что такое абонемент в библиотеке для детей
Что такое абонемент в библиотеке для детей
МОУ «СОШ №3 г. Вольска»
Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку.
Книги на абонементе выбирают с полок открытого доступа. Книги расставлены по темам или по алфавиту.
Какие книги «живут» в библиотеке?
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные,
Короткие и длинные,
Новые, старинные,
Про море и про лес,
С картинками и без.
Функции библиотечного абонемента и правила пользования
Абонементом школьной библиотеки могут пользоваться только члены школьного сообщества: ученики, их родители, учителя, сотрудники школы. В виде исключения обслуживаются также работники других образовательных учреждений района.
На абонементе можно получить любой библиотечный документ (книги, брошюры и т.д.) за исключением тех, которые предназначены для пользования только в читальном зале (часто востребованные документы, имеющиеся в одном экземпляре, справочная литература, ценные издания, диски, журналы и газеты).
Предлагаем вам читать
Учебники на абонементе школьной библиотеки выдаются (в июне) на учебный год. Учебники для подготовки к экзаменам (при наличии лишних экземпляров) выдаются на несколько месяцев по требованию. Программная литература выдается на одну-две недели, в зависимости от экземплярности документов. Дополнительная (по предметам) и художественная литература выдается на две недели, но срок пользования можно продлевать также по требованию.
В случае порчи или потери документа пользователь принимает на себя расходы, связанные с его починкой или заменой, установленные библиотекой.
За несовершеннолетних читателей ответственность несут родители.
При возвращении документов в библиотеку читатель должен проследить, что документ вычеркнут из его формуляра, а не просто оставлять принесенные книги на столе и уходить.
Путеводитель
В библиотеке абонемент означает место, где выдают книги на дом. На 10 дней книжка твоя. В назначенный день книгу надо вернуть в библиотеку. А если не успел прочитать, приходи в библиотеку и попроси продлить срок.
Посещая его, дети и их родители попадают в уютную обстановку книжного городка, где их встречают приветливые библиотекари и самое главное богатство любой библиотеки — книги!
Всего для читателей предлагается 11400 экз. книг.
Абонемент отдела по работе с детьми — это всегда радость, всегда сказка, всегда праздник. Для маленьких детей есть Детский уголок с книжками и игрушками. Мы работаем для самых маленьких посетителей библиотеки, для подростков, для школьников постарше. Для тех, кто ещё не умеет читать и тех, кто только начинает читать свои первые книги, для учащихся начальной школы, для школьников, которые ищут ответы на многие интересующие их вопросы, а также для родителей и педагогов.
Абонемент интересен и своими книжными выставками, внутриполочными книжными подборками.
На абонементе живут самые невероятные книги:
С 1979 года на абонементе работает Валентина Александровна Падюкова. Имеет среднее библиотечное образование, она успешно использует полученные знания в своей работе и в решении главных задач отдела по работе с детьми — поддерживать постоянный интерес юных читателей к книге, формировать новый привлекательный образ книги, способствовать чтению творческому. Сотрудники отдела по работе с детьми верят в чудодейственные свойства книги. Они убеждены, что книга откроет для юных читателей и подростков удивительный мир, будет служить им всю жизнь и способствовать интеллектуальному развитию и счастью.
О читателях и фондах:
На сегодняшний день абонемент обслуживает 725 читателей, посещающих отдел 12303 рааз в год. Ежегодно выдается на дом 16710 экземпляров литературы. Из них на чувашском языке – 1081 экз., выдано краеведческой литературы 1475 экз., аудиовизуальных материалов – 679, электронных изданий – 563.
Абонемент обслуживает учащихся 1-11 классов, учащихся техникумов, колледжей, средних специальных учебных заведений, студентов вузов, а также руководителей детского чтения (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования) и всех желающих.
Уникальный фонд абонемента на начало 2011 года составил 11400 томов по всем отраслям знаний:
Для старшеклассников и детей среднего возраста научно-познавательная литература проставлена по отраслям знаний согласно таблице ББК (библиотечно-библиографическая классификация).
2 – Естественные науки
3 – Техника. Технические науки
4 – Сельское и лесное хозяйство
5 – Здравоохранение. Медицина
Художественная литература в фонде тоже выделена отдельно:
Литература современных авторов
Фантастика и приключения
Книги о Великой Отечественной войне
На абонементе регулярно устраиваются выставки-просмотры новой литературы, тематические книжные выставки, проводятся обзоры, библиографические уроки, интеллектуальные игры, конкурсы, обсуждения книг.
С 1993 года на абонементе для учащихся 5-8 классов постоянно работает краеведческий клуб «Юный краевед» для любителей, желающих узнать больше о своем крае, районе, селе, природе родного края, о замечательных людях.
Руководитель клуба Романова Нина Ивановна.
Юные читатели и руководители детского чтения всегда могут рассчитывать на квалифицированную помощь библиотекаря абонемента:
Самая главная забота работника абонемента – это индивидуальное общение с каждым читателем с целью выявления и формирования читательских интересов и запросов. Наше кредо: «Каждому читателю – книгу по душе!».
Правила пользования абонементом
Читальный зал – это место, куда ребята приходят читать книги, газеты и журналы. Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке, потому что здесь собраны единственные экземпляры книг, которые могут понадобиться в один день сразу нескольким читателям.
Читальный зал – это место, где проводятся различные мероприятия: игры-путешествия, литературные вечера, викторины, диспуты, конкурсы, познавательные часы и т.д. Сюда дети приходят всем классом. А для тех, кто хочет уединиться есть детский уголок, отдельный столик, шашки.
Читальный зал располагает богатейшими информационными ресурсами.
§ Книжный фонд составляет 840 экземпляров;
§ издания классиков художественной литературы,
§ широкий спектр энциклопедий, справочников и словарей по всем отраслям знаний,
§ словари и справочники,
§ Более 18 периодических изданий;
§ Аудио- и видео- материалы.
Фонд активно пополняется новыми изданиями.
Читатели знакомятся с книжными богатствами читального зала через тематические книжные выставки, которые ежемесячно обновляются.
Читальный зал обслуживает 814 читателей. Они посетили библиотеку за 2010 год 14954 раза.
За год количество прочитанных книг составляет 38197 экземпляров.
Читальный зал — это своего рода огромная энциклопедия, к которой могут обратиться за необходимой справкой все желающие.
У нас вы всегда сможете:
Но это еще не все! У нас можно посмотреть:
мультфильмы, любимые сказки, видеофильмы по школьной программе.
Газеты – «Школьники постарше», «Танташ», «Пирен пурнас» (районная)
Журналы – «Мир техники», «А почему?», «Спортивная жизнь России», «Свирелька», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Мне 15», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Принцесса», «Веселые уроки», «АЮВГД» и другие.
Правила пользования читальным залом
Читальный зал — структурное подразделение библиотеки. Здесь хранятся единственные экземпляры книг, имеющиеся в библиотеке.
Книги из читального зала на дом не выдаются. Но есть исключение: если ты стал «Лидером чтения» по итогам года, то тебе разрешат пользоваться книгами из читального зала вне стен библиотеки сроком на 3 дня.
Или можно воспользоваться «Ночным абонементом» за плату – 4 рубля за каждую книгу.
С 1993 года на абонементе для учащихся 1-2 классов и дошкольников работает клуб любителей сказки «Буратино».
Руководитель клуба – Эльвира Петровна Кузьмина – библиотекарь читального зала. Имеет среднее библиотечное образование. Работает в данной должности с 1992 года.
Здесь Вы сможете найти нужную Вам информацию в глобальной сети Интернет, отредактировать её и распечатать.
Если у Вас нет опыта работы в глобальной сети Интернет или возникли вопросы то работники всегда помогут Вам.
В Интернете Вы можете найти нужную вам информацию, получать дистанционное образование.
Компьютерный – предлагает к Вашим услугам интереснейшее путешествие по планете Интернет, где Вы сможете найти информацию на любую тему, воспользоваться электронной почтой, получить возможность найти себе друзей. Здесь работает Школа информационной культуры «Я. Компьютер. Информация», которым руководит Нина Ивановна Романова – главный библиотекарь отдела по работе с детьми, которая научат вас работать на компьютере, поможет оформить документы, доклады, рефераты, поздравительные открытки и распечатать или размножить их, предоставит удивительные электронные энциклопедии, словари, развивающие программы и психологические тесты.
Библиотека имеет 130 дисков, 61 видеокассет:
§ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
§ Обучающие, развивающие программы:
§ Русский язык. Компьютер-репетитор
Это далеко не полный список который может предоставить Вам наш отдел.
Алфавитный каталог — это самый простой путеводитель в мире книг. Все карточки здесь расставлены в алфавите фамилий и заглавий книг. Найдя карточку в каталоге, вы сможете узнать, в каких отделах библиотеки находятся эти книги.
Систематический каталог (СК) — все карточки в этом каталоге стоят в системе, по определенным отраслям знания. Так же расставлены книги на полках библиотеки.
Алфавитно-предметный указатель (АПУ) создан для того, чтобы помочь вам самостоятельно найти книгу или статью из журнала по нужной теме. Карточки расположены в алфавите названий отраслей знания и предметов. Напротив каждого слова на карточке стоит цифра, которая обозначает раздел систематического каталога, в котором можно найти литературу.
Систематическая картотека статей (СКС) включает в себя карточки на статьи из газет, журналов, которые имеются в библиотеке. Картотеки в СКС располагаются так же, как и в систематическом каталоге. Однако картотека от каталога отличается тем, что в ней существуют подробные разделители и тематические рубрики. На каждом каталожном ящике приклеен ярлычок с содержанием.
Здесь же Вам помогут найти интересующее Вас издание, если самостоятельный поиск вызывает у Вас затруднение, то Вам помогут библиотекари.
У нас проходят конкурсы на «Самый читающий класс», «Лидер чтения».
Наша библиотека активно работает по программе летнего чтения «Лето, книга и я – друзья!», цель которой: сделать досуг детей более интересным, разнообразным и содержательным. Летняя программа включает в себя множество мероприятий:
Мы приглашаем юных читателей принимать в них участие.
Всех победителей ждут призы.
Здесь работают знающие, всегда приветливые и готовые помочь люди. Даже если ты сам не всегда знаешь точно, что ты хочешь почитать, или абсолютно не знаешь автора – приходи всё равно. (Только выучи сначала наше расписание.) Вместе мы попытаемся выручить тебя, и ты получишь ответ на вопрос по любому школьному предмету. Если же возникла проблема личного характера: тебе нужен совет, грустно или обидно – тем более приходи! Отвлекись хорошей книгой, прими решение с героями – сверстниками или просто посиди в тишине и полистай страницы. Ты любознательный и точно знаешь, что тебе требуется – порадуешь нас вдвойне. Жизнь сейчас такова, что всюду требуются личности. Личности разносторонние, уверенные в себе, в завтрашнем дне и, можно сказать, выдающиеся. Стать таким – это труд, плюс удача, плюс огромное желание, плюс знания. Так вот, за знаниями – к нам!
Посещая нашу библиотеку Вы получите:
Приходи, мы ждем тебя!
Если Вам захотелось тишины и общения – приходите!
Если необходимо поделиться прочитанным и быть понятым – приходите!
Если мучают неразрешенные вопросы – приходите!
Если «достали» в школе с докладами и рефератами – приходите!
Мы работаем для Вас!
Библиотека находится рядом с автовокзалом в здании АУ «Культурно-досуговый центр Красночетайского района» на 2-м этаже.
Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, 9
Библиотечный урок на тему «Знакомство с библиотекой»
Цель: ознакомить учеников со школьной библиотекой; объяснить значение слов «библиотека», «абонемент», «формуляр», отделы библиотеки, тематическое многообразие книг; развивать умение самостоятельно выбирать книгу; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: книжная выставка «В мире волшебной сказки», памятка «Правила пользования библиотекой», формуляры читателей.
І. Организационная часть.
Упражнение «Ты мне нравишься, дружок…».
(Ученики становятся в круг. Нужно по очереди улыбнуться своему соседу справа, пожать ему руку и сказать: «Ты мне нравишься, дружок, тем, что…».)
ІІ. Основное содержание занятия.
1. Вступительное слово библиотекаря.
Добрый день, дети! Сегодня наша первая встреча в школьной библиотеке. Сегодня у вас необычный урок. Проведу его я, заведующая школьной библиотекой.
2. Интерактивное упражнение «Микрофон»:
— Скажите, пожалуйста, что такое библиотека?
Сегодня вы узнаете много нового и интересного о библиотеке, ознакомитесь с правилами пользования библиотекой.
3. Рассказ с элементами беседы.
Но книги в библиотеке не только хранятся. В библиотеке книгу можно взять для того, чтобы почитать дома, а потом повернуть.
— Как вы считаете, почему необходимо возвращать библиотечные книжки?
Библиотечные книжки обязательно необходимо возвращать в библиотеку для того, чтобы их могли прочитать другие читатели.
Библиотеки существуют очень давно. Бывают библиотеки разные: большие и малые, для взрослых и детей, научные, специальные, технические. Библиотеки есть в разных заведениях, институтах, школах. Как вы видите, и в нашей школе также есть библиотека.
Она не очень большая, но очень красивая и уютная.
Но для того, чтобы быть хорошим читателем, необходимо знать и выполнять некоторые правила. Как вы думаете, какие?
(Уметь читать, аккуратно пользоваться книгами.)
А еще нужно уметь и знать правила пользования библиотекой.
(Каждый ученик получает «Правила пользования библиотекой»)
«Правила пользования библиотекой»
придерживайся порядка и тишины в библиотеке;
не нарушай расстановку книг на полке. Помни: если поставишь книгу в другое место, ее трудно будет найти;
библиотечная книга выдается на две недели. Возвращай книги своевременно. Помни: их ожидают другие читатели.
Разыгрывание сценки «Запись к библиотеке».
Ученики старших классов показывают, как школьник приходит в библиотеку, выбирает книжки, заполнение формуляра, прощания.
6. Упражнение «Выбери книгу» (работа в группах).
(Дети подходят к столу, где стоят книги для 1 класса).
Посмотрите внимательно и прочитайте, что здесь написано. Здесь стоят книги для 1-го класса, по разным темам: сказки, о природе, о детях, рассказы и другие. А теперь попробуйте выбрать книги.
Дети делятся на 3 группы:
Консультируясь с библиотекарем, дети выбирают книги.
ІІІ. Итог занятия. Рефлексия.
Интерактивное упражнение «незаконченное предложение»
— Школьная библиотека имеет два отдела… (абонемент, читальный зал)
— Библиотечной учетной карточкой называется… (формуляр)
Библиотечный урок «Библиотека. Правила пользования библиотекой» (3-4 классы).
Библиотечный урок «Библиотека. Правила пользования библиотекой».
Цель: познакомить обучающихся со структурой школьной библиотеки и основными функциями отделов (абонементом и читальным залом).
Понятия и термины: абонемент, читальный зал, читатель, читательский формуляр.
1.Беседа о библиотеке.
— Со школьной библиотекой учащиеся знакомятся с первого класса. В библиотеке много книг и журналов, надписей на книжных полках, плакатах. Во всем этом вам разобраться помогает библиотекарь. Библиотекарь – это работник библиотеки, специалист в области художественной, научно-популярной, специальной литературы.
Хорошо зная литературу, он всегда посоветует, что почитать, научит выбирать книги на книжной полке. А еще он следит за тем, какие новые издания появились для учащихся и учителей, и заказывает необходимые книги для библиотеки. Школьной библиотекой вы пользуетесь уже несколько лет и прекрасно знаете ее расписание работы, правила пользования библиотекой. Данная информация всегда на виду.
2. Ознакомление с библиотечным подразделением – абонементом.
— В школьной и детской библиотеках обычно два отделения: абонемент и читальный зал.
Абонемент – подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу книг на дом.
Вообще французское слово «абонемент» означает право пользования чем-либо на определенный срок. Сначала это слово не имело к книгам никакого отношения. В конце XIX века, триста лет тому назад, в Италии продавались театральные абонементы: они давали право посетить несколько спектаклей подряд, посмотреть целую театральную программу.
Право пользования абонементом в библиотеках России до 1917 года тоже стоило денег.
Сегодня мы привыкли называть абонементом то место в библиотеке, где книги выдаются на дом бесплатно.
В школьной библиотеке тоже есть абонемент, куда можно обратиться, посоветоваться с библиотекарем и взять в пользование книги на определенный срок, установленный правилами пользования библиотекой.
Абонент – это ты. Это каждый из нас – тех, кто записался в библиотеку: школьную, районную, сельскую, городскую. Абонент имеет право взять любую книгу, которая есть на абонементе. Но кроме этих замечательных прав у абонента есть обязанности: за испорченную или потерянную книгу придется возместить библиотеке убыток. А ели абонент будет постоянно задерживать книги, его могут даже исключить из библиотеки.
История умалчивает о том, когда появилось читательское племя, которое забывало возвращать взятые в библиотеке книги или небрежно относилось к ним. Между тем известно, что в Древнем Египте, того, кто терял папирус, ждала мучительная казнь, а за неаккуратное отношение к книгам виновный получал 200 ударов палкой. Большой книголюб Фридрих Великий в подобных случаях ограничивался отправкой в тюрьму на 20 лет. Был принят закон о наказании кнутом и семилетним заключением читателей, загибающих страницы книги.
А забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так ею увлеклась, что держала ее 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета, куда книга была возвращена через 300 лет. Лучше поздно, чем никогда!
Сейчас рассмотрим интересные наставления читателю, с которыми он мог бы столкнуться в библиотеке, например в 19 веке, и переведем их на наш современный язык.
Заходя в святилище знаний, сдай свои верхние одеяния во временное хранилище, гардеробом именуемое, дабы не мешали они тебе во время просвещения твоего.
Пожелай здравия проводнику по знаниям твоим.
Если видишь, что ты не один просвещения здесь ищешь, и стоит перед тобой тьма знаний жаждущих, не посрамись ты, встань рядом. Ибо не создаст это угнетенную обстановку в очереди той.
Не нарушай тишину и спокойствие в стенах этих голосом своим, дабы не быть эгоистом и не мешать окружающим своим.
Не оставляй мусор за собой, дабы не покарала тебя женщина, за порядком наблюдающая, да преображающая здание это в надлежащий вид.
Не испорти книгу, данную тебе, да не оставляй на ней «автографы» свои.
И сдавай книги, тобою взятые, вовремя, ибо не один ты нуждаешься в них.
Уходя из святилища этого, да не будет трудно тебе сказать слово благодарственное и прощальное библиотекарям всем, ибо это оставит теплый след в душах их.
3. Ознакомление с читальным залом.
Читальный зал – специально оборудованное помещение для работы с материалами из фонда библиотеки.
В библиотеках Древнего мира были залы с книгами (в форме полукруга или прямоугольника), украшенные скульптурами, мраморными скамьями. В библиотеках занимались в светлое время суток, поэтому фасадом читальные залы были размещены на восток, при этом учитывалось направление ветров. В средние века в целях сохранности книги приковывали цепями, чтобы их невозможно было унести.
Именно в читальном зале собраны самые ценные по содержанию и дорогие по стоимости издания, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре. Поэтому они на дом не выдаются.
Познакомившись с наставлениями, вы поняли, что в читальном зале нельзя шуметь, разговаривать вслух и двигать стулья с грохотом. Разумеется, здесь можно почитать интересную книгу или полистать журналы. Запомните, сюда приходят работать.
4. ознакомление с читательскими формулярами.
— А теперь поговорим об одном из главных документов библиотеки – читательском формуляре.
А сначала о том, кто такой читатель.
Каждый из вас считает, что он и есть читатель. Но в «Толковом словаре» В.И. Даля этому слову дано прекрасное определение: «Читатель – человек, читающий книги для себя».
Когда читатель приходит в библиотеку, на него оформляется читательский формуляр – это и есть один из главных документов библиотеки. В формуляр записывают фамилию автора книги, ее название, инвентарный номер книги, срок возврата – эта простая запись может многое рассказать о читателе и о человеке.
5. Практическое занятие.
Учащиеся разбиваются на пары и по очереди выполняют роль библиотекаря, по всем правилам заполняя читательские формуляры.
«Знакомство с библиотекой» библиотечный урок
ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ
на шелке в Китае, на папирусе в Египте, на пальмовых листьях в Индии, в междуречье выцарапанные на глиняных пластинах. Некоторые из первых книг сохранились до наших дней и теперь очень бережно хранятся в самых больших библиотеках.
Давайте попробуем написать письмо, как писали в древности, когда ещё не знали букв. Перед вами пластины из пластилина и заострённые деревянные палочки. Напишите письмо маме, что вы ушли к бабушке.
В нашей библиотеке 2 отделения: абонемент и читальный зал.
Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования
Как же должен вести себя читатель в библиотеке?
-книги возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на неделю.
-С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть
как можно больше ребят.
-Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется книг.
-Книги взятые с полки, нужно ставить на место, где вы взяли или, если не
можете вспомнить откуда взяли, положить на стол библиотекаря. Иначе я
не смогу найти эту книгу для другого читателя.
А это читательский формуляр, куда я записываю все книги, которые вы берете почитать.
А сейчас я хочу вам задать вопросы.
А вот сейчас проверим…
Сейчас потолкуем о книжке такой.
Тут синее море, здесь берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдёт,
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
А кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а тем же – разбитым.
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то!
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки.
У отца был мальчик странный,
Но любил папаша сына
Он дружок зверям и детям,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигренок, не лисица
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок…
Но заснято для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Что зовется (Чебурашка)
Добрый доктор (Айболит)
Был похож на мяч немножко,
И катался по дорожкам,
Кроме «рыжей» вот так смех!
Лисичка дом себе нашла,
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов
Красна девица грустна
Ей не нравится весна
Ей на солнце жарко
Слезы льет бедняжка!
По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра
Хвост засунул в прорубь волк и какой же в этом толк?
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
Ну, отгадайте, как звали ее
Сказки вы знаете. Вам их читали родители дома, в школе – учитель. А теперь вы можете сами читать понравившиеся книжки. А знаете ли вы правила пользования книгой?
не читать во время еды
не ставить посуду или продукты
берите книгу чистыми руками
не делайте в книге пометок
не перегибайте страницы, книгу – от этого выпадают страницы
не кладите в книгу карандаш или другие предметы – для этого есть закладки
чтобы книги дольше служили, оберните их
думаю, что среди вас не будет таких читателей, после которых книжку нужно будет лечить.
Давайте повторим что такое кн. фонд, абонемент, читальный зал.
Ну что же – новый читатель пожаловал ко мне
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть
На этом наша встреча закончилась. Я рада буду видеть вас в библиотеке.
Думаю, что вы будете активными читателями! В память о нашей встрече я дарю….