что строят в керчи на заводе залив
Новый российский авианосец: Проект «Прибой» в Керчи на глазах перерастает в легкий «Шторм»
Похоже, строящиеся УДК «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» готовятся принять самолеты вертикального взлета, которых у нас пока нет
Что-то невообразимое, на первый взгляд, происходит с новейшими российскими универсальными десантными кораблями (УДК) «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» (проект 23900, шифр «Прибой»), торжественно, в присутствии президента Владимира Путина, заложенными на керченском судостроительном заводе «Залив» в июле 2020 года. Если попытаться проанализировать сообщения об этом проекте хотя бы за последние полтора года, то трудно понять: а что, собственно, мы там на самом деле строим?
Давайте вспомним. Менее, чем за год до начала работ в Керчи, 11 сентября 2019 года, ТАСС со ссылкой сразу на два источника в судостроительной отрасли поведало: «Два УДК водоизмещением до 15 тысяч тонн впервые в истории России планируется заложить на судостроительном заводе „Залив“ в Керчи в 2020 году», — сказал один из собеседников агентства… Другой источник уточнил, что «закладка обоих кораблей состоится в мае 2020 года». Он подтвердил, что водоизмещение каждого составит до 15 тысяч тонн. Корабли, по его словам, смогут нести на борту более 10 вертолетов различных классов, а также получат большую доковую камеру для десантных катеров».
Прошло всего несколько месяцев и водоизмещение будущей красы и гордости нашего флота значительно выросло. Во всяком случае, в январе 2020-го главком Военно-Морского флота РФ адмирал Николай Евменов насчет внешнего облика и размеров будущих кораблей заявил: «Это абсолютно новый проект. Их водоизмещение составит более 20 тысяч тонн с лучшими по сравнению с „Мистралями“ мореходными качествами, эксплуатационными и конструктивными характеристиками, с десантом и вертолетами».
Далее, стало быть (пусть не в мае, но 20 июля прошлого года) оба УДК в Крыму на глазах Путина были заложены на «Заливе». Надо полагать — в варианте, о котором за полгода до этого упоминал главный заказчик кораблей — адмирал Евменов. То есть, с водоизмещением «более 20 тысяч тонн» каждый. Но прошла еще пара месяцев после начала строительных работ и вдруг выяснилось, что оба УДК в рамках все того же проекта 23900 прямо на стапеле внезапно подросли ровно в полтора раза. Во всяком случае, 14 августа 2020 года неназванный источник ТАСС в судостроительной отрасли сообщил, что «тактико-технические характеристики кораблей заметно изменились в ходе проектирования. Их водоизмещение выросло до более, чем 30 тысяч тонн».
Одновременно, судя по этим данным, увеличилось и число вертолетов, которые наши будущие УДК смогут нести на борту — по 16-ти. Кроме того, в состав авиакрыла, по сведениям ТАСС, решено добавить некие, не существующие пока в природе, палубные ударные и разведывательные беспилотники.
Вы думаете, я перечислил все метаморфозы с «Прибоями»? Ничуть не бывало. В самые последние дни уходящего года заместитель министра обороны России Алексей Криворучко в итоговом интервью газете «Красная звезда» под заставляющим задуматься заголовком «Оружие России опережает время» рассказал, что проект 23900 уже на крымской верфи, оказывается, продолжает стремительно разбухать. Просто как на дрожжах. Вот цитата из того разговора с Криворучко: «Под руководством президента Российской Федерации были заложены два универсальных десантных корабля нового проекта водоизмещением 40 тысяч тонн каждый».
Вообще-то наш флот и кораблестроители столь же извилистым и страшно затратным путем уже проходили совсем недавно. Имею в виду почти скандальную историю со строительством на калининградском заводе «Янтарь» головного большого десантного корабля (БДК) первого ранга «Иван Грен» (проект 11711).
В дальнейшем заказчик вносил и другие изменения столь же принципиального характера. Все это привело к тому, что «Иван Грен» оказался рекордным долгостроем для флота. Заложенный на «Янтаре» в 2004 году, он с горем пополам был введен в состав Северного флота лишь летом 2018-го. И есть подозрения — с серьезными недоделками. Во всяком случае, в условиях острейшего недостатка у России других десантных кораблей для обеспечения нашей группировки, воюющей в Сирии, за минувшие два с половиной года до Средиземного моря этот «новобранец» из Заполярья пока так ни разу и не добрался.
Очень похоже, что и с перспективными УДК сейчас у нас происходит то же самое. Ведь что такое увеличение их водоизмещения в процессе строительства, как минимум, вдвое? Для этого заводу требуется не только дополнительное «железо». Меняется все — важнейшие тактико-технические характеристики, потребная мощность двигательных установок, запасы корабельного и авиационного топлива, мореходные качества, условия обитаемости экипажа, авиакрыла и десанта. Иными словами — фактически в считанные месяцы буквально на коленке конструкторам требуется выдать практически новый проект корабля.
Вряд ли это возможно без серьезных погрешностей в расчетах. Которые, в таком случае, еще не раз наверняка «вылезут» на испытаниях и в процессе эксплуатации. За примером ходить недалеко. Вот Североморск, где застыл у причала «Иван Грен».
Что и почему, как представляется, происходит на стапелях с «Иваном Роговым» и «Митрофаном Москаленко»? Полагаю, дело в том, что у военных так и не сложилось единого мнения: зачем вообще России сегодня такие УДК? Какие задачи и в каких войнах они в состоянии выполнить?
Проецирование силы в отдаленных районах Мирового океана, высадка где-то там десанта?
Но, во-первых, огромному кораблю с достаточно слабой ПВО к месту высадки нужно еще добраться целым. Основное условие для этого — завоевание полного господства в воздухе и на море в районе проведения операции. Обеспечить такое господство в состоянии лишь мощная авианосная ударная группировка, которую сегодня и в ближайшей перспективе Россия сформировать просто не в состоянии.
Второе: если речь не об экспедиции колониального типа где-нибудь в Африке, то действия десанта на любом ином берегу не могут быть успешными без эффективной огневой поддержки. Чем такую поддержку могут оказать наши будущие УДК? Единственной 100-мм автоматической артустановкой, которая предусмотрена на палубе каждого такого корабля? Это просто смешно.
Палубными ударными вертолетами типа Ка-52К? Но их на каждом не может быть более 6−8 единиц при общей расчетной численности винтокрылов в 16 единиц. Остальные — транспортно-боевые Ка-29, без участия которых десант, собственно, и высаживать будет не на чем.
Если все так печально — для чего тогда мы вообще затеваем эту гигантскую стройку в Керчи общей стоимостью, как объявлено, минимум в 100 миллиардов рублей?
Возможно, разгадка таится в задачной фразе Путина, вскользь брошенной президентом одному из работников «Залива» в день торжественной церемонии: «Они („Иван Рогов“ и „Митрофан Москаленко“ — „СП“) хорошие, современные. Мы даже планировали их немножко переделать и использовать для других целей. Практически то же самое, но для других целей. Но сейчас не буду пока об этом говорить».
Единственное разумное, на мой взгляд, что приходит в голову — в действительности сегодня в Керчи мы строим не универсальные десантные корабли, а легкие авианосцы. Но сама тема про подобные перспективные отечественные гиганты водоизмещением в 70−100 тысяч тонн (типа «Шторм», например) у нас давно заболтана до невозможности. И видится абсолютной фантастикой с учетом нынешних возможностей российского кораблестроения.
Поэтому если президент в Керчи благоразумно решил на всякий случай не давать обещаний с сомнительными перспективами — это можно понять. Хотя если он все же подразумевал именно переделку проекта 23900 в вариант легкого авианосца, это многое объясняет.
Во-первых, становится понятным, почему столь поражающими воображение темпами растет водоизмещение этих еще далеко не построенных кораблей. А во-вторых, предшественник Криворучко на посту отвечающего за перевооружение армии и флота замминистра обороны, а ныне — вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов еще в 2017 году заявил, что в нашей стране развернута разработка новых палубных самолетов с укороченным или вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). И еще: эти самолеты вертикального взлета станут своеобразным продолжением линейки подобной техники, в прошлом разрабатывавшейся в ОКБ А.С. Яковлева.
По данным Борисова, первые такие машины для флота должны быть готовы через 7−10 лет. Простое арифметическое действие показывает, что это событие планируется на 2025−2027 годы. То есть именно на то время, когда завод в Керчи рассчитывает спустить на воду «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко». И очень похоже, что эти две программы вооружений наверняка связаны и дополняют одна другую.
Если так, то каким может быть облик перспективного СВВП для проекта 23900? Понятно, что за основу определенно будет взят сверхзвуковой Як-141, отличный самолет вертикального взлета, который к началу 90-х годов был почти готов, но оказался погребенным под обломками Советского Союза. Он был предназначен для прикрытия корабельных соединений от авиации противника, завоевания господства в воздухе, ведения ближнего манёвренного и дальнего боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям.
Планировалось, что Як-141 будет базироваться на тяжелых авианесущих крейсерах типа «Киев» (проект 1143), а также на авианосцах типа «Адмирал Кузнецов» и даже на строившемся тогда же атомном «Ульяновске».
В апреле 1991 года лётчик-испытатель Андрей Синицын подтвердил уникальные возможности машины, поставив на уникальном «Яке» 12 мировых рекордов по скороподъёмности, максимальной нагрузке и высоте полёта с грузом. 26 сентября Синицын впервые посадил Як-141 на палубу авианесущего крейсера, а через четыре дня — впервые взлетел на СВВП с этого корабля. Но в 1992 году из-за катастрофического состояния в нашей экономике Москва программу прихлопнула.
Параллельно с работами над многоцелевым Як-141 с 1979 года «яковлевцы» работали и над своим вариантом палубного самолета радиолокационного дозора и наведения (РЛДН). Эта машина получила наименование Як-44Э. При взлете с трамплина длина разбега этого самолета составляла всего около 150−200 метров. Расчетная крейсерская скорость — 450 км/ч, продолжительность патрулирования — 5 часов. Электроника Як-44Э обнаруживала самолеты противника на расстоянии от 150 до 200 километров и наводила на них истребители. Обнаружение надводных целей осуществлялось на расстоянии более 300 километров. Экипаж самолета — три человека.
Успели изготовить полноразмерный конструктивно-технологический макет и модель самолета РЛДН в масштабе 1:5 для радиотехнических исследований. Постройка первого летного образца была начата в Ташкенте в 1990 году. А в 1992 году все закончилось крахом, как и с Як-141.
Но теперь, похоже, старые чертежи конструкторы уже достали с пыльных полок. Копировать, конечно, никто ничего не станет. Другой век на дворе. Но заделы по палубным СВВП у нас мощные и это наверняка поможет существенно сократить сроки работ.
Если все именно так и обстоит — тогда все, что происходит сегодня в Керчи на заводе «Залив» точно не зря. И выглядит даже логично. А что Минобороны не дает никаких внятных пояснений на этот счет — так военную тайну еще никто не отменял. Даже в России.
Строительство кораблей на ССЗ «Залив»
Предлагаю Вашему вниманию фоторепортаж о строительстве кораблей и вспомогательных судов для ВМФ России на судостроительном заводе «Залив» в городе-герое Керчь.
1. В сухом доке строятся кабельные суда «Волга» и «Вятка» проекта 15310.
А ещё там «спрятался» гражданский спасатель! 🙂
Увы, информация о спуске его на воду не подтвердилась.
Читайте также.
Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂
Радость берёт и гордость!
Мой репортаж пошёл по сети:
Ага, особенно на БМПД он неплохо зашел.
Настолько «неплохо», что вызвал обработку дустом большинства комментариев к теме. Причем в число «унесенных ветром» пропал и самый известный на том ресурсе флудер.
Прекрасно, в Крыму должна развиваться промышленность, сельское хозяйство, а не только туризм. Полуостров должен жить полноценной жизнью круглый год, а не от мая до сентября. Хорошо бы увидеть аналогичные репортажи с Моря и СевМаша. Запустили, наконец, новые энергетические мощности, теперь вопрос с водой решить бы.
ПО «Севмаш» находится не в Крыму, да и таких репортажей с него ждать не стоит.
Да, на Севмаше не дадут поснимать, скорее всего. Но я имел в виду именно Севморзавод. Читал недавно, что там не все так хорошо, как на Заливе, поэтому и спросил. Но кран там заложили недавно, тем не менее.
там не все так хорошо, как на Заливе
Так и на «Заливе» до «всё хорошо» ещё далеко — за 4 года завод не спустил на воду ни одного заказа, не говоря уже о передаче заказчику.
за 4 года завод не спустил на воду ни одного заказа
Спасателя аж два раза спустили
Ещё фуры пошли по мосту, товарищ из Симферополя говорит что грузовой транспорт реально заполонил дороги!
Но они и раньше шли в Крым, только переправлялись на паромах.
Разница в пропускной способности между паромом и мостом огромна, вы же в курсе…
«Свиягу» (изначально судно называлось «Волга») и «Вятку» заложили на Зеленодольском заводе им. Горького 6 января 2015 года. Передать их планировали в 2018 и 2019 году соответственно…вправо как всегда.
А откуда информация, что «Волга» стала «Свиягой»?
В отчете Зеленодольска так обозвали.
В отчете Зеленодольска так обозвали
Значит, или переименовали плавдок, а его имя дали одному из кабельных судов, или Зеленодольск ошибся в своём годовом отчёте.
Во всяком случае на летних фотках 2017 на борту четко написано «Волга». Да и на собственной фотке дока указано «Свияга».
на летних фотках 2017 на борту четко написано «Волга».
Если открыть первое фото в полном размере, то можно прочитать названия судов.
Сайт флотпром. ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»
Буквально на днях СМИ сообщили, что кабельники попали под санкции и требуется ждать импортозамещения. Сроки сдвинутся вправо и значительно.
кабельники попали под санкции
Если по хронологии, то сперва ввели санкции против Крыма, а потом в Крыму начали строительство кабельных судов, которые под них естественно попали.
На что рассчитывали в корпорации «Ак Барс» — х.з.
Неужели надеялись незаметно построить в Керчи два судна ВИ 10 тысяч тонн каждое?
Вот и я об этот вопрос давно голову сломал…
Да ни на что они не расчитывали. Обыкновенный корпоративный бардак — когда контракты заключали никто про подводные камни не вспомнил.
Спасатель в доке это тот который раньше восточнее паучков стоял?
П.С. Долгожданные фотки…
Спасатель в доке это тот который раньше восточнее паучков стоял?
Ух и здоровые эти кабельные суда, на их фоне спасатель совсем потерялся.
До Вас у ЧС были там учения, и какой-то ещё товарищ выкладывал фото со стапелей (мой пост, который удалили).
товарищ выкладывал фото со стапелей
Я снимал с общедоступной территории.
С Каракуртами можно не торопиться — движков нет и в ближайший год не предвидится.(
движков нет и в ближайший год не предвидится
Проблему производства дизельных двигателей и редукторов на «Звезде» тоже решат.
Решат, но только в приоритете дальняя зона, а каракурты на Звезде поставили в самый конец очереди.
По ним сроки плывут «вправо» так же, как по дизелям для тральщиков и МРК.
Интересно девки пляшут.
А зачем нам кабельные суда? Куда это мы кабеля собрались по морю прокладывать?
Куда это мы кабеля собрались по морю прокладывать?
Сахалин, Курилы, Камчатка, Новосибирские острова, Новая Земля, Крым
Да ладно! Признайтесь, что Вы просто перечислили отдалённые территории.
В Крым кабель уже проведён.
На Сахалине свои мощности есть.
На Камчатку неоткуда тянуть по морю.
На Новосибирских островах потребителей таких нет, чтобы кабель туда тянуть.
Курилы аналогично Камчатке и Сахалину. Чем тянуть откуда-то проще на них свою генерацию построить.
Осталась Новая Земля. Что-то не слышно ни о каких таких планах. Вроде собираются там что-то разрабатывать, но чтобы с материка кабель туда тянуть… Сомнительно.
Кабели бывают разные. МО в первую очередь интересует связь.
Да, об этом я не подумал.
Почемуто предполагал, что кабели исключительно силовые. Был неправ.
За фото большое спасибо! На Заливе все стабильно. Перемены — спасателя и паука передвинули. В Феодосии не катались около Моря?
Перемены — спасателя и паука передвинули
В Феодосии не катались около Моря?
Да, уж… Вид крановой техники многое говорит, об отношении к заводу предыдущих хозяев. Красить, ремонтировать, восстанавливать еще не один год.
многое говорит, об отношении к заводу предыдущих хозяев
Это результат украинской специфики, когда у тебя в любой момент в ходе очередного передела могут отнять твою собственность, поэтому владельцы стараются в неё не вкладываться. Видимо уверенность в стабильности на Украине есть только у Вадатурского, поэтому его «Нибулон» и развивается успешно, и объекты выглядят вполне достойно.
Но достроечную стенку у николаевской верфи он отожрал.
достроечную стенку у николаевской верфи он отожрал
А у «Нибулона» там получился замечательный зерновой терминал!
Вообще-то это не верфь,судостроительный завод.Это две огромные разницы.
Во-вторых это не просто «достроечная стенка».Та территория о которой Вы говорите,это специально построенная достроечная набережная предназначавшаяся для достройки атомного авианосца Ульяновск.Данная набережная это не просто кусок причальной стены с палами и рымами.Там было проложено огромное количество коммуникаций.Подведено электропитание,отопление,вода,воздух.Сама набережная это намытая и укреплённая территория.Денег в её строительство было вложено очень много.»Нибулону» досталась за «три копейки».
Краны там так и просятся на замену, причём все.
Ничего себе, даже не думал что там такие объемы уже. И кораблики то не самые маленькие.
Ничего себе, даже не думал что там такие объемы уже.
Надо было строить всю серию 22800 на площадке в Отрадном. Ну кроме тех что для ТОФ. А не заниматься МНОХОВЕХТОРНОСТЬю. Туды её в качель…
Надо было строить всю серию 22800 на площадке в Отрадном.
И в чём выгода такого решения? (Север)
На Пелле 3 корпуса уже «на воде». Четвёртый спустят до снега. Головной на испытаниях. А на море-заливе-зеленодольске всё корпуса на стапелях в невысокой % готовности. Чуть попозже ОСК настойчиво попросит приехать командировочных из Отрадного. ТакЪ вижу! Так пусть бы уж на Пелле строили…темпы там выше и судя по всему компетенции тоже. Тем паче заминка с движками имеется. И «сдаточная команда» у Пеллы поднатореет на первых корпусах и дальше дело бы шло веселей. А так 6 заводов. ШЕСТЬ! Сдаточных команд…вы не видите в чём выгода такого решения? Серьёзно?
На Пелле 3 корпуса уже «на воде».
заливе-зеленодольске всё корпуса на стапелях
Чуть попозже ОСК настойчиво попросит
ОСК в лице Амурского ССЗ получил контракт на 4 МРК только в этом году и к строительству кораблей ещё не приступал.
И ещё — строить гражданские суда с большим количеством импортных комплектующих на Крымских ССЗ сейчас нельзя, поэтому либо они будут строить боевые корабли, либо превратятся в судоремонтные.
вы не видите в чём выгода такого решения?
Вторая жизнь «Залива»: построят ли в Керчи вертолетоносцы
Российский флот давно пытается получить десантные корабли нового поколения. В начале сентября 2019 года ТАСС со ссылкой на источники в отрасли сообщил о планируемом в Керчи строительстве двух универсальных десантных кораблей (УДК) водоизмещением до 15 000 т. Впоследствии эту новость опроверг руководитель ОСК Алексей Рахманов, сообщив, что решение о строительстве кораблей этого типа еще не принято, равно как и не выбрано место постройки. Тем не менее источники «Известий» в российском военном ведомстве сообщают, что планы строительства десантных кораблей нового поколения на одной из крупнейших верфей бывшего СССР — керченском заводе «Залив» — действительно могут быть реализованы. «Известия» разбирались в вопросе.
После «Мистраля»
Контракт на постройку для ВМФ России двух универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» был, наверное, самой реальной с момента распада СССР возможностью ввести в состав флота новые корабли этого типа. Две уже построенные боевые единицы, однако, не были переданы заказчику: под давлением партнеров по НАТО Франция решила аннулировать контракт с выплатой неустойки. Уже построенные корабли были в итоге проданы Египту.
Россия на этой сделке практически не понесла потерь — уплаченные деньги вернулись обратно, при этом доступа к технологиям и оборудованию, уже переданному по условиям контракта, Россию никто лишить не мог, так что ущерб ограничился, по сути, вынужденным отказом от планов существенного обновления десантных сил ВМФ.
Десантный вертолетоносный корабль типа «Мистраль» на судостроительном заводе в городе Сен-Назер, 2014 год
О возможности постройки вертолетоносцев своими силами заговорили практически сразу же, однако наложившийся на политические проблемы экономический кризис не позволил заняться решением этого вопроса немедленно, особенно на фоне сокращения военных расходов. Впрочем, уже в 2015 году появились новости о разработке в России целого типоряда перспективных десантных кораблей с детальной проработкой двух проектов: десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) водоизмещением около 15 000 т, вероятным прототипом которого называли нидерландский проект «Роттердам»/«Ян де Витт», и универсального десантного корабля авианосной архитектуры водоизмещением до 30 000 т — то есть более крупного, чем 20000-тонный «Мистраль».
Тем не менее контракт на постройку не был заключен ни тогда, ни потом. Весной 2019 года было объявлено о закладке двух новых единиц по глубоко модернизированному проекту больших десантных кораблей 11711. От исходного проекта, по которому построены БДК «Иван Грен», переданный флоту в прошлом году, и «Петр Моргунов», который должны передать в 2020-м, два новых корабля — «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» — отличаются увеличенным водоизмещением, размерами и архитектурой, близкой к классическим ДВКД: с носовой надстройкой и большой полетной палубой в корме.
Десантный корабль ВМС Нидерландов «Роттердам»
Детальные характеристики этих кораблей не раскрывались, но предполагается, что ключевым отличием проекта 11711М от исходного будет именно увеличенная до 4–6 вертолетов авиагруппа, позволяющая как высадку десантных подразделений по воздуху, так и огневую поддержку десанта с помощью вертолетов Ка-52К.
Модернизированный проект 11711М уже обеспечивает заметный рост возможностей по сравнению с исходным, разработанным скорее исходя из представлений о действиях морской пехоты, принятых в СССР 1960–1970-х годов (и восходящих еще ко Второй мировой), когда основным способом ее применения виделась поддержка приморского фланга сухопутных войск с высадкой тактических десантов непосредственно с кораблей на побережье в радиусе действия собственной авиации берегового базирования.
Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» Северного флота РФ у причала Североморска
Актуальность этой задачи, однако, заметно снизилась по сравнению с советским периодом, не говоря о том, что за последние сорок лет ведущие морские державы практически полностью изменили подход к морским десантам, перейдя к так называемой загоризонтной высадке с доставкой морской пехоты на берег катерами и вертолетами с корабля, находящегося в 20–30 морских милях вне досягаемости основой массы артиллерийского и ракетного вооружения сухопутных войск противника.
Церемония закладки двух больших десантных кораблей 11711М «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Калининград, 23 апреля 2019 года