что строят в нашем городе
Утопия или новый тип жизни: посмотрите, как могут выглядеть современные города в России
Новый русский город — урбанистический проект будущего города с дешевым жильем и осознанным подходом к жизни. Его концепцию разработало общественное движение «Артгородок», совместно с бюро Megabudka. «Афиша Daily» поговорила с основателем движения, архитекторами и урбанистом о проекте, который выглядит лучше, чем все наши самые смелые мечты.
Общественное движение «Артгородок» — это творческая инициатива деятелей культуры, которые хотят создать по всей России новые города с малоэтажной архитектурой, вписанной в природу, и с учетом русской идентичности.
Где уже есть новые города
В России есть свои примеры. Доброград — частный район в деревне Гороженово во Владимирской области. Его создал предприниматель Владимир Седов на свои средства, заручившись поддержкой государства. В Доброграде есть театр, спортивный комплекс, медицинский центр, школа и детский сад, дома по два-три этажа и аэродром. Число местных жителей не превышает 40 тысяч человек. В планах — получение официального статуса города.
Еще один пример — Иннополис — город, расположенный недалеко от Казани, который создан с целью развития информационных и инновационных технологий. Официально в нем зарегистрировано 147 жителей и еще около 3000 живет в арендных домах.
Кто и зачем создает Новый русский город
«Коммерческое жилье, в которое государство вкладывает деньги не передает «русскость» городской архитектуры. Иностранцы едут только в Москву или Петербург, чтобы посмотреть на превосходные творения Растрелли, Кавоса, Трезини, но дальше редко забираются. Из-за этого сильно страдает региональный туризм. Кроме того, жить в многоэтажках неудобно, некомфортно и дорого. Поэтому мы хотим предложить людям концепцию комфортного малоэтажного жилья в современном русском дизайне, который привлечет туристов.
Мы хотим создавать поселения с архитектурой, характерной исключительно для России: некий синтез того, что строили со времен Древней Руси вплоть до настоящего времени. При этом связь с историческим прошлым в оформлении городов необязательна, это могут быть полностью футуристичные поселения, главное — уникальность. Мы планируем создавать проекты, которые впишутся в среду конкретного города — то есть в Якутии вы не увидите такого же города, как под Краснодаром, так как культурные коды и история у населения там разные.
«Артгородок» — артистическая идея, которая не зависит от государства. Его поддерживают, в том числе финансово, известные люди искусства — актер и режиссер Александр Калягин, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, музыкант и режиссер Стас Намин и другие. Сейчас мы сами продвигаем идею в массы, но после официальной презентации, которая пройдет 21 марта, обратимся за финансовой поддержкой и к государству.
Пригород-сад: зачем России нужны новые города
В Карелии собираются построить новый город. Он расположится неподалеку от финской границы. Название города Алхо — также взято из финского языка и означает «низина». Впрочем, оценить даже примерную стоимость этого проекта пока сложно. Действительно ли строить новые города на месте пустырей проще, чем развивать старые — разбирался портал iz.ru.
Отель и университет
Куриекское поселение, где расположится новый город, находится на берегу Ладожского озера. От него до границы с Финляндией около 45 км и чуть больше часа в пути. Сейчас в поселке проживает всего 65 человек. Помимо жилых домов в городе будет построено несколько градообразующих предприятий. Там появятся школы, университет, тематические парки и объекты гостиничного бизнеса. Разработкой городской планировки займется «Петербургский НИПИГрад». Эта же компания выступит в качестве девелопера. Площадь нового города составит около пяти га.
Генеральный директор «Петербургского НИПИГрада» Юрий Кириенков рассказал порталу iz.ru, что планируемое число жителей города составит 25–30 тыс. человек. В настоящий момент идет определение основных параметров застройки, а также экономических показателей.
Ладожское озеро, республика Карелия
— Определяются инженерные ресурсы, производится топографическая съемка местности. Границы территории определены пока предварительно, они будут корректироваться. Предложение будет направлено в правительство РФ для утверждения, — отметил Кириенков. По его словам, финансированием конкурса займется фонд им. академика Валентина Назарова. Принять участие в проекте смогут как российские, так и иностранные компании.
В рамках строительства запланировано возведение речного порта в Якимваарском заливе Ладожского озера и реконструкция железнодорожных путей, в том числе создание станции Алхо, а также возможное строительство автовокзала, аэропорта, вертолетных площадок и канатной дороги. Создатели проекта считают, что город должен развиваться в формате территории опережающего социально-экономического развития и привлекать инвесторов из Финляндии.
С китайцами не получилось
Это не первая попытка построить приграничный город с нуля, однако предыдущая успехом не увенчалась. Новый город планировали возвести на границе с Китаем на базе приграничного поселка Забайкальск. О грандиозных планах превращения небольшого поселка в новый мегаполис заговорили еще в 2011 году. Строительством «Экономик-сити» в Забайкальском крае должна была заниматься столичная компания «Олимпик сити». Экономгород должен был расположиться на 40 га земли. По планам инвесторов, в городе собирались построить новый вокзал, аэропорт, филиалы музеев и консерватории, а также несколько отелей. Позаботились и о рабочих местах. Предполагалось создание градообразующих предприятий, которые могли бы обеспечить работой свыше 27 тыс. человек. Рассчитывали, что строительство повысит туристическую привлекательность региона.
— Больше половины грузовых перевозок проходит через Забайкальск. В отличие от любого другого места на границе Российской Федерации с другими странами, этот поселок наделен потенциалом для успешного развития логистического комплекса. Сегодня это используется частично. Во-вторых, ресурсный потенциал, который есть в целом в нашей стране. Если рассматривать этот потенциал в соприкосновении с огромной экономикой Китая, с логистическим потенциалом, который здесь есть, он может выглядеть совершенно иначе, — рассказал председатель компании «Олимпик Сити» Дмитрий Рябов.
Проект согласовали с краевыми властями, подписали соглашение о формировании особой экономической зоны. Реализовывать планировали на условиях государственно-частного партнерства, то есть с привлечением как частных инвестиций, так и бюджетных средств.
Однако, несмотря на достигнутые договоренности, этим планам так и не суждено было сбыться. В декабре 2016 года строительство экономгорода было заморожено еще на этапе проектирования. В пресс-службе губернатора Забайкальского края связали это решение с отсутствием активных действий со стороны инвестора.
Единственным крупным городом, построенным с нуля с начала века, стал Иннополис в Татарстане. Идею возведения высокотехнологичного города озвучил президент республики Рустам Минниханов. Современный наукоград открылся в 2015 году спустя три года с момента его основания. Изначально под строительство IT-деревни республиканские власти выделили почти 1,2 тыс. га земли. На них появились жилые дома, технопарк, университет и несколько корпусов общежитий.
Однако значительная часть территории Иннополиса до сих пор не застроена. В многоквартирных домах квартиры сдаются в аренду, купить жилье можно только в таунхаусах. По расчету властей, в созданной особой экономической зоне смогут работать до 60 тыс. сотрудников. Находится он в 40 км от Казани. По мнению урбаниста, автора блога «Город для людей» Аркадия Гершмана, этот факт не позволяет считать Иннополис полноценным отдельным городом.
— Иннополис недалеко от Казани находится. И в принципе там не то чтобы живут и работают люди, а ездят из Казани, — сказал Гершман iz.ru.
Эра дикой урбанизации прошла
По мнению Аркадия Гершмана, идея строить новый город «в чистом поле» себя изжила, потому что есть слишком много неудачных примеров подобных проектов на территории России.
— Эра дикой урбанизации, строительства новых городов прошла. И сейчас в России очень крупная проблема: слишком много моногородов в крайне депрессивном состоянии. А вывести их из него практически невозможно ввиду нежизнеспособности в современных условиях.
Той же точки зрения, апеллируя к европейскому опыту, придерживается урбанист, архитектор Архитектурной ассоциации Андрея Литвинова Варвара Лымарь.
— Можно вспомнить опыт Франции или Швеции, где строили в 1960-е годы очень активно города-спутники и вообще отдельные города с нуля. И многие из них, к сожалению, не превратились в города-сады. У Тулузы (Франция) в 1960-х построили Новую Тулузу, где сейчас живут в основном мигранты, — отметила Лымарь.
Варвара Лымарь, урбанист, архитектор
— Самый главный вопрос, когда мы строим город: «Кто туда поедет?» Картинку нарисовать можно любую. Вопрос, нужно ли это людям. Потому что люди едут туда, где у них есть возможности. К сожалению, чем большего размера город, тем, обычно, возможностей там больше. Если человек выбирает между городами, где не очень много возможностей и много возможностей, он может поехать в первый только в том случае, если ему предложат очень крупную зарплату.
— То же и с университетом, который там хотят построить. Для университета гораздо более привлекательно находиться в городе, к сожалению. Когда это не просто учебное заведение, куда ссылаются профессора и студенты, а когда из него хотят сделать некий аналог силиконовой долины, где может развиваться бизнес, для этого больше подходят крупные города, где больше людей и возможностей, — добавила архитектор.
Автор блога «Город для людей» придерживается даже более радикальной позиции в отношении переезда в маленький город. По его словам, высокой зарплатой не всегда удается заманить специалистов.
— С этим столкнулись в Штатах в 1980-х годах, когда крупные корпорации строили в пригородах свои офисы. Они стали замечать, что специалисты к ним особо не едут. Потому что не готовы променять городскую жизнь с большим набором различных услуг и возможностей на жизнь «в поле». Поэтому многие штаб-квартиры или были свернуты, или корпорациям приходилось строить практически города с нуля — чтобы привлечь специалистов: кафешки, парки, школы и т. п. Просто выяснилось, что это очень дорогое удовольствие, и только очень крупные корпорации могут позволить себе такое, — отметил Гершман в разговоре с iz.ru.
Он подчеркнул, что проблема моногородов, в развитие которых инвесторы не готовы вкладывать действительно большие деньги, в том, что отношение людей к качеству жизни изменилось, в том числе в России.
— Нельзя просто взять и привезти людей, как это делалось в советское время. Потому что сейчас люди более требовательны. Поменялись ценности и понимание жизни. Людей не привлечь просто высокой зарплатой. Им важно, чтобы дети ходили в хорошие школы. Им нравится гулять, ходить в кафе, кино и так далее. То есть набор того, что должно быть в городе, увеличился в разы. И чем специалист выше уровнем, тем его требования будут выше, — добавил собеседник издания.
В качестве единственного примера успешного моногорода, который не находится в стагнации, он упомянул Альметьевск. В татарстанском городе располагается штаб-квартира Татнефти, и при населении в 34 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, велодорожек здесь больше на 15%.
— Хотя его моноцентричность, то, что он специализируется на чем-то одном, хорошо чувствуется. И нынешней власти приходится много вкладывать денег в развитие общественных пространств, создание условий, чтобы он был интересен для разного рода бизнесов, людей. Чтобы выиграть конкуренцию за людей, — заключил блогер.
Варвара Лымарь из Архитектурной ассоциации Андрея Литвинова придерживается той точки зрения, что успешным маленький город «в чистом поле» может быть, только если рядом с ним добывается востребованный ресурс.
— Такие считаются успешными, но для этого нужно месторождение, — отметила она.
Рядом с предполагаемым новым городом месторождения есть, в том числе гранитные. Но и это, по мнению Лымарь, не является залогом успеха проекта. Она настаивает, что главный вопрос в людях.
— Всё-таки новые города сообразно строить в тех случаях, когда население неуклонно растет. Санкт-Петербург (спутником которого должен стать город Алхо) тоже растет, но не такими темпами, как росли города 100 лет назад, — сказала Варвара Лымарь.
Подмосковные кластера
Опыт строительства городов-спутников востребован и в Москве. Новые населенные пункты, появляющиеся в Подмосковье, рассчитаны преимущественно на то, что их жители будут ездить на работу в столицу. Малоэтажный город Новое Ступино пошел по сложному пути: там ведется строительство первой частной особой экономической зоны (ОЭЗ). На ее территории расположатся предприятия, специализирующиеся на фармацевтике, биотехнологиях, производстве продуктов питания и стройматериалов.
В правительстве рассчитывают, что это позволит стимулировать приток инвестиций и развивать Московскую область за счет создания новых рабочих мест. За три года там открылось около 20 предприятий, из которых 14 стали резидентами ОЭЗ. На общей площади в 1 тыс. га лишь треть занимает промышленный кластер, остальное отведено под жилую застройку, торговые комплексы, социальные и культурные объекты.
Еще один амбициозный проект на частных основах — строительство города Доброград во Владимирской области. Свое детище бизнесмен Владимир Седов позиционирует не иначе как «город-курорт». Строить его начали с нуля еще в 2014 году. Пока что по курортной части успехов больше, чем по городской: открылся отель, а будущих резидентов зовут попробовать «тест-драйв» дома.
Строительство планируют полностью завершить к 2022 году. Весь город состоит из нескольких улиц с таунхаусами и малоэтажными домами. Уже построили пятиэтажный медцентр, через год обещают открыть школу. Впрочем, основной проблемой частных городов остается ограниченное количество рабочих мест. Именно этот аспект прежде всего интересует потенциальных покупателей. Сомневающимся обещают помочь с трудоустройством в самом Доброграде или близлежащем Коврове — в компании «Аскона», которой руководил Седов.
Как поселок Новониколаевск стал городом Новосибирском
Новониколаевск, будущий славный город Новосибирск, не предусматривался как город. Здесь строили поселок, который должен был обслуживать только депо и мост.
Уже в 1893-й, первый год существования поселка в российской печати, появилось сообщение о том, что в районе строительства железнодорожного моста через Обь вырос с невероятной быстротой населенный пункт, который, по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый центр. Поселок получил имя императора Александра III (Александровский), а в 1895 году поселок переименовали в честь нового царя в Новониколаевский.
В 1902 году появились первые открытки с видами поселка на русском и французском языках, выпущенные московской фонотипией Шерера и Набгольца, а в 1904-м подготовлен первый альбом видов города.
В первый же год своего существования, по инициативе инженера-строителя железнодорожного моста Будагова, в городе открываются школа и народный театр, а 22 мая 1897 года закладывается добротный каменный собор Александра Невского. В 1898 году по инициативе Янкелевич-Чариной создается музыкально-драматический кружок, через два года предпринимателем Литвиновым открывается типография.
В 1902 году открыто детское учреждение для подготовки девочек и мальчиков (начиная с семилетнего возраста) к поступлению в иногородние гимназии. В 1905 году оно преобразовано в женскую прогимназию с четырехлетним сроком обучения (в 1916 году преобразуется в первую Новониколаевскую женскую гимназию).
В 1906 году начинает работать библиотека, основу которой составили 700 книг классиков художественной литературы, подаренных купцом Руниным. Редактор Курский и издатель Литвинов начинают издавать городскую газету «Народная летопись» В этом же году открывается частное мужское училище, готовящее юношей для поступления в технические вузы, а также детский сад.
В 1912 году Новониколаевск становится первым городом России, в котором вводится всеобщее начальное образование. В следующем году создается оркестр в составе 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и других музыкантов. В 1916 году открывается первая музыкальная школа Заводовского по обучению игры на фортепиано, скрипке, виолончели и других оркестровых инструментах.
Thechief
Ситуация почти в каждом городе сегодня сложная: дороги плохие, строительство хаотическое, понимания того, что нужно сделать, а что наоборот, запретить – нет. Даже в случае документально принятого генерального плана, город может развиваться далеко не так, как мог бы. Представляем Вам идеи для развития любого города.
Мы решили составить список из идей, которые пригодятся любому городу – и принимали во внимание лучший опыт из реализованных проектов – в России, Европе и США. Мы распределили все идеи на три категории сложности: простые, средние и сложные. Каждая из них требует большего времени/ресурсов/затрат на воплощение.
Однако, не так это уж сложно: единственное, что надо иметь в любом случае – это четкую волю и желание работать. Мы уверены, что воплощение хотя бы одной идеи из этого списка способно изменить жизнь города.
Быстро и недорого
Бесплатная цифровая библиотека
Когда вы последний раз были в библиотеке и брали там бумажную книгу? То-то и оно. Советский тип библиотечного дела отходит в прошлое, и уже даже школьники и студенты – категории населения, которые имели бы регулярно пользоваться библиотеками, не имеют желания туда идти.
В цифровую эпоху, когда у каждого дома есть по крайней мере один гаджет, глупо не использовать этот потенциал. Для начала – в сотрудничестве с компаниями, как это показывает опыт МТС в крупных городах Украины. А дальше уже можно будет подумать о чем-то более современное.
Сервис аренды велосипедов
Возвращаясь к теме велодвижения, невозможно популяризировать его, не дав людям попробовать. Постепенно, но уверенно, точки, где можно взять в аренду на час, два или на целый день велосипед, появляются на территории стран бывшего СССР.
Убрать наружную рекламу из исторического центра города
Пройдите по центральным улицам и площадям своего города, посмотрите вокруг и вверх – много ли вы можете увидеть? Виден, собственно, сам город? Нет, его не видно, ведь прекрасные фасады скрыты за убогой рекламой билл-бордов, которой в последнее время стало так много, что мозг просто не обращает на нее внимания.
Защитники рекламных щитов (а обычно это городские власти и рекламные агентства) скажут: “Как, это невозможно, город потеряет доходы!”. А мы им в ответ покажем нынешний опыт Москвы, который доказывает: снимать рекламные щиты не только стоит, но и полезно. Отныне места на щитах, что остались, продаются по принципу аукциона, и уже принесли городскому бюджету 70 млрд рублей.
Установить правила оформления вывесок магазинов
20 различных шрифтов, 30 разных цветов – и когда прекрасная улица превращается в среднестатистический Шанхай. Вседозволенность и хаос в местном самоуправлении, с одной стороны, и полная безвкусица у владельцев магазинов – с другой, вызвали появление захламленных вывесками фасадов.
Чтобы этого не случилось, достаточно сделать только 2 дела: принять на законодательном уровне правила и требования относительно внешнего вида этих вывесок, и постепенно демонтировать старые и страшные на новые. Думаете, трудно? Опять же – нет. В Москве в этом году приняли дизайн-код улиц, разработкой которого занималась Студия Артемия Лебедева.
Фонари-указатели
Идей по оформлению уличных указателей много, и на улицах украинских городов мы можем увидеть как хорошие, так и неудачные варианты. В этом случае захотелось поделиться опытом Ужгорода: там уличные указатели совместили с фонарями, и этот симбиоз получился весьма удачным. Фонари должны были еще стать в мабутньому точками бесплатного вайфаю в центре, но на это уже, вероятно, денег не хватило.
Публичный бесплатный wi-fi
Когда турист приезжает в Тбилиси, ему предлагается законектитись к бесплатной wi-fi-сети, что имеет название “Tbilisi loves you”. Как вы думаете, насколько велики шансы, что человеку это понравится и он захочет вернуться сюда еще раз? Правильно – большие. Поэтому бесплатный вай-фай на центральных улицах и площадях города не такая уж и безнадежная идея.
Единый онлайн-центр для обращений граждан
Чтобы не создавать огромных очередей из людей, которые приходят поделиться своими проблемами и надеются на их решение, следует создать единую онлайн-систему, где человек сможет зарегистрировать свою проблему и направить к нужному ведомства. Что-то вроде УкрЯми, но с дееспособным результатом: база проблем сама по себе неинтересна, если не предполагается их решения.
Интерактивные скульптуры
Рассматривать памятники – это интересно, особенно если они имеют сотни лет. Но теперь мы можем делать интерактивные скульптуры – которые движутся, превращаются, и привлекают внимание тысяч людей. Например, как скульптура влюбленных в Батуми, которая “сходится” и “расходится” каждые 15 минут.
Зеленые насаждения и клумбы
Создать парк – недешевое удовольствие, как и обычная высадка деревьев. Быстрый и дешевый способ озеленения улицы – растительность в специальных бочках/горшках/клумбах. Выглядит не менее круто, ухода требует немного и стоит не так дорого, как казалось бы.
Публичные туалеты
Мало кто любит говорить об этом, но когда вас “зовет” естественная потребность, то наши города оказываются совершенно не приспособленными к этому. Обычно среди публичных туалетов в центре – 1-2 точки советского типа и вида.
Табло с графиком движения
Ожидания общественного транспорта равнозначно гаданню на кофейной гуще: ты никогда не знаешь, когда придет автобус, какого направления он, и придет ли вообще. Однако, идея будет работать только с комплексным улучшением всего транспорта в городе.
Социальные контейнеры
В противовес мусорным бакам есть целесообразность установить по городу несколько точек для сбора ношеной одежды: ведь часто, делая генеральную уборку, мы решаем избавиться от десятков вещей, которые могли бы еще пригодиться людям с плохим социальным статусом.
Разрисованные стены
Значительная часть жилого фонда наших городов построена в советское время, и сейчас наши дома – серые, неприглядные и порой даже жуткие. Исправить ситуацию легко: отдайте стены домов для раскрашивания художникам, и тогда мрачный район получит новую яркую жизнь.
Провоцируйте креативность
Искусство не возникает само по себе, как и остальные культурной жизни в городе. Его надо стимулировать, дать толчок для развития, и самое главное – не мешать.
Стена “Before I Die”
Все началось с китайской девушки Кэнди Чанг, которая установила в своем городе черную стену с трафаретными надписями “Before I Die, I want to…”. Прохожим предлагалось дописать собственные мечты и желания, которые они хотят осуществить при жизни.
Идея стала настолько популярной, что быстро распространилась по всему миру: теперь такие стены можно встретить на фестивалях, на городских улицах и праздниках. Почему бы не узнать, о чем мечтают жители наших городов?
Навигация для автобусов
Транспортная система должна быть жизнеспособной не только для жителей города, но и для его гостей. Когда из-за угла поворачивает неизвестно какой автобус с заляпаним номером и перечнем малоизвестных улиц, набранных Capslock, это не сильно поможет сориентироваться в выборе – садиться вам на него или нет.
Интерактивные музеи
Время скучных выставок и созерцаний кувшинов проходит: в мире активно применяют новые технологии для привлечения посетителей в музеях. Создайте интересный ролик, поставьте проектор, поставьте экраны, пригласите посетителей принять участие, присоединиться к экспозиции – но не заставляйте их быть пассивными зрителей – за такое никто не захочет платить деньги. Это касается и всех “славных и древних” замков на территории России, которые больше напоминают груду камня.
Обмен людьми
Если трезво взглянуть, то мы вообще почти ничего не знаем о тех, с кем живем в одной стране. Но у всех нас – общие проблемы. Почему бы не попытаться развеять стереотипы, обменяться опытом, проблемами и совместно разработать пути их решения? Краткосрочные обмены людей с целью улучшения городов стали бы прекрасным образцом сотрудничества.
Обустройство пустырей
В каждом городе есть незанятые участки, которые годами привлекают бродячих собак, людей, мусора, и фактически не несут никакой пользы. Почему бы не превратить их в нечто более цивилизованное? Пустыри, даже те, которые уже находятся в собственности, можно использовать с благородными намерениями.
Средней продолжительности и стоимости
Создание велодорожек и велопарковок
Для начала – хотя бы в историческом центре, а в перспективе – во всех кварталах. Да, мы в курсе, что у нас еще даже дороги для автомобилей не везде есть, не говоря о велосипедах. Пересаживание на велосипеды – общеевропейский тренд последних лет: это экологично, это дешево и полезно для здоровья.
Без соответствующей инфраструктуры никто не будет вытаскивать велосипед из кладовой, опасаясь, что его переедет автомобиль, а колесо застрянет в открытом канализационном люке.
И, кстати, для тех, кто говорит, что велодорожки – это неприбыльное и никому не нужное занятие, есть железный аргумент: доказано, что они увеличивают прибыльность заведений и стоимость домов, расположенных поблизости.
Создать логотип и бренд города
Конечно, при полном отсутствии стратегии развития города и разбитых дорогах, заниматься разработкой бренда было бы глупостью. Но рано или поздно все поймут, что именно такие визуалы – и является тем языком общения городской среды с его гостями.
То, как город себя позиционирует, зависит его будущее в геосоціальному пространстве. Пока же мы можем изучать негативный опыт – например, фирменный стиль Днепропетровска, за который заплатили 300 тысяч гривен, и который, мягко говоря, не слишком впечатляет.
Система навигации по городу
Каким бы крутым ваш город не было, человеку, который попадает в него впервые, довольно трудно сориентироваться с первого раза. Тем более, если это города средневекового типа (тесный, запутанный центр и большие окрестности). Если вы хотите, чтобы гости вашего города не заблудились, увидели все достопримечательности и остались довольны – создайте систему навигации. Хорошим опытом является львовский и киевский, где для туристов установили многочисленные борды с определением ключевых мест на карте города и как до них добраться.
Ограничение использования МАФов
Малые архитектурные формы или, как их еще называют, МАФы – это беда современной России. Если в 90-х все торговали с однодневных палаток, то сейчас для этого используют пластиковые или деревянные киоски, внешний вид которых далеко не вписывается в архитектурные ансамбли окрестных улиц. Для того, чтобы город снова не превращалось в Шанхай, стоит ограничить использование МАФов – для начала хотя бы установить для них крутой дизайн и разрешенные места.
Упорядочить уличные рынки
Как бы вам не было жалко бабушек, но торговать овощами, фруктами и молочными продуктами с земли – это неправильно. Закон должен быть равным для всех – нельзя позволять стихийным рынкам продуцировать антисанитарию и беспорядок на тротуарах.
Ночные рейсы общественного транспорта
В крупных городах эта проблема не является столь насущной, однако в городах с численностью населения до 500 тысяч позднего вечера или вообще ночью, довольно трудно встретить автобус, который довезет вас домой.
Если этот вопрос является действительно актуальным для вашего города, то возможно стоит запустить ночные рейсы? Которые, например, будут курсировать раз в час по определенному маршруту?
Инвентаризация всего имущества и земель
Кажется, в одном русском городе точно не знают, что, где, и в чьей собственности находится. Земельные участки отчуждаются по несколько раз, государственно имущество незаметно списывается, а дома государственного значения принадлежат неизвестно кому.
Только наличие прозрачной кадастровой системы, которая доступна для просмотра любому, и инвентаризация всего, что есть в городе, позволит увидеть, какими ресурсами оно обладает.
Энергосберегающее освещение
Даже банальные энергосберегающие лампочки еще не получили в России широкого распространения, чтобы можно было говорить об их полной победе. В Европе, напротив, законодательно запретили лампы накаливания, которые не только вредят экологии, но и неэффективно расходуют энергию.
Сортировка мусора
На данный момент от 2% до 3% территории России составляют свалки. Для того, чтобы мусор не скапливался, а перерабатывался, для начала надо его отсортировать. И желательно, чтобы это делали люди самостоятельно. Первые признаки прогресса можно увидеть на улицах некоторых городов: во Львове в течение нескольких последних лет активно внедряют процедуру раздельного сбора мусора возле домов.
Безопасные детские площадки
В десятках городов России до сих пор функционирует старое железо советского образца, которое именуется детскими каруселями, и от неисправности которых ежегодно страдают дети. Такие аварийные площадки надо закрыть и обустроить новые. Пусть это происходит в сотрудничестве с известными брендами и компаниями – лучше такой пиар, чем человеческие жертвы.
Бесплатные спортивные площадки
Если вам не хочется, чтобы молодежь по вечерам играла в алкоголизме и посиделках с “семками”, организуйте дополнительный вариант досуга. В каждом спальном квартале должны быть бесплатные публичные спортивные площадки, на которые может прийти каждый желающий. Не все имеют деньги или желание посещать фитнес-залы, а такие инициативы были бы прекрасным методом стимулировать и развивать здоровый образ жизни.
Свалки
Чем дольше человеку нужно времени, чтобы найти свалку, тем меньше шансов, что мусор попадет к цели, а не мимо нее. В местах массового скопления людей жизненно необходимы свалки – даже у наиболее сознательных граждан не хватит терпения, чтобы не бросить что-то под ближайшее дерево. И еще: желательно ставить эти свалки не возле лавочек, Артемий Лебедев объяснит вам, почему.
Лежачие полицейские
Простой, но крайне эффективный способ защитить пешеходов на загруженных трафиком улицах. Если нет необходимости или возможности организовать светофорное регулирование движения – то лежачие полицейские очень эффективно останавливают водителей, которые любят погонять – тем более, возле учебных и общественных заведений.
Принятие генерального плана города
Никакие реформы невозможны без чего-то основного – дорожной карты, инструкции, правила, которые будут регулировать все. Такой инструкцией для каждого города должен стать генеральный план.
Не сфальсифицированный листок с правками ради временной выгоды местных олигархов, а настоящий план действий на ближайшие годы. Именно от него нужно будет отталкиваться во всех дальнейших реформах.
Камеры видеонаблюдения
Как предотвратить преступления? Как минимум – предупредить. Камеры видеонаблюдения помогут не только зафиксировать возможные преступления, но и уберечь проблемные кварталы: мало кто захочет делать плохие вещи под прицелом камер. Или даже их муляжей: интересно было бы провести эксперимент с такими муляжами, заверив всех, что это настоящие камеры и настоящее видеонаблюдения. Люди поверят и результат будет тот же 🙂
Программа озеленения города
Посадить 100500 кустов амброзии – это не озеленить город, а навредить ему. Программа с грамотного озеленения, создания парков, поддержание существующих насаждений, должна быть составной частью генерального плана. Если вы не хотите превратиться в бездушное и спертый город, заботьтесь о зелени.
Новые общественные пространства
Город – это в первую очередь public space, места, в которых пересекаются события, судьбы и жизни. В первую очередь вы пойдете на площадь, сквер или другой укромный уголок, а не очередной торговый центр. Поэтому надо заботиться о том, чтобы такие места существовали и развивались. Это не так уж и трудно – маленький уголок public space можно сделать и собственными усилиями. [Опыт Львов]
Долго и недешево
Передать старые заводы и помещения под коворкинги и креативные центры
В каждом городе, где бы он не находилось, есть несколько советских зданий с выбитыми окнами, которые уже годами стоят без дела.
Обычно – это остатки старых предприятий или учреждений, которые не пережили распада некогда великой страны. Так почему бы не использовать эти здания на благое дело?
Немало молодых людей имеют достаточно идей относительно того, чем занять себя в жизни. Но им банально не хватает места для воплощения этих идей: стартапы, художники, дизайнеры и другие творческие и молодые люди банально не имеют денег, чтобы оплачивать дорогую аренду и нанимать себе офисы.
Для успеха этого проекта нужно две составляющие: воля городской власти, которой не жалко отдать что-то, и инвестор, который приведет здание в нормальное состояние.
Год-два, и когда страшная и заброшенная территория станет новым городским магнитом, куда будет тянуться молодежь и творческая интеллигенция.
Отдельные полосы движения для общественного транспорта
Нужно понять ключевую идею: город для людей, а не для автомобилей. Именно поэтому десятки пассажиров автобусов и другого наземного общественного транспорта, не должны ждать в пробках столько же, как и владельцы джипов.
Опыт Энрике Пеньялосы – мэра Боготы, который всего за три года превратил город из дебрей в цивилизацию, доказывает, что это правильный путь.
Туристические инфоцентры
Для тех, кому карты города с достопримечательностями будет мало, стоит заглянуть в специальные туристско-информационные центры, которые можно найти с большой буквой “и” в зеленом кружочке. Инициатива создания таких центров, которые, между прочим, уже функционируют во многих городах России, должна идти от местной власти.
В таком центре турист может получить бесплатную карту города, узнать о возможности поселения, приобрести билеты на общественный транспорт, заказать экскурсии, и тому подобное.
Живое общение с обученными специалистами (желательно – еще и теми, которые владеют английским) гораздо приятнее, чем хаотичное спросить у прохожих, как найти вокзал.
Солнечные панели на крыши остановок
Сделать энергетически независимые остановки общественного транспорта, которые бы ночью не пугали бы людей мраком, а наоборот, освещались – с этой задачей вполне справляются солнечные панели, которые можно поместить на крыше остановки.
Снос эстакад в пользу городского транспорта
Проблема пробок не решается строительством новых магистралей и эстакад: это как топливо для автомобилей, больше дорог – больше пробок. В Париже, к счастью, это поняли и решили снести эстакады на пользу трамвая.
Реконструкция улиц для повышения безопасности
Как выглядит идеальная улица? Это не только кусок асфальта, по которому может проехать автомобиль, это и велодорожка, тротуар, отделения, канализационные системы, разметка, островки безопасности для пешеходов, доступность для людей с ограниченными возможностями.
Идеальность складывается из мелочей: опыт Орландо и опыт Парижа.
Ликвидация потерь тепла
Однажды кто-то догадался зимой надеть тепловизоры и взглянуть на наши с вами улицы. Результат был невероятный: значительное количество тепла, которое призвано обогревать дома, просто теряется по дороге, прогревая асфальт и воздух. Одна из задач модернизации коммунальных служб – это ликвидация таких потерь.
Подземные паркинги
Вместо того, чтобы отводить такие нужные и дорогие земельные участки под паркинги, лучше использовать подземное пространство.
На поверхность понадобится всего обустроить заезд и выезд для автомобилей, в то время как пространство над паркингом можно задействовать гораздо эффективнее. Если вы не хотите, чтобы обочину ваших улиц были зажаты автомобилями, стройте паркинги. И прячьте их под землю.
Выведение бизнес-центров в отдельные кварталы
Общеевропейская тенденция – это вывод крупных бизнес-центров за пределы исторического центра. Это позволяет разгрузить транспортные узлы и сконцентрировать деловую деятельность города в определенном месте. Один из самых ярких примеров такого процесса – район Де Фанс в Париже.
Реконструкция систем водоснабжения
Кажется, мы не в пустыне живем, но с водой у нас крайне сложно. Не все города способны похвастаться круглосуточным водоснабжением, и это в основном зависит от настойчивости местных администраций и коммунальных служб. Сделать круглосуточное водоснабжение и наладить фильтрацию стоков – это банальное, но до сих пор актуален для украинских городов задачи.
Реставрация фасадов
Если вы не хотите, чтобы дома в центре города упали прохожим на голову, а туристы до сих пор было что фотографировать – нужно заняться сохранением исторических фасадов. Печальная ситуация: кафе на первом этаже нашло финансы и желание отреставрировать свой кусок фасада, а остальные здания скоро рухнет.
Надо очертить границы исторического центра, паспортизировать каждый фасад, и на основе раздельного финансирования (50% – власть, 50% – владелец) отреставрировать их.
Полностью пешеходные улицы
Что за наглость – запретить автомобилям въезд и превратить улицу в полностью пешеходную? Оказывается, в этом есть своя польза – это не только еще один public space, но и конкретная выгода для всего, что расположено на этой улице. Пешеходные улицы делают город более привлекательным.
Имеете собственные идеи, которые могли бы дополнить этот материал? Хотите что-то возразить/добавить/покритиковать? Будем рады вашим мнениям в комментариях. А еще лучше – ссылкой на практический – реальный, а не виртуальный – способ решения проблем. Можете считать этот пост теоретическим началом, с которого мы начнем больше рассказывать о полезных вещах, которые могут изменить жизнь наших городов.