что такое авария что такое катастрофа

Авария и катастрофа: найти десять отличий

Некоторые полагают, будто авария – это то же самое, что и катастрофа, только без человеческих жертв, и наоборот. Сегодня мы узнаем происхождение этих слов и выясним, справедливо ли такое утверждение.

Слово «авария» было заимствовано из голландского языка при Петре I, а туда пришло через итальянский из арабского: «awariyah» – повреждённый товар, ущерб. Тогда, в XVII веке, это слово означало повреждение торгового судна или его груза, а также убыток от этого происшествия. Позже понятие расширилось и стало включать в себя неожиданный выход из строя не только корабля, но любой машины, транспортного средства, летательного аппарата и т. д. во время работы или движения.

что такое авария что такое катастрофа. 179598 1. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-179598 1. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка 179598 1.

«Катастрофа» – слово греческое: «katastrophe», значит «переворот, уничтожение; неожиданный поворот событий». Словом «катастрофа» раньше на Руси называли важное событие, решающее судьбу или дело, или гибельный, бедственный случай. Сейчас это слово по-прежнему означает неожиданное событие с трагическими последствиями, но в значительно более широком смысле.

Если сравнивать «аварию» с «катастрофой», то можно сказать, что они практически синонимы друг другу, только в первом случае речь, как правило, идёт о судьбе бездушного механизма, а во втором – о человеческой. Наверное, именно поэтому в художественной литературе «катастрофа» используется гораздо чаще, чем «авария».

Источник

Разница между аварией и катастрофой

Человеческое существование вынужденно пересекается с множеством опасностей, которые угрожают жизни и здоровью. Если их не удалось избежать, говорят о таких чрезвычайных происшествиях, как аварии и катастрофы. При этом во многих СМИ понятия отождествляются и обозначают одни и те же инциденты. В действительности разница между авариями и катастрофами весьма существенна. Есть отличия и по превентивным действиям, которые призваны защитить человека и спасти его от наступления негативных последствий.

Авария – чрезвычайное происшествие, которое сопровождается разрушением зданий и сооружений, порчей оборудования, повреждением транспортных средств и создаёт условия для причинения крупного ущерба. В результате аварии могут быть повреждены линии электропередач, дороги, разрушены материальные ценности. Последствия нуждаются в немедленном устранении для предотвращения масштабных негативных последствий.

Катастрофа – масштабное происшествие, произошедшее в силу природных или техногенных факторов и повлекшее наступление крайне неблагоприятных последствий. Это может быть гибель большого количества людей, экологическое бедствие, разрушение большого количества зданий и сооружений. При этом последствия катастрофы не могут быть устранены незамедлительно, что связано с большим масштабом чрезвычайной ситуации.

Сравнение

Таким образом, главное отличие между авариями и катастрофами – это масштаб чрезвычайных происшествий. Риск их наступления имеется во всех уголках земного шара. При аварии разрушения относительно невелики, а человеческих жертв либо мало, либо нет совсем. Если речь идёт о катастрофе, то её последствия куда ощутимее. К примеру, авария на Чернобыльской АЭС в скором времени переросла в катастрофу: распространение радиоактивных веществ вынудило людей покинуть целые города.

Есть и определённые особенности употребления данных категорий для обозначения чрезвычайных происшествий. Авариями называют ДТП, внештатные ситуации на производстве, выход из строя оборудования. Они могут обладать самым разным масштабом: московский блэкаут образца 2005 года привёл к отключению электроэнергии на огромных территориях, однако жертв удалось избежать. В то же время, сход поезда с рельсов в Испании 24 июля 2013 года, несмотря на локализацию, сразу был назван катастрофой из-за большого количества жертв.

что такое авария что такое катастрофа. chem otlichaetsya avariya ot katastrofy. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-chem otlichaetsya avariya ot katastrofy. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка chem otlichaetsya avariya ot katastrofy.Авария. ДТП

Аварии могут сопровождаться выбросом радиоактивных и химически опасных веществ, сбоями в обеспечении электро- и теплоснабжения. Запоздалое реагирование на опасность всегда приводит к катастрофе. Именно так произошло в индийском городе Бхопал в 1984-м году. Несвоевременное устранение последствий разлива метилизоцианата, отсутствие информации привело к массовым человеческим жертвам и экологическому бедствию.

Источник

Чем катастрофа отличается от аварии

Содержание статьи

что такое авария что такое катастрофа. 1 53896589729b053896589729ef. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-1 53896589729b053896589729ef. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка 1 53896589729b053896589729ef.

Что такое авария и катастрофа

Аварией называют чрезвычайное происшествие, сопровождающееся разрушением сооружений и зданий, а также повреждениями транспортных средств и порчей различного оборудования. Аварии причиняют крупный ущерб, разрушая материальные ценности и повреждая линии коммуникаций, приводя к необходимости немедленно устранить последствия происшествия с целью предотвращения дальнейших разрушений.

Катастрофой называют масштабное чрезвычайное происшествие, которое произошло по техногенной или природной причине и повлекло за собой крайне неблагоприятные последствия. Катастрофы приводят к массовой гибели людей, экологическим бедствиям, масштабным разрушениям сооружений и зданий. При этом обычно последствия невозможно устранить безотлагательно, поскольку масштабы катастроф не позволяют этого сделать.

Для профилактики аварий и катастроф постоянно принимаются превентивные меры, призванные защитить общество и спасти его от разрушительных последствий.

Разница между аварией и катастрофой

Основным отличием аварий от катастроф является их масштаб. Разрушения при аварии сравнительно невелики, а человеческие жертвы либо отсутствуют, либо их мало. Последствия катастрофы намного масштабнее – например, авария на Чернобыльской атомной электростанции быстро превратилась в катастрофу, поскольку распространение радиации буквально вынудило людей покинуть свои города.

Если аварии всегда происходят на локальной территории, катастрофы отличаются глобальным размахом.

Аварии часто сопровождаются выбросом химически опасных и радиоактивных веществ, а также сбоями в обеспечении тепло- и электроснабжения. В случае запоздалого реагирования на возможную опасность, авария может перерасти в катастрофу. В отличие от аварий, катастрофы практически всегда характеризуются численными человеческими жертвами и сопровождаются появлением различных поражающих факторов.

Последствия аварии приводят к локализованной поломке или устранимому разрушению, тогда как последствия катастрофы крайне негативно влияют на окружающую среду и экологию. Отличаются эти два явления и по преодолению – устранение последствий аварии занимает довольно небольшое количество времени, тогда как преодоление катастроф является весьма затруднительным, а иногда и вовсе невозможным заданием (например, при взрывах на атомных станциях).

Источник

АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ

что такое авария что такое катастрофа. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. что такое авария что такое катастрофа. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. что такое авария что такое катастрофа. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. что такое авария что такое катастрофа. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человеческим жертвам. Степень и характер разрушений во многом зависят кроме мощности взрыва от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.

Чаще всего взрывы происходят там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ, или на газопроводах при плохом контроле за их состоянием и несоблюдении требований техники безопасности в ходе их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане в 1989 г., где взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, многие получили травмы и увечья. К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.

Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах и др. Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфора, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.

В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.

Каждые 4-5 мин. в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей.Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы.

14 марта 1993 г. произошел крупнейший за последние 20 лет пожар в России. Дотла сгорел на КамАЗе завод по производству двигателей. Общая площадь пожара составила 200 тыс. м2.

При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность. Прежде всего необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения.

После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожаров, принимаются меры к предотвращению дальнейших разрушений. Отдельные конструкции, которые угрожают падением, обрушают или, наоборот, укрепляют, проводят неотложные работы на коммунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.

что такое авария что такое катастрофа. 640 1. что такое авария что такое катастрофа фото. что такое авария что такое катастрофа-640 1. картинка что такое авария что такое катастрофа. картинка 640 1.

В результате аварии или катастрофы на объектах нефтяной, химической и газовой промышленности может произойти загазованность атмосферы, розлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей.

Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), взрыво- и огнеопасные вещества и материалы. К ним относятся:

предприятия химической и других родственных отраслей промышленности;

предприятия, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водопроводные и очистные сооружения, на которых применяют хлор;

железнодорожные станции и тупики, где есть пути отстоя подвижного состава с СДЯВ;

склады и базы с запасами ядохимикатов.

При аварии с выбросом СДЯВ, вылившийся СДЯВ обильно орошают водой. В загазованных производственных помещениях немедленно включается аварийная вентиляция. Для уменьшения глубины распространения зараженного воздуха можно применять вертикальные водяные завесы. Такие завесы рассеивают облако паров СДЯВ, а также частично нейтрализуют СДЯВ.

Очень опасными последствиями крупных аварий являются пожары и взрывы. Чаще всего взрываются находящиеся под высоким давлением котлы, баллоны, трубопроводы, угольная пыль и газ в шахтах, древесная пыль и пары лакокрасочных веществ на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях. Последствия многих производственных аварий опасны не только для рабочих и служащих пострадавшего объекта, но и для близлежащих предприятий и жилых районов. Это надо учитывать при организации работ.

Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления.

Основными причинами производственных аварий и катастроф являются:

недостатки проектирования предприятий;

несоблюдение правил по технике безопасности;

отсутствие постоянного контроля за состоянием производства и особенно при использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;

нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов;

низкая трудовая и производственная дисциплина;

возникновение аварии на соседних предприятиях или на энергетических и газовых сетях;

стихийные бедствия, вызывающие аварии.

3.1 Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

3.2 Автомобильные аварии и катастрофы

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правилперевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Всем памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали здесь же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы.

Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

3.3 Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

3.4 Авиационные аварии и катастрофы

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло около 400 человек.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

3.5 Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений.

Значительные участки местности через 15-30 мин. обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областях подобные нарушения начинают приобретать устойчивый характер. Здесь можно ждать очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью людей. Так, в 1994 г. дважды прорывались плотины в Башкортостане и Екатеринбургской области, дамбы в Оренбургской. В г. Серово 250 домов и 12 предприятий оказались в зоне затопления.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

Однако радиацию как явление человечество открыло всего сто лет тому назад.

В 1896 г. французский ученый Анри Беккерель положил несколько фотопластинок на стол, а сверху накрыл их минералом, содержащим уран. Когда проявил, обнаружил на них следы какого-то излучения. Позже этим явлением заинтересовалась Мария Кюри, молодой ученый-химик, которая ввела в обиход слово «радиоактивность».

Если такая частота катастроф сохранится в ближайшем будущем, то это будет означать, что к началу XXI века на АЭС мира, которых к тому времени будет более 500, возникнут еще три чрезвычайные ситуации. Следует отметить, что это только прогноз и поэтому будем надеяться, что при правильной эксплуатации ядерных энергетических установок этого не произойдет.

В Уиндскейле (Англия) в октябре 1957 г. во время профилактических работ на одном из реакторов АЭС произошел пожар, вызвавший повреждение тепловыделяющих элементов (твелов). На дне реактора и по сей день лежит около 1700 т ядерного топлива. В атмосферу были выброшены радионуклиды, образовалось облако, часть которого достигла Норвегии, а другая двигалась в Австрию. Это была первая авария в атомной энергетике, которая коснулась населения. Ее последствия тщательно скрывались. Только по истечении 30 лет стали известны некоторые подробности.

В марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции «Три Майл Айленд» в Гаррисберге (США) произошла авария,последствием которой явился выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося материала из 100 т вышли за пределы активной зоны. Произошел выброс в атмосферу.

Событием века стала чернобыльская катастрофа (26 апреля 1986 г.), результаты которой почувствовали не только в России, на Украине, в Белоруссии, но и в других странах. Следы радиоактивного загрязнения достигли даже Польши, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии и Венгрии.

Пришлось проводить огромный объем работ. Только в течение первых двух лет (на апрель 1988 г.) дезактивировано 21 млн. м2 поверхности оборудования, захоронено 500 тыс. м3 грунта, обеззаражено 600 деревень и сел. Свыше 5 млн. человек было охвачено профилактическим медицинским контролем. Для эвакуированных было построено более 21 тыс. домов и 800 объектов социально-бытового и культурного назначения. В кратчайшие сроки было выделено 15 тыс. квартир.

3.7 Основные мероприятия по предупреждению аварий

Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.

На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.

3.8 Проблемы экологической безопасности

Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду резко возросло и приняло катастрофический характер. Ежегодно выбрасываются миллионы тонн твердых и газообразных отходов, водоемы загрязняются миллиардами кубометров сточных вод. Почву и сельскохозяйственные угодья губят ядохимикатами, уничтожают в процессе строительства населенных пунктов, промышленных предприятий и транспортных магистралей.

Среда обитания человека во все больших масштабах «загрязняется» шумом, электромагнитными полями и радиоактивными излучениями; истощаются запасы кислорода; разрушается озоновый слой атмосферы Земли.

В результате загрязнения природной среды ухудшается здоровье населения, погибает растительный и животный мир, ускоряется разрушение материалов, зданий и сооружений. Антропогенное воздействие на природу превышает ее восстановительный потенциал, что влечет за собой необратимые изменения природной среды. Возникает реальная угроза экологического кризиса.

При решении задачи снижения загрязнения природной среды главным является создание и внедрение принципиально новых, безотходных технологических процессов как производства товаров и услуг, так и эксплуатации технических систем. Вместе с тем в условиях зародившегося экологического кризиса остро стоит вопрос о защите человека от воздействия на него видоизменной и зараженной среды, т.е. об обеспечении экологической безопасности.

Наше здоровье в немалой степени зависит от того, чем мы дышим, что пьем и едим, в каких условиях живем и работаем.

В результате хозяйственной деятельности человека воздушная среда загрязняется вредными веществами: различными газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами, а также разнообразными видами пылей, имеющими органическое и неорганическое происхождение.

При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застое воздуха над промышленными районами в связи с метеорологической инверсией, сопровождающейся ростом температуры снизу вверх, образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли, ртутных паров и различных органических веществ).

Неблагоприятное влияние на здоровье людей оказывают выбрасываемые автотранспортом соединения свинца (в бензин для повышения октанового числа добавляют тетраэтилсвинец), приводящие к нервным расстройствам, малокровию, потере памяти, слепоте.

Неблагополучная ситуация складывается в районах расположения заводов микробиологической промышленности, выбросы которых в атмосферу приводят к грибковым поражениям,болезням легких, бронхов, кожи, снижению иммунитета у населения.

Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в квартирах в комнатах в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее.

Что отравляет воздух в наших квартирах? Конечно, свинцовые белила, линолеум, пластики, ковры из синтетических волокон, поролоновая обивка кресел, диванов, стиральные порошки. Однако львиную долю (70-80%) вредных веществ в воздух квартир привносит современная мебель. В древесностружечных плитах (основы мебели) содержится много синтетического клеящего вещества. Кроме того, полимеры, краски, лаки этой мебели в силу деструкции тоже загрязняют воздух токсичными химическими соединениями.

Загрязнение комнатного воздуха сказывается на здоровье не сразу. Сначала ухудшается самочувствие, потом начинает болеть голова, от бессонницы появляются раздражительность, утомляемость.

Если вы хотите наглядно определить чистоту наружного воздуха, то повесьте в проеме открытого окна чистую влажную марлю. Вечером, сняв марлю, понюхайте ее и сравните ее цвет с первозданным (белоснежным), а затем сделайте для себя вывод.

Как в повседневной жизни ослабить вредное воздействие находящихся в воздухе токсичных веществ на организм? Для этого следует придерживаться некоторых правил.

Прежде всего надо научиться дышать носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек, будто влажная щетка, собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Почаще освобождайте слизистую носа от накопившейся пыли. А перед сном обязательно протрите каждую ноздрю изнутри влажной ваткой.

Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей, заводов вдохи надо делать неглубокие, поверхностные. Ведь воздух, наполненный вредными и опасными веществами, при глубоком дыхании постепенно загрязняет легочную ткань вредными веществами.

Как известно, вредные вещества из воздушной среды могут переходить в водную среду. Однако в значительно большей степени она загрязняется агропромышленным комплексом, а также хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, в частности, от предприятий перерабатывающей промышленности. Среди загрязнителей наиболее распространены нефть и нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли разных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы, болезнетворные микробы и т.д.

Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также неумеренная химизация сельского хозяйства не могут не отразиться на качестве продуктов питания.

Однако, как считают специалисты, нитратная опасность на порядок менее актуальна, чем опасность отравления пестицидами и тяжелыми металлами (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк и др.).

Наиболее опасны хлор-, фосфор- и ртутеорганические пестициды. Накапливаясь в организме в течение длительного времени, они проявляют различные вредоносные свойства: канцерогенность (вызывают рак), тератогенность (появление уродства у новорожденного), аллергичность, мутагенность (изменение наследственности).

Корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на их поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожицу (яблоки, груши), нужно это сделать, особенно если вы не знаете в каких условиях выращен этот продукт.

по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии);

громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму;

не загромождайте на ночь двери в купе (в темноте будет трудно выбраться наружу);

запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги (на всякий случай, если понадобится в темноте срочно покинуть вагон);

на ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас;

спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препятствием.

В случае железнодорожной катастрофы:

Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При переворачивании вагона, крепко держась руками, упритесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой.

После того как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Если нет опасности пожара, не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники. Выходите из вагона по одному, пропуская вперед детей и женщин. Берите с собой только одежду, документы и деньги, оставляйте вещи в вагоне, установив охрану из одного-двух пассажиров.

1. Не паникуйте, постарайтесь четко и быстро выполнять все указания капитана, наденьте на себя и своих близких спасательные жилеты, сняв стесняющую одежду и обувь. Возьмите с собой документы, завернув их в полиэтиленовый пакет и положив под нижнее белье. Быстро, но без спешки поднимитесь на палубу и по команде капитана садитесь по одному в шлюпки (на плоты), пропуская вперед детей и женщин.

3. Увидев шлюпку, в которой имеются свободные места, подплывайте к ней с кормы, не наваливайтесь на борт. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им за пояс и на буксире плывите к берегу за шлюпкой. Экономьте свои силы и чаще делайте самомассаж рук и ног для восстановления кровообращения.

4. Длительное время находясь в шлюпке, не пейте морскую воду. При сильной жажде кладите на голову мокрый платок, обтирайте им тело. Используйте для добывания пищи снасти, имеющиеся в каждой спасательной шлюпке, ловите рыбу, выжимайте из нее сок и пейте его; никогда не теряйте надежды на спасение и боритесь за свою жизнь всеми возможными способами. Выбравшись на берег или будучи подобранным проходящим судном, немедленно сообщите свои данные, название корабля, время и место катастрофы, количество спасшихся вместе с вами людей.

АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА САМОЛЕТА

В случае авиакатастрофы:

1. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками; быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа, не вставайте с кресла до полной остановки самолета, пресекайте любым способом возникновение паники в салоне и нарушение центровки самолета.

2. После прекращения движения самолета немедленно, соблюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как можно дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего.

3. Окажите первую помощь раненым. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соорудите из подручных материалов навесы для детей и раненых; отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью.

Человек всегда стремился обустроить свою жизнь, он жаждал иметь все больше бытовых благ, не задумываясь о необходимости поддержания гармонии в природе. Эгоизм и халатность привели к нарушению равновесия в природе и, если мы хотим выжить, надо осмыслить ситуацию, найти средства для приостановки процесса ее гибели.

Технологический процесс все больше выходит из-под контроля человека, что создает для него различные опасности. Одной из них является загрязнение среды обитания из-за обширных выбросов во время аварий на химических производствах, что наносит тяжелый ущерб здоровью людей и оборудованию. Частицы ядовитых веществ, попадая в человеческий организм из воздуха, воды и пищи, накапливаются в нем и ведут свою разрушительную работу.

Все это представляет серьезную опасность для людей, учитывая высокую плотность населения в городах. Противоаварийные меры входят в обязанности руководства предприятия, которое должно следить за соблюдением рабочими и служащими норм безопасной эксплуатации оборудования и создавать соответствующие службы для снижения до минимума риска здоровья людей в случае возникновения опасности. Вместе с тем, каждый человек, будь он на производстве или вне его, ощутивший резкий или непривычный запах либо обнаруживший какие-либо другие характерные признаки аварии, должен немедленно поставить в известность должностных лиц предприятия, местные власти и соответствующие аварийные службы города.

Как вести себя в случае аварии:

1. На открытом воздухе:

если вы попали под непосредственное воздействие газа или жидкости, надо прикрыть нос и рот носовым платком, шарфом и т.д., чтобы очистить вдыхаемый воздух;

избегайте пребывания на воздухе; если невозможно возвратиться домой, попытайтесь найти какое-либо закрытое или защищенное помещение; снимите верхнюю одежду, которая контактировала с зараженным воздухом и поместите ее до стирки в синтетический мешок;

проводите глубокое очищающее дыхание, при появлении хотя бы легких признаков удушья обеспечьте дыхание с помощью кислородной смеси;

требуйте экстренного медицинского вмешательства.

немедленно разденьтесь, примите душ и хорошо промойте части тела, наиболее подверженные риску (глаза, руки, волосы);

не надевайте зараженную одежду без тщательной стирки; если это невозможно, лучше ее выбросить;

плотно закройте двери и окна, выключите вентиляционные приборы и кондиционеры;

отключите электроэнергию при помощи общего выключателя (газы и пары могут оказаться взрывоопасными);

не ищите убежища в погребе или подвале: более тяжелые, чем воздух, токсичные газы скапливаются у поверхности земли;

учителям, ответственным за судьбу доверенных им детей, желательно следовать данным мерам предосторожности, не дожидаясь официальных указаний, удерживая детей внутри зданий, в закрытых помещениях и принимая вышеперечисленные меры.

3. После отбоя химической тревоги:

не употребляйте в пищу фрукты и зелень из огорода или же любые продукты, выставленные для продажи на открытом воздухе;

не употребляйте в пищу яйца, а также мясо скота и птицы, забитых после объявления тревоги в зараженной зоне;

не пейте как колодезную воду, так и воду из-под крана, поскольку зараженными могут оказаться и источник, и водопровод;

избегайте употребления молока, полученного после объявления тревоги, пользуйтесь консервированным или сухим молоком;

употребляйте в пищу консервированные продукты либо приобретенные до начала катастрофы;

4. Гражданское самосознание должно оградить земледельцев от:

скармливания животным зеленого корма и сена, хранящихся под открытым небом;

поение скота поверхностными или колодезными водами;

продажи на рынке продуктов, загрязненность которых установлена либо предполагается;

Необходимо быть в курсе сообщений радио, телевидения, печати, чтобы следовать правилам и инструкциям, которые, возможно, будут дополнительно выработаны властями.

В последнее время загрязнение прибрежной природной среды достигло тревожного уровня. Основные причины связаны с ростом городов и все более развивающейся промышленностью, не принимающей, однако, охранных мер (установка очистных сооружений и др.).

Чтобы бороться с загрязнением в масштабе страны, нужны строгие законы, обязывающие устанавливать очистные сооружения с регулярным контролем за их работой. Давать разрешение на сооружение новых предприятий надо лишь при обеспечении полной безопасности для окружающей среды. Необходимо запретить выпуск моющих средств, не поддающихся биологическому разложению, а также установить строгий контроль за применением агрохимических препаратов в сельском хозяйстве. Надо предоставить земледельцам соответствующую информацию по правильному применению удобрений, гербицидов, инсектицидов, фунгицидов и консервантов, которые часто используются в избыточных количествах и приводят к опасным последствиям.

Меры предосторожности для отдельного человека ничтожны в сравнении с законодательными задачами, однако представляется возможным:

избегать посещения загрязненных пляжей;

не купаться в реках даже при отсутствии запрета;

после купания принять душ и выстирать с мылом купальный костюм.

В городах и промышленных зонах проблема атмосферного загрязнения, без сомнения, наиболее актуальна. Поэтому необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

избегать центра города и не выходить на улицу в часы напряженного уличного движения, а также пытаться избегать пребывания в промышленных зонах, особенно в туманные дни;

не возить детей в колясках, которые находятся на уровне выхлопных труб автомобилей, отдавать предпочтение нагрудным сумкам для ношения младенцев;

не ходить по туннелям и галереям, т.е. местам, наиболее загрязненными выхлопными газами;

выбирать для пеших прогулок зеленые зоны, поскольку таким образом при усиленном дыхании в организм попадает большее количество кислорода;

понимать, что дома основными источниками загрязнения являются табачный дым и работа на кухне, угольное и керосиновое отопление, использование газовых плит и изолирующих материалов синтетического происхождения, содержимое баллончиков с дезодорантом, трихлорэтилен и хлор;

не курить дома, в закрытых помещениях, особенно там, где находятся дети;

оповестить соответствующие службы, если вы обнаружили какой-либо источник загрязнения;

не вывешивать белье в туманные дни и дни с низкой облачностью, чтобы избежать его загрязнения имеющимся в воздухе смогом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *