что такое духовный учитель
Духовный Учитель: кто это?
Посвящается всем Учителям прошлого, настоящего и будущего. Гуру – это океан знания. В этом океане один ученик выбирает камни, а другой жемчуг, и этот выбор зависит от ученика.
С овсем недавно на одном мероприятии вздрогнула от фразы: «А сейчас выступит наш духовный учитель, наш гуру маркетинга! Попросим!».
Мы так привыкли к тому, что сейчас, в эпоху Кали-Юги, столько древних и светлых понятий обесценено. Уже никого не коробит, когда странных, полубезумных и развязных людей, которые растлевают общество с эстрады и телевидения называют именем небесных светил – звездами. Вот и с понятием Духовный Учитель произошло так же.
Однако благодарю ведущего вышеозначенного мероприятия – его фраза дала мне возможность поразмышлять и обратиться к первоисточникам.
Как найти Духовного Учителя?
Не скрою, с тех пор как я встала на путь Ведического мировосприятия, я всё время искала ответ на этот вопрос. Того Единственного, который скажет самое важное для меня, направит и будет опекать на пути и мне станет понятна его духовно-нравственная позиция. Известна ведическая мудрость: «Готов ученик – готов и Учитель».
– Духовный Учитель и ученик встретятся только тогда, когда последний будет готов к восприятию во всех смыслах.
Авансов здесь быть не может. На Пути было много больших и светлых людей, моих современников, которые давали опору и знания. Были древние труды, написанные сотни и тысячи лет назад и их авторы, которые ведут всех, кому посчастливится соприкоснуться с их мудростью, понять, чем особенна духовно-нравственная культура Учителя. Так кто же из них мой?
Ведические писания говорят нам о трёх видах познания.
Пратьякша, буквально значит – непосредственное восприятие, наш собственный опыт. Не самый совершенный вид восприятия. Хотя большинство опирается исключительно на него. Вслушайтесь в речи, звучащие в социуме: «Я думаю… Мне кажется…». Попробовать их переубедить практически невозможно. Хотя на деле — увидим ли мы объект, потрогаем ли его — мы не можем быть уверены, что он именно такой. Органы наших чувств несовершенны и многое ускользает от нашего зрения, слуха, обоняния, осязания и тактильной чувствительности.
Анумана — размышления, использование ума, логики. Пищей для размышлений будет чужой опыт — устный или описанный. Иными словами, наша задача «вычислить» наиболее авторитетного и компетентного носителя мнения и принять его во внимание.
И следующий уровень познания мира — Шабда, или буквально звук. Звук от авторитетных источников. Принцип в том, что мы их не оспариваем, не размышляем, а мы просто берём и принимаем. Такими источниками для меня могут быть только ведические писания. Самые древние, написанные на самом близком к моему родному русскому — санскрите.
Реализуя своё естественное право на Шабду, Ануману и Пратьякшу, что я могу принять из Вед, мнения других и своего опыта и определиться, кто такие Гуру-Духовные Учителя?
Итак. Разум. Не беспокойный и вертлявый наш ум, а именно разум, который в нужный момент всегда нам подскажет: «Остановись! Не делай этого!». Если мы проигнорируем его голос, мы не послушаем своего первого и самого верного Учителя, который всегда с нами.
Совесть — на родном языке это Совместная Весть со своим Родом, с предками, коих за нами не счесть. Они жили, любили, выполняли свой долг, шли на войну защищать землю и наше с вами право родиться и жить сейчас. Они оставили нам на тонком плане свой опыт, истинные вселенские правила жизни. Голосом Совести в нас говорит Бог. Это ещё одно проявление Учителя, нас учат через совесть. Если человек слышит голос своей Совести, и она чиста, то он будет всё время находится в спокойствии и счастье. Остановите свой суетливый бег по жизни! Прекратите пустую болтовню! Прислушайтесь к голосу своей Совести.
Мукхья-прана — вид энергии, находящейся в сердце. Эта божественная энергия очень тонко нас ведет. Помогает распознать грань, когда мы, уверенные в своей благости и праведности зацикливаемся на собственной непогрешимости и начинаем идти против истины. Кто никогда не произносил: «Сердцем чувствую надо сделать именно так!»? Энергия огромной любви и сострадания заключенная в нашей Мукхья-пране как верный Духовный Учитель говорит, что даже к хорошему не стоит привязываться. Поскольку даже хорошее – временно.
Шикша-гуру. Обучающий. Это может быть любой человек, который выше нас по духовному развитию. Он может нам дать наставления. И он может быть не один. Один дает нам видение, куда двигаться в духовном плане, другой – дает наставления, как построить свой материальный достаток, помогая другим. Если мы погрузимся в воспоминания, каждый может назвать своих Шикша-гуру. Они рядом! Их нам посылает, и будет посылать Судьба! От самых светлых воспоминаний не забудьте перейти и к таким, которые никак не заподозришь в том, что они тоже подпадают под эту категорию. Идете по улице и видите сквернословящего бомжа. И что вы поймете в этот момент, что так нельзя опустить свою божественную природу, что вы сострадаете ему — все это бесценный опыт, который изменил вас и сделал этого человека вашим Шикша-гуру. Это было проявление Всевышнего для вас. Вы сели в поезд и у вас несколько часов. Завязывается разговор. Вы прощаетесь с попутчиком и оба уносите удивительные открытия, которые изменят вашу жизнь. Вы оба Шикша-гуру друг для друга.
Дикша-гуру. Посвящающий. Дикша — это непосредственный наш Учитель, которого МЫ САМИ выбрали нашим учителем. Он, конечно, может сказать, что не берёт учеников. Но это ничего не меняет. Просто оба в этот момент реализуют своё космическое право на свободу выбора. Если этот Гуру не скрывает свои знания, делится ими открыто и его цель вернуть нас к Богу, а мы их принимаем и следуем наставлениям — он наш Дикша-гуру.
Это должна быть очень высокая, светлая личность. Святая. Но это и накладывает обязательства на ученика. Глубокое уважение и следование наставлениям. Никакого панибратства, попытки сократить дистанцию во всем. Бывает, что ученик со временем начинает критиковать своего Учителя. Значит, суть его изменилась. Он стремится к новому этапу. Но непочтительное отношение к нему, критика приведут к очень тяжелым последствиям. Следует всегда помнить об этом.
В шиваитских писаниях Махадеву приписывают следующие наставления: «Положение Гуру в этом мире выше положения Бога. Так же, как свет восходящего солнца рассеивает тьму, также речи нашего Гуру проникают в наше сердце. Они рассеивают тьму невежества внутри нас и освещают все светом знания. Прибежище Гуру – как сияние света! Для тех, кто не уважает Гуру, сомневается в нем, пренебрегает им – конец неизбежен. Без согласия и благословения Гуру никакая работа не может достичь своего достойного завершения. Вместе с тем – возможности и ответственность Гуру не зависят от успешности его учеников. Ибо он – это океан знания. В этом океане один ученик выбирает камни, а другой жемчуг. Этот выбор зависит от ученика».
Меня эти слова просто потрясли…
Истинный Путь Духовного Учителя приравнен к Пути Бога!
А являемся ли мы с вами для кого-нибудь Учителями? Да, дорогие друзья! В роли Шикша-гуру мы были не раз, наверняка. Каждый день своими словами и поступками мы являем собой еще один вид Учителя, согласно Ведам. Это не совсем отдельный, шестой вид, но он назван и я его тоже назову — вартмана-прадакшика-гуру. Указывающий направление.
Все эти советы, наставления, которые мы получаем от перечисленных проявлений гуру, помогают нам в нашей духовной сфере. Будьте внимательны и бдительны – услышьте их!
Кем был для Александра Чанакья пандит? Конечно Духовным Учителем — проявлением Всевышнего на пути этого неординарного человека в истории.
Мы все с вами в вечной, наивысшей парампаре. Услышьте и распознайте всех своих Учителей! Становитесь ими сами. Искренняя любовь и сострадание к людям дадут вам верные слова. Благодарю всех Учителей прошлого, настоящего и будущего!
Пешие походы в горы
Клуб занимается организацией походов в горы с 2002 года. За это время мы разработали десятки авторских туров и накопили опыт, достаточный для того, чтобы сделать путешествие по горам максимально комфортными для туристов.
Туризм для нас – не спорт, а способ стать ближе к природе, своеобразная философия жизни. В походах с «Неизданным Миром» мы не ставим задачи – пройти как можно больше или как можно быстрее, наша главная цель – максимум ярких впечатлений и удовольствия!
Каждый из инструкторов клуба – опытный турист, прошедший не один десяток и даже не сотню маршрутов. Главная задача инструкторов – создать комфортную и весёлую атмосферу, в которой все будут получать удовольствие от ходьбы, пейзажей, йоги, практик и совместных посиделок у костра. Наша задача при построении маршрута – совместить интересные природные и исторические объекты с пребыванием в энергетически сильных местах. Каждый коллектив к концу похода становится большой семьёй, с которой не хочется расставаться.
Питание на мероприятиях клуба – трёхразовое вегетарианское, готовят его инструкторы. На большинстве маршрутов мы организуем дозакупки провианта, чтобы максимально облегчить ношу туристов.
Походы для нас – не просто активный отдых на природе, но ещё и возможность очиститься, стать мудрее, светлее, естественнее, сильнее и выносливее. Это возможность понять, над чем стоит работать и в какую сторону развиваться. А главное, поход – это невероятный заряд энергии, который поможет вам изменить свою повседневную жизнь к лучшему!
Для нас важен каждый турист! На этапе подачи заявки мы стараемся максимально полно информировать вас о том, что нужно для похода и как правильно в него собраться. Вы всегда можете связаться с нами через один из контактов, если у вас есть вопросы, или вы хотите посоветоваться насчёт того, подходит вам выбранный тур или нет. Мы также всегда подскажем, как лучше добраться до точки сбора группы из вашего региона. Мы обучаем туристов, как правильно укладывать и фиксировать рюкзак, а такжедругим туристическим техникам, таким как установка палатки, ходьба по тропам, спуск дюльфером.
В расписании тура есть как палаточные лагеря и экскурсии, в которых не предполагается ношение рюкзаков, так и спелео-туры, в которых нужно освоить технику дюльфера и жумаринга. На данный момент у клуба «Неизведанный Мир» открыто четыре направления походов: Крым, Турция, Кавказ и Кипр. Основным направлением является Крым. На полуострове клуб организует не только походы, но и активные туры, семинары, дайвинг-туры, палаточные лагеря и туры на новогодние праздники. «Неизведанный Мир» также занимается организацией горнолыжного отдыха на Кавказе в зимнее время. Тем же, кто приехал в Крым ненадолго или не имеет возможности пойти в поход с палатками, мы предлагаем выбрать один из однодневных походов по полуострову.
Походы с «Неизведанным Миром» – это ещё и эзотерические туры. По утрам инструктор проводит комплекс хатха-йоги, которая помогает размять мышцы и зарядиться энергией на весь день. Вечером туристов ждут интересные психологические игры, медитации и духовные практики. Если вы новичок, но у вас есть желание поучаствовать, инструктор расскажет вам всё досконально, так что практика не вызовет трудностей. Такая программа способствует перезагрузке, позволяет стать сильнее и здоровее, отвлечься от бытовых проблем и научиться чему-то новому. В арсенале туров клуба есть актив-туры и семинары, тематика которых – духовный рост и энергетическая наполненность. В программе таких туров-семинаров гораздо больше практики и тематических лекций, чем в походах.
Вегетарианское питание – наиболее оптимальная пища для похода в горы. У туриста нет тяжести в животе, отлично работает желудок и всегда бодрое состояние. Мы кормим туристов три раза в день – кашами, супами и салатами. Впрочем, мы не запрещаем брать с собой мясо и кушать его. Употребление алкоголя в «Неизведанном Мире» под запретом. Алкоголь подвергает опасности не только жизнь и здоровье самого туриста, но и весь коллектив.
За годы работы клуб накопил солидную базу оборудования. Если у вас нет палатки, спального мешка, трекинговых палок, сидушки, туристического коврика или рюкзака, вы можете взять всё это у нас в аренду по низкой цене.
Бесплатный прокат оборудования и гидрокостюмов для дайвинга, спелеосистем и специального оборудования для спелеологии и скалолазания. Аренда специального оборудования для дайвинга, спелео- и скалолазных туров предоставляется участникам бесплатно.
У клуба «Неизведанный Мир» в Крыму есть склад с оборудованием, на котором можно оставить свои личные вещи, не нужные вам в походе. Сделать это можно, приехав немного раньше времени сбора группы (за час-полтора). Так же мы можем посоветовать недорогую автостоянку для вашего автомобиля.
Тем, кто приезжает в Крым на день-два раньше начала похода, мы можем посоветовать недорогой хостел, а также подсказать какие экскурсии можно посетить.
Если вам не подошёл ни один из наших туров, указанных в расписании, инструктор может разработать для вас индивидуальный тур, исходя из ваших потребностей. Пишите нам, мы подумаем над вашим запросом.
Инструктор выкладывает фото в фотоальбом группы, расположенной в социальной сети «Вконтакте». Так же, спустя какое-то время мы создаём небольшой ролик про путешествие, посмотреть который можно либо в группе «Вконтакте», либо на сайте в разделе «Видеоблог».
Кто такой Духовный Наставник? Как найти Духовного Наставника? Методы разоблачения шарлатанов
Во всем мире существуют организации, религии и культы, обучающие духовности и другим всевозможным метафизическим системам.
Обновлено 10. 11. 2019
Одни ищут в духовном наставнике Мать или Отца, некоторые позиционируют духовного наставника как терапевта. Другим людям не хватает чего-то в их жизни, поэтому они пытаются решить проблему через духовное просветление. К сожалению, сейчас в мире много мошенников и «духовных» организаций, которые пользуются доверчивостью людей.
Кто такой Духовный Наставник
Как же человеку, который ищет духовного наставника, отличить реального учителя (или организацию)? Ведь многие люди утверждают, что они духовные учителя, но не все являются таковыми на самом деле.
Духовный наставник — это человек, который оказывает помощь в развитии, духовном просветлении, решении проблем и достижении жизненных целей. Помогает находить ответы на многие вопросы, прежде всего духовные. Целитель или психолог — как правило, помогают решать человеку отдельные вопросы или проблемы и не влияют так всецело на судьбу человека, как Духовный Наставник.
Как найти Духовного Наставника? Кто имеет право давать духовные советы
Чтобы найти хорошего духовного наставника, нужно знать, какая квалификация нужна, чтобы им быть? Большинство учителей — «самооцененные». Не существует рода или традиции.
Духовное консультирование
Вокруг есть много духовных советников. Ниже приведены некоторые подсказки относительно духовных «консультантов», которые не являются подлинными:
• У них раздутое чувство собственной важности.
• Они или их последователи просят у вас денег.
• Им нравится быть знаменитым и активно искать много последователей.
• Гуру, который привлекает людей своей харизмой, а не его учениями.
• Предсказывает будущее с неопределенными утверждениями вроде: «В ближайшее время произойдет что-то важное».
• Они уделяют много внимания тому, как они одеваются. Большинство одеты в «мистическом» стиле, подразумевая, что у них есть «Великие секреты раскрытия».
• Нездоровые отношения со своими последователями.
• Они хотят контролировать своих учеников во всем. Настоящий же учитель хочет, чтобы его ученик чувствовал контроль над своей жизнью.
• Они утверждают, что являются Сильным Магом или Пророком.
Настоящий учитель хочет просветить своего ученика, видеть его независимым и способным самостоятельно управлять своей жизнью, а также, чтобы он развивался естественным образом.
Духовный наставник никогда не станет обещать супер-быстрого развития и, тем более, требовать за обучение баснословные суммы.
Методы разоблачения шарлатанов
Настоящий духовный наставник не ставит завышенные требования к своему ученику, он не продает свои знания, а делится ими. Так как же определить настоящего духовного наставника?
Ниже приведены основные признаки, согласно которым можно разоблачить шарлатана:
1. Деньги и материальные ценности.
При оказании финансовой поддержки новому ученику стоит поинтересоваться, куда тратятся вложенные средства. Существует большой риск того, что деньги, вложенные во благо, могут тратится не по назначению. Отсюда следует вопрос: а настоящий ли это духовный наставник?
2. Власть и авторитет.
Власть может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Существует большая разница межу тем, когда человек бездумно подчиняется авторитету или же сознательно признает своего духовного учителя, которого нужно слушаться. Руководителям культа не нравятся честные отзывы, человеку не разрешается подвергать сомнению их действия или решения. Властный гуру любит указывать как себя вести и контролировать образ жизни своего ученика. Это не духовность, это духовная диктатура.
3. Алкоголь и наркотики.
Некоторые духовные учителя просят своих студентов пить алкоголь или принимать наркотики, чтобы достичь просветления! Максимум чего можно достичь в данном случае – это обретения алкогольной или наркотической зависимости.
4. Сексуальный Гуру.
Сексуальные отношения между человеком, который находится у власти, и человеком, который зависит от влиятельного человека, является предательством. К сожалению, за последние годы было много сообщений о сексуальных проступках среди духовных учителей. Ученикам говорят, что для достижения полного просветления они должны заниматься сексом со своим хозяином. Важно понимать, что это лишь наглая манипуляция, направленная на использование людей для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
Причины того, почему многие люди доверяют пророкам-шарлатанам
Ошибочная харизма и сила для мудрости. Есть много влиятельных людей, которые не обязательно мудры. Мудрость часто ассоциируется с простотой и смирением. Хороший наставник сострадателен и не позиционирует свое духовное просветление как знак достижения.
Поклонение гуру. Некоторые духовные наставники при любом удобном случае, акцентируют внимание на том, что они якобы имеют мощную духовную энергию. Это заставляет ученика больше сосредоточиться на персоне духовного советника, чем на его духовных учениях. Истинные духовные наставники ведут аскетический образ жизни и не стремятся к популярности и славе, они берут человека на обучение для того, чтобы передать полученный опыт и знания, а не ради материальной выгоды или иных личных интересов.
Эффект нимба. То, что учитель обладает духовностью, не означает, что он знает все. Духовный учитель также допускает ошибки, и если он признает это, он искренен со своим учеником.
На пути к духовному просветлению важно не заниматься самообманом и помнить, что духовное развитие – это кропотливая работа над собой, требующая уйму времени.
При поиске духовного наставника необходимо руководствоваться фактами, указывающими на наличие либо отсутствие искренности, а также реальным взглядом оценивать способности своего учителя и помнить, что учителя тоже могу ошибаться. Духовного наставника нужно выбирать не только умом, но и сердцем, а оно уж точно поможет в правильном выборе.
Кто такой духовный учитель и как его найти?
Без карты с компасом или навигатора опасно отправляться в путь. Еще хуже, когда вы даже не знаете, что хотите найти. Чтобы стать токарем, мы учимся у опытного мастера, чтобы серьезно заниматься наукой – помогаем в опытах и исследованиях ученому. То же и с нашей жизнью: чтобы достичь совершенства, надо найти учителя. Того, кто уже успешно прошел этот путь и сможет провести по нему нас.
Мы учимся жить у фильмов, книг, братьев Галлахеров, чуть-чуть у родителей, малолетнего соседа с папироской, таких же незнающих друзей, бабушек и победителей «Битвы экстрасенсов». Более продвинутые находят талантливого бизнесмена, политика или крутого бандита. Но все, что мы изучаем, больше относится к временным категориям: математика, физра, как заработать денег или наврать отцу и не получить по шее прямо сейчас. Такие знания в ведической традиции называются материальными.
Задумайтесь: люди летают в космос и делают айфоны, но не учатся жить. В итоге врач курит и пьет, профессор математики вкладывается в сомнительную финансовую пирамиду, а химик «под воздействием гормонов» за два месяца высыхает от несчастной любви. Но это же какая-то нелепица: умный интеллигентный человек совершает совершенно бессмысленные поступки, ведет себя неразумно. Во всем этом круговороте разумный человек должен задать самые главные вопросы: «Есть ли в этом мире абсолютная, не относительная истина? Как устроен и по каким законам существует мир?» Со временем такой человек пойдет дальше: «Зачем вообще я живу? Кто я? Как стать счастливым?» Такие вопросы Веды относят к духовным, вечным.
Методы познания: классификация Вед
Когда мы задали самые главные вопросы, встает проблема авторитетности знаний: какой источник знания можно считать точным и проверенным, а какой приводит к ошибкам? В Ведах, древнейших священных текстах, дается такая классификация методов получения знаний:
1. Эмпирические доказательства (пратьякша)
Это знания, полученные с помощью наших чувств. Мы можем смотреть нюхать, трогать. Можем измерять, конструировать какие-то приборы. В итоге все это упирается в наши чувства. Но есть проблема: наши чувства несовершенны и постоянно обманывают нас.
«… мы каждый день видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши наблюдения?» Здесь показано, что наши чувства нас обманывают. Еще один типичный пример: если стоять рядом с железнодорожными рельсами, то, глядя вдаль, можно увидеть, что они сходятся. Это тоже обман чувств. Знания, основанные на этом типе доказательств, несовершенны. Именно поэтому теории в любой науке, например, в физике, постоянно пересматриваются и заменяются новыми (например, классическая теория Ньютона – на теорию относительности Эйнштейна). «Поскольку наши чувства несовершенны, любое знание, полученное с помощью чувств, тоже обречено на несовершенство».
2. Знания, полученные на основе размышлений (анумана)
Недостаток этого источника знаний очевиден – он основан на несовершенных чувствах и уме. Обмануть ум несложно. Например, есть софизмы – разумные цепочки логических рассуждений, которые приводят к ложным выводам.
Классический пример – парадокс Ахиллеса и черепахи: если черепаха находится впереди бегуна, то за некоторое время, которое Ахиллес пробежит до точки, где была черепаха вначале, она успеет отползти еще на некоторое расстояние – и так до бесконечности. Следовательно, Ахиллес никогда не догонит черепаху. Конечно, это абсурд. С другой стороны, на наши рассуждения влияют и субъективные факторы – вплоть до того, поели мы или нет, хорошо ли нас утром встретили коллеги и т.п.
Измышления ума всегда основываются на том, что мы видели или слышали. И если любого человека попросить описать или нарисовать несуществующее животное, он изобразит какую-то комбинацию известных ему форм: с коровьими рогами, кошачьим хвостом и так далее.
3. Знания, полученные из авторитетного источника (шабда)
Такие знания делятся на два типа: индуктивные и дедуктивные.
— Индуктивные. Когда общее выводится из частного. Шрила Прабхупада в первой главе книги «Веда. Тайны востока» приводит такой пример: чтобы доказать, что все люди смертны, нужно поставить эксперимент, подтверждающий это. Действительно, умер один человек, второй, третий… Но всегда есть вероятность того, что когда-нибудь такой человек родится или уже где-то живет бессмертный человек, который в эксперименте просто не участвовал. Следовательно, этот эксперимент никогда не кончится, и проверяемая гипотеза попросту недоказуема.
— Дедуктивные. Когда частное выводится из общего. Например, авторитетный источник утверждает, что все люди смертны. Мы принимаем это знание на веру. Именно такой метод познания рекомендуют Веды: надо найти авторитетный источник и получать знания из него.
Совершенный источник знания
Профессионал в строительстве может обучить своему мастерству новичка, а профессор дать знания и практические умения решения задач в своей области. Такие источники знания сами не застрахованы от ошибок. Поэтому нам нужен тот, кто знает все, может передать нам правильное знание и не совершает ошибок. Это Бог. То знание, которое дает Он, совершенно, вечно, неизменно и лишено противоречий. Бог не ошибается, и Его авторитет можно принять.
Бог передает знание своим доверенным лицам, те передают его дальше. Это называется парампара, цепь ученической преемственности. В парампаре совершенное знание передается без искажения, от учителя к ученику.
Когда Кришна только создавал нашу вселенную, Он передал знания Своему доверенному представителю, архитектору вселенной – Брахме. Это и были Веды. Раньше их заучивали наизусть, но 5000 лет назад они были записаны. Теоретически мы можем прочитать все сохранившиеся Веды и попробовать самостоятельно понять то, что в них содержится. Но есть проблема: Веды очень объемные и запутанные. Поэтому нужен духовный учитель – гуру.
«Согласно священным писаниям, гуру – это тот, кто знает Веды и их конечную цель. А цель изучения Вед – понять Кришну»