что сусанин просит сына передать михаилу

Тест с ответами: “К.Ф.Рылеев. Жизнь и творчество”

1. Рылеев родился в:
а) 1795 г. +
б) 1793 г.
в) 1790 г.

2. Место рождения Рылеева:
а) Москва
б) Батово +
в) Ярославль

3. В каких годах Рылеев учился в Петербургском первом кадетском корпусе:
а) 1803 – 1815
б) 1802 – 1816
в) 1801 – 1814 +

4. В каком году Рылеев стал членом Северного общества декабристов:
а) В 1823 году +
б) В 1825 году
в) В 1822 году

5. Был одним из главных организаторов этого восстания:
а) Декабря 1826 г.
б) Декабря 1827 г.
в) Декабря 1825 г. +

6. Свои последние стихи поэт выцарапал на:
а) Стене камеры
б) Оловянной тарелке +
в) Двери камеры

7. Рылеев казнён через повешение в:
а) 1827 г.
б) 1828 г.
в) 1826 г. +

8. При жизни Кондратия Рылеева вышло столько книг:
а) 2 +
б) 4
в) 3

9. Как называлась одна из двух книг:
а) «Мечты»
б) «Мысли»
в) «Думы»

10. Как называлась одна из двух книг:
а) «Гойнаровский»
б) «Войнаровский»
в) «Бойнаровский»

11. Какого Михаила собирался спасти Сусанин:
а) Русского царя +
б) Полководца
в) Своего сына

12. Куда сначала привел ляхов Сусанин:
а) В засаду русских солдат
б) В деревню +
в) В чащу леса

13. Что сделал Сусанин после того, как привел ляхов в избу:
а) Накормил их и усыпил бдительность +
б) Запер избу и поджог их
в) Накормил их и отравил

14. Кто приехал к Сусанину, когда ляхи уснули:
а) Жена
б) Брат
в) Сын +

16. За что собирался погибнуть Сусанин:
а) За царя
б) За веру
в) За русское племя +

17. Что случилось, когда ляхи и Сусанин оказались в лесу:
а) Сусанин передумал и вывел их на правильную тропу
б) Сусанин их перебил
в) Сусанин заводил ляхов все глубже в чащу +

18. Что, по словам Сусанина, находилось в чаще, куда он завел поляков:
а) Место для привала
б) Его могила +
в) Засада

19. Как погиб Сусанин:
а) Его закололи штыками
б) Его повесили
в) Его зарубили саблями +

20. Кого, по словам поэта, спасла кровь Сусанина:
а) Русский народ
б) Михаила +
в) Россию

21. С каким античным поэтом Рылеев сравнивает Державина:
а) С Горацием +
б) С Овидием
в) С Вергилием

22. В пределах какого монастыря была гробница Державина:
а) Заиконоспасского
б) Хутынского +
в) Сретенского

23. Почему юноша перестал грустить у могилы Державина:
а) Потому что ему в голову пришли его стихотворные строки
б) Потому что он подумал о том, что является продолжателем дела великого барда
в) Потому что он понял, что дивный бард не умирал +

24. Что Державин славил в «огненных своих стихах»:
а) Отечество
б) Добродетель +
в) Государыню

25. Что, по словам Державина, должно было «составлять вельможу»:
а) Милосердие и долготерпение
б) Твердая рука и дальновидность
в) Здравый ум и просвещенное сердце +

26. Что автор считает предназначением поэта:
а) Мудрость
б) Святую правду +
в) Чистое искусство

27. С чем всю жизнь боролся Державин:
а) С пороком +
б) С невежеством
в) С властолюбцами

28. Как автор называет Державина:
а) Слугой правды
б) Рабом правды
в) Жрецом правды +

29. Пламенным поклонником чего автор называет Державина:
а) Добра +
б) Поэзии
в) Просвещения

30. О чем мечтает юноша-поэт:
а) О том, чтобы нести людям свет мудрости и правды
б) О том, чтобы его помнили образованные потомки +
в) О том, чтобы превзойти Державина

Источник

“К. Ф. Рылеев. Жизнь и творчество” — тест с ответами

Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. Преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний. Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Внимаете в тесте правильные ответы выделены символом [+].

Рылеев родился в:

Место рождения Рылеева:

В каких годах Рылеев учился в Петербургском первом кадетском корпусе:

В каком году Рылеев стал членом Северного общества декабристов:

Был одним из главных организаторов этого восстания:

Свои последние стихи поэт выцарапал на:

[+] б) Оловянной тарелке

Рылеев казнён через повешение в:

При жизни Кондратия Рылеева вышло столько книг:

Как называлась одна из двух книг:

Как называлась одна из двух книг:

Какого Михаила собирался спасти Сусанин:

Куда сначала привел ляхов Сусанин:

[-] а) В засаду русских солдат

Что сделал Сусанин после того, как привел ляхов в избу:

[+] а) Накормил их и усыпил бдительность

[-] б) Запер избу и поджог их

[-] в) Накормил их и отравил

Кто приехал к Сусанину, когда ляхи уснули:

Что Сусанин просит сына передать Михаилу:

[+] а) Что ляхи собираются тайно его убить

[-] б) Что он не должен принимать пищу ни из чьих рук

[-] в) Что ему нужно укрепить оборону Москвы

За что собирался погибнуть Сусанин:

[+] в) За русское племя

Что случилось, когда ляхи и Сусанин оказались в лесу:

[-] а) Сусанин передумал и вывел их на правильную тропу

[-] б) Сусанин их перебил

[+] в) Сусанин заводил ляхов все глубже в чащу

Что, по словам Сусанина, находилось в чаще, куда он завел поляков:

[-] а) Место для привала

Как погиб Сусанин:

[-] а) Его закололи штыками

[+] в) Его зарубили саблями

Кого, по словам поэта, спасла кровь Сусанина:

С каким античным поэтом Рылеев сравнивает Державина:

В пределах какого монастыря была гробница Державина:

Почему юноша перестал грустить у могилы Державина:

[-] а) Потому что ему в голову пришли его стихотворные строки

[-] б) Потому что он подумал о том, что является продолжателем дела великого барда

[+] в) Потому что он понял, что дивный бард не умирал

Что Державин славил в «огненных своих стихах»:

Что, по словам Державина, должно было «составлять вельможу»:

[-] а) Милосердие и долготерпение

[-] б) Твердая рука и дальновидность

[+] в) Здравый ум и просвещенное сердце

Что автор считает предназначением поэта:

[-] в) Чистое искусство

С чем всю жизнь боролся Державин:

Как автор называет Державина:

Пламенным поклонником чего автор называет Державина:

О чем мечтает юноша-поэт:

[-] а) О том, чтобы нести людям свет мудрости и правды

[+] б) О том, чтобы его помнили образованные потомки

Источник

Конспект урока на тему: К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин». Краткие сведения о поэте. Основные темы и мотивы лирики.

ТЕМА: Кондрат Фёдорович Рылеев. «Иван Сусанин». Краткие сведения о поэте. Основные темы и мотивы лирики.

Цели урока : Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Ф. Рылеева; дать понятие думы ; раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева; продолжить работу с литературоведческими терминами; формировать коммуникативные навыки; продолжить работу патриотическому воспитанию через восприятие художественных произведений; воспитание человеческих качеств, присущих истинному русскому герою; привитие любви к книге, к чтению, закрепление литературных терминов. развивать речь учащихся, развитие кругозора;

За отчизну не жаль и жизни отдать…”

К. Ф.Рылеев. Иван Сусанин.

I. Организационный момент.

II. Литературный диктант по пройденному материалу.

III. Новый материал

– Прочитайте эпиграф урока. Его смысл нами должен быть раскрыт к концу урока.

Война 1812 года, тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Ры-леева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К. Ф. Рылеева «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества – вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней).

С 1821 по 1823 год он пишет цикл исторических песен «Думы», куда вошли исторические повествования о Вещем Олеге. Дмитрии Донском и о Петре Великом. Одна из дум была посвящена Ивану Сусанину. Это единственная дума, в центре которой стоит не князь и не царь, а человек из народа, который служил правому делу.

Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

Запись определения думы в тетради : дума эпико-лирический жанр с размышлением о ком-либо или о чём-либо. Тематика дум по преимуществу историческая .

-Ты обманул нас,- кричали они, окружив Сусанина.

-Да. Из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы и погибнете,- сказал Сусанин.

Враги стали просить крестьянина, чтоб он их вывел из леса, угрожали, обещали отдать все награбленное золото, но старик был непоколебим. Обозленные враги убили героя.

Посмотрим, как эти события описал Рылеев.

2. ЧТЕНИЕ ДУМЫ «ИВАН СУСАНИН»

-Ребята, слушайте внимательно и отмечайте незнакомые слова.

-Какие чувства и переживания у вас вызвала дума?

-Какой момент повествования оказался самым напряженным?

-Давайте найдем непонятные слова и выражения.

— С чего начинается повествование? (поляки идут за Сусаниным и он приводит их к деревне)

— С какой целью прибыли ляхи? (убить царя)

— Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? (он похож на радушного хозяина)

— Так ли это? Зачем он так делает? (хочет усыпить бдительность, обмануть поляков)

— О чем молится Сусанин? Что просит у бога? А что мог просить? (спасти свою жизнь)

— С кем разговаривает Сусанин ночью? (просит предупредить царя об опасности)

— Какими чувствами проникнута его речь? (любовью к Родине, бесстрашием, решимостью)

— Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным. Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.

— Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

— С какими чувствами звучат последние слова Сусанина? (с уверенностью в своей правоте, с гордостью за свой народ, за Россию)

— В каких строках выражена главная мысль стихотворения? («Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело»)

I V. Продолжение по теме урока

Подвиг Сусанина явился примером на века для русского народа и память о нем не исчезнет никогда. В 1957 году в городе Костроме был воздвигнут памятник Ивану Сусанин. Подвигу Сусанина посвятил свою оперу М.Глинка «Жизнь за царя».

(Слушание отрывка из оперы)

Многие герои повторили подвиг Сусанина.

В феврале 1943 года фашистские каратели пытались уничтожить отряд партизан. Партизанам тяжело было сдерживать натиск врага, оказывая яростное сопротивление. Они отступали вглубь леса. Старый колхозник Иван Цуба был схвачен фашистами.

— Куда ушли партизаны?

— Показывай,- злился фашист, тыча пистолетом в лицо Ивану.

На глазах у Ивана враги расстреляли родного брата.

— Показывай, где партизаны. – заорал на Ивана офицер.

— Добре,- промолвил Иван, опустив голову.

Он двинулся в сторону леса. Ненависть удесятеряла его силы. Он шел быстро, не оглядываясь.

— Далеко еще? – спросил офицер.

— Нет, близко,- ответил Иван.

Но вот началось незамерзающее болото. По тропинкам, известным только Ивану, привел он немцев в такие гибельные топи, что выбраться отсюда было нельзя. Поняли фашисты, что уготовил им проводник. Долго измывались над ним и в конце концов расстреляли, но и сами не смогли выбраться из болота.

Анализ эпиграфа урока (Обсуждение)

Работа с пословицами. Дети находят и подбирают пословицы, подходящие по смыслу к теме урока.

Родина – мать, умей за нее постоять.

За правое дело стой смело.

Если по-русски скроен и один в поле воин.

V. Подведение итога урока

ВИКТОРИНА ПО СТИХОТВОРЕНИЮ РЫЛЕЕВА «ИВАН СУСАНИН»

1. Какого Михаила собирался спасти Сусанин?

Своего сына Полководца Русского царя

2. Куда сначала привел ляхов Сусанин?

В чащу леса В деревню В засаду русских солдат

3. Что сделал Сусанин после того, как привел ляхов в избу?

4. Кто приехал к Сусанину, когда ляхи уснули?

5. Что Сусанин просит сына передать Михаилу?

Что ему нужно укрепить оборону Москвы Что ляхи собираются тайно его убить

Что он не должен принимать пищу ни из чьих рук

6. За что собирался погибнуть Сусанин?

За веру За русское племя За царя

7. Что случилось, когда ляхи и Сусанин оказались в лесу?

Сусанин их перебил Сусанин передумал и вывел их на правильную тропу

Сусанин заводил ляхов все глубже в чащу

8. Что, по словам Сусанина, находилось в чаще, куда он завел поляков?

Засада Его могила Место для привала

9. Как погиб Сусанин?

Его закололи штыками Его зарубили саблями Его повесили

10. Кого, по словам поэта, спасла кровь Сусанина?

Россию Михаила Русский народ

VI. Домашнее задание (по желанию).

Источник

Иван Сусанин. Подвиг и легенда

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

что сусанин просит сына передать михаилу. 596px Ivan Susanin. что сусанин просит сына передать михаилу фото. что сусанин просит сына передать михаилу-596px Ivan Susanin. картинка что сусанин просит сына передать михаилу. картинка 596px Ivan Susanin.

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

что сусанин просит сына передать михаилу. dpjvg2cnmbmzx1j1. что сусанин просит сына передать михаилу фото. что сусанин просит сына передать михаилу-dpjvg2cnmbmzx1j1. картинка что сусанин просит сына передать михаилу. картинка dpjvg2cnmbmzx1j1.

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

что сусанин просит сына передать михаилу. 462.028 mikhail romanov. что сусанин просит сына передать михаилу фото. что сусанин просит сына передать михаилу-462.028 mikhail romanov. картинка что сусанин просит сына передать михаилу. картинка 462.028 mikhail romanov.

Михаил Федорович Романов

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

что сусанин просит сына передать михаилу. 179 5. что сусанин просит сына передать михаилу фото. что сусанин просит сына передать михаилу-179 5. картинка что сусанин просит сына передать михаилу. картинка 179 5.

Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *