что такое ефом для учителей
Что такое ефом для учителей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 26 июля 2017 г. №703
В целях выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2017 г. N ОГ-П8-3959 приказываю:
2. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (Тарадановой И.И.), Департаменту стратегии, анализа и прогноза (Хамардюк А.В.), Департаменту государственной политики в сфере высшего образования (Соболеву А.Б.), Департаменту информационной политики (Емельянову А.А.), Департаменту государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (Черноскутовой И.А.), Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Кравцову С.С.) обеспечить выполнение мероприятий «дорожной карты».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр | О.Ю. Васильева |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 26 июля 2017 г. N 703
План мероприятий («дорожная карта»)
по формированию и введению национальной системы учительского роста
* Для мероприятий, предусматривающих разработку проекта федерального закона и/или проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, сроком выполнения считать срок внесения проекта соответствующего федерального закона и/или нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в Правительство Российской Федерации. Для мероприятий, предусматривающих разработку приказов Минобрнауки России, сроком выполнения считать дату утверждения приказа Минобрнауки России.
*** По плану законопроектной деятельности Минобрнауки России на 2019 год.
Обзор документа
Разработана «дорожная карта» Минобрнауки России по формированию и введению национальной системы учительского роста.
Так, предусмотрены мероприятия, связанные с подготовкой и внедрением новой модели аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов.
Последние формируются из четырех самостоятельных модулей, включающих оценочные материалы по предметной подготовке учителя (по всем учебным предметам и направлению деятельности учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися программы начального общего образования); по методике преподавания; по психолого-педагогическим, коммуникативным компетенциям.
Резолюция Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей»
РЕЗОЛЮЦИЯ
«Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей»
от 9 ноября 2018 года
В работе конференции приняли участие 369 представителей из 75 субъектов Российской Федерации.
Участники Всероссийской конференции, отмечая актуальность создания на всей территории Российской Федерации единой системы оценивания профессиональной деятельности учителя в рамках внедрения и применения новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов, предлагают:
рассматривать разработку новой модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ, прежде всего, с точки зрения повышения качества образования, гарантий сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации, достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в сфере образования;
рассматривать разработанную модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках формирования национальной системы учительского роста во взаимосвязи с совершенствованием профессионального развития учителей, созданием новых траекторий учительской карьеры, вопросами оплаты труда и повышения престижа учительской профессии;
поддержать создание объективной и независимой системы дифференцированной оценки профессиональных компетенций учителей на основе требований профессионального стандарта педагога (действующей версии и разработанного проекта «уровневого» профессионального стандарта педагога) и федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования;
поддержать инициативу Министерства просвещения Российской Федерации о разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» в части утверждения новых должностей учителей, дифференцированных по уровню владения профессиональными компетенциями – «старший учитель», «ведущий учитель»;
при разработке нормативных правовых актов, регулирующих внедрение и применение модели аттестации на основе использования ЕФОМ, учесть выявленные в ходе апробации и общественно-профессионального обсуждения модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ замечания к существующей системе аттестации педагогических работников;
продолжить на Интернет-ресурсе ефом.рф дальнейшее общественно-профессиональное обсуждение модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ с привлечением представителей общественно-профессиональных объединений (ассоциаций) педагогических работников в целях подготовки проведения итоговой апробации новой модели аттестации учителей в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» (пункт 16);
усилить информационное сопровождение хода дальнейшего внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей, учитывая долгосрочность и социальную чувствительность вопросов оценки квалификации учителя;
предусмотреть широкое привлечение представителей общественно-профессиональных объединений (ассоциаций) педагогических работников к обсуждению элементов и механизмов (в том числе и в части процедур, форм организации, методик и технологий оценки при учете региональной специфики) разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей, в том числе в качестве разработчиков ЕФОМ, экспертов, членов аттестационных комиссий и т.д.;
рассмотреть предложение о необходимости актуализации плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и введению национальной системы учительского роста в связи с изданием Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; в том числе в контексте задачи внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
обеспечить участие педагогических работников в дальнейших этапах формирования и введения национальной системы учительского роста и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников исключительно на добровольной основе и с соблюдением конфиденциальности результатов, прав и социальных гарантий педагогических работников;
Проведенное широкое профессионально-общественное обсуждение показало возможность и целесообразность применения предложенной разработанной модели аттестации на основе использования ЕФОМ и типовых комплектов ЕФОМ
для проведения аттестации учителей при учете вышеупомянутых предложений участников Всероссийской конференции.
Статья «Новая модель аттестации учителей с применением единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Мичуринска Тамбовской области
Статью подготовил: методист Волошенко О.В.
Новая модель аттестации учителей с применением единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ)
Итак, новая модель аттестации.
Включает в себя два вида аттестации:
А) «Вход в профессию» (Профессиональный экзамен)
Ø выпускники вузов, получившие педагогическое образование, которые хотят работать в школе;
Ø учителя с перерывом в преподавательском стаже более 5 лет;
Ø кандидаты на должность учителя без педагогического образования, но желающие преподавать в своей профессии (экономисты, юристы, программисты, бухгалтера и т.п.);
Ø лица без опыта работы учителем
Они сдают профессиональный экзамен с использованием ЕФОМ (предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции).
Б) Соответствие занимаемой должности «УЧИТЕЛЬ»
Обобщенная трудовая функция – профессиональная деятельность по обучению и воспитанию в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.
Ø учителя-молодые специалисты (через 3 года после начала профессиональной деятельности), выдается сертификат допуска к профессии;
Ø учителя, подтверждающие соответствие занимаемой должности (подтверждение категории, присвоенной ранее), каждые 5 лет (выдается документ, подтверждающий соответствие занимаемой должности сроком на 5 лет)
Они проходят процедуру оценивания компетенций с использованием ЕФОМ (предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции) + представление работодателя (динамика образовательных результатов обучающихся + условия профессиональной деятельности + индивидуальные достижения учителя, включая учет мнения выпускников).
Обобщенная трудовая функция:
→ профессиональная деятельность по обучению и воспитанию в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами;
→ взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
→ проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС:
→ методическое сопровождение педагогов
Выдается документ об установлении 1-ой категории сроком на 5 лет.
Обобщенная трудовая функция:
→ профессиональная деятельность по обучению и воспитанию в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами;
→ взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
→ взаимодействие с коллегами
→ проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС:
→ методическое сопровождение педагогов
→ наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами
Выдается документ об установлении высшей категории сроком на 5 лет.
Они проходят процедуру оценивания компетенций с использованием ЕФОМ (только методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции) + представление работодателя (динамика образовательных результатов обучающихся за последние 5 лет + условия профессиональной деятельности + индивидуальные достижения учителя, включая учет мнения выпускников).
Аттестация с применением ЕФОМ будет состоять из трех блоков:
Ø Письменная работа – проверяются предметные и методические компетенции в соответствии с ЕФОМ. Экзамен проходит по профильной дисциплине. Включает в себя задачи по предмету и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
Ø Видеозапись урока – проверяются психолого-педагогические и коммуникативные компетенции в соответствии с ЕФОМ. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Продолжительность видео – 15-30 минут.
Ø Педагогический кейс – проверяется уровень профессиональных компетенций учителя. Учителю предоставляется задача (смоделированная сложная ситуация, возникающая в реальной школьной практике) для определения способов ее решения (планирование решения задачи, реализация предложенного плана решения и представление результата)
Все результаты аттестации выражаются в баллах.
Всего максимальная оценка составляет 100 баллов, а именно:
Ø ЕФОМ – 60 баллов (размещены на едином национальном портале (единой информационной системе в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ)
Ø Представление работодателя (непосредственного руководителя ) – 40 баллов, из них:
Ø динамика образовательных результатов обучающихся (за последние 5 лет) – 20 баллов
Ø условия профессиональной деятельности учителя (данные об учителе, его профессиональных и деловых качествах, учет сложности условий профессиональной деятельности) – 5 баллов
Ø индивидуальные достижения учителя (с предоставлением подтверждающих документов при необходимости), включая учет мнения выпускников (которые не позднее 4 лет назад окончили данное учебное заведение) – 15 баллов
Прим.: для сбора мнения обучающихся и выпускников руководитель организации выкладывает опросные листы на сайте организации и рассылает соответствующую ссылку с уведомлением, позднее анкеты проверяются на достоверность персонализирующих сведений о себе и учителе.
При успешном прохождении аттестации выдается сертификат с результатами прохождения, при неудовлетворительном прохождении аттестации выдается свидетельство о прохождении аттестации и заключение с рекомендациями по совершенствованию своих профессиональных компетенций. В любом случае данные о прохождении заносятся в единую информационную систему – единый национальный портал. Единый национальный портал (единая информационная система) помимо ЕФОМ также содержит механизм (систему) для проведения оценки квалификации (в том числе первичной аттестации (профессионального экзамена)), результаты прохождения такой оценки, результаты прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности, аттестации для установления квалификационных категорий, а также иные сведения, касающиеся аттестации.
Новая система аттестации заработает не ранее 2022/2023 учебном году. Только к 1 марта 2022 года должны быть, в соответствии с постановлением правительства, подготовлены предложения о модернизации системы с учетом результатов апробации. Апробация же пройдет в 2021-2022 годах. К началу июня нынешнего года должен появиться приказ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который обобщит предложения по итогам общественного обсуждения. К началу ноября этого года запланированы разработка и согласование оценочных средств для проведения квалификационного экзамена. При этом предложения по квалификационным категориям должны быть уже к началу 2021 года.
Что такое ефом для учителей
Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) обязывают учителей отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, пройти письменные тесты по своему предмету и решить «педагогические кейсы». Во время письменной работы необходимо уложиться в рамки отведенного времени – два часа. При этом учитель математики должен будет не только решить уравнения и выводить производные, но и выполнить методические задания: найти ошибку в решении ученика, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Также ЕФОМ обяжет каждого педагога составить план урока и выстроить материал так, чтобы ученик его усвоил. И так далее – заданий там хватает.
В пилотный проект применения ЕФОМов попали 19 российских регионов, затронув 615 учителей и 462 студентов педагогических вузов. Приморье в их число не вошло. По словам организаторов эксперимента, от испытуемых уже получено более 12 000 вопросов, замечаний и предложений. Сейчас нововведение Минобрнауки проходит широкое общественное обсуждение. Сторонники введения ЕФОМ утверждают, что в новой аттестации главное – не наказание, а повышение качества преподавания в школах.
Но учительское сообщество уже сейчас единодушно и категорично.
К этому мнению присоединилась педагог из Москвы Татьяна, которая считает, что сначала надо спросить мнение учительского сообщества, а уж потом проводить разные эксперименты.
Среди собеседников из разных городов России так и не нашлось ни одного учителя, который одобрил бы ЕФОМы. При этом проявилось явное единодушие в оценке компетентности чиновников.
Всем участникам исследования предложат оставить свои отзывы как о содержании, так и форме ЕФОМов. Российские учителя о своем отношении уже кричат во весь голос.
Учителя о ЕФОМ: «Этот бред окончательно убьёт школу»
Рособрнадзор провёл исследование компетентности учителей. Больше половины – не справились. Планируется введение единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) в 2020 году. Педагоги в шоке.
В первое постсоветское время, помнится, у нас много смеялись над аббревиатурами, созданными властью большевиков. Но время проходит и всё повторяется. Новая, режущая ухо, появилась сейчас и должна войти в жизнь учителей, став дамокловым мечом.
ЕФОМ – единые федеральные оценочные материалы – прошли обкатку в нескольких регионах страны в октябре. Накануне СМИ опубликовали результаты этой обкатки. Согласно данным, около половины учителей по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Рособрнадзора. А точнее, 48% преподавателей математики и информатики не справилась с тестом, экзамен также не сдали 28% учителей истории, экономики, русского языка и литературы.
«По результатам апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой почти половина участников исследования. По истории, экономике, «России в мире», русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Наиболее успешно справились с «обществознанием» и «правом». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и родной литературы», — говорится в сообщении ведомства.
И вот новая аббревиатура должна войти в обязательную аттестацию учителей уже в 2020 году. Через неё будут проходить все 1,5 млн педагогов страны.
В пилотный проект применения ЕФОМов попали 19 российских регионов, затронув 615 учителей и 462 студентов педагогических вузов, которые уже высказались по поводу проекта нововведения, который сейчас проходит стадию обсуждения. Сразу скажу, что в целом всё педагогическое сообщество отрицательно высказалось по поводу ЕФОМов.
Например, Анна Сергеевна — преподаватель русского языка и литературы с двадцатипятилетним стажем — считает новую систему «бредом», который убьёт школы. ЕФОМ напоминает ЕГЭ — по её словам, такое тестирование ведёт к ухудшению образования. В качестве примера она назвала случаи, когда университеты перепроверяли работы абитуриентов с сотней баллов и находили ошибки.
Того же мнения придерживается саратовский педагог Екатерина. Она предлагает для начала повысить зарплату учителям хотя бы до 50 тысяч рублей, избавиться от профессионального выгорания и облегчить работу преподавателям.
Двое педагогов из московских школ отметили, что на новый проект власти выделили внушительную часть бюджета. По их словам, всё повторяется как с ЕГЭ: создатели системы будут «отмывать деньги» на учебниках — а это больше похоже на унижение преподавателей.
Доктор физико-математических наук Александр Иванов на страницах сетевого издания для педагогов и учащихся общеобразовательных учреждений «Фонд 21 века» назвал ЕФОМы «гробом для нашего образования», сказав, что сам тест «безобразный» в нём есть ошибки, а задания чужды школам по своему содержанию. Она проверяет не методику преподавателя, а его скорость и умение решать тесты. Александр Иванов считает, что это приведёт к потери важных кадров — пожилых учителей, которые не могут быстро написать экзамен.
Но проблема не только в потере опытных кадров, за спиной которых лет 25 стажа, но и в выхолащивании самой системы образования. Пока все последние изменения ведут к оценке количества знаний, но никак не качества развития учащихся, о котором просто некогда заботиться. И, похоже, с 2020 года вообще не придётся.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уверяет, что цель ЕФОМ — сделать «соответствующие выводы» для системы педагогического образования и повышения квалификации учителей. «Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности»,- говорит Кравцов и добавляет, что его результаты никак не повлияют на работу учителей и школ. Но сама идея подобного тестирования уже оторвалась от жизни. Учителя это бурно обсуждают в сообществах разного уровня, высказываясь категорично и единодушно.
Как сказал доктор физико-математических наук Александр Иванов в интервью «Накануне.RU», было изначально объявлено, что тестирование будет анонимным, во-первых, а во-вторых, добровольным, но учителей загоняли на это тестирование, естественно. Более того, тестирование, как говорил Кравцов, нацелено на апробацию самих тестов – насколько они адекватны.
Но учителя, которые вынуждены были писать тесты, говорят о том¸ что нереально справиться с таким заданием за отведенные два часа, а многие, кого привлекли к апробации, просто поставили один большой жирный крест на весь лист.
Можно попробовать свои силы в самооценке, ведь выложены уже демоверсии по некоторым предметам. В 2020 году, кстати, планируется, что такие ЕФОМы будут созданы по всем школьным предметам.
ЕФОМ состоит из трёх блоков, о чем подробно рассказала в конце октября «Российская газета».
На всё это, по мнению создателей ЕФОМов, у учителей должны уйти часа четыре, но не в один день. Это по их мнению, изменит качественно ситуацию с аттестацией. Более того, именно такой профессиональный экзамен надо будет сдавать выпускникам педвузов, чтобы «войти в профессию». И через некоторое время снова сдать ЕФОМ, чтобы доказать, что ты имеешь право называться учителем и работать в школе. А если не пройдет учитель такую аттестацию, то его направят на курсы повышения квалификации, а потом снова прогонят через тесты.
«Кто останется в школе после ЕФОМов?» – такой вопрос ставят практически все учителя, обсуждающие новый проект. Вот комментарий учителя истории:
Можно покопаться в Сети и посмотреть другие комментарии, кому интересно. Но вывод, к которому приходят учителя, один, кто их спросит, введут и всё. Как ввели ЕГЭ, где важнее всего правильно поставить галочку, или наговорить в эссе кучу умных и, главное, правильных слов, чем показать свои навыки и умения мыслить, что-то делать, выбирать и решать. Мозги включать не нужно. Клип. Шаблон. Метафоры. Штампы.
Педагог из Москвы Татьяна просто считает, что сначала надо спросить мнение учительского сообщества, а уж потом проводить разные эксперименты.
Пока ни среди собеседников разных агентств, ни среди участников форума, ни среди моих бывших коллег и знакомых учителей не нашлось ни одного, кто поддержал бы ЕФОМы. Пока обсуждается только компетентность чиновников, которые как будто живут в другом государстве.
Конечно, апробация пройдёт, можно будет упростить задания, ведь нельзя же в грязь лицом всех учителей окунать в стране, будут другие итоговые показатели, формат будет определён заранее, что, вероятно, и обеспечит «прогресс системы образования». Но что будет с самим образованием?