что такое g фактор в психологии это

Фактор общего интеллекта

что такое g фактор в психологии это. g factor. что такое g фактор в психологии это фото. что такое g фактор в психологии это-g factor. картинка что такое g фактор в психологии это. картинка g factor.

Фактор общего интеллекта (также general factor и G-factor) – это психологический конструкт, предложенный английским психологом Чарльзом Спирменом в первой половине прошлого века. Вы, наверное, замечали, что люди, которых мы считаем умными, умны как-то по-своему. Порой сложно выделить какие-то общие черты среди них. Но здесь нам помогает теория Спирмена: она позволяет выделить общий интеллект, который у всех людей сводится к индивидуальным различиям.

Чарльз Спирмен помимо G-фактора выделял также и S-фактор («специфический» или «специальный»). Вместе они составляют двухфакторную теорию интеллекта. Образно говоря, общий интеллект – это монарх, управляющий S-факторами и координирующий их. Или прибегнем к другой метафоре: генеральный интеллект – это винегрет, в котором специфический интеллект – каждый отдельный ингредиент.

Роль G-фактора

Спирмен, утверждал, что успешность любой интеллектуальной деятельности зависит как от общего интеллекта, так и от специфического для данного занятия. Причем он заметил, что роль G- и S-факторов неодинакова для различных типов деятельности. Наибольшее значение общий интеллект имеет при выполнении заданий на понятийное мышление и решении сложных математических задач, наименьшее – при выполнении сенсомоторных действий.

Хоть фактор общего интеллекта и оказывает большое влияние на нашу деятельность, он имеет латентный характер и весьма слабо проявляется. Наибольшую корреляцию с G-фактором показывают простые тесты (например, матрицы Равена), в которых отслеживается не способность справиться с задачей, а скорость её решения. И здесь мы подходим к более чётким критериям общего интеллекта.

Что составляет G-фактор?

Спирмен выделяет три показателя, которые характеризуют общий интеллект:

Как видите, эти показатели имеют значение в любой деятельности, поэтому человек с высоким уровнем развития общего интеллекта успешнее справляется со всеми типами интеллектуальных тестов и реальными задачами в целом. Видимо, это подтверждает поговорку «талантливый человек талантлив во всём».

Дополнение теории

Со временем Спирмен добавил в свою теорию промежуточный уровень механических, лингвистических и вербальных способностей, которые объединяют некоторые из S-факторов в группы и, в свою очередь, составляют общий интеллект. Но даже в таком виде теория со временем неоднократно подвергалась критике.

Критика теории

Во-первых, критиковалось само наличие общего интеллекта. Некоторые эксперты (например, Говард Гарднер – американский психолог и Филип Китчер – американский философ) высказывались против этого положения. Во-вторых, теория Спирмена казалась многим исследователям слишком простой. В итоге со временем её вытеснили другие, более сложные многофакторные теории интеллекта (Гилфорда, Кеттелла-Хорна-Кэрролла и др.).

Но независимо от того, существует G-фактор или нет, развивать свои интеллектуальные способности необходимо, ведь каким бы загадочным и непостижимым ни оказывался интеллект, именно он позволяет каждому из нас полноценно функционировать в этом мире.

Источник

Психологическая энциклопедия
Общий фактор интеллекта (general intelligence factor)

Общий фактор интеллекта (general intelligence factor)

Гипотезу о существовании общего фактора всех когнитивных способностей выдвинул еще Ф. Гальтон, однако Ч. Э. Спирмен был первым, кто подверг эту гипотезу эмпирической проверке. Общий фактор, обозначенный Спирменом буквой g, был положен в основу созданной им двухфакторной теории, согласно к-рой любой психол. тест позволяет оценить лишь 2 фактора: фактор g, общий для всех тестов, и фактор s, специфический для каждого теста. Разработанный Спирменом метод факторного анализа сделал возможной точную оценку того, в какой степени каждый тест из батареи разнообразных тестов измеряет фактор g, общий для всех входящих в данную батарею тестов. Эта степень есть не что иное, как факторная нагрузка теста по общему фактору g, или просто его g-нагрузка; ее можно представить себе как корреляцию между показателями по конкретному тесту и фактором g, если бы гипотетический тест мог измерять только g и ничего больше. Предложенный Спирменом принцип «индифферентности индикатора» означал, что фактор g мог быть измерен бесконечным количеством всевозможных тестов, независимо от сенсорной модальности, специфического содержания знаний или особых навыков, требуемых для выполнения конкретного теста. Поскольку тесты, предполагающие выявление отношений и улавливание смысла понятий, умение рассуждать на абстрактном уровне и решать нестандартные задачи, имеют самые высокие нагрузки по фактору g и наиболее четко дифференцируют людей с предположительно высоким и низким интеллектом, фактор g стал практически синонимом общего интеллекта.

Метод многофакторного анализа с вращением (преобразованием) факторов для приближения к критерию «простой структуры» наиболее ясно продемонстрировал существование групповых факторов, которые Терстоун назвал «первичные умственные способности». Считается установленным наличие следующих первичных факторов: логическое рассуждение, вербальное понимание, беглость речи, легкость числовых операций, пространственная визуализация, перцептивная скорость и ассоциативная память. Однако мат. сущность предложенной Терстоуном модели факторного анализа препятствовала выявлению фактора g, к-рый оказался замаскированным среди первичных факторов. Кажущееся исчезновение фактора g Спирмена в работах Терстоуна и его последователей породило немало теорет. споров, пока исследователи не пришли к выводу, что это мат. артефакт конкретного метода факторного анализа. Сам Терстоун в конце концов признал, что при вращении осей первичных факторов для получения наилучшего решения в соответствии с критерием простой структуры они становятся облическими (начинают коррелировать между собой), и факторный анализ интеркорреляций между первичными факторами дает фактор второго порядка, к-рый есть не что иное, как фактор g Спирмена. Этот тип иерархического факторного анализа, при к-ром g выявляется как фактор второго (высшего) порядка, стал в настоящее время наиболее предпочитаемым методом извлечения фактора g.

Оказалось, что невозможно разработать тесты, являющиеся чистыми факторными мерами первичных умственных способностей. Тесты первичных умственных способностей всегда существенно коррелируют между собой, что объясняется вкладом фактора g во все когнитивные тесты. Т. о., самые «чистые» тесты, к-рые только можно придумать, измеряют одну из первичных умственных способностей в сочетании с фактором g, причем фактор Спирмена обычно объясняет более значительную часть общей дисперсии (индивидуальных различий) тестовых показателей.

В настоящее время не существует общепринятой теории в отношении фундаментальной природы фактора g, и мы по-прежнему далеки от понимания механизмов мозга, к-рыми можно было бы объяснить фактор Спирмена.

Хотя фактор g не имеет пока удовлетворительного теорет. обоснования, он, без сомнения, служит сильнейшим источником индивидуальных различий в любой мало-мальски сложной познавательной деятельности, проявляясь в форме поведения, к-рое можно оценить с позиции объективного стандарта выполнения.

Источник

Интеллект: G-фактор и двухфакторная теория Спирмена

Содержание:

С другой стороны, на гораздо более субъективном уровне интеллект стал определение вопроса о собственной личности и это влияет на самооценку и самооценку. Понятие интеллекта может показаться слишком абстрактным и общим для понимания наукой. Как решается эта проблема из психометрия?

Два фактора интеллекта

При изучении интеллекта используются разные парадигмы, такие как подвижный интеллект и кристаллизованный интеллект. Однако это бифакториальная теория английского психолога. Чарльз копейщик (1863–1945), пожалуй, самый известный в истории.

Спирмен заметил, что оценки, полученные детьми школьного возраста по каждому из предметов, показывают прямую взаимосвязь, так что школьник, получивший очень хорошие оценки по одному предмету, будет иметь тенденцию также иметь хорошие результаты по остальным предметам. Исходя из этого факта, он разработал объяснительную модель интеллекта, подходящую в качестве отправной точки для измерения I.Q (CI). Эта пояснительная модель называется Теория бифакторного интеллекта.

Согласно этой теории, интеллект, который представляет собой теоретическую конструкцию, измеряемую тестами в форме IQ, имеет два фактора:

Фактор G

А общий фактор интеллекта, звонок Фактор G, что является важной основой разумного поведения в любой конкретной ситуации.

S факторы

Ряд специфических факторов, которые можно понимать как способности и склонности, которые присутствуют только в определенных сферах жизни и результаты которых нельзя обобщить на другие области.

Хороший пример, объясняющий бифакториальную теорию, можно найти в случае видеоигр для тренировки мозга. Похоже, что эти видеоигры созданы для улучшения нашего G-фактора в процессе игры. То есть несколько часов игры в неделю должны дать результат человеку, который играет в них с большим интеллектом в любой ситуации. Однако кажется, что они действуют только на S-факторы: можно увидеть увеличение их способности играть, но это улучшение не распространяется на другие области, это конкретное обучение, результаты которого не выходят за рамки самой видеоигры.

От аннотации к конкретным данным

Мы можем согласиться со Спирменом в том, что если что-то характеризует интеллект, так это его абстрактная природа. В исследовании интеллекта есть парадокс попыток объяснить что-то, что определяется постоянными изменениями в своей адаптации к различным проблемам, с которыми мы живем: наша способность успешно решать бесконечно разнообразный ряд проблем с ограниченными ресурсами (включая, время). В этом смысле кажется необходимым учесть нечто подобное Фактор G.

Теперь, если включить абстрактную концепцию дан в качестве общего фактора интеллекта, эта теоретическая модель становится непрактичной, если она не основана на конкретных данных, на том, что мы находим эмпирически с помощью измерений IQ. Таким образом, помимо введения термина Фактор GПараллельно с этим Спирмен разработал стратегию эмпирического достижения конкретных ценностей, которые будут ее определять. Таким образом, когда дело доходит до ввести в действие концепции для создания инструментов измерения интеллекта (тест IQ), Фактор G он определяется как представление дисперсии, общей для всех когнитивных задач, которые измеряются тестом. Эта внутренняя структура взаимосвязей между данными обнаруживается с помощью факторного анализа.

Следовательно, G-фактор, который отражается в тестах, на самом деле является количественной мерой, которая можно найти только статистическими операциями из необработанных данных, собранных в каждой из тестовых задач. В противовес звонкам наблюдаемые переменные, то Фактор G Spearman’s показывает нам матрицу корреляций между переменными, которые можно найти только с помощью статистической техники. То есть он делает структуру отношений между различными переменными видимой, чтобы создать общее значение, которое было скрыто, значение Фактор G.

Фактор G сегодня

сегодня каждый тест интеллекта может быть основан на различных теоретических основах и концепциях интеллекта.именно из-за абстрактности этого последнего понятия. Тем не менее, эти инструменты измерения обычно включают оценки по конкретным областям компетенции (язык, пространственный интеллект и т. Д.) На различных уровнях абстракции, а также предлагают G-фактор в качестве значения, которое суммирует общий интеллект человека. индивидуальный. Многие методы измерения интеллекта можно рассматривать как прямые потомки теории Спирмена.

Тесты на IQ предназначены для психометрического измерения интеллекта на основе генетических переменных или «g». Это индикатор, который обычно используется в академических условиях или для выявления возможных нарушений развития (таких как задержка созревания), а также для установления корреляционных отношений между окружающей средой и генетическими компонентами интеллекта: то Фактор G соотносится с продолжительностью жизни, возможностью найти работу и другие соответствующие конструкции.

Критика и обсуждение

В основном можно сделать два критических замечания. Во-первых, на общий фактор интеллекта влияют культурный уклон: экономическое положение, образовательный уровень и географическое распределение дома, похоже, влияют на результаты интеллекта, и это вопрос, который нельзя объяснить только генетической изменчивостью. Во-вторых, насколько это возможно практично, G-фактор нечувствителен к различным формам проявления интеллекта, особенности, которые заставляют каждого человека развивать разумное поведение по-своему (например, это пытались исправить с помощью модели множественного интеллекта Говарда Гарднера).

Иллюзия Мюллера-Лайера: что это такое и почему возникает

Источник

Фактор общего интеллекта

что такое g фактор в психологии это. 42px Wikitext ru.svg. что такое g фактор в психологии это фото. что такое g фактор в психологии это-42px Wikitext ru.svg. картинка что такое g фактор в психологии это. картинка 42px Wikitext ru.svg.

Содержание

История фактора g

Чарльз Спирмен, один из первых исследователей в области психометрии, обнаружил, что оценки школьников среди предположительно не связанных испытуемых имели положительную корреляцию между собой, и выяснил, что эти корреляции отражают влияние преобладающего фактора, который он обозначил, как g, фактор общего интеллекта. Он разработал модель, где все различия в результатах тестов интеллекта можно объяснить двумя факторами. Первый фактор является специфичным для индивидуальных интеллектуальных заданий – это индивидуальные особенности, которые позволяют человеку выполнять одно задание на интеллект лучше другого. Второй – это g, фактор общего интеллекта, отвечающий за успешность выполнения интеллектуальных заданий в целом. Однако, теория Спирмена показала себя слишком простой, т.к. игнорировала влияние групповых факторов (пространственная память, визуализация, вербальные способности), которые также могут быть обнаружены с помощью факторного анализа.

Накопление информации, полученной из интеллектуальных тестов, и более современные техники анализа сохранили центральную роль g и привели исследователей к современной теории фактора g. Иерархия факторов с g на наиболее высоком уровне и групповыми факторами на более низких уровнях в настоящее время является наиболее широко используемой моделью умственных способностей. Также были предложены и другие модели, вокруг которых разгорелись жаркие споры относительно g и альтернативных теорий интеллекта.

Тесты интеллекта и фактор g

Данные, полученные в результате наблюдений за тем, что подсчитывают все интеллектуальные тесты, по выделению основ фактора g, положительно коррелируют между собой. Фактор g может быть извлечен как основной фактор из результатов интеллектуальных тестов с помощью анализа основных компонентов или факторного анализа.

Взаимоотношения между фактором g и интеллектуальными тестами можно объяснить на следующем примере. Существуют объекты, изменяющиеся в размерах, такие как, например, человеческое тело. Никакое конкретное измерение человеческого тела не дает четкого представления о его размере. Напротив, может быть сделано много различных измерений, подобных тем, которые делает портной. Все эти измерения будут иметь положительную корреляцию между собой и если каждое из них внесет свой вклад в общий результат, полученное целое даст более точное описание размера индивида, чем каждое конкретное измерение. Это позволяет сделать метод факторного анализа. Этот процесс похож на нахождение среднего из суммы измерений конкретной переменной, но вместо размера здесь выступает суммарное измерение образцов переменной. Конечно, различие в размерах не в полной мере дает отчет за все различия человеческого тела. Техники факторного анализа не ограничены в продуцировании единственного фактора. Так, проводя анализ человеческого тела, можно, например, выделить два основных фактора: рост и обхват. Однако, результаты тестов познавательных способностей фактически продуцируют первичный преобладающий фактор g.

Тесты познавательных способностей валидны настолько, насколько они измеряют фактор g. Если показатели выполнения задания, выраженные количественно высоко коррелируют с фактором g, такое задание считается связанным с g. Создатели тестов IQ, целью которых в общем является создание надежных и валидных тестов, т.о. стараются сделать свои тесты настолько связанными с g, насколько возможно. Исторически, под этим подразумевалось снижение влияния групповых факторов с помощью использования как можно более разнообразных задачек на интеллект. Однако, такие тесты, как матрицы Равенна считаются наиболее связанными с фактором g, хотя и составлены из достаточно однообразных задачек.

Тесты элементарных познавательных способностей также сильно коррелируют с фактором g. Они, как и предполагает их название, являются простыми задачками, по-видимому, требующими незначительных умственных усилий, но при этом довольно сильно коррелируют с наиболее всесторонними интеллектуальными тестами. Определение, какого цвета лампочка: голубого или красного, либо же определение того, сколько квадратов нарисовано на экране: 5 или 4 – это типичные примеры таких тестов. Ответы на такие вопросы обычно даются посредством наиболее быстрого нажатия на нужную кнопку. Часто в дополнение к двум кнопкам, предназначенным для вариантов ответа, добавляется третья кнопка, созданная для ожидания начала теста. Когда стимул предъявляется испытуемому, он переносит руку с кнопки старта на кнопку правильного ответа. Это позволяет экспериментатору определить, сколько времени было затрачено на раздумывание над ответом на вопрос (время реакции, измеряемое в долях секунды) и сколько времени было затрачено на физическое движение руки до правильной кнопки (время движения). Время реакции сильно коррелирует с фактором g, в то время как время движения менее сильно. Использование тестов элементарных познавательных способностей позволило провести количественную оценку гипотезы, касающейся тестовых предрассудков, мотивации испытуемого и групповых различий. Эти тесты, имеющие в качестве преимущества свою простоту, обеспечивают связь между классическими тестированиями интеллекта и биологическими доказательствами, такими как исследования MRI.

Биологические и генетические корреляты фактора g

Фактор g имеет большое количество биологических коррелятов. К сильным коррелятам относятся масса префронтальных долей головного мозга, общая масса головного мозга, уровень метаболизма глюкозы в головном мозге. Фактор g коррелирует менее сильно, но все же значимо с общим размером человеческого тела. Существует противоречивая информация относительно корреляции между фактором g и скоростью проведения нервных импульсов в периферической нервной системе, одни исследования указывают на значительные положительные корреляции, другие говорят об отсутствии или же даже об отрицательной корреляции.

Современные исследования предполагают, что в широком смысле наследуемость фактора g находится в промежутке между 0,5 и 0,8, а его наследуемость в узком смысле составляет примерно 0,3, хотя причины этого до сих пор неизвестны. Наследуемость большинства результатов тестов т.о. приписывается фактору g.

Долгое время считалось, что размер головного мозга коррелирует с фактором g (Jensen, 1998). Недавние исследования MRI на близнецах (Томпсон и др., 2001) показали, что количество серого вещества во фронтальной коре высоко значимо коррелирует с фактором g и является высоко наследуемым. Подобные исследования указывают, что корреляция между размером головного мозга (предполагая, что его наследуемость составляет 0,85) и фактором g 0,4; а также обращают внимание на то, что эта корреляция опосредована генетическими факторами (Posthuma et al., 2002). Фактор g наблюдаем как у мышей, так и у людей (Matzel et al., 2003). Фактор g возможно является ограниченным объёмом кратковременной памяти. Умственные способности или C, объём кратковременной памяти (измеряемый в битах информации) – это произведение Ck (в бит/сек), индивидуальной скорости переработки информации, на D (сек), продолжительность восприятия информации в кратковременной оперативной памяти, означающую продолжительность запоминания. Отсюда:

C (бит) = Ck (бит/сек) х D (сек)

Социальные корреляты фактора g

G имеет положительную корреляцию с традиционными показателями успеха (академической успеваемостью, успешностью выполнения рабочих обязанностей, карьерным престижем) и отрицательную корреляцию с социально осуждаемыми явлениями (исключением из школы, незапланированной беременностью, бедностью и нищетой). Тесты интеллекта, измеряющие различные способности, не имеют более высокой прогностической способности, чем фактор g. Научные публикации о различиях в интеллекте, обнаруженные у различных этнических групп (см. расу и интеллект), вызвали общественные споры на данную тему.

Эффект Флинна и фактор g

Эффект Флинна описывает подъем в показателях IQ с течением времени. Не существует единой точки зрения, вызывает ли подъем в показателях IQ аналогичный подъем фактора g. К тому же исследования последнего времени указывают на то, что показатели IQ в развитых странах перестают расти. [1] [2] Статистический анализ результатов субтестов IQ предполагает, что их вклад в эффект Флинна независим от фактора g.

Противоречия фактору g

Стефен Джей Гулд в своих поздних работах выразил свои возражения как относительно концепции фактора g, так и о тестированиях интеллекта в целом, что описано в его вызывающей споры книге «Неправильные измерения человека».

Некоторые исследователи искусственного разума отстаивают такую точку зрения, которая утверждает, что о науке об умственных способностях можно говорить как о «компьютерионизме» и она является «слабоумной и бессмысленной», отмечая: «Тесты умственных способностей меряют различия в выполнении задач, которые скоро будут делать за нас компьютеризированные механизмы. Такие способности не имеют ничего общего с гениальностью».

Эксперт в области интеллекта Ховард Гарднер отмечает: Я не верю, что существует один единственный общий талант, как бы он ни был назван, интеллектом, креативностью или фактором g. Я не помещаю таланты внутрь человеческого головного мозга, предпочитая истолковывать все достижения, как взаимодействие между умственными потенциалами, с одной стороны и ресурсами и возможностями, предоставленными окружающей культурной средой, с другой стороны… Вся интеллектуальная и креативная работа выполняется в рамках некоторого рода социальных дисциплин, ремесел или организованной деятельности, называемых компетенцией. Соответственно, нет смысла говорить о человеке, что он в общем талантлив или креативен.

Филипп Китчер в 1985 году написал: Многие ученые сейчас убеждены, что не существует единственной меры интеллектуальных способностей – никакого всеобщего интеллекта. Их предположение в отношении концепции всеобщего интеллекта основаны на мнении о том, что различные интеллектуальные способности не очень хорошо коррелируют между собой. …Полезно продолжать выставлять на всеобщее обозрение миф о «всеобщем интеллекте».

Источник

Социальный интеллект

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и его специфические способности

что такое g фактор в психологии это. IQ 1. что такое g фактор в психологии это фото. что такое g фактор в психологии это-IQ 1. картинка что такое g фактор в психологии это. картинка IQ 1.

В начале века Чарльз Спирмен (1904г.) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру неинтелектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии.

Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей умственной способности, и выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей.

Чарльз Спирмен заметил, что, испытуемые успешно выполняющие «тесты на мышление», столь же успешно справляются и с другими тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показывающие низкий результат, плохо справляются с большинством тестов…

Свои наблюдении он изложил в книге: Cпособности человека, их природа и измерение / The Abilities of Man, their Nature and Measurement.

Объясняя наблюдения, Чарльз Спирмен «… предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:
1) некий общий фактор, общая способность,
2) фактор, специфический для данной деятельности.

Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности (S-фактора).

Заметим лишь, что общий фактор воистину скрыт (латентен). Максимально влияя на действия, протекающие во внутреннем «умственном плане», он минимально проявляется в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.

Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей. Эти способности (Спирмен их назвал «групповыми факторами интеллекта») заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности».

Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп).

Позже Терстоун (1938г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

По мнению Кэттела (1967г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, «кристаллический интеллект» определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического или связанного интеллекта», так как потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттела, потенциальный или свободный интеллект независим от приобщенности к культуре.

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равена), тесты интеллекта Кеттела.

Литература
1. Дружинин В.Н., Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 27-28.
2. Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 1997
3. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект (нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности). М., 1995

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *