что такое bluetec у мерседеса

Система AdBlue/Bluetec от Mercedes-Benz.

что такое bluetec у мерседеса. fda3571s 100. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-fda3571s 100. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка fda3571s 100.

что такое bluetec у мерседеса. OY6KqhPLgjp6 biPoQ6f0kI4nyY 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-OY6KqhPLgjp6 biPoQ6f0kI4nyY 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка OY6KqhPLgjp6 biPoQ6f0kI4nyY 960.

Что-то вместо вступления…

BlueTEC — маркетинговое наименование двигателей компании Daimler AG, оснащённых технологией снижения выбросов NOx для уменьшения количества загрязняющих веществ автомобилей, оснащённых дизельными двигателями.
Технология BlueTEC попала в список «Ward’s 10 Best Engines» за 2007 и 2008 года. (с) Wiki

Многих владельцев дизельных Мерседес-Бенц мучают одни и теже вопросы по поводу этой системы, а именно:
1) Насколько она надежна, часто ли ломается и насколько дорога в ремонте?
2) Надо ли отключать программно и можно ли это сделать после поломки?
3) Насколько дороже ездить с включенной?
4) Как система AdBlue влияет на конкуренцию дизельного GLC с бензиновым?

Попробуем в них разобаться.
Ниже я прилагаю схемы механической и электрической частей системы, а так же актуальные на момент публикации цены.

что такое bluetec у мерседеса. MXAs8OltccGAYlifetviITpwQVM 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-MXAs8OltccGAYlifetviITpwQVM 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка MXAs8OltccGAYlifetviITpwQVM 960.

что такое bluetec у мерседеса. Z Wt1tjPpzPcvbEz0Cv7R4XXNS8 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-Z Wt1tjPpzPcvbEz0Cv7R4XXNS8 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка Z Wt1tjPpzPcvbEz0Cv7R4XXNS8 960.

A0004704305 Замок горловины, патрубок 2426 ₽
N910112006001 Гайка крепления клапана регенерации к кронштейну 204 ₽
A2534750427 Наружный держатель 2193 ₽
A2534700126 Заливной патрубок 6453 ₽
A0039909603 Болт М8х43 1535 ₽
A2534750727 Держатель, бак на лонжероне 1083 ₽
A2534750527 Держатель, бак на задней панели кузова 1709 ₽
A2534701401 Бачок AdBlue 116339 ₽, б/у от 10000 ₽
A2534750100 Держатель, крепление бачка 1364 ₽
N000000008385 Болт с головкой торкс, крепление держатель на раме 167 ₽
N000000001139 Болт с головкой торкс, крепление держатель на раме 91 ₽
A0004700400 Модуль подачи, впрыск карбамида 58219 ₽, б/у от 12000 ₽

что такое bluetec у мерседеса. ksFs3Fpl grNNPvrbhFM3lGfRwo 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-ksFs3Fpl grNNPvrbhFM3lGfRwo 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка ksFs3Fpl grNNPvrbhFM3lGfRwo 960.

что такое bluetec у мерседеса. HLRyGAr0cu aLQ3MlZECTGOQuS4 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-HLRyGAr0cu aLQ3MlZECTGOQuS4 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка HLRyGAr0cu aLQ3MlZECTGOQuS4 960.

A2534700264 Патрубок AdBlue от бака к дозатору 23003 ₽
A2055013091 Патрубок системы охлаждения 4779 ₽
A0049956377 Крепление проводки 200 ₽
A2055002472 Трубопровод, трубопровод контура отопителя (подающий) 259 ₽
A2055015620 Держатель 504 ₽
A0009952933 Профильный хомут, форсунка к передн. выпускной трубе 1263 ₽
A0004901113 Форсунка впрыска AdBlue 28534 ₽
A2055010600 Шланг охлаждающ. жидкости, на форсунке 1052 ₽
A0004920056 Уплотнитель 458 ₽
A2055002372 Обратный патрубок системы отопления 1259 ₽
A0005403603 Проводка 2192 ₽
A0009003313 Блок 30049 ₽
Итоговая стоимость AdBlue для W205/X253 кузовов — 285.335 ₽

Как видим, некоторые элементы неоправданно дороги, но они и давольно надежны.
В зону риска попадают в основном патрубки. Стоят они не так дорого, но их замена дело не простое и работы могут запросто превысить стоимость самого патрубка. Так же стоит учитывать, что ломаются они не разом, а постепенно — это значит необходимость повторного вмешательства, что дорого.

1) Насколько она надежна, часто ли ломается и насколько дорога в ремонте?
На профильных форумах и D2 иногда можно встретить сообщения владельцев C/E/ML/G/GLC/GLE/GL/S и др. о проблемах с AdBlue и об отказах машины ехать через 1000км. Сколько их от общего количества гадать не буду, но проблема такая есть и характер у нее массовый. Опять же это никоим образом не означает обязательную поломку каждого автомобиля серии, у некоторых проблем нет, мой автомобиль этому пример.
Если что-то полетит — готовим сразу 30-35 т.р. на разобрать/собрать плюс по вышеозвученному прайсу придется закупить запчасти. Многие сталкиваются с поломками в системе не раз.

2) Надо ли отключать программно и можно ли это сделать после поломки?
Лично я считаю — для негарантийных машин отключать надо! Но не обязательно это делать прямо завтра, если вы находитесь в крупном городе — вокруг полно компаний, которые могут программно отключить AdBlue, и можно это сделать в случае поломки уже после.
Сам процесс уже хорошо освоен тюнерами и не представляет из себя чего-либо опасного/сложного/дорогого, за исключением самого факта вмешательства в блок управления двигателем.

3) Насколько дороже ездить с включенной?
Сама жидкость стоит не дорого, даже у дилера что-то около 1500 рублей, и хватит её до следующего большого ТО, а то и сильно дальше.
Но есть моменты — жидкость крайне вредная для ЛКП, а некомпетентные механики часто встречаются и у ОД. Очень вероятно попадание капель AdBlue на лак.

4) Как система AdBlue влияет на конкуренцию дизельного GLC с бензиновым?
Безусловно — отстутствие Adblue изначально делает бензиновую версию чуть привлекательнее дизельной, ведь не нужно заправлять систему и беспокоится о проблемах с ней. Но если учесть легкость, с которой можно её отключить, то дизельная версия получается все-таки предпочтительнее, по моему скромному мнению данный дизель (ОМ651) надежнее и ресурснее бензинового собрата (М274).

Блок AdBlue выглядит вот так:

что такое bluetec у мерседеса. 5VrMT3BjC6RND0yIGTfeA0Vwc5U 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-5VrMT3BjC6RND0yIGTfeA0Vwc5U 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка 5VrMT3BjC6RND0yIGTfeA0Vwc5U 960.

И находится тут, за правой-нижней обшивкой багажника:

что такое bluetec у мерседеса. EDaxpCnwdg76h5U8bxLMqCTX7bQ 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-EDaxpCnwdg76h5U8bxLMqCTX7bQ 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка EDaxpCnwdg76h5U8bxLMqCTX7bQ 960.

После отключения системы AdBlue её можно физически удалить из автомобиля, это освободит место для разводки выхлопа на два глушителя.
Некоторые элементы системы можно продать, бачок с догревателем или блок управления ценятся на «вторичке».

В моем автомобиле после отката чиптюнинга и обновления ПО блока управления двигателем AdBlue снова активировалась, пришлось отключать её вновь.
На этот раз в Athletic Motors Казань, одного из партнеров сети Лаборатория Скорости.

что такое bluetec у мерседеса. 2dblqtgGncUy9l80C69Vg7lxKfg 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-2dblqtgGncUy9l80C69Vg7lxKfg 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка 2dblqtgGncUy9l80C69Vg7lxKfg 960.

