта форма помощи может носить кратковременный характер, но лучше перспективный.
Любая консультация требует подготовки и профессиональной компетентности. Проведение консультаций осуществляют опытные и компетентные педагоги, обладающих высоким уровнем психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, способных поделится своим опытом работы с коллегами. В связи с этим нелишним будет напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Кроме того, проведение консультаций требует от педагога-наставника умений придерживаться личностно-индивидуального подхода к каждому педагогу. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.
Каждой консультации предшествует качественная подготовка. Следовательно, информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:
Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
Обеспечение дифференцированного подхода в изложении материала с учетом опыта педагогов, класса и/или возрастной группы детей, их особенностей.
В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
Использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации. Несмотря на то, что для консультаций характерна монологическая форма изложения информации, активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
Осуществление подбора методической литературы по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться и др. источников.
Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива (группы).
Соответствуя перечисленным требованиям, консультирование дает возможность начинающим/молодым педагогам:
— получить научную информацию четко, доходчиво;
— является наиболее оперативной формой взаимодействия с наставником;
— ориентируется на дифференцированный подход к личности педагога;
— затрагивает вопросы актуальные для конкретного человека;
— в групповых формах дает возможность педагогу почувствовать себя психологически комфортно;
— активизирует и развивает поисковую деятельность педагога;
— деловые игры, брифинг, дискуссии, проигрывание и решение педагогических ситуаций, кроссвордов помогает усвоить технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.
Конечный результат любого методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Они создают условия мышления обучаемого, повышают степень мотивации, эмоциональности и творчества, способствуют установлению сотрудничества, содействуют приобретению опыта.
Методы проведения консультаций. Смена приоритетов в сфере образования, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу, внесли свои коррективы в условия работы педагога, в частности, в методику проведения консультаций.
Сегодня используются различные методы проведения консультаций.
Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения. При использовании поискового метода педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает целым рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание начинающих/молодых педагогов и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к ним. Они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать выводы.
В зависимости от уровня квалификации педагогов наставник определяет, в какой мере можно привлекать их к участию или ограничиваться собственным объяснением.
При обмене опытом целесообразен метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по темам, вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий:
— Предметом беседы лучше избрать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.
— Необходимо, чтобы начинающие/молодые педагоги располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом.
— Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания они получат и к каким выводам придут.
— Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих педагогов. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.
В ходе консультаций используются метод дискуссий. По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов, вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее.
Поэтому использование дискуссии как метода требует от ведущего педагога-наставника высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссии нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроения участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность. В заключительном слове кратко анализируется выступления участников и разъясняются принципиальные вопросы.
Еще одним вариантом проведения консультации может быть деловая игра. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организационных проблем. Для проведения деловой игры требуется серьезная подготовка, необходимо предусмотреть определенные условия, отражение в содержании игры обучающего материала, выделение игровых целей и задач, соблюдение выработанных правил, активность и самостоятельность участников игры. Учитывая педагогические принципы последовательности и доступности, лучше начинать с простых эпизодов, постепенно усложняя задание.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:
Создание проекта деловой игры.
Описание последовательности действий.
Описание организации проведения игры.
Составление заданий для участников.
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы через деловую игру помогает, как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.
Психологическое консультирование предполагает обсуждение проблем, с которыми сталкивается начинающий/молодой педагог в процессе воспитания и обучения ребенка. Ведется поиск решений обозначенных вопросов с опорой на теоретические знания и практический опыт. Правильная организация консультаций требует от педагога-наставника не только знаний и умений, но, прежде всего, быть хорошим психологом расположить к себе людей, вызвать их доверие.
Сложность работы консультанта состоит в том, что он должен успешно соединять в своей деятельности научные и обыденные знания понятия, закономерности, механизмы. Вместе с тем существует опасность упрощения языка и сведения всех психологических понятий до уровня обыденного знания, что не соответствует теоретическим и экспериментальным достижениям науки. В просветительской и консультативной работе, консультант должен точно дифференцировать адресата, с которым ведет общение.
Здесь учитывается возраст, образование, профессиональная специальность. Важнейшим принципом взаимодействие консультанта с консультируемым является обязательная доступность, доходчивость. Научные и обыденные понятия должны быть либо максимально сближены, либо ясно объяснено их соответствие. Во время консультирования педагог-наставник разъясняет значение различных специальных терминов, уточняет их понимание.
На согласие или не согласие консультируемого с консультантом влияет межличностная дистанция, ее мера устанавливается в процессе общения. При более дистантном холодном взаимодействии скрываемые слабости консультируемого могут прикрывать больше, чем при близком теплом взаимодействии. Но дистантное взаимодействие может помочь осознать внешние наблюдаемые проблемы: конфликтность поведения, напряженность в отношениях и т. д. Главным условием взаимодействия является взаимопонимание, на основе которого возникает готовность субъектов к сотрудничеству, к личному контакту, к прогрессивному движению в направлении разрешения актуальной для субъектов общей проблемы.
Таким образом, взаимодействие между наставником и начинающим/молодым педагогом может быть охарактеризовано, как форма их совместной деятельности, основанная на взаимопонимании и личном общении. Профессионально необходимыми качествами контакта при организации методического консультирования выступают:
умение избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и в поведении;
терпимость по отношению к другим;
умение понять общую культуру поведения;
умение до конца построить и выдержать свою линию поведения;
умение проанализировать с консультируемым ситуацию затруднений.
При соблюдении всех условий основой эффективной педагогической деятельности станет непрерывный процесс образования и развития начинающего /молодого педагога.