что так скучно что так грустно
«И скучно и грустно. »: чем полезна скука и почему не стоит от нее бежать
В приемной у врача. Ожидание затягивается. Чем бы заняться? Достаем смартфон, проверяем сообщения, гуляем по интернету, играем в игры – все что угодно, лишь бы не скучать. Первая заповедь современного мира звучит так: ты не должен скучать. Физик Ульрих Шнабель утверждает, что скучать полезно, и объясняет почему.
Чем больше мы предпринимаем что-то против скуки, тем скучнее нам становится. Таково заключение британского психолога Сэнди Манн. Она утверждает, что в наше время каждый второй жалуется, что часто скучает. На рабочем месте две трети жалуются на чувство внутренней пустоты.
Почему? Потому что мы больше не выдерживаем обыкновенного простоя, в каждую появившуюся свободную минуту сразу же хватаемся за смартфон, и нам нужна все большая доза, чтобы пощекотать нашу нервную систему. А если непрерывное возбуждение становится привычным, вскоре оно перестает давать свой эффект и начинает наводить на нас скуку.
Если непрерывное возбуждение становится привычным, вскоре оно перестает давать свой эффект и начинает наводить на нас скуку
Можно попытаться быстренько заполнить надвигающееся пугающее чувство пустоты новым «наркотиком»: новыми сенсациями, играми, приложениями, и добиться тем самым только того, что выросший ненадолго уровень возбуждения перейдет в новую скучную обыденность.
Что же с этим делать? Скучать, рекомендует Сэнди Манн. Не продолжать себя стимулировать все новыми и новыми дозами информации, а отключить на какое-то время свою нервную систему и научиться кайфовать от ничегонеделания, ценить скуку как ментальную программу детоксикации. Радоваться моментам, когда мы ничего не должны делать и ничего не происходит, что можем дать проплыть какой-то информации мимо нас. Подумать о какой-нибудь чепухе. Просто уставиться в потолок. Закрыть глаза.
Зато мы можем осознанно контролировать и развивать с помощью скуки нашу креативность. Чем нам скучнее, тем больше фантазий появляется в голове. К такому выводу пришли психологи Сэнди Манн и Ребека Кэдман.
Участники их исследования четверть часа переписывали номера из телефонной книги. После этого они должны были придумать, для чего можно использовать два пластиковых стаканчика.
Избежав большой скуки, эти добровольцы оказались изобретательными. У них было больше идей, чем в той контрольной группе, которые не выполняли до этого никакого тупого задания.
Мы можем осознанно контролировать и развивать с помощью скуки нашу креативность. Чем нам скучнее, тем больше фантазий появляется в голове
Во время второго эксперимента одна группа снова выписывала телефонные номера, в то время как второй не разрешили делать этого, участники могли лишь листать телефонную книгу. Результат: те, кто пролистывал телефонную книгу, придумали еще больше использований для пластиковых стаканчиков, чем те, кто переписывал номера. Чем скучнее одно задание, тем креативнее мы подходим к следующему.
Скука способна сотворить еще больше, говорят исследователи мозга. Они полагают, что это состояние может быть полезно также нашей памяти. В то время, когда нам скучно, может перерабатываться и переноситься в долговременную память как материал, который мы изучили недавно, так и актуальный личный опыт. В таких случаях говорят о консолидации памяти: она начинает работать, когда мы какое-то время ничего не делаем и не концентрируемся на какой-то конкретной задаче.
Михаил Лермонтов — И скучно и грустно: Стих
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова
В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.
В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.
«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.
Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).
Лермонтову было всего лишь 25 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.
Михаил Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать… (+ Анализ)
«И скучно, и грустно…»
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… Но кого же. На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
Дата создания: 1840 г.
В. Г. Белинский писал об этом стихотворении: «„И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения.
Странные люди! Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!» (Белинский, т. IV, с. 527).
Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова (1)
В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.
В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.
Романс к И… («Когда я унесу в чужбину…»)
«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.
Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).
Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.
Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (2)
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.
Нет, я не Байрон, я другой…(+анализ)
Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».
Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.
Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)
История создания
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.
Нет, не тебя так пылко я люблю… (+ Анализ)
Тема
В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.
Уже в первых строках звучит мотив одиночества: ««некому руку подать»». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.
Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.
Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».
Композиция
Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.
Жанр
Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. Михаил Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.
В тексте есть метафоры – ««минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; «эпитеты –»«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.
Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: ««Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».»