Подробнее об этом расскажу в отдной из следующих записей.

Источник

Bluetec (AdBlue) — что за система и как она работает.

что такое bluetec у мерседеса. 990584es 100. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-990584es 100. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка 990584es 100.

Для соответствия требованиям экологических норм Евро 5, автопроизводители стали оснащать автомобили системами нейтрализации отработанных газов (ОГ) — SCR(selective catalytic reduction), использующие жидкости AdBlue (более известна как «мочевина»). Инженеры марки Mercedes-Benz систему назвали Bluetec.

что такое bluetec у мерседеса. 952a7fes 960. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-952a7fes 960. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка 952a7fes 960.

В общем случае система SCR (мочевина) состоит из следующих компонентов:

— бачок залива жидкости AdBlue с системой нагревательных элементов
— форсунка впрыска жидкости AdBlue и смеситель этой жидкости в потоке ОГ
— восстановительные катализаторы (ВК)
— датчики NOx для контроля окислов азота в ОГ

Форсунка для реагента (жидкости AdBlue) управляется электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя и определенным количеством распыляет реагент (мочевину) в выхлопной трубе. Впрыскиваемый реагент вместе потоком ОГ проходит через смеситель и равномерно перемешивается с потоком ОГ. Этот смешанный поток ОГ и реагента, проходя путь от смесителя до ВК проходит реакцию гидролиза — реагент разлагается на аммиак (NH3) и двуокись углерода (CO2). Поступив В ВК аммиак (NH3) вступает в реакцию с окислами азота (NOx), в результате которой образуется азот (N2) и вода (H2O). Эффективность системы SCR контролируется датчиком NOx В случае, если датчиком NOx будет зарегистрировано превышение допустимого уровня выброса окислов азота, ЭБУ выполнит некоторые управляющие действия (для разных автомобилей могут отличаться):

— выдаст на приборной панели индикацию неисправности двигателя («check engine»)
— запишет код ошибки в память
— ограничит мощность двигателя, отключив турбину и установив отсечку по оборотам коленвала
— на щитке приборов отобразится лимит количества запусков и пробега, до блокировки запуска двигателя

Проблемы с данной системой.
К сожалению, из-за сложности системы и чувствительности к качеству используемого топлива, она часто выходит из-строя. Не считая того, что вам приходится контролировать уровень жидкости AdBlue, все чаще встречаются ее подделки, она токсична и замерзает в мороз.

— неисправность в цепи подогрева трубопровода высокого давления AdBlue ( заводской брак, промерзание жидкости AdBlue, приводящее к деформации трубки и выходу ее из строя)
— неисправность насосного модуля
— неисправность в цепи подогрева бака или насосного модуля
— неисправность форсунки Adblue
— неисправность датчиков NOx
— неисправность катализатора SCR

Источник

Если мочевина ударила в голову: что такое SCR, BlueTEC, AdBlue или DeNOxtronic и зачем это надо?

что такое bluetec у мерседеса. img 2482. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-img 2482. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка img 2482.

Ещё не так давно непонятная заливная горловина на некоторых «немцах» вызывала удивление, а объяснение про мочевину – сдержанное хихиканье. Прошли годы, и упоминание системы SCR вызывает не глупые смешки, а благородный гнев владельцев машин с этой самой системой. Думали, ничего хуже EGR и сажевого фильтра придумать уже нельзя, а оказалось, что можно. Так что такое – эта самая мочевина? Для чего она нужна и что делать, если что-то в этой системе перестаёт работать?

Покой нам только снится

Всё началось с того, что на современных автомобилях с дизельными моторами слишком много систем, задачами которых стала борьба за экологию. Не думайте, что я противник «зелёных», но если эти системы начинают воевать друг против друга, то что-то в них есть что-то определённо порочное. А воюют они насмерть.

Вот, например, система рециркуляции EGR. Для чего она нужна? В первую очередь – для снижения температуры отработавших газов. Тут вроде бы всё просто: чем выше температура, тем больше в газах оксидов азота NO. А они – штука действительно вредная. И EGR, снижая температуру, довольно успешно с ними борется.

Но тем временем интенсивность партикуляции (появления твёрдых частиц в газах) тоже зависит от температуры. Только в обратную сторону: чем температура выше, тем ниже содержание твёрдых частиц (читай – сажи). Но ведь есть EGR… И вот тут эта система наоборот приносит вред: снижая температуру, она помогает расти количеству сажи. Обидно. Что делать?

что такое bluetec у мерседеса. dsc 1382. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-dsc 1382. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка dsc 1382.

Выход, конечно же, нашли: стали ставить сажевые фильтры. Они терпеливо собирают в себе то, что натворила EGR – несгоревшую сажу. Вроде бы всё прекрасно, но нет.

Со временем сажевый фильтр забивается. Его как-то надо прочистить. А как? Правильно, пойти логическим путём – сжечь всё, что в него забилось. Наступить, так сказать, на горло системе EGR и запредельно поднять температуру отработавших газов. Для этого есть режим регенерации сажевого фильтра. Реализуется он по-разному, но смысл всегда одинаковый: в выпуск подаётся дополнительная порция солярки, которая там сгорает и выжигает почти всю гадость, которая скопилась в сажевом фильтре. Правда, для этого необходимы некоторые условия: машина должна на более-менее постоянной и достаточно высокой скорости ехать какое-то определённое время. Так что обычно регенерация включается на трассе. Ну а если автомобиль эксплуатируется исключительно в городе, приходится запускать принудительную регенерацию. В этом случае машина просто стоит на месте и дымит, как Москва после безобразий Наполеона. Сажа выгорает, после чего фильтр работает дальше. Прекрасно? Прекрасно, но… да-да, для этого процесса нужна очень высокая температура! А это – оксиды азота и плевок в душу системе EGR. Круг замкнулся, системы экологии опять продолжают свой великий и вечный бой, в котором победителей нет. В конце концов в этом бою умрут все.

Аммиак и все-все-все​

«Умирать – так всем!» решили инженеры и придумали систему selective catalytic reduction, которую сокращенно называют SCR, а производители – как-нибудь по-своему (например, BlueTEC, AdBlue или DeNOxtronic). Для чего она нужна? Если вкратце – всё за тем же: для нейтрализации вредных соединений азота. Если поподробнее, то попробуем обойтись без погружения в дебри менделеевщины и объяснить всё на восьми пальцах инженера по технике безопасности токарного цеха.

Итак, кроме бака с соляркой в дизельной машине есть ещё один бак, куда заливается реагент – раствор мочевины в воде. Стандартная концентрация – 32,5% мочевины. Это та самая, простите за выражение, смердящая жижа. Запах у неё действительно неприятный. Оттуда этот реагент под давлением попадает в систему выпуска – в отработавшие газы. Дальше начинается химия: в отработавших газах мочевина разлагается на аммиак и изоциановую кислоту. Изоциановая кислота в свою очередь распадается на опять же аммиак (никакой ошибки нет, аммиак образуется на обеих стадиях распада) и углекислый газ. И вот как раз аммиак нейтрализует оксиды азота. В конце реакции получаются совершенно безвредные вещества: углекислый газ, азот и водяной пар. Это ли не мечта Греты Тунберг?

что такое bluetec у мерседеса. fail2. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-fail2. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка fail2.

Основное преимущество использование мочевины – это сохранение достаточно высокой температуры сгорания топливной смеси. То есть партикуляры (сажа по-научному) в её присутствии в большом количестве всё-таки сгорают и не оседают на фильтре. Прекрасно? Почти. Но плачь, Грета, плачь: тут тоже не всё идеально.

Второй недостаток – это необходимость эту мочевину покупать и даже возить с собой канистру про запас. Владельцы Кайенов и Гелендвагенов, моющие свои автомобили на мойках самообслуживания, здорово негодуют и печалятся, потому что без мочевины загорается «джеки чан», мотор вываливается в ошибку и иногда просто сообщает, что его пуск невозможен.

что такое bluetec у мерседеса. fail1. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-fail1. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка fail1.

Третий недостаток – это относительно сложная конструкция. Дополнительные датчики, форсунка и прочее, что может сломаться – всё это потенциальный риск. А если говорить честнее, то не потенциальный, а вполне даже реальный: иногда всё это ломается. И тогда приходит время что-то в этой системе ремонтировать.

Всё и сразу

Итак, есть несколько проблем: мочевина замерзает, душит жаба её постоянно покупать, выходят из строя компоненты системы. Что со всем этим делать? О, тут народная фантазия просто бурлит. Правда, не всегда в нужном русле.

Разумеется, наиболее правильное решение – это покупать мочевину и следить за работой системы. На самом деле, она не так уж плоха, и что касается снижения выброса оксидов азота, то работает SCR очень эффективно. Но правильно – это иногда дорого. Поэтому на помощь приходит смекалка.

Первым делом люди решили, что систему можно обмануть, залив вместо мочевины воду. Какая ей разница, чего жрать? Жидкое – и ладно. Но система оказалась умнее. И это понятно: датчики оксидов азота перед и после катализатора следят за эффективностью работы мочевины. Если что-то идёт не так, по их команде насос качает всё больше жидкости, пока концентрация NO на выходе не упадёт до нормы. Само собой, воду можно качать бесконечно долго, но ситуация с оксидами азота не улучшится. Система от этого впадает в ступор и выпадает в ошибку. Мотор в аварийном режиме, машина не едет, владелец в расстройстве. Что придумать ещё?

что такое bluetec у мерседеса. fail5. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-fail5. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка fail5.

Оk, попробуем по-другому: разбавим мочевину водой. Может, хотя бы расход снизим. Фокус не проходит по той же причине: SCR видит, что работает неэффективно, и добавляет разбавленный реагент до тех пор, пока не начнёт работать как положено. Фиаско.

Хорошо, идём ва-банк: покупаем мочевину в гранулах (её продают как удобрение в виде карбамида) и делаем раствор сами. Пользуемся своей машиной, а если повезёт, то ещё и продать её можно – себестоимость копеечная, почему бы и отбить затраты? Теоретически раствор сделать можно (только воду надо брать деминерализованную, хотя найти такую сложно). Вот только гранулы удобрений для этих целей не подойдут: гранулы обрабатывают таким составом, который полностью отфильтровать не получается. Да и сам состав немного не тот, который нужен для мочевины SCR: в нём слишком много биурета – амида аллофановой кислоты. Можно, конечно, упереться рогом в землю и найти подходящие ингредиенты, но овчинка выделки стоить не будет. Проще будет купить готовую мочевину.

Иногда пытаются обмануть машину, убедив температурный датчик в баке мочевины в том, что она замёрзла. Иногда помогает, но чаще в попытках разморозить мочевину перегорает система её подогрева. Так себе выход из положения.

Есть ещё один радикальный способ: забить на систему и просто ничего не заливать. Ездить машина будет, но медленно. Процентов на 60-70 от того, как она может. В общем, тоже не выход.

что такое bluetec у мерседеса. fail7. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-fail7. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка fail7.

Особенно обидно, что все эти эксперименты с водой почти всегда приводят к смерти каких-то элементов SCR. Умирает подогрев, перегорает насос, забивается форсунка. В случае с использованием воды из-под крана и самопальной мочевины можно загубить и катализатор.

Остаётся одно решение: удалить всю систему полностью. Повторю ещё раз: этот выход всё-таки не самый лучший, и будет правильнее поддерживать рабочее состояние SCR. Но уже если совсем прижало, то почему бы и нет. Правда, тут нужно обратить внимание на две вещи: во-первых, удалять мочевину лучше вместе с глушением EGR, а возможно – и с сажевыми фильтрами, во-вторых, придётся программно влезать в диагностику этой системы. Теперь немного подробнее.

Недостаток EGR – очень быстрое загаживание сажей впускного коллектора. Чтобы избежать этого процесса в дальнейшем, лучше всего будет заглушить каналы отработавших газов. Заглушки не дадут саже попадать обратно во впуск. А чтобы забыть о проблеме наверняка, можно заодно удалить и сажевый фильтр. А вот катализатор можно не трогать (если он пока ещё целый).

С программными изменениями ситуация сложнее. Конечно, можно отключить систему диагностики полностью. Часто так и делают: это проще и быстрее всего. Но при этом перестают работать защитные алгоритмы, что само по себе очень плохо, но хуже, что при неполадках в других системах мотора никаких ошибок диагностика не покажет. А это – самая поганая ситуация для диагноста, которому придётся разбираться с машиной. С учётом убитых алгоритмов защиты мотора вероятность попадания в сервис и последующих танцев с бубном (и сканером) вокруг машины очень высока. Поэтому после физического удаления сажевых фильтров, EGR и SCR нужно удалить только их системы диагностики. Для этого приходится покупать A2L-файлы (инженерные карты прошивки, в которых описаны все основные калибровки и константы бинарного файла прошивки) и вносить в них соответствующие изменения. В итоге прошивка не видит только физически удалённые компоненты, а все остальные работают в штатном режиме.

что такое bluetec у мерседеса. fail4. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-fail4. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка fail4.

Разумеется, такая работа – удовольствие не самое дешёвое, поэтому обычно ищут что-то подешевле. Да, иногда что-то сделать получается, но только в порядке исключения. Так что полноценное удаление мочевины – это всё-таки дорого.

Ну а лучший способ жить с мочевиной в хороших отношениях – это не пытаться на ней экономить. Система справляется со своими задачами по повышению экологичности выхлопа и почти не портит жизнь другим системам автомобиля (чего не скажешь о EGR), хотя её подводит некоторая сложность исполнения. Так что лучше оставьте всё как есть и обслуживайте систему в хороших сервисах.

Источник

Зачем дизельным двигателям система Bluetec

что такое bluetec у мерседеса. 4efb711109b602a52000115e. что такое bluetec у мерседеса фото. что такое bluetec у мерседеса-4efb711109b602a52000115e. картинка что такое bluetec у мерседеса. картинка 4efb711109b602a52000115e.

В будущем существование ДВС, особенно дизельных, без сложных многоступенчатых систем нейтрализации отработавших газов представить трудно. Двигателисты с их играми в качество смесеобразования, похоже, подходят к своему «технологическому пределу», поэтому дальнейшее снижение токсичности выхлопа за химиками.

К каким только ухищрениям не прибегают разработчики, дабы увеличить экологичность своих автомобилей. Мудрят с солнечными батареями, электрическими и гибридными приводами, шаманят с водородными технологиями. Из этих разработок многие просочились на конвейер, а некоторые так и остались доживать свой век, будучи воплощёнными только в опытных образцах. А, между прочим, технология Bluetec, которую Mercedes-Benz применяет на своих дизельных автомобилях, хоть и не является революционной, но зато чистит отработавшие газы как надо.

На многих современных машинах нынче трудятся трёхкомпонентные нейтрализаторы. Они относительно просты, не слишком дороги в производстве, обладают достаточной долговечностью и, надо сказать, весьма неплохо справляются со своей задачей. В таких катализаторах платина и палладий «воюют» с СО (угарный газ) и СН (углеводороды), а родий «борется» с NO (окислы азота). Если особо не вдаваться в подробности, то результатом работы «противогаза» является окисление или восстановление этих токсичных компонентов до углекислого газа СО2, азота N2 и воды. И если на бензиновых двигателях со зловредной «троицей» научились бороться весьма эффективно, то при очистке выхлопа дизельных моторов химики столкнулись с проблемами.

Всё бы ничего, да только особенности смесеобразования в дизеле таковы, что при его работе выделяются не только перечисленные вредоносные компоненты, но и, плюс ко всему, большое количество сажи, которая, кстати, является «провокатором» роста раковых клеток. И это ещё не всё! Особенность дизельных «движков» такова, что если уменьшить долю сажи в выхлопе, содержание NOx, напротив, начнёт резко возрастать. И наоборот. Причём перевес в ту или иную сторону зависит не только от совершенства процесса смесеобразования, но и от режима работы.

Вот и получается, что для комплексной очистки дизельного выхлопа нужна куда более сложная система, состоящая из нескольких компонентов. И таких систем, надо сказать, было выпущено довольно много — с ними экспериментировали и Toyota, и Citroen, и Mitsubishi. Среди них есть весьма интересные экземпляры, но, к сожалению, по своей сложности они в большинстве случаев напоминают гидролизные установки нефтеперегонного завода. Они не только громоздки и тяжелы, но ещё и дороги до такой степени, что их использование в массовом производстве ставит под вопрос рентабельность.

Хотя, следует заметить, на сажу управу удалось найти относительно быстро и, главное, дёшево. Химики-инженеры создали специальные накопительные противосажевые фильтры, которые можно видеть сегодня на большом количестве современных дизелей. С СО и СН на этих моторах эффективно борются при помощи обычных окислительных катализаторов. А куда же девать NOx? Ведь его количество при отдельных режимах работы дизеля может настолько увеличиться, что вписать его в нормы и, тем более, становится весьма проблематично.

Ответ дали специалисты компании Mercedes со своей технологией Bluetec. Именно эта система очистки выхлопа, которая среди себе подобных оказалась наиболее простой и удачной, позволила «вписать» дизельные двигатели в перспективные сверхжёсткие нормы токсичности по всем статьям, в том числе и относительно окислов азота. Однако не все знают, что под «вывеской» Bluetec на автомобилях Mercedes и Chrysler применяется не один, а три подвида системы, отличающиеся весьма сильно. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

Первой в серию DaimlerChrysler вывел автомобили с системой, которая предполагала впрыск в выпускной тракт искусственной мочевины AdВlue. Опытные образцы с мочевинной технологией Bluetec концерн выпустил на дороги в 2002 году. На протяжении нескольких месяцев испытатели гоняли машины по дорогам Европы и Америки, прежде чем поняли, что система дееспособна и может применяться на серийных автомобилях. Уже в начале 2005 года серийные дизельные грузовики концерна оснащались такими системами. Потом технология потихоньку перекочевала на автобусы. А не так давно к ним присоединились и легковушки, например, внедорожник Mercedes-Benz GL или Mercedes E 320 CDI Bluetec.

Грузовой вариант Bluetec наиболее простой и работает следующим образом: специальный активный реагент AdВlue, который представляет собой водный раствор мочевины (вода + аммиак), при помощи специального дозатора подаётся в выпускной тракт и перемешивается с выхлопными газами.

Далее эта «адская» смесь попадает в специальный нейтрализатор SCR (Selective Catalytic Reduction) избирательного действия. Здесь аммиак из AdBlue под влиянием катализирующих веществ при температуре около °С вступает в химическую реакцию с окислами азота. В результате чего NOx «разбирается» на безобидные азот и воду. Естественно, здесь дожигаются и остальные вредные компоненты.

А вот вариант, устанавливаемый на внедорожник Vision GL 320 Bluetec, более навороченный. Работает эта версия так: практически сразу после выпускного коллектора отработавшие газы попадают в окислительный катализатор, который совмещён с противосажевым фильтром. Кстати, ничего особенного этот совмещённый «очиститель» собой не представляет — большинство современных дизельных моторов оснащается именно такими. В нём платина и палладий «борются» с СО и СН, а фильтр задерживает, а потом окисляет твёрдые частицы углерода, то есть сажи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *