Что такое иносказательно описывает предмет учит угадывать задуманное
15. Соотнесите термин и его определение.1) Описание природы в литературном произведенииа) рифма2) Разговор двух и более лицб) пе
1. Определите литературное направление:
1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В- романтизм.
2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
А- классицизм.
3) Возникло и существовало во второй половине XVIII века. Отличалось повышенным интересом к человеческим чувствам и к окружающему миру. Характерно исключительное внимание к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого человека.
Б-сентиментализм;
2. Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений:
-классицизм: ода, басня, комедия, трагедия.
-романтизм :баллада, исторический роман,новелла.
3. Соотнесите литературные направления и писателей:
1. романтизм:
2. классицизм:
3. сентиментализм:
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»-поэма.
5. О каких литературных персонажах идет речь в следующем отрывке:
В- Онегин и Ленский.
6. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова:
Б- Печорину;
7. Кто в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние?
Д- Чичиков
8. «Что мне даёт чтение русской классической литературы?».
Задания олимпиады по литературе школьного этапа 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС
1. Соедините фамилии писателей и поэтов с их полными именами.
1. Крылов А. Федор Иванович
2. Жуковский Б. Иван Андреевич
3. Гоголь В. Лев Николаевич
4. Тургенев Г. Николай Васильевич
5. Тютчев Д. Иван Сергеевич
6. Толстой Е. Василий Андреевич
2. Назовите жанр произведений, из которых приведены отрывки:
1) «..Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьимантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию..»
2) «Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда.»
3. Назовите тропы, выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу , как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
4. Соотнесите термин и его определение.
1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма
4) Иносказательно описывает предмет, учит
угадывать задуманное. г) басня
5)Небольшое художественное произведение,
изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка
6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное
понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза
7)Небольшое произведение повествовательного
характера с нравоучительным содержанием. ж) аллегория
8)Стилистическая фигура, основанная
на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ.
5. Напишите название произведения, автора и героя.
Узнайте героя по описанию:
А) «Он был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён со родными своими. Но потом мало – помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме.»
Б) «Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых- дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал…, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей».
В) «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».
6. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.
а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
б) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
в) Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
г) А вы, друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь. 4б
7. Напишите, как вы понимаете смысл поговорки «Вода и камень точит». 20 б
2. Жуковский Василий Андреевич
3. Гоголь Николай Васильевич
4. Тургенев Иван Сергеевич
5. Тютчев Федор Иванович
6. Толстой Лев Николаевич
3. Дышит – олицетворение, мглистый- эпитет, как туман – сравнение
4. 1б, 2в, 3а, 4д, 5з, 6ж, 7г, 8е
5. А) А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители», Алёша.
Б) И.С.Тургенев «Муму», Герасим.
В) А.П.Чехов «Пересолил», дьячок Вонмигласов
Что такое иносказательно описывает предмет учит угадывать задуманное
Олимпиада по литературе 6 класс
Школьный этап всероссийской олимпиады
школьников по литературе
2021—2022 учебный год
1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже
«Повесть временных лет»
2. Определите писателя по биографическим фактам.
Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»
3. Соотнесите термин и его определение.
1. Созвучие концов строк.
2. Иносказательно описывает предмет, учит
3. Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа.
4. Стилистическая фигура, основанная
на противопоставлении понятий, образов.
4. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.
А) сабля и ранец
Б) волшебные волоски из бороды
В) ячменное семечко в цветочном горшке
Г) разбитое корыто
Д) говорящее чудесное зеркало
5. Анализ текста.
Голубые тени…
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М. М. Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М. М. Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Контент является обязательным к размещению
Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент
Согласия на обработку персональных данных находятся в учреждении
МАОУ «СОШ № 4» г. Чудово Новгородской области улица Малый переулок дом 9
Что такое иносказательно описывает предмет учит угадывать задуманное
Максимальное количество баллов-6
2. Определите писателя по биографическим фактам.
Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»
Максимальное количество баллов – 3
3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»
б) Летописание на Руси началось в XI веке.
В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой
Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения
Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
Максимальное количество баллов – 5
4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.
2) Астрид б) Пришвин
3) Сергей Александрович в) Куприн
4) Александр Иванович г) Маршак
5) Александр Сергеевич д)Линдгрен
6) Константин Георгиевич е) Родари
7) Джанни ё) Астафьев
8) Виктор Петрович ж) Барто
9) Самуил Яковлевич з) Паустовский
10) Михаил Михайлович и) Пушкин
По 1 баллу за факт (10 баллов).
5. Соотнесите термин и его определение.
1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма
4) Иносказательно описывает предмет, учит
угадывать задуманное. г) басня
5)Небольшое художественное произведение,
изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка
6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное
понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза
7)Небольшое произведение повествовательного
характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория 8)Стилистическая фигура, основанная
на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ. По 1 баллу за факт (8 баллов).
6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:
1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения
( сравнение, эпитет, олицетворение).
2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно таки в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы
Максимальное количество баллов-3
7.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым?
По 1 баллу за факт
8.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? Максимальное количество баллов – 1
Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,
Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво
Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.
2 Я там был; мед, пиво пил –
9. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.
А) сабля и ранец
Б) волшебные волоски из бороды
В) ячменное семечко в цветочном горшке
Д) говорящее чудесное зеркало
Максимальное количество баллов- 15 баллов( за героя, название произведения и автора по 1 баллу)
Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.
Максимальное количество баллов- 4
11.По данным примерам определите вид тропа.
1) «Рыцарь дрался как лев»
2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»
3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»
4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»
5)«Мужичок с ноготок»
6) «Исчезла грусти тень»
7) «Отговорила роща золотая»
8) «Побледневшие звезды»
9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»
10)«Голод вооружал их храбростью»
11) «Черный ветер, белый снег»
12) «Глаза, как небо, голубые»
По 1 баллу за факт (12 баллов)
12. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за факт
13. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Максимальное количество баллов-2
14. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
Максимальное количество баллов-1
Ответы к олимпиаде по литературе
Максимальное количество баллов-6
Максимальное количество баллов-3
Максимальное количество баллов-5
Максимальное количество баллов-10
Максимальное количество баллов-8
6. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)
2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение ;
И сердце сильно таки в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Максимальное количество баллов-2
7. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный» «Спящая царевна», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Гусляры», Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «Порсле побоища Игоря Святославовича с половцами».
По 1 баллу за факт
Максимальное количество баллов-1
В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»
Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»
Максимальное количество баллов- 15 баллов( за героя, название произведения и автора по 1 баллу)
Максимальное количество баллов- 4
8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.
По 1 баллу за факт (12 баллов)
2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.
3)Эпитет: «светлая тишина»;
сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;
олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.
13. Полковник наш рожден был хватом.
Максимальное количество баллов-2
Максимальное количество баллов-1
15. При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..
Олимпиада по русскому языку в 6 классе 2021-2022 учебный год
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку в 6 классе 2021-2022 учебный год»
Республиканская олимпиада по русскому языку 2021–2022 уч. г.
Задание 1. Объясните значение словосочетаний:
завели собаку, завели песню, завели мотор, завели врага.
Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение?(5 б.)
Задание 2. Выпишите из предложения ВСЕ словосочетания. Выполните синтаксический разбор двух из них. (5 б.)
Пушистый кот потянулся и лениво вышел из комнаты.
Задание 3. Какими частями речи могут быть следующие слова: столовая, стих, красиво? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. (6 б.)
Задание 4.Соотнесите термин и его определение. (8 б.)
Описание природы в литературном произведении.
Разговор двух и более лиц.
Созвучие концов строк.
Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.
Небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.
Иносказание, с помощью которого отвлечённое понятие передаётся с помощью конкретного образа.
Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием.
Стилистическая фигура, основанная на противопоставлении понятий, образов.
Б) Пейзаж Е) Антитеза
В) Диалог Ж) Аллегория
Приходилось ли вам извлекать «урок» из сказок? Чему они учат нас? Приведите примеры. (10 б.)
Общее количество баллов – 34 баллов.
Задание 1. По 1б. за каждое правильное объяснение значения словосочетания. 1б. за правильно названное определение данных слов. Всего – 5б.
Задание 2. 3б. за правильно выписанные словосочетания, 2б. за правильно выполненный синтаксический разбор. Всего – 5б.
Задание 3. По 2б. за каждое правильно составленное словосочетание или предложение. Всего – 6б.
Задание 4. По 1 б. за каждую правильно составленную логическую пару. Всего – 8б.
Задание 5. По 5б. за грамотность и содержание. Всего – 10б.