что строят в комсомольском районе чувашии
Автомагистраль М-12: где дорога — там жизнь
Подготовка к началу строительства пересекающего Чувашию участка автомагистрали М12 «Москва — Казань», о котором в последние годы все время говорили в республике, наконец-то вышла на финишную прямую. Заказчик в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» подтверждает, что первые километры асфальта новой дороги на территории региона будут проложены уже в июне текущего года, а саму трассу планируют сдать в 2024 году. Дороге — быть, в этом уже нет никаких сомнений. Нас же больше интересует тема немножко другого плана: какие дивиденды от ее строительства получит республика? Давайте попытаемся ответить.
Грандиозная стройка
Автомагистраль станет частью создаваемого международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» общей протяженностью около 8 тыс. км — от Финского залива до Желтого моря. В том числе по российской территории — 2,5 тыс. км. А почти 800километровая М12 «Москва — Казань» после ее запуска в эксплуатацию обеспечит скоростное и бесперебойное автомобильное сообщение между крупными российскими агломерациями и соединит Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан. Трасса «Москва — Казань» включена в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, разработанный в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года.
В нашей республике отрезок пути протянется на 94 км — от границы с Нижегородской областью до Татарстана. Он пересечет земли шести районов республики — Вурнарского, Шумерлинского, Ибресинского, Комсомольского, Канашского и Янтиковского. Подобных по грандиозности работ объектов новая история региона вряд ли припомнит. Впечатляют и масштабы вложений: стоимость только «чувашских», скажем так, частей контрактов по 6му и 7му этапам строительства дороги, а именно эти этапы предстоит выполнить на территориях нашей республики и двух соседних регионов, составляет 70 млрд и 42 млрд рублей соответственно. И желание кое-что «поиметь» от такого большого инвестиционного пирога для республики вполне объяснимое.
Реконструкция автодороги позволила исключить «пробки» на участке МКАД в г. Пушкино Московской области.
Строительство дороги — это не просто соединение пункта А с пунктом Б. Это еще и оптимизация транспортных потоков, множество новых рабочих мест и в итоге изменение качества жизни целых регионов. Подсчитано: с вводом в эксплуатацию М12 только транзитный эффект развития логистической инфраструктуры превысит 100 млрд рублей в год. По расчетам Правительства страны, непосредственно на ее строительстве появится около 30 тыс. рабочих мест, а в смежных областях — до 130 тыс.
Хотим дивидендов
Потому и вопрос про те самые дивиденды для республики, заданный автором этих строк первому лицу республики — Главе Олегу Николаеву в ходе его встречи с журналистами на минувшей неделе, очень даже закономерен.
— Грандиозный проект, который призван реализовать задачу, поставленную Президентом России Владимиром Путиным, — связать территории соответствующими инфраструктурными проектами, магистралями, — отметил Олег Алексеевич. — Он важен не только для нашей республики, но и для всей страны. М12 станет частью межконтинентального транспортного коридора, соединяющего несколько стран, и мы намерены использовать ее строительство на пользу как нашей дорожной отрасли, так и экономики республики в целом.
Но благими намерениями сыт не будешь. Как оценивают эти «аппетиты» заказчик и подрядчики строительства магистрали? Похоже, диалог с ними налажен. Причем Чувашия, отмечают они, в таком стремлении не одинока: ни один из регионов, имеющих отношение к стройке, не остался равнодушным к планам по строительству М12, каждый из них изъявил свои пожелания, и к этому дорожные строители относятся с пониманием. Отвечая на наш вопрос, Глава республики подчеркнул, что он сам лично уже три раза встречался с руководством заказчика и представителями подрядных организаций. Тесно взаимодействуют с ними также региональные министры транспорта, природных ресурсов, строительства — есть что обсудить. А если надо — и поправить.
По мнению Олега Николаева, крайне важно задействовать в строительстве магистрали имеющиеся у республики ресурсы. И речь не только о песке и грунте, необходимых для возведения основания дороги. В огромном количестве будут использованы асфальт, бетон, металл и другие материалы — нам необходимо включиться в обеспечение ими большой стройки.
— Не должны пострадать плодородные земли, мы настаиваем на использовании для извлечения песка и грунта овражистые, другие непригодные для сельскохозяйственного производства места. Важна также последующая рекультивация этих мест — вплоть до высадки деревьев, чтобы мы после завершения строительства дороги не остались наедине с огромными и глубокими котлованами, — продолжил Олег Алексеевич.
Также власти республики выступают за задействование в строительстве большего количества предприятий республики. «По этим вопросам мы с заказчиком и подрядной организацией говорили много», — сказал Глава региона, тем самым дал понять, что они к нам прислушиваются.
Нас слышат
Отрадно, что нас не только слушают, но и слышат. Именно благодаря твердой позиции властей республики, подчеркнул Олег Николаев, принято решение о создании в Чувашии оперативного штаба по вопросам строительства скоростной автомагистрали М12, он будет действовать до 2024 года — до завершения строительства автотрассы. Его, напомним, возглавил сам Глава республики, обязанности заместителя возложены на министра транспорта Чувашии, в состав штаба вошли региональные министры сельского хозяйства, экономического развития, природных ресурсов, культуры, строительства, главы администраций шести районов, по которым пройдет трасса, а также девять представителей Госкомпании «Автодор». «Первоначально подразумевалось, что подобный штаб будет только в Казани, — отметил Олег Алексеевич. — Наличие штаба в Чувашии позволит нам оперативно реагировать на многие моменты, упростит решение наших вопросов, связанных со стройкой».
При этом он акцентировал внимание представителей средств массовой информации на одной детали, которая тоже говорит о настрое дорожных строителей: «С вводом магистрали в эксплуатацию придется налаживать соответствующую инфраструктуру: автозаправки, пункты питания, другие объекты придорожного сервиса. С учетом того, что М12 пересекает и национальные республики, мы предложили задействовать национальные кухни, организовать продажу национальных сувениров. Идея им очень понравилась — взяли на заметку». Нашим предприятиям — возможности для реализации своей продукции, развития торговли и сферы услуг, а для участников движения по новой дороге — приятный, с национальным колоритом, дополнительный бонус от поездки.
Переговоры способствуют компромиссам
Последние из переговоров, о которых говорит руководитель региона, прошли совсем недавно — в середине января. В Чебоксарах в Доме правительства состоялась рабочая встреча Олега Николаева и председателя правления ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко. В ней также приняли участие руководители министерств и органов местного самоуправления Чувашии, руководители и специалисты «Автодора», а также основного подрядчика проекта, который будет работать на территории республики, — АО «ДСК «Автобан».
ВЯЧЕСЛАВ ПЕТУШЕНКО,
председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги»:
— Мы планируем максимально использовать трудовые ресурсы, производственную базу, которая есть в Чувашии. После введения дороги в эксплуатацию появятся новые рабочие места, связанные с ее содержанием, это многофункциональные зоны, развитие бизнеса… Потому что мы совершенно четко понимаем, где дорога — там жизнь. Все это будет развиваться.
Как сообщила прессслужба Главы республики, участниками совещания был затронут широкий спектр вопросов, волнующих как власти республики и муниципалитетов, так и жителей районов, по территориям которых пройдет новая дорога. В том числе — привлечение местных предприятий дорожной отрасли к строительным работам на территории республики, вопросы, касающиеся мест добычи карьерного песка для нужд строительства, ремонта и восстановления местных дорог, по которым будет осуществляться доставка инертных материалов.
Говорили стороны и о постановке земельных участков на кадастровый учет, создании экодуков в местах пересечения автотрассы с путями миграции диких животных. И еще: в настоящее время проектом магистрали предусмотрены две транспортные развязки — в Шумерлинском (на автодороге Чебоксары — Сурское) и Комсомольском (на трассе А151) районах. Этого недостаточно, уверены в правительстве республики, ибо расстояние между планируемыми развязками достаточно большое — более 70 километров. Поэтому руководство Чувашии выступило с предложением об устройстве дополнительной транспортной развязки в непосредственной близости от поселка городского типа Ибреси.
Поиск компромиссов дорожными строителями только приветствуется, и вопрос устройства дополнительной транспортной развязки строительноинвестиционным холдингом «Автобан», основным подрядчиком строительства магистрали на территории Чувашии, будет рассмотрен в ходе проектирования. Также обсуждаются места установки экодуков. Кстати, подобных сооружений на дорогах в Чувашии пока нет, потому и нередки случаи, когда дикие животные, внезапно выбегая на проезжую часть, становятся причиной серьезных дорожнотранспортных происшествий. Эти сооружения — так называемые «зеленые мосты» над автомагистралью, которые должны обеспечить беспрепятственное и безопасное передвижение диких животных через трассу М12. Один из них планируется установить на участке охотугодья «Дубовское» в Комсомольском районе, так как именно там проходит большой поток миграции диких животных. Другой, скорее всего, появится в Вурнарском районе.
Скоростная…
О том, что из себя будет представлять участок автомагистрали М12 в Чувашии, нам подробно рассказал Сергей Затолокин, заместитель генерального директора — руководитель проекта ОАО «ХантыМансийскдорстрой», которое входит в структуру «Автобана». Как раз ему, кстати, приходится отвечать на множество вопросов, связанных с предстоящим строительством магистрали: многие моменты взял на карандаш на последней встрече с Главой республики, на совещании в Минприроды Чувашии внимательно выслушал требования экологов, а на общественных слушаниях в деревне Торханы Шумерлинского района, организованных две недели назад по инициативе Общественной палаты Чувашии, держал ответ перед местной властью и жителями округи.
Там, в Шумерлинском районе, надо признать, планы по прокладке новой скоростной магистрали встретили, мягко говоря, без особого энтузиазма. Но разговор, по мнению представителей «Автобана», получился открытым и полезным для обеих сторон — как для шумерлинцев, так и для дорожных строителей. Многие вопросы, беспокоящие людей, удалось снять, а те, которые требуют дополнительной проработки, обязательно изучат и постараются решить, чтобы и дорожники были не внакладе, и население не осталось в обиде. Такой диалог предстоит и в других районах, к нему дорожные строители готовы — они намерены работать открыто, с учетом мнения властей региона, муниципалитетов и их жителей.
— Согласно контракту новая магистраль будет соответствовать технической категории IБ с расчетной скоростью движения летом 130 километров в час, в зимний период — 110 километров в час, — отметил руководитель проекта. — Дорога представляет собой четыре полосы движения — по две в каждую сторону, с разделительными барьерами и с полным освещением на протяжении всей трассы. В соответствии с проектом предполагается строительство мостового перехода через реку Суру, установка 132 водопропускных труб, а также порядка 52 искусственных сооружений — это мосты, путепроводы, экодуки. Дорога будет оснащена шумозащитными экранами.
Участок М-8 с шумозащитными экранами.
Мост через Суру, как уточнил Сергей Затолокин, станет уникальным сооружением: будет возведен объект со 126метровым основным пролетом, а общая длина мостового перехода в этом месте составит более 1 км. Всего же на магистрали предстоит соорудить 25 мостовых путепроводов.
На М12, по его словам, не будет тормозящих движение второстепенных примыканий и одноуровневых развязок, что позволит развивать на ней скорость до 130 км/ч. Кстати, автомагистралей или их участков, позволяющих транспортным средствам двигаться с такой высокой скоростью, в Чувашии тоже пока нет. 90 км/ч — максимум, что можно выжать из двигателя автомобиля, пусть даже он дважды или трижды скоростнее. Со вводом новой дороги заметно сократится время в пути в города, расположенные на магистрали, — к примеру, до Москвы из Чебоксар можно будет домчать за 6-7 часов вместо нынешних 9-10. Нынче такая перспектива кажется фантастической, но совсем скоро ей суждено сбыться.
АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ,
генеральный директор АО «ДСК «Автобан»:
— Мы не просто строим дороги по последним технологиям, с применением наиболее эффективных инноваций. Мы работаем над созданием высококачественных автомобильных дорог, являющихся основой для развития регионов и улучшения качества жизни их жителей. Уверен, в тесном сотрудничестве с руководством Чувашии, при поддержке населения республики мы успешно реализуем проект строительства отрезка М-12 в регионе. Магистраль является частью масштабного трансконтинентального проекта, и чем раньше будут введены ее участки в Чувашии, других регионах, тем быстрее республика включится в активную международную логистику, получит мощный дополнительный драйвер для экономического развития, откроет новые возможности для развития смежных отраслей — строительства логистических хабов, коммерческой недвижимости, офисных центров, кафе, ресторанов, заправок. Наша компания чувствует колоссальный уровень ответственности за проект строительства трассы М-12. Дорогу осилит идущий, и мы нисколько не сомневаемся, что у нас все получится.
…Инновационная и безопасная
Автомагистраль, безусловно, существенно разгрузит федеральную трассу М7, отдельные участки которой, особенно возле столицы Чувашии, сегодня задыхаются от плотного транспортного потока, — еще один большой плюс для жителей республики.
Шлагбаумы на въездах на М12 не предусмотрены — они не понадобятся, так как трасса будет оборудована «умной» системой взимания платы «Свободный поток». Чуть ранее, в ноябре, холдинг «Автобан» открыл движение на третьем пусковом комплексе Центральной кольцевой автомобильной дороги, который соединил трассы М11 «Нева» и М7 «Волга».
ЦКАД-3 под контролем системы «Свободный поток».
ЦКАД3, подтверждают специалисты холдинга, стала одной из самых высокотехнологичных дорог страны. Даже в Европе и США, говорят, далеко не каждая платная дорога оборудована на таком уровне: нередко приходится по старинке останавливаться, оплачивать проезд и ждать, пока поднимут шлагбаум. А «Свободный поток» делает все «по-умному»: антенны распознают транспондеры, а камера считывает номерной знак машины и количество осей, даже если водитель не снижает скорости. Тем самым участники движения здорово экономят время.
Впрочем, «Свободный поток» — лишь малая часть тех самых высоких технологий. Интеллектуальная система включает в себя десятки детекторов транспортного потока, видеокамеры автоматизированной системы управления дорожным движением. Есть даже метеостанции. На трассе установлены информационные табло, предупреждающие водителей о состоянии покрытия проезжей части, приближении осадков. Все эти технологии, обещают дорожные строители, заработают и на магистрали М12, что будет способствовать обеспечению безопасности движения.
Экодуки на М-3 «Украина» и на ЦКАД-3. Подобные сооружения, обеспечивающие безопасное передвижение диких животных через оживленные автотрассы, появятся и на отрезке автомагистрали М-12 в Чувашии.
Инновационный подход практикуется и в сооружении самой дороги. В основаниях дорожных одежд «Автобан» применяет органоминеральные смеси, приготовленные с использованием вторичного сырья и полимерно-битумных вяжущих, а в покрытиях — асфальтобетонные смеси, обеспечивающие максимальное сцепление колес с поверхностью дороги, долговечность и сохранение высоких потребительских свойств конечного продукта.
В компании разработан и успешно внедрен новый тип покрытия из дренирующего асфальтобетона, который обеспечивает полный отвод воды с поверхности автодороги во время осадков, гарантируя безопасность движения, хорошую видимость, отсутствие водяного тумана и снижение шума. При строительстве используется скоростная бесшовная укладка с применением широкозахватных (до 12 м) асфальтоукладчиков, оснащенных современными длиннобазовыми ультразвуковыми и лазерными системами нивелирования MobaMatic для обеспечения абсолютной ровности покрытия. Скорость укладки одним широкозахватным асфальтоукладчиком превышает три погонных километра в сутки.
Репутация — гарантия успеха
Строительство магистрали поделено на 8 этапов. В Чувашии предстоит реализовать 6й и 7й этапы. 6й протяженностью 132 км пройдет от границы Нижегородской области — пересечения с дорогой регионального значения «Работки — Порецкое» до пересечения с автодорогой федерального значения А151 «Цивильск — Ульяновск». Именно этот этап ГК «Автодор» доверила холдингу «Автобан». Компания известная — выполняет полный комплекс работ по строительству, реконструкции и капремонту федеральных автодорог. Является одним из крупнейших генподрядчиков «Автодора» и Федерального дорожного агентства Минтранса РФ, входит в пятерку крупнейших российских дорожностроительных компаний. Общий объем портфеля холдинга составляет более 400 млрд рублей.
Имеет свыше 1,4 тыс. единиц техники, 19 асфальтобетонных заводов и 34 асфальтоукладочных комплексов. Но в «Автобане» принято считать, что дороги строят не машины, дороги строят люди: в компании трудится свыше 7 тыс. сотрудников, многие из которых работают в дорожном строительстве не один десяток лет.
ДСК «Автобан» строит и такие сложные многоуровневые развязки (автомагистраль М-4, Краснодарский край).
За плечами подрядчика — более 200 крупных проектов, успешно реализованных в самых разных уголках России, в том числе в суровых северных и сибирских регионах страны. А это — свыше 5000 км построенных с 1999 года автодорог. Большой вклад «Автобан» внес в строительство и реконструкцию важнейших артерий страны — федеральных трасс М1 «Беларусь», М3 «Украина», М8 «Холмогоры», М4 «Дон», М11 «Москва — СанктПетербург», М5 «Урал», ЦКАД3, М7 «Волга», ЦКАД4. Компания реализует проекты под ключ — с освещением, озеленением и комплексным благоустройством. География присутствия строительноинвестиционного холдинга включает в себя 15 субъектов в 4 федеральных округах Российской Федерации.
«Засветился» он и в Чувашии. Занимался реконструкцией участков трассы М7. На одном из участков реконструкция позволила ликвидировать очаг ДТП — нерегулируемое пересечение в одном уровне скоростной трассы федерального значения и региональной дороги с оживленным движением. Все работы выполнил качественно и в срок. Словом, надежность и репутация компании не вызывают сомнений, что гарантирует успех и в строительстве М12.
Работы хватит всем
Сегодня в самом разгаре подготовка к началу строительства магистрали. По словам Сергея Затолокина, уже идет передислокация строительной техники, приступили к монтажу вахтовых поселков. В том числе строится база и в Шумерлинском районе.
Завершены геологические и геодезические изыскания, закреплена трассировка пути по лесным участкам. После получения разрешения на рубку можно будет приступить к расчистке территории — с учетом переработки и дальнейшего потребления леса. А порубочные остатки будут мульчированы. За соблюдением экологических требований в компании следят строго: утилизация строительного мусора и посторонних предметов при строительстве объекта, а также с площадок строительных городков будет осуществляться вывозом на полигон ТБО. После завершения строительства объекта на земельных участках, использованных под размещение инертных материалов и строительных городков, в местах добычи песка обязательно проведут рекультивацию — с засыпкой растительного грунта с последующим посевом трав. «Будет восстановлена как биологическая, так и технологическая составляющая земель. Все сделаем аккуратно», — обещает руководитель проекта.
Параллельно идет проектирование, в ходе которого будут определены границы объекта, площадь и перечень земельных участков, необходимых для строительства. Совсем скоро приступят к межеванию участков, постановке их на кадастровый учет и переводу из категории сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. При этом дорожники настроены максимально учесть интересы жителей районов, по которым будет проходить автомобильная дорога, рассмотреть различные варианты обеспечения комфортного их проживания. В случае возникновения спорных вопросов готовы на компромиссы.
Подрядчик уже задумывается о наборе дополнительного персонала. Пока речь идет о 500 рабочих мест для местных жителей. Понадобятся инженернотехнические специалисты, механизаторы, водители, дорожные рабочие. Вакантные места можно посмотреть на платформе hh.ru или на сайте компании http://www.avtoban.ru/ и там же оставить заявку. На ЦКАДе «Автобан» ряд задач возложил на субподрядчиков, что позволило заметно ускорить строительство объекта. Также хотят поступить и в Чувашии. Для местных организаций привлечение к строительству магистрали должно стать ощутимой поддержкой, будет содействовать стабильности и здоровой конкуренции на дорожностроительном рынке и, главное, загрузив трудовые ресурсы республики, сохранит людям рабочие места и обеспечит их достойной зарплатой.
Николай Дмитриев
ДСК «Автобан» строит качественные и безопасные дороги по всей России.
Программа социально-экономического развития Комсомольского района на 2020-2025 годы
Утверждена постановлением администрации Комсомольского района от 02.09.2020 г. (№ 605).
О РАЙОНЕ
*Комсомольский район расположен в южной части республики и граничит с Канашским, Яльчикским, Батыревским районами и Кайбицким районом Республики Татарстан. В Комсомольском районе 13 муниципальных образований, 12 сельских поселений, 54 населенных пункта, из них 8 сел, 46 деревень. Территория района 630,3 квадратных километра. Население: 24202 человек. Плотность населения составляет 38 человек на 1 квадратный километр.
*Природные ресурсы: большая часть территории (65,6) представлена сельскохозяйственными угодьями, из них 87% находятся под пашней, другие под лугами и пастбищами. Лесами в районе занято 27%. По данным почвенного обследования, на территории района выделено 16 типов почв. Основной почвенный фонд севернее реки Кубня представлен серыми лесными почвами, южнее — черноземами. По механическому составу преобладают легкоглинистые почвы, по степени эрудированности – слабосмытые. На территории района имеются общераспространенные полезные ископаемые в виде песка, глины, известняка и минеральных красок. На территории района в Сюрбей-Токаевском сельском поселении разведано месторождение строительных песков.
*Доля сельского населения в районе составляет 100%. Сельхозтоваропроизводители специализированы в основном на производстве зерна, картофеля, мяса и молока. Доля продукции, произведенной хозяйствами населения, в 2019 году составила 51,1% от общего объема произведенной продукции сельского хозяйства в районе, сельскохозяйственных предприятий — 47,1%, доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства составила 1,8%.
Самой быстроокупаемой культурой в растениеводстве Комсомольского района является картофель. Валовой сбор картофеля по району составил 30680 тонн при средней его урожайности 315,2 центнера с га. Это лучший показатель за последние семь лет.
*Доля работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 49% численности экономически активного населения района. Общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в местный бюджет на 1 января 2020 года, составила 11924,7 тыс. руб.
*Система школьного образования района включает 18 общеобразовательных организаций, в том числе 12 средних, 6 основных школ. В 2019-2020 учебном году в них обучались 2720 обучающихся. Наполняемость классов составила 13,4 чел. Система дошкольного образования представлена 4 дошкольными образовательными организациями, 10 дошкольными группами при 6 общеобразовательных организациях и 9 группами кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста при 8 общеобразовательных организациях. В них воспитываются 968 детей, что составляет 55% детей в возрасте от 1 до 7 лет.
*Медицинскую помощь населению оказывает Комсомольская центральная районная больница Министерства здравоохранения Чувашской Республики, в состав которой входят поликлиника на 510 посещений в смену, круглосуточный стационар на 86 коек, 30 коек дневного стационара, 8 отделений общеврачебной практики, 24 фельдшерско-акушерских пункта, 2 домовых хозяйства.
*На территории Комсомольского района действуют 36 культурно-досуговых учреждений, 18 сельских библиотек, 2 народных музея, 1 детская школа искусств. Культурно-досуговые учреждения расположены в 33 собственных зданиях.
Из-за нецелесообразности эксплуатации зданий Асановского сельского Дома культуры Асановского сельского поселения, Подлесно-Чурачикского сельского клуба Сюрбей-Токаевского сельского поселения, Токаевского сельского клуба Урмаевского сельского поселения эти учреждения переведены в здания образовательных учреждений района.
*Протяженность автомобильных дорог общего пользования Комсомольского района на 1 января 2020 года составляет 382,4 км, в том числе федерального значения — 28,6 км, республиканского значения — 55,1 км, местного значения — 298,7 км. Износ местных дорог составляет 64% (по результатам проведенной диагностики в 2019 г.).
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМСОМОЛЬСКОГО РАЙОНА
Дорожная инфраструктура
Автодорога местного значения Комсомольского района.
Основная часть автомобильных дорог района и мостов построены в 1975-1985 годах, на сегодняшний день они полностью выработали свой эксплуатационный ресурс и не соответствуют нормативным требованиям. Низкий уровень транспортно-эксплуатационного состояния дорог и мостов связан с ежегодным недостаточным финансированием ремонтных работ, из–за чего накоплен значительный недоремонт на дорогах и мостах и требует восстановительных работ. Протяженность местных автодорог 115 км. Износ местных дорог составляет около 65% (по результатам проведенной диагностики в 2019 году).
Ежегодно на ремонт автодорог местного значения выделяется порядка 8,0– 9,0 млн рублей (2-3 км дороги).
Увеличение финансирования дорожного фонда по статье ремонт автодорог, пересмотр методики выделения финансовых средств в зависимости от износа автодорог.
Источники и объемы финансирования
Дорожный фонд Чувашской Республики. Ориентировочная протяженность автодорог, требующих ремонта, — 74,75 км и стоимость работ — 299,0 млн рублей.
Автодорога республиканского значения «Калинино — Батырево — Яльчики — Починок-Инели — граница Республики Татарстан в Комсомольском районе».
Отсутствие тротуара на автодороге республиканского значения (в д. Нижнее Тимерчеево, с. Урмаево, с Комсомольское, д. Александровка, с. Луцкое, д. Починок-Инели), люди передвигаются по обочине, тем самым создаются аварийные ситуации (наезды автотранспорта на пешеходов).
Администрация Комсомольского района и жители района неоднократно (начиная с 2017 года) обращались в Минтранс Чувашии, КУ Чувашупрдор с просьбой решения по данному вопросу (порядка 10 обращений).
Минтрансу Чувашии дать поручение КУ Чувашупрдор провести проектные работы и СМР по строительству тротуара.
Источники и объемы финансирования
Дорожный фонд Чувашской Республики. Ориентировочная протяженность тротуаров — 14,1 км и стоимость работ — 42,3 млн рублей.
Автодорога республиканского значения «Калинино — Батырево — Яльчики» в Комсомольском районе.
Отсутствие наружного освещения и тротуара на автодороге республиканского значения (в д. Нижние Бюртли–Шигали, с. Шерауты, с. Тугаево), люди передвигаются по обочине, тем самым создаются аварийные ситуации (наезды автотранспорта на пешеходов).
Администрация Комсомольского района и жители района неоднократно (начиная с 2017 года) обращались в Минтранс Чувашии и КУ Чувашупрдор с просьбой решения по данному вопросу (порядка 4 обращений).
Минтрансу Чувашии дать поручение КУ Чувашупрдор провести проектные работы и СМР по строительству наружного освещения и тротуара.
Источники и объемы финансирования
Дорожный фонд Чувашской Республики. Ориентировочная протяженность наружного освещения и тротуаров — 3,1 км и стоимость работ — 15,9 млн рублей.
Образование
В этом году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе Комсомольской средней школы № 1 открылся Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Его кабинеты оборудованы манекенами для мастер-классов по оказанию первой медицинской помощи, шлемами виртуальной реальности, ноутбуками и шахматными столами.
Капитальный ремонт МБОУ «Комсомольская СОШ № 1», 2 этап.
Здание МБОУ «Комсомольская СОШ № 1» 1973 года постройки. Количество обучающихся 513 учащихся. Износ составляет 55% (по итогам обследования БТИ).
Проектно-сметная документация разработана, положительное заключение экспертизы имеется.
Капитальный ремонт МБОУ «Комсомольская СОШ № 1», 2 этап. Включение в программу «Капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих износ 50 процентов и выше», 2 этап.
Источники и объемы финансирования
Республиканский и местный бюджеты Комсомольского района. На 2 этап капитального ремонта необходимо 19783,38 тыс. рублей.
Капитальный ремонт МБДОУ детский сад «Рябинушка», 2 этап.
Здание МБДОУ детский сад № 2 «Рябинушка» 1969 года постройки. Количество воспитанников — 125. Износ составляет 47% (по итогам обследования БТИ на 24.11.2015 года).
Проектно-сметная документация разработана, положительное заключение экспертизы имеется.
Капитальный ремонт МБДОУ детский сад «Рябинушка», 2 этап. Включение в программу «Капитальный ремонт муниципальных дошкольных образовательных организаций».
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. На 2 этап капитального ремонта необходимо 7371,63 тыс. рублей.
На базе ДЮСШ «Кетне» работает «Центр тестирования сдачи норм ГТО». В прошлом году по проекту «Спорт — норма жизни» здесь была построена спортивная площадка для подготовки к сдаче норм ГТО. В первом квартале 2020 года нормативы здесь сдавали 263 человека, и 83 из них успешно прошли испытания на «Золотой» знак отличия.
Капитальный ремонт МБОУ «Комсомольская СОШ № 2».
Здание МБОУ «Комсомольская СОШ № 2» 1994 года постройки. Количество обучающихся — 476. По итогам технической экспертизы фундамент ограниченно работоспособный, перекрытия работоспособны, за исключением участка над входом в осях 5-6/Г (состояние которого признано аварийным), стены ограниченно работоспособны (на участках с отслоением облицовочного слоя признаны аварийными).
Проведена техническая экспертиза ООО «Независимая экспертиза» 08.04.2019 года.
Капитальный ремонт МБОУ «Комсомольская СОШ № 2». Разработка проектно-сметной документации и включение в программу «Капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих износ 50 процентов и выше».
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. Ориентировочная стоимость работ — 43140,0 тыс. рублей, в т.ч. на разработку проектно-сметной документации — 640,0 тыс. рублей, на капитальный ремонт — 42500,0 тыс. рублей.
Капитальный ремонт МБОУ «Шераутская СОШ».
Здание МБОУ «Шераутская СОШ» 1987 года постройки. Количество обучающихся — 107 учащихся и 16 воспитанников. Износ составляет 51% (по итогам обследования БТИ).
Проектно-сметная документация разработана, положительное заключение экспертизы имеется.
Капитальный ремонт МБОУ «Шераутская СОШ». Включение в программу «Капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих износ 50 процентов и выше».
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. На капитальный ремонт необходимо 45446,72 тыс. рублей.
Капитальный ремонт МБОУ «Полевошептаховская СОШ».
Здание МБОУ «Полевошептаховская СОШ» 1980 года постройки. Количество обучающихся — 75 учащихся и 25 воспитанников. Износ составляет 51% (по итогам обследования БТИ).
Проектно-сметная документация разработана, положительное заключение экспертизы имеется.
Капитальный ремонт МБОУ «Полевошептаховская СОШ». Включение в программу «Капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих износ 50 процентов и выше».
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. На капитальный ремонт необходимо 39763,0 тыс. рублей.
Капитальный ремонт МБОУ «Нюргечинская СОШ».
Жители Полевосундырского сельского поселения неоднократно обращались в администрацию Комсомольского района с просьбой решения данного вопроса.
Капитальный ремонт МБОУ «Нюргечинская СОШ». Разработка проектно-сметной документации и включение в программу «Капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих износ 50 процентов и выше».
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. На разработку проектно-сметной документации необходимо 310,0 тыс. рублей, на капитальный ремонт — 21800,0 тыс. рублей.
Каждый год в районе создаются новые места для дошколят. Только в прошлом году открылись две дошкольные группы на 50 мест в Комсомольской средней школе № 2, был построен детский сад «Лейсан» в с. Урмаево на 110 мест, а в трех детсадах создали 80 дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
Строительство пристроя детского сада на 50 мест к зданию МБОУ «Чурачикская СОШ».
На территории Чичканского сельского поселения и прилегающих к нему Тугаевского и Сюрбей–Токаевского сельских поселений дошкольных детских учреждений не имеется. Родители детей дошкольного возраста возят в детские учреждения, расположенные в с. Комсомольское и с. Урмаево на расстояние от 10 до 20 км. Многие вынуждены сидеть дома. На территории Чичканского и Тугаевского сельских поселений (в части д. Нижнее Тимерчеево и д. Верхнее Тимерчеево) число детей дошкольного возраста превышает 90 человек. Из-за отсутствия дошкольных учреждений молодые родители стремятся переехать в города и районные центры.
В Чурачикской СОШ открыта группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Однако для этих групп создать условия для полноценного дошкольного образования в действующих школах невозможно.
Имеются неоднократные обращения жителей в органы власти по решению этого вопроса.
Решение вопроса видится в строительстве пристроя к Чурачикской СОШ для размещения детского сада на 50 мест. Площадь территории школы позволяет размещать пристрой с соблюдением СНиПов и санитарно-гигиенических норм. В то же время пристрой позволит сэкономить на строительстве инженерных коммуникаций, т.к. будет одна котельная, водопровод, система водоотведения и кухня. Вопросы подключения к электрическим и газовым сетям решены.
Источники и объемы финансирования
Для проектирования пристроя необходимо изыскать средства в сумме до 1,0 млн рублей, для строительства — до 40,0 млн рублей. Изыскать указанные средства в бюджете района в 2020-2021 гг. не представляется возможным. Необходима финансовая помощь в виде софинансирования из федерального или республиканского бюджетов в рамках национальных проектов «Образование» или «Развитие сельского хозяйства».
В этом году жители трех деревень Полевосундырского сельского поселения решили установить в своих населенных пунктах детские игровые площадки. Первыми такую площадку открыли в деревне Степное Яниково.
Строительство детского сада на 50 мест в с. Тугаево.
На территории Тугаевского сельского поселения в трех общеобразовательных организациях имеются группы кратковременного пребывания детей. Эти ГКПД не могут создать условия для полноценного дошкольного образования детей в действующих школах.
Родители детей дошкольного возраста неоднократно обращались в администрацию района с просьбой о строительстве детского сада в с. Тугаево для пяти сельских населенных пунктов.
Имеются неоднократные обращения жителей в органы власти по решению этого вопроса.
Решение вопроса видится в строительстве детского сада на 50 мест в с. Тугаево при включении в перечень объектов строительства соответствующей государственной программы Чувашской Республики в 2022 году.
Источники и объемы финансирования
Для проектирования детского сада необходимо изыскать средства в сумме до 1,9 млн рублей, для строительства — до 60,0 млн рублей. Изыскать указанные средства в бюджете района в 2020-2021 гг. не представляется возможным. Необходима финансовая помощь в виде софинансирования из федерального или республиканского бюджетов в рамках национальных проектов «Образование» или «Развитие сельского хозяйства».
Строительство станции биологической очистки сточных вод производительностью 600 куб. м в сутки и сетей канализации в селе Комсомольское.
В настоящее время в с. Комсомольское эксплуатируются 3 очистных сооружения. Все объекты были введены в эксплуатацию в 1974-1978 годах. Износ инженерных коммуникаций составляет 70 и более процентов, характеризуется высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей.
Администрацией Комсомольского района в 2019 году были выполнены следующие предпроектные работы: инженерно-геодезические, геодезические, экологические изыскания.
Включение в РАИП в части выполнения проектных и строительно-монтажных работ.
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. Ориентировочная стоимость работ — 112,8 млн рублей, в т.ч. проектные работы — 2,8 млн рублей, СМР — 110,0 млн рублей.
Экология
Рекультивация земельного участка, нарушенного при размещении свалки твердых коммунальных отходов в с. Комсомольское.
В настоящее время у с. Комсомольское имеется несанкционированная свалка ТКО. Она не соответствует санитарным и экологическим требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов.
Администрацией Комсомольского района в 2018 году были выполнены проектные работы по рекультивации свалки ТКО, а также были проведены публичные слушания в 3 этапа. В данный момент в целях получения экологической экспертизы проектной организацией ведутся работы по устранению замечаний, выданных Волжско-Камским управлением Росприроднадзора.
Включение объекта в ФЦП «Чистая страна».
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. Ориентировочная стоимость работ — 25,0 млн рублей.
Культура
Своеобразной визитной карточкой района стал международный фестиваль традиционной культуры тюркского мира «Урмай Залида». В этом году он был посвящен 100-летию образования ТАССР и Чувашской автономии, а также памяти основателя общественной организации «Национально-культурная автономия татар Чувашской Республики» Ферита Гибатдинова.
Строительство центра культурного развития в с. Комсомольское.
Существующий районный Дом культуры расположен в с. Комсомольское и рассчитан на 284 посадочных места. Строительство 1 части деревянного корпуса здания осуществлено в 1910 году под местную церковь. В 1947 году — строительство второй части здания из кирпича. В настоящее время степень эксплуатационной пригодности здания в целом не соответствует нормам эксплуатационных характеристик конструкций, а также противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
В данный момент администрацией Комсомольского района ведутся работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка для строительства.
Включение в РАИП в части выполнения проектных и строительно-монтажных работ.
Источники и объемы финансирования
Республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. Ориентировочная стоимость работ — 123,0 млн рублей, в т.ч. проектные работы — 3,0 млн рублей, СМР — 120,0 млн рублей.
Физкультура и спорт
Строительство хоккейной коробки в деревне Нюргечи.
В деревне Нюргечи 90% населения занимается спортом. Одним из любимых видов является игра в хоккей. Имеющаяся хоккейная коробка не отвечает современным требованиям и правилам техники безопасности.
Жители д. Нюргечи неоднократно обращались в администрацию Комсомольского района с просьбой решения данного вопроса.
Строительство хоккейной коробки в деревне Нюргечи. Включение в программу.
Источники и объемы финансирования республиканский бюджет и местный бюджет Комсомольского района. На строительство — 1500,0 тыс. рублей.
Государственные и муниципальные услуги
Строительство здания для размещения АУ «МФЦ Комсомольского района». Площадь помещения АУ «МФЦ Комсомольского района» не соответствует стандартам для предоставления государственных и муниципальных услуг: площади сектора информирования и ожидания не менее 10 квадратных метров на одно окно; функционирования специально оборудованного рабочего места (ресепшен), предназначенного для информирования заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг; помещение для архива, организации бесплатного туалета для посетителей, в том числе туалета, предназначенного для инвалидов.
Требуется увеличение площади для оказания государственных и муниципальных услуг АУ «МФЦ Комсомольского района». В муниципальной собственности отсутствуют помещения для расширения.
Строительство здания для размещения АУ «МФЦ Комсомольского района».
Источники и объемы финансирования
В местном бюджете недостаточно средств для решения этой проблемы. Для реализации данной проблемы потребуется привлечение средств из федерального или республиканского бюджетов.
Межбюджетные отношения
Усовершенствование межбюджетных отношений.
При применении существующей методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований не учитывается увеличение расходных потребностей сельских поселений. Расходная потребность сельских поселений увеличивается в связи с ростом инфляции, с введением новых социально-значимых объектов на территории сельских поселений, и на содержание новых объектов требуются дополнительные финансовые ресурсы.
При определении бюджетной обеспеченности учитывать оценку расходных полномочий муниципального образования в нынешних условиях и разработать новую методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровне субъекта Чувашской Республики с учетом вышеуказанной проблемы.
Источники и объемы финансирования
Дополнительных финансовых затрат не требуется.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, СОГЛАСОВАННЫХ СО СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2025 ГОДА
Цели муниципальной программы — это обеспечение устойчивого экономического развития района, сохранение и развитие экономического потенциала района и последовательное повышение качества жизни населения.
Агропромышленный комплекс также будет занимать лидирующие позиции в экономике района. Динамика развития АПК на период до 2025 года будет формироваться под воздействием различных факторов. С одной стороны, окажут влияние меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой — сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
АПК будет развиваться под воздействием мер по повышению устойчивости агропромышленного производства, способствующих его росту, это — увеличение объемов и направлений государственной поддержки; более полное использование имеющегося природно-экономического потенциала для производства конкурентоспособной продукции.
Для обеспечения устойчивого развития района определены следующие приоритетные направления:
обеспечение занятости населения, в том числе безработного населения;
развитие малого и среднего бизнеса, оказание поддержки развитию промышленных и инновационных малых предприятий;
охрана окружающей среды и снижение негативного воздействия;
внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий;
удовлетворение потребностей жителей района в жилье, объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, соответствующих общероссийским и европейским стандартам качества жизни;
повышение качества и доступности социальных услуг, включая услуги органов исполнительной власти Чувашской Республики.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Предусмотренная Комплексным планом активная экономическая политика, направленная на задействование основных факторов динамичного развития экономики, обеспечит неуклонное повышение качества жизни населения Комсомольского района темпами выше среднереспубликанских.
Основными результатами реализации Комплексного плана станут:
создание условий для развития реального сектора экономики через:
развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры района;
создание новых и развитие существующих предприятий малого и среднего бизнеса за счет:
создания режима наибольшего благоприятствования и снятия административных барьеров для развития предпринимательства;
оказания форм имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, образовательной, правовой и консультационно-методической государственной и муниципальной поддержки;
последовательное повышение качества жизни населения путем:
снижения социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;
развития новых форм предоставления муниципальных и государственных услуг, повышения доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта;
увеличения темпов ввода жилья за счет финансовой и организационной поддержки подрядных организаций, сокращение сроков оформления земельных участков под жилищное строительство и затрат на технологическое подключение, содействия в строительстве коммунальной инфраструктуры, выделения бюджетных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан;
повышения уровня экологической безопасности и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации вследствие технологической модернизации производства предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды; строительства объездной дороги для грузового транспорта; реконструкции и создания новых объектов коммунальной инфраструктуры для предотвращения вредного воздействия бытовых и производственных отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Реализация проектов Комплексного плана позволит к 2025 году диверсифицировать экономику района, активное развитие малого и среднего предпринимательства, устранить напряженность на рынке труда, обеспечить снижение безработицы до естественного уровня.
Эффективность программы оценивается по степени достижения основных показателей социально-экономического развития муниципального района (города) и индикаторов оценки результатов программы.
Подпись к фото: Административный центр района — село Комсомольское, расположенное в 115 км от г. Чебоксары. До 1939 года это село называлось Большие Кошелеи, а затем, в честь комсомольцев, убитых участниками «кулацкого мятежа» в январе 1918 года, получило новое имя — Комсомольское